Реформация — что это такое
Обновлено 22 июля 2021 Просмотров: 37 988 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Не страх перед грехом превращал человека в дитя Господне,
а радость перед словом Его. Праведника рождает вера,
а не самоистязание, кара и страх».
Гвидо Дикман, современный немецкий писатель, роман «Лютер»
Вряд ли семья бедных саксонских крестьян могла предположить, что их сын Мартин, рожденный в 1483 году в Айслебене, станет человеком, который расколет незыблемую католическую церковь на два лагеря, на полтора века запустив движение Реформации в Европе.
*Лукас Кранах старший, Портрет Лютера в монашеской рясе, 1526 г.
В чем суть Реформации, к чему привело это движение и что ему предшествовало – такие вопросы мы поднимем в этой статье.
Реформация — это…
Реформация (лат. reformatio— преобразование) — это массовое религиозно-политическое движение в Европе XVI века, направленное против злоупотреблений и абсолютного господства Римской католической церкви.
Судьбоносное происшествие, которое вызвало многолетнюю бурю в Европе и спровоцировало раскол католиков, произошло 31 октября 1517 года.
Священнослужитель Мартин Лютер, прошедший к этому времени обучение в университете, монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, прибил на ворота Виттенбергской церкви листы с 95 тезисами, в которых критиковал Католическую церковь за ее непомерные аппетиты в деле распространения индульгенций (что это?).
*Замковая церковь в Виттенберге
Главная мысль Лютера в том, что истинное покаяние возможно только в процессе внутреннего перерождения человека, никакие индульгенции и папы римские не помогут искупить грехи.
Единственное, что во власти духовенства — заступничество перед Богом, выраженное в молитве о заблудших душах. Спасение, с точки зрения Лютера, это личное дело каждого человека, и заключается оно в истинной вере в Божье милосердие.
*Рафаэль Санти, Портрет папы Льва X с кардиналами, 1518 г.
Открытая конфронтация (это как?) популярного в народе священника с Римом и самим папой вызвала большой общественный резонанс (что это?).
Предшественники Лютера
«95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву.
Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это?) поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках.
Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век
Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации.
*Ян Гус
Ян Гус считал Библию высшим авторитетом для всех верующих, а потому говорил о необходимости ее перевода на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников.
В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке.
Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий. Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало.
«Милосердный Боже! Какой громадный и тяжкий труд заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев!»
Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии
Ян Гус считал, что церковь погрязла в стяжательстве и стремлении к мирским благам, что причастие от священников, которые сами живут в грехе, не имеет никакой силы.
«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
Ян Гус
Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.
*Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце
Мартин Лютер опасался повторения судьбы своего предшественника, но сильные покровители не дали его в обиду. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями похоронен в том же соборе, на деревянные ворота которого когда-то прибивал свои дерзкие тезисы.
Куриное яйцо Эразма Роттердамского
Современник Лютера нидерландец Эразм Роттердамский, являвшийся крупнейшим генератором гуманистических идей северного Возрождения, во многом подготовил почву для Реформации.
Ему принадлежит знаменитое выражение: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Но не все знают продолжение этой фразы: «Снесенное мною яйцо было куриным, а Лютер высидел совершенно другую птицу».
Под яйцом Эразм подразумевает и сатирическое обличение церковных пороков в знаменитой «Похвале глупости», и работу по возрождению идей раннего христианства, и вышедший в 1516 году его латинский перевод греческого Нового Завета, по которому до XIX века будут переводить Писание на национальные европейские языки.
*Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г.
Казалось бы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер должны были слиться в едином порыве, но идиллии (что это такое?) не случилось. В 1524 году между ними начинается острая полемика (что это такое?). Эразм пишет «Свободу воли», Лютер резко отвечает ему в работе «О рабстве воли». С тех пор гуманисты пошли своей дорогой, а реформаторы своей.
Суть Реформации
Сторонники Реформации опирались на базовые идеи Лютера:
- спасение человека только в его подлинной вере;
- главенство Священного Писания — все, чего нет в Библии, должно подвергаться критике и сомнению;
- всеобщее священство: церковь — всего лишь собрание людей, слушающих Евангелие, и в ней не должно быть деления на духовенство и мирян, каждый верующий может совершать богослужение.
В 1520 году Лютер пишет две работы, в которых излагает свои мысли относительно реформ института католической церкви и ее догматов (что это?).
- Оставить только три таинства — крещение, причащение и покаяние, причем покаяние позже он исключит из этого недлинного списка.
- Мирян и духовенство уравнять в правах.
- Исключить роскошь и излишества — наместникам Христа, странствовавшего по земле в бедности, негоже стремиться к богатству.
- Упразднить присягу епископов папе.
- Отменить обет безбрачия для духовенства.
- Монастыри если не упразднить, то сильно сократить их количество.
- Церковное имущество и земли секуляризовать — передать в светское пользование.
Шокированный такой наглостью папа Лев X ответил Лютеру буллой с требованием одуматься, но окрыленный общественной поддержкой священник 10 декабря 1520 года публично сжег папское послание, окончательно порвав и с папой, и с Римской католической церковью.
*Булла — папский документ, со свинцовой или золотой печатью
Изложенные идеи оказались выгодны разным слоям населения:
- высшее духовенство освобождалось от контроля папы;
- дворянство усиливало светскую власть (это как?) и обретало надежду на возвращение земель, когда-то дарованных церкви их предками;
- бюргеры избавлялись от грабительских поборов для папской казны;
- низшие слои населения под шумок начали продвигать свои требования социальной справедливости (что это?).
Не только глубокий кризис католической церкви стал причиной массовой поддержки идей Реформации в Европе. Новому классу буржуазии (что это такое?) стало тесно в феодальном обществе.
Сильная церковь с замашками владычицы мира мешала экономическим и национальным интересам регионов.
Государства с сильной королевской властью стремились отмежеваться от вездесущего папы с его огромным влиянием на европейскую политику. Под флаги Реформации наряду с Германией встали Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Франция и др.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Итоги Реформации
Реформация взбудоражила всю Европу. Рим вступил в борьбу с протестантами, развернув движение контрреформации. Целый комплекс мер был направлен на возвращение утраченных земель и паствы под крыло католической церкви.
Противостояние католиков и протестантов длилось почти полтора столетия и оказалось совсем не мирным делом, как это виделось когда-то Мартину Лютеру.
Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. В ходе Тридцатилетней войны было уничтожено порядка 40 % населения Германии. За одну Варфоломеевскую ночь в Париже вырезали около 2000 протестантов-гугенотов и 30 тысяч по всей Франции в следующие пару дней.
*Эдуард Деба-Понсан, Утро около ворот Лувра, 1880 г.
Фактически Реформация закончилась вместе с Тридцатилетней войной в 1648 году подписанием Вестфальского мира. Протестанты получили право на свободу вероисповедания.
Реформаторские идеи Лютера развивались в разных направлениях, и в XVI веке помимо классического лютеранства к протестантским учениям относятся цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.
Все эти религиозные течения в большей или в меньшей степени следовали принципам Мартина Лютера — от компромиссного англиканства, инициированного Генрихом VIII для усиления своей власти, до сурового кальвинизма, учрежденного Жаном Кальвином, которого за нетерпимость и жестокость называли «женевским папой».
В целом в странах, где протестантизм в том или ином виде утвердился как основная религия, наблюдался рост экономики, формировалось совершенно новое буржуазное общество, развивались идеи гражданского и политического равенства, веротерпимости.
Реформация способствовала расцвету европейской культуры, развитию национальной письменности во многих странах, росту уровня грамотности населения.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Реформация (16 — начало 17 века)
Реформация — общественное и религиозно-политическое движение в Европе (кроме Восточной), происходившее в 15-16 веках, цель которого было реформирование католического христианства на основе Библии.
Протестантская Реформация охватила почти всю Европу и привела к возникновению новых христианских вероучений и церквей.
Кроме лютеранства, кальвинизма, пресвитерианства, англиканства, в XVI веке появилось еще около 200 разных протестантских сект (групп верующих, чьи взгляды отличаются от традиционных) и направлений, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.
Религиозный раскол христиан Западной Европы |
Причины Реформации
На рубеже XV-XVI веков многих европейцев не устраивали церковные порядки.
Особое положение сложилось в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен писал так: «Это грабители нашего отечества.
.. Они услаждают себя кровью и потом немцев, потрохами бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность».Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. |
Реформация Лютера (лютеранство)
Мартин Лютер (1483-1546)
В столь сложной обстановке начался жизненный путь Мартина Лютера (1483-1546). Он родился в семье глубоко верующего рудокопа. С 14 лет Лютер начал учиться в школе. Чтобы добыть себе пропитание, он вместе с товарищами бродил по улицам Магдебурга, распевал псалмы во славу Господа и просил милостыню. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы он не нашел приют в богатой семье. После трех лет обучения в одной из лучших школ того времени, 18-летний юноша поступает в Эрфуртский университет. С небывалым рвением он начинает изучение Библии. Мысли о Страшном суде, о греховных помыслах и поступках не давали ему покоя.
Мартин Лютер. Худ. Лукас Кранах-ст. |
Начало Реформации в Германии
см. Начало Реформации в Германии (1517 год)Загрузка…
Выступление Мартина Лютера положило начало Реформации.
Народная и княжеская Реформации
см. Возникновение протестантизма (народная и княжеская Реформация)
Германия разделилась на католиков и протестантов, сторонников «княжеской» и «народной» Реформации.
Реформация Кальвина (кальвинизм)
Кальвинизм стал Реформацией для торгово-ремесленных слоев Европы. Из Швейцарии протестантское учение Кальвина проникло в южную Францию, где кальвинистов стали называть гугенотами.
Гугеноты — искаженное немецкое слово «айгеносен» — «союзники». Так в Женеве называли желающих присоединиться к Швейцарскому союзу.
По душе пришлось это учение и жителям торгово-ремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовнорыцарских орденах Прибалтики.
Реформация в Швейцарии
см. Кальвинизм (учение Кальвина)
Реформация в Англии
см. Реформация в Англии
Реформация в Прибалтике
В 1525 году магистр Тевтонского ордена объявил, что орден становится светским государством — Прусским герцогством. Рыцари освобождались от монашеских обетов, а магистр провозглашался герцогом, независимым от Римского Папы. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Зигмунд III Ваза — шведский король |
Реформация в Скандинавии
Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь, как раз накануне Реформации, шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти Датских королей. Вождем был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобождения в 1523 году столицы Швеции — Стокгольма — собрание шведских сословий избрало его королем. В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны при содействии королей, они быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В
Контрреформация
см. Контрреформация
Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась усилить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки, создав движение Контрреформации.
Итоги и последствия Реформации
В результате Реформации, а также противодействующего движения — Контрреформации, произошли религиозные войны. Они стали причиной распада империи Карла V Габсбурга, а также раскола Европы по религиозному признаку.
На этой странице материал по темам:
Итоги и последствия реформации в германии
Реформация охватившая в 18 веке почти все страны европы, привела
Реформация 16 века кратко
Реферат западно европейское государство в 16 начало 17века
Реформация, охватившая в xy1 веке почти все страны европы, привела
Вопросы по этому материалу:
Каковы были причины Реформации?
Докажи, что в XVI веке в Европе началась религиозная Реформация.
Каковы были последствия Реформации?
Реформация в двух словах
К. Майкл Паттон
Было время, когда о вашей верности протестантскому делу судили по тому, насколько вы презираете католиков. Сегодня, с экуменическим диалогом, манхэттенскими заявлениями, советом ДЭХ и постмодернистской добродетелью терпимости, люди более склонны пускать воду под мост. «Может быть, мы слишком остро отреагировали», — думают многие.
Для католиков протестанты больше не анафема (что плохо), а «разлученные братья» (что менее плохо).
Времена изменились. Проблемы изменились?
Четыреста лет назад в церкви произошла «ситуация», которую протестанты и большинство историков называют «Великой Реформацией». Католики понимают это как очередной мятежный раскол. Первое великое разделение в христианской церкви произошло в 1054 году, когда Восточная церковь (теперь известная нам как восточная православная церковь) отделилась от западной церкви и ее папы-римлянина. Великая Реформация была вторым таким разделением. Для протестантов это было не только переформированием церкви, но и восстановлением Евангелия, которое было затемнено и затемнено официальной церковью того времени.
Несмотря на то, что между римо-католиками и протестантами было и есть множество вопросов, два затмевают остальные: авторитет и оправдание. Вопросы авторитета и оправдания были названы соответственно «материальной причиной» и «формальной причиной» Реформации. Я хотел бы кратко остановиться на этих двух вопросах.
1. Авторитет: Куда мы идем в поисках истины?
Институционализированная церковь дня ( теперь известная как Римская Католическая церковь), как Писание, так и Предание (обратите внимание на заглавную букву «Т») представляли собой единый «залог веры», переданный от Апостолов (то есть письменное и неписаное предание). Возглавляемая папой и конгрегацией епископов, ведомых и охраняемых Святым Духом, церковь могла безошибочно интерпретировать как письменные, так и неписаные традиции. Представьте трехногий табурет. Все три «ножки» (Писание, Предание и Церковь) составляют «табуретку» высшей власти церкви.
Для протестантских реформаторов, в то время как институционализированная церковь обладала властью, она не обладала высшей властью, и заявление о том, что она обладала высшей властью, само по себе было злоупотреблением властью. Хотя традиция (обратите внимание на строчную букву «т») была важна и достойна уважения и изучения, она не имела такого же авторитета, как Писание, но служила Писанию.
По этой причине боевым кличем реформаторов было sola Scriptura . Они считали, что только Писание является нашим последним и единственным непогрешимым источником истины от Бога.
2. Оправдание: Как человек оправдывается перед Богом?
Здесь речь шла не обязательно о природе , но о инструментальной причине (с человеческой точки зрения) оправдания. Институционализированная церковь считала, что оправдание — это процесс осуществленный в индивидуальном сотрудничестве с Богом через их веру и дела. Люди не были оправданы, но были оправданы, и они никогда не могли с уверенностью знать свою вечную судьбу перед Богом. Для большинства лучшее, на что они могли надеяться, — это провести после смерти определенное (и обычно весьма продолжительное) количество времени в месте под названием «Чистилище», очищая свои «простительные» (менее серьезные) грехи посредством болезненного процесса. очищения. Затем, освобожденные из Чистилища, они попадут в рай. Как сказали бы современные римо-католики, «Чистилище — это время умыться перед обедом».
Продолжение статьи на следующей странице
Страница: 1 из 2
10.12.2009 5:00:00Кратко о Великой Реформации – Дом Кредо Министерства
Было время, когда о вашей верности протестантскому делу судили по тому, как сильно вы ненавидели католиков. Но сегодня, со всем экуменическим диалогом, Манхэттенскими декларациями, советом ДЭХ и постмодернистской добродетелью терпимости, люди гораздо более склонны оставить прошлое в прошлом. «Может быть, мы слишком остро отреагировали» — думают многие.
Для католиков протестанты больше не анафема (что довольно плохо), а «разлученные братья» (что не так уж плохо).
Отношения меняются, можно сказать, к лучшему. Но изменились ли проблемы ?
Четыреста лет назад у нас была «ситуация» в церкви. Мы называем это «Великой Реформацией». Католики понимают это как очередной мятежный раскол. Первое крупное деление в христианской церкви произошло в 1054 году, когда Восточная церковь пресытилась Папой и ткнула ему носом (или что-то в этом роде). Великая Реформация была второй. Для протестантов это было не только реформирование церкви, но и восстановление Евангелия, которое было затемнено и затемнено официальной церковью того времени.
Хотя между католиками и протестантами было и есть много вопросов, есть два, которые затмевают остальные: авторитет и оправдание. Вопрос о власти был назван «формальной» причиной Реформации, а вопрос об оправдании — «материальной» причиной. В этом кратком посте я хотел бы сосредоточиться на этих двух вопросах.
1. Авторитет: Куда нам идти за истиной?
Институционализированная церковь дня ( сейчас , известная как Римская Католическая церковь), как Писание (письменное предание), так и Предание (неписаное предание — обратите внимание на заглавную букву «Т») представляли собой единый «залог веры», который был передан от Апостолов. Церковь, представленная Папой и конгрегацией епископов, защищенная и ведомая Святым Духом, могла безошибочно интерпретировать и то, и другое. Представьте трехногий табурет. Эти три сущности (Писание, Предание и Церковь) поддерживают опору высшей власти церкви.
Для протестантов это означало злоупотребление властью. Хотя институционализированная церковь обладала властью, у нее не было абсолютной власти. Хотя традиция (обратите внимание на строчную букву «т») была очень важна и ее нужно было уважать, она не имела такого же авторитета, как Писание; скорее, это служило Писанию. Все, включая неписаное предание, соборы и Папу, должно было проверяться Писанием и подчиняться ему. Протестанты поставили и церковь, и традицию под Священное Писание.
Боевым кличем реформаторов здесь было sola Scriptura; только Писание было окончательным авторитетом и единственным непогрешимым посланием от Бога.
2. Оправдание: Как человек оправдывается перед Богом?
Здесь речь шла не обязательно о природе оправдания, а о инструментальной причине (с человеческой точки зрения) оправдания. Институционализированная церковь считала, что оправдание — это процесс , вызванный индивидуальным сотрудничеством с Богом через их веру и дела. Люди не были оправданы, но были оправданы, и они никогда не могли по-настоящему знать о своей вечной безопасности. Для большинства лучшее, на что они могли надеяться, это то, что они умерли и провели определенное количество времени (обычно очень продолжительное) в месте под названием Чистилище, очищая свои простительные грехи (те, которые не так уж плохи) посредством болезненного процесса. очищения. Затем, после освобождения из Чистилища, они попадут в рай. Как сказали бы современные римо-католики, «Чистилище — это время умыться перед ужином».
Протестанты считали, что это серьезное искажение евангельской вести, уподобленное галатийской ошибке. Это искажение, утверждали протестанты , возникло в позднем средневековье с появлением системы таинств (вы знаете, необходимость мессы, исповеди, крещения и т. д.). Протестанты считали, что оправдание происходит только через веру человека и что дела никоим образом не способствуют этому. В противном случае, считалось, благодать на самом деле не является благодатью. Для реформаторов оправдание было событием, а не процессом. Это был «судебный» или юридический акт, в котором верующий грешник был объявили праведными, вменив им праведность Христа. Человек ничего не мог сделать, чтобы добавить или убрать что-то из их оправдания. Любые попытки работать для своего оправдания (включая время, проведенное в чистилище) уменьшали ценность креста; по сути, недостаточно было сказать, что дело Христа. Кроме того, протестанты, в отличие от католиков , верили, что мы можем быть уверены в нашем окончательном спасении.
Боевым кличем Реформации было sola fide; оправдание осуществляется только верой, а не какими-либо делами, которые может совершить человек.
Опять же, были и другие вопросы, вызывавшие большие раздоры во время Реформации (мариология, реликвии, общение святых и т. д.), но все они бледнели по сравнению с этими двумя. Хотя напряжение и накал, которые непосредственно сопровождают любую драку, с тех пор остыли, недавние события не изменили центральную роль этих двух вопросов. Большинство протестантов и католиков до сих пор верят, что это холмы, на которых мы должны умереть, даже если ни одна из сторон не уверена, что другая попадет в ад.
Однако мы должны помнить, насколько обе стороны согласны. Когда дело доходит до личности и дела Христа, консервативные протестанты и римо-католики (наряду с восточно-православными) все верят, что Иисус Христос — это Богочеловек (полностью Бог и полностью человек), который умер на кресте и телесно воскрес из могилы. как искупление греха. Все верят, что спасение происходит исключительно по милости Бога и что необходима вера человека. И, что немаловажно, все верят, что Христос есть только путь к Богу.
Нужна ли была Реформация? Я так считаю. На карту было поставлено сообщение и чистота Евангелия.