Рассказ о молчалине горе от ума: Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме. Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить.

Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе.

Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.

Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается.  Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул  познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.

И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей.

Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Вариант 2

Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, которая говорит сама за себя.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, который живёт у него дома. Человек этот крайне молчаливый, скромный, покорный и услужливый

. Именно услужливостью можно описать всю его жизнь. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать.

Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на буквально всё: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов. Софья Павловна – дочь Фамусова, которая восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый. Ей кажется, что он из широкой души и доброты говорит со всеми уступчиво и ласково. Также её восхищает, что Алексей Степанович играет на флейте и любит стихи про любовь. Но она даже не догадывается, что за маской доброго и тихого человека скрывается настоящий карьерист, лицемер и обманщик, которому нужно её внимание и хорошее расположение, чтобы добиться успеха у Фамусова. Он даже не скрывает от Лизы, что ухаживает за Софьей только потому, что такова его обязанность, чтобы добиться высоких чинов, что он по-другому просто не может.

Он не просто восхищается теми, кто выше его по статусу, он преклоняется перед их слугами, швейцарами и даже собаками. Он хвалит всё, что может помочь в расположении у высоких господ, но делает это изящно, ненавязчиво и неоткрыто. Он пытается понравиться Хлестовой, у которой много влияние, играя с ней в карты и говоря, что её шпиц – прелестный пёс, что его шерсть, как шёлк.  Эти слова хорошо сказываются на отношения с Хлестовой, она считает его другом и называет своим родненьким.

Когда Софья застаёт его в объятиях с Лизой, он начинает ползать пред ней на коленях, но не потому, что его совесть грызёт, а потому, что немилость Софьи делает его мечту о повышении почти невозможной, вместе с расположением Софьи он потерял бы и всё, что строил так долго, так ему казалось. Софья страдает в муках от разочарования в таком светлом, как ей казалось, человеке. Молчалин бежит, потому что он ко всей своей мелочности ещё и трус.

Сочинение про Алексея Молчалина

В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение.  На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без  высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице. К последнему типу дворянства и принадлежит Молчалин.

Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.

В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе. Молчалин не гнушается ни чем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения » — говорит он.

Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Не смотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет. Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.

Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.

Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки «свету» во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.

Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению.

Он хорошо научился притворяться, играть роль «услужливого» человека. Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.

Сочинение Характеристика и образ Молчалина

После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» имя героя Молчалина стало нарицательным, а фраза Чацкого «Молчалины блаженствуют на свет » крылатой, эта фраза отображает весь образ Молчалина, Попробуем это доказать .

Прежде всего, нужно разобраться кто такой Молчалин. Это герой комедии «Горе от ума», представленный в не лучшем виде, а именно в лице подхалима. Доказывает нам это его фраза — «Мнения чужие только святы». Он готов забыть своё Я, чтобы добиться цели. Так же Молчалин обладает расчётливостью, например, случай произошедший в начале пьесы. Молчалин, находясь в спальне Софьи, взял с собой предварительно бумаги, чтобы у него было оправдание перед Фамусовым почему он тут находится.

По мнению Чацкого, Молчалин добьётся больших высот в жизни, так как «обладает умеренностью и аккуратностью» . Доказательством служат всё тот же случай с бумагами, а так же то, что он влюбил в себя дочь своего начальника – Софью, отвечал ей взаимностью, но заявлял служанке, что он делает это только из-за служебного положение, так как зависит от других в своей службе. Он должен быть в курсе всех дел в доме, а это не возможно, если он не будет вести дружбу со всеми его жителями. Молчалин, нужно заметить, очень хорошо играет свою роль, ведь по словам Софьи «дружбу всех он в доме приобрёл».

Читая комедию «Горе от ума» мы можем узнать, что такую Жизнь Молчалину завещал отец — «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избегания зла, Собаке дворника, чтобы ласкова была.» Даже в его финальной сцене, когда Софья узнала о том, что Молчалин на самом деле её не любит, он пытается оправдаться и просит прощение всеми возможными способами.

Александр Сергеевич Грибоедов написал свою комедию, чтобы показать проблемы общества, живущего в России в первой половине XIX века. Он разделяет людей на два поколения– « век нынешний» и « век минувший» . Для века нынешнего характерно равноправие, и мир без подхалимства, представителем этого века является Чацкий . Но полное противоположен Чацкому Молчалин — представитель века минувшего – готов приклонить колена для лучшей жизни.

Если проанализировать всё выше сказанное, можно сделать вывод, что Молчалин отражает сущность всех подхалимов, он вызывает у меня отвращение. Фразу Чацкого « Молчалины блаженствуют на свете» можно отнести и к современным людям.

Также читают:

← Бал в доме Фамусова анализ эпизода↑ ГрибоедовСравнительная характеристика Чацкого и Молчалина → Почему Чацкий обречен на одиночество →

Картинка к сочинению Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Петрушки в комедии Горе от ума Грибоедова

    Петрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.

  • Сочинение на тему Язык мой — враг мой

    Однажды Бенедикт Спиноза сказал такую фразу: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». И можно смело утверждать, что это выражение отражает всю суть устройства нашего характера и внутреннего мира.

  • Сочинение Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина

    В произведении, созданном для высмеивания и порицания невежества, ярко выведены образы плохих учителей Митрофанушки.

  • Тема романа Герой нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» — произведение сложное и неоднозначное. В каждой его главе раскрывается отдельная небольшая история, вплетённая в общую канву повествования. Поэтому, помимо основных идей романа

  • Образ музы в лирике Некрасова (в творчестве) сочинение 10 класс

    О музе этого великого автора можно сказать одно, это чистая духовность, которая сравнивалась с молодой, крестьянской девушкой.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Характеристика и образ Молчалина в комедии Горе от ума сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Молчалин в комедии Горе от ума

Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в ней автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество людей в комедии, один из них был молодой дворянин, еще не имевший каких-либо чинов Молчалин. Его задачей было прислуживать влиятельным людям.

Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамусов выступает противником таких отношений, ведь считает, что его дочери нужен влиятельных муж с чинами. Хоть и Молчалин не соответствует этим требованиям, но есть у него другое качество, которое ценили обитатели фамусовского дома. Он изо всех сил стремился всячески услуживать, этим и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.

В произведении «Горе от ума» образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим как он старается услужить, и если нужно, то даже унизиться перед влиятельными гостями дома Фамусова, всё это идет с расчетом на то, что они могут пригодится в жизни и дальнейшем службе. Молчалин даже брал за должное похвалить шерсть собаки Хлёстовой. Для описания героя подойдет цитата, которая гласит, что пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.

Фамусовское общество славилось чертой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным делом расхвалить новые успехи, таким же был и Молчалин. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хоть по характеру и поведению Молчалин был такой же как и все с общества, хоть и соглашался со всеми и поддерживал идеи, все же это не помешало ему пойти на подлость. Например его любовь к Софье была только выдумкой и пошел он на это ради собственной выгоды. По сути искренне он открывается при общении с горничной Лизой, которая ему нравилась. И тут читателю открывается уже другой персонаж, вы видим, что в нем присутствует двуличие, а значит такой человек опасен.

В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно видеться с дочерью Фамусова, ведь он постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. В этом выражается трусость. Для Молчалина важную роль играл тот момент, что его волновало мнение окружающих, а так же он боялся, что о нем подумают другие. Эта его подлость и коварство губят его, ведь он начинает вредить тем, с кем давно был в окружении. Он помнил слова своего отца, которые гласили угождать всем без исключения, чему Молчалин и следовал. Исходя из этого мы можем сделать вывод об отношении героя к описанию идеала минувшего века, несмотря на то, что он еще молод.

Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативных дворян. Такое общество характеризуется тем, что для них на первом месте стоит чин и деньги, эти две категории позволяют им оценивать остальных. Как уже было сказано, Молчалин был хитёр и двуличен, это два главных качества описывающие героя.

Грибоедов затронул в комедии проблему, которая актуальна и сейчас. Ведь известны много случаев, когда были такие же люди, которые не видели ничего на своем пути и готовы были идти через всё, ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас будут существовать люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.

Сочинение на тему Молчалин

Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.

Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества — всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.

Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.

Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.

Вариант 3

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.

 В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов — это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать «старикам». Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.

Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.

В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.

Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.

9 класс.

Другие сочинения:

← Когда ум с сердцем не в ладу↑ ГрибоедовОбраз Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума →

Молчалин в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Мое безмолвное горе — Все еще стоящий журнал

Сначала я жил секундами и слышал каждую из них… тик… тик… тик… Все, что я мог сделать, это поставить ноги на пол и двигаться. одна нога впереди другой.

Затем секунды превратились в минуты, которые медленно превратились в часы и дни; и те первые несколько дней были немыслимы. Даже сейчас от воспоминаний о том, что нам нужно было сделать, и о решениях, которые мы должны были принять, у меня переворачивается живот. Ничто не может по-настоящему подготовить вас к смерти и погребению вашего ребенка. Я не мог есть. Я не мог спать. Я не мог ясно мыслить, и иногда меня просто неудержимо трясло. Я понятия не имел, как обрабатывать происходящее. Временами слезы текли безмолвно; иногда рыдания сотрясали все мое тело. Но хуже всего было, когда они вообще не приходили. Я лежал в постели в агонии, не в силах пошевелиться, боль была настолько невероятно глубокой, что мое сердце казалось буквально разбитым. Если бы потекли слезы, я бы, по крайней мере, почувствовал облегчение.

Люди обнимали меня. Люди делились едой. Сказали добрые слова и прислали красивые открытки. Все это было похоже на странный сон. Я вежливо улыбнулся и как-то произнес соответствующие слова признательности и благодарности, но мое лицо было похоже на маску. Мое тело совершало движения, но мой разум и сердце были где-то в другом месте.

Тик… тик… тик… каким-то образом я прожил неделю, целую неделю без сына. Потом одна неделя превратилась в две. Большинство людей, которые окружали нас и поддерживали нас в те первые несколько часов и дней, теперь ушли, вернувшись к своим старым мирам и рутине. Мой муж вернулся на работу, и я осталась одна, чтобы бороться с реальностью совершенно нового мира без каких-либо привычных рутин. Я должен был вернуться к нормальной жизни, но как? Ушел не только мой сын, но и моя работа и моя цель. Его медицинские нужды определяли каждую секунду последних восьми с половиной лет моей жизни… тик… тик… тик…

Я начал с простых вещей. Я стирала, мыла посуду, готовила и убиралась. Я передвигала еду на тарелке, но есть не могла. Я чувствовал себя физически больным. Я все еще не мог уснуть и до сих пор не мог поверить, что это действительно произошло. Я чувствовал, что застрял на месте, а жизнь пролетела мимо; люди, машины и огни проносятся мимо меня. Я чувствовал головокружение, дезориентацию и растерянность. Звуки были странно искажены, а смех звучал как иностранный язык. Я тщетно пытался сориентироваться и поставить ноги на землю, чтобы, может быть, только может быть, меня не сдуло.

Потом… ОДИН МЕСЯЦ… годовщина? Но это не было похоже ни на одну годовщину, которую мы когда-либо переживали. Разве юбилеи не должны быть счастливыми и радостными событиями? Я слышал о других родителях, чей ребенок отсутствовал год… два года… пять лет! Я задавался вопросом, как в мире они все еще могут функционировать. Я задавался вопросом, буду ли я дышать еще через месяц, и не мог понять идею провести годы без моего сына. Я пропустил абсолютно все о нем. Я цеплялся за его фотографию, действительно цеплялся за нее. Я коснулась его лица и зарыдала из места, о существовании которого даже не подозревала. Я вцепилась в его вещи, пытаясь вдохнуть его запах. Переживая каждое воспоминание снова и снова, я так боялась, на самом деле боялась, что могу что-то забыть и потерять еще больше. Я цеплялся за каждое слово, упомянутое о нем, пытаясь запечатлеть его в своем уме, в моем сердце, которое было разбито на миллион кусочков.

Я переживал ужасные времена, представляя, как все могло бы быть иначе, или могло бы быть? В голове пронеслись мысли: «Что, если бы я сделал… что, если бы они сделали… или что, если бы мы не сделали… или они не сделали… что могло бы быть, если бы…?» Агония того, что могло бы быть, но никогда не будет…

Тик… тик… тик… Медленно текли дни, недели и месяцы, и я начал процесс создания новых порядков для нашего нового мира. Когда я начал ходить по разным местам, я иногда слышал или обонял что-то, что останавливало меня на месте, вызывая воспоминания о прошлом. Эти воспоминания были настолько яркими, словно фильм крутился у меня в голове, и я цеплялся за них, даже когда они были ужасны, потому что это было «моё время» с моим сыном. Короткие проблески, когда я снова могла слышать его голос, видеть его, общаться с ним, а иногда даже прикасаться к нему. Я начала выпрашивать сны, чтобы снова проводить с ним время. Я начал серьезно задаваться вопросом, не сошел ли я совсем с ума. Я был в самом темном из темных мест и задавался вопросом, возможно ли выйти из этого и быть хотя бы отдаленно целым. Я задавалась вопросом, хочу ли я этого.

Каждый из нас идет своим путем и по-разному переживает горе, но именно такими были для меня первые несколько месяцев после смерти нашего сына Коннора. Это некоторые детали, которые часто умалчиваются и скрываются, наша «молчаливая скорбь», как будто эти чувства какие-то постыдные и аномальные. Я обнаружил, что, когда мы оставляем детали в неведении, мы чувствуем себя еще более одинокими, изолированными и часто сомневаемся в своем здравомыслии. Когда на самом деле то, что мы чувствуем, совершенно типично. Для меня было важно осознать, что то, что я переживал, действительно было «горем», и что чувствовать то, что я чувствовал, — это нормально. Когда я позволила себе принять чувства, потратив время на то, чтобы по-настоящему огорчить своего сына, начался процесс моего исцеления.

Я никогда не «смирюсь» и не «уйду» от потери сына. Эти фразы и бессмысленны, и обидны. Я обнаружил, что горе и процесс скорби со временем меняются. Раны уже не такие свежие. Они больше не так легко кровоточат, но шрамы всегда останутся. Принятие этого помогает мне. Моя любовь к Коннору глубока, поэтому мое горе по поводу его смерти и жизни, которой никогда не будет, также глубока.

В конце концов секунды, минуты, часы, дни, недели и месяцы действительно превратились в годы… более шести из них с тех пор, как я похоронила своего прекрасного мальчика. Со временем у меня становится все больше и больше ярких, замечательных дней. Шесть лет спустя хороших дней намного больше, чем трудных, и большинство моих мыслей о Конноре — это прекрасные воспоминания о том времени, когда мы были вместе. Но когда эти трудные времена наступают, а они определенно наступают, я позволяю себе испытывать чувства и глубоко скорбеть о нем. Я всегда буду носить его в своем сердце, и он навсегда останется частью моей жизни.

Где бы вы ни были в своем горе, знайте, что вы не одиноки. Ваше путешествие всегда будет уникальным, но помните, что по этой дороге идут и другие. Найдите время, чтобы чувствовать, горевать и делиться своим ребенком и своей историей с другими. Найдите то, что помогает вам, и держитесь за тех, кого вы любите в своей жизни. Знайте, что все, что вы чувствуете и думаете, является частью горя, и со временем тьма рассеется. Держитесь за надежду, что солнце действительно снова взойдет. У вас будут лучшие и более прекрасные дни, когда вы берете с собой ребенка. Продолжайте идти по пути! Секунды, минуты, мгновения за раз.

 

 

 


Ваш мозг в печали, ваше сердце в исцелении – маргинанец

Но она не имела в виду, что хорошо размышлять и барахтаться — Дикинсон так ловко играла с поверхностным смыслом, с таким удовольствием заставляла нас вздрагивать или бороздить борозды, прежде чем погрузить нас в более глубокие истины, которые она постигла. Я думаю, она имела в виду, что потерянная любовь скорбит вечно, какова бы ни была природа утраты, — она знала это и превратила непрекращающуюся любовь в искусство на всю жизнь, — но, оглядываясь назад, мы снова и снова вспоминаем, что острая грань горя со временем сглаживается, что сегодняшняя тупая боль очень отличается от первых ударов, пока горе не станет, как писал Авраам Линкольн в своем волнующем утешительном письме к осиротевшей молодой женщине, «печальным, сладким чувством в вашем сердце, более чистого и святого рода, чем вы знали раньше».

Искусство Софи Блэколл для «Dirge Without Music» из Вселенная в стихах .

Да и вообще, что значит потерять любовь? Мы никогда не теряем людей, на самом деле. Я не имею в виду какой-то мистический смысл — пусть не будет путаницы в том, что на самом деле происходит, когда мы умираем. Я даже не имею в виду это в поэтическом смысле. Я говорю строго с точки зрения разума, возникающего из ослепительной материальности мозга — этого величественного собора коры и синапсов, формирующего каждую нашу мысль и каждое чувство, от которого мы трепещем.

Я говорю о парадоксе внутри мозга:

С одной стороны, мы постоянно теряем людей — на смерть, на расстояние, на различия; с точки зрения мозга эти разновидности утраты различаются не по виду, а только по степени, запуская одни и те же нервные цепи, порождая печаль по спектру интенсивности, определяемому уровнем близости и окончательностью утраты.

С другой стороны, ни один человек, которого мы любили, никогда не уходит полностью. Когда они умирают или исчезают, их физически больше нет, но их личностность пронизывает наши синапсы воспоминаниями и привычками ума, насыщает всепроникающую атмосферу чувств, которую мы не просто носим все время с собой, но живем и дышим внутри. . Или происходит обратное, что является его собственным опустошением — физическое тело остается, но человек, которого мы знали и любили, этот убежище общих воспоминаний и доверия, ушел — потерян из-за психического заболевания, зависимости, нейродегенеративного заболевания.

Искусство Софи Блэколл для «Dirge Without Music» из Вселенная в стихах .

В обоих случаях мозг выполняет медленную и мучительную работу по воссозданию своей карты мира, чтобы мир снова обрел смысл без любимого человека в нем. На самом деле картирование — это не просто метафора, а то, что на самом деле происходит в мозгу, поскольку наша ориентация в пространстве-времени и наше автономное сознание — способность к ментальному самопредставлению — имеют общую область коры.

Где пропавший и пропавший человек находится на карте, как на самом деле разворачивается перераспределение и что нужно, чтобы перерисовать карту таким образом, чтобы мир снова казался единым, — вот вопросы, проходящие через Скорбящий мозг: Удивительное Наука о том, как мы учимся на любви и утрате ( публичная библиотека ) Нейробиолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор — пионер в исследованиях фМРТ с тех пор, как технология впервые стала доступной, посвятившая четверть века изучению конкретных нейрофизиология горя. Она пишет:

Мозг прилагает много усилий, чтобы определить, где находятся наши близкие, пока они живы, чтобы мы могли найти их, когда они нам понадобятся. А мозг часто предпочитает привычки и прогнозы новой информации. Но он изо всех сил пытается узнать новую информацию, которую нельзя игнорировать, например, отсутствие нашего любимого человека.

[…]

Горе — это душераздирающе болезненная проблема, которую должен решить мозг, а горевание требует научиться жить в мире в отсутствие кого-то, кого вы глубоко любите, кто укоренился в вашем понимании мира. Это означает, что для мозга ваш любимый человек одновременно и ушел, и тоже вечен, и вы идете по двум мирам одновременно. Вы движетесь по жизни, несмотря на то, что они были украдены у вас, предпосылка, которая не имеет смысла, и это одновременно сбивает с толку и расстраивает.

Проведение важного различия между горем («интенсивная эмоция, которая обрушивается на вас, как волна, полностью подавляющая, не может быть проигнорирована») и горем (непрерывный процесс, перемежающийся повторяющимися моментами горя, но связывающий эти моменты в более масштабный процесс). траектории), О’Коннор добавляет:

Скорбь требует трудной задачи: избавиться от карты, по которой мы вместе ориентировались в жизни, и изменить наши отношения с этим человеком, который умер. Горевать или научиться жить осмысленной жизнью без любимого человека — это, в конечном счете, один из видов обучения. Поскольку обучение — это то, чем мы занимаемся всю свою жизнь, восприятие горя как одного из видов обучения может сделать его более знакомым и понятным и дать нам терпение, чтобы позволить этому замечательному процессу разворачиваться.

[…]

Горе никогда не кончается, и это естественная реакция на утрату. Вы навсегда будете испытывать муки горя по этому конкретному человеку. У вас будут отдельные моменты, которые ошеломят вас, даже спустя годы после смерти, когда вы вернете свою жизнь к осмысленному, полноценному опыту. Но… даже если чувство горя остается прежним, ваше отношение к нему меняется. Чувство горя спустя годы после потери может заставить вас усомниться в том, что вы действительно адаптировались. Однако если вы думаете об эмоциях и процессе адаптации как о двух разных вещах, то это не проблема, что вы испытываете горе, даже если вы горевали долгое время.

Discus chronologicus — немецкое изображение времени начала 1720-х годов, включенное в Картографии времени . (Доступны как печатные издания, так и настенные часы.)

Несмотря на то, что о психологии, философии и поэтике горя написаны тома — нет более пронзительного, чем классика Джоан Дидион, и нет более практичного, чем совет Сенеки своей осиротевшей матери — есть есть что-то необычайно показательное в изучении горя с точки зрения мозга под разумом, которое должно начинаться с самого начала развития. Детство — самый плодотворный период роста мозга, когда закладывается большая часть его основной инфраструктуры — также является нашей тренировочной площадкой для потерь. Каждый раз, когда мы разлучаемся с нашими основными опекунами, мы испытываем масштабные модели потери; каждый раз, когда они возвращаются, мы узнаем, что потеря их присутствия — это не потеря их личности, их любви. (Достойная паузы: каждый отказ — это горе в миниатюре.)

В этих формирующих привязанностях мы также узнаем, какую роль мы сами играем в отношениях. Поскольку при построении своей реляционной карты мира мозг постоянно вычисляет положение наших близких в трех измерениях — времени, пространстве и близости, также известной как психологическая дистанция, — мы узнаем причинно-следственную связь между нашим поведением и позицией опекуна в измерение близости, точно так же, как мы изучаем причинно-следственную связь между движениями нашего тела и нашим положением в пространстве. Когда есть надежная привязанность, ребенок узнает, что несмотря на различные поверхностные нарушения, ситуационные факторы и преходящие эмоциональные погодные условия, в основе лежит устойчивая близость. О’Коннор пишет:

Близость частично находится под нашим контролем, и мы учимся поддерживать и развивать эту близость, но мы также доверяем тем, кто любит нас, поддерживать эту близость.

Очевидным — и душераздирающим — следствием этого является то, что дети, которые растут без надежной привязанности, гораздо легче переживают муки миниатюрного горя на протяжении всей жизни, с каждым уходом любимого человека, каким бы естественно для нас. Но каким бы ни был формирующий опыт близости, человеческие существа универсально уничтожаются смертью кого-то из близких — окончательное оставление, одновременно самое абстрактное и самое абсолютное отсутствие, при котором наш мозг просто не в состоянии вычислить полное удаление человека так ближайшим и важным из ткани психологического пространства-времени.

Исчезновение от Марии Поповой. (Доступно в распечатанном виде.)

Ссылаясь на дезориентированное опустошение женщины, брошенной любовником, О’Коннор отмечает, что слово «привидение» является неврологически подходящим выбором для такого отказа. потерял близкого человека из-за «призрака» ведет себя почти так же, как мозг человека, потерявшего любимого человека насмерть, мысленная карта внезапно рассыпалась и разорвалась на части. О’Коннор описывает странный, но удивительно чувствительный способ, с помощью которого мозг справляется с этим непостижимым нарушением реальности:

Если ваш мозг не может понять, что произошло что-то столь абстрактное, как смерть, он не может понять, где находятся умершие в пространстве и времени или почему они не здесь , теперь и рядом . С точки зрения вашего мозга призраки — это именно то, что происходит, когда умирает любимый человек. Что касается мозга, то они не умерли. Любимый человек без каких-либо объяснений перестал отвечать на наши звонки — вообще перестал с нами общаться. Как мог кто-то, кто любит нас, сделать это? Они стали далекими или невероятно злыми, и это бесит. Ваш мозг не понимает почему; он не понимает, что измерения могут просто исчезнуть. Если они не чувствуют близости, то они просто чувствуют себя далекими, и вы хотите исправить это, а не верить, что они ушли навсегда. Это (неверное) убеждение приводит к интенсивному подъему эмоций.

[…]

Если человек, которого мы любим, пропал без вести, наш мозг предполагает, что он далеко и его найдут позже. Мысль о том, что человека просто больше нет в этом многомерном мире, что нет здесь , теперь , а рядом с измерениями, не логична.

Основываясь на исследованиях мозга, она добавляет:

Эфемерное чувство близости с нашими близкими существует в физическом, осязаемом аппаратном обеспечении нашего мозга.

Особым аппаратным элементом является задняя поясная кора головного мозга — наш встроенный GPS любви. Сканируя окружающую среду и обрабатывая бесчисленные биты сенсорной информации, PCC постоянно калибрует и перекалибрует психологическую дистанцию ​​между нами и людьми, которых мы любим, укрепляя связь по мере того, как мы чувствуем себя ближе, и ослабляя ее, когда мы чувствуем дистанцию. Смерть превращает GPS в грубый компас, пытающийся ориентироваться во всепроникающем, постоянно меняющемся магнитном поле, внезапно лишённом своего истинного севера. О’Коннор пишет:

После смерти близкого входящие сообщения какое-то время кажутся зашифрованными. Временами близость с нашим умершим любимым человеком кажется невероятно интуитивной, как будто они присутствуют в комнате, здесь и сейчас. В другой раз струна как бы отвалилась от доски — не короче и не длиннее, чем была раньше, а просто украдена у нас целиком.

Liminal Worlds Мария Попова. (Доступно в печатном виде.)

Эта путаница настолько фундаментальна и так первобытна, так за пределами досягаемости разума, что она постигает умы без разбора в спектре интеллекта и самосознания — реальность, наиболее ясно и сокрушительно проявляющаяся в необычайной любви. письмо, которое Ричард Фейнман написал своей жене через 488 дней после ее смерти и через 6,9За 94 дня до того, как он получил Нобелевскую премию по физике.

Но О’Коннор отмечает, что, хотя западные врачи долгое время считали, что такие длительные связи между жизнью и смертью являются симптомом плохого преодоления горя, который ухудшает связь с живыми, недавние исследования, основанные на различных ритуалах и обычаях горя культуры по всему миру продемонстрировали, что такой непрерывный внутренний диалог с мертвыми может на самом деле обогатить наши отношения с живыми и позволить нам проявить себя перед ними более полным и открытым сердцем. Она пишет:

Наше понимание самих себя меняется по мере того, как мы обретаем мудрость благодаря опыту. С возрастом наши отношения с живыми близкими могут стать более сострадательными и наполненными благодарностью. Мы также можем позволить нашему взаимодействию с нашими возлюбленными, которые ушли, расти и меняться, даже если только в нашем сознании. Эта трансформация наших отношений с ними может повлиять на нашу способность жить в полной мере в настоящем и создавать устремления к осмысленному будущему. Это также может помочь нам чувствовать себя более связанными с ними, с их лучшими частями… Их отсутствие в нашем физическом мире не делает наши отношения с ними менее ценными.

[…]

Вместо того, чтобы воображать альтернативную что если реальность, мы должны научиться быть связанными с ними, твердо стоя на ногах в настоящем моменте. Эти трансформированные отношения динамичны, постоянно меняются, как и любые любовные отношения постоянно меняются месяцами и годами. Наши отношения с умершим любимым человеком должны отражать то, кем мы являемся сейчас, с опытом и, возможно, даже с мудростью, которые мы приобрели, переживая горе. Мы должны научиться восстанавливать осмысленную жизнь.

Самой большой проблемой, конечно же, является вечная проблема человеческого разума — как интегрировать кажущиеся противоречивыми потребности или идеи таким образом, чтобы они гармонично сосуществовали, возможно, даже усиливали друг друга, а не нейтрализовали друг друга. Без такой интеграции любые новые отношения могут ощущаться как угроза этой продолжающейся внутренней связи с умершими, перекрывая поток горя при мысли об эмоциональном стирании: горе по самому горю, по той протянутой руке, держащей ушедшего и себя в то же время, на карту, как это было раньше. Этот страх настолько понятен, что он бросает вызов универсальному. Это также — и это может быть наиболее убедительной частью исследования О’Коннора — нейрофизиологически неуместный страх. В мозгу каждый человек, которого мы любим, оставляет осязаемый структурный отпечаток, закодированный в синапсах, который никогда не может быть побежден или заменен новой и другой любовью. Поскольку эта связь — как всякая связь, как всякая идея, как и сама Вселенная — была «всего лишь порождена в уме», она всегда живет там, неуязвимая для других умов и других событий.

Искусство Софи Блэколл для «Dirge Without Music» из Вселенная в стихах .

О’Коннор пишет:

Обретение новых отношений просто не заполнит существующую дыру. Вот ключ — смысл новых ролей и новых отношений не в том, чтобы заполнить дыру. Ожидание того, что они будут, может привести только к разочарованию.

Дело в том, что если мы живем в настоящем, нам нужен кто-то, кто любит нас и заботится о нас, и нам тоже нужен кто-то, кого можно любить и о ком заботиться. Однако единственный способ наслаждаться полноценными отношениями в будущем — начать их в настоящем. Если мы можем представить себе будущее, в котором нас будут любить, тогда мы должны начать отношения, которые в конечном итоге станут для нас важными, отличными от наших предыдущих отношений, но полезными и поддерживающими.

Понимаемые таким образом, продолжающиеся отношения с ушедшими являются расточительством для других видов любви, поскольку они сделали нас именно теми, кто мы есть — человеком, любящим, человеком, которого любят, картографом настоящего и возможного миров. . О’Коннор предлагает нейронное подтверждение этому поэтическому стремлению:

После смерти любимого человека его явно больше нет с нами в физическом мире, что доказывает нам каждый день. С другой стороны, они никуда не делись, потому что они с нами в нашем мозгу и в нашем уме. Физическая структура нашего мозга — структура наших нейронов — была изменена ими. В этом смысле можно сказать, что часть их физически продолжает жить. Эта часть — нейронные связи, защищенные внутри нашего черепа, и эти нейронные связи сохраняются в физической форме даже после смерти любимого человека. Таким образом, они не совсем «там» и не совсем «здесь». Вы не один, не два. Это потому, что любовь между двумя людьми, это безошибочное, но обычно не поддающееся описанию свойство, возникает между двумя людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *