Разделение католицизма и православия: католичество и православие — все самое интересное на ПостНауке

Разделение христианской церкви на католическую и православную – причины и год окончательного раскола

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 142.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 142.

Разделение христианской церкви на католическую и православную вошло в историю как “великая схизма”. Это событие произошло в 1054 году. С тех пор в христианстве существует два направления, восточное (патриархи) и западное (Папа Римский).

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

У него были такие причины:
  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Великая схизма и ее последствия

Раскол христианской церкви на православных и католиков произошел в 1054 году. В полемике с Папой Римским принял участие Вселенский патриарх и четыре восточных патриарха единой Церкви. В Константинополе церкви латинского обряда были не просто закрыты. В них были выброшены и растоптаны Святые Дары, которые символизировали Тело и Кровь Христа. Папа Римский стал требовать всю полноту власти в христианской церкви. Для этого он использовал поддельный документ – “Константинов Дар”.

В середине июля 1054 года папские легаты отлучили от церкви, то есть предали анафеме патриарха, а спустя четыре дня сами легаты были подвергнуты такой же процедуре. Однако, анафему наложили только на них, а не на Римскую церковь.

В ходе Первого крестового похода 1096-1099 годов обе церкви сблизились. Окончательный раздел произошел в период между 1182 и 1453 годами. Сначала в Константинополе был разгромлен латинский квартал, затем западноевропейцы рыцари разгромили Византию и создали Латинскую империю, которая существовала с 1204 по 1261 год.

В XIV-первой половине XV века обе стороны пытались заключить унию, в результате, в 1453 году османский султан выслал из Константинополя униатского патриарха.

Суть поддельного “Константинова Дара” заключалась в том, что император Константин Великий в IV веке якобы назначал Папу Римского господином над восточным патриархами.

Рис. 3. Великая схизма.

Что мы узнали?

Разделение единой христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году из-за разногласий патриарха Византии и Папы Римского. Предметом разногласий стали не только вопросы литургии, но и борьба за сферы влияния в Южной Европе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 142.


А какая ваша оценка?

Разделение христианской церкви на католическую и православную: значение Великой Схизмы

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

Читайте также:

Молитва чтобы взяли на работу: помощь Высших Сил в трудоустройстве

Молитва Семистрельной Божьей Матери

Что именно разделяет католиков и православных?

Восточные православные завершили свой «Святой и Великий Собор» в минувшие выходные, призванный стать «всеправославным» событием, несмотря на то, что четыре церкви, включая Русскую Православную, отказались от участия, возможно, сейчас самое время взгляд на факторы, которые отделяют католиков от их сестринских церквей на востоке.

Основными вопросами разногласий являются первенство епископа Рима и элементы тринитарного учения, хотя конфликт существует и по поводу непорочного зачатия, чистилища и других доктрин.

В течение 1000 лет церкви востока и запада находились в общении друг с другом, проведя семь вселенских соборов между 325 и 787 годами для определения христианской веры.

Но со временем культуры латиноязычного запада и грекоязычного востока становились все более и более отчужденными, между ними росло недоверие и вражда. Время от времени случались расколы, но они были исцелены, такие как акакийский раскол конца пятого века и фотийский раскол 860-х годов.

Первенство епископа Рима

После 1009 года епископ Рима не фигурировал в диптихах – списке епископов, находящихся в общении с поместной Церковью – Константинополя, традиционно считающегося «первым среди равных» в православном мире .

В 1054 г. папская делегация к Константинопольскому патриарху отлучила патриарха от церкви и в свою очередь была им отлучена. Хотя этот раскол был в такой же степени результатом личной неприязни и непонимания, как и все остальное, раскол так и не был исцелен, как это было с более ранними расколами.

Не менее важным, чем раскол 1054 года, было разграбление Константинополя в 1204 году. Крестоносцы с Запада, которые должны были продолжить свой путь в Иерусалим, чтобы освободить его от власти мусульман, вместо этого потратили три дня на разграбление и вандализм в столице Византийская империя. Мешок укрепил недоверие и недовольство Востока по отношению к Западу, предотвратив заживление раскола.

Главным богословско-экклезиологическим разделением между восточным православием и католицизмом является роль епископа Рима или Папы. На западе церковное единство выражалось в общении с епископом Рима, как преемником св. Петра.

Папское первенство было определено для католической церкви на Первом Ватиканском соборе, состоявшемся в 1870 году. Этот собор, который католики считали вселенским, учил, что епископ Рима обладает непосредственной и прямой юрисдикцией над всей Церковью, и что, когда он говорит ex cathedra он обладает непогрешимостью.

Восточные православные, с другой стороны, имеют соборную модель Церкви. Для них единство осуществляется через общую веру и общение в таинствах, а не через централизованную власть. Они не признают власти епископа Рима над всеми христианами, но считают его равным другим епископам, хотя и с первенством чести.

Восточное православие поддерживает различные формы соборности: классически это выражалось в «пентархии», смысле пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Однако пентархии бросили вызов появление новых патриархатов за пределами классического христианского мира и их вызовы историческим патриархатам.

Константинополь стал считать себя «Вторым Римом» после падения Римской империи на западе, но после захвата города османами в 1453 году Москва стала считать себя «Третьим Римом». Теория приписывается русскому игумену Филофею Псковскому, который включил ее в письмо, написанное в 1510 г.

Это было подкреплено утверждениями русских православных о том, что Константинопольский патриархат впал в ересь, приняв Флорентийский собор в пятнадцатом веке и (хотя и ненадолго) вступив в союз с епископом Рима.

Соборность известна в Русском Православии как соборность , термин, обозначающий Церковь как общность индивидуального многообразия в свободном единстве.

Отец Сергей Булгаков, русский православный священник, писал в своей работе 1935 года Православной Церкви , что «целостное единство» для Церкви «может быть осуществлено только двумя путями: православной соборностью, «соборностью» или авторитарной монархией католицизма».

Филиокве

Следующим препятствием воссоединению между католиками и православными, помимо вопроса о папском первенстве, является пункт о филиокве – «и Сын», который был добавлен в текст Никео-Константинопольского символа веры в запад, чтобы описать процессию Святого Духа.

Текст символа веры был согласован на Первом Никейском и Первом Константинопольском соборах в 325 и 381 годах соответственно, говоря, что Святой Дух исходит от Отца. Но католическая церковь в Испании добавила к символу веры в шестом веке, чтобы сказать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, как способ борьбы со скрытым арианством. (По сути, арианство было ересью, преуменьшавшей божественность Христа.)

Добавление filioque медленно принималось на Западе, но на Востоке рассматривалось как новшество, в лучшем случае ненужное, а в худшем — еретическое. По словам митрополита Каллистоса Уэра, некоторые восточные православные считают, что filioque не является еретическим само по себе, при условии, что оно правильно объяснено и понято, но, тем не менее, является несанкционированным дополнением к символу веры.

Папский совет по содействию христианскому единству заявил, что доктрина filioque «не может показаться противоречащей ни монархии Отца», ни роли Отца как единственного источника Духа.

Североамериканская православно-католическая богословская консультация в 2003 году смогла подписать соглашение, в котором говорилось, что filioque не обязательно должно быть вопросом, разделяющим Церковь. Более того, католики не всегда произносят filioque в символе веры: всякий раз, когда он читается на греческом языке, используется исходный текст, и восточно-католические церкви теперь не читают его, рассматривая его использование как «латинизацию».

Нерушимость брака

Особое значение в последнее время имеет то, что православные и католики также расходятся во мнениях относительно нерасторжимости брака.

Католическая церковь считает, что сакраментальный брак, который был заключен, может быть расторгнут только смертью, в то время как восточные православные признают нерасторжимость как характеристику брака и идеал, к которому нужно стремиться, они обычно признают развод и повторный брак. может возникнуть.

Восточно-православное принятие развода связано с историческим подчинением Церкви императору в Византийской империи, по словам архиепископа Кирилла Василия, секретаря Конгрегации восточных церквей.

Император Юстиниан II вновь ввел развод в Византийской империи примерно в 700 году, и из-за тесных связей между Константинопольским Патриархатом и империей это нововведение постепенно разрешилось на востоке.

Тем не менее, для восточных православных трудно найти общий ответ по вопросу о браке, и среди них наверняка много противников развода.

Чистилище, Непорочное зачатие и другие разногласия

Чистилище — еще одна тема разногласий. В то время как восточные православные молятся за усопших верующих и, таким образом, имеют некоторое представление о том, что они находятся в ситуации, требующей нашего заступничества, доктрина чистилища не была так ясно развита на Востоке, как на Западе.

Кроме того, большинство православных отвергают непорочное зачатие. Высоко почитая Пресвятую Деву Марию, они видят в Ней цель и завершение истории спасения.

По словам отца Александра Шмемана из Православной церкви в Америке, восточные православные отвергают ее непорочное зачатие «именно потому, что оно делает Марию чудесным «разрывом» в этом долгом и терпеливом росте любви и ожидания, в этом «голоде по жизни». Бога», который наполняет Ветхий Завет».

По словам отца Андрея Лаута, русского православного священника, восточные православные не верят в «первородный грех» в том виде, в каком он был задуман св. Августином Гиппопотамским и принят Церковью на западе. Скорее, у них есть понятие «первородного греха».

Поскольку вера в унаследованный первородный грех отвергнута, это означает, что православные также не обязаны верить в Адама и Еву. Но Папа Пий XII в своей энциклике 1950 года Humani generis учил, что после Адама ни один человек не мог получить свое происхождение от него путем естественного зарождения, а также Адам не мог представлять «определенное число прародителей».

После семи вселенских соборов, признанных как католической, так и восточной православной церковью, католическая церковь провела еще 14 соборов, которые она считает вселенскими. Восточные православные провели несколько соборов после Второго Никейского собора в 787 году, но ни один из них (всеобще) не признан вселенским.

Скорее, были поместные соборы и письма от отдельных епископов. Самым последним из них является Всеправославный собор, состоявшийся на прошлой неделе, хотя четыре из 14 автокефальных православных церквей отказались от участия.

Меньшие вопросы, по которым католическая церковь и восточные православные расходятся во мнениях, — это дата Пасхи; употребление опресноков для Евхаристии; изображение Христа в виде агнца; и рукоположение женатых мужчин.

Раскол, создавший римо-католиков и восточно-православных католиков

Обновлено: 21-01-2020

Католицизм для чайников

Исследовать книгу Купить на Amazon

Восточно-православные католики и римо-католики являются результатом так называемого раскола между Востоком и Западом (или Великого раскола) 1054 г. , когда средневековое христианство разделилось на две ветви.

Византийский раскол с католицизмом произошел, когда папа Лев III короновал Карла Великого, короля франков, как императора Священной Римской империи в 800 году. С византийской точки зрения, это была пощечина восточному императору и самой Византийской империи — империи, выдержали нашествия варваров и веками отстаивали веру. После падения Рима в 476 году Византия осталась единственным остатком Священной Римской империи.

г. Коронация Карла Великого сделала византийского императора ненужным, отношения между Востоком и Западом ухудшались, пока в 1054 г. не произошел формальный раскол. император Священной Римской империи вниз.

На протяжении веков Восточная Церковь и Западная Церковь стали более отдаленными и изолированными по следующим причинам:

  • География: Запад охватывал Западную Европу, северные и западные районы Средиземноморья, а Восток занимал Малую Азию, Ближний Восток и Северную Африку.

  • Невежество: Византийская Церковь знала все меньше и меньше латыни и еще меньше латинской традиции, и наоборот. Так что большинство патриархов в Константинополе не умели читать по-латыни, а большинство пап в Риме не умели читать по-гречески. Византийцы на Востоке использовали квасной хлеб в своей Божественной литургии, чтобы символизировать Воскресшего Христа, а латиняне на Западе использовали пресный хлеб, как Иисус на Тайной вечере.

  • Различные теологии: Обе были верны, но у каждой была своя точка зрения. Запад (латынь) был более практичным и, хотя и верил в божественность Христа, делал упор на его человечность при изображении Иисуса в искусстве, особенно при создании реалистичных распятий. Восток (византийский) был более теоретичен и, хотя и полностью верил в человечность Христа, ориентировался на его божественность, которая была гораздо более таинственной.

  • Личности и политика: Михаил Керуларий, Патриарх Константинопольский, и Папа Святой Лев IX не были друзьями, и каждый не доверял другому.

    Керуларий перешел черту, когда написал в письме, что латинское употребление пресного хлеба было еврейским, но не христианским. Он отрицал действительность Святой Евхаристии в Западной Церкви. Лев возразил, сказав, что патриархи всегда были марионетками византийских императоров.

В конце концов, Папа Лев и Патриарх Михаил отлучили друг друга и свои церкви. Но больше 900 лет спустя, в 1965 году, Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I отменили взаимные отлучения.

восточно-православных отделения включают русинскую, украинскую, греко-католическую, мелькитскую, румынскую и итало-албанскую византийские церкви. Помимо византийской, восточные католики также включают маронитскую, коптскую или халдейскую католическую церкви.

В любом случае раскол, разделивший христианский мир посередине, существует и по сей день. Хотя обе стороны признают действительность орденов и таинств каждой из них, между католиками и православными не существует никакого внутреннего общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *