Развитие афинской трагедии и новаторство еврипида: 6.Новаторство Еврипида в жанре трагедии

6.Новаторство Еврипида в жанре трагедии

Трагедии Еврипида следует разделить на две группы: с одной стороны, трагедии в полном смысле слова, а с другой – драматические произведения, которые никак нельзя отнести к трагедиям. Это скорее социально-бытовые драмы, потому что в их изображаются обыкновенные люди, а не герои, выдающиеся по своим мыслям, по своим делам; кроме того, в эти произведения внесён комический элемент, чего совершенно не допускала классическая античная трагедия, в них благополучна развязка, а это также противоречит канону трагического жанра.

Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». Сюжет открывал поистине большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета, у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него.

Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета, хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют «философом на сцене», «самым трагичнейшим» — это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида. Тот всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Герой вмешивается в объективные закономерности и нарушает гармонию, он будет наказан.

Смерть такого героя в результате несла грекам катарсис. Пример его поучителен. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут. Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное. Греки рефлексии не знали. Катарсиса не было, герой гибнул бессмысленно. Даже если и появляются боги, то они условные персонажи. Еврипид в своих трагедиях заменяет первичную перипетию интригой. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг может быть много. Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, поэтому в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в этом. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида.
Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион».

Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер. Особенно очевидно это в трагедии «Ифигения в Авлиде». Зрители верят в эволюцию образа героини.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» — 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели.

Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.

12.Новаторство трагедии Эврипида

(480 до н.э. — 406 до н.э.), древнегреческий драматург. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии — по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. Представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Никогда не признавался классиком при жизни. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, до нас

дошло из них 18 трагедий. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия.
Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов.
В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида. Главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Еврипид вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и особенно героини Еврипида отнюдь не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств — от сопереживания до ужаса.

Медея. История женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили.

Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь – не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней – большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом – богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

Ипполит

. История чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита. Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание. Проклятие это неизбежно должно сбыться – так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.

Еврипид: биография, цитаты и влияние

Еврипид (480–406 гг. до н. э.) не всегда был так известен, как сегодня. Говорят, что Еврипида так не любили в Афинах, что он выбрал жизнь в изгнании или был сослан в Македонию. 1 Так как же этот древнегреческий трагик стал таким влиятельным драматургом, написав более 19 пьес, которые дошли до наших дней и повлияли на греческую новую комедию? Новаторский взгляд Еврипида на древнегреческую трагедию можно увидеть в таких пьесах, как 9. 0005 Медея (431 г. до н.э.), Елена (412 г. до н.э.) и Ипполит (428 г. до н.э.).

Рис. 1 — Еврипид работал афинским драматургом в V в.

Еврипид Биография

Еврипид родился около 480 г. до н. э. на острове Саламин, но большую часть своей жизни прожил в Афинах. V век, в котором жил Еврипид, известен как классический век Афин .

Жизнь Еврипида трудно реконструировать, поскольку источники, из которых мы знаем о нем, ненадежны. Тем не менее, можно получить базовое представление о его жизни.

Классическая эпоха Афин (480 г. до н.э. – 323 г. до н.э.) была временем процветания Афин, крупного полиса Древней Греции. Афины были демократией, позволившей процветать многим художникам, философам и ученым. В частности, в этот период афинской истории наблюдался рост и развитие греческого театра с такими драматургами, как Еврипид, Эсхил, Аристофан и Софокл. В частности, популярным театральным жанром стала греческая трагедия.

Легенда окружает его рождение. Оракул сказал отцу Еврипида, Мнесарху, что Еврипид получит венец победы и что его будущее лежит на сцене. Мнесарх решил, что его сын будет спортсменом, и вскоре Еврипид начал заниматься легкой атлетикой. Помимо легкой атлетики, Еврипид изучал философию и искусство, например живопись.

В 455 г. до н. э. Еврипид был выбран для участия в фестивале, посвященном драматическому театру, а в 441 г. до н. э. он занял первое место в конкурсе. Еврипид написал почти 92 пьесы; однако только около 19 дожили до наших дней. Еврипид выиграл четыре конкурса за свои пьесы. В 408 г. до н. э. Еврипид покинул Афины. Древние источники и современные исследования предполагают, что афинское общество не любило Еврипида за его учения. Имеются данные, свидетельствующие о том, что он либо выбрал ссылку, либо был сослан, 1 г., после чего он поселился в Королевстве Македония, где и умер в 406 г. до н.э. Причина смерти Еврипида не установлена. Некоторые считают, что его убили королевские псы, а другие считают, что он умер из-за лютого холода македонских зим.

Пьесы Еврипида

До наших дней дошло всего 19 пьес Еврипида. Его самые известные пьесы включают Medea (431 г. до н.э.), Hippolytus (428 г. до н.э.) и Helen (412 г. до н.э.).

Рис. 2 — Пьесы Еврипида исполнялись на празднике Дионисия.

Медея (431 г. до н.э.)

Медея — пьеса, написанная Еврипидом в 431 г. до н.э. и основанная на мифе о Ясоне и Медее. Это трагедия, в центре которой находится Медея, которую предал ее муж Ясон. Медея замышляет месть, заканчивающуюся смертью двух ее сыновей и ее бегством в Афины. Медея принесла Еврипиду третье место на празднике Дионисия.

Дионисий — праздник в Древней Греции в честь бога Диониса. Были проведены соревнования, чтобы увидеть, у кого лучшая трагедия, а у кого лучшая комедия. Жюри оценивало пьесы, которые они видели, чтобы определить, у кого из них лучшая. Считается, что первый Дионисий был проведен где-то между 535 и 532 годами до нашей эры.

Медея исследует множество тем, таких как месть, любовь и эмоции. Трагедия считается довольно простой по сравнению с другими современными трагедиями, но ее влияние все же было очень влиятельным.

Ипполит (428 г. до н.э.)

Ипполит — еще одна трагедия, посвященная мифу об Ипполите, сыне легендарного Тесея. Премьера состоялась во времена Дионисия в 428 г. до н.э., и Еврипид занял третье место. Он окружает историю Ипполита, поклявшегося в целомудрии и почитающего богиню Артемиду. Афродита, которой он отказывается поклоняться, хочет отомстить, поэтому она заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в него. Далее следует череда трагедий, которые заканчиваются непониманием и смертью.

Елена (412 г. до н.э.)

Елена Премьера состоялась в 412 г. до н.э. как часть трилогии на фестивале Дионисий. К несчастью для Еврипида, его трилогия не получила наград. Хелен начинается, когда Елена узнает, что ее муж Менелай так и не вернулся домой в Грецию после Троянской войны и умер. Елене, овдовевшей, грозит опасность выйти замуж за Феоклимена. Елена консультируется с пророчицей, пытаясь узнать, что случилось с Менелаем. Однажды прибывает незнакомец из Египта, и Елена узнает в нем Менелая. Однако Менелай быстро понимает, что это не настоящая Елена. Настоящая Елена та, которую он спрятал в пещере Трои, так кто же эта Елена до него? Елена Менелай, стоявшая перед ней, на самом деле была призраком, посланным Афиной и Герой. И, как это обычно бывает в пьесах Еврипида, начинает разворачиваться трагедия за трагедией.

Анализ пьес Еврипида

Еврипид был греческим трагиком, написавшим множество греческих трагедий .

Греческая трагедия — тип театральной драмы, возникшей в V веке до н. э. в Афинах. Трагедии были основаны на традициях и мифах. Они часто были сосредоточены вокруг героя/героини и ужасных событий, окружающих их жизнь, которые причиняют большие страдания. Все трагедии заканчиваются печальным, часто ужасным концом. Еврипид, Софокл и Эсхил — одни из самых известных греческих трагиков.

Еврипид был известен своими экспериментами в жанре трагедии. До Еврипида эмоциональный мир персонажа не использовался для разработки сюжета, но Еврипид именно это и делал. Он сосредоточился на чувствах персонажа, чтобы подчеркнуть истинную природу трагедии.

Рис. 3 — Еврипид написал древнегреческие трагедии.

Еще одной ключевой особенностью произведений Еврипида является использование монолога в прологе, чтобы подробно рассказать предысторию истории. Прологом в греческой драме обычно был персонаж, который объяснял предысторию пьесы; однако Еврипид предпочитал использовать для этой роли монолог.

В пьесе Еврипида « Медея » пьеса начинается страстным монологом Медеи, которая подробно рассказывает, как ее муж Ясон ушел от нее к коринфской принцессе. Он раскрывает гнев и тоску, которые Медея испытывает на протяжении всей пьесы, и причину этой тоски.

Другим важным аспектом стиля письма Еврипида является создание персонажей, обладающих чувством реализма. Часто это неуверенные в себе люди с внутренними муками и импульсами, с которыми они должны бороться. Это контрастирует с обычными архетипическими характеристиками трагических героев и героинь в других пьесах. Как правило, герои и героини в других пьесах горды и сильны и обычно должны справляться с проблемами, посланными им богами. Это особенно верно в отношении таких персонажей, как Федра и Медея.

Влияние Еврипида

Еврипид, хотя и не столь успешен на дионисийских праздниках, как трагики вроде Эсхила, оказал невероятное влияние на развитие греческой драмы. В частности, пронизанные реализмом трагедии Еврипида повлияли на формирование нового типа греческой драмы, известного как греческая новая комедия . Греческая Новая комедия приписывается греческому драматургу Менандру, который часто подражал произведениям Еврипида и очень восхищался его творчеством. 2

Греческая новая комедия возникла в 320 г. до н.э. и оставалась популярной примерно до середины 200-х гг. до н.э. Греческая новая комедия была похожа на комедию, но больше фокусировалась на рассмотрении афинского общества через призму сатиры и более внимательно рассматривала личные дела афинских граждан.

Сатирический характер трагедий Еврипида проник в греческую новую комедию. Кроме того, Еврипид также оказал влияние на римский театр и даже на некоторые жанры современного театра.

Цитаты Еврипида

Сила Еврипида как драматурга заключена в его словах. Вот несколько цитат из творчества Еврипида, которые помогут вам лучше понять его творчество как драматурга.

Но на меня обрушилось это непредвиденное бедствие, и подорвало мою жизнь; я разорен и жажду отказаться от благ существования, добрые друзья, и умереть. Ибо тот, кто был для меня всем миром, как ты знаешь, изгнал самого худшего из людей, моего собственного мужа. Из всего, что имеет жизнь и смысл, мы, женщины, самые несчастные создания; сначала мы должны купить мужа за большую цену и поставить себе тирана, который является злом худшим, чем первый; и в этом заключается самый важный вопрос, хороший или плохой наш выбор» («Медея», сцена 1).0011

В этой цитате из Медея источник трагедии страстно выражен Медеей. Она сокрушается, что судьба женщины — найти подходящего мужа и «купить» его с подходящим приданым. Далее, женщина должна смириться с тем фактом, что ее муж может быть источником зла или источника добра, но узнать это невозможно. Еврипид был известен тем, что выражал страдания женщин способом, невиданным ранее в древнегреческом мире.

Для Тесея и Ипполиты, амазонки, 9У 0125 был сын Ипполит, и этот юноша,
ученик, воспитанный благочестивым Питтеем,
— единственный человек здесь, в Трезене
, кто утверждает, что я, из всех божеств,
по натуре самый презренный.
Он отказывается иметь женщин в своей постели,
отворачивается от любой мысли о женитьбе,
и поклоняется дочери Зевса Артемиде,
сестре Аполлона, считая ее
величайшим богом из всех» (Ипполит, строки 13-20). ).

В этой цитате, сказанной богиней Афродитой в пьесе Еврипида «Ипполит», демонстрируется власть богов над жизнью смертного. Она также показывает, что даже у богов есть гордость, которую можно ранить. Здесь Афродита гневается, что Ипполит отказывается чтобы поклоняться ей, богине любви и красоты, и предпочитает поклоняться Артемиде, богине охоты и девственниц. Афродита так сердится, что заставляет мачеху Ипполита, Федру, глубоко влюбиться в него. Это приводит к трагический конец многих персонажей пьесы.

Войди в дом [ойкос] и расспроси дочь морской нимфы Теоною, которая все знает, о твоем муже, жив ли он еще или ушел из жизни; а когда узнаешь наверняка, радуйся или печались, смотря по судьбе твоей. Прежде чем ты узнаешь что-либо правильно, какая польза тебе от горя? » (Хелен, строки 319-324).

В этой цитате из пьесы Еврипида « Елена » хор говорит Елене, что она должна проконсультироваться с Теоной, прежде чем делать поспешные выводы о судьбе своего мужа, Менелая. Это хороший пример. роли хора. В древнегреческих трагедиях хор выступал в качестве комментария к сюжетному действию или иногда давал главному герою советы, что делать дальше, помогал продвигать сюжет без каких-либо неловких и затянутых переходов.0011

Еврипид — Ключевые выводы

  • Еврипид — древнегреческий трагик, живший в Афинах в V веке до н. э.
  • Еврипид написал почти 92 пьесы, но только 19 дошли до наших дней, например, «Медея», «Ипполит» и «Елена».
  • Еврипид был известен своим новаторским подходом к древнегреческой трагедии, в том числе использованием монолога и сосредоточением внимания на эмоциональном мире своих персонажей.
  • Еврипид оказал влияние на развитие греческой Новой комедии и римского театра.
  • Еврипид умер в 406 г. до н. э. в Королевстве Македония после изгнания из Афин.

Ссылки

  1. Стивенс, П. Т. «Еврипид и афиняне». Журнал греческих исследований, том. 76, 1956.
  2. Эндрюс, М. «Еврипид и Менандр». Классический ежеквартальный журнал, том. 18, нет. 1, 1924.

Греческая драма и изобретение риторики – Bryn Mawr Classical Review

BMCR 2013.06.16

Дэвид Сансон, Греческая драма и изобретение риторики . Молден, Массачусетс; Оксфорд; Чичестер: Уайли-Блэквелл, 2012. х, 258. ISBN 9781118357088 99,95 долларов США.

Отзыв от

Preview

Эта книга развивает два основных тезиса: во-первых, драма, поскольку она изображает персонажей, видимых зрителям, была совершенно новым опытом для афинской публики и глубоко отличалась от разыгранного повествования. Зрители неизбежно были внимательны к актерам, которые присутствовали, но не говорили, так что был своего рода «контрапункт», в отличие от Гомера или лирики, где одновременно мог говорить только один персонаж. Во-вторых, Сансоне утверждает, что привычное понимание связи между трагедией и развитием риторики недооценивает трагиков, особенно Еврипида. И аргумент от вероятности, и фигура ожидания, прокаталепсис (рассуждение о аргументах, которые будет использовать оппонент, и их предварительное опровержение) в трагедии развиты богаче, чем где бы то ни было. Почему же тогда, спрашивает Сансоне, стандартное повествование так много приписывает призрачным сицилийцам, Тисию и Кораксу (уже брошенному во тьму внешней Эдвардом Скиаппой)? 1 Почему бы не поверить, что Еврипид работал с литературной традицией и что ораторы учились у него?

Из книги можно многому научиться. Это действительно одна из тех книг, которую каждый читатель счастлив прочитать, хотя и сомневается, что она кого-то полностью убедит. Первый тезис, на мой взгляд, преувеличен, но он является очень ценным напоминанием о том, что драма не совсем похожа на нарратив, пусть даже и на разыгранный нарратив. Сансоне отмечает, что восприятие повествования описывается как слушание, в то время как греки видят драматическое исполнение. Безусловно верно, утверждает он, что присутствие актера на сцене — это напоминание об участии собеседника в речи, которого лишены повествовательные формы. Тем не менее, звательные падежи могут быть вставлены в речи, чтобы аудитория не забыла, что говорящий говорит с кем-то; я думаю о ил. 21.106, ἀλλὰ φίλος θάνε καὶ σύ· τίη ὀλοφύρεαι οὕτως; Сансоне возражает против знаменитого различия Таплина между «эсхиловскими молчаниями» и «молчаниями у Эсхила», утверждая, что все молчания значимы, поскольку зритель не может знать, какое из них будет нарушено, а какое нет — все молчания вызывают у зрителя любопытство, независимо от того, привлекает ли пьеса явное внимание. внимание на них или нет. 2 В этом утверждении есть некоторая интуитивная привлекательность, но я хотел бы увидеть тщательное исследование этого вопроса кем-то, кто знаком с психологией внимания, живой ветвью экспериментальной психологии. 3 Точно так же я сомневаюсь, что Эсхил изобрел второго актера, но, даже если бы он это сделал, я хотел бы убедительных доказательств того, что зрители по-прежнему будут впечатлены нововведениями спустя более двадцати лет, поскольку мое любительское знакомство с психологической литературой предполагает что люди часто адаптируются очень быстро.

Второй тезис сложен, потому что у него две стороны. Существует в значительной степени заслуживающая доверия критика традиционного (но, возможно, уже не совсем стандартного) взгляда на то, что сицилийцы Тисий и Коракс основали риторику или что, во всяком случае, профессиональные учителя с политически честолюбивыми учениками проложили путь к риторике и эта трагедия просто имитирует современную практику. В книге представлена ​​альтернативная, но также не очень правдоподобная история происхождения, которая делает трагедию источником форм аргументации, которые в конечном итоге были включены в риторику. Трагедия, безусловно, использует риторические фигуры, которые Сансоне обсуждает как раньше, чем в других источниках, так и более подробно, и книга была бы гораздо более убедительной, если бы в ней утверждалось не то, что риторика развивается из трагедии, а то, что детальное развитие определенных фигур у (в основном) Еврипида является не простое подражание современной практике, а ее самостоятельное развитие и преувеличение. Итак, Сансон предлагает (стр. 219), что в третьей Тетралогии Антифона и Паламеда Горгия прием апострофирования оппонента при обвинении его (или, в praeteritio , отказ от обвинения его) является подражанием трагической условности. Трагедии, конечно, легче предъявлять такие прямые контробвинения, поскольку персонажи обычно обращаются друг к другу напрямую, а не к присяжным. Даже в Эвменидах , где присутствует жюри, стороны больше говорят друг с другом и с Афиной, чем с присяжными. Так что неудивительно, что трагические примеры наиболее проработаны. Также вполне возможно, что Еврипид развивал свой стиль самостоятельно. Тем не менее, мне трудно поверить, что трагедия была единственным или основным источником методов, доступных сторонам в процессе.

Книга была бы более убедительной, если бы не формулировала свой аргумент как относящийся к происхождению. Хотя Сансон пренебрежительно относится к тем, кто называет prokatalepsis «естественным», мне трудно представить, что в сутяжническом обществе, подобном древним Афинам, ораторы не попытались бы опровергнуть аргументы, которые, как они ожидали, будут выдвинуты оппонентами. В книге никогда не обсуждается какой-либо другой учитель искусства речи и успеха, кроме Горгия. Итак, Сансоне подробно показывает, что Горгий находился под сильным влиянием Эсхила, но это не означает, что влияния между трагедией и учителями шли только в одном направлении, и ничего не говорит ни о других учителях, ни о повседневной практике. То есть я считаю весьма вероятным, что любое раннее technai , если они и существовали, были просто моделями, а не систематическими трактатами. Я, конечно, верю, что трагики были вполне способны самостоятельно продумывать аргументы. С другой стороны, я не верю, что они были заинтересованы в том, чтобы их персонажи говорили и спорили так, чтобы их аудитория не узнала их, кроме как по другим трагедиям.

Аргумент рассматривает риторику в отличие от остального интеллектуального развития пятого века. Тем не менее кажется совершенно очевидным, что это не так: когда Стреспиад хочет изучить низший аргумент, Сократ ожидает, что он сначала освоит множество других дисциплин. Еврипид представляет несколько вычурных аргументов, но он также предлагает множество современных научных, теологических и этических рассуждений. Никто не станет спорить, что он изобрел этот материал. Однако нет никаких оснований видеть в нем и безмозглую сороку; трагики были активными участниками современной интеллектуальной жизни.

Сансоне утверждает, что трагические аргументы, основанные на вероятности, относятся к контексту брака и подходящего выбора для брака или, по крайней мере, секса (как в « критянах » Еврипида, fr. 472 Kannicht), теме, занимающей центральное место в трагедии, но не обсуждаемой в суды. Тут есть какая-то особая мольба. «Ипполит» Еврипида, безусловно, утверждает, что Федра не была самой красивой из женщин, но его аргумент о том, что он не пожелал бы жениться на ней, чтобы занять место своего отца (1010–1020), на самом деле не о женитьбе, а о желании тирания, которая также является темой самозащиты Креонта в ИЛИ 584-602 — отрывок, который упоминается в книге на 162-3, но затем опускается. Неоднократные ссылки Фукидида на вероятность вряд ли проистекают из трагедии. И все же Сансоне обнаружил нечто важное: расширенные аргументы от вероятности в трагедии, главным образом у Еврипида, особенно трагичны. Трагедия пригласила их. Если трагедия не изобрела аргумент вероятности, она, несомненно, послужила тому, чтобы сделать его знакомым многим афинянам и всему греческому миру, представив расширенные примеры, чья сенсационная природа («возможно ли, что я без божественного вмешательства был бы эротически привлечен быку?») делало их особенно заметными. Любой, кто видел пьесы Еврипида в течение нескольких лет, получил бы некоторые элементы риторического образования и стал бы гораздо более смущен как убеждать, так и быть убежденным. В самом деле, начинает казаться, что проториторика пятого века состоит, с одной стороны, из каких-то фигур речи и рассуждений, еще не организованных ни в какую реальную систему, а с другой — из нового интенсивного самосознания. Сансоне, приводя доводы в пользу трагедии как источника риторики, указывает на совет, который Данай дает своим дочерям в «9» Эсхила.0187 просители . Я не уверен, однако, что такой отрывок показывает, что риторическое самосознание, вероятно, развилось всецело в самой трагедии. Базовое осознание того, что убеждение не совсем легко, является (боюсь сказать) «естественным». Еще у Гомера Нестор дает указания послам об уговорах Ахиллеса ( Ил. 9.179-81). Так что неудивительно, что Данай учит своих дочерей, как поступать и что говорить. Данай, однако, очень общий, за исключением ритуального пункта о том, как они должны нести свои умоляющие ветви; о содержании их речи он предупреждает их только для того, чтобы объяснить, что они не бегут из дома как убийцы. Он не проявляет никакого беспокойства по поводу того, что им не хватает практики или опыта. У Еврипида, напротив, как и у аттических ораторов, мы видим характеры, обеспокоенные тем, что они не смогут рассуждать так, как того требует дело, и слышим предостережения о том, как легко ввести в заблуждение словесно-аргументативной хитростью. . Кажется очевидным, что если бы мы могли изобразить уровень беспокойства по поводу риторического исполнения в Афинах, то 470 были бы низкими по сравнению с 408. Сансоне, безусловно, прав, рассматривая трагиков, особенно Еврипида, не только как пассивные регистры изменений, спланированных софистами и своих учеников и поклонников.

Книга живая и легко читаемая, ее должен прочитать каждый, кто интересуется трагедией или истоками риторики.

Примечания

1. Э. Скиаппа Начало риторической теории в классической Греции (Нью-Хейвен, 1999). См. также T. Cole, The Origins of Rhetoric in Ancient Greece (Baltimore 1991).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *