Рассказ недоросль характеристика митрофана: Митрофан недоросль характеристика. Образ и характеристика Митрофанушки в “Недоросле” Фонвизина: описание Митрофана Простакова

Митрофан недоросль характеристика. Образ и характеристика Митрофанушки в “Недоросле” Фонвизина: описание Митрофана Простакова

Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» и хочу дать характеристику Митрофана Простакова.

Простаков Митрофан Терентьевич является одним из главных героев комедии. Живёт он в семье дворянских помещиков. Митрофану в произведении Фонвизина 16 лет. Он не любит что-либо делать, учиться, а только любит бегать на голубятне. Госпожа Простакова – мать Митрофана – одобряет всё, что хочет её «дитятко».

Я вижу Митрофана толстым, грязным и лохматым – одним словом неопрятным, так как он ест на ночь и не ухаживает за собой. «Солонины ломтика три, да подовых, не помню пять, не помню шесть» – сказал слуга о Митрофане, который поел на ночь. Имя «Митрофан» с древнегреческого переводится как «похожий на мать», что как раз является одним из главных характеристик героя, а также его жадность, хитрость и жестокость по отношению к слугам. Ещё его можно назвать маменькиным сынком.

Герой «Недоросля» привык, что всё делают за него. Он во всём подражает матери, а как родители воспитали, такое и будет образование. Да, образования никакого, а ещё Митрофанушка говорит известную фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться», что ещё раз доказывает, что он ленивый. Семья Простаковых не похожа на любящую друг друга семью. Сын пользуется любовью матери для удовлетворения своих прихотей, а об отце и совсем забыл, он его не замечает.

Герой Фонвизина – жестокий и грубый. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть и деньги. Благодаря такому герою слово «Недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. Фонвизин показывает негативное отношение этого персонажа к образованию, потребительское отношение к родителям, Митрофан не считается с чувствами, действует из корыстных интересов (женитьба на Софье). Всё это видит читатель в Митрофане Простакове. Автор комедии хотел сказать, что не надо быть такими, как этот лентяй.

Плохое отношение мальчика к няне и слугам, к матери и учителям, к учёбе и образованию вызывают чувство отвращения. Я считаю, что этот персонаж может вызывать у читателя лишь антипатию.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» читают:

Поделиться:

Писателя и драматурга Д.И. Фонвизина, комедия «Бригадир» которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса «Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.

Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.

Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет.

После появления пьесы это слово стало нарицательным.

Сам главный герой — Митрофанушка — лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», — так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.

Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.

Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».

Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.

Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться — хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил — ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.

Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. -Какая же дрянь, Митрофанушка? — Да то ты, матушка, то батюшка», -доказывают это.

Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», — с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».

Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. И это заметно. У Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любит поесть, побездельничать и погонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.

Невежественная мать учила своего сына наукам, но делала она это не из любви к просветительству, а только из-за указа Петра о том, что все дворянские дети должны знать слово божье, грамматику и арифметику. А чего только стоят ее советы сыну: «. ..друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!». И Митрофан слушался этих советов. Он не учил ни арифметику, ни слово божье, ни грамматику (какая грамматика, если наш недоросль не знал прилагательное или существительное слово «дверь»?). Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман (по его одной только «говорящей» фамилии понятно почему), да и то из-за того, чтобы на него не сердилась Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”.

Из родных этого «оболтуса» окружали его папа и мать, которая души в нем не чаяла. Несмотря на это Митрофан относился к своей матери пренебрежительно, он совсем не любит и ему совсем не жаль было свою родную мать, он ее не уважает и играет над ее чувствами.

А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”, на что в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. А папу «оболтус» и вовсе не признает. Возможно потому, что Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”. После слов «вне себя» Простаков наверняка осекся. Какая уж тут радость, когда сын растет «маменькиным сынком»!… Вот и вся родня нашего героя, из которой, как показала практика, он не любил никого. Еще конечно же и дядя, но Митрофан его не любил и всегда хамил ему. Вот и вся родня, где никого он не любил и признавал за человека свою только мать.

Но, в конце концов «злые» люди (Митрофан и его мать) получают по заслугам. Маму предает ее собственный сын, а «неуча» отправляют на службу.

Кто знает, быть может служба его исправит. Одно мы знаем наверняка — свою маму он «по долгу службы» не увидит еще долго, да и захочет ли мама его снова увидеть… Поймет ли она свою ошибку?…

Итак, мы разобрали всю сущность Митрофана. Но с какой целью появляется этот персонаж? Я думаю, чтобы показать людям, что существуют еще миллионы «недорослей», похожих на мины, и если вы на нее наступите, то произойдет непоправимое…. Вот злонравия достойные плоды.

Поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.
Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.
Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.


Сам главный герой — Митрофанушка — лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», — так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.
Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.
Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».
Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.
Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться — хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил — ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.
Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. — Какая же дрянь, Митрофанушка? — Да то ты, матушка, то батюшка», — доказывают это.
Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», — с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».
Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».
Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

Митрофан анализ. Характеристика героя Митрофан из комедии Фонвизина Недоросль

Автор комедии «Недоросль» в образе Митрофана, одного из главных отрицательных героев комедии, попытался показать невежество и деградацию российского дворянства. Митрофану Терентьевичу Простакову исполнилось 16 лет, но он продолжает жить с родителями и горячо любим своей матерью — госпожой Простаковой. Главный герой — единственный ребенок у родителей, мама в нем души не чает и всячески балует, позволяя ему вести себя так, как ему хочется. Вместо того чтобы служить в армии он нежится дома, ничем не занимается, ленив, единственное занятие, которое ему нравится – гонять голубей, веселиться и резвиться. Госпожа Простакова была глупой и наглой, она не считалась ни с чьим мнением кроме собственного. Она не желала отпускать от себя свое дитя и планировала, чтобы сын оставался с ней до 26 лет и не приступал к службе. Госпожа говорила так: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите». Молодой дворянин пользовался безраздельной любовью своей маменьки, и умело использовал ее для достижения своих корыстных целей и желаний.

Митрофанушка не хочет учиться, не имеет жизненных целей и постепенно из маменькиного сыночка превратился в жестокого эгоиста и предателя. Необычайно жесток Митрофан был со слугами и со своей няней – Еремеевной. Она как могла, воспитывала и защищала своего подопечного, терпела все его оскорбления и неуважение. Несмотря на это, избалованный ребенок постоянно жаловался маменьке на свою няню, а мать всегда принимая сторону сына, наказывала бедную женщину и не платила ей за работу. К своим учителям недоросль относился с пренебрежением, мать была против того, чтобы томить «дите» учебой и наняла ему учителей только из-за того, что так было принято в те времена в дворянских семьях. Отца своего он совершенно не замечал, потому что тот не считался с его прихотями, а дядю не любил и хамил ему всячески. Юный Простаков в свои 16 лет остался беспечным и капризным ребенком, он невежлив и глуп, а ко всем окружающим относится неуважительно. В свои годы единственное чему он научился – это хорошо покушать и нажаловаться маменьке, что «от недоеданья живот схватило».

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» будет неполной, если не упомянуть подхалимство и двуличие, к которым он приучен с малых лет. Так, по приезду Стародума, совершенно чужого человека, наделенного деньгами и властью, подросток, по совету маменьки, кидается целовать ему руку. На что гость возмущенно заявил: «Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу».
Герой Фонвизина предает даже свою мать, усилиями которой жил в безделье и комфорте. Когда госпожа Простакова лишилась власти и искала утешения у сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”, в ответ услышала бессердечную фразу: » Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Герой произведения остановился в своем развитии и начал деградировать, в его характере сочетаются черты раба и тирана. Причиной такой деградации стало неправильное и уродующее воспитание. Из поколения в поколение невежество и грубость чувств русского дворянства прогрессирует и апогеем этого становится появление такой личности как Митрофанушка. Маменькин баловень, судьба которого искорежена сословными пороками, вызывает не столько смех, сколько смех сквозь слезы. Ведь в руках таких представителей дворян находились в те времена судьбы тысяч простых людей.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина — это комедия о недоросле Митрофанушке (от греч. «подобный своей матери»), о пороках его воспитания, превращающем юношу в избалованное и глупое создание. Ранее не было ничего дурного в этом слове и лишь со временем оно стало словом нарицательным. В те времена недорослями называли подростков, не достигших возраста пятнадцати лет, необходимого для вступления на службу.

Указ о вольности дворянской, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение становилось обязательным. Госпожа Простакова старается следовать закону, но хочет удержать сына «при себе» еще лет на десять: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич в шестнадцать лет живет с родителями, не зная забот. Всё за него решает властная маменька: кого в жены взять, кого в ручку целовать.

Характеристика героя

(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981 )

Наш главный герой — избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.

Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека — Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок — даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком — и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия — это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он — раб своей матери, он — ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

Произведение:

Недоросль

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Митрофанушка

МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт. Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»

Тест по произведению

Сквозь замочную скважину — Ежемесячник открытых писем

Антон Чехов: Воспоминания брата Михаил Чехов Palgrave Macmillan, 2010

Многие считали нашего дядю Митрофана своеобразным, чудаковатым, даже юродивым. Но были и другие, как мой брат, писатель Антон Чехов, которые относились к нему с любовью и уважением. Дядя Митрофан посвятил свою жизнь благотворительности. Он служил членом совета и церковным старостой, помог основать Таганрогское благотворительное общество, созданное для помощи бедным. Его дом всегда был открыт для менее удачливых, и в свой день рождения он накрывал во дворе столы, полные еды, и открывал ворота, чтобы все могли прийти поесть.

Этими строками Михаил Чехов начинает мемуары старшего брата и сразу обнажает все недостатки книги. Его брат был для него анонимом в юности и чужаком в зрелом возрасте; составление полной книги об этом человеке потребует огромных усилий, включая интерес отдела кадров к биографическим данным второстепенных персонажей. После еще девяти предложений о дяде Митрофане Михаил возвращается к своей теме: «В нашей семье хранилась тщательно переплетенная книга писем, которые [Митрофан] писал моим родителям во время своего путешествия по России до женитьбы в 1859 году.. Я убежден, что литературный дар дяди Митрофана передался от него к нам, особенно к моим братьям Антону и Александру, которые оба стали издаваться писателями». . В 1920 году он объединил их в единый том, цитаты из которого с тех пор появляются в трудах чеховских биографов и ученых. Однако только теперь вся книга « Антон Чехов. Воспоминания брата» был опубликован в английском переводе. Основные черты жизни Антона Чехова хорошо известны: он родился в 1860 году, был вторым из пяти детей в семье крепостных. Его мать была набожной и скромной, его отец был иррациональным и жестоким, его братья и сестры были талантливыми и творческими. От случайных заработков по продаже подписки на газеты до написания и рисования коротких заметок на заказ мальчики достигли разной степени известности в московской журнальной культуре. Тем временем Антон закончил медицинский институт и начал частную практику. Его пьесы обычно принимались варварски — представьте себе Стравинского 9Дебют 0003 «Весна священная » пересекся с театральной катастрофой Генри Джеймса, но аудитория его рассказов и новелл неуклонно росла, а медицина стала для Чехова второстепенной профессией. Однако и то, и другое подорвало его физическое и психологическое здоровье, и Чехов скончался от туберкулеза в 1904 году, через двадцать четыре года после своей первой публикации и через шесть месяцев после открытия « Вишневого сада », его первого хита. У Юджина Альперна больше недостатков, чем достоинств, хотя «хорошие» недостатки указывают на неуловимость Антона как субъекта, так же как более тонкий лед на замерзшей реке указывает на сильное течение внизу. «Плохие» недостатки — это заплатки высокопарного письма и длинные наборы словоблудия, посвященные отслеживанию точных координат Антона в давно забытой социальной и литературной сети бывших российских знаменитостей. Среди наиболее интересных недостатков — многозначительные упущения. Мало что говорится о более сложных обстоятельствах, которые сформировали жизнь Антона: о его жестоком отце-алкоголике, серии неудачных романтических и сексуальных отношений и его возможном отчуждении от ближайших родственников, включая самого Михаила. Последнему посвящена скудная фраза, чему способствовала внезапная женитьба Антона на московской актрисе: «С братом Антоном я после этого потерял связь и больше никогда его не видел». Интересно, намеренно ли он целится не в цель. Он упоминает о религиозности их отца, чтобы объяснить, как Антон, атеист по убеждениям и врач по профессии, приобрел литургические знания, отраженные в его рассказе «Сочельник». Однако в письмах Антона и в мемуарах их брата Александра упоминания о религиозности их отца почти всегда горькие в сочетании с воспоминаниями о фанатично долгих и физически изнурительных сеансах семейной молитвы, посещении церкви в любое время дня и ночи и безрадостном участии в «зеки», приговоренные к церковному хору. Михаил, кажется, не желает говорить о приступах бедности, которыми было отмечено их детство, кроме как о возможности расцвести отвагой и сыновней почтительностью. Тем не менее, он, кажется, намекает на страдание и узость такой жизни такими отрывочными строками, как эта:

Однажды [Антон] купил на рынке живую утку. Всю дорогу домой тыкал в него и заставлял крякать: «Пусть все знают, что мы тоже едим уток», — сказал он.

Михаил сразу же переходит к обсуждению интереса Антона к птицам, в частности к почтовым голубям, а эпизод с уткой остается без комментариев. Тем не менее, можно восполнить психологическую тень, опущенную Михаилом, и пересказать историю так: представьте себе мальчика, который часто ложится спать голодным, чья семья благодаря кратковременному росту доходов или расточительности может позволить себе роскошную еду. Мальчик, то ли потому, что не видит, что страдания утки похожи на его собственные страдания, то ли, что еще интереснее, потому что видит, мучает утку всю дорогу от рынка до кухни. Шум утки сообщает прохожим, что сегодня Чеховы могут позволить себе свежее мясо, и рассказывает читателям что-то о боли, силе или тоске. Михаил только что пронес мимо нас трагедию в зачаточном виде; остается неясным, является ли его неспособность понять свою историю преднамеренным выбором.

Михаил был не единственным родственником Антона, который увековечил их отношения, вернее, окружающее их негативное пространство: у Александра и Марьи Чеховых тоже есть свои счета, каждый по-своему обрывочный и недостоверный. Все трое не согласны друг с другом по нескольким пунктам и не согласны по всем пунктам с мемуарами Лидии Ивановны, русской писательницы, которая, кажется, полностью сфабриковала свой рассказ о многолетнем романе с Антоном. Рассказ бедной Лидии Ивановны кажется скорее самообманом, чем преднамеренным обманом, поскольку собранные ею данные реальны (переписки между ней и Антоном, встречи в театрах и на вечеринках), но выводы, которые она делает, кажутся совершенно не соответствующими фактам. (По сути, Чехов постоянно говорит ей уйти, что ее мемуары интерпретируют как мучительные крики рокового влечения.) Псевдоним, который Антон Чехов использовал в свои двадцать с небольшим, Антоша Чехонте, красноречив: Чехов был человеком маскировки, но в первую очередь тонких. Он был общителен с мужчинами, кокетничал с женщинами, и ему поклонялись как на обедах, так и на вечеринках, но любой близкий друг или брат, который делил с ним такси по дороге на мероприятие, помнил, как он умолял остаться дома и жаловался. ненасытного аппетита общества к своим нынешним любимцам. Иногда маскировка, которую он носил, была более легкой и буквальной: одну медленную неделю в своей клинике Антон заставил Михаила одеться медсестрой и лечить пациентов вместе с ним; еще одна придуманная игра заключалась в том, чтобы «играть на Востоке», затемняя лицо и лоб и бросая вызов друзьям игрушечным мечом. Мемуары Александра еще больше останавливаются на таких шалостях и переодеваниях, изображая всю семью как племя бесов. Рассказ Александра также был завершен незадолго до его смерти от алкоголизма, поэтому и Маша, и Михаил изо всех сил стараются напомнить своим читателям в самых деликатных и эвфемизирующих выражениях, что рассказы Александра изобилуют ошибками и приукрашиваниями из-за его болезни. вольно или невольно ошибались, однако все четверо мемуаристов были хитрыми спекулянтами на литературном будущем: успехи Антона были скромными на протяжении большей части его короткой жизни, и все же четверо пишут так, как будто этот человек и его рассказы были нарицательными именами, которые сейчас, столетие спустя, они есть. Рассказ Михаила не имеет ничего общего с настоящей литературной критикой, но он скрупулёзно отмечает составные источники персонажей и настроек Антона. Мы узнаем, что, навещая своего брата-учителя Ивана в провинции, Антон наблюдал за местной военной батареей, которая вдохновила «Трех сестер»; в частности, некто лейтенант Егоров «ушел в отставку со страстью работать, работать, работать», совсем как персонаж барон Тузенбах». Во время прохождения ординатуры Антон «придумывал сюжеты для таких рассказов, как «Беглец» и «Хирургия», а местный почтмейстер вдохновил на создание «Государственного теста». Если какая-либо из этих мелочей пролетит над вашей головой, представьте, как она поразила первоначальных читателей 1905, до того, как работы Антона удобно устроились на литературных курсах средних школ и университетов по всему миру. Простая вера Михаила в то, что люди захотят узнать, откуда взялся второстепенный персонаж в новелле «Три года » — очевидно, он основан на клерке на складе их двоюродного брата, — очаровательна.

Что еще более интересно, в рассказе Михаила подчеркивается поездка Антона в огромную исправительную колонию на Сахалине, эпизод, который многие биографы и исследователи Чехова склонны опускать, потому что он нигде не упоминается в его художественной литературе и дал Антону одну нехарактерную для него научную книгу. . «Остров » , впервые опубликованный в 1895 году, рассказывает о путешествии Антона по железной дороге, в повозке, верхом и на лодке на Сахалин, большой и бесплодный остров к востоку от Сибири и к северу от Японии. Цели его проекта, как иногда журналиста, иногда врача, многообразны, но его основные задачи — это подробная перепись всего острова и столько медицинской помощи, сколько он может разумно предоставить. Площадь острова составляет 28 000 квадратных миль, и в то время на нем проживало около 28 000 человек. Десять тысяч были полноценными каторжниками. Остальные были либо частью массивной тюремной администрации и правоприменения; или были сосланы, но в остальном вольны поступать по своему усмотрению; или же это были супруги, дети или проститутки, так или иначе связанные с одной из первых категорий. Что нехарактерно для Михаила, он подробно цитирует самого Антона и позволяет мемуарам погрузиться в мрачность. Михаил цитирует:

Сахалин — место самых невыносимых страданий, которые могут постичь человека, свободного или скованного…. Я сожалею, что я не сентиментален, или я бы сказал, что мы должны воздать должное таким местам, как Сахалин, как турки делают Мекку…. Из книг, которые я читал, видно, что мы дали сгнить в тюрьмах миллионам людей. Мы делаем это без причины, не думая, совсем как варвары. Наша страна заставила людей ходить в кандалах по морозу за тысячи километров, заразила их сифилисом и свалила всех в руки красноносых тюремщиков. Все образованные люди Европы должны знать, что надзиратели не единственные, кто увековечивает эти злоупотребления — мы все.

Михаил дает отрезвляющий и честный отчет об оставшейся части пребывания Чехова на острове, хотя, в типичной манере, он завершает главу (названную, мягко говоря, «Путешествие Антона») длинным рассказом о мангусте и пальмовом коте. которых Антон привез домой в качестве домашних питомцев, купив их в Индии по дороге домой с Сахалина. История окончательного падения животных в доме семьи Чеховых и последующей эмиграции в городской зоопарк забавна, но в сравнении с двадцатью восемью тысячами сахалинских душ маленькая сага об изгнании животных должна поразить всех, кроме Сам Михаил как человек невероятно безвкусный. Во всех подобных анекдотах мы видим Антона сквозь трещины в рассказе, подмигивающего или морщящегося, в то время как Михаил изображает болеутоляющее подобие. Глава «Путешествия Антона», несмотря ни на что, является отличным ключом к пониманию того, что я считаю лучшими рассказами Чехова, написанными между 189 г.2 и 1896. (В мой список вошли бы «В ссылке», «Палата № 6», «Черный монах», «Анна на шее» и повесть «Моя жизнь ».) более плодотворный угол для будущей критики: вместо того, чтобы отметить, как это делает Михаил, что Антон знал человека, получившего орден Святой Анны, что дает название рассказу Антона «Анна на шее», было бы интересно отметить что рассказ был написан вскоре после его возвращения с Сахалина, одновременно с написанием им The Island , и узнать, почему отвратительный брак главной героини Анны похож на тюремное заключение. «Палата № 6» наиболее явно выигрывает от параллельного прочтения с рассказом о Сахалине, так как касается недобровольной изоляции психически больных; рассказчик « Моя жизнь » считает труд тюрьмой, хотя и комичной. На фотографии семьи Чеховых, сделанной в конце 1880-х годов, Михаил и Антон сидят вместе перед другими восемью фигурами. Они носят почти одинаковые брюки в полоску, только принт Антона чуть шире и смелее. Пальто Антона расстегнуто; Михаила нет. Руки и ноги Антона свисают, лицо голое. Михаил крепко сжимает скрещенные ноги, а на его лице щеголяют очки пожилого мужчины. Антон выглядит так, как будто принимает любое понимание жизни, которое ему удалось почерпнуть за свои двадцать восемь лет; Михаил выглядит так, как будто собирается отказаться от него. Оба были в своем роде писателями-беллетристами, и, как хорошие писатели-беллетристы, они имели привычку чтить честность, даже когда выдумывали. Воспоминания Михаила во всей своей кажущейся простоте напоминают нам о потрясающей непостижимости его брата. Более того, это напоминает нам о постоянной необходимости обнаруживать в себе слепые пятна, преднамеренные и случайные, которые делают как наблюдение, так и воспоминание такими идиосинкразическими и частичными актами. 0045 Лаура Колбе написала для Harvard Book Review и Oxonian Review. Она живет в Нью-Йорке.

Святитель Митрофан Сребрянский – духовник Марфо-Мариинской обители

Многие считали великую княгиню Елизавету безошибочной судьей характера. Это, безусловно, подтвердилось в выборе ею священника Митрофана Сребрянского в качестве духовника ее Марфо-Мариинской обители. Некоторые обвиняли его в излишней суровости, но в письме царю Николаю от 19 апреля09, Великая Княгиня опровергла эти сообщения следующей рекомендацией:

Св. Митрофан Сребрянский

«… Вы знаете о. Митрофана и в Сарове произвела хорошее впечатление [куда она сопровождала Государя в 1903 году на прославление преподобного Серафима], в Орле его обожали, и здесь многие приезжают издалека в нашу церквушку и находят силу в его красивых простых проповедях и исповедях. . Он большой, ничего узколобого ханжества, все основано на безграничной любви и всепрощении Божием — истинный православный священник, строго держащийся нашей Церкви — на наше дело Божие благословение, так как он положил основание, как должно быть — так многих он вернул к вере, наставил на верный путь, поэтому многие благодарят меня за великое благословение, которое они получили, придя к нему. Никакой экзальтации — но вы меня достаточно хорошо знаете, что я люблю спокойную глубокую религию и ни в коем случае не избрал бы фанатика в жрецы. /…/ Я говорю, что один мучил его, что вы могли быть огорчены моим поведением и думаете, что он воздействует на меня, чтобы я отрезал себя от всех вас и убил себя через подвижническую жизнь и много труда, тогда как ни одно из этих предположений не верно. Он исповедует меня, наставляет в храме и дает мне безмерную помощь и пример своей чистой простой жизнью, такой скромной и высокой в ​​своей безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Только поговорив с ним несколько минут, видишь, что он скромный, чистый, человек Божий и раб Божий в нашей церкви».

Отец Митрофан родился 31 июля 1870 года. С 1896 года служил в Орле и был военным капелланом 51-го Черниговского полка, номинальным начальником которого была великая княгиня Елизавета. Находясь в составе полка на фронте русско-японской войны с 1904 по 1906 год, он вел дневник своего опыта, который был опубликован в русском журнале. Когда его брак оказался бездетным, он и его матушка Ольга согласились жить как брат и сестра, на манер святого Иоанна Кронштадтского. Позже они приняли монашеский постриг от рук Патриарха Тихона во время одного из его визитов в Марфо-Мариинскую обитель. Как духовник общины, о. Митрофан ежедневно служил Божественную литургию и три раза в неделю читал лекции. В том же письме к царю святая Елизавета пишет: «Чрезвычайно интересны наши лекции со священником — совершенно исключительно потому, что он не только имеет глубокую веру, но и начитан безмерно. Он начинается с Библии и заканчивается церковной историей и всем показывает, как сестры могут после говорить и помогать тем, кто в нравственных страданиях».

После ареста Великой княгини в 1918 г. о. Митрофан продолжал духовно опекать сестер до 1926 года, когда коммунисты насильно закрыли монастырь, а его самого арестовали. Следующие шестнадцать лет он провел в различных тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, прежде чем поселиться в ссылке в селе Владичное Тверской области. Там он умер 5 апреля 1948 года от пневмонии. Похоронен на деревенском кладбище. Когда через два года его матушка скончалась и была опущена в ту же могилу, крышка о. Гроб Митрофана сдвинулся, обнажив его нетленные мощи. Местное почитание о. Митрофан начал вскоре после его кончины.

Матушка Наталья Соколова

Более яркая картина этого замечательного священника представлена ​​в воспоминаниях Н. Н. Соколовой. Ей было около 20 лет, когда она увлеклась молодым человеком, чья семья была заклеймена «врагами народа». Ее мать не одобряла их развивающиеся отношения, и когда знакомый рассказал ей о святой жизни о. Митрофана Сребрянского, Наталья с нетерпением ждала случая посетить старца в его месте ссылки и спросить у него совета:

Стоял морозный ноябрьский день. Мы быстро шли по твердой земле с клочьями льда и снежной пылью. Бескрайние поля, лишь кое-где изрезанные замерзшими каналами, тянулись в безотчетном однообразии. На протяжении всех восьми километров, отделявших железнодорожную станцию ​​Крючково от небольшого поселка Владичное, не было видно ни кустов, ни деревьев, ни деревень.

Деревня выглядела серой и унылой. В поле зрения не было ни души, деревья стояли голые. На самом краю, под рядом высоких черных лип, приютился маленький домик с соломенной крышей и тремя крошечными окошками. Здесь уже много лет жил многострадальный о. Митрофан из Орла, бывший духовник Марфо-Мариинской обители в Москве. Две пожилые монахини ухаживали за о. Митрофан и его матушка, которая была парализована и прикована к постели. Они ждали нас. Открыв тяжелую дверь и склонив головы, мы перешагнули через высокий порог, и нас сразу окутало тепло и уют.

Слева была огромная русская печь, в бой — батюшкина кровать, отгороженная занавеской. Перед ним была небольшая железная печка с черной трубой, ведущей в трубу от русской печи, в правом переднем углу — множество икон с горящими лампадками, под которыми стоял небольшой столик с разными святынями. На крохотной белой кроватке, головой к этому столу и ногами к печке, лежала матушка, такая худенькая, что больше походила на мертвую, чем на живую. Бледный ноябрьский свет, проникая в окна, освещал длинный узкий стол, тянувшийся вдоль передней стены. До левого угла оставалось место примерно в два аршина, тоже увешанное иконами. Вдоль левой стены до печи стояла узкая деревянная скамья, которую во время еды придвигали к столу.

Батюшка был коренастый, водянистый, с длинной редкой бородой и редкими седыми волосами. Его дыхание было затруднено, и он поднялся со стула с явным трудом. Он ласково приветствовал меня. «Приехала студентка, дочь профессора из Москвы», — сообщил он. «Более того — она художник, Принеси мою церковь. Я хочу показать это ей». С полки над Баюшкиной кроватью монахини сняли бумажную модель известной архитектурной жемчужины — церкви в Коломенском. Рассказывали, что батюшка часами с циркулем делал выкройки по маленькому рисунку, а потом вырезал их и склеивал. «Сегодня утром он попросил нас снести эту элегантную церковь и сдуть пыль», готовясь показать ее мне.

Однако он быстро понял, что творение рук человеческих не так просто произвести впечатление на девушку из столицы. Я без интереса посмотрел на бумажную церковь. Я хотел заглянуть в храм его души. Моя собственная душа последние два года болела, и я пришел к о. Митрофана за исцеление, за совет и в надежде получить благословение на брак. Оказалось, что батюшка понял мои желания и стал один за другим изливать рассказы о своем детстве, о своей работе, о своих страданиях.

В его семье было много детей. Его отец был священником. Дети использовали формальное «ты» в разговоре со своими родителями. Когда ребенку исполнялось четыре года, отец отводил его к матери и торжественно объявлял, что отныне ребенок может соблюдать все посты.

Дети Сребрянских очень уважительно относились к своим родителям, что сейчас редко встретишь. «Батька приходил домой усталый и садился, — рассказывал батюшка, — а мы ему сапоги стаскивали. Однажды одна из моих младших сестер стягивала ботинок, и отец как-то нетерпеливо толкнул ее ногой. Я заступился за сестру и поймал ее за критику моего отца».

Очень трогательно было услышать рассказ о том, как юный Митрофан просил у родителей благословения на брак, чтобы потом стать священником.

Батюсбка любил свою жену настоящей христианской любовью. Не раз в течение дня я видел, как он ласково склонялся над больной и предлагал что-то для нее сделать, спрашивая, не хочет ли она чего-нибудь, и стараясь угадать ее желания по выражению ее лица, ибо она не могла ни двигаться, ни говорить, хотя была полностью в сознании. «Ольга, милая, моя милая спутница, сколько она вытерпела вместе со мной! Она проехала сотни километров вниз по Иртышу на плоту, чтобы навестить меня в ссылке. Вы не представляете, что такое провести целую неделю на плоту, без крыши, под ветром, дождем и солнцем! Без всякого жилья, не говоря уже о еде! И она еще успела побывать у меня, не оставила меня одну в далекой Сибири. Какой огромной поддержкой это было для меня!»

«Когда Бог не дал нам детей, мы решили хранить целомудрие. Какую пытку мы взяли на себя. Женщине ей было легче. А мне — иметь рядом с тобой предмет твоего горячего вожделения, иметь на нее полное право — иметь благословение Церкви — и тем не менее томиться и отсекать страсти плотские во имя добровольного подвига для ради Христа. Такое страдание можно вынести только с Богом».

Наш разговор часто прерывался. К батюшке постоянно приходили люди. Вскоре он усадил всех за стол. В селе не было электричества. Ноябрьский день быстро сменился вечерними тенями, и на столе появилась керосиновая лампа. Какие-то старухи уходили. На улице было холодно и темно. Один из них почувствовал себя неловко. «Чего тут бояться? Нам нечего бояться даже лукавого. Сколько раз он приходил и садился в кресло прямо под иконами. Какая наглость — он осмеливается сесть рядом со Святыми Дарами! И он продолжает издеваться надо мной; он пинает меня в большой живот [у батюшки была грыжа]. Но я этого не чувствую. Ведь если Бог не позволит, он ничего не сможет сделать». — Батюшка, ты бы сейчас же перекрестился, чтобы «исчез». «Да, он исчезает мгновенно; он не может креста нести, — отвечал батюшка. «Но я не спешу. Я смотрю на него хорошенько — он такой противный, такой некрасивый, импотент».

Батюшка взял русскую Библию и прочитал несколько псалмов, читал громко, с чувством, и просил всех слушать. «Это беседа души с Богом, и надо читать псалмы по-русски, чтобы они были понятны и уму, и сердцу».

Порой батюшка особенно оживлялся. Он вдруг начинал ходить взад и вперед по комнате легкими, быстрыми шагами, сверкая голубыми глазами, рассказывая какой-нибудь увлекательный случай из своей жизни, переносящий нас в прошлое. это 1905. Батюшка — молодой военный священник среди солдат на Дальневосточном фронте. Здесь он причащает раненых, там исповедует умирающих; здесь он служит отпевания, здесь он служит моллебен перед боем. Все события этого периода он описал в книге « Записки военного капеллана », изданной в 1906 году. Книга попала в руки сестры императрицы, великой княгини Елизаветы. Она хотела встретиться с автором и, когда война закончилась и о. Митрофан снова служил в Урале, она пригласила его в Москву.

Именно в это время Великая Княгиня подумывала о создании в Москве женского монастыря того типа, который она встречала за границей. Среди проектов устава такой общины был и проект, представленный о. Митрофаном. Великая княгиня одобрила его проект, но не смогла найти для сестер духовника с квалификацией, требуемой о. Правило Митрофана — он должен был быть женатым священником, который жил со своей матушкой не как жена, а как сестра. Не найдя такого священника, Великая Княгиня предложила о. Митрофану самому занять эту должность. Его призвали в Москву, но он отклонил предложение: любил свой орловский приход и жалел паству, которой не хотелось расставаться с любимым духовником. о. Митрофан был очень популярен в Орле; все уважали его и искали его совета.

«По окончании литургии, после целования креста, люди продолжали подходить ко мне. С одним разговаривал, с другим советовался, с третьим хотел поделиться горем — и так часами. А тем временем матушка ждала с обедом, а я редко выходил из церкви раньше пяти часов, — рассказывал батюшка.

Однако, столь преданный, как о. Митрофан был к своей пастве, предложение великой княгини было воспринято почти как приказ, и батюшка не смел ей отказать. Он обещал подумать, но как только уехал из Москвы, решил отказаться. «На обратном пути в Орел я остановился в подмосковном имении. Я пошла одна гулять в парк. Моя душа бурлила от колеблющихся мыслей. Я подумал о родном городе, о слезах своих духовных чад, и сердце мое разрывалось. Я решил отказать сестре императрицы. И вот я шел по тенистым аллеям, радуясь великолепию природы, цветам, — как вдруг почувствовал, что у меня онемела одна рука. Я не мог пошевелиться. Я попытался поднять его, но тщетно: не мог пошевелить пальцами, не мог согнуть локоть. Моя рука была совершенно бесполезна! Я был ошеломлен. Какой мне прок без ама? Я не мог служить! Я понимал, что Господь наказывает меня за отказ подчиниться Его святой воле. Тут же в парке я стала горячо молиться, умоляя Создателя простить меня. Я обещал согласиться поехать в Москву, лишь бы Господь вернул мне руку. Прошло около двух часов, и паралич постепенно прошел. Я вернулся домой совершенно здоровым и сообщил своим приходам, что должен покинуть их. Такой шум! Слезы, причитания, рыдания… Я сама плакала вместе с моими дорогими прихожанами. Они умоляли, они убеждали меня передумать. Я обещал Великой Княгине, что приеду в Москву, но у меня не было сил оторваться от моих любимых детей, моего дорогого прихода. Прошли месяцы. Москва ждала меня, но я все медлил, колебался. В конце концов я убедился, что расстаться со своей паствой не в моих силах, и написал, что отказываюсь от должности. Вскоре после этого я снова лишился руки, и меня снова вызвали в Москву. Полный горя и уныния, я отправился в Москву к чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Его возили по всей России, и когда он вернулся в Москву, к нему стекались люди. Я стоял в толпе с мокрыми от слез щеками и просил Царицу Небесную исцелить мою руку. Я пообещал еще раз, твердо и решительно, принять предложение Великой Княгини и переехать в Москву, если только моя рука будет восстановлена ​​и я смогу совершать Таинства, как прежде. С благоговением, со страхом Божиим и упованием приложился я к чудотворному образу. Я почувствовал, как жизнь вернулась в мою руку; мои пальцы шевельнулись! Тогда я радостно сообщил Великой Княгине, что принял решение и переезжаю в Москву.

«Но, ох, как трудно было это осознать. В день моего отъезда поезд должен был отойти от станции в девять часов утра. Тем временем тысячи людей заполнили станцию ​​и полотно дороги, так что поезд не мог двигаться. Была вызвана конная полиция, и только в три часа поезд наконец тронулся, сопровождаемый плачем и оплакиванием моих покинутых духовных чад».

Батюшка тяжело опустился на стул и склонил голову. Казалось, силы покинули его: я снова увидел перед собой слабого и больного старца, доживающего последний год своей многострадальной жизни.

Были ноябрьские праздники, и в этот вечер неожиданно приехал из Москвы известный гомеопат Песковский. Подойдя к постели матушки, он стал на колени и со слезами поцеловал ее хилые, парализованные руки. «Она была ему как мать, — объяснял батюшка. «В десять лет он остался сиротой и жил с нами, как сын».

Наступила ночь и при свете свечи читались вечерние молитвы по многолетнему монашескому уставу. Потом откуда-то появились подушки и одеяла, и мы стали думать, как организовать спальные места для девяти человек в одном коттедже./. /

Утром все разошлись, и я успела поговорить с батюшкой о своей жизни… Он посадил меня рядом с собой на свою кровать и наставлял, как вести себя с моим будущим мужем.

«Мы, мужчины, грубы по своей природе, и поэтому ценим ласку, мягкость, кротость — качества, которых нам не хватает. Ничто так не отталкивает мужчину, как наглость, резкая грубость или дерзость в женщине».

Люди собрались на долгое правило, за которым последовал завтрак. Каждое слово батюшки врезалось мне в память. Попивая чай из дымящегося самовара, он заметил: «О, если бы вы знали, что значит иногда выпить чашку горячего чая! Меня вызвали из тюремной камеры на допрос. Однако я был в таком состоянии, что не мог ни рассуждать, ни говорить… Следователь — бог с ним — сжалился надо мной и велел принести мне чашку крепкого, горячего чая. . Это оживило меня, и я смог ответить на его вопросы.

«Меня приговорили к расстрелу. Я сидел в камере с другими, которые были так же осуждены. Каждый день несколько человек из нашего числа вызывались, чтобы их больше никогда не видели. О, это была напряженная ночь, ожидание собственной смерти на следующий день! Но именно тогда патриарший местоблюститель владыка Сергий подписал бумагу о том, что по законам советской власти Церковь не подлежит гонениям. Это спасло нам жизнь, а казнь заменили ссылкой. Но какой это был трудный путь! Несколько дней и ночей мы лежали на платформах в машинах, нам запрещали вставать. Наши тела болели; мы отчаянно хотели передвигаться. Тем временем молодой солдат с винтовкой ходил взад и вперед и строго лаял на нас. Ведь преступникам нельзя было доверять передвигаться на машинах, а среди нас были всякие бандиты. Я молился, измученный столь долгим лежанием ниц. Тогда я высунул голову в проход и обратился к солдату. — Молодец, должно быть, ты из Воронежа. — Откуда ты знаешь? — удивленно спросил юноша. — Ну, я из Орла. В Воронеже знаете такое-то место?» Мы разговорились, лицо парня озарилось потоком воспоминаний о дорогих его сердцу местах. Он осторожно прошептал: «Ложись, пройдись». Это меня спасло. Это была милость Господа. Я не знал, что он из Воронежа; это была благодать священства. Это и только это. Люди думают, что я что-то знаю, что я ясновидящая. Это просто благодать священства.

За несколько лет до своей смерти о. Митрофан был возведен в сан архимандрита и носил имя Сергий. Его матушка стала монахиней — матушкой Елизаветой. Батюшка пояснил, что принял этот сан по благословению оптинского старца о. Анатолий, Он удивился, когда я ответил, что никогда ничего не слышал о последних оптинских старцах. Я сам был поражен интересом батюшки к политике и текущим событиям. Радио не было — село далекое, — и батюшка просил всех покупать ему всякие газеты и журналы, хоть недельной давности и больше. Он восхищался остроумием министра иностранных дел Вышинского и пытался обсуждать со мной международные дела, но я был тупоголов и неосведомлен.

Пр. Митрофан был оптимистом по натуре. Он считал, что наука достигнет такого уровня, что докажет существование другого, духовного, нематериального мира. Тогда люди убедятся в существовании Бога, уверуют в бессмертие души и наступит «первое воскресение». т. е. воскресение души из тьмы греховной. Все народы, которые Ты сотворил, придут и поклонятся Тебе, Господи, и прославят имя Твое (Пс. 85:9)

«Но этот рай недолго продержится на земле. Испорченный за тысячи лет, грешный человек вскоре найдет подчинение Богу утомительным и невыносимым. Тогда люди восстанут против Бога и открыто объявят Ему войну… И тогда придет конец. Бог не разрушит мир, пока не даст каждому шанс поверить в Него». Впервые я услышал такое представление о будущем. Я рассказал родным, и мне никто не поверил. Но никто не может навязывать свое мнение другому; каждый человек имеет свой особый талант от Бога; у каждого человека свое понимание, своя личная вера в будущее.

Батюшка проинструктировал меня, как я должен относиться к другим людям. «В мире нет плохих людей; есть только больные души, подверженные греху, которые заслуживают жалости. За них надо молиться; им нужно наше сострадание..»

Мне пора уходить. Я плакала, сердце мое сжималось, как будто я чувствовала длительную разлуку с этим угодником Божиим, которого за такое короткое время полюбила. Я обещал приехать к нему снова, но о. Митрофан твердо сказал: «Нет, в этой жизни мы больше не увидимся. Ты придешь ко мне на могилу». Он надел пальто и вышел меня проводить. Я несколько раз останавливался, чтобы оглянуться на избушку, перед которой стоял батюшка, поддерживаемый племянником. Он благословлял нас снова и снова, когда, часто оглядываясь назад, мы брели молча, как бы неохотно. День был серый, тихий, морозный.

Вскоре начался Рождественский пост, потом праздничные дни и, в Мясопитие в начале февраля, наша свадьба. Через неделю мужа рукоположили, и нас захлестнула суета приходской жизни. Я так жалею, что вместо того, чтобы сразу пойти к батюшке, мы оклеили нашу комнату обоями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *