ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Е. А. Мельникова
«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», закрепившееся в историографии летописное название трёх европ. водных путей, соединявших Балтийское и Средиземное моря: 1) морского пути через Северное м. и Бискайский зал.; 2) речного Балтийско-Волжского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево» (р. Нева и Ладожское оз.), р. Волхов, оз. Ильмень, р. Мста и др., р. Волга до Каспийского м.; 3) речного Балтийско-Днепровского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево», р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать в Зап. Двину и её притоки (позднее также от Рижского зал. Балтийского м. в Зап. Двину и её притоки), оттуда в Днепр к Чёрному («Русскому») м. и далее до визант. портов. Балтийско-Днепровский путь имел ответвления: от Днепра через реки Угра, Ока до Волги; от Днепра через реки Припять, Березина, Неман до Балтийского м. ; от Днепра через реки Припять, Буг и Висла до Балтийского м.; от Днепра через реки Припять, Случь или Горынь в реки Збруч или Серет, затем Днестр до Чёрного моря.
В «Повести временных лет» все три пути объединены в единый водный путь вокруг Европы. Он упоминается в этногеографич. введении; фрагменте, специально посвящённом пути «Из в. в г.»; рассказе о путешествии ап. Андрея Первозванного. Часть Балтийско-Днепровского пути от Верхнего Поднепровья до Византии описана Константином VII Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (сер. 10 в.).
Мор. путь из Балтийского м. в Средиземное м. вокруг Зап. Европы был проложен поэтапно, в ходе грабительских набегов викингов на Англию, Францию и Испанию на протяжении 9 в., но уже в 10 в. он стал использоваться для торговых целей и превратился в одну из осн. коммуникаций Сев., Зап. и Юж. Европы.
Освоение Балтийско-Волжского и Балтийско-Днепровского путей происходило на протяжении 8–10 вв. (хотя нижнее течение р. Днепр было известно уже в античности). Оно сопровождалось возникновением в узловых пунктах торгово-ремесленных поселений, в них явно отмечается присутствие варягов. К древнейшим поселениям со значит. концентрацией сканд. древностей относятся Ладога (см. в ст. Старая Ладога), Рюриково городище, Тимирёво (см. в ст. Тимирёвское поселение и могильник). На месте перехода из Днепра в Зап. Двину возникло Гнёздово, ставшее в 10 в. крупнейшим торгово-ремесленным и воен.-адм. центром. В узловых пунктах пути отмечены топонимы Волок, Перволок, Переходцы.
С кон. 9 в. на сев. часть Балтийско-Волжского (до впадения р. Кама в р. Волга) и практически на весь Балтийско-Днепровский путь распространялся контроль киевских князей. Исключением являлся участок южнее притоков Днепра (правого – р. Рось и левого – р. Ворскла): он проходил по территории кочевников (печенегов, затем половцев), регулярно нападавших на суда во время их разгрузки для преодоления Днепровских порогов (во время такого набега погиб кн. Святослав Игоревич). Для безопасности корабли собирались в караваны. В 11–12 вв. киевские князья нередко высылали охрану к Днепровским порогам.
Балтийско-Днепровский путь сыграл важнейшую роль в развитии вост. славян, становлении Др.-рус. гос-ва, его политич. и экономич. жизни, с кон. 9 в. он связывал два осн. центра – Новгород и Киев и стягивал вокруг себя земли завоёвываемых киевскими князьями вост.-слав. племенных образований. Его экономич. значение неуклонно возрастало по мере роста внутр. торговли в рус. княжествах и землях. В 12 в. в Смоленском кн-ве и, возможно, значительно раньше в Новгородской республике возникли волоковые службы для проведения судов по опасным для навигации местам и перегрузки товаров; в договорах Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 и Новгорода с нем. городами и Готландом 1269 определялись оказываемые купцам услуги и их стоимость.
В кон. 12 – 13 вв. в результате усложнения обстановки в степной зоне (активизация половцев, а затем приход монголо-татар) и изменения торговой конъюнктуры на Чёрном и Средиземном морях (в результате образования государств крестоносцев на Ближнем Востоке и возобновления торговли с Левантом, монополизированной Венецией и Генуей) значение Балтийско-Днепровского и Балтийско-Волжского путей ослабело.
Путь из варяг в греки. Современная оценка исследователей — VATNIKSTAN
Путь из варяг в греки впервые появляется на страницах Повести Временных Лет:
«…был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадаете озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
Часто только это сухое описание переходов из дельт одних рек в устья других и всплывает в памяти, при упоминании Пути. Создаётся впечатление, что Восточную Европу в древности прорезала длинная торговая магистраль, по которой туда-сюда плавали варяги, попутно создавая государство Русь.
Но на самом деле путь из варяг в греки не был простой дорогой из точки А в точку Б. За свою историю он сильно менялся, как менялись и места, через которые он пролегал, и люди, которые решались по нему плыть.
Путь из варяг в грекиДля начала разберёмся с теми, кто населял Восточную Европу в эпоху пути из варяг в греки. Это были славянские, балтские и финно-угорские народы. По Волхову и Ловати жили Ильменские словене, ниже в Верховьях Волги и Днепра — кривичи, правый берег Оки занимали вятичи. К востоку от них по среднему течению Волги и Оки жили финно-угорские народы: меря, мурома, мордва. По Десне располагались славяне: радимичи и вятичи. Нижний Днепр занимали поляне, а по западному притоку Припяти жили древляне.
В это же время, ещё с начала VIII века, территории Средней Волги и Камы занимали тюркоязычные волжские булгары, отброшенные сюда из степи в результате войн с хазарами. Хазарский каганат занимал междуречье Волги и Дона, контролируя выходы этих рек в Азовское и Каспийское море.
Население Восточной Европы перед началом формирования Древнерусского государства было пёстрым и многоэтничным, разным по уровню культуры и государственного устройства. Это, безусловно, повлияло на особенности формирования Пути из варяг в греки.
Катализатором нашей истории оказались варяги или как они были известны в тот момент в Западной Европе — викинги. Эпоха викингов, которая для Западной Европы чаще всего связана с грабежом, пиратством и нападением организованных и хорошо вооружённых банд на города и даже небольшие государства имела много причин внутри самой раннесредневековой Скандинавии.
Резко усилившаяся знать искала военной добычи — важнейшего источника обогащения. Многие рядовые общинники покидали родину из-за относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель.
В раннем Средневековье в Скандинавии создалась достаточно большая группа людей, недовольных своим положением и обладавшим возможностью улучшить его с помощью набегов на более благополучные и богатые районы Европы. Но что тянуло норманнов на восток?
Одной из важнейших причин не только формирования Пути из варяг в греки, но и эпохи викингов в принципе, сегодня называют открытие Аббасидским халифатом новых серебряных рудников и закономерный спад цены на серебро в регионе. Именно арабское серебро станет разменной валютой эпохи викингов. Показательно, что наиболее полная коллекция арабских дирхемов VIII–X веков принадлежит Стокгольмскому музею.
Скандинавские саги так же, как и Повесть Временных Лет, сохранили память о дороге через Восточную Европу. Там она называется Austrvegr — «Восточный путь».
Дирхем, переделанный в подвеску. Раскопки В. В. Новикова. Источник: gnezdovo.comДеятельность викингов тут была совершенно иной, нежели разбой и набеги в Западной Европе. Чтобы пройти по рекам Восточной Европы, где крупные поселения встречаются не так часто, а большую часть территорий занимают густые леса, нужны были хорошие связи с местным населением.
Славяне были заинтересованы в развитии торговли — главными товарами варягов на востоке были меха и рабы, которые им поставляли сами славяне. Как отмечают заведующая сектором отдела археологических памятников ГИМ Вероника Владиславовна Мурашева и старший научный сотрудник ГИМ Сергей Юрьевич Каинов, в Западную Европу скандинавы шли в «вик» — в набег, а в Восточную Европу — в «русь», то есть гребцами (от финского Ruotsi — иноязычного обозначения скандинавских гребцов, позже давшего название государству).
Торг в стране восточных славян. Художник Сергей Иванов. 1909 годЧто интересно, скандинавское Austrvegr гораздо больше подходит для описания системы торговли в Восточной Европе VIII-XI веков, чем «Путь из варяг в греки». Связано это в первую очередь с тем, что этот путь первоначально шёл отнюдь не к грекам, а к арабам. К тому же система рек менялась со временем.
Первый путь большинство исследователей называют «Донским». Он проходил через Волхов, затем переходил к Оке и Упе, отсюда волоком к Верховьям Дона, а оттуда — в Азовское и Чёрное Море. Этот вариант позволял проходить сначала через земли славян, а затем — через Хазарский каганат. И славянский, и хазарский участки пути были хорошо укреплены. Крепости располагались на небольшом расстоянии друг от друга как стоянки техобслуживания для идущих по рекам караванов.
Подтверждением существования на этой территории торгового пути являются и многочисленные клады арабского серебра в бассейне реки Упы.
Одним из ярчайших памятников Донского пути можно назвать городище Супруты (сегодня Тульская область). С начала 1950‑х годов археологический памятник исследовала Тульская экспедиция Софьи Андреевны Изюмовой, а в 2008 году клад из раскопок 1969 года был опубликован Вероникой Владиславовной Мурашевой. Вещи, найденные в составе клада, показывают, что на одном городище сосуществовали скандинавы, славяне и хазары. Наряду с вещами в скандинавском стиле, присутствует славянская керамика и украшения салтово-маяцкой культуры, связанной с Хазарским каганатом.
Местное население находилось в состоянии постоянного контакта и культурного обмена, что хорошо видно на примере находки прекрасных удил, выполненных в скандинавском стиле. Дело в том, что скандинавы на тот момент редко использовали конскую упряжь и практически не ходили в конные атаки (с этим связана и позднейшая нехватка конницы в русском войске, в походах на Византию Олег и Игорь привлекали кочевников), конное снаряжение более характерно для хазар, с которыми варяги повстречались в Супрутах. Городище было разрушено в начале Х века. Возможно, это связано с развитием нового торгового пути по Волге.
Удила в скандинавском стиле из Супрутского клада 1969 года. По В.В Мурашёвой. 2008 годВолжский путь также брал своё начало от Волхова и Ловати, переходя к Верховьям Волги и спускаясь к Каспийскому морю. Важную его часть у слияния с Камой контролировала Волжская Болгария, а в низовьях Волги располагалось сердце Хазарского каганата — город Итиль.
Как указывает старший научный сотрудник ИИМК РАН Вячеслав Сергеевич Кулешов, скандинавы не проходили весь путь целиком. Чаще всего они останавливались в столице Волжской Болгарии, городе Болгара, где встречались с местными и арабскими купцами. При этом всё чаще водное снабжение через нижнюю Волгу прерывалось, и товар шёл до Болгара в обход Хазарии караванами через Южное Приуралье. Именно так попал в Болгар в 922 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, оставивший знаменитые записи о русах, торговавших в Болгаре.
Но когда же появляется тот самый путь из варяг в греки, проходящий через Русь и впадающий в Чёрное море? Тот самый путь, известный большинству по школьным учебникам, или, иначе говоря, Балтийско-Днепровский путь. Тамара Анатольевна Пушкина, научный сотрудник кафедры археологии МГУ, продолжительное время возглавлявшая экспедицию МГУ в Гнёздове писала:
«Возникает впечатление, что днепровская часть пути из варяг в греки до X века скандинавам неизвестна или почти неизвестна».
Днепровский путь был ориентирован не только на арабский мир, но и на торговлю с Византией. Факт того, что находки византийских монет появляются в Средней Швеции только к концу IX — началу X века, подтверждает гипотезу о начале становления Днепровского отрезка пути только к концу IX века.
Похожую картину нам дают и письменные источники. Аскольд и Дир впервые останавливаются в Киеве в 863 году, а объединение северной и южной части Руси происходит во время завоевания Киева Олегом в 882 году. Видимо, именно тогда формируется и безопасный маршрут, контролируемый одной княжеской династией от Волхова и Ловати к Днепру и ниже до Чёрного моря.
Помимо варягов в торговле, как и раньше, участвовали местные жители. Кроме того, меха для продажи собирали на полюдье. В дороге у местных меха выменивали на украшения, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы. Часть варягов оставалась и оседала на пути, потихоньку сливаясь с жителями. В то же время эти центры были выгодны как путешественникам (там они могли останавливаться для починки кораблей и отдыха), так и славянам, которые могли сбывать пушнину и другие товары централизовано. Сегодня археологи выделяют на Днепре несколько таких центров: в первую очередь Гнёздово (древний Смоленск) и Шестовицы (древний Чернигов).
Археологический памятник Гнёздово располагается в 12 километрах от современного Смоленска. Оно состоит из нескольких поселений, городищ и, как минимум, восьми курганных групп, охватывая площадь порядка 438 гектаров. На территории памятника археологическая экспедиция ГИМ выявила древний порт, к которому подходили корабли путешественников.
К сожалению, «рериховские» ладьи по Днепру не плавали — слишком мелко.
Торговцы перемешались на долблёных лодках-однодревках (Константин Багрянородный называет их «моноксилами»), борта которых для большей вместимости обивали досками. О постоянном ремонте этих судов свидетельствуют найденные в Гнёздове ладейные заклёпки, скреплявшие доски, несколько уключин и другие детали древних лодок.
Заморские гости. Художник Николай Рерих. 1901 годПуть из варяг в греки стал хребтом Руси как государства. Развивающаяся на нём торговля так или иначе попадала под контроль Рюриковичей. Показательно появление на рубеже ІХ‑Х веков нескольких небольших городищ, типовых крепостей на волховском отрезке пути. Их строили для безопасности и удобства путешественников. Эти княжеские градки растворились в небытии с исчезновением самого пути из варяг в греки.
К концу Х — началу XI века усиливается контроль княжеской власти над всей торговой магистрали. Пропадают такие независимые центры как Гнёздово и Шестовицы, а рядом с ними появляются новые подконтрольные Киеву города — Смоленск и Чернигов. Постепенно отсекаются остальные ответвления. Ещё Владимир подчинил Киеву Полоцк, через который проходила альтернативная часть пути через Западную Двину.
В XI веке Днепровский путь постепенно приходит в упадок. Частично это связано с разгромом Хазарского каганата в 965 году. Исчезновение мощного кочевого государства снизило безопасность и удобство Волжского пути, но одновременно увеличило число степных набегов, тем самым делая и Днепровский путь таким же небезопасным.
На упадок Днепровского пути влияли не только процессы внутри Восточной Европы. Вся эпоха викингов подходила к концу: в Скандинавии отдельные конунги приступили к созданию собственных государств. Исчезала прослойка людей, заинтересованных в грабительских походах и рискованных торговых предприятиях.
Путь из варяг в греки и здесь сыграл не последнюю роль. Эта магистраль была неким культурным мостом от Балтики до Скандинавии. Люди, оказавшиеся здесь, встречались с более развитыми обществами и государствами — Византией или Арабским халифатом. Эллинистически-христианский культурный импульс прошёл через Русь и попал в Скандинавию.
Профессор СПбГУ Глеб Сергеевич Лебедев писал:
«Именно поэтому мы вправе считать, что со становлением и развитием этой коммуникационной магистрали завершается начальное формирование Европейского культурно-исторического единства, когда впервые Европа стала Европой, а в этой Европе — Русью стала Русь».
Читайте также «Норманнский вопрос и археология».
Поделиться
Река Днепр | река, Европа
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Река Днепр , Украинская Днепр, Русская Днепр, Белорусская Днепр, древняя (Греческая) Борисфен , река Европы, четвертая по длине после Волги, Дуная и Урала. Его длина составляет 1367 миль (2200 км), а его площадь составляет около 195 000 квадратных миль (505 000 квадратных километров).
Днепр берет начало на высоте около 720 футов (220 метров) в небольшом торфяном болоте на южном склоне Валдайской возвышенности в России, примерно в 150 милях (240 км) к западу от Москвы, и течет в основном в южном направлении. через западную Россию, Беларусь и Украину к Черному морю. Первые 300 миль (480 км) он проходит через Смоленск 9. 0019 область
Водораздел Днепра включает Волыно-Подольскую возвышенность, Белорусскую гряду, Валдайскую возвышенность, Среднерусскую возвышенность, Смоленско-Московскую возвышенность. Центр бассейна состоит из широких низменностей. В пределах лесной и отчасти лесостепной зоны бассейн покрыт моренными и флювиогляциальными отложениями; в степи он покрыт лёссом. В некоторых местах, где бассейн граничит с бассейнами рек Буг и Западная Двина, имеется равнинная заболоченная местность. Это способствовало перерезанию соединительных водных путей от Днепра к соседним рекам еще в древности. В конце 18 и начале 19 вв.В 10-м Днепр был соединен с Балтийским морем несколькими каналами: Днепро-Бугским каналом, проходившим через Припять, Буг и Вислу; Ахинский канал через Припять и Неман; Березинская водная система через Березину и Западную Двину.
Позже эти каналы устарели.Физические характеристики
Физиография
Днепр принято делить на три части: верхний Днепр до Киева, средний Днепр от Киева до Запорожья (Украина) и нижний Днепр от Запорожья до устья. Бассейн верхнего Днепра находится в основном в лесной зоне с преобладанием торфяно-подзолистых почв (сменяемых в южной части верхнего течения оподзоленными серыми лесными почвами). Верхний Днепр характеризуется избыточным увлажнением и большой заболоченностью. В этом районе хорошо развита речная сеть, где формируется около 4/5 годового стока бассейна и впадают наиболее протяженные с наибольшим стоком притоки (Березина, Сож, Припять, Тетерев, Десна). Бассейн среднего Днепра находится в лесостепной зоне с черноземом. Леса стоят по водоразделам и по долинам рек. Речная сеть здесь менее густая, и реки несут сравнительно меньше воды. Главные притоки среднего Днепра — Рось, Сула, Псел, Ворскла, Самара. Бассейн нижнего Днепра лежит в пределах Причерноморской низменности, в черноземной степной зоне, которая в настоящее время полностью распахана.
Викторина «Британника»
Через него течет река: правда или вымысел?Днепр от истока до Дорогобужа, Россия, небольшая река, протекающая по невысоким лесистым, местами заболоченным берегам. Ниже по течению берега поднимаются, и ширина долины до Орши колеблется большей частью от двух до шести миль, сужаясь местами менее чем до полумили. Его русло шириной от 130 до 400 футов (от 40 до 120 метров) извилистое, с многочисленными песчаными отмелями. Выше Орши Днепр пересекает слой девонских известняков, образуя ряд порогов, затрудняющих судоходство. От Орши до Шклова в Белоруссии Днепр течет между высокими, местами крутыми берегами, поросшими лесом; левый берег становится ниже, а правый остается высоким до впадения в Сож (место впадения Днепра в Украину). Долина на этом участке широкая, достигает местами от шести до девяти миль. Русло реки от Орши до Могилева (Беларусь) относительно прямое; ниже Могилёва Днепр разделяется на несколько проток, образуя множество островов и отмелей. Ширина реки от Орши до впадения в Сож колеблется от 260 до 1300 футов (от 80 до 400 метров), а от устья Сожа до устья Припяти от 1600 до 2000 футов (49от 0 до 610 метров). Растительность по берегам верхнего Днепра состоит в основном из широких пойменных лугов, зарослей ив и ольхи и старых низинных болот.
Для среднего Днепра характерна выраженная асимметрия долины реки. Крутой, высокий правый берег (до 79 метров над уровнем реки) образует уступ Волыно-Подольской возвышенности, протянувшейся по всему среднему течению реки. Низкий и покатый левый берег образован широкими древними террасами. Отдельные холмы, возвышающиеся более чем на 300 футов (90 м), появляются на низменном левом берегу. В южной части среднего Днепра река прорезает Украинский кристаллический массив и течет на протяжении 56 миль (90 км) в узкой, почти не террасированной долине, ограниченной высокими скалистыми берегами. Когда-то здесь располагались Днепровские пороги, веками препятствовавшие непрерывному судоходству. Пороги были затоплены заводями плотины Днепровской ГЭС над Запорожской, что подняло уровень реки на 130 футов, подперло ее воды до Днепропетровска и образовало Днепровское водохранилище.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Ниже Запорожья Днепр снова переходит в широкую долину с высоким правым берегом (130 футов [40 метров] у Никополя, 260 футов [80 метров] у Херсона). Уклоны реки там очень пологие. До освоения Каховского водохранилища, воды которого затопили огромную территорию, Днепр раскололся на многочисленные ручьи; плоские заболоченные островки, поросшие пойменной растительностью и тростником, лежали среди протоков.
Настоящие русские туристы
Бурхард с горы Сион. Карта Святой Земли, 1491Wikimedia Commons
Что привлекало русских странников на далекий Восток? Какие преимущества путешествия приготовили для них? И насколько границы мешали рядовым русским купцам стать первооткрывателями мировых географических открытий? Историк Александр Радаев рассказывает о русских путешественниках, достигших Западной Азии в раннем средневековье, и рассуждает об исторических документах, сохранивших память об их странствиях.
Мы хорошо знаем, что во времена Рождества Христова любой достаточно образованный и не обязательно состоятельный человек мог попасть, например, из аравийских пустынь куда-нибудь в глубь современного Непала. Здесь он мог бы охотно ознакомиться с основными постулатами буддизма и уже через пару месяцев смог бы обдумать их жизнеспособность на родной пустынной земле, в окружении знакомых пастухов.
Путешествие между дальними странами в древности занимало много времени, правда, осложнялось не столько картографическими факторами, сколько качеством снаряжения самой экспедиции, дороговизной и незнанием языков, а также природно-климатическими причинами. Короче говоря, это не так уж отличалось от сегодняшнего дня.Так что, если кто-то скажет вам, что человек мог получить глубокое знание мира только начиная с эпохи великих географических открытий — не верьте им. Оглянемся на самых знаменитых путешественников древности — моих соотечественников, уже объехавших полмира на рубеже второго тысячелетия.
ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ И ДАЛЕЕ
Дорога на Ближний Восток была знакома моим «соотечественникам» уже в шестом и седьмом веках. В это время славяне либо сражались в рядах армий Византии, либо сами нападали на Византию. С тех пор связи между славянами и народами Востока сохранились. Русские воины были в Амастриде, на юге Причерноморья, в 842 году. Русские воевали в Македонии, Сирии и Армении в десятом и одиннадцатом веках, а письменные источники сообщают нам о торговле русских со странами Востока в 840с.
Первичная летопись XII века — самый ранний письменный документ по истории Киевской Руси, русского протогосударства. В нем упоминаются не только страны Западной Европы и Балканского полуострова, крымские порты Сурож (Судак) и Херсонес, но почти все государства Средиземноморья, Каспийского моря, Ближнего Востока и по Нилу. Среди этих мест река Тигр, «между Мидией и Вавилоном», Армения и Мидия; Ликия, Киликия, Кария, Фригия, Ливия, Египет, «река Гихон, называемая Нилом»; Аравия, Вавилон, Финикия, Месопотамия и Сирия, от «Мидии до реки Евфрат». Это неполный географический список, упомянутый в связи с историей о наследстве сыновей Ноя Иафета, Хама и Сима.
Однако для раннесредневекового автора и читателя в России источником сведений о географии Востока служили не только библейские предания, но и современные ему документы, договоры, летописи, описания быта. Да и знакомство с многочисленными странами Востока было далеко не теоретическим: оно опиралось на рассказы людей, которые своими глазами видели эти далекие края и сохранили свои описания для пересказа на родине.
Так что не случайно в летописи говорится, что из Руси можно добраться по воде до племен Хама и Сима. Водный путь с севера разделялся на два направления: первое — из варяг (варягов) в греки — вело к Средиземному морю, огибая Южную Европу; второй вел к Черному морю по рекам. Водный транспорт был самым быстрым, но любой путь состоял из сухопутных участков между судоходными водоемами. Кажется, что за прошедшие тысячелетия здесь мало что изменилось. Пограничный контроль включал в себя взимание пошлин, которые обычно взимались с перевозимого груза — в зависимости от количества — семи, девяти, десяти или сорока единиц каждого вида товаров. Кроме того, путешественник мог стать жертвой всех тех же опасностей, что и сейчас: потеря ориентира или провизии, бури и бури, болезни, нападения бандитов или вражеских солдат.
Право : Византийский флот отталкивает атаку Руса на Константинополе в 941. Миниатюру из Synopsis of Histories (. Иоанн Скилиц, 13 век.
Мадридская национальная библиотека
«Когда у них есть разум, они идут к Славянской реке»
Город, наиболее часто упоминаемый в русских летописях, и притом очень подробно, — это Царьград (Константинополь), столь любимый русскими «путешественниками». Правда, это были, во-первых, солдаты, как правило. Кий, основатель Киева, направился в Константинополь для битвы в 854 г.; киевские правители Аскольд и Дир также ходили туда воевать в 866 г.; в 907 г. Олег напал на Византию; в 911 г. посольство князя Олега отправилось в Византию для поиска соглашения между Русью и Греческим государством; в 941 г. Игорь возглавил экспедицию в Константинополь и далее в Пафлагонию и Вифинию на южных берегах Черного моря; в 944 году князь Игорь заключил договор с греками; в 957 году Ольга Киевская крестилась в Константинополе.
Пребывание Ольги в Константинополе будет периодически появляться в более поздних источниках. В 1200-х годах один русский путешественник рассказывал, что в соборе Святой Софии он видел золотое блюдо, подаренное княгиней церкви, в которой ее крестили. К четырнадцатому веку русская диаспора на Востоке тут и там образовала настоящие русские колонии.
После христианизации Руси такие военные походы, как, например, неудачный поход князя Владимира Новгородского в 1043 году, стали реже, в отличие от поездок в арабские страны с торговыми целями, которые участились. Однако производительная торговля существовала и раньше; факт, подтвержденный — помимо иностранных текстов — и археологическими открытиями. В первую очередь это клады арабских монет VIII–IX веков, привезенные на Русь купцами, вернувшимися из странствий. В эпических текстах можно встретить упоминания о золоте, вывозимом из арабских стран, яровицкой (то есть арабской) меди и белоколоченной камке, а также о старинном типе шелковой ткани — той самой иностранной ткани, что и сказочная. персонаж Соловей-разбойник представляет царевну Апраксию (жену киевского правителя Владимира Великого). «Камка не дорогая, но узор сложный. На нем запечатлено коварство Царьграда, мудрость Иерусалима, коварство самого Соловья Будимировича».
В трудах арабского географа Ибн Хордадбеха, между тем, мы находим такие подробности: «Русские из славянских племен вывозят меха бобра и черных лисиц из самых дальних уголков славянских земель и продают их на берегах Русское море; вот русский царь берет с них десятину. Когда они в уме, они идут к Славянской реке и прибывают в бухту города Хозара; здесь они дают десятину правителю этой страны».
Государственный исторический музей России / Wikimedia Commons
Русские путеводители
Начиная с 988 г. не только русские купцы и дружинники могли похвастаться путешествиями в Турцию, Палестину или Египет но и служители вновь основанной церкви. Русское духовенство стало частым гостем в странах Востока, главным образом потому, что киевские митрополиты назначались в Византии. Также стали возможны частные поездки без экономической, военной, правительственной или политической цели.
В конце десятого – начале одиннадцатого века из Руси вышли первые паломнические «туры», зафиксированные летописями и другими письменными источниками того времени. В русских летописях XI века мы находим записи о путешествиях не только в Византию, но и на Афон и в Палестину.
О популярности таких «туров» можно судить по их количеству. В частности, паломничества к реке Иордан и к Гробу Господню, начавшиеся в конце X века, совершались группами по сорок и более человек, что для того времени было значительным.
В двенадцатом веке стали появляться первые русские рассказы о путешествиях. Жанр путешествия стал чрезвычайно популярным литературным произведением. Чтобы стать знаменитым писателем, достаточно было отправиться за тридевять земель, быть наблюдательным — и, конечно, грамотным, чтобы подробно записывать все увиденное. Древнейшее письменное описание посещения русскими Востока, вероятно, Житие и странствование Даниила, игумена из земли Руси . Он содержит сведения о знакомстве русичей с экономической географией, этнографией, экономикой и другими сведениями о жизни восточных стран в начале 1100-х годов. Игумен Даниил (игумен, вероятно, из Черниговского монастыря), путешествовавший во времена Святополка II Киевского, оставил удивительно подробное описание Сирии, Палестины и восточного Средиземноморья. Не только это, но и то, что путешественник тщательно записал расстояние между городами и географическими объектами, что оказало немалую помощь современным археологам.
Эта работа принесла пользу не только писателям, но и историкам. Игумен из южной Руси прибыл на Восток в период между 1109 и 1113 годами, в то самое время, когда Иерусалим только что был взят христианами, а прекрасные постройки города и его окрестностей еще не были разрушены. Помимо экскурсов на библейские сюжеты, Даниил дал глубокую экономико-географическую и бытовую характеристику всем пунктам своего долгого пути. Таким образом мы узнаем, что выращивали, добывали, производили, продавали, пользовались спросом и в каком регионе. Есть и другие — очень интересные — детали. Например, он рассказывает о технологиях сбора дождевой воды в ближневосточных городах, которые не располагались вблизи водоемов и других источников воды.
Израильское чудо двадцатого века — цветущий оазис посреди пустыни — не было чем-то необычным по меркам двенадцатого века. Игумен Даниил замечает цветущие сады у стен Иерусалима, смоквы, маслины, ягоды, виноград, «овощные» (плодовые) деревья, щедрую пшеницу и ячмень, «который без дождя родится в камне».
Гостеприимство местного населения не ускользнуло от пристального взгляда «туриста» с Руси. Он пишет, что и христиане, и арабы обращали на него особое внимание. Дополнительно Даниил упоминает о встречах с местной русской общиной, уже сформировавшейся к тому времени на Святой земле. Многие русские искренне не хотели возвращаться на родину из теплых краев: одни предпочли остаться со времен посольства Романа Великого Киевского (1203 г.), другие стали постоянными писцами и переводчиками книг, вступили в иноземное ополчение или , поняв преимущества местных торговых представительств, перевезли туда свои семьи и поселились.
Cotton MS Vespasian a.XIII.art.1, f.36v / The British Library
Right : Карта Константинополя, составленная Кристофоро Буондельмонти из Liber insularum Archipelagi , 1485–1490 год
Universitäts- und Landesbibliothek, Дюссельдорф
Впечатлительный паломник
Эти странствия, или хождения , завоевали признание благодаря красочности, живости, а главное, достоверности своих рассказов. В начале XIII века появились два важных текста на тему Востока: описание путешествия архимандрита Досифея на Афон и путешествия Добрыни Ядрейковича, будущего архиепископа Новгородского, в Константинополь. Добрыня назвал свою книгу « Пилигрим » и включил в нее описание городских достопримечательностей и мест, которые произвели на него особенно сильное впечатление: например, что «вода подводится по трубам» и что на огромном форуме Константин.
Даже во времена крестовых походов на Византию и монголо-татарского господства на Руси русские продолжали путешествовать на Восток, хотя в письменных источниках упоминаются лишь немногие из этих путешествий. И будущие небедные архиепископы, и простые миряне, жизнь которых была особенно отягощена перипетиями времени значительных перемен, продолжали путь в Сион, Турцию, Грецию и далекий Египет. В 1300-х, 1350-х, 1370-х и 1400-х годах они появляются в Малой Азии и Восточном Тавре, в Синопе и Босфоре и Пендераклее, несмотря на логические и политические трудности.
Образ жизни и сама конфигурация восточных городов продолжали вызывать живой интерес у туристов: они обращали внимание на важные события, такие как коронации, на знаковые места, такие как патриаршие бани, памятники искусства, гавани Средиземноморья, наполненный кораблями, безжизненная среда Мертвого моря, стекольные заводы Хеврона, корабли с 200-300 веслами, «рождение» сахара на Кипре, дыни и райские яблоки Иордана, торговля в Рамле, «высокие горы, отдыхающие на фоне облаков», медные столбы со змеиными головами, конные статуи правителей, ипподромы Константинополя и гостеприимные синопцы.
Внизу : Паскаль Себах. Каир, 1888–1898
Рейксмузеум
От туризма к дружбе за семь веков
С течением веков русские путешественники из любознательных и кротких наблюдателей превратились в знающих странников, опытных купцов и подлинных посланников благосклонности своих князей. Не без сочувствия русский двор в Киеве размышлял об осаде Византии турецким султаном Баязидом в XIV веке. Когда положение византийских императоров стало шатким, великий князь Московский Дмитрий Иванович и князь Тверской Михаил Александрович направили значительную денежную поддержку императору и патриарху с доверенными посланниками.
На протяжении столетий путевые воспоминания русских первопроходцев складывались в летопись постепенного и необратимого упадка некогда цветущей Византии, всегда столь привлекательной для далеких славян. В то же время на фоне описаний богатств Востока во многих этих письменных памятниках складывается картина развития и роста мощи Руси, преодоления невзгод и победы Руси над монголо-татарским игом.
Итак, после семи-восьми веков неразрывной связи русские путешественники начинают писать не о чужом, невиданном Востоке, а о близких им землях родственных: в 1414 году великий князь Василий Дмитриевич выдал за сына свою дочь Анну императора Мануила II Палеолога, восшествие на престол которого описано в Записки Игнатия Смолянина , выехавшего из Москвы 13 апреля 1389 года. Путешествие княгини Анны запечатлел для нас Зосима, монах Троице-Сергиева монастыря: из Москвы в Киев, оттуда в Молдавское княжество, до города Четатеа Албэ (Аккерман), а затем водным путем через Черное море. Это будет одно из последних путешествий русских в христианский Константинополь. Современники в России узнали о взятии города турками из летописи русского писателя Нестора Искандера. С этого момента передовое российское общество стало интересоваться Турцией: как могущественным государством, вероятным противником и выгодным партнером. Древние пути вернулись к жизни, и путешественники по официальным, торговым и духовным делам отправились теперь на мусульманский Восток: из Царьграда и Бурсы в Палестину и Каир через Антиохию, Адану, Конью и Карахисар.
Многие города Малой Азии впервые описаны в Путешествии гостя Василия , рассказе о путешествиях русского паломника в Палестину и Египет в 1465 и 1466 годах. Особое внимание уделено их укреплениям, караван-сараям, оросительным системам , и план города, бани, рынки, толщина их стен, железные ворота, бойницы, размеры рек и такие детали, как караван из 10 000 верблюдов. В Каире Василий насчитал 14 тысяч улиц с масляным освещением, воротами и охраной и по 15-18 тысяч домов на каждой улице. Он также указывает размер города: двенадцать миль в длину и две мили в ширину. Река — Гион, или Нил, — произвела особое впечатление на путешественника, который описал ее как «текущую из рая». Василия поразило невероятное дерево, на котором рос «мед» (то есть финиковая пальма), и свирепый зверь — крокодил.
Ставший каноническим XV век Путешествие за три моря Афанасия Никитина, несомненно, заслуживает особого внимания: это самый выдающийся образец древнерусской письменности, в которой упоминается Ближний Восток. На обратном пути из Индии Никитин остановился в Тебризе (Иран), а затем посетил черноморские порты Трапезунд и Кафа. История путешествия Никитина волнует многих исследователей и энтузиастов: предприимчивый тверской человек посетил Индию в то время, когда европейские дворы только гадали, как добраться до ее вожделенных берегов Малабара. Предусмотрительно вложив 100 рублей в породистую лошадь, купец получил за нее как минимум втрое большую цену в Индии, что позволило ему несколько лет путешествовать с денежным комфортом.
Древние тексты раскрывают множество графических подробностей о далеких землях, увиденных русскими людьми своими глазами. Во времена, когда большинство европейских государств лихорадочно стремилось установить связь с таинственными царствами Востока — от Средиземного моря до Индийского океана, — русские давно знали о них, торговали и дружили с ними, оставаясь любознательными наблюдателями, неутомимыми путешественниками. , и надежные товарищи. Эта тенденция продолжалась до девятнадцатого века, когда англичане не без уважения обсудили проект железной дороги Турксиб, прочно связавший отдаленные территории Средней Азии с европейской частью России.