Реконструкция штурма зимнего дворца: Эрмитаж отказался от реконструкции штурма Зимнего дворца

Новый штурм Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 7 ноября отменили (СКРИН) / 02 ноября 2017 | Политика, Новости дня 02.11.17

Новости

, Кратко, Популярное

Запланированная на 4-7 ноября в Санкт-Петербурге уникальная историческая акция по реконструкции событий 100-летней давности не состоится. Историческое представление «Штурм Зимнего», которое должно было пройти на Дворцовой площади в формате зрелищного действа с участием реконструкторов со всей страны, отменено.

Как передает корреспондент РИА «Новый День», об этом сообщают организаторы – проект «Судьба Отечества» – в своей группе в соцсети. «Товарищи! По независящим от нас причинам основная идея нашего мероприятия, которое могло войти в историю города по своему грандиозному масштабу, не получила поддержки. В ближайшие выходные на Дворцовой площади будет организован Фестиваль света», – сообщают они. К событию реконструкторы готовились масштабно, а посетить представление собирались люди со всех концов страны. В анонсе на портале www.kudago.com акция описывалась так: «В ноябре, с 4-го по 7-е, мастера путешествий во времени вернутся во времена, когда творилась Русская революция, навсегда изменившая исторический уклад страны. Санкт-Петербург вновь станет Петроградом с его забастовками и восстаниями, император отречётся от престола, а Ленин въедет в город на броневике, чтобы рассказать об идее новой революции. Кульминацией исторической драмы станет штурм Зимнего дворца. В постановке примут участие сотни людей – солдаты и матросы, военная техника. Негласными участниками можете стать и вы, если придёте на представление в тематическом костюме».

Подписчики сообщества не скрывают своего разочарования и выдвигают собственные причины отмены: «Извините, мутная история. Релизы шли от городского бюро по туризму и Смольного – значит, как минимум, административная поддержка была. Реально, видимо, передумали под влиянием каких-то политических факторов. Не вижу другого объяснения», – написал один из пользователей.

Администрация Санкт-Петербурга называет ключом программы Дня народного единства световое шоу, которое пройдет 4 и 5 ноября на Дворцовой площади и Петроградской набережной. «Эпическое полотно, посвященное событиям 1917-го года, развернется на фасаде здания Главного штаба. На фасаде Зимнего дворца пройдет состязание команд художников-мэпперов. Каждая команда в своей неповторимой манере проиллюстрирует одну из пяти популярных любимых песен о Петербурге. Зрители выберут лучший видеопроекционный спектакль из пяти, представленных командами Италии, России, Польши, Франции и Испании… На Петроградской набережной развернется вторая часть осеннего фестиваля света – знаковое мероприятие «100 лет Октябрьской революции». В центре события – легендарный крейсер «Аврора», залп которого изменил ход мировой истории, положив начало революции. Впервые одной из площадок фестиваля станет сам корабль, на котором два дня подряд, начиная с 7 часов вечера, будет демонстрироваться уникальное мультимедийное шоу в формате 3D», – сообщается на сайте Смольного.

Какие-то элементы шоу реконструкторов, вероятно, все-таки сохранятся. «Данный Фестиваль предполагает несколько площадок и форматов демонстрации культурно-исторического материала, включая и небольшие постановки с участием реконструкторского сообщества» – говорится в новом анонсе на сайте проекта.

Санкт-Петербург, служба новостей

Санкт-Петербург. Другие новости 02.11.17

Менеджеры Отечества: почему русская интеллигенция дважды разрушала Россию. / Президентский «бабий бунт»: выборы Путина будут «сюрпризными». Известный политконсультант прокомментировал женскую претензию на пост главы государства. / В МИД России сочли сомнительными объяснения США о сборе биоматериала россиян. Читать дальше

© 2017, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Яндекс

Новости

Яндекс ДзенYouTube

В рубриках

Балтия, Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия,

Новости партнеров

Зимний, который никто не брал.

История векового мифа о штурме | История | Общество

Олег Герчиков

Примерное время чтения: 6 минут

13394

РИА Новости

100 лет назад, 7 ноября 1920 года, в Петрограде грандиозной инсценировкой «Взятие Зимнего дворца» отметили третью годовщину Октябрьской революции, которую сами большевики тогда ещё называли переворотом.

Организаторы первых революционных празднеств стремились устроить подобные постановки для рабочих и солдат и при их непосредственном участии. Своего рода театр коллективного актёра, где актёром и главным героем был революционный народ. В марте 1919 года в петроградском Народном доме состоялось созданное Театрально-драматургической мастерской Красной Армии представление «Свержение самодержавия». В нём участвовали красноармейцы, а текст был во многом импровизацией.

Действо развивалось на двух деревянных мостках, расположенных в разных концах сцены. Расстрел демонстрации, бунт Волынского полка, арест царя и, наконец, победа. Торжество революции олицетворяла «Дубинушка», которую на премьере этого грандиозного представления пел Фёдор Шаляпин.

Площадное действо

Но самой величественной и впечатляющей была постановка «Взятие Зимнего дворца». Руководил постановкой режиссёр и преобразователь театра Николай Евреинов, а одним из инициаторов этого спектакля был пианист и композитор Дмитрий Тёмкин, служивший в то время в политуправлении Петроградского военного округа. Правда, вскоре оба пропагандиста нового мира покинули большевистскую Россию. Евреинов эмигрировал во Францию, где увлёкся идеями масонства. Тёмкин отправился в Германию, а оттуда в США. Там он сделал успешную карьеру как композитор, пишущий музыку для кинофильмов, стал обладателем четырёх «Оскаров».

По масштабности и зрелищности инсценировка «Взятие Зимнего дворца» не имела аналогов в истории России, да и, пожалуй, других стран. В постановке было использовано всё пространство Дворцовой площади (тогда — площади Урицкого) и прилегающие к ней территории. Вдоль здания Генштаба полукругом располагались два достигающих уровня третьего этажа и соединённых мостом деревянных помоста. Мелькали дамы в шляпках, министры-капиталисты и прочие буржуи с набитыми мешками денег, рабочие и прочий трудовой люд, красногвардейцы. На противоположной стороне площади сложили поленницу, за которой укрывались люди, изображавшие защитников Зимнего дворца — юнкеров. После бегства «защитников буржуев» одновременно озарялись все окна Зимнего, что должно было означать — Временное правительство укрылось за его стенами.

Зрители располагались на площади, десятки прожекторов освещали место действия. Режиссёрский состав насчитывал несколько десятков человек, а в самой постановке принимали участие около восьми тысяч человек, в том числе сотни солдат и матросов, были привлечены военная техника и, естественно, крейсер «Аврора». Участники инсценировки трудились почти бесплатно — за продовольственный паёк. Но большинство из них еще недавно принимали участие в революционных событиях, поэтому вряд ли воспринимали происходящее вокруг только как работу.

Перед началом репетиций главный режиссёр Николай Евреинов произнёс речь перед многотысячной труппой: «Время статистов прошло. Помните, товарищи, что вы вовсе не статисты. Вы артисты, быть может, ещё более ценные, чем артисты старых театральных навыков. Вы части коллективного артиста. От сложения и умножения ваших переживаний получается новый эффект нового театрального действия». И эффект действительно был. Газеты писали, что крестьяне из соседних деревень, приехавшие в Питер и попавшие на инсценировку взятия Зимнего дворца, сначала с любопытством следили только за всполохами прожекторов. Затем происходящее вокруг так захватило их, что на развернувшееся представление они стали реагировать как на реальные события. Когда же началась последняя атака, они вместе с толпой статистов и зрителей потянулись на штурм Зимнего.

Директивный миф

Об этом грандиозном театрализованном представлении пресса писала с восторгом. Вот одна из рецензий, напечатанная в еженедельнике «Вестник театра»: «В те минуты, когда, как три года назад, загремела своими пушками „Аврора“, примешивая гул своих орудий к трескотне винтовок, театр перестал быть театром, слив жизнь и искусство в один неразрывный комплекс». Однако рецензент не скрывал, что постановка расходится с тем, что на самом деле случилось в стране три года назад. «В 17-м, — заметил он, — пуль выпустили меньше, чем теперь».

Штурм Зимнего дворца был показан во многих фильмах. Наиболее известные — картина Михаила Ромма «Ленин в Октябре», выпущенная в прокат в 1937 году, и фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снимавшийся к 10-летию революции. Они включают канонические сцены штурма. Что касается фильма «Октябрь», то он делался с размахом, режиссер получил в свое распоряжение беспрецедентные ресурсы — вплоть до настоящего оружия, исторических костюмов и права использовать для массовки воинские части. В связи с чем обыватели того времени шутили: съёмки принесли городу вреда больше, чем сама революция.

Мало-помалу взятие Зимнего из реального события стало превращаться в революционный миф, находились и всевозможные свидетельства того, чего на самом деле не было. Вдруг выплывали неизвестные «герои» тех лет. Они рассказывали, что были в рядах красногвардейцев, ринувшихся на штурм дворца, вспоминали, как под огнём юнкеров перелезали через ворота и как падали сражённые огнём врага товарищи. На самом деле какого-либо серьёзного сопротивления защитников Временного правительства в 1917 году не было, как не было и героического штурма. Вряд ли можно назвать штурмом холостой выстрел «Авроры», после которого вооружённые люди почти без потерь ворвались в помещение дворца.

Впрочем, настоящий штурм Зимнего, о котором в советской историографии упоминалось лишь вскользь и не всегда, всё же состоялся. Объектом штурма победившего пролетариата стали погреба Зимнего дворца, где хранились элитные спиртные напитки. Именно туда с лозунгом «Допьём Романовские остатки!» устремились революционные массы. Кстати, при самом взятии Зимнего погибло всего несколько человек, а при погроме его винных погребов упилось до смерти и захлебнулось в разлившемся вине куда больше народу. Это никуда не годилось. Культивируемый большевиками миф о штурме Зимнего под залпы «Авроры» и был призван продемонстрировать ничем не замутненный героизм рабочих и красногвардейцев, ковавших победу Октябрьской революции.

Зимний дворецОктябрьская революцияистория России

Следующий материал

Новости СМИ2

Взятие Зимнего дворца. Семнадцать моментов советской истории

 

Первоисточник: Дело Народа, № 193, 11 ноября 1917 г., стр. 1-2.

Во вторник [6 ноября] я, как обычно, присутствовал на заседании Временного правительства в Зимнем дворце. Присутствовали все министры, председательствовал Керенский.

После того, как мы урегулировали несколько мелких вопросов, мы взялись за земельное право. Первая и вторая статьи были приняты без изменений. Пока мы работали, Керенский получил несколько сообщений о восстании, которое готовили большевики. Было решено временно положить на стол закон о земле и заняться текущими делами.

Обсудили вопрос о резолюции Предпарламента, а затем перешли к вопросу об обороне Петрограда. Около часа ночи собрание кончилось

В среду утром в половине одиннадцатого меня вызвали по телефону на внеочередное заседание Временного правительства. Нам сообщили, что большевики захватили петроградское агентство новостей, Госбанк, почту и телеграф. Условились, что Полковников, руководивший защитой, действовал нерешительно, и на его место был назначен Н. М. Кишкин с двумя помощниками, Пальчинским и Рутенбергом. Кишкин уехал в канцелярию Генштаба. После этого было составлено и утверждено обращение к населению. Было решено оставить Временное правительство в непрерывном составе. Во время работы до нас доходили сообщения об успехах большевиков.

В семь вечера Кишкину, находившемуся в Генштабе, вручили записку за подписью Антонова с требованием капитуляции Временного правительства и разоружения караула. В записке обращалось внимание на то, что все орудия «Авроры» и Петропавловской крепости были натренированы на Зимний дворец. Кишкину дали двадцать минут на решение. Когда министры узнали об этом требовании, они решили, что только Учредительное собрание, а не самозваная организация, может взять на себя их полномочия.

Охрана Зимнего Дворца состояла из курсантов, части инженерного училища, двух рот казаков и небольшого количества женского батальона.

В 22:00 во дворце раздался выстрел, сопровождаемый криками и выстрелами курсантов. В ходе расследования выяснилось, что двое матросов забрались на верхушечный этаж дворца и бросили вниз две ручные гранаты. Бомбы ранили двух курсантов, за которыми быстро ухаживал Н. А. Кишкин.

Моряки арестованы и разоружены. По всему зданию был произведен обыск, арестовано и обезоружено около пятидесяти враждебно настроенных матросов и солдат. Тем временем прибывало все больше и больше матросов и солдат, пока охрана не стала казаться беспомощной. За пределами дворца стреляли из винтовок, пулеметов и даже пушек. Около двух часов ночи [7-8 ноября] у входа во дворец раздался сильный шум. Повстанцы пытались прорваться, а тридцать кадетов пытались их сдержать. Члены Временного правительства взяли себя в руки и прекратили дальнейшие беспорядки. Вооруженная толпа солдат, матросов и гражданских во главе с Антоновым ворвалась внутрь. Они выкрикивали угрозы и шутили. Антонов арестовал всех от имени ревкома и начал собирать имена всех присутствующих. Начал с Коновалова, потом с Кишкиным, потом с другими. Он осведомился о Керенском, но его уже не было во дворце.

Нас посадили под арест и сказали, что нас отвезут в Петропавловскую крепость. Пальто мы сняли, а Кишкина нет, Кто-то украл. Ему дали солдатскую шинель. Между Антоновым, солдатами и матросами началась дискуссия о том, следует ли везти министров к месту назначения на автомобилях или пешком. Было решено заставить их ходить.

Каждого из нас охраняли двое мужчин. Когда мы шли по дворцу, казалось, что он заполнен повстанцами, некоторые из которых были пьяны. Когда мы вышли на улицу, нас окружила толпа, кричащая, угрожающая… и требующая Керенского. Толпа, казалось, была полна решимости взять закон в свои руки, и одного из министров немного толкнули. тут же раздался выстрел, и толпа утихла. Мы шли мимо дворца, мимо Эрмитажа… к Троицкому мосту. У Троицкого моста толпа оживилась и закричала: «Бросьте их в реку!» Звонки становились все громче и громче. как раз в этот момент с другой стороны от нас открыл огонь пулемет. Мы бросились вниз, а часть толпы побежала, а с ними один из арестованных офицеров…

Отсюда до форта мы двинулись без дальнейших волнений.

. Каждого из нас поместили в отдельную камеру… холодную и сырую. Так я провел ночь. Утром мне дали горячей воды и кусок хлеба, в полдень какой-то суп. Только в девять вечера я достал что-нибудь поесть, две котлеты и немного картошки. В течение дня ничего не произошло. Мне дали каталог книг и лист бумаги, на котором я мог записать то, что мне нужно на завтра. В три часа ночи меня разбудило появление нескольких военных. Они сообщили мне, что по решению II съезда Советов мы с Салазкиным помещены под домашний арест. Меня отвели в офис; Там же был и Салазкин… Меня попросили дать честное слово не выходить из дома. Я отказался и сказал, что не обязан давать никаких обещаний «всем охранникам». Салазкин ответил тем же. Затем нам сообщили, что в наши дома будут помещены красногвардейцы. Когда я объяснил, что живу в здании, которое занимает Центральный Исполнительный Комитет Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов, они немного растерялись… Была сделана еще одна попытка уговорить меня дать обещание, но я отказался.

После этого разговора мы с членом ревкома сели в машину и без охраны поехали к зданию исполкома. Когда мы вошли, он сказал: «Вы свободны, но знайте, что, отказываясь дать мне честное слово, вы подвергаете меня опасности быть арестованным».

Штурм Зимнего дворца. Судебная экспертиза образа

Штурм Зимнего Дворца Проект был посвящен фотографии, которая, как никакая другая, стала символом Октябрьской революции. Однако на этой фотографии представлено не историческое событие, а лишь его постановочная реконструкция. В 1920 октября русский театральный режиссер Николай Евреинов (1879-1953) по случаю третьей годовщины революции принял заказ на воссоздание событий, имевших место в Зимнем дворце. Фотография, сделанная во время спектакля, которая на самом деле давала ложную картину штурма Дворца, вскоре после того, как была сделана, стала рассматриваться как исторический документ, а ее репродукции появились в печати, школьных учебниках и хрониках.

На фотографии якобы изображен штурм Зимнего дворца большевиками, событие, послужившее поводом для революции. Однако в действительности никаких фотографий от событий 1917 года не сохранилось. Даже если бы на месте был фотограф, он не мог бы сделать такую ​​фотографию, потому что сегодня мы знаем, что штурм Дворца не был в факт имел место – по крайней мере, в том виде, в каком его преподносила советская пропаганда и закрепляла впоследствии в своей историографии. Правда заключалась в том, что Временное правительство России подверглось нападению не массы революционеров, а горстки красногвардейцев, которые просто захватили министров, когда они сдались, не оказывая сопротивления. Оглядываясь назад, отсутствие фотографий, на которых можно было бы запечатлеть нападение на Зимний дворец, оказалось особенно удобным для большевиков, поскольку в отсутствие достоверных записей миру была представлена ​​его постановочная версия.

Историческая реконструкция 1920-х годов является примером одного из самых замечательных спектаклей, когда-либо имевших место, в котором было задействовано около 10 000 статистов, и который в прямом эфире посмотрели 100 000 зрителей. Из оставленных им заметок не ясно, осознавал ли сам режиссер тот факт, что он участвовал в создании ложного образа начала революции для многих поколений. Однако он, безусловно, воспользовался возможностью (возможно, вынужденным следовать строгим инструкциям), как описывает Сильвия Сассе: «превратить незначительное событие в большое с помощью театральной уловки.

Можно сказать, что он должен был написать эту историю с нуля». Под управлением Евреинова и его сорежиссерской группы малозаметные события 1917 превратился в массовую «суперпродукцию».

Штурм Зимнего Дворца выставка показала все существующие записи его постановки, обнаруженные на данный момент в архивах (включая фильм и 63 фотографии). Его детальное оформление приблизило аудиторию к пониманию процессов, благодаря которым это фальсифицированное видение истории стало официальной частью советской историографии. Поэтому в одной части выставки представлены результаты детального анализа, выявляющего фальшивость фотографии, а также искусственность обстоятельств, при которых она якобы была сделана. Где были установлены камеры? Где в то время были директор и его помощники, которые должны были помогать ему управлять толпой статистов, как он инструктировал их с помощью телефонной линии?

Презентация девяти работ, подготовленных шестью современными художниками, дополнила исторические материалы. Вступая в диалог с реализациями Евреинова, они в то же время исследовали некоторые вопросы истории, памяти, театральной постановки и повторения.

Видеоинсталляция российской художественной группы Что Делать представила свою версию штурма дворца, снятую в оригинальном месте (ныне площадь перед Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге) , и выполнен в стиле фильма ужасов с участием зомби. В свою очередь, швейцарский театральный режиссер Мило Рау изложил свою версию нападения на площади перед Рейхстагом, где заседает немецкий парламент. Обе работы созданы специально для выставки. Через свои работы оба художника задавали один и тот же вопрос, а именно, кто сегодня является «третьим государством», не представленным ни в одном парламенте. Еще один проект, напрямую связанный с событиями штурма Зимнего дворца, пришел из Польши. В работе представлены записи трех канунов начала Великого Октября годов: 1987, 1988 и 2001. Презентация, подготовленная Вальдемаром Фридрихом и его Оранжевой Альтернативой , приняла форму сюрреалистического события.

Другие работы Кристины Лукас , Казимира Малевича и Питера Уоткинса  не были попытками воссоздать штурм. Вместо этого они призвали зрителей задавать вопросы о взаимосвязи между изображением, историей и документом, которые, подрывая, среди прочего, концепцию подлинности, ссылаются на хрупкость памяти и исторического повествования.

На выставке были представлены две работы испанской художницы — Cristina Lucas . Первый назывался La Liberté raisonnée (2009 г.) и представляет собой мобильную версию знаменитой картины Эжена Делакруа Свобода, ведущая народ , показывающую, среди прочего, что происходит со Свободой, когда знаменитая сцена подходит к концу. С другой стороны, в инсталляции Прибавочная стоимость (2014–2016) Лукас работал над «Капиталом» Карла Маркса. Из инсталляции мы узнали, что отдельные страницы оригинальной рукописи были проданы на международном арт-рынке за огромные суммы денег, что кажется ироничным повторением вопросов, описанных в «Капитале».

На выставке также было представлено более сорока работ, приписываемых Казимиру Малевичу , известному супрематисту первой половины ХХ века. Но почему эти работы датированы 1985-2009 годами? Дело в том, что Малевич сделал множество копий своих работ, в том числе для знаменитой выставки Grosse Berliner Kunstausstellung  (1927), во время которой представил ретроспективу, состоящую из семидесяти работ. Работа на выставке по адресу ms 1 состояла из больших обоев с изображением фотографии инсталляции Последняя выставка футуристов , 1985-2011, в рамках текущей презентации коллекции Музея искусства по адресу ms 2 . Если об оригинальной выставке 1915 года мы знаем только по одной фотографии, то на обоях изображен сувенир из нашей коллективной памяти, реконструированный на основе этой самой фотографии. С тех пор многие из этих репродукций были переданы в крупнейшие музеи современного искусства, в том числе в МоМА в Нью-Йорке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *