Норманны в европейской истории и культуре — Путешествия и культура
Глава 5. Древнескандинавский эпос или саги
5.1. Начало
Эту работу решила попробовать написать, используя преимущественно материалы интернета. Естественно, сначала пришлось заняться сравнительным анализом основных понятий темы, которые используются в каждом втором-третьем предложении. Ведь, чтобы понять смысл написанного, нужно знать значение понятий и терминов. Слава богу, их немного:
Предание – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Пример, «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой». Из поэмы (Песнь первая) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «Поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796 гг.).
Сказание — рассказ, предание, облеченное в литературную (необязательно художественную) форму, письменную или устную. Пример, [Пимен (пишет перед лампадой):] Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя. А.С. Пушкин, Борис Годунов.
Легенда [лат. «то, что должно быть прочитанным»] – записанное, изложенное в письменной, часто поэтической художественной форме предание, сказание или рассказ о необыкновенном человеке, божестве или событии.
Миф [греч. «сказание» или «предание»] — изложение сакральной истории, слово о богах и героях, демонах и духах или повествование древних людей о мире, происхождении всего сущего и месте человека в нём, а также о событиях, случившихся во времена Оно или «начала всех начал».
Мифология – совокупность мифов, созданных каким-либо народом на стадии, когда человек, не обладая развитыми способами производства и научными познаниями, чувствовал свое бессилие перед силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир. Всякая мифология исчезает по мере развития науки и реального освоения человеком окружающего пространства.
Эпос [греч. «epos» — слово, рассказ, песня]. Наряду с лирикой и драмой один из трех главных родов поэзии, изображает действия или события в объективно-повествовательной форме. Эпос – древнейшая форма исторического, величаво-спокойного, бесстрастного изложения. У ряда народов из эпических стихотворений развились эпопеи или героические поэмы, например, «Эдды» — у скандинавов и «Калевала» — у карелов и финнов.
Са́га (от др.-сканд. saga — «сказ», «сказание») — древнескандинавское поэтическое или прозаическое сказание, часто эпического характера, о богах и героях. Например, саги о викингах. Одновременно, это понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII —XIV веках на древнескандинавском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг». Для саг характерно очень большое число действующих лиц, иногда до сотни и более. Сага обычно начинается с представления действующих лиц, описания их родословной. Затем рассказ переходит к основным событиям, причем, хронология достаточно четко выдерживается. Внутренний мир и эмоции персонажей изображены лаконично и сдержанно, отношения полов практически никогда не описываются. Часто встречается фантастический/демонический элемент.
Эти, даже краткие справочные сведения помогли понять, что многие, но не все, понятия и термины используются (могут быть использованы) в текстах публикаций как синонимы при рассмотрении ряда событий и явлений древних времен Скандинавии. Чтобы не мучиться в размышлениях: правильно – неправильно, решила, буду использовать в своей работе в основном два понятия: саги и мифы. Тем более, что особую значимость представляют два первоисточника, сборники саг: «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», и публикации о них: статьи и комментарии.
Песни о богах и героях, условно объединяемые названием «Старшая Эдда» сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. В настоящее время авторство поэтического сборника песен о богах и героях — «Ста́ршая Э́дда» (или «Э́дда Сэ́мунда», или «Пе́сенная Э́дда») приписывается Сэмунду Мудрому. Исследователи полагают, что он был составителем, редактором и, возможно, даже автором отдельных песен.
слева — памятник Сэмунду Мудрому у главного корпуса Университета Исландии
справа — Старшая Эдда
В 1643 г. Бриньольфур Свейнссон, исландский епископ обнаружил древний манускрипт, написанный примерно в 1270-х гг.
портрет Бриньольфура Свейнссона — на купюре тысяча крон
Это была «Мла́дшая Э́дда»,«Сно́ррова Э́дда», «Э́дда в про́зе» или просто «Э́дда» — прозаическое произведение средневекового исландского писателя и издателя Снорри/Снурри Стурлусона, написанное в 1222—1225 гг., задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из трех частей, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.
слева — памятник Снурри Стурлусону
справа — Снорри Стурлусон
Младшая Эдда или Edda_ml
Посмотрим на обложку сборника «Младшая Эдда», издание XVIII века. Всё наглядно: одноглазый Один с воронами Хугинном и Мунинном, корова Аудумла и восьминогий конь Слейпнир…
В отличие от многих иллюстраторов современного фэнтези, этот художник книгу явно читал!
Два сборника: «Старшую и Младшую Эдды» связывает множество стихов, цитируемых обеими. Значение слова «Эдда» до сих пор точно не известно.
Теперь осталось только выяснить сходство и отличие древнегерманской мифологии от древнескандинавской. Большинство ученых и исследователей, изучавших этот вопрос, считают, что участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. Ко времени их появления на территории Скандинавии у этих племен уже не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми, которые не получили должного сакрального образования и воспитания. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант. Содержание скандинавских мифов, рассказывающих о подвигах и приключениях небожителей, существенно отличается от праиндоевропейских и даже древнегерманских сюжетов — это вызвано мощным влиянием военных вождей сменивших сильно ослабленное или вообще отсутствующее жречество.
Рассмотрим, по возможности кратко, характеристику древнескандинавской мифологии.
В основе практически любой из мифологий лежат легенды о происхождении мира. Однако, древнескандинавская трактовка этих событий несколько отличается от эпосов других народов мира.
В древнескандинавском эпосе все сущее возникло из взаимодействия двух противоположных начал. Между этими двумя началами располагалась чёрная бездна, пустота или безбрежный океан.
Первое являлось мужским началом, олицетворяя источник огня, света. Это начало называется огненная земля – Муспельгейм с текущей по ней огненной рекой.
Муспельгейм
Второе, женское начало, пространство холода и мрака — Нифльгейм/Нифлхейм. Но в ледяной пустыне был родник с ядовитой водой и двенадцать мощных потоков били из него. Источник бил не переставая, а мороз мгновенно превращал изверженную воду в лед.
Нифльгейм
Ледяные глыбы, напирая друг на друга, продвигались вперед. Когда лёд подходил близко к огненной реке, он начинал таять, и искры, вылетающие из Муспельхейма, смешивались с каплями тумана и инеем растаявшего льда Нифльгейма.
В результате взаимодействия двух начал появились великан Имир и мировая корова Аудумла, которая выкормила своим молоком Имира.
великан Имир и мировая корова Аудумла
Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов, а от тепла её языка и холода камней «родился» или лучше сказать «сотворился» инеистый великан Бури/Буре.
Бури и Аудумла
На этой иллюстрации Бури уже совсем взрослый рядом с «мамой» Аудумлой.
Одновременно из пота Имира выступившего на коже под воздействием жара огненной реки появилась пара — мужчина и женщина, это были инеистые великаны — своеобразное продолжение мужского и женского начал.
Итак, запомним, в сагах «узаконены» три способа появления новых сущностей, особей — инеистых великанов. При взаимодействии двух начал: 1. искр огня и капель тумана или инея на камнях, 2. искр огня и пота на коже Имира, 3. инея на камнях и слюны и тепла языка коровы Аудумлы — появлялись новые мужские и женские особи, разных родов инеистых великанов-гигантов. Они вступали между собой в брачные отношения и у них рождались дети, как правило, тоже великаны-гиганты.
Но иногда (причину саги умалчивают) рождались боги, например, Бёр, сын Бури, «внук» Аудумлы женился на Бестле, дочери великана Бёльторна, внучке Имира и у них родились боги. Первым и главным рожденным богом был Один (по древнескандинавски) или Вотан (по древнегермански). Поскольку в нашей истории речь идет о древнескандинавском эпосе, то будем использовать имя Один.
слева — Один (Вотан)
справа — Один
Все древнегерманские/древнескандинавские боги делились на две группы; небесные боги — асы, покровительствующие сражениям и воинам и стихийные боги — ваны – покровители земледельцев и плодородия. При этом, Бесла или Бестла считается «матерью всех богов».
пантеон скандинавских богов и богинь
Став многочисленными, асы, возглавляемые Одином, напали на великана Имира, убили его, а из тела создали Землю. Из мяса они сотворили сушу, кости сделали горами, жилы — реками, живот — морем, волосы — растениями, череп — небесным сводом, а мозг — облаками.
Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули почти все инеистые великаны (и даже корова Аудумла).
После убийства Имира и гибели коровы Аудумлы второй и третий способ образования инеистых великанов стал невозможным. Продолжал ли существовать/действовать первый способ в новых условиях саги умалчивают. Но в некоторых сагах упоминается, что в Йотунхейме еще живут инеистые великаны (может это их прямые потомки? – от авт.).
Миф о гибели инеистого великана Имира интересен тем, что он с одной стороны — сугубо дуалистичен, с другой – встречается и в других древних культурах. Рассмотрим эти непростые аспекты: убийство Имира – жестокое злодеяние трёх братьев асов: Одина, Вили и Ве, но одновременно ключевой шаг в развитии мироздания, создание «живого» космоса (с точки зрения древних скандинавов и германцев). Аналогичные мифы о рождении мира из тела первосущества есть и в других древних культурах: индуистской традиции, мистериях Древней Греции (из тела Диониса), древнекитайской космогонической системе и др. Правда, не везде это столь кроваво.
Но сверхъобилие крови – первый всемирный/кровавый потоп тоже интересный факт. В сагах говорится о том, что в крови утонули практически все инеистые великаны, уцелел только Бергельмир с семьей (он успел сделать лодку). Оставим в стороне вопрос: из чего он ее (лодку) сделал? Но остаются другие вопросы: асы и ваны не утонули, потому что были богами? А людей кто и как спасал? Вопрос о спасении людей задан не случайно, в Эдде существует не один вариант творения первых людей. Поговорим об этом немного подробнее.
Вариант 1. Сотворив мир, асы задумали его населить. На берегу моря Один и его братья нашли два молодых дерева: ясень и ольху (по другим источникам — ясень и иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи/ивы — женщину. Затем Один вдохнул в них жизнь, его братья дали им: Вили — разум, а Ве — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла.
слева — Аск и Эмбла — как древние скандинавские боги сотворили человечество
справа — Аск и Эмбла — первые люди на Земле
Аск и Эмбла, первые люди — из дерева или глины
Вариант 2. По другим сагам/мифам те же асы нашли двух глиняных кукол, слепленных гномами, и оживили их.
Вариант 3. Еще интереснее. Согласно Старшей Эдде первые люди возникли раньше сотворения мира, благодаря великану Имиру. Мужчина и женщина выросли под его левой рукой. Аналогичный миф о рождении человека подмышкой живого первосущества есть только у еще одного народа на земле – австралийских аборигенов. При этом, слово Имир означает «двойственный», т.е. Имир был гермафродитом, двуполым существом. Такой образ присутствует в более поздней западногерманской мифологии, где в этой роли выступает бог Туисто, мифический прародитель народа германцев. Лингвисты полагают, что от слова «имир» позже произошли словоформы означающие понятия «двойной плод»: «двойняшки» или «близнецы» в разных европейских языках (не только исландском, но и ряде др.).
Значит, боги в потопе сами себя и людей спасли. Молодцы!
Песнь норманнов в Сицилии — Брюсов. Полный текст стихотворения — Песнь норманнов в Сицилии
Литература
Каталог стихотворений
Валерий Брюсов — стихи
Валерий Брюсов
Песнь норманнов в Сицилии
(Припев)
Здесь в рощах помавают лавры,
Здесь ярки дни и ночи темны,
Здесь флейты ропщут, бьют литавры, —
Но ты суровый север помни!
Здесь белы во дворцах колонны,
Покои пышны и огромны,
В саду — фонтан, что ключ бессонный,
Но ты суровый север помни!
Здесь девы гибки, девы статны,
Их взгляды и слова нескромны,
А ночью косы ароматны,
Но ты суровый север помни!
Здесь люди дремлют в пьяной неге,
Ведут войну рукой наемной,
Им чужды вольные набеги,
Но ты суровый север помни!
Здесь обрели, в стране богатой,
Мы, род скитальный, род бездомный,
Дворцы, коней, рабынь и злато…
Но ты родимый север помни!
1914 г.
О войне
20 строк
Серебряный век
Стихи Валерия Брюсова – О войне
Стихи Валерия Брюсова – 20 строк
Стихи Валерия Брюсова – Серебряный век
Другие стихи этого автора
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Короткие
Всем
О, сколько раз, блаженно и безгласно,
В полночной мгле, свою мечту храня,
Серебряный век
У себя
Так все понятно и знакомо,
Ко всем изгибам глаз привык;
Серебряный век
Одна
В этот светлый вечер мая,
В этот час весенних грез,
Серебряный век
Мы
В мире широком, в море шумящем
Мы — гребень встающей волны.
Серебряный век
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Серебряный век
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Краткая история норманнов: как племя викингов пришло, чтобы завоевать Европу Франсуа Неве истории во Франции, совершая набеги, а затем колонизируя то, что стало герцогством Нормандия, которое в конечном итоге было передано им королем Франции. Викинги были превосходными мореплавателями, чьи лодки превосходили по качеству лодки покоренных ими народов — лодки, которые могли плавать не только по океану, но и по рекам, которые были «дорогами», по которым викинги находили города для набегов и много раз сжигали.
. Позже викинги приняли христианство и стали важными покровителями церкви во Франции и Италии, хотя церковь/папа также часто были их политическим соперником.В книге описывается знаменитое вторжение норманнов в Англию в 1066 году, различные сражения между членами норманнских династий и многочисленные столкновения с соседними франкскими, бретонскими и фламандскими лордами и европейскими королевскими домами. В книге объясняется ранняя связь между Англией и Францией, а также завоевания северо-восточной части Англии датскими викингами (Данелав) и вторжение в Англию норвежцев (при короле Харальде) одновременно с норманнским завоеванием. . (Однако норвежцы потерпели поражение от англичан, а король Харальд был убит.) Главный вывод — это подъем датских викингов во Франции, которые сначала прибыли только для того, чтобы грабить или требовать деньги от короля Франции, чтобы уйти, позже в конце концов поселились вокруг устья Сены, а затем мало-помалу завоевали регион, позже известный как Нормандия. По прошествии столетий произошла эмиграция из Дании во Францию, но поселенцы стали галлицированными, так что завоевание Англии в 1066 году было как франкским, так и норманнским завоеванием. Фактически, силы вторжения включали франкские, фламандские и бретонские войска, а не только норманнскую армию.
Далее в книге описывается завоевание семьей Отвильских норманнов Южной Италии и Сицилии и последующее расширение норманнской «империи» на Средний Восток с захватом Кипра и созданием государства крестоносцев в Антиохии.
Это большая история, которую можно охватить на относительно небольшом количестве страниц; повторение одних и тех же имен норманнских правителей столетие за столетием — Вильгельма, Роберта, Роджера и т. д. — делает несколько ошеломляющим и трудным через некоторое время отличить правителей друг от друга. Тем не менее, автор старается квалифицировать исторические свидетельства, на которых основано повествование — источников не так много, и его обсуждение качества самого исходного материала и его авторов само по себе интересно. Приложена полезная временная шкала, но даже с этой временной шкалой действий просто огромное количество: набеги/вторжения/войны, союзы/договоры, строительство/разрушение соборов/монастырей/фортов, а также бесчисленные семейные события. , стратегические браки, внутрисемейные дрязги и т.д., за которыми нужно следить.
Тем не менее, это очень интересное, хотя и базовое описание одной из упущенных сил европейских темных веков: норманны, которые изначально были викингами, частью той же группы, которая даже высадилась и пыталась основать колонию в Ньюфаундленде, 500 лет назад. до того, как Колумб открыл Америку.
В целом, это чрезвычайно интересное знакомство с часто упускаемой из виду крупной силой в европейской истории — норманнами.
Некоторые цитаты:
«[А] …историческим источником [информации о скандинавах в период «вторжений»] является скандинавская литература. Самыми ранними примерами являются поэмы, написанные скальдами, придворными поэтами, которые, подобно Кельтские барды или африканские гриоты получили задание восхвалять великие дела тех, кто защищал их и их предков».
«…авторы саг были людьми своего времени, и основная цель их рассказов состояла в том, чтобы воспеть особую семью или род того периода, когда они писали.»
«Подавляющее большинство жителей Скандинавии принадлежало к категории боэндров (единственное число: бонди). Это были свободные люди, которые пользовались всеми политическими и социальными правами. Бонди имел постоянное место жительства и, по крайней мере, частично владел землей, которую он обрабатывал. .»
«Когда начались экспедиции викингов, скандинавские армии в основном состояли из боэндров, так как в то время в Скандинавии не было такого понятия, как профессиональная армия.»
«…[местные вожди] получали свою власть от земли, которой они владели, вооруженного окружения, которое они содержали (лидх или хирдх), и защиты, которую они предоставляли определенному числу иждивенцев.»
«…появление влиятельных местных деятелей можно наблюдать во многих регионах. В отсутствие надежных текстов большую помощь оказала археология. ..»
«[Раскопки] … места включают большие залы, где проводились политические и религиозные церемонии … Такие центры становятся все более и более распространенными, чем дальше мы продвигаемся во времени. Они являются признаками концентрации власти, из которой постепенно должны были выйти скандинавские королевские семьи ».
«Короля выбирали аристократы — иначе говоря, великий боендр, или херсар в Норвегии — хотя мы точно не знаем, как проводились эти выборы.»
«…модель слабого короля, зависимого от важных людей своего королевства и обладающего лишь ограниченной властью, по-видимому, долгое время господствовала в Норвегии и Швеции.»
«…священный царь был человеком, ответственным за плодородие земли и плодовитость женщин. Именно он мог сохранить климат, благоприятный для разведения скота и выращивания сельскохозяйственных культур, поддерживая хорошие отношения с боги.»
«Короли Норвегии пытались раздуть собственное происхождение, утверждая, что они происходят от династии Инлингов, потомков бога Фрейра. Такое использование божественной генеалогии было обычным явлением в англо-саксонских королевствах Англии. Швеция также хвасталась этим полубожественным происхождением — яркая демонстрация связи между скандинавскими монархиями и религией».
«…борьба за власть была ожесточенной [в скандинавских обществах]. Вынужденные покинуть страну проигравшие кандидаты часто отправлялись в дальние экспедиции. В более общем плане это был способ для боэндров приобрести престижную собственность и тем самым улучшить свой статус. в социальной иерархии».
«…Скандинавы…пытались увеличить свое богатство. Поначалу некоторым удавалось добиться этого за счет обычной торговли. При этом они осознали, что некоторые зарубежные страны плохо защищены и страдают от беспорядков, даже гражданская война.»
«Скандинавы прекрасно умели совмещать две деятельности, которые нам кажутся противоречивыми: они были пиратами, когда это было возможно, и торговцами в остальное время.»
«Благодаря. .. [их очень большим военным кораблям] они обладали неоспоримым превосходством на море. Вскоре викинги установили контроль над морями, по крайней мере, над всей Северной Европой, от Балтики до Атлантики.»
«…»большие армии» были составлены из войск, собранных для этого случая из различных источников. Их сплоченность зависела от личности их лидера, а также от успеха экспедиции: если это не удалось, армия рассеялась и каждой группе оставалось попытать счастья в другом месте».
«С 792 года король Мерсии [Англии] Оффа приступил к созданию системы береговой обороны в своем королевстве, но умер в 796 году. Последовавший период анархии благоприятствовал датскому предприятию».
«Где бы викинги ни вмешивались в военное вмешательство, у них была одна цель: накопить как можно больше богатства.»
«Викинги не могли дважды вернуться в одно и то же место: им приходилось уходить все дальше и дальше вглубь страны, чтобы найти новые, незащищенные богатства.»
«Эти [франкские] епископы и аббаты были политиками, которые мало времени проводили в своих епархиях и не проявляли большого интереса к духовным вопросам».
«… каролингские монархи считали епископов прежде всего представителями правительства.»
«[В середине IX века] Франки… король Карл Лысый предпринял масштабную перестройку администрации, целью которой было усиление способности территорий противостоять наступлению не только скандинавов, но и также бретонцев».
«…намерение было…ужесточить контроль над населением и облегчить мобилизацию мужчин.»
«[Роберт Сильный, получивший от Карла Лысого в 852 г. командование областью, которой угрожали викинги и бретонцы] … был убит при Бриссарте осенью 866 г., сражаясь с объединенными силами скандинавов и бретонцы».
«[Роберта Сильного] … героическая смерть принесла ему огромный авторитет, от которого выиграли его потомки — робертианцы, предшественники Капетингов.»
«Это крупное изменение в населении нижнего течения Сены в конце девятого века не упоминается ни в одном тексте, но изучение топонимов может дать нам некоторые полезные подсказки.»
«. ..названия [топонимов] кажутся совершенно отличными от тех, которые обычно встречаются в сельскохозяйственных районах [поскольку они отражают экономическую деятельность]».
«Даже больше, чем его отец [Ролло, основатель герцогства Нормандия], Вильгельм [Длинный меч] был полностью интегрирован в высшую аристократию [Франкского] королевства».
«Вильгельм продолжил политику своего отца по экспансии..»
«Вполне вероятно, что в годы после договора Сен-Клер-сюр-Эпт Ролло соблюдал обязательства, данные им королю Каролингов, и был доволен с уступленной ему территорией.Положение изменилось с переворотом под предводительством Роберта, герцога франков.В 922 г. ему удалось добиться того, чтобы аристократия избрала его королем, и Карл Простодушный был свергнут. Роберт I недолго находился у власти. Он был убит в 923 году в битве при Суассоне. Его зять Рудольф, герцог Бургундский, был избран королем баронами.»
«После низложения Карла Ролло считал себя освобожденным от своих обязанностей перед королем. »
«В десятом веке … Герцог Ричард I был полон решимости сохранить контроль над епископством Руана [Нормандия] и поэтому доверил его своему собственному сыну Роберту …»
«[Роберт] … без колебаний собирал интеллектуалов издалека, чтобы сформировать то, что было названо его «литературным кружком»». … кажется, проявил искреннее желание примириться с церковью. Вполне возможно, что на него повлиял ряд великих лордов, которые хотели искупить свои грехи, делая большие подарки и даже основывая новые учреждения ».
«[Преемник Роберта] Вильгельм [Завоеватель] был бесспорным победителем [битвы при Гастингсе в 1066 году]. Большая часть английской аристократии лежала мертвой на поле битвы. Наступление победоносной армии теперь было не остановить. Вильгельм направился к Лондоне, а на Рождество 1066 года был коронован королем Англии в Вестминстерском аббатстве».
«Вильгельм Завоеватель остается величайшей фигурой в нормандской истории. Он создал государство, не существовавшее больше нигде на христианском Западе, авторитарную феодальную монархию. »
«…[норманны] очень быстро продемонстрировали свою способность строить замки. Сначала эти замки представляли собой простые мотт-и-бейли, используя рудиментарную технику, опробованную в Нормандии в периоды ослабления герцогской власти. замки были отличным способом сохранить контроль над завоеванным регионом.Норманны использовали их как в южной Италии, так и в Англии.Когда ситуация стабилизировалась, деревянные частоколы были заменены каменными стенами, особенно легко возводимыми в Италии, где камень был обильный».
«Избранный «духовенством и народом Рима» [в 1058 г.], [Папа] Николай II оказался великим реформатором. Его первой заботой было избавить папские выборы от внешних влияний, особенно светских. Выбор Папа, как поэтому зарезервировано для коллегии кардиналов города и провинции Рима».
«В целом, после эпохи основателей, особенно основателей королевств, эпоха преемников оставляет у нас довольно неоднозначное впечатление. В Англии норманны должны были оставить неизгладимый след, но с самого начала сосуществование Королевство Англии и герцогство Нормандия оказались проблематичными. Созданное таким образом образование могло поддерживаться только исключительными фигурами, такими как Генрих I Боклерк, Генрих II Плантагенет и Ричард Львиное Сердце. Потребовался только слабый король Иоанн, чтобы разрушить прекрасную структуру унаследовано от Вильгельма Завоевателя и Генриха II. К 1204 году все было кончено».
«Что действительно объединяет этих «норманнских» героев… так это дух приключений. Первым викингам потребовалась смелость, чтобы отправиться в такие опасные экспедиции.»
«Благодаря своим герцогам Нормандия долгое время была самым управляемым княжеством в Королевстве Франции. Эти герцоги были скандинавского происхождения, и тем не менее, чтобы установить свою власть, они использовали средства, заимствованные у франков.»
«После того, как Англия была завоевана и приручена, управление ею было на удивление хорошим, как и герцогство Нормандия. То же самое можно сказать и о Королевстве Сицилия, которое Рожер II и его преемники сделали самым сильным государством в Италии. »
«…В Королевстве Сицилия было три официальных языка: греческий, арабский и латинский.»
«Одной из главных заслуг норманнов является то, что они максимально использовали свои военные авантюры, создавая сильные, хорошо управляемые государства. Именно таким образом они оставили глубокий след в обширных областях Запада, от Англии в южную Италию. Они оказались не просто авантюристами, они были строителями, возводя сооружения, выдержавшие испытание временем».
Коллекции Блумсбери — Краткая история норманнов
История норманнов начинается со сна. Ролло, глава небольшой группы викингов авантюристы,
казались увидеть себя на горе намного выше самой высокой, во франкском жилище. И на вершине этой горы он увидел источник благоухающей воды, текущей, и самого себя, омывшегося в нем и исцелившегося от заразы проказы […] и, наконец, еще находясь на вершине этой горы, он увидел у подножия ее много тысяч птиц разных видов и разных цветов, но с красными крыльями, простирающимися в таком количестве и так далеко и так широко, что он мог не уловить, где они заканчивались, как бы пристально он ни смотрел. И шли один за другим в слаженных входящих полётах и искали источник на горе, и мылись, плавая вместе, как они делают, когда идет дождь; и когда они все были помазаны этим чудесным окунанием, все вместе ели в подходящем месте, не разделяясь на рода или вида, и без каких-либо разногласий или споров, как если бы они были друзьями, делящимися пищей. И унесли веточки и быстро строил гнезда; и более того, они добровольно подчинились его приказу в видении.
[1]
Мы вернемся к этому эпизоду в последней главе, но в Дудо из «Истории норманнов» Сен-Кантена, Ролло обратил внимание на предзнаменования в мечту и основал территорию, которая стала герцогством Нормандия, объединив под своим руководством различные группы. Поздние летописцы рассказывал, как потомки Ролло и его последователи завоевали и правили королевствами в Англии и Сицилии и вел армии в крестовый поход.
Сам Ролло немного загадка. Общество викингов в девятом и десятом веках была прежде всего устной культурой, поэтому все письменные источники, описывающие его происхождение, были написаны позже и, по большей части, церковниками, писавшими в франкской исторической среде.
Широко возникли две традиции: одна, во главе с Дудо, поместила Ролло в Дании; другой, основанный на гораздо более поздних свидетельствах саги, дал ему норвежское происхождение и имя Рольф или Хрольф Гангер. Этими сагами являются сага об Оркнейингах, написанная на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков, и Хеймскрингла Снорри Стурлусона, историческая сага о норвежских королях, составленная в ок. 1220. Хеймскрингла, хотя поздно, содержит отголоски более ранних традиций за счет включения скальдической поэзии – стихов, написанных скальдами (придворные поэты) предыдущей эпохи. Стихотворение, о котором идет речь, было написано матерью Рольфа, Хильдой, и оплакивает его объявление вне закона и изгнание из Норвегии. [2] Это поместило бы его в значительную группу людей, вынужденных покинуть свои дома. родине благодаря амбициям и растущей мощи норвежского короля Харальда Файнхейра (ум. 932). Соотечественники Рольфа заселили Исландию и основали колонии викингов в других местах Йорка и Шотландии.2
Ролло/Рольф одновременно был лишь одним из многих лидеров викингов, которые совершали набеги на побережье Северного моря, включая побережье Шотландии, Англии, современной Бельгии и Нидерландов, 3 и Франции за столетие до основания Нормандия в 911. Летописи, написанные близко ко времени этих набегов, показывают, что правители первоначально пытались сопротивляться вторжению северян силой, а когда это не удалось, они попытались подкупить их или дать им землю для поселения в надежде, что они смогут противостоять будущим атакам. Что является решающим в истории норманнов и что отличает их от других, так это тот факт, что ни один из этих поселений в континентальной Европе жили так же долго, как Нормандия. Этот регион сохранился как автономное княжество. в пределах франкского (позже французского) королевства до 1204 года, когда Филипп II Август из Франции захватил его у короля Англии Иоанна.
Эта книга посвящена в основном истории норманнов в десятом и одиннадцатом века, когда они основали территории в Нормандии, Англии, южной Италии и Сицилии, а также на Святой Земле. Это важно отметить здесь, что сфера нормандской деятельности была гораздо шире. После вторжения и завоевания Англии в 1066 г. Завоеватель и его преемники начали вторгаться в земли, принадлежавшие валлийским принцам и шотландским королям, прежде чем перейти Ирландское море и создание англо-нормандской колонии на большей части восточного побережья Ирландии в 1170-х годах. А также основание княжества в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, норманны воевали с мусульманами в Испании и, при королях Сицилии, временно завоевал часть Северной Африки. Роберт Гвискар, герцог Апулийский, также провел последние годы своей жизни, проводя кампании в Балканы. В короткой книге явно невозможно вместить все, поэтому основное внимание уделяется Нормандии. Англия, южная Италия и Сицилия, поскольку в этих областях есть материал, позволяющий выделить точки сравнения.
Предыдущие истории норманнов имели тенденцию сосредотачиваться на одном аспекте их прошлого, например завоевание Англии или заселение южной Италии. В этом нет ничего удивительного, поскольку и события, и порожденные ими процессы привели к долговременным изменениям и событиям в этих странах, некоторые из которых обсуждаются ниже. в этом томе. Одна из основных целей здесь — подчеркнуть различия между опытом норманнов. При этом, этот том ставит под сомнение идею норманнов как единого рода или народа и подчеркивает их приспособляемость и подвижность того, что значит быть норманном, — тема, более полно раскрытая в заключительной главе. Одно из других ключевых отличий, которое следует отметить, — центральное место 4the источники о норманнах. Иногда эта книга о том, как историки читают источники и как эти прочтения меняются по мере того, как мы возвращаемся к ним. знакомый материал с новыми вопросами и точками зрения.
Поэтому я уделяю большое внимание социальным и культурным аспектам. норманнского прошлого, опираясь на хроники, археологические свидетельства и материальную культуру. Поэтому эту книгу стоит посмотреть как часть продолжающегося диалога между пишущими сейчас историками и нашими средневековыми предшественниками.С точки зрения закрепления своего места в политической географии раннего Средневековья Веками люди, ставшие норманнами, имели еще одно большое преимущество: они заказывали, вдохновляли и иным образом генерировали большой объем исторической литературы. В основном эти истории были написаны церковниками, которые часто знали и использовали работу друг друга. Однако было бы неразумно думать, что тот факт, что историки были священнослужителями, привел к однородному мировоззрение. Они писали с разных точек зрения, в частности, чтобы объяснить, кем были эти люди, которые стали известны как норманны, чтобы оправдать заселение или завоевание различных территорий и придать смысл катастрофическим событиям, таким как завоевание Англия в 1066 году или Первый крестовый поход.
Религиозное происхождение многих писателей означало, что некоторые из рассматриваемых здесь работ уделял особое внимание роли норманнов в божественном плане Бога для человечества, например, в «Церковной истории Ордена Виталис» или «Деяниях Джеффри Малатерры». графа Роже. Также важно отметить, что только потому, что большинство писателей были мужчинами, голоса женщин не обязательно исключались. Истории, написанные женщинами, были большой редкостью: биография византийской принцессы Анны Комнины ее отца императора Алексия является заметным исключением. Однако они были важными свидетелями, хранителями семейной памяти. и иным образом предоставили важную информацию для летописцев, а также сами заказывали работы.Можно сгруппировать различных средневековых летописцев в зависимости от тематики и дата. Мы отметили, что история норманнов в смысле письменных записей того, как отдельный человек или группа события, которые должны были произойти, начались с Дудо Сен-Кантена.
Вильгельм де Жюмьеж, монах аббатства Жюмьеж в долине Сены которые имели тесные связи с герцогским домом, отредактировали, переработали и расширили историю Дудо, включив в нее отчеты о герцоги до Вильгельма II, позже Завоевателя. Первоначально он написал свою хронику в последние годы 1050-х или в начале 1060-е годы, прежде чем снова взяться за перо после завоевания Англии в 1066 году, чтобы включить отчет о кампаниях Уильяма. до 1070 г. Известен на латыни как Gesta Normannorum ducum, что переводится как Деяния герцогов норманнов, [3] Работа Уильяма предоставила возможности для более поздних историков, чтобы отточить свои навыки. Как и многочисленные анонимные продолжатели, он был интерполирован и дополнен два самых значительных монастырских летописца двенадцатого века, Ордерик Виталис и Роберт из Ториньи, который продолжил историю во время правления Генриха I.
Последним из крупных историков одиннадцатого века, рассматриваемых здесь, является Вильгельм де Пуатье. Вместо того, чтобы написать историю всех норманнских герцогов или продолжить работу Дудо и Вильгельма Жюмьежского, Вильгельм Пуатье составили биографию только одного герцога, Вильгельма Завоевателя. У него были хорошие возможности для этого, так как он был священником. при герцогском дворе и либо сам был свидетелем событий, либо мог поговорить с очевидцами других событий. Как Дудо, Уильям Пуатье учился в классических традициях, и он широко использовал эти знания, чтобы создать витиеватую, а иногда и подхалимский рассказ о жизни Уильяма. По какой-то причине Вильгельм перестал писать в начале 1070-х годов: [4] историки поскольку предположил, что он впал в немилость, поэтому предпочел хранить молчание. [5] Геста Гильельми в том виде, в каком он существует сегодня, является неполным и сохранился только в постсредневековой копии; 6оригинал почти наверняка был уничтожен в Хлопковом Пожар в библиотеке 1731 года.
К концу XI века средневековые историки начали писать хроники о норманнах на юге Италии. Наши сведения о некоторых из этих лиц довольно расплывчаты. Первый отчет был написан монахом знаменитого аббатства Монтекассино по имени Аматус около 1080 года. небольших групп норманнских авантюристов в Апулии и их постепенный захват Апулии, Калабрии и Сицилии. Как и все аккаунты, эта хроника представляет значительные проблемы для историка. Он не только не сохранился в оригинальной рукописи, но самая ранняя копия, которая у нас есть, находится во французском переводе четырнадцатого века. Однако достаточно сохранилось в других почти современных работы, особенно хроника Монтекассино начала двенадцатого века, написанная Лео Марсиканом, чтобы ученые были уверены, что перевод четырнадцатого века достаточно верен оригиналу. [6] Аматус был двойственным в своем отношении к этим новоприбывшим. Первоначально он критически относился к их отношению к Церкви и присвоению церковных земли; однако, как только норманны стали благотворителями и защитниками его монастыря, его тон стал гораздо более позитивным.
Двумя другими историками раннего нормандского поселения в Италии были Джеффри Малатерра. и Вильгельм Апулийский. Жоффруа, писавший в 1090-х годах, несомненно, был монахом (в монастыре Сант-Агата в Катании). на Сицилии) и, возможно, нормандский иммигрант, хотя его происхождение ни в коем случае не определено. Он с таким же успехом мог быть выходец из Италии или из графства Перш к югу от Нормандии. [7] История Джеффри меньше история норманнов и многое другое, особенно достижения одного человека, графа Роже Сицилийского, брата одного из самый харизматичный и безжалостный южный итальянец-норманн, Роберт Гвискар. [8] Написано для объяснения и обоснования завоевания Калабрии и Сицилии и с твердой памятью о придворной аудитории, Деяния Джеффри графа Роджера содержит смесь истории, увещевания и юмора, что предполагает, что некоторые его части были предназначены для чтения вслух и для развлечения.
Происхождение Вильгельма Апулийского еще более туманно. Вероятно, он был лангобардом, хотя Уильям — это имя, традиционно связанное с норманнами. Также возможно, что он был мирянином, а не священнослужителем, так как религиозных мотивов в его творчестве гораздо меньше, чем у его коллег. [9] Он также написал в совершенно ином жанре, а именно в поэзии латинскими гекзаметрами, подробно описывающей деяния Робера Гвискара, и его стихотворение датируется концом 109 г.0 с. [10] Подобно Дудо и Вильгельму Пуатье, работа Вильгельма Апулийского была история полна аллюзий на греческих и латинских авторов и сложна по своей структуре.
Нормандское завоевание Англии было глубоко травмирующим событием. К концу 14 окт. 1066 г. большая часть английской аристократии лежала мертвой на поле битвы. Помимо кратких заметок в англо-саксонском Хроника (летопись, в которой события фиксируются год за годом, хотя они могли быть записаны гораздо позже), [11] устойчивый исторический написания и объяснения пришлось ждать поколение или около того после. Наиболее всеобъемлющими среди них были Вильгельм Малмсберийский, Генрих Хантингдонский и Ордерик Виталис — так называемый англо-норманнский историки, поскольку все трое мужчин были смешанного английского, французского или норманнского происхождения.
Мы уже упоминали Ордерика Виталиса, так как он был одним из интерполяторов Уильяма Gesta Normannorum ducum Жюмьежа. [12] Родился Ордерик в Атчеме недалеко от Шрусбери, вырос в тени новых нормандских построек и получил начальное образование у местного священник. В возрасте десяти лет отец-француз отправил его в монастырь Сен-Эвру на южной границе Нормандии. стать монахом. Больше он никогда не видел свою семью. Ордерик остро чувствовал изгнание, но нашел цель в своем монашеском призвание и написание истории. Его «Церковная история» изначально начиналась как отчет монашеской общины Сен-Эвру, но быстро расширилась, включив в нее историю норманнов в Нормандии, Англия. и южная Италия, рассказ о первом крестовом походе и священная история мира. Как таковой, он обширен по своему охвату и обеспечивает множество подробностей о нормандском обществе, включая роль женщин. К сожалению, сам размер делал его непривлекательным. переписчикам в средние века, и Ордерик сейчас более известен, чем в свое время. Несмотря на то, что пишет твердо в В контексте нормандского бенедиктинского монашества Ордерик критически относился к действиям и характеру норманнов. Он особенно осудил использование Вильгельмом крайнего насилия во время охоты на Север в 1069 году.-70. Церковный История писалась в течение длительного периода времени с ок. 1114 до незадолго до его смерть в c. 1141.
Уильям Малмсберийский тоже был монахом, но в английском аббатстве Малмсбери. Он написал несколько исторических работ, в том числе «Деяния королей английских», «Деяния английских епископов» и более короткую новеллу «История». посвящен гражданской войне середины двенадцатого века. [13] Уильяма называют величайшим историком двенадцатого века. Он много путешествовал, чтобы пользоваться библиотеками в различных религиозных домах, а также резервы собственной стипендии. Как и Ордерик, его отношение к норманнам двойственное, а порой и прямо враждебное. Например, он осознавал, что сделали новые правители для улучшения и украшения церкви, но критически относился к их поведения в других сферах жизни. В отличие от Ордерика и Уильяма, Генрих Хантингдонский (ум. 1157) был светским клириком — архидиаконом в Хантингдоне. Отправной точкой Генриха были англо-саксонские хроники. и его письмо следует этому летописному (год за годом) формату. [14]
8
В двенадцатом веке также изменение жанра в написании норманнской истории. В одиннадцатом и начале двенадцатого веков писались хроники. на латыни и обычно в прозе, хотя авторы могли и включали стихи в свои тексты, особенно Дудо и Генри Хантингдонский. Во второй половине двенадцатого века король Генрих II Англия поручала писателям создавать не только стихотворные хроники, но и стихотворные хроники на местном нормандско-французском языке. Первым из этих писателей был Уэйс, каноник собора Байё. а автор подробно рассмотрел здесь. К сожалению, Уэйс был медленным писателем, а Генрих — нетерпеливым королем. Устал ждать, Генри уволил Уэйса и передал задание Бенуа де Сент-Мор, который также не смог выполнить задание. Там может может быть больше из-за того, что Уэйс потерял комиссию: Мартин Аурелл утверждает, что Уэйс не уделил достаточного внимания сакральный характер норманнских герцогов, в то время как Чарити Урбански отмечает, что Уэйс поставил под сомнение дедушка) претендует на престол Англии и герцогство Нормандия. [15] Эти истории стихов содержат больше элементы романса и традиций шансона, подходящие для придворной публики. Они также были, по крайней мере, в случае с Уэйсом, серьезными историческими трудами, предназначенными для предоставления примеров и моделей поведения. следовать, а также высказывать политически острые моменты.
История норманнов не просто записана на страницах хроник, но сохранились и в материальной культуре. В одном случае вшит повествование о норманнском завоевании 1066 года. На гобелене из Байё, вероятно, по заказу епископа Одо из Байё, сводного брата Вильгельма Завоевателя, и вышитого в Кентербери. мы можем прочитать норманнскую историю об обещании Эдуардом Исповедником престола Вильгельму, предательстве Гарольда в захват этого трона после смерти Эдуарда, подготовка к вторжению и сама битва. Этот уникальный артефакт стал синонимом норманнов и широко пародируется в современных политических карикатурах. Наполеон изучил его раньше запланированное вторжение и его ценность как пропаганды были признаны Гиммлером во время нацистской оккупации Франции во время мировой войны. II. Завоевание наоборот: операция «Оверлорд», высадка союзников в день «Д» 19 июня.44 — также был изображен в том же духе.
Норманны оставили после себя одни из самых заметных напоминаний о средневековом прошлом у нас в районах, в которых они расселились. В одиннадцатом веке в герцогстве наблюдался расцвет монастырей. демонстрируя великолепную романскую архитектуру, которая сохранилась до наших дней. Наиболее примечательны аббатства-близнецы Сент-Этьен. и La Trinité в Кане, основанный Уильямом и его женой Матильдой Фландрии. Норманны поощряли этот стиль строительства через Ла-Манш, сначала через Вестминстерское аббатство Эдуарда Исповедника, а затем со строительством замков и соборы после 1066 года. Даремский собор, Белая башня и замок Чепстоу — все это очень наглядные напоминания о изменения, внесенные Уильямом и его сыновьями. Норманнская история также начертана на ландшафте, и здесь мы можем особенно задуматься. замка Акр в Норфолке, запланированного нормандского поселения с городом, замком и монастырем, вокруг которого была изменена маршрут старой римской дороги. чтобы показать сборку в лучшем виде.
Напротив, архитектура, связанная с норманнами на юге Италии и Сицилии отражает не столько повествование о завоевании, сколько смешение различных культур – греческой, латинской и мусульманской – что граф Роджер и его преемники нашли там. Первый норманнский король Рожер II руководил строительством Капеллы. Палатина в Палермо, на которую оказали влияние романский стиль, столь знакомый в Северной Европе, мусульманское мастерство. с точки зрения тротуаров и потолков, а также греческий вкус к мозаичным работам. Члены двора Роджера, особенно адмирал Георгий Антиохийский, также заказал мозаику, самая известная из которых изображение коронации короля Христом в церкви Георгия, Ла Марторана. Эти изображения вызывают интерес вопрос. На протяжении всего этого введения, да и во всей историографии, мы говорим о норманнах так, как если бы они были один народ. Написаны книги под названием Норманны или Норманны в Европе, крупные исследовательские проекты ссылаются на «Нормандский край» или веб-сайты, размещенные академическими учреждениями. относятся к «норманнскому миру», но правы ли мы, думая таким образом? Неужели люди, сотворившие такие чудеса, как есть ли у сицилийских мозаик что-нибудь значимое общего с теми, что вторглись в Англию? Должны ли мы меньше думать о «Норманнский народ» и другие «норманнские народы»?
В последней главе этой книги мы попытаемся раскрыть эти вопросы более подробно. противоречит развитию современной исторической литературы о норманнах. Неудивительно, что историки, жившие после Средневековье черпало вдохновение на страницах хроник и в осмотре зданий, чтобы исследовать и писать. На англоязычном языке В частности, в мире история норманнов рассказана с прицелом на 1066 год. Война была очень сильной, а именно, что норманны вторглись и лишили англичан их вольностей и свобод. Более поздние группы историков как в Британии, так и в континентальной Европе изучали этих людей в отношении развития институтов и закон. 11Идеи окружающая раса, этническая принадлежность и идентичность норманнов стали поводом для беспокойства в последнее время, особенно после того, как Ральф Дэвис издание «Норманнского мифа», в котором выдвигалась идея о том, что норманнская идентичность была творчество летописцев двенадцатого века, особенно Ордерика Виталиса. Впоследствии эти взгляды были пересмотрены и оспорены. Историки также говорят о «нормандской империи», от которой затем отказались в пользу «нормандской диаспоры». Совсем недавно культурная и социальная история вышла на первый план, задавая вопросы о гендере (как общество рассматривает и конструирует представления о мужчинах, женщинах, ролях и качествах, связанных с каждым полом), браке и социальном взаимодействии.
Этот обширный массив исследований показывает, что нет и не может быть одного окончательного история норманнов. История норманнов рассказывалась много раз в Средние века и бессчетное количество раз. с тех пор последовательными поколениями историков. Каждое поколение, восходящее к Дудо де Сен-Кантен, написавшему первую официальная история норманнов, вплоть до пишущих сегодня историков, придала свой собственный блеск и собственную версию или интерпретацию. событий, приведших к основанию Нормандии в 911 и более поздние завоевания. В Средние века норманны были о них пишут как положительно, так и отрицательно, но редко с нейтральной точки зрения. Они вызывали восхищение и осуждение, искали для подражания и примеры того, что не делать. Постсредневековые историки более сдержанны в своих тонах, но резкие взгляды существуют, как будет видно ниже. Поэтому эта книга не претендует на то, чтобы быть исчерпывающей: она нацелена, как и ее название предполагает, чтобы рассказать историю норманнов. В отличие от других томов этого области, он делает это с особым вниманием к средневековой норманнской исторической традиции, встроенной в современные социальные и культурные история. Это сравнительно по масштабу, учитывая районы Европы, в которых поселились норманны. Первые три главы включает изучение Нормандии, Англии и южной Италии с упором на Ролло, Вильгельма Завоевателя и Отвиля. братья, Роберт Гвискар и Роджер. Главы с 4 по 6 рассмотреть аспекты нормандской истории тематически, особенно общество, церковь и культурный обмен, прежде чем в главе 7 обсуждается, как развивалась нормандская история. и куда это может пойти в будущем. Однако именно в регионе, который стал известен как Нормандия, история начинается и так что в Нормандии мы должны начать.