Религия в римской империи: Как языческий Рим стал христианским миром

Почему Римская империя преследовала христиан? / Православие.Ru

Вопрос:

Почему Римская империя преследовала (до определенного момента) христиан?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).

Гонение на последователей Иисуса Христа начались с первых дней христианства. Начало положили слепые вожди иудейского народа, но позже на первенствующую Церковь обрушилась вся мощь Римского государства. Исследователи указывают главные причины преследований со стороны Рима: государственные, религиозные и нравственные.

1.Языческая идея государства предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул Pontifex maximus (верховный жрец). Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни.

2. Религиозная политика римской власти отличалось терпимостью. Покоряя всё новые народы, Рим сохранял их культы и даже защищал их законодательно.

Это было нетрудно  в отношении язычества. Но даже официальная религия Израиля пользовалась покровительством. Такая политика Рима была направлена на достижение стабильности и прочности обширной империи. Согласно римскому праву все культы и верования покоренных народов были religiones licitae (дозволенные религии). Только христианству не нашлось места в этой религиозно-правовой системе. Оно оказалось вне закона. Положение усугублялось борьбой иудаизма с новозаветной религией. Римские власти,  преследуя «незаконную» религию, как бы защищали права узаконенной им религии иудеев.

Римское государство преследовало христиан не только в силу вышеуказанных причин. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23) был глубоко чужд религии римлян. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Это отношение нарастало по мере изумительных успехов христианства во всем Средиземноморье.

Христиане были даже при императорском дворе. Св. апостол заканчивает Послание: Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома (Фил.4:22). Видные представители языческого мира в лице христианства не могли не почувствовать смертельную опасность, грозившую язычеству, потерявшему к этому времени жизненную силу.  

3. Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда.

Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:1-3).

Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95-96 гг. (Домициан), 98-117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202 -211 гг. (Септимий Север), 250-252 гг. (Декий и Галл), 257-259 гг. (Валериан), 270-275 гг. (Аврелиан), 303-311 гг. (Диоклетиан), 311-313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу.

16 декабря 2005 г.

Религия Римской империи — Онлайн библиотека

 Религиоведение

С 27 г, до н. э. начинается период существования Римской империи. После убийства в 44 г. до н. э. Юлия Цезаря сторонниками сохранения республики, через некоторое время к такой же неограниченной власти пришел его наследник Окта-виан (63 г. до н. э. — 14 г. до н. э.). С рождения он имел имя Гай Октавиан Фурин, с 44 г. до н. э. после усыновления Юлием Цезарем — Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 г. до н. э. — Император Цезарь, а с 27 г. до н. э. в его имя было добавлено «Август», что означает «величественный богами», «равный богам».

В произведении «Гражданские войны» историк Аппіан зазначаєж.. Цезарь первый стал в глазах римлян священным и получил от них еще при жизни фамилия Август».

Получив титул Августа, он установил государственный строй принципата, фактически это была неограниченная императорская власть, плохо замаскированная под аристократическую олигархию.

Сам Август был умеренно — религиозным и суеверным, он опасался грома и молнии, верил в сны и приметы. Ко времени установления его власти в римском обществе было распространено скептическое отношение к традиционной религии, распространялась эллинистическая философия, мистические учения и восточные культы. Август пытался в русле своего общего консерватизма возродить ста-роримську религию. Он восстанавливал и строил новые храмы. В «Деяниях Божественного Августа» от имени Августа пишется: » … храм на Капитолии культа Юпитера феретрия и Юпитера Громовержца, храм Квирина, храм Минервы и Юноны Царицы и Юпитера Освободителя на Авентіні, храм Ларей на Священном пути, храм богов Пенаты в ВелІЇ, храм Великой Матери на Палантині я построил». Там же сообщается о том, что он был верховным жрет-цем — великим понтификом, авгуром (жрецем — птаховорожісм), членом коллегии Пятнадцати (квіндеиемвірів), что хранили Сивільні книги, членом коллегии Семи епулонів (что организовывали религиозные трапезы), членом Арвальського братства двенадцати жрецов, что весной обходили римскую городскую черту с молитвами о урожай, членом коллегии ТіЙієв и феціалів (двадцать жрецов, которые решали международные проблемы). Это в то время, когда он занимал все высшие должности в якобы демократическом республиканском Риму. Август к культу Юпитера добавил культ Венеры, которая вроде бы была прародительницей рода Юлиев.

Как Цезарь Август уважал своих божественных предков, свидетельствует сообщение Светония о том, что после получения Перузії «…он отобрал из тех, кто сдались, триста человек всех сословий и в иды марта возле алтаря в честь божественного Юлия перебил их, как жертвенный скот».

Большое значение приобрел культ гения Августа, что прямо утверждал его исключительную власть.

Укрепляя авторитет римских императоров, Август внес поправки в римский юлианский календарь: месяцу секстилію он дал свое имя («август»), еще раньше месяц квінтілій получил родовое имя Юлиев (июль).

Свой культ Август распространял и в подчиненных Риму странах. В Єгипті Август считался фараоном и сыном бога Солнца — Ра, в честь Августа был освящен храм Кесаріон в Александрии. Многочисленные храмы были посвящены Августу в других городах. День рождения Августа праздновался во всей империи.

Император Август усиленно насаждал культ своей личности. Тацит в «Анналах» приводит мнения некоторых римлян, что «богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были установлены фламинами и жрецами как божества».

После смерти Августа в 14 г. н. э. ему унаследовал Тиберий Клавдий Нерон (42 г. до н. э. — 37 г н. э.). Обожествление Августа таки получил признание. Из Тацита читаем:»… после того, как захоронение (Августа — В. Т.) было осуществлено в соответствии со всеми надлежащими обрядами, сенат постановил построить Августу храм и установить его культ».

В Римской империи одна за другой в период принципата менялись династии Юлиев Клавдиев, Фоавіїв, Антонинов.

Рассказывая о событиях в Риме последних десятилетий перед нашей эрой и начала нашей эры, которые полны насилия, жестокости, убийства, предательства, ненависти, преследований — одним словом — лихие времена, Тацит пишет: » Никогда еще боги не давали римскому народу более очевидных и более ужасных доказательств того, что их дело — не заботиться о людях, а наказывать их».

Древняя римская религия прекрасно обслуживала римское общество. Особо следует отметить ее коммуникационные качества. Римляне, под многовековым влиянием демократических принципов уважали колегійність не только в управлении государством, но и в повседневной жизни. Религия давала им возможности повседневного общения. Принесение жертв, например, всегда мало коллективный характер. Все религиозные, общественные, деловые, бытовые дела решались вместе, соответствующими группами. Религиозные собрания облегчали общения. Вот поэтому религия органично входила в образ римского жизни.

Гастон Гоцасьє, характеризуя римскую религию, отмечает, что по сравнению с стародавньогрецькою, она приучает к дисциплине и подчиненности, она моральная, лучше подвержена философском толкованию и поэтому без нее римляне просто не понимали своего существования. . ……

Обожествление императора было главным содержанием римской религии. Со своей стороны императорская власть осуществляла непосредственное управление всеми религиозными делами и в таких условиях потребности в старой системе управления, в церкви не было.

В императорском Риме усиливается влияние восточных культов. Особенно активно они воспринимались народными низами, которые были задавлены порабощением и убожеством. Эти восточные культы обещали нуждающимся счастливую загробную жизнь, которого не могли получить хоть в обещаниях от многочисленных римских богов, которые откровенно покровительствовали их визискувачам. Пользовались вниманием восточные культы и в высших кругах. В 1 в. до н. э. большую популярность имел Аполлон Тианский, которого считали то ли философом, или магом, или просто шарлатаном. Астрология, магия, гадания стали повальной модой. Считали, что наука астрологов, хотя она очень сомнительна в деталях, но может быть существенным в целом, поскольку и человеком, и вселенной управляют одни и те же объективные законы.

Императорская власть, пытаясь сохранить политеистическую религии древности, где и ей находилось место в обширном пантеоне, пыталась ограничить влияние восточных культов. Но естественный процесс религиозного взаимовлияния делал свое дело, и уже император Кал и гул а, правившего с 37 по 41 г. н. э. строит богине Исиде храм на Марсовом поле, где римляне с энтузиазмом созерцали религиозную драму убийства Осириса Сетом и его воскресение. Его наследник Клавдий (41 — 54) превозносит фрігійську Кібе-лу.

Второе века новой эры характерно распространением в Римской империи мітраїзму. Прагматично мыслящие римляне увлекаются соображениями о добре и зле. Зло в них становится не следствием недовольства богов, а действием бога Аоімана. Мітраїстські мистерии, которые происходили тайно, становятся особенно привлекательны. А за императора Диоклетиана (284 — 305) и Максіміана (286 — 302) культ Митры входит в число государственных культов.

Среди восточных культов появилась и новая религия, которой нележало большое будущее. Это было христианство. Оно зародилось в первой половине 1 в. н. э. в Палестине, как одна из сект иудейской религии. В силу целого ряда качеств и специфических исторических условий развития, о которых будет речь в следующих разделах, оно постепенно приобрело большое значение в центре империи, в Риме. Большую роль в утверждении христианства в Риме отыграл апостол Павел. Процесс распространения христианства в Риме был лосить совокупный. Его то разрешали, то запрещали, на христиан были жестокие гонения. А влияние стародавньоримської религии тем временем все падал и падал. Наконец, в 313 году императоры Константин (306 — 337) и Ліціній (308 — 334) издали приказ о предоставлении христианству официальной равенства со всеми другими религиями. В 324 году христианство было объявлено государственной религией Римской империи. Началось уничтожение религиозного предшественника христианства — древней римской религии. Храмы и святилища разрушались, статуи богов разбивались, самая старая религия получила название язычества, то есть религия «языков», народов, подчиненных Риму, поскольку распространение христианства из центра империи — Рима в провинции было не таким уж быстрым. Под лозунгом борьбы с язычеством (еще употребляется термин «язычество», но он является выражением превосходства христианства над старыми религиями, презрительной названием их, поэтому его употребление имеет откровенную идеологическую направленность) происходило уничтожение античной культуры, это были идеологические расходы утверждения новой религии.

Но влияние древней римской религии был незнищимий. Как и вся культура Древнего Рима, она оставила глубокий след в истории всемирной цивілізації. ее влияние чувствуем и в современности.



Назад  

Какой была религия Древнего Рима?

 

Религия является важным краеугольным камнем многих обществ, как древних, так и современных. В Древнем Риме религия была основой многих наиболее важных верований. Это сообщало не только о том, как они жили своей жизнью, но и о характере их архитектуры и окружения. С первых дней своего существования Древний Рим был политеистическим. Это означало, что они верили во многих богов и духов, каждый из которых играл свою жизненно важную роль. Но природа римской религии неизбежно менялась на протяжении столетий существования империи. Давайте углубимся в историю, чтобы узнать больше.

 

Древний Рим был политеистическим

Римский бог Юпитер, II–III века н. э., изображение предоставлено Christie’s

 

Древний Рим с самого начала установил политеистическую систему верований, поклоняясь множеству различных богов и духов. Они даже думали, что некоторые из этих невидимых существ были духами их бывших предков. Римляне также верили, что боги помогли зацементировать самые основы Рима. Из-за этого они основали Капитолийскую триаду в честь трех отцов-основателей города. Это были Юпитер, бог всего, наряду с Марсом, богом войны и отцом Ромула и Рема, и Квирин (бывший Ромул), первый царь Рима.

Древние римляне включили греческих богов в свою религию

Парфенон в Риме, храм Афины, богини войны, изображение предоставлено Lonely Planet

 

Многие боги, известные в Древнем Риме, были заимствованы из более ранней греческой мифологии. Это произошло потому, что на нижнем полуострове Рима было много греческих колоний, идеи которых проникли в римскую культуру. Фактически, у большинства римских богов были греческие аналоги, часто с таким же именем или ролью. Например, Юпитер был римским эквивалентом Зевса, а Минерва была римской версией греческой Афины, богини войны.

 

Подобно древним грекам, в различных городах Древнего Рима появились свои собственные святые покровители, и в честь этих божеств были возведены огромные монолитные храмы. Римские граждане считали эти храмы домом бога и поклонялись за его пределами или у входа в храм. Позже, по мере роста Римской империи, римляне также включили элементы системы верований покоренной нации в свои собственные религиозные практики. Тем не менее всеобъемлющий характер римской религии был удивительно похож на древнегреческий.

 

Римляне изобрели богов

Римский бог Янус, изображение предоставлено Wall Street Journal.

Было несколько богов, которых римляне придумали сами. К ним относится Янус, двуликий бог, который был стражем дверных проемов и ворот, который мог заглядывать и в прошлое, и в будущее одновременно. Другим направлением религиозной мысли, характерным только для Рима, были девы-весталки, чья работа заключалась в охране очага Астриум Веста. Избранные в десятилетнем возрасте, эти девочки оставались в служении богине Весте в течение 30 лет (что-то вроде современных христианских монахинь).

 

В Древнем Риме императоры были главными религиозными жрецами

Римский храм Аполлона, бога солнца, изображение предоставлено Всемирной историей

 

Начиная с императора Августа, римские лидеры стали pontifex maximus, или верховным жрецом, что сделало их главой любого религиозного культа. Римские императоры использовали римских авгуров, или прорицателей, чтобы читать внутренности животных, чтобы предсказывать будущее. Императоры также устраивали ритуалы и жертвоприношения богам в религиозных храмах перед тем, как вступить в какое-либо сражение, в надежде предотвратить негативный исход.

 

Христианство в конце концов захватило Древний Рим

Император Константин, 325-370 гг. н.э., изображение предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

 

И иудаизм, и христианство в конце концов бросили вызов религиозным убеждениям Древнего Рима. Еврейские идеи представляли такую ​​угрозу для Древнего Рима, что евреи часто сталкивались с жестокими предрассудками и дискриминацией, что приводило к изгнанию и даже войне; Император Тит вел еврейские войны, которые разрушили город Иерусалим и убили тысячи людей. Первоначально христианство рассматривалось как небольшая секта иудаизма, но оно росло и росло, в конечном итоге став доминирующей религией в Восточной и Западной Римских империях. На востоке император Константин был большим сторонником христианства и даже обратился в религию на смертном одре. Это растущее господство христианства, несомненно, сыграло свою роль в падении Западной Римской империи, и оно станет господствующей религией на века вперед.

Римская империя: в первом веке. Римская империя. Мифология


Серийная реконструкция руин храма
Помимо богов, которых прославляло государство, в каждом римском доме поклонялись духам.

Верили, что духи защищают семью, дом и даже деревья и реки. Этим духам регулярно поклонялись.

Ранняя римская религия

Религия Древнего Рима возникла много веков назад и со временем становилась все более разнообразной. Когда разные культуры поселились на территории, которая позже стала Италией, каждая из них принесла своих богов и формы поклонения. Это сделало религию древнего Рима политеистической, поскольку они поклонялись многим богам. Они также поклонялись духам.

Духи рек и деревьев

У рек, деревьев, полей и зданий был свой дух, или нумен. Поклонение более чем одному нумену или нумине было частью ранней римской культуры.

Хозяйственный спирт

В каждом римском доме также были свои духи-хранители. Например, Веста была богиней камина. Даже в продуктовых шкафах были свои духи, называемые пенатами.

Семейные духи

У семей также был дух-защитник, называемый лар. У каждой семьи был лариум или алтарь этого духа, часто хранившийся в атриуме или во дворе. Глава семьи, paterfamilias, отвечал за регулярные жертвоприношения, чтобы чтить дух семьи и следить за тем, чтобы он продолжал присматривать за ними.

Ужин

Семьи также просили благословения духов перед любым особым семейным событием. Часть каждой еды бросали в огонь в качестве подношения. Также ожидалось, что домашние рабы будут поклоняться тем же духам, что и их владельцы.

Как и большинство жителей древнего мира, римляне верили, что духи собираются вокруг перекрестков. Поэтому было обычным делом находить небольшую святыню или compita, установленную везде, где сходились пути или дороги. У них будет четыре алтаря для почитания духов в каждом направлении.

Праздник перекрестка

Эта практика была отмечена на Фестивале Перекрестков, называемом Compitalia. В этот праздник семьи развешивали шерстяных кукол и мячей на ближайшей компите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *