Реформа эхнатона кратко: Религиозная реформа Эхнатона — исключительное явление в истории Древнего Востока

Содержание

Реформа Эхнатона | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Загрузка…

Тема:

Расцвет и могущество Древнеегипетского государства

Раздел:

Древний Египет

Имя Аменхотепа, написанное иероглифами
Имя Эхнатона, написанное иероглифами

Египетские жрецы, имевшие огромное влияние на всех египтян, владели огромными богатствами и соперничали за власть с фараоном. Поэтому один из фараонов, Аменхотеп IV, царствовавший в первой половине XIV ст. до н. э„ попы­тался освободиться от всевластия жрецов, опираясь на помощь свободных крес­тьян, ремесленников и мелких рабовладельцев. Борьбу против жрецов главного египетского бога Амона он начал с религиозной реформы. Аменхотеп IV отка­зался почитать старых богов и объявил единственным божеством Атона — бога солнечного диска. Себя фараон объявил единственным сыном и главным жрецом Атона, сменив своё тронное имя на

Эхнатон. Прекратились подношения храму Амона, казна жрецов опустела, их влияние на управ­ление государством ослабло. Фараон покинул Фивы и основал новую столицу Ахетатон, расположенную на 300 км севернее Фив. Новый город — необыкновенной красоты, с роскошными дворцами и храмами в честь Атона — был построен в кратчайший срок и быстро разросся. Но население не поняло и не поддержало стремлений фараона, а после его смерти жрецы высту­пили против реформы: в Египте восстановили преж­нюю религию, хотя былого могущества жрецы Амона возвратить себе уже не смогли. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Загрузка…

Аменхотеп I в образе Озириса
Фараон Эхнатон с женой Нефертити и детьми, озарённые лучами Атона

Аменхотеп — на языке египтян — «Амон доволен».

Амон — бог Солнца н Верхнем Египте.

Атон — бог солнечного диска.

Эхнатон — «угодный Атону».

Ахетатон — «горизонт Атона».

На этой странице материал по темам:

  • Напишите краткое сообщение на тему: «реформа эхнатона

  • Причины религиозной реформы эхнатона

  • Религиозно политическая реформа эхнатона вкратце

  • Краткое содержание про эхнатона

  • Краткий рассказ про реформа эхнатона

Вопросы по этому материалу:

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru

Правление и реформы Эхнатона

Эхнатон — десятый по счёту фараон восемнадцатой династии, был сыном Аменхотепа III и царицы Тии. Правление Эхнатона и реформы Эхнатона выпали на 1419–1400 до нашей эры. Прославился Эхнатон осуществлением своей религиозной реформы и утверждением единобожия, несмотря на недлительный срок жизни. Даже Зигмунд Фрейд опирался на традиционную хронологическую схему, по которой правил фараон в 1340 до нашей эры, из неё исходило, что Аменхотеп III являлся предтечей и наставником Моисея. Но до сих пор есть сомнения во времени его царствования и учёные даже планируют перенести его на 830 до нашей эры (спустя около 500 лет после Моисея) и считали его современником таких властителей: Ахав в Израиле, Иосафат в Иудее и Салманасар III в Ассирии.

Предполагается, что Эхнатон болел в детстве или же подвергнулся опасности в отношении его жизни из-за решения Фиванского оракула, о котором знали только жрецы бога Амона. На это указывает возвышение его слуги Пареннефера, во время правления, за оказание какой-то бесценной услуги, которая спасла жизнь Аменхотеп III. А к собственному имени Аменхотеп III часто приставлял прозвище, которое значило «Выживший, чтобы жить долго». В юности он жил далеко от Фив, а иногда и за пределами Египта в целом. О его существовании и правлении не говориться ни в одной из надписей того времени.
Во время правления царя Аменхотепа III произошёл пик могущественности и процветания Египта (во всяком случае с момента строительства пирамид). Аменхотеп III к тому же властвовал над Палестиной, Финикией и Сирией, а лично его государство содержало в себе часть территории нынешних Судана и Ливии. Имелись чётко разработанные, полезные государству торговые связи Микенской Грецией, а помимо этого совершенствовал дипломатические отношения, появившиеся вследствие закрепления брачных узлов, с протомидийским царством Митанни, располагавшимся около горы Арарат. Угрозу для Эхнатона представляла только Ассирийская держава, ибо её территория распространялась от областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, до халдейских городов Южной Месопотамии, к тому же они имели влияние на запад.
Аменхотеп III не мог жить без роскоши и сокровищ и дорогой жизни, а на склоне лет и вовсе стал распущенным человеком. Истинной властью распоряжалась царица Тии, на её величие, разу и могучесть указывают её титулы. Когда Аменхотеп III, до становления её сына царём, она выступала в управлении государством в роли регента. А к совершеннолетию Тия забрала Эхнатона в Фивы, где его возвели на трон под именем Аменхотепа IV.

Приступив к правлению, у него тут же разгорелся конфликт со жрецами Амона, так как он провозгласил себя как человека, чтящего лучезарного бога Атона (его всегда олицетворяли солнечным диском – атеном), имеется вероятность, что культ этого бога действовал ещё во времена царствования Аменхотепа III и Тии. В скором времени фараон возвёл храм бога Атона в Фивах, а это полностью устранило культ Амона вместе с его жрецами. После завершения стройки храма властитель решается изменить своё имя с Ахетатон («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Он даже решился стереть имя «Аменхотеп» с памятника своего отца (это считалось чуть ли не актом убийства, пуска и символического), помимо этого он уничтожил скульптуры сфинксов, связанные с ним — сбросил их с ближайшего обрыва, располагающегося в окрестностях Фив. На четвёртом году правления он затеял перенесение резиденции в новую столицу, планировку, строительство и декорирование которого он проводил с лучшими мастерами и тщательно следя за процессом, в этом ему помогали жрецы из Гелиополя (они долго были соперниками Фив). Название он выбрал — название Ахетатон («Место власти Атона»).
Эхтанон определил себя в жрецы Атона, сделав верховным, сложил множество гимнов для его почтения и решил проповедовать эти учения последователям. Центром культа этого божества была Маат, считавшаяся богиней правды. Это связывается с написанием его имени вместе с приставкой ankh-en-maat – «живущий в правде». Люди, следовавшие этой религии, должны были поклоняться свету и совершать приношения у алтарей храма Атона. Сам бог представлялся в виде диска или шара, который испускает лучи, заканчивающиеся людскими реками.

Фараон вступил в брак со своей двоюродной сестрой Нефертити, она родила ему минимум 4 дочки. Но Тии не повергли, а изображали её в двойной короне и даже красивее, казалось бы, идеальной Нефертити. В тот же год Нефертити разводится и исчезает со сцены истории. А политика Эхнатона становилась пассивной, а это грозило распадом, трудностями в экономике и поспособствовало развитию внутреннего кризиса у жрецов Амона.

На семнадцатом году правления, который исходя из всех исторических источников, был последним, Эхнатону был назначен соправитель — Сменхкара. После чего Эхнатона свергли с трона, и, возможно, даже ослепили. Сменхкара пробыл у власти всего лишь год, а потом царствовать стал Тутанхатон, который вернул предыдущую религию и имя взял в честь бога Амона — Тутанхамон. Через несколько лет Сменхкара пытался вернуться к власти, но это привело лишь к одному — смерти его самого и Тутанхамона. Тутанхамона погребли в шикарных условиях, захоронение было в роскоши, а вот Сменхкара такого пышно погребения удостоен не был. Его тело было найдено в яме, где оказалось и тело матери — Тии, которая, скорее всего, покончила жизнь самоубийством.

Добавить комментарий

АНЭ СЕГОДНЯ — 202105 — Единобожие или монополия? Эхнатон и его религиозно-политическая реформа

Май 2021 г.

Том. IX, № 5

Монотеизм или монополия? Эхнатон и его религиозно-политическая реформа религия и политическая идеология в середине 14 века до н.э. Он ввел и поддерживал культ солнечного диска (называемого Атоном) как единственного бога, почитаемого королем и его королевской семьей.

Эхнатон.

Был ли король просвещенным религиозным лидером и политиком-идеалистом, или он был психически больным и физически слабым человеком? Должны ли мы видеть в нем предшественника Моисея, Фалеса или Иисуса, или мы должны назвать его диктатором и первым сектантом? Хотя археологические, материальные, текстовые и изобразительные данные мало что говорят о внутренней мотивации Эхнатона (начавшего свое правление под именем Аменхотепа IV), мы можем проанализировать их в свете его действий.

Следует, однако, отметить, что многие знаковые мотивы так называемой Амарнской реформы (названной по современному названию жилого города Эхнатона Ахетатона) присутствовали в египетской религии и идеологии задолго до восхождения Аменхотепа. IV на престол. Это относится даже к использованию слова aten (солнечный диск) в египетском культе, к концепции исключительности или уникальности одного бога, к субстанциальному союзу между богом солнца и сувереном и к символическому царскому символу. выполнять роль посредника между людьми и богами. Главным отличием реформы Эхнатона было радикальное и нетрадиционное понятие исключительности. Тем не менее, мы все еще можем получить новое представление о мотивах Эхнатона, анализируя богословские, культовые и иконографические изменения в рамках его религиозно-политической реформы.

Эхнатон и семья.

 

Один бог, один город, один правитель

До Амарны в древнеегипетской религии существовало два непохожих, но взаимосвязанных плана. Первый был представлен локально специфическими культами отдельных городов или административных районов, другой — общенациональным пантеоном, в котором преобладали культы нескольких крупных центров (главным образом Мемфиса, Гелиополя и Фив), тесно связанных с царской идеологией. Местные культы обычно были связаны с одним божеством, городским богом, с которым другие божества были связаны в соответствующих созвездиях, таких как триады крупных политических центров (например, Амон, Мут и Хонсу из Фив), которые были признаны во всем Египте во времена Нового царства. . Тем не менее, некоторые местные божества могли быть действительно привязаны к конкретному месту и ограничивались одним регионом или местом, неизвестным или упомянутым в других частях Египта. Таким образом, египетские боги часто являлись богами городов, а города представляли собой места их земного обитания.

В национальном пантеоне эти местные божества сохранили некоторые из своих домашних ролей, связей и статусов, но они также уступили власти признанного государством царя богов, получили новые роли и образовали новые созвездия с богами разных городов. Политические власти государства не могли игнорировать важность региона и верность каждого человека своему городу, равно как не могли не учитывать исконные, городские характеристики любого из богов в государственном плане религии. Следовательно, точно так же, как египетское государство представляло две земли, состоящие из отдельных регионов, древнеегипетская религия была скорее федеративной системой, чем гомогенным единством.

Хотя количество официально признанных богов, поддерживаемых дворцом, было сокращено до одного во время реформы Эхнатона, тексты периода Амарны показывают, что (как и все местные боги египетского пантеона до Амарны) и Атон, и его культ были тесно связан с городом. Новый административный и жилой город Эхнатона Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна) не только представлял собой королевскую резиденцию, но в основном считался резиденцией самого бога Атона. Он был построен в чистом месте исключительно для бога солнца, чья тесная связь с этим культовым центром также отражена в его эпитетах. Таким образом, новая резиденция представляла собой жилище бога, священную территорию или храмовое поселение, а не город в традиционном смысле. С символической точки зрения казалось, что во всем египетском государстве господствует порядок  маат (царственно поддерживаемый космический баланс) материализовался в одном городе.

Помимо того, что он был представителем (точнее, представительством) бога солнца, здесь царь стал истинным кормильцем народа. Эхнатон был хорошо осведомлен о традиционном представлении о нераздельности бога и города. Это означает, что отказ в официальной поддержке большинства богов и их местных культов, что привело к уплощению федеративной системы пантеона, представляло собой средство подавления автономии местных властей — как божественных, так и человеческих.

Ограничив число официально признанных и поддерживаемых богов одним существом, наделенным универсальной властью, египетская религия и идеология сформировали бы полностью централизованное государство. Более того, реформа также позволила Эхнатону поглотить большое влияние, которое ранее приписывалось могущественным мертвецам, так называемым аху . Эти могущественные духи блаженных умерших традиционно выполняли функции посредников между простыми людьми и миром божественного. Не случайно Аменхотеп IV выбрал имя Эхнатона для передачи основного идеологического посыла своей религиозной реформы. Как Ах-эн-Атон (т. е. ах Атона), правитель был исключительным посредником исключительного бога.

Независимо от того, была ли реформа мотивирована политическими потребностями или нет, она привела к централизации власти, что позволило королю получить контроль над сферами власти, ранее в которых доминировали городские боги и их жрецы, местные административные власти и высшие чиновники. Таким образом, хотя и нельзя доказать, что Эхнатон — с его видением единого бога, обитающего в одном городе — пытался устранить власть местных административных и религиозных центров, абсолютную централизацию власти в одном месте, в руках одного лица и привязанность к одному божественному культу была именно тем, чего он достиг. По крайней мере, на очень ограниченный период времени.

 

Далеко Из Сердец Людей

Гор.

Помимо своей роли и культовых созвездий в пантеоне, египетские боги характеризовались своими именами и иконографическими формами. Эти два аспекта сделали сущность скрытых божественных существ постижимой. Традиционный египетский способ изображения божественных существ колебался между зооморфным и антропоморфным изображением, но часто они объединялись в комбинацию человеческого тела и головы животного.

Солнечные божества Ра и Гор, например, часто изображались в виде людей с головой сокола. Одной из причин сопоставления животного с божеством было указание на характерные черты и функции соответствующего существа, которые в реальном мире проявлялись бы во внешности, поведении и символическом значении определенного животного. Такие естественные ассоциации могли служить основой для подчеркивания различных аспектов конкретного проявления божественного. Однако египтяне не считали такую ​​манеру изображения божеств изображением их точных образов или их реальных форм. Иконографические изображения богов представляли собой «составные иероглифы», целью которых не было запечатление реальный образ рассматриваемой сущности, а скорее описать природу этой сущности и сделать ее понятной. Отношение человека к миру египетских богов было не столько вопросом веры, сколько вопросом познания и познания.

Сравнение традиционного стиля изображения египетских божеств и формы, использовавшейся для изображения единого бога в период Амарны, раскрывает еще один важный аспект реформы Атона. Как и другие боги-творцы до него, Атон считался верховным творцом и правителем всего на земле, но его культ также имел черты, заимствованные из царского культа, что видно из его имени и титулов или из адресованных ему гимнов и молитв. .

В древнейших свидетельствах культа, введенного Эхнатоном (еще как Аменхотеп IV), которые сохранились в храмовом комплексе Карнак в Фивах, бог Атон предстает в более традиционной форме. Подобно Ра, Гору или Харахти, он изображается человеком с головой сокола, украшенным солнечным диском и уреем (солнечной коброй). Позже эта традиционная форма исчезает и освобождает место для новой иконографической черты: Атон начинает изображаться исключительно в виде солнечного диска с уреями 9. 0021 и много лучей. Лучи диска имеют на концах человеческие руки, и этими руками Атон тянется к подношениям, а также к царю и его семье, которым он преподносит знак жизни ( анх ).

Солнечный диск с человеческими руками, изображающий анкх.

В отличие от изображений божеств с головами животных, человеческими телами и различными атрибутами, новая манера изображения Атона не предлагала подробного свидетельства о сущности бога, чертах, характеристиках, функциях и о его мифологическом происхождении. Изображения Атона также не были снабжены подписями, относящимися к его речи. Этот немой образ света, исходящего от солнечного диска, был таким же, как любой, кто мог видеть в природе. Атон было животворящим солнцем.

Образы религиозных или культовых мотивов, а также сцены повседневной жизни появляются в амарнском искусстве без мифологических отсылок и, таким образом, как бы изображают только реальный мир, воспринимаемый органами чувств и наблюдаемый глазами, как если бы Эхнатон взял символическое буквально. Следовательно, можно интерпретировать так называемый реализм амарнского искусства как художественный инструмент для уменьшения символического и сокрытия сакрального. Людям был доступен лишь мир природы, освещенный животворным солнцем и переживаемый органами чувств: они могли0036 см. Атон. Но царю, как единственному сыну Атона, было доверено гораздо больше: он знал своего божественного отца и таинственные пути солнца. Атон жил в сердце царя даже тогда, когда солнце садилось за горизонт.

Даже всеобъемлющую космическую власть и могущество бога следует понимать в политическом контексте земной власти и авторитета царя. Таким образом, в заключительных утверждениях гимнов обязательно утверждается эта концепция: всемогущий Атон, пребывающий далеко в небесных высотах, сотворил весь космос9.0036 вместо его единственного сына, царя Эхнатона. Бог солнца амарнской реформы ежедневно был виден на небе, он все оживлял и смотрел на свое творение свысока, но жил он и слишком далеко от мира и его обитателей. Атон находился в близких, исключительных отношениях со своим сыном, который был единственным человеком, который поместил бога в свое сердце и знал его тайные пути. Эта богословская концепция была (опять же) очень хорошо отражена в иконографии. Лучи Атона достигли исключительно его сына и его королевской/божественной семьи.

В Амарне солнце стало богом, который может быть далеко, но чьи лучи все же достигают земли; бог, на которого люди могли смотреть, но никто не мог знать; творец, который творит самого себя, но мастера его не знают. Несмотря на всю свою видимость и теологическую простоту, Атон был богом, непостижимым для всех, за исключением его единственного сына Эхнатона. И в этом теологическом парадоксе Атон (Солнечный Диск) стал более скрытым, чем Амон (Скрытый).

 

Йиржи Янак — директор Чешского института египтологии Карлова университета в Праге.

Все фотографии и рисунки: © архив Чешского института египтологии, Карлов университет, Прага.

Для дальнейшего чтения:

Иржи Янак, «Эхнатон: монотеизм или монополия?» в М. Барта, М. Коварж (ред.), Цивилизации: крах и возрождение, обращаясь к природе изменений и трансформаций в истории , Academia: Прага, 2019 г., стр. 187–212.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть эту статью в формате PDF.

Становление монотеизма
Автор: Майкл Хандли

Хеттский пантеон, состоящий не менее чем из 3000 богов. Так как же возникла вера в единого бога? Яхве прославился из относительной безвестности, но путь к нему уже был проложен Мардуком и Ассуром. Читать далее

Нефертити на колеснице – Женское использование колесниц в Древнем Египте
Хайди Кепп-Джанк

Колесницы появляются в Египте в начале второго тысячелетия как средство передвижения и оружие войны. Некоторое время женщины также были водителями. Подробнее

Нефертити была больше, чем просто красивое лицо

Нефертити, великая царственная жена Аменхотепа IV (более известного под именем, которое он принял позже, Эхнатон), является одной из самых узнаваемых загадочных фигур в истории. Пылающие отрывки описывают ее сияние, как тот, который был выгравирован на стеле в Амарне, Египет, где говорилось: «Ведущая женщина среди всех знати, великая во дворце, совершенная внешность, прекрасная в двойном плюме, владычица радости которая соединена благосклонностью, чей голос радуют люди, великая жена царя, его возлюбленная, великая владычица двух земель — Нефернеферуатон, Нефертити, дарованная жизнь навеки и навеки!»

Ее муж радикально изменил Египет, превратив его политеистическую государственную религию в поклонение одному божеству, солнечному диску Атону. Он также перенес столицу Египта в построенный им новый город под названием Ахетатон, что означает «горизонт бога Атона». Революция Эхнатона была недолгой: после его правления Египет вернется к своей старой вере. Его преемники пытались стереть его имя и наследие. Его столица была заброшена, а произведения искусства с его изображением и именем, а также именем его семьи, включая Нефертити, были испорчены. Их наследие останется похороненным на тысячелетия.

Посвященные солнечному богу Атону руины Эхнатона и столицы Нефертити, известной сегодня как Амарна, расположены на восточном берегу Нила. Египетская столица вернулась на юг, в Фивы (современный Луксор) после его смерти.

Фотография Кеннета Гарретта

Хотя описание царицы Нефертити, несомненно, приукрашено, утверждение о том, что она была красивой, «совершенной внешности», похоже, подтверждается ее изображениями, сохранившимися до наших дней. В частности, одно произведение искусства стало символом женской красоты. После более чем трех тысячелетий безвестности его открытие в начале 20 века принесло Нефертити мировую известность.

( Должны ли женщины править миром? Царицы Древнего Египта говорят «да» .)

Знаменитое лицо

Слава Нефертити вновь всплыла на поверхность 6 декабря 1912 года, когда немецкий археолог Людвиг Борхардт обнаружил ее ставший культовым бюст среди руин в Амарне . Считающийся самым потрясающим изображением женщины древнего мира, бюст кажется материальным воплощением имени королевы, что означает «прекрасная пришла».

Мужчины представляют бюст Нефертити в Амарне в 1912. Бюст сейчас находится в Новом музее в Берлине.

Фотография Bpk, Scala, Флоренция.

Первые проблески Нефертити можно увидеть в записной книжке Бохардта 1912 года, которая сейчас находится в Новом музее в Берлине.

Фотография Bpk, Scala, Флоренция

Борхардт обнаружил бюст во время раскопок в мастерской придворного скульптора. Шедевр необычайно хорошо сохранился во время 3000-летнего захоронения. Как писал Борхардт в своем дневнике раскопок: «Цвета такие, как будто только что нанесли краску. Работа абсолютно исключительная. Описание бесполезно, это надо видеть». Высокие скулы, тонкая шея и яркое выражение лица женщины, которая кажется почти живой и дышащей, стали иконой красоты и египетского мастерства.

Несмотря на обнаружение бюста в Амарне в 1912 году, имя Нефертити почти не упоминается во многих историях Египта, написанных западными учеными 20-го века, такими как Артур Вейгалл и Уилл Дюран. Для многих их современников широкомасштабная религиозная и политическая реформа Эхнатона занимает центральное место, а Нефертити играет вспомогательную роль прекрасной великой царственной жены и матери. Недавние исследования показывают, что ее роль гораздо сложнее, поскольку она вовлекает ее в государственные дела, особенно в установление монотеистического поклонения Атону.

Кем была Нефертити?

Подробная документация о жизни Нефертити в лучшем случае фрагментарна. Даты ее рождения и смерти неизвестны. Историкам удалось установить, что Нефертити выросла при египетском царском дворе от неизвестного происхождения. В детстве она жила привилегированной жизнью, окруженная великолепием и ритуалами долгого правления фараона Аменхотепа III. Египет был богатым и безопасным во время его правления. Она вышла замуж за наследника престола в подростковом возрасте, хотя некоторые считают, что она могла быть моложе. Аменхотеп IV сменил своего отца где-то в середине 20-х или начале 30-х годов. На четвертом году его правления Нефертити стала его великой царственной женой.

Кубок в форме лотоса, созданный в начале правления Аменхотепа IV, около 1353-1336 гг. до н.э., носит его имя и имя Нефертити. Он хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Фотография Скала, Флоренция

Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон («тот, кто приносит пользу Атону») где-то после пятого года своего правления. Нефертити пользовалась статусом и известностью, в отличие от любой женщины в истории Египта, включая ее изображения в искусстве, скульптуре и зданиях. Прежде всего, она стала тем, что египтолог Кара Куни называет своей «главной жрицей и идеологической музой». В рамках религиозного сдвига она также получила новое имя: Нефернеферуатен Нефертити, что означает «красота прекрасных Атона, красота пришла».

( 3400-летний затерянный египетский город Луксор был покинут Эхнатоном .)

Чтобы добиться успеха своей новой религии, Эхнатону нужна была Нефертити. Она была возведена в равный статус в поклонении Атону, богу солнца, удостоена почестей, больших, чем любая египетская царица до нее, и даже получила свой собственный храм. Первая из их дочерей, Меритатен, родилась в раннем браке, за ней последуют пять сестер. Их дети были популярными предметами у придворных художников, поскольку они были телесными проявлениями их священного союза, благословленного богом солнца Атоном, которому Египет приходил исключительно поклоняться. В произведениях искусства, изображающих царскую семью вместе, солнечный диск Атона освещает их всех своими лучами.

Пока Атон освещает их, Фараон и Нефертити играют с тремя своими дочерьми. До правления Эхнатона было необычно изображать интимные моменты королевских семей, в отличие от этой картины XIV века до н.э. изображение.

Фотография Эриха Лессинга, Альбом

Сотрудничество Эхнатона и Нефертити ознаменовало ряд больших изменений, которые их правление принесло в Египет, включая перенос столицы. Предыдущим были Фивы (ныне Луксор), город, тесно связанный с древними политеистическими божествами. Стремясь избежать старого порядка, Эхнатон перебрался на девственную территорию примерно в 250 милях к северу на восточном берегу Нила в Среднем Египте. Там он возвел свою совершенно новую столицу, Ахетатон (теперь известную как Амарна), как центр своего разрушающего форму монотеизма.

Эволюция канонов красоты

Произведение искусства так называемого амарнского периода (1349–1336 гг. до н. э.) раскрывает важность Нефертити в царствование ее мужа. Влияние Амарны было революционным. За это короткое время классические каноны искусства были разорваны и заменены. До периода Амарны как мужские, так и женские фигуры, как правило, были сильно стилизованы, изображались в соответствии с жестким набором стандартов, которым тысячи лет. Люди, как мужчины, так и женщины, были стройными и обтекаемыми, изображенными в плоском двухмерном стиле с лицом и телом в профиль, а глаза и плечи обращены вперед.

просмотреть галерею

Этот канон красоты резко изменился во время правления Нефертити. Линии, которые раньше были жесткими и прямыми, стали плавными, изогнутыми и более естественными. И Эхнатон, и Нефертити были нарисованы с использованием более извилистых кривых; у обоих были сочные губы, длинные лица и носы, вытянутые тела, выступающие животы и широкие бедра. В стиле Амарны и мужские, и женские фигуры изображались одинаково, с мужскими и женскими чертами. Ученые считают, что это подчеркивало, что Атон был одновременно отцом и матерью египетского народа. Фараону, как и Атону, нужно было воплотить обе родительские роли, чтобы создать неразрывное единство, которое принесло бы благословение Египту. Художники, казалось, с удовольствием создавали семейные портреты королевских родителей и их детей, показывая их как в минуты счастья, так и в минуты горя. Показана полнота их жизни, дающая интимный взгляд на королевскую семью.

Лицо Эхнатона смотрит с гипсового бюста, найденного в Амарне, датированного примерно 1353-1336 гг. до н.э.

Фотография Bpk, Scala, Florence

Смена художественного стиля произошла быстро, и этот быстрый темп связан со стремлением Эхнатона к переменам. В контексте египетского искусства изображения передавали сообщение. Когда Эхнатон и Нефертити ввели поклонение единому богу, они использовали искусство для проповеди своей новой идеологии. Искусство стало инструментом, подчеркивающим радикальные реформы: все прежние эстетические каноны должны были быть устранены для этого нового начала. С установлением нового культа Атона египетское искусство резко изменилось, жесткие формы прошлого уступили место более плавной эстетике.

Затем скульптор Тутмос начал создавать непревзойденные шедевры в своей мастерской в ​​Амарне с Нефертити в качестве одной из своих популярных тем. Хотя египетское искусство менялось, его идеалы оставались прежними.

Тщательно изготовленная статуя периода Амарны изображает женщину в облегающем льняном платье со складками. Считается, что он представляет Нефертити или, возможно, одну из ее дочерей.

Фотография Скала, Флоренция

Безголовая скульптура из красного кварцита в Лувре в Париже воплощает эти идеалы. На нем изображена молодая женщина в льняной одежде, демонстрирующая высокую узкую талию, подтянутую грудь и округлую нижнюю часть тела. Личность модели неизвестна. Это может быть сама Нефертити или одна из ее дочерей, но этот идеальный образ совершенно новый, икона для Атона.

Судьба царицы

В то время как семья Нефертити, казалось, жила в гармонии, египетская культура, религия, политика и экономика были сильно подорваны, что явилось заметным отклонением от стабильности отца Эхнатона. В 1349 г. до н.э. строительство нового города далеко было геркулесовой и чрезвычайно дорогой задачей, и создание этой столицы привело в смятение весь Египет. Новая религия расшатала всю культуру, основанную на политеизме, с обширной сетью священников, храмов и прихожан. Стоимость налогов и египетской казны была огромной. Тысячи египтян, многие из которых были детьми, были вынуждены строить новый город Атона, памятники и храмы.

Золотое кольцо, датируемое примерно 1353–1336 гг. до н. э., имеет изображения Эхнатона и Нефертити.

Фотография Скала, Флоренция

Тем временем мир и процветание Египта пошли на убыль. Грохочущие угрозы из чужих земель означали, что люди нуждались в защите. Египет, возможно, самая богатая эпоха в своей истории, разорился из-за экстравагантных расходов на новый город, новую религию и систему поддержки во время правления Эхнатона.

Эхнатон и Нефертити правили около 17 лет, и правление фараона закончилось его смертью в возрасте около 40 лет. Египет в конечном итоге вернется к своим старым обычаям, и Эхнатон будет вычеркнут из истории фараонов Египта. Его памятники и статуи были разрушены или демонтированы. Поклонение Атону прекратилось, и политеизм был восстановлен, поскольку налогообложение вернулось для поддержания древних (и ранее прибыльных) традиций. Возможно, прежде всего египетская столица вернулась в Фивы. Новая столица Эхнатона была заброшена и более 3000 лет томилась в руинах безвестности.

Жизнь Нефертити после смерти мужа является предметом больших споров среди египтологов. Они согласны с тем, что она пережила своего мужа, но характер ее роли в это время вулканических изменений в истории Египта не определен. Возможно, она угасла, а могла бы взять на себя более заметную роль.

Царская гробница фараона-еретика была построена к востоку от его столицы Ахетатона (ныне известного как Амарна). На его стенах появляются изображения Нефертити и изображения бога Атона.

Фотография Кеннета Гарретта

В феврале 2018 года исследовательские группы использовали георадар для сканирования погребальной камеры Тутанхамона в надежде найти гробницу Нефертити за ярко раскрашенными стенами. Результаты показали, что места ее последнего упокоения там нет.

Фотография Кеннета Гарретта

Некоторые ученые 21-го века считают, что примерно за пять лет до своей смерти Эхнатон возвысил свою великую жену до соправителя и дал ей новое имя: Анххеперуре Нефернефруатон.

Согласно этой теории, после смерти Эхнатона трон заняла Нефертити, правившая под именем Анххеперуре Сменхкара и направившая свою страну в правление следующего фараона-мужчины, своего пасынка Тутанхамона. Куни пишет: «Нефертити не получит признания за это политическое лидерство, хотя именно она начала восстановление страны, перевернутой с ног на голову».

Место последнего упокоения Нефертити еще не найдено. Пограничные стелы Эхнатона, группа надписей на королевских памятниках, указывают на то, что она должна была быть похоронена в царской гробнице Эхнатона в Амарне, но ее могилы там нет. Ученые начали искать в Долине Царей и даже в могиле ее пасынка. Неинвазивное радиолокационное сканирование в гробнице Тутанхамона обнаружило аномалии, и некоторые предполагают, что эти места могут быть местом последнего упокоения Нефертити. Недавние поиски не нашли улик, но поиски продолжаются.

Вечное очарование Нефертити поддерживается не только ее физической красотой. Открытие в 1912 году бюста в Амарне помогло пробудить интерес к ней, но только совсем недавно египтологи сосредоточились на более полном понимании ее жизни, включая изучение ее роли соправителя и регента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *