Реформация в европе карта: Карта Реформация и Контрреформация в Европе. Европа в конце 15

Trojden | Контрреформация и новая карта Европы: Данилов Д. Д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Из письма Игнатия Лойолы Карлу V Габсбургу «Для борьбы со злом, распространившимся и свирепствующим в Германии, следует прежде всего отдать предпочтение такому средству, как университеты, которые служат примером религиозной жизни и целостности католического учения и приводят учащихся к добру…».

• Судя по этому источнику, какими средствами основатель ордена иезуитов призывал осуществлять Контрреформацию?

Из предписаний папы римского Павла IV святой инквизиции по поводу отношения к протестантам «…не прибегать ни в коем случае к мягкости, не испытывать колебаний, если надо поразить для примера самых крупных вельмож».

• Судя поэтому источнику, какими должны были быть главные методы Контрреформации? • Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясни значение понятий: религия и Церковь, католицизм и православие, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство, Священная Римская империя.

• Что такое Реформация: когда, где и кем она осуществлялась? (§ 4) Кто такой Карл V Габсбург, каковы были его политические мечты? (Введение)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Контрреформация — ответ католиков

• На основе текста (не забудь продуктивное чтение — см. с. 18-22) сравни цели и средства руководителей Контрреформации: какие из них ты можешь осудить, а какие оправдать с позиции человека XXI века? • С позиции верующего католика XVI века? • Сделай вывод о методах Контрреформации.

Густав I Ваза — король Швеции

В 1520-1560 годах волна Реформации захлестнула Европу. Из Швейцарии учение Кальвина проникло во Францию, где кальвинистов называли гугенотами (от нем. Eigenosse — «союзник»). По душе пришлось это учение и жителям торговоремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовно-рыцарских орденах Прибалтики.

В 1525 году магистр Тевтонского ордена объявил, что орден становится светским государством — Прусским герцогством. Рыцари освобождались от монашеских обетов, а магистр провозглашался герцогом, независимым от Папы Римского. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны.

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь как раз накануне Реформации шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти датских королей. Вождём был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобождения в 1523 году столицы Швеции Стокгольма собрание шведских сословий избрало его королём (1523-1560). В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском — короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией.

Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны, при содействии королей быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году — в Дании лютеранство объявили государственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.

Наблюдая, как рушится единство Римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал испанский рыцарь Игнатий Лойола (1491-1556). Ему пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обычных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако полная безграмотность Лойолы в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло много лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание нового ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Павел III утверждает орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Игнатий Яойола

Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребёнком в семье испанского рыцаря. Родители сочли ненужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на воспитание своему крёстному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, проведённые при дворе, молодой человек стал страстным поклонником женщин, вина, военной славы; причём чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем. В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок скалы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили видения: ему якобы явился апостол Пётр и пообещал вылечить храброго воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чтения мать дала сыну рассказы о земной жизни святых. Оставаясь прикованным к постели, Лойола зачитывался этими книгами.

Вскоре он решил оставить военное ремесло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии.

В этот орден вступали только те люди, которые готовы были пожертвовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуиты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, которая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслушивать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуитов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым.

К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и университетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.

Лойола на приёме у папы

Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие попытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить протестантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контрреформации. Была отменена продажа индульгенций. Священникам было поручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на родных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Папы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто выступал против католицизма.

По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещённых Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили её учению. Здесь оказались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литературные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с авторами.

Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась усилить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки.

Тридентский собор Католической церкви

Монахи сжигают книги

2. Распад империи Карла V Габсбурга

• Попробуйте придумать разговор, который мог состояться в первых числах января 1556 года между императором Карлом V, объясняющим, почему он отрекается от престола, и императорским советником, который уговаривает его не делать этого.

• Сделайте вывод по проблеме.

Реформационное движение разрушило замыслы Карла V Габсбурга о создании единой католической империи. Он объявил войну протестантским учениям. Однако немецкие княжества Бранденбург, Брауншвейг, Гольштейн, Саксония, Пфальц, Вюртемберг и другие земли уже объявили о своей верности лютеранству. Борьба императора с ними привела к тому, что всю Германию охватили религиозные войны между католическими и протестантскими князьями.

Карл V ввёл в Германию войска из своих испанских и итальянских владений. Протестантские князья были разгромлены, а некоторые из них оказались в тюремных подвалах императора. Указ Карла V воспрещал «печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера». Однако теперь уже католические германские князья были недовольны усилением императорской власти. Протестанты смогли вновь поднять восстания и изгнать католические войска из своих земель. В конце концов в городе Аугсбурге в 1555 году собрался имперский рейхстаг.

По условиям Аугсбургского мира в каждом немецком княжестве устанавливалась такая вера, которую исповедовал его князь. Теперь в Германии появились религиозные границы: юг и частично запад остались католическими, север и восток стали протестантскими.

После крушения своих планов Карл V постепенно отошёл от государственной деятельности. Его начали терзать болезни: придворные часто видели, как император впадает в уныние. 16 января 1556 года Карл V отказался от всех своих владений. Испанскую корону, а вместе с ней земли в Италии, Нидерландах и в колониях он завещал своему сыну Филиппу II (1556-1598), который стал родоначальником династии испанских Габсбургов. Австрийскую же державу (а значит, и право претендовать на императорскую корону Священной Римской империи) Карл передал своему брату Фердинанду I (1556-1564), который до этого управлял Австрией от имени Карла V. Фердинанд стал родоначальником династии австрийских Габсбургов.

Фамильный склеп Карла V

Император Карл V

Филипп II Габсбург

Религиозный раскол Германии привёл к распаду империи Карла V.

Испанские солдаты по приказу Филиппа II сгоняют протестантов на городскую площадь и предают смертной казни

3. Раскол Европы на католиков и протестантов

• С помощью конкретных фактов докажи, что христианская Европа в XVI веке делилась на три части.

• Попробуй оценить действия Филиппа II и Григория XIII с двух разных позиций: испанского инквизитора-иезуита и нидерландского купца-кальвиниста.

• Сделай вывод по проблеме.

Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рождения слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая миссия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.

Филипп II не пощадил даже Нидерланды — наиболее ценное из своих владений. Они давали казне в 4 раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюбивых нидерландских городов привыкли свободно общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господство Католической церкви, ввёл в Нидерландах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костёр, чтобы сжечь его».

• 1. Опиши религиозный раскол Европы: назови территории, жители которых исповедовали католицизм, протестантские учения, православие.

• 2. Сравни с картой на с. 30. Сделай вывод о том, как изменились территории крупных европейских государств.

Последователей Лютера и Кальвина выслеживали и пытали, сжигали на кострах. Под страхом смерти жителям было запрещено давать приют протестантам.

За пределами своей державы Филипп II всячески поддерживал католических епископов и иезуитов деньгами из испанской казны. Католические государи во главе с Папой Римским и Габсбургами мечтали об уничтожении протестантов и восстановлении единства Западной церкви. Протестанты надеялись отстоять сделанный их предками выбор веры и по возможности расширить своё влияние в Европе. Всё это приводило к религиозным войнам.

Варфоломеевская ночь 1572 г.

24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея, в Париже находилось множество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Это торжественное событие рассматривалось как примирение двух враждующих сторон. На улицах города царили суматоха и веселье. Дамы и кавалеры все предыдущие дни были заняты тем, что примеряли изысканные наряды. А между тем католики из окружения короля втайне готовили расправу над гугенотами. Днём никто не обратил внимания на затерявшихся в праздничной толпе людей, которые пристально следили за тем, в каком доме останавливаются на ночлег гугеноты. Двери всех этих домов были помечены крестами. Как только утихло свадебное веселье и умолкли пьяные голоса гуляк, на улицах Парижа стали собираться посвящённые в заговор католики. Под покровом ночи они врывались в дома, убивая мирно спящих людей. Головорезы не останавливались ни перед чем: смерть ждала каждого, будь то малолетний ребёнок или старик. Резня длилась три дня и постепенно вышла за пределы Парижа.

Во Франции фронт этих войн прошёл прямо внутри государства. Юг страны, долгое время развивавшийся самостоятельно, продолжал бороться с центральной королевской властью. Именно в этих районах Франции было наибольшее количество кальвинистов-гугенотов. С момента их наступления на владения Католической церкви для Франции начались тяжёлые времена. Все противоречия, раздиравшие государство, сплелись в один большой клубок — здесь были и огромные налоги, и произвол королевских чиновников, и стремление феодалов к самостоятельности, и т.д. Эти проблемы, облечённые в религиозные лозунги, положили начало гугенотским войнам во Франции. В это же время достигает пика вражда между двумя ветвями династии Капетингов — Валуа и Бурбонами. Причём Валуа придерживались католического вероисповедания, а Бурбоны оказались в лагере гугенотов.

Церковь Джезу (Рим), ставшая образцом для иезуитских храмов эпохи Контрреформации

Раскол между католиками и протестантами коснулся даже календаря. Уже давно астрономы заметили, что юлианский календарь, принятый в христианском мире, неточен. В нём год равен 365,4 суток, а на самом деле Земля оборачивается вокруг Солнца на 11 минут и 17 секунд быстрее. Эта ошибка за 128 лет накапливается и составляет целые сутки. За века существования христианства накопилась ошибка в 10 дней! В результате весенние праздники стали приходиться на лето, когда цветущая природа указывала всем на ошибку календаря. Чтобы исправить положение, Папа Римский Григорий XIII разослал по всем католическим странам повеление отнять у текущего 1582 года «ошибочные» 10 суток и, чтобы впредь не повторять ошибок, отнимать каждые 400 лет ещё по трое суток. Новый календарь стали называть григорианским, или «новым стилем», а старый, юлианский, — «старым стилем». Протестантские и православные страны отказались поддержать эту реформу, и переход на «новый стиль» растянулся на столетия.

За 30 лет противостояния гугенотов и католиков во Франции десять раз происходили войны. Самым жутким событием этой эпохи стала Варфоломеевская ночь — избиение гугенотов в Париже и других городах в 1572 году. Число погибших в те дни составляло около 30 тысяч человек. Но и после этого гугенотские войны не прекратились. Они унесли жизни многих людей, среди которых были и особы королевской крови.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В ходе Контрреформации XVI века Западная Европа раскололась на католическую и протестантскую части, причём религиозный раскол произошёл даже внутри некоторых стран — Германии и франции.

Ключевые слова: И. Лойола, иезуиты, религиозные войны, 1545 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке Западная Европа раскололась на два враждующих лагеря.

• Как вы думаете, должен ли был король Франции, католик, в 1572 году испытывать угрызения совести за события Варфоломеевской ночи? Объясните свой ответ.

• Создай электронную карту «Религиозный раскол Европы в XVI веке».

• Сравнение жизненных путей и взглядов М. Лютера и И. Лойолы.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница