Реформы петра 1 и их историческое значение: Реформы Петра 1 кратко – исторические, судебные и государственные изменения, сопротивление реформам

К юбилею императора Петра Первого

Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с 350-летием со дня его рождения, Президент Российской Федерации объявил 2022 год — Годом праздновании 350-летия со дня рождения Петра I.

Масштабные преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни: он заложил основы современного государственного устройства России, создал регулярную армию и флот, учредил новую систему образования. Именно при нем открылись первые культурные учреждения: музей «Кунсткамера», общедоступная библиотека и Академия наук. 

Строительство новой столицы — один из самых смелых и масштабных проектов Петра Великого. Санкт-Петербург стал воплощением величия и смелости государя, и именно наш город стал центром юбилейных торжеств по случаю его 350-летия.

В библиотеке в связи с этой значимой датой прошло несколько мероприятий. Предлагаем ознакомиться с книжными выставками «Эпоха преобразований» и «Первый император России», где представлены труды известных ученых прошлого и настоящего, посвященные жизни и деятельности Петра Первого, дающие полную характеристику его личности и оценку его реформаторской деятельности.

Павленко, Николай Иванович. Петр I / Н.И.Павленко.- [Изд 6-е].- Москва : Молодая гвардия, 2005.- 428с., [16] л. ил.- (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 1127 (927).-  Библиогр. в примеч.: с.415-419.- ISBN 5-235-02794-9.Биография Петра Великого, преобразователя России, принадлежащая перу крупнейшего отечественного историка Н.И. Павленко, по праву признана классикой биографического жанра. Она написана на строго документальной основе, с привлечением всех доступных источников, и в то же время читается на одном дыхании, подобно добротному историческому роману. Личность Петра I, как, наверное, ни одного другого государственного деятеля в истории России, вызывает и по сей день неутихающие ожесточенные споры: благом или трагедией для России стали его знаменитые преобразования? Автор книги дает свой ответ на этот вопрос, раскрывая перед читателем все стороны многогранной, поистине титанической деятельности царя-реформатора.Настоящее издание значительно переработано автором, а также дополнено новой главой — «Образ Петра в представлениях современников» и очерком «Историческое значение преобразований Петра». Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Спиридонова, Евгения Васильевна. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I / Е.В.Спиридонова ; [под общ. ред. И.Д.Удальцова].- Москва : Гос. изд-во полит. лит., 1952.- 286 с.- Библиогр. в подстроч. примеч.Книга восполняет определённый пробел в советской историко-экономической литературе. При большом интересе к экономике начала XVIII в. и обилии работ, посвященных этой теме, в особенности истории промышленности, отсутствовало сколько-нибудь полное освещение экономической политики правительства Петра I в целом, в отношении промышленности, торговли, сельского хозяйства и финансов. Автор исследует экономическую политику первой четверти XVIII в. и анализирует экономические воззрения Петра I, используя обширный круг печатных источников (Полное собрание законов, «Письма и бумаги» Петра I и др.). Это делает книгу интересной и ценной, хотя она и не лишена отдельных недостатков и спорных положений. Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Заозерская, Елизавета Ивановна. Мануфактура при Петре I / Е.И.Заозерская ; Акад. наук Союза ССР, Ин-т истории.- Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1947 ; Ленинград.- 190 с., [1] л. пл. : ил., табл.-Библиогр. в подстроч. примеч.Значение книги известного ученого состоит в том, чтобы на основании опубликованных данных и впервые привлекаемых архивных материалов «дать всестороннюю характеристику того крупного промышленного предприятия при Петре, которое мы имеем основание называть мануфактурой, и наметить ряд вопросов, подлежащих детальному изучению на основании дальнейших изысканий в последующих работах».Книга состоит из введения, четырёх глав и заключения. В первой главе рассматривается «Объём примышленного строительства при Петре I». К первой главе дано приложение «Списки мануфактур». Во второй главе анализируются «Денежные средства и формы организации». Третья глава «Условия сбыта» и четвёртая «Рабочая сила». Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Тарле, Евгений Викторович. Русский флот и внешняя политика Петра I / Е.В.Тарле.- Санкт-Петербург : [БРАСК : Морской исторический сборник], 1994.- 191с. : портр.- .Библиогр. в подстроч. примеч.- ISBN 5-85089-029-7.Евгений Викторович Тарле (1874-1985), советский историк, академик, лауреат государственных премий СССР 1942, 1943 и 1946 годов, на базе богатейшего фактического материала написал ряд блестящих трудов по военной истории России, отличающихся глубиной и оригинальностью мысли, а также прекрасным литературным стилем.Книга «Русский флот и внешняя политика Петра I» впервые увидела свет в 1949 году. Позднее, уже после смерти Евгения Викторовича Тарле, отдельные ее главы были включены в монографию «Северная война и шведское нашествие на Россию», подготовленную к печати историками Б. Б. Кофенгаузом и Н. И. Павленко.Главная цель предлагаемой работы — показать, как изменилась внешняя политика России и отношение к ней западно-европейских дипломатов с появлением нового мощного фактора русского военного и государственного могущества — созданного Петром I военно-морского флота; выяснить его роль в истории русских внешнеполитических отношений. Этот вопрос оставался всегда как-то в тени, несмотря на колоссальное значение флота в русских триумфах конца петровского царствования. Сообразно с характером намеченной темы, больше всего внимания посвящено тому периоду, когда флот стал активно помогать возвышению России среди великих европейских державПосмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Кафенгауз, Бернгард Борисович. Россия при Петре Первом / Б.Б.Кафенгауз.- Москва : Учпедгиз, 1955.- 176 с. : ил.Книга в сжатой и доступной форме рассказывает о событиях и преобразованиях, происходивших в России в конце 17 и в первой четверти 18 века. Является переработкой книги `Петр I и его время` того же автора, изданной в 1948 году.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Валишевский Казимир. Собрание сочинений : в 5 т. : [пер. с фр.] / К.Ф.Валишевский ; [сост., авт. предисл., подгот. текста и коммент. С.С.Москаленко]Т.2: Петр Великий.- Москва : Век, 1996. — 479с. : ил.- (Литературная газета: свободная трибуна писателей).- На обл. только загл. Тома.- Библиогр. в коммент. и в подстроч. примеч.- ISBN 5-88987-013-0.Во второй том Собрания сочинений К.Ф. Валишевского вошло произведение «Петр Великий», в котором автор наиболее полно осветил основные вопросы исторической жизни России со второй половины XVII века на весь следующий период ее новой истории: реформы Петра и сближение с Западом, организация и усиление дворянства, дальнейшее закабаление крестьянства. Большое внимание уделено описанию широты интересов Петра Великого, его окружению, включая уровень культуры и образования.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Петр Великий : сборник статей / Акад. наук Союза ССР, Ин-т истории ; под ред. А.И.Андреева.- Москва : Изд-во Акад наук СССР, 1947 ; Ленинград.- 433 с.- На тит. л.: I.- Библиогр. в подстроч. примеч.Царствование Петра I (1672-1725) стало целой эпохой в отечественном летописании.
В истории государства Российского, среди венценосцев династии Романовых, пожалуй, нет более спорной личности, чем Петр Великий, последний русский царь и первый всероссийский император. Государь-реформатор и талантливый полководец, к тому же еще и одаренный флотоводец. Прирожденный военный вождь, увенчанный по династическому первородству шапкой Мономаха, и «державный плотник», не чуравшийся в бурной жизни никакой работы. Человек, которого никак нельзя звать баловнем судьбы, обходившейся с ним порой жестоко.
В данном издании представлены статьи, посвященные жизни и деятельности Петра Великого. Они написаны ведущими отечественными историками.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Шенкман, Григорий Соломонович. Великий Петр / Григорий Шенкман.- Изд. 2-е, перераб. и доп.Санкт-Петербург : Алетейя, 2004.- 221с. : ил.- (Петербургская серия).-  ISBN 5-89329-662-1.В книге рассказывается о первом русском реформаторе — императоре Петре I и его окружении — сподвижниках и врагах. В емком, сжатом и оригинальном изложении автора перед читателем ощутимо и зримо проходит непростая жизнь людей петровской эпохи с экскурсами в наши дни. Новизна подхода автора проявляется в осмыслении известных
фактов жизни и деятельности Петра Великого.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Анисимов, Евгений Викторович. Петр Великий: личность и реформы / Евгений Анисимов.- Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009.- 447 с., [8] л. ил. : ил.- (Слава России).- ISBN 978-5-388-00568-7.В книге на примере петровских реформ рассматривается извечная проблема русской жизни: нужны ли России реформы, а если да, то почему для этого нужно пролить реки крови?Проблемы реформирования всегда были актуальны для российской действительности. В некотором смысле реформы признаются непременной частью политики российской власти. При этом как-то забывается, что крутые преобразования – не есть нормальное состояние жизни общества, и люди на собственной шкуре испытывают тяжесть идей реформаторов.Петровские реформы – один из ярчайших тому примеров. Они привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, к росту его имперских аппетитов. Благодаря петровским реформам Россия модернизировалась, европеизировалась, но основы ее – крепостное право и деспотическая власть – остались прежние. Другая сторона этой проблемы, рассматриваемая в книге, – личность самого реформатора. Петр Великий был человеком выдающимся, искренне желавшим России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести страну к благополучию. В своей грандиозной реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком, не щадил ни себя, ни Россию.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Овсянников, Юрий Максимилианович. Петр Великий. Первый русский император : Путь к трону ; Путь к Балт. морю ; Время реформ ; Рождение империи / Ю.Овсянников.- Москва : АСТ-пресс, 2001.- 239с. : цв. ил.- ISBN 5-7805-0767-8 : 356-00.Незаурядная личность Петра I во многом определила характер и будущее России. Военачальник и флотоводец, законодатель и градостроитель, реформатор и дипломат – первый русский император, справедливо прозванный потомками Великим, поистине опередил свое время.  Автор подробно описывает трудное детство Петра, рассказывает о его юности, о зрелых годах, о тех моментах, когда он нашел силы и смог проявить себя мудрым государственным правителем и деятелем. В книге много рассказано не только о его личной жизни, о взаимоотношениях с женщинами, но и единомышленниками и противниками. Книга интересно оформлена, богато иллюстрирована, содержит интересные сведения из жизни Санкт-Петербурга времени Петра Первого.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Молчанов, Николай Николаевич. Дипломатия Петра Первого / Н.Н.Молчанов.- Москва : Международные отношения, 1984.- 438 с., [28] л. ил., цв. ил., портр.- (Библиотека «Внешняя политика. Дипломатия»).В книге профессора Н.Н. Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия России в период петровских преобразований. В ней раскрывается яркая картина борьбы русского народа за укрепление независимости, могущества России, за превращение ее в великую европейскую державу. Для художественного оформления книги использованы картины и гравюры русских и зарубежных художников.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Воскресенский, Николай Алексеевич. Законодательные акты Петра I : редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники / Н.А.Воскресенский ; Акад. наук Союза ССР, Ин-т права.- Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1945 ; Ленинград.Т. 1: Акты о высших государственных установлениях / под ред. и с предисл. Б.И.Сыромятникова.- 1945.- XLIV, 602 с., [4] л.Акты о законе и правотворчестве. Акты о Верховной Власти. Акты о Сенате и Государственных Коллегиях. Должность Сената и инструкции должностным лицам, при нем состоявшим. Доклады и указы о челобитчиках и об устройстве судебных учреждений в России. Указ о форме суда. Генеральный регламент. Определение Коллегии Иностранных Дел. Регламент Камер-Коллегии. Регламент Штатс-Контор-Коллегии. Всего 426 документов, с сохранением оригинальной орфографии. Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Петр Великий: pro et contra : Личность и деяния Петра I в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. христиан. гуманитар. ин-т; Редкол.: Д.К.Бурлака и др.- Санкт-Петербург : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2001.- 758с.- (Русский путь).В предлагаемом издании впервые собраны воедино работы отечественных историков ХVIII-начала XX вв., отражающие различные точки зрения на роль Петра Первого в русской истории, а также раскрывающие историю и содержание нескончаемой полемики вокруг результатов деятельности царя-преобразователя.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Князьков, Сергей Александрович. Из прошлого Русской земли : время Петра Великого : книга для чтения по русской истории в школе и дома / С.Князьков.- Москва : Планета, 1991.- 709 с. : ил.- Загл. корешка: Время Петра Великого. — Репринт. воспроизведение изд.: 1909 г.- На корешке авт. не указан.- ISBN 5-85250-437-8.Вашему вниманию предлагается репринтное воспроизведение первого издания 1909 года книги «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого». Её автор — Сергей Александрович Князьков (1873-1920) — видный отечественный историк, автор крупных трудов по истории Московской Руси и эпохи Петра I.Автор воссоздает широкую картину жизни России, осуществлявшей кардинальные реформы практически во всех областях общественного устройства — в сфере государственного и военного строительства, промышленности и торговли, культуры и просвещения, развития городов и положения сословий. Книга предоставляет читателю обилие фактического материала о жизни Петра Первого и существенно дополняет характеристику выдающегося исторического деятеля России. Издание содержит множество иллюстраций.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Богословский, Михаил Михайлович. Петр I : материалы для биографии / М. М.Богословский ; под ред. В.И.Лебедева. Ленинград : ОГИЗ, 1940.Т. 4: Русско-датский союз. Керченский поход. Дипломатическая подготовка Северной войны. Реформы и преобразовательные планы 1699-1700 гг. Начало войны Дании и Польши со Швецией и приготовление Петра к Северной войне : 1699-1701.-1948.- 514 с., [1] л. портр., [2] л. к.- Указ.: с. 471-511.- Библиогр. в подстроч. примеч.Многотомное произведение академика М. М. Богословского безоговорочно признано классическим сочинением историко-биографического жанра, остающимся самым полным исследованием личности Петра Великого и эпохи петровских преобразований.Четвертый том знакомит с деятельностью Петра в 1699-1700 годы. В издании много иллюстраций, схем.Михаил Михайлович Богословский (1867-1929) — российский историк. Академик Российской академии наук (1921; член-корреспондент с 1920). Автор около 90 научных работ, посвященных истории реформ Петра Великого, преобразований екатерининского времени, эволюции русского дворянства, земскому самоуправлению, древним и средневековым русским юридическим документам («правдам»). Автор посмертно изданной фундаментальной биографии Петра I, оставшейся незаконченной (доведена до начала Северной войны).Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Иллюстрированная история Петра Великого : текст А.Г.Брикнера : гравюры на дереве Паннемакера и Маттэ в Париже; Кезеберга и Эртеля в Лейпциге; Клосса и Хельма в Штутгарте; Зубчанинова, Рашевского, Шлипера и Винклера в Петербурге : заглавный лист, заглавные буквы и украшения художника Панова : [в 2 томах].- Петербург : издание А.С.Суворина, 1882.Российский историк Александр Густавович Брикнер (1834—1896) в своем главном труде старался отразить причинно-следственные связи и предпосылки петровских реформ и их влияние на дальнейшее развитие России.Ценным свойством работы Брикнера стал его особый, пытливый взгляд русского европейца. Историк стремится показать, как за реформами на востоке наблюдали внимательные взгляды европейских политиков, ученых, общественных деятелей и предпринимателей. Он описывает, как Европа прямо или косвенно вмешивалась в этот процесс европеизации. Показывает внутриевропейские разногласия и «русскую» политику западных держав, так часто враждебную российскому прогрессу.
Брикнер широко использует в своей «Истории Петра» иностранные источники, что дает возможность отечественному читателю увидеть многие хорошо знакомые эпизоды петровской эпохи в неожиданном ракурсе. А для европейского читателя оказываются чрезвычайно полезными факты из русских архивов, при помощи которых автор легко расправляется с домыслами и небрежностью западных «очевидцев» и тенденциозных историографов.Посмотреть издание в электронном каталоге библиотеки СПбГЭУ

Историческое значение реформ Петра I

План

Введение

§1.Предпосылки реформ Петра I

§2. Реформы в области управления

§2.1 Создание Сената

§2.2 Замена приказов коллегиями

§3. Экономические реформы

§3. 1 Политика в области мануфактурного производства

§3.2 Внешняя и внутренняя торговля

Заключение

Список литературы

Введение

В царствование Петра I были проведены реформы во всех об-ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век — социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Данная тема является актуальной и сегодня.

В написании данной работы мне помогли труды Соловьева С.М., Анисимова Е.В., Павленко Н.И. и многих других. У каждого из авторов свой взгляд на значение реформ Петра I.

Историки выделяют три этапа в реформах Петра I. Первый(1699-1709\10гг.) — изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.Второй(1710\11-1718\19гг. ) — создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.Третий(1719\20-1725\26) — начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Тема моего реферата очень обширна. Раскрыть каждую из реформ на страницах одного реферата просто невозможно, поэтому я остановлюсь на двух реформах: в области управления и экономики.

Цель данного реферата — определить историческое значение реформ Петра I.

Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего, можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:

— Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-хпольная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

— Развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда. В развитии ремесленного производства в конце 17 в. явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. — Л.: Лениздат, 1989. с.76

В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят ново-торговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков).

Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

Что касается внешней политики, то Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

Преобразования проводимые Петром I в ХVП — ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.

Личная страница Пауло — Образовательные реформы царя Петра I

  • Введение
  • Петр I сквозь призму истории
  • Молодежь
  • Современные виды
  • Его образовательные реформы
  • Религиозное образование
  • Высшее образование
  • Ссылки

Великие петровские реформы, явились конструктивной «революцией» в области образования. Он стремился преобразовать и модернизировать свою нацию «к лучшему», этот процесс модернизации был основан главным образом на вестернизации, путем привнесения элементов Западной Европы в Россию.

Его правление характеризовалось войнами со Шведским королевством и Османской империей, конфликтами, которые возникли до его восхождения на престол. Петр I путем введения новой бюрократической модели создал для России настоящий флот и реформировал армию. Петр был приверженцем идеи «государства всеобщей службы». Его реформы повлекли за собой множество культурных и экономических изменений в России.

Даже спустя столетия после своего царствования Петр I остается фигурой неоднозначной как среди ученых, так и среди населения в целом. Независимо от политических взглядов, образования или религиозной принадлежности легко можно найти разные мнения о Петре I; до сих пор ведутся споры о том, были ли его реформы выгодны или нет для России, и даже были ли они вообще радикальными, как рассуждает Платонов в своей книге «Петр Великий не революционный новатор»: . Культурные идеалы начали меняться еще до Петра, поэтому Петр был просто первым царем, который выделил время и инициативу для проведения реформ в этой области.

Иллюзия революционера, разрушившего старый порядок и создавшего новый, возникла только благодаря этим быстрым реформам, контрастирующим с осторожной и медленной политикой прошлых царей, и тем, как он проводил реформы».

Хотя, похоже, большинство историков сходятся во мнении, что Петр I оказал существенное влияние на Россию как государство и на русскую культуру в том числе. Как комментирует Самнер: «Современное образование в России не ограничивается одним классом. Отправка студентов за границу, создание Священного Синода, формирование флота и перенос столицы». (Заслуги Петра и их историческое значение в книге «Петр Великий: реформатор или революционер?»)

Николай Васильевич Рясановский указывает в своей книге «Образ Петра Великого в русской истории и мысли (1985)» о том, что образ царствования Петра меняется по мере развития нового периода русской истории, являясь негативом позитивного образа.

Россия, в которой вырос Петр, была закрыта для внешних влияний, иностранцы могли заселять только поселения-спутники вокруг Москвы. Будучи маленьким мальчиком, Петр проникал в эти поселения, в основном населенные иностранцами из Западной Европы, там он мог наблюдать западный образ жизни и контактировать с различными культурами, говорят, что там он изучил основные понятия геометрии и географии, ясно свидетельствует о значительном недостатке системы образования в России. Кажется, что Петр был очарован тем, что он узнал, посетив эти поселения, в начале своего правления он решил путешествовать по Европе. Он познакомился со многими культурными различиями, новыми технологическими открытиями и изобретениями, а также с западными философскими и политическими идеалами национального государства. Вдохновленный своими путешествиями, Петр привёз в Россию новые идеи с целью развития России и достижения «величия» среди Европы. Европа.

Современники царя свидетельствовали о значительных и продуктивных преобразованиях, осуществленных им, а также о его любознательности и любви к учебе.

Во время своего путешествия во Францию ​​в 1717 году герцог Рувруа вспоминает, что Петр «очень восхищается своей любознательностью». Его всегда интересовали темы, связанные с государством, торговлей и образованием. По словам Рувруа, любопытство Петра «проникало во все и ничем не брезговало». Его характер изображал мудрость и здравый смысл, и все в нем свидетельствовало о его необычайном уме, Рувруа считает Петра достойным похвалы и упоминает, что Франция считает его вундеркиндом. Рассказ Рувруа — пример мнения иностранца о Петре Великом, западноевропейском аристократе, принадлежавшем к одной из самых влиятельных наций того времени.

Речь Ломоносова на коронации дочери Петра Елизаветы, выражает похвалу Петру и считает его «отцом страны», так как он основал новый флот, новые города, общественные и частные здания в западноевропейском стиле, основал судебную власть , сенат, учреждены правительственные учреждения и государственные колледжи. Петр также приглашал в Россию опытных ученых для распространения изучения наук и искусств. Ломоносов описывает поездку Петра в Европу как способ посмотреть, что есть в других странах, что можно было бы затем использовать в России и принести пользу стране в целом.

Он упомянул об основах образования, заложенных Петром, и высоко оценил интеллигентность царя.

Эти личные качества Петра свидетельствуют о его особой заинтересованности в развитии системы образования в России. Он ясно понимал ценность учения, Петр затем пытался привнести эту «любовь к учебе» в Россию, что было непростой задачей.

царствование Петра оказало существенное влияние на всю Россию, он осуществил реформы во многих сферах жизни общества, от крестьянской до аристократической. Однако мнения о подходах и самом характере указанных реформ у многих разные.

Некоторые указы Петра:

  • Начало обязательного дворянского образования в 1714 г.
  • Установление его «Духовного устава» 1721 г.
  • Основание Академии наук в 1724 году.

Произошло повышенное внимание к образованию и, как следствие, явное увеличение словарного запаса русского языка, прежде всего за счет влияния классики, современных идеалов и научной терминологии. Французские астрономы, а также голландские, итальянские и британские морские офицеры принесли новые технические знания, которые, в свою очередь, передавались русским студентам.

В начале 1698 г. Петр вел дневник о своих подвигах в качестве царя, в нем были записи о произведенных им внутри страны преобразованиях.

  • В 1697 году Петр начал посылать русских студентов за границу для изучения мореплавания группами по 40–50 человек в такие места, как Нидерланды, Англия, Франция и на Итальянский полуостров.
    • Студентам было приказано узнать все, что они могли, о военно-морских делах, например, как ориентироваться, пользоваться компасом и чертить планы.
    • После получения подписи, удостоверяющей их пригодность к военно-морским обязанностям, они возвращались в Россию и по возвращении обучали другого офицера.
    • Питер предлагал денежные поощрения тем, кто желал продвигать и распространять знания в области навигации, полученные в то время.
    • Помимо военно-морских наук, студентов также отправляли за границу для изучения иностранных языков, права, экономики, медицины, искусства и архитектуры.
  • В 1699 г. имеется запись о социальных реформах, а именно о развитии книгопечатания в России, вследствие чего были осуществлены переводы и печатание книг об артиллерии, механике, истории и других научных занятиях. Он также упоминает об увеличении количества школ в России, об основании «морской школы» и школ, занимающихся «другими искусствами и науками». Он напомнил, что раньше студентам было запрещено изучать науки за границей, но при его правительстве это не только разрешено, но и обязательно для некоторых.

Участие и забота Петра о реформировании системы образования в России показывает, что Петр считал развитие образования необходимым для развития России как великой державы. Создание военно-морского флота и принятие образования и технологий как решающих факторов силы России.

  • В 1714 году было выдано обязательное образование для дворян. Он обязал детей знати, а также государственных служащих и чиновников в возрасте от десяти до пятнадцати лет изучать арифметику и геометрию. После изучения того, что требовалось, с зарплатой, выплачиваемой государством, их отправляли преподавать в другие части страны, и только после освоения материала и выполнения своих заданий в качестве учителей они получали сертификат об окончании, который был требованием для свадьба. Им не разрешалось жениться иначе.

Введение обязательного образования для русского дворянства изменило взгляд на образование у населения России, до указа светское образование не считалось заслуживающим внимания, но после петровской реформы образование имело значительную роль в обществе, медленно изменяясь это ценность в глазах населения в целом.

Еще одной реформой, косвенно повлиявшей на отношение тогдашнего российского общества к образованию, стало введение закона о первородстве. Отмена традиционной системы, согласно которой аристократ поровну делил землю между своими детьми после смерти. После введения первородства последующие дети должны были получить образование, чтобы они могли зарабатывать на жизнь, служа государству, обучая, торгуя или занимаясь другими делами. По мнению Петра, это принесло бы пользу государству и принесло бы процветание России. Однако это решение не было принято дворянами, и закон был отменен при царице Анне в 1731 г.

После учреждения Святейшего Синода в Русской Православной Церкви Петр затем, в 1721 году, издал Духовное Положение , регламентировавшее систему церковного образования, автором которого был Феофан Прокопович, духовный советник Петра, и он утверждал, что «когда гаснет свет учености, в Церкви не может быть хорошего порядка». Он попытался опровергнуть распространенное в то время среди духовенства представление о том, что светское образование обязательно каким-то образом приведет к ереси, и объяснил, что как образование принесет пользу России как государству, так оно принесет пользу и Церкви. По сути, церковные школы останутся религиозными, но учебная программа будет расширена за счет введения, например, военной и церковной истории, изучения биографий философов, астрономов, риторов, историков и отцов церкви; они будут учиться у них и, следовательно, опираться на свою работу.

Духовный регламент не пытался повлиять на православное догматическое учение, не стремился изменить устройство Церкви, он лишь вводил в образование «светские употребления». Церковные школы проявляли особый интерес к качеству образования и к тому, как оно осуществлялось, указывая квалификацию, необходимую для учителя, а также строго регламентируя учебную программу.

Помимо основания начальных школ, Петр учреждает высшие учебные заведения, неподвластные Церкви; Церковные школы не выходили далеко за пределы начального уровня. Идея светского профессионального образования была совершенно чужда российской школьной системе и русскому менталитету. В 1724 году, вдохновленный и советуемый Готфридом Лейбницем, Петр учредил «Санкт-Петербургскую академию наук» (ныне «Российская академия наук»), финансируемое государством учреждение для поощрения изучения языков, науки и искусства. Учреждение уникального характера для того времени, которое сочетало в себе образовательные функции типичного университета своего времени с исследованиями исследовательской академии. Из-за уникальных характеристик России он считал, что России также необходимо уникальное образовательное учреждение, чтобы распространять знания и образование по всей своей земле.

Здание Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге

Споры могут возникать о характере его правления, в то время как он часто использовал принудительные меры для проведения реформ, и большинство его мотивов было связано с войной и укреплением его власти, местом Петра в история российского образования остается значимой и существенной, он изменил отношение российского общества к образованию в целом и заложил основу более эффективного, сильного и систематического государства, которое с течением времени успешно соперничало с западными державами.

  • Рясановский В. Николай «Образ Петра Великого в русской истории и мысли» (1985)
  • «Петр I, «Социальные реформы 1699 года» при Петре Великом», изд. Л. Джей Олива (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1970), 25.
  • Кракрафт, Джеймс. «Революция Петра Великого» (2003)
  • С.Ф. Платонов «Петр Великий не революционный новатор»
  • Самнер, Б.Х. «Заслуги Петра и их историческое значение» в книге «Петр Великий: реформатор революционера?» Эд. Марк Раефф. Бостон: Хит, 19 лет.63.

Петр Великий

В восемнадцатом веке Московия из статичного, несколько изолированного, традиционного государства превратилась в более динамичную, частично прозападную и секуляризованную Российскую империю. Это преобразование было в немалой степени результатом прозорливости, энергии и решимости Петра Великого. Историки расходятся во мнениях относительно степени, в которой сам Петр преобразовал Россию, но в целом сходятся во мнении, что он заложил основы для построения империи в течение следующих двух столетий. Эпоха, начатая Петром, ознаменовала приход России в качестве крупной европейской державы. Но, хотя Российская империя будет играть ведущую политическую роль в следующем столетии, сохранение крепостного права препятствовало сколько-нибудь значительному экономическому прогрессу. По мере ускорения экономического роста Западной Европы во время промышленной революции, начавшейся во второй половине XVIII века, Россия стала все больше отставать, создавая новые проблемы для империи как великой державы.

Когда Алексей умер, он ушел от своей первой жены Федора, Ивана и Софьи; его секундантами, Петром и Натальей. Феодор (III.) стал преемником своего отца, но вскоре умер, назвав своего молодого сводного брата Петра своим преемником. Безумный Иван номинально княжил с последним; а сестра их Софья с фаворитом своим, князем Голицыным, управляли всем. В конце концов, однако, Петр покорил всех своих противников.

Будучи ребенком от второго брака царя Алексея, Петр сначала был отодвинут на задний план российской политики, поскольку различные придворные фракции боролись за контроль над престолом. Алексею наследовал его сын от первого брака Федор III, болезненный мальчик, умерший в 1682 году. Затем Петр стал соправителем вместе со своим сводным братом Иваном V, но реальная власть принадлежала сводной сестре Петра Софье. Она правила регентом, а юному Петру разрешалось играть с друзьями в военные игры и бродить по заграничным кварталам Москвы. Этот ранний опыт привил ему неизменный интерес к западной военной практике и технологиям, особенно к военной инженерии, артиллерии, навигации и кораблестроению.

В возрасте 10 лет у Петра случился психический срыв, когда стрельцы, царская гвардия, во время восстания убили его дядю и родственников. С тех пор он всю жизнь страдал судорогами. Юэль Юст, посланник Дании в России, так описывал эти припадки: «Его лицо было отчетливо бледным, искаженным и некрасивым. Он делал гримасы и движения, кружил головой, вращал глазами, дергал руками и плечами. Это часто случается, когда он зол, получил плохие новости, расстроен или глубоко задумался.

Эпилепсия вызывает судороги, но это заболевание также связано с ухудшением памяти и интеллекта, но Питер оставался в здравом уме и разуме до конца своей жизни. Но он был настолько грозен, что даже его сын Алексей предпочел выстрелить себе в руку, чем сдать экзамен раньше отца. С другой стороны, жестокость Петра была запредельной: его сына трижды сажали на пыточный стол и неоднократно судили за государственную измену. Петр лично санкционировал пытки его до смерти, и он был исключительно жесток к своей первой жене, а также заточил своих сестер в монастырь, перепил до смерти нескольких человек, в том числе Фридриха Вильгельма, герцога Курляндского, мужа своей племянницы.

Некоторые врачи утверждают, что причиной приступов стало сотрясение мозга, которое Петр получил в юности во время тренировки со своей игрушечной армией, когда рядом с ним взорвалась настоящая граната. Во всяком случае, его прославленные умственные способности и темп работы (он писал письма даже верхом), а также его многочисленные изобретения и государственные реформы свидетельствуют о том, что это был исключительно умный человек, обладавший, к сожалению, буйным и необузданным нравом.

Петр не мог терпеть такого брата у престола, как Иван; еще менее превосходящая, как София. От первого потихоньку избавились; последняя более упрямо стояла на пути своего сводного брата, поддерживаемая стрельцами или гвардейцами, которые сделали из нее фактически императрицу. В 1689 г., используя войска, которые он тренировал во время детских игр, Петр сорвал заговор с целью короновать Софию. Он заставил Софью обрить голову и удалиться в монастырь; и он уничтожил высокомерных солдат, которые поддерживали ее дело. Когда тех из Стрельцов, которые не были убиты, казнили по суду, их одного за другим вызывали поименно на плаху. Наконец очередь дошла до молодого солдата по имени Орел. Он смело двинулся вперед, и так как головы его мертвых товарищей преградили ему путь к плахе, он оттолкнул их ногами в сторону, сказав: «Подойдите, товарищи, я иду к вам». Его смелость выиграла для него его жизнь; и Петр, облагородив его имя Орел (Орел) добавочным слогом, впоследствии даровал ему то достоинство, которое ныне носит его потомок, граф Орлов.

Петр Великий правил единолично с 1689 по 1725 год. Когда Иван V умер в 1696 году, Петр стал единоличным царем Московии. Он был основателем Санкт-Петербурга; он поднял страну на положение, которого она никогда прежде не достигала, и он был первым из царей, принявшим титул императора. Война преобладала большую часть царствования Петра. Сначала Петр пытался обезопасить южные границы княжества от татар и турок-османов. Его поход против форта на Азовском море поначалу провалился, но после того, как он создал первый русский флот, Петр смог взять Азовский порт в 169 г.6. Для продолжения войны с Османской империей Петр отправился в Европу искать союзников.

Первый царь, совершивший такое путешествие, Петр посетил Бранденбург, Голландию, Англию и Священную Римскую империю во время своего так называемого Великого посольства. Петр многому научился и привлек к себе на службу сотни западноевропейских технических специалистов. Посольство было прервано попыткой посадить на престол Софию вместо Петра, восстанием, подавленным сторонниками Петра. В результате Питер приказал замучить и убить сотни участников, а также публично показал их тела в качестве предупреждения другим.

Петру не удалось создать европейскую коалицию против Османской империи, но во время своих путешествий он обнаружил интерес к ведению войны против Швеции, которая в то время была важной державой в Северной Европе. Увидев возможность прорваться к Балтийскому морю, Петр в 1700 году заключил мир с Османской империей, а затем напал на шведов в их порту Нарва на Финском заливе. Однако молодой король Швеции Карл XII доказал свою военную смекалку, разгромив войско Петра. К счастью для Петра, Карл не продолжил свою победу контрнаступлением, а вместо этого оказался втянутым в серию войн за польский престол.

Эта передышка позволила Петру построить новую армию западного образца. Когда армии двух предводителей снова встретились под Полтавой в 1709 году, Петр победил Карла. Карл бежал на территорию Османской империи, и впоследствии Россия вступила в новую войну с Османской империей. Россия согласилась вернуть порт Азов османам в 1711 году. Великая Северная война, которая, по сути, разрешилась под Полтавой, продолжалась до 1721 года, когда Швеция согласилась на Ништадтский мирный договор. Договор позволил Московии сохранить за собой прибалтийские территории, которые она завоевала: Ливонию, Эстонию и Ингерманландию. Благодаря своим победам Петр приобрел прямую связь с Западной Европой. В честь праздника Петр принял титул императора и царя, и Московия официально стала Российской империей в 1721 году9.0021

Петр добился экспансии Московии в Европу и ее превращения в Российскую империю посредством нескольких крупных инициатив. Он создал военно-морские силы России, реорганизовал армию по европейским образцам, упорядочил правительство и мобилизовал финансовые и человеческие ресурсы России. При Петре армия набирала солдат на пожизненный срок из податного населения, а офицеров набирала из дворян и требовала от них пожизненной службы либо в военной, либо в гражданской администрации. В 1722 году Петр ввел Табель о рангах, которая определяла положение и статус человека по службе царю, а не по рождению или старшинству. Даже простолюдины, достигшие определенного уровня на столе, автоматически получали дворянство.

Не менее основательной была петровская реорганизация государственного устройства. Он заменил приказы коллегиями или советами и создал сенат для координации политики правительства. Реформа Петра местного самоуправления была менее успешной, но его изменения позволили местным органам власти собирать налоги и поддерживать порядок. В рамках государственной реформы Православная церковь была частично включена в административную структуру страны. Петр упразднил патриаршество и заменил его коллегиальным органом — Священным Синодом, возглавляемым мирянином.

Петр утроил доходы государственной казны за счет различных налогов. Он взимал подушный или подушный налог со всех мужчин, кроме духовенства и знати, и ввел множество косвенных налогов на алкоголь, соль и даже бороды. Для обеспечения военных обмундированием и оружием Петр развивал металлургическую и текстильную промышленность с использованием крепостного труда.

Петр хотел вооружить Россию современными технологиями, учреждениями и идеями. Он требовал образования в западном стиле для всех дворян мужского пола, ввел так называемые шифровальные школы для обучения алфавиту и основам арифметики, основал типографию и финансировал Академию наук, которая была основана незадолго до его смерти в 1725 году и стала одной из Важнейшие культурные учреждения России. Он требовал, чтобы аристократы приобрели одежду, вкусы и социальные обычаи Запада. Результатом стало углубление культурного разрыва между дворянством и массой русского народа. Лучшей иллюстрацией стремления Петра к вестернизации, его разрыва с традициями и его методов принуждения было строительство им в 1703 г. новой, архитектурно-западной столицы, Санкт-Петербурга, расположенного на недавно отвоеванной у Швеции земле на берегу Финского залива. Хотя Санкт-Петербург был обращен на запад, его вестернизация была принудительной, и она не могла пробудить индивидуалистический дух, который был важным элементом в западных обычаях, которыми так восхищался Петр.

Петр не просто удивлял и приводил в замешательство людей, он возмущал их. На обычаи, традиции и предрассудки народа велась открытая, систематическая, а иногда и жестокая атака. Реформатор не ограничился гражданскими учреждениями: он наложил насильственные руки на церковь и ворвался в семью, регулируя, по своей прихоти, как общественные аф. ярмарки и личная жизнь горожан. Старомодный русский был чужаком в новой империи Петра. Глаза его были потрясены зрелищем непривычного одеяния, и новые административные звания странно звучали на его слух. Имена и вещи, альманах и законы, алфавит и мода в одежде — все преобразилось. Сами элементы цивилизации были едва узнаваемы.

Мужской наряд был изменен, а подбородок был лишен бороды, а вуаль больше не могла защищать скромность женщин. Впечатление, произведенное такой чередой потрясений на народ, столь фанатично привязанный к своим наследственным обычаям, было сравнимо только с землетрясением, потрясшим Старую Россию до основания. Многие из этих нововведений, как заимствованные у католиков или лютеран Запада, имели для народа религиозное значение.

В России конфликт между народным упрямством и современной пропагандой нашел сплачивающим знаком старообрядцев, а эмблемой борцов за национальность и консерватизм стала борода. Национальный подбородок был центром конфликта, менее ребяческого, чем можно было бы вообразить. Задолго до Петра Великого подражатели западным обычаям начали бриться, бросив вызов восточным обычаям, повсеместно господствовавшим в России. До времени Никона патриархи придавали едва ли меньше значения формам и исключению чужеземных обычаев, чем их будущие противники Раскола, и осуждали бритье как еретический обряд, уродующий образ Божий и уподобляющий людей собаки и кошки. Это главный теологический аргумент противников цирюльника и их современная интерпретация стиха Бытия: Бог сотворил человека по Своему образу. Живая работа Бога для них так же священна, как и текст божественного слова. Каждое слово и буква священного служения должны иметь свое особое значение; и они не могут признать, что волосы, которыми Всемогущий покрыл лицо человека, лишены смысла. Для них это был отличительный признак мужского лица; удалить его — значит изменить и, следовательно, изуродовать дело рук Божиих: короче говоря, это не что иное, как увечье. У бороды, как и у единственного повторения Аллилуйя и креста с восемью ветвями, были свои мученики. Раскольники могли видеть только одно истолкование ниспровержения общественного и частного порядка при Петре Великом и того, что они считали торжеством тьмы: для них это был грядущий конец света и пришествие антихриста. Старые обычаи, казалось, должны повлечь за собой в своем падении и Церковь, и общество, и все человечество. На протяжении веков крайняя агония или удивление вырвали этот крик из христианского мира. После политических революций и катастрофических войн в самых просвещенных странах Европы, во Франции и в других местах религиозные деятели в панике перед бедствиями прибегали к этому последнему решению церковных и государственных бедствий и провозглашали с Раскольниками, что конец времени близок.

С воцарением Петра Великого, в то время как он все приводил в смятение перед их изумленными глазами и попирал ногами старые обычаи, а иногда и самую нравственность, раскольники не упускали возможности признать в нем грядущего антихриста. Народы не всегда прозорливы: создатель современной России считался значительной частью подданных посланником или представителем ада; и его империя никогда не переставала занимать беспрецедентное положение правительства, проклятого частью собственного народа как владычество Антихриста. Этот сатанинский апофеоз получил немалую поддержку от некоторых идиосинкразий реформатора.

История узурпаторов и Лжедмитрия не изгладилась из народной памяти; и таким образом среди неграмотных и сбитых с толку русских людей вырос ряд легенд, в которых согласовывались их вера в царствование антихриста и народное уважение к царю. Таким образом, Раскольники создали дошедшую до наших дней фантастическую историю, по одной из версий которой, как было сказано, Петр Великий есть нечестивый бастард патриарха Никона (и от такого происхождения только можно было искать отродье дьявола).

Другой утверждает, что Петр Алексович был благочестивый князь, как и его предки, но что он погиб в море, а вместо него был подставлен еврей из рода Данова, или Сатаны. Завладев престолом, продолжает легенда, лжецарь замуровал царицу в монастыре, убил царевича, женился на немецкой авантюристке и наполнил Россию иностранцами. Так старообрядцы объясняли знаменательное явление русского царя, занятого разрушением институтов Святой Руси. В середине девятнадцатого века события карьеры Петра, незначительные или важные его пороки не менее, чем его слава, используются как доказательства его адской миссии.

Персидские походы подорвали слабое здоровье Петра, который некоторое время болел. Долгая и утомительная поездка осенью 1724 года с инспекцией последнего из его крупных общественных сооружений, Ладожского канала, вызвала у него новый приступ пароксизмов, и он прибыл в Петербург слишком больным, чтобы снова сплотиться, хотя и показал себя на публике. не позднее 16 января 1725 года.

По одной из версий, он нырнул в воду, чтобы помочь спасти тонущих моряков; он сильно простудился и вскоре умер. Петра внезапно поразила очень мучительная болезнь, и, претерпев великие страдания и мучения в течение многих дней, он, наконец, скончался. Смерть его наступила 28 января 1725 года. Петр умер в сильных муках от камня в мочевом пузыре. Причиной смерти стала гангрена мочевыводящих путей, распространившаяся по всему телу.

Одна из его дочерей, княгиня Наталья Петровна, третья из детей Екатерины, умерла вскоре после своего отца, и тела родителей и ребенка были преданы земле вместе на той же похоронной церемонии, которая была проведена с величайшей пышностью и пышностью. парад. Похороны были так затянуты, что прошло более шести недель после смерти царя, прежде чем тела были наконец преданы гробнице; и том может быть заполнен отчетом о процессиях и церемониях.

Правление Петра подняло вопросы об отсталости России, ее отношении к Западу, целесообразности реформ сверху и других фундаментальных проблемах, с которыми столкнулись многие последующие правители России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *