трагизм «женской доли» в интерпретации А. Островского Какая была жизнь катер
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе Гроза)
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна, постоянно подбрасывая мучительные переживания. Девушка не выдержала всего этого и в конце пьесы бросилась в реку Волгу.
Раньше, в девичестве, когда Катерина ещё не была замужем за Тихоном, была вольной, могла ходить куда и когда угодно, мечтать о чём угодно и просто жить в своё удовольствие, не страдая от неволи, но как только она попала в дом Кабанихи, познала все ужасы жизни с властной свекровью. Женщина держала всех в ежовых рукавица, она считала, что её невестка – не человек, а лишь девушка, которая должна на прощание кланяться мужу в ноги, соблюдая старые традиции. Кабаниха не уважала жену сына, она грубила ей, унижала и всячески показывала своё плохое отношение к Катерине.
Главная героиня влюбилась в Бориса, с которым ей устроила свидание сестра Тихона. Ей, конечно, было хорошо, она почувствовала себя живой, но после него поняла, что совершила большую ошибку – изменила мужу. Так как Катерина была набожной и праведной, она созналась во всём Тихону. Он готов был простить свою жену, но мать не разрешила, она бранилась и злилась. Борису же нужно было уезжать, и он не мог взять с собой Катерину. У девушки не осталось других вариантов, как, во-первых, жить с осознанием того, что ты совершила грех, а во-вторых, как-то сосуществовать с деспотичной Кабанихой, которая теперь явно станет ещё злей.
Положение девушки было просто ужасным, Тихон начал пить, также слушая свою маму и не переча ей, Кабаниха тиранила Катерину всё больше и больше, вдобавок ко всему у девушки были постоянные мысли о божьей каре. Она всегда свято верила в Бога, ад и рай, в отличие от Кабанихи, которая только делала вид, что она верит, а на самом деле ходила в церковь лишь для вида. Катерина не могла справиться с мыслью о том, что ей хочется просто взять и исчезнуть. Она съедала себя своими переживаниями и в итоге всё же решила совершить самоубийство. Девушке было так плохо, что она, несмотря на все ужасы божьего суда, решилась на самый страшный грех.
Катерина погибла из-за своего печального положения. Её почти никто не понимал, свекровь унижала её ежечасно, от мужа-маменькиного сынка поддержки тоже не было никакой. Даже Борис, её возлюбленный, ради которого она пошла на такой страшный шаг, вынужден был уехать, не взяв её. Единственной понимающей в их семье была Варвара, но поддержка её одной не смогла бы сгладить все переживания Катерины. Человек не может жить в вечном чувстве вины, как исходящем от людей извне, так и внутри себя. К сожалению, это был единственный выход из данной ситуации для девушки – утопиться в Волге.
Драма А.Н.Островского «Гроза». Образ Катерины
1. ТЕМА УРОКА
Prezentacii.comОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ
ТРАГЕДИЯ.
(ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Попробовать нешто теперь?… Такая ли я была! Я жила, ни об чем не
тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу,
бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе
сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на
ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме
полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с
маменькой в церковь, все и странницы,- у нас полон дом был
странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь
работу, больше по бархату золотом, а странницы станут
рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи
поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по
саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение.
Таково хорошо было!
3. Ключевые вопросы:
•Какими событиями наполнена жизнь Катерины?•Эпизод «Монолог «А знаешь, как я у маменьки
жила». Какая среда сформировала Екатерину?
•Монолог с Варварой. Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
•Действие 2, явление 3,4,5 «Проводы Тихона».
Как ведут себя герои в этой сцене, как это их
характеризует?
•Почему Катерина влюбляется в Бориса?
Н. Добролюбов на вопрос: «Почему Катерина
полюбила Бориса?» пишет: « В этой страсти заключается для нее вся
жизнь;
вся сила ее натуры, все ее живые
стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не
одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по
речам не похож на остальных окружающих ее, к
нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая
себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены
и женщины, и смертельная тоска ее однообразной
жизни, и желание воли, простора, горячей,
беззапретной свободы».
«Луч света в темном царстве», — так назвал
Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины…
тоже веет на нас новой
жизнью, открывающийся в
самой ее гибели». (Н.
Добролюбов)
«Прежде всего нас поражает
необыкновенная своеобразность
этого характера. Ничего нет в нем
внешнего, чужого, а все выходит
как-то изнутри его; всякое
впечатление перерабатывается в
нем и срастается с ним
органически». (Н. Добролюбов)
ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи…
под тяжелой рукой бездушной Кабанихи
нет простора ее светлым видениям, как
нет свободы ее чувствам… Она ищет
света, воздуха, хочет помечтать и
порезвиться, полить свои цветы,
посмотреть на солнце, на Волгу, а ее
держат в неволе, в ней постоянно
подозревают нечистые, развратные
замыслы…»
Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что
же делать, когда другого выхода нет. Хорошо
что нашлась в этой бедной женщине
решимость хоть на этот страшный выход. В
том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и
производит на нас впечатление освежающее…
Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно
было Катерине избавиться другим образом от
своих мучителей, или же окружающие ее
мучители могли бы измениться…»
Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст.
«Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной
мечтательницей» и «визионеркой».
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных
внутренних противоречий; она ежеминутно
кидается из одной крайности в другую; она сегодня
раскаивается в том, что делала вчера, и между
тем не знает, что будет делать завтра; она на
каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и
жизнь других людей; наконец, перепутавши все,
что было у нею под руками, она разрубает все
затянувшиеся узлы самым глупым средством,
самоубийством».
Нравственные переживания героини
Писарев считает следствием того же
неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями
совести и доходит в этом направлении до
полусумасшествия; а между тем Борис
живет в том же городе, все идет по-старому,
и, прибегая к маленьким хитростям, можно
было бы кое-как видеться и наслаждаться
жизнью. Но Катерина ходит как потерянная,
и Варвара очень основательно боится, что
она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему
все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул
гром – Катерина потеряла последний
остаток своего ума…»
Образ Катерины.
I.
Душевная трагедия Катерины.
1.
Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.
Черты характера, развившиеся под
влиянием жизни у родителей:
2.
а) болезненная впечатлительность,
экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3.
Жизнь Катерины в доме Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) постоянный духовный бунт;
в) непонимание ее натуры и стремлений
Тихоном.
4. Влияние жизни у Кабановых на
Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в
семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе,
любви, счастью.
ПОЗИТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
НЕГАТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
Я буду жить, дышать,
видеть небо, следить за
полетом птиц,
ощущать на себе
солнечный свет…»
«Я буду перед Богом
чиста, буду снова
молиться, замолю свои
грехи…»
«Найдут, силой
поволокут домой…»
«Свекровь заест
совсем…»
«Никогда не быть мне
свободной…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»
«Не дают мне весь мир
воспринимать свободно,
вольно – создам в доме
свой мир, а не
получится в доме,
создам свой мир в своей
душе. Этого мира у
меня не отнять…»
«Запрут – вот и будет
тишина, никто
мешать не будет…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»
«Бориса никогда не
увижу, снова эти
ночные страхи, эти
долгие ночи, эти долгие
дни …».
«Мою любовь у меня никто
не отнимет…»
«Тихон слаб, но я могу
сделать его счастливей,
если защищу его от
матери…»
«Кабанова стара, скоро ей
понадобится моя
помощь…»
«Сколько радости
принесут дети…»
ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
1. -духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. — сомневается в
правильности
своих поступков,
пробует остановить
себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко лжи, обману;
5. -жаждет
свободы
и счастья
1. -пугается силы
и глубины своего чувства к
Борису;
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
2. -обладает обостренным
чувством справедливости;
БОРЬБА СТРАСТИ И
ЧИСТОТЫ
НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА
3. -ощущает страх перед
«своеволием» чувства
любви;
4. -переживает чувство
вины перед Тихоном;
5. -нравственные понятия
религиозно окрашены
17. Образ Катерины в интерпретации актрис
Стрепетова в ролиКатерины
«Она создала нам
мученицу, русскую
женщину. И мы увидели
это мученичество во всем
его ужасе, во всей его
нетленной красоте» (В.М.
Дорошевич. Старая
театральная Москва. – М.
: Петроград, 1923г).
Заслуженная артистка
ЕРМОЛОВА МАРИЯ
НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно,
была не мимолетная искра,
а»луч света в темном
царстве», луч смелый, сильный,
яркий, предвещающий восход
солнца, разгоняющего мрак.
Такую Катерину нельзя ни
оплакивать, ни ни жалеть, как
Катерину Стрепетовой, перед
ней можно преклоняться, как
перед трагической героиней, у
нее можно учиться мужеству
героической воли.» (С.Н.
Дурылин)
«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а роль русской
женщины из глухого городка – образ героический,
раскрывающий и печальную судьбу русской женщины
в прошлом, и ее способность к победе над этой злой
долей».(С.Н. Дурылин)
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа
акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности
Катерины. Стрепетова имела право рассматривать Катерину
как жертву темного царства. Сам Островский высоко ценил
игру Стрепетовой, т.к. актриса будила в душах зрителей протест
против тех жизненных условий, которые привели Катерину к
гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением
протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала
ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и
справедливость.
НА ВТОРНИК
Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.(Устно!)
Сделать выписки!
1.
Или Кабаниха и Екатерина: что их сближает и отличает?
2. Заполнить таблицу.
Действие,
явление
Действующее
лицо
Реплики о городе
Калинове, нравах
и образе жизни
его жителей
Д.з. НА СРЕДУ!
1. Выучить наизусть монолог
«Почему люди не летают».
2. Подготовиться к семинару по
темам:
1.Смысл названия пьесы «Гроза».
2.В чем причина драмы Катерины
в пьесе А.Островского?
3.Дикой и Кабаниха. Основные
черты самодурства.
4.Тема греха, возмездия и
покаяния в пьесе «Гроза»
5. Образ Кулигина. Его значение в
пьесе.
В помощь (5 вопрос):
1 Д., явл.1.
•Какое впечатление оставляет Кулигин при первом
знакомстве?
1д., явл.3.
•Как относится Кулигин к представителям «темного
царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?
•Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в
котором все решает власть и сила денег?
•Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это
его характеризует?
3 д., явл.3.
•О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова
«Вечернее размышление»?
•Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой сударь,
у нас городишко»?
4 д., явл.2.
•Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его
характеризует?
•За что он собирается получить миллион и куда хочет его
израсходовать? Как это его характеризует?
•Получит ли он когда-нибудь этот миллион? Почему?
4 д., явл.4.
•Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во
время грозы?
5 д., явл. 1,7.
•Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем
сделать, исходя из поведения в последних действиях?
История Катерины: Благотворительная организация Дома Рональда Макдональда
25 апреля 2017 г.
Катерина и ее сестра-близнец Эмма родились в декабре 2015 года у их родителей Тары и Оскара. К сожалению, девочки родились на шесть недель раньше срока, и им пришлось оставаться в отделении интенсивной терапии в Мемфисе, штат Теннесси, в течение трех недель. После выписки Тара и Оскар надеялись, что все пройдет гладко или, по крайней мере, настолько гладко, насколько это возможно с близнецами.
Но когда Катерина пришла домой, она была очень суетливой и родители заметили кровь в ее подгузнике. Они срочно доставили ее в отделение неотложной помощи, где ее быстро доставили в операционную для операции по спасению жизни. Врачи обнаружили некротизирующий энтероколит, что означало отмирание части кишечника. Первоначально казалось, что будет затронута лишь небольшая часть кишечника, но ее состояние оказалось более серьезным, чем они надеялись.
В то время Катерина весила шесть фунтов. Она была в критическом состоянии и на следующую неделю была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких, но это привело к тому, что в ее теле появилось еще четыре фунта жидкости. Врачи не были уверены, что она протянет неделю, не говоря уже о первом году. Катерина пережила эту неделю, и еще, и еще, и в этот момент ее родители узнали о докторе Мерсере и программе кишечной реабилитации в Медицине Небраски. Будучи рядовым военно-морским флотом США, Тара нуждалась в одобрении, прежде чем их можно было перевести. К счастью, они получили разрешение на медицинский перевод в Омаху, но во время перелета сюда она смогла провезти только 25 фунтов вещей. Тара и Катерина направлялись в новый город за сотни миль, не имея ничего, кроме чемодана и надежды на лучшее здоровье. Оскар, Эмма и их старший ребенок Джефферсон не смогли поехать, так что у Тары было много забот.
Затем ее познакомили с Домом Рональда Макдональда.Таре нравилось оставаться в Доме из-за потрясающей системы поддержки, которую он предлагал. Она говорит, что чувствовала себя частью этого сообщества, поскольку многие родители и дети, как и Катерина, страдали синдромом короткой кишки. Тара была невероятно благодарна группам волонтеров, которые приходили и готовили обед, поскольку она проводила долгие дни в больнице, поэтому необходимость выяснять, где взять еду каждый вечер, была бы еще одной проблемой. Поскольку у Тары было не так много багажа, бесплатные услуги прачечной в Доме были огромным подспорьем.
Через неделю после перевода в Омаху Катерине сделали еще одну операцию, и, пока она выздоравливала в Доме, Тара смогла провести почти два месяца в других семьях, чтобы получить еще больше любви и поддержки в предстоящих испытаниях. Дом Рональда Макдональда и сообщество Омахи были рядом с Тарой, когда она нуждалась в этом больше всего, поэтому она платит за это некоторым семьям, которые в настоящее время живут здесь.
Сегодня Катерине 15 месяцев, и она чувствует себя хорошо. Ей потребуется постоянный уход за ее состоянием, но, несмотря на все это, у нее яркая и жизнерадостная личность, которая сопровождает ее боевой дух.
Поддержите такие семьи, как Катерина. Пожертвуйте сегодня.
«Выживший дом» Катерина Каньон (Kelsay Books) – рецензия на книгу в свою очередь выживает то же самое. Здесь нет ни уюта, ни триумфа над невзгодами, а грязная работа по выживанию и прокладыванию пути в жизни, когда у тебя нет примеров, которыми ты мог бы руководствоваться. Вступительное стихотворение «Невольная стойкость» задает тон,
«Это не история медведицы.
Он принадлежит детенышам, которые бродят
Лес без нее после того, как она
пожертвовала своей жизнью кабану гризли, чтобы защитить их.
Рассказывается сквозь горячие цилиндры боли
Которые впиваются опытом в кожу.
Сказано перед острым штыком
Разбрызгивающим кроваво-красное существование против
Разноцветной палитры мироздания.
Он может сидеть тихо и неподвижно
На этих черно-белых страницах,
Но он существует в каждом дрожании
моей кожаной руки, и он размазан
В каждом заплаканном крике
, который течет через мое дрожащее перо.
Хищный отец и доведенная до пассивности мать, пытающаяся защитить своих детей, не могут быть хорошими образцами для подражания. Катерина Каньон поясняет, что это история не о том, как ее родители попали в эти роли, а о влиянии этих ролей на их детей. Конечно, ни у кого из нас не было идеального детства, но некоторые начинают с более серьезных проблем, и родители настолько захвачены собственной драмой, что дети остаются без поддержки и практически воспитывают себя сами. Однако существует также риск, что они воссоздадут плохие примеры, на которых они научились, например. в «Запоздалая мысль о шоу Netflix»,
«Моя мама жила с мужчиной, который
каждый день издевался над ней. Она сказала, что деваться некуда.
Она умерла до того, как мне исполнилось 20.
Когда я росла, я жила с мужчиной
, который издевался надо мной каждый день.
Без шаблона того, как должны выглядеть любовь и уважение, дети не признают любовь и воспринимают жестокое обращение как нормальное явление. Насильники действительно раздают кусочки доброты и любви наряду с жестоким обращением, чтобы удерживать жертву прикованной к ним и изолировать своих жертв от друзей или родственников, которые могли бы помочь им сбежать или дать им некоторое представление об отношениях. Когда жертва оказывается втянутой в жестокое обращение, у нее нет передышки, чтобы сделать шаг назад и оценить отношения. Это не мешает детям мечтать о любви. В «Ребенке-невесте»,
«Я хочу мороженого
Тающего на языке
Я надеюсь на прекрасного принца
Который спасет меня, как потерянного котенка
Я хочу пернатой жизни
Я хочу многого
Я хочу!»
Каждая девушка мечтает о белой свадьбе и платье принцессы. Желания здесь детские – мороженое, котята, принц, только что из сказки. Но браки случаются между взрослыми. Эта маленькая невеста надеется на детство, которого у нее не было. Брак кажется обреченным.
Насилие в семье — это только один из видов насилия. Есть и расистское насилие, в «Петиции для непризнанных детей» спикер спрашивает
«Если моя дочь погибнет в перестрелке,
Положи ее к ногам тех,
Сделано из камня,
Чтобы они увидели свою работу.
Если мой сын умрет, поднимите его
Вместо флага, чтобы мир
Увидел, чему мы поклоняемся!
—А в остальном
Оставить могилы пустыми и
Сложите тела перед троном.
Приказывайте трупам вручную
Через Вашингтон Молл.
Вы убили их, наших детей,
и вы убьете еще — до захода солнца
И вырвите нам глаза
, чтобы пощадить нас!»
Говорящий не хочет, чтобы жертв убирали на кладбище, чтобы жизнь могла продолжаться, мало что изменилось. Она хочет, чтобы виновные были привлечены к ответственности, чтобы увидеть результаты своих действий. Она хочет, чтобы политики увидели результаты своей политики и бездействия. Она считает неприемлемым смотреть в сторону и не видеть. Разговоров уже недостаточно.
Расизм снова поднимается в «Я пропустил «прибамбасы», написанные с небольшой помощью словаря Вебстера»,
«Год, когда я родился
, был тем же годом
, что термин «штурмовое оружие»
родился
Позже, еще одна фраза: «Пластырь научил меня значению телесного тона». Конечно, «телесный тон» был основан на белой коже, а не на черной, а белые пластыри телесного цвета слишком заметны на черной коже. Только недавно черные балерины смогли купить туфли в тон своей кожи, а не в стандартный розовый цвет. Стихотворение продолжается,
«Белые люди любят говорить, что я
«разыгрываю расовую карту», чтобы
делегитимизировал мой аргумент.
«Делегитимация» — мой близнец, и
мы неразлучны.
Россия делегитимизирует выборы.
All Lives Matter делегитимизирует Black Lives Matter.
Закон о голосовании часто делегитимизирует голосование чернокожих.
«Разыгрывание расовой карты» подразумевает использование дискриминации для получения преимущества, заявление о представительстве для получения представительства, которое, возможно, не было достигнуто по заслугам. Естественно, все жизни имеют значение, но это не белые жизни, преждевременно оборвавшиеся из-за полицейских убийств. Это не белые жизни, которые несоразмерно останавливаются и обыскиваются полицией, которая, кажется, берет на себя вину на основании цвета кожи. Изменения в правилах голосования часто создают барьеры для чернокожих избирателей, из-за чего политикам становится труднее оспаривать статус-кво и добиваться изменений.
Стихи Катерины Каньон нелицеприятны и прямолинейны. «Surviving Home» исследует, как место, которое должно быть безопасным, может быть опасным.