Распад СССР привёл к утрате чувства уверенности в завтрашнем дне
Москва, 25 декабря 2017, 11:49 — REGNUM Основной причиной, по которой прекращение существования советской империи (СССР) вызывает у опрошенных жителей России чувство жалости, является разрушение единого экономического пространства, заявила корреспонденту ИА REGNUMзаместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова.
«На первый взгляд, ничего удивительного в таких результатах нет: последствия самого тяжелого для жителей России экономического кризиса со времен 90-х годов еще не преодолены полностью, поэтому неудивительно и сожаление о распаде СССР, и то, что некоторые известные политические силы пытаются использовать настроения разочарованных граждан в своих корыстных целях.
Но интересны также результаты другого опроса «Левада-центра». Согласно этому опросу, только 18% опрошенных россиян считают, что 2017 год был для них лучше, чем 2016-й. Определенная взаимосвязь результатов двух совершенно разных опросов присутствует», — считает эксперт.
Одним из наиболее негативных последствий распада СССР стало то, что граждане утратили чувство уверенности в завтрашнем дне. Именно в постсоветские времена в России родилась горькая пословица: «Я был твердо уверен в завтрашнем дне, но снизу постучали, значит, дно еще не достигнуто». Определенное сожаление о распаде СССР не нужно примитивно понимать как то, что большинство российских граждан хотели бы вернуться назад, во времена дефицита продуктов и «железного занавеса», когда ни один гражданин СССР не мог свободно выехать за границу.
«Однако с распадом советской системы было утрачено много позитивного, что было в нашей жизни: чувство социальной защищенности, понимание, что государство тебя не бросит в трудную минуту, отсутствие межнациональных конфликтов, наконец, ощущение себя частью единой великой империи, которая была государством равноправных народов и наций.
В советские времена до горбачевской «перестройки» было невозможно предположить, что на едином экономическом и политическом пространстве появятся межнациональные конфликты, которые потом перерастут в войны.
Невозможно было также предположить, что миллионы людей, проживающих в других республиках бывшего СССР, кроме России, окажутся брошены руководством Российской Федерации на произвол судьбы», — пояснила Мильчакова.Согласно ежегодному рейтингу самых счастливых стран мира, который составляет международное социологическое агентство Gallup International, Россия в десятку самых счастливых стран мира не входит. Хотя «индекс счастья», который рассчитывается на основе количества опрошенных граждан страны, положительно ответивших на вопрос, чувствуют ли они себя счастливыми, в 2016 году у России вырос по сравнению с 2013 годом с 24 до 51 пунктов (то есть более половины опрошенных россиян даже в кризисном 2016 году чувствовали себя счастливыми).
«Однако в пятерку самых счастливых стран, то есть в пятерку стран, у которых «индекс счастья» самый высокий, традиционно входят социалистические страны — Китай и Вьетнам, в топ-10 — некоторые страны Латинской Америки. Конечно, экономику КНР и даже экономику Вьетнама трудно отнести к «социалистической», если понимать социализм исключительно как «советскую модель». Однако забота государства о человеке и идеология коллективизма, которая в этих странах является господствующей, имеет очень большое значение», — отметила эксперт.
Социологи всего мира затрудняются объяснить феномен, почему жители бедных стран, согласно этому индексу, чувствуют себя более счастливыми, чем жители богатых стран (например, индекс счастья у России сравним с аналогичным показателем по Скандинавским странам, где уровень жизни намного выше). Зарубежные социологи полагают, что такой феномен можно объяснить, скорее всего, тем, что для ощущения счастья людям важны не столько деньги, сколько возможность развития, с одной стороны, и возможность ощущать гордость за прошлое и настоящее своей страны, с другой.
«Советский Союз позволял ощущать гордость и за настоящее, и за прошлое страны, чего, к сожалению, не было в Российской Федерации достаточно долго. После распада СССР мы оказались страной без идеологии, фактически без прошлого (многие до сих пор спорят — Российская Федерация — это продолжение Российской империи, одна из 15 выделившихся из СССР советских республик, отказавшаяся от советской экономической модели, или это совершенно новое государство без истории)», — сказала Мильчакова.
Возвращение Крыма в Россию в 2014 году фактически позволило России осознать свои связи с прошлым и понять свою роль и место в мировой истории как великой державы. Возрождение имперских чувств у россиян снова на повестке дня, отсюда и некоторая тоска по утраченной советской империи. Но дело не только в идеологии. Социальная защищенность и забота о каждом отдельном человеке, которые были характерны для советской системы, утрачены навсегда.
«Каждый сегодня вынужден выживать самостоятельно и бороться с кризисом сам как может. А за постсоветскую историю с 1992 года народ в России пережил уже три экономических кризиса. У граждан не утрачено чувство веры и надежды, поэтому большинство верит, что даже в кризис или непростые посткризисные времена следующий год все равно будет лучше предыдущего.
Но три пережитых кризиса наложили свой отпечаток — в будущее надо смотреть оптимистично, но с определенной долей скептицизма», — высказала свое мнение эксперт.
Читайте также: Более половины жителей России сожалеют о распаде СССР
Как сообщало ИА REGNUM, по данным опроса «Левада-центра», 58% опрошенных россиян сожалеют о распаде СССР. При этом 52% опрошенных считают, что распада СССР можно было избежать, а не жалеет о распаде СССР только четверть опрошенных. С 2009 года опросы не показывали такого большого количества сожалеющих о распаде СССР.
Читайте также: Для 53% жителей России уходящий, 2017 год был удачным
ВЗГЛЯД / Распад СССР привел и к упразднению Европы :: Автор Владимир Можегов
В эти дни многие вспоминают события тридцатилетней давности и его исторические рифмы. Например, Феликс Разумовский пишет в своем блоге: «30 лет назад в Беловежской пуще собрались те, кто готов был продолжить традицию Бреста. Кто готов был подписать что угодно, с любыми последствиями для России, лишь бы решить свои личные сиюминутные проблемы. Удовлетворить в общем-то жалкие амбиции. Брест пожертвовал чуть ли не третью России, пожертвовал победой в Великой войне, пожертвовал миллионами русских жизней. Последствия Беловежского сговора окажутся не менее разрушительными.
Всё верно. Но всё же не совсем. История часто повторяется, но никогда не повторяется в точности. И мир, который кончался с Брестом, был не тем, который кончался в Беловежской пуще, и сами люди, и их амбиции были иными. Большевики жертвовали Россией ради мировой революции – и подписывая Брестские соглашения, надеялись скоро вернуться: сначала в Германию, а потом и во всю Европу. Это было пусть и безумное, но мессианство. И в 1920-м Красная армия, наступающая на Варшаву, действительно была близка к цели. Если бы пала Варшава, следующим бы пал Берлин, а затем и Париж. И всем тогда все это было понятно. Это была одна реальность. В 1991-м она была немного другая.
Те, кто ставил свои подписи под Беловежским сговором, разваливали советскую империю ради собственных мелких национальных эгоизмов, надеясь жирно пожить и поправить в отдельных национальных квартирках. Получилось (во всяком случае – для народов) так себе. Бывшие азиатские республики быстро скатились к традиционному феодализму баев, прибалтийские – Литва, Латвия, Эстония – представляют собой пустыню с демонтированной советской экономикой и отсутствующей своей, которую покинула молодежь и трудоспособные граждане. Украина превратилась в вечно ноющую опухоль с фактически отсутствующим государством, Белоруссия – в государство со стагнирующим в образцовом колхозе народом.
Более-менее живыми в неблестящем ожерелье постсоветского мира кажутся лишь некоторые страны Восточного блока, особенно Венгрия и Польша, отчаянно сопротивляющиеся необольшевистской экспансии, теперь уже со стороны Евросоюза, и жалующиеся на его «тоталитаризм» (Орбан), еще более жесткий, чем когда-то советский.
Да, история, кроме того, что повторяется, порой еще совершает и удивительные кульбиты. Мировая перманентная революция тов. Троцкого, изгнанная вместе с ее идеологом из СССР, в 1930–1940-е прочно обосновалась в США, сначала в виде 4-го Интернационала, а затем в виде вылупившихся из него неоконсерваторов и (тогда же) неолибералов, уже оттуда начала свое новое победное шествие по миру.
В 1970-е Демократическая партия США, усилиями птенцов гнезда Макса Шахтмана (бывшего руководителя 4-го Интернационала, личного друга Льва Троцкого), стала быстро превращаться в Социал-демократическую, а Республиканская (силами тех же бывших троцкистов-неоконов и их нового гуру Лео Штрауса) – в мессианскую силу консервативно-религиозного типа.
Взять власть в самой сильной капиталистической стране мира, а уже затем, используя ее военную и финансовую мощь, захватить власть во всем мире – с этой программой птенцы Шахтмана – Штрауса начинали новую попытку мировой революции. Которая, если смотреть на сегодняшний мир, у них, увы, кажется, получилась удачной.
«Когда 15 лет назад я уезжал на Запад, мне трудно было представить себе, что после падения Берлинской стены и одновременного распада Советского Союза между Западом и Востоком начался натуральный обмен условными рефлексами: Восток бурно пробуждался в западный сон, American Dream, в то время как Запад старательно вырабатывал коммунистические поведенческие шаблоны», – писал в 2007 году оказавшийся на Западе советско-российский философ Карен Свасьян.
Но это был еще старый добрый 2007 год! Когда еще можно было с ностальгией вспоминать советско-американскую Европу Берлинской стены, «по одну сторону которой начиналась Америка, а по другую – Советский Союз. Сама Европа, понятным образом, оказывалась замурованной в стене, что означало: объем и величина ее не превышали объема и величины стены» (там же). За сим последовали эфемерные минуты эйфории, когда Европа, уже в виде груды щебня разрушенной Стены, была самосвалами свезена на помойку, никому более не нужная.
А что же последовало дальше? Оказалось, что развал СССР привел не только к упразднению советской империи и идеологии, но и к упразднению западной культуры и цивилизации. Которая еще в 1980-е была необходима для борьбы с СССР, а в 90-е творцам нового порядка вещей стала более не нужна. В сегодняшних американских и европейских университетах понятие «культура Запада» и «цивилизация Запада» остались лишь как воспоминания о «постыдном прошлом», уступив место «новой революционной ортодоксии», констатирует профессор Калифорнийского университета Юрий Слезкин.
А тем временем новые «красные армии тов. Троцкого» уже снова стучатся в двери – теперь уже в наши, со стороны бывшего Запада, бывшей Европы, одетые в новую форму нового квир-большевизма: «критическая теория», парады ЛГБТ, «новая этика», «новая нормальность», родитель номер один и т. д., но вооруженные все той же вечной программой и сутью: тотальное разрушение культуры, гибель народов во всесмешении хаоса.
Вот каким получается этот тридцатилетний юбилей. И вот здесь мы и подходим к самому главному. Оказывается, распад советской империи 30-летней давности был не только нашей, но лишь частью общеевропейской катастрофы. И так и надо ее сегодня воспринимать. И из этого восприятия делать свои геополитические выводы. И из такого восприятия строить свое новое идеологическое сознание.
Что конкретно я имею в виду? Ну, например, что 30-летие развала СССР отсылает нас не только к событиям Брестского мира, но и к событиям Вестфальского мира 1648 года, с которым некогда единая христианская Европа разбежалась по национальным домам. Отсылает нас, далее, к началу мировой революции (или эпохи «каскада гностических революций», как называл Новое время австрийский философ Эрик Фёгелен, начало которой положила революция Лютера 1517 года). И наконец то, что сегодня последним бастионом, противостоящим мировой революции и главным ее врагом, снова оказывается Россия. Тридцать лет, прошедшие со времени, когда Россия попрощалась с большевизмом, отнюдь не прошли для нас даром. Наша геополитическая катастрофа привела не только к развалу советской империи, но и к собиранию национального сознания. Сегодня мы видим и понимаем гораздо больше, чем 30 лет назад. Нам открывается наконец настоящий масштаб противостояния, а следовательно – наша настоящая в нем роль и задача.
Сегодня Россия остается последней, по сути, в мире Европой. Последним миром, сохраняющим канон европейской – то есть христианской, греко-римской – культуры: культуры Гомера, Эсхила, Платона, Вергилия, Данте, Пушкина. И христианство, как то духовное измерение, в котором этот канон может существовать. Сохранение, сбережение этой культуры, которая «сбрасывается с корабля современности» на сегодняшнем Западе, как не вписывающаяся в формат «новой этики» и «новой нормальности», и должно по необходимости стать нашей центральной цивилизационной задачей как минимум на ближайшие десятилетия. Но вот готова ли наша культурная элита к исполнению этой задачи? Не факт.
Источники Маркс и Энгельс: Маркс: Маркс: Маркс: Маркс и Энгельс: Английский: Энгельс: Энгельс: Маркс, Энгельс, Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Военный коммунизм Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Ленин: Троцкий: Люксембург: Цеткин: Мао: Мао: Мао: Мао: Мао: Мао и Фидель: Гевара: Холл и Уинстон: Фанон: Кабрал: национальное освобождение и культура Нкрума: неоколониализм | Непосредственной причиной распада СССР была экономическая причина, поскольку Советский Союз проиграл гонку вооружений и международную конкуренцию с Западом. Соединенные Штаты смогли извлечь выгоду из своей империалистической эксплуатации других стран, в то время как социализм мог только экономически проиграть в этом соревновании. В конце концов, рубль рухнул, когда советские потребители обратились к импорту, чтобы удовлетворить свои потребности. Они не могли купить пару хороших кожаных ботинок, хороший телевизор или компьютер, сделанные в Советском Союзе, потому что вся обувь и электроника были поглощены военными закупками. И, разумеется, не было качественных товаров для экспорта, чтобы сбалансировать импорт. Экономические факторы были связаны с политическими и психологическими факторами. Как говорил в то время советский экономист Лацис, «мрачный фон ухудшающейся конъюнктуры рынка… действует на людей угнетающе». Их уныние усугубилось в результате политических неудач, таких как взрыв Чернобыльской атомной электростанции и война в Афганистане (см. военный анализ афганской войны США). Еще одним фактором было отсутствие честной информации, секретность и пропаганда, которые занимают центральное место в культуре войны. По мере нарастания противоречий советские люди становились все более и более циничными в отношении пропаганды подконтрольных правительству СМИ. Было обычным делом слышать от русских людей, что правду можно найти где угодно, кроме «Правды», а новости — где угодно, кроме «Известий». Это усугублялось пропагандистской войной, которую вели Запад на радио «Свободная Европа» и диссидентами в самиздате. Секретность и искажение информации имеют катастрофические экономические, а также политические последствия. Как объяснялось в статье 1991 года «Секретность и ограниченное передвижение, признаки милитаризма и бюрократии, пронизывали советское общество, когда я там работал. Они мешали работе научных институтов, в которых я работал, хотя они и не занимались военными исследованиями. В результате я обнаружил, что все уровни системы, от институтов до министерств, были изолированы друг от друга как барьерами в общении, так и установкой на то, что надо заниматься не своим делом». Командно-административная модель военного коммунизма тормозила экономическое развитие. Как сказано в статье Лациса, «блеск [экономического] чуда [военного времени] ослепил нас на десятилетия, и в стране прочно укоренились командно-административные методы экстенсивно развивающейся экономики». Когда, в конце концов, администрация Горбачева поняла, что им придется переводить военную промышленность на гражданское производство, они даже не смогли добиться от Минобороны точного списка оборонных производств (см. выступление Агаева в ООН). Другими словами, в Советском Союзе был создан собственный военно-промышленный комплекс. Экономические показатели обычно скрывались или фальсифицировались до такой степени, что, когда окончательный экономический коллапс был неизбежен, не было опубликованных цифр, указывающих на слабые места. Например, как замечает Лацис, до 1988 года правительство даже не признавало дефицита бюджета. В результате у правительства не было возможности принять меры по исправлению положения. Все эти факторы наложились на глубокое отчуждение советского народа, выросшее за годы пребывания страны в тисках военной культуры. В сталинские годы не только экономика была посвящена гонке вооружений, но и информация контролировалась в форме пропаганды, а инакомыслящих отправляли в трудовые лагеря. Люди не стеснялись обсуждать это, и большинство людей не участвовали в управлении. Хотя женщины были более равными в рабочей силе, чем на Западе, наверху Коммунистической партии были только мужчины. На фотографиях правящего Политбюро были изображены старики, увешанные боевыми медалями, как и многие старые военные генералы. К брежневским годам трудовые лагеря были в значительной степени расформированы, но отчуждение осталось. А ко времени Горбачева было уже поздно. Экономический крах и проигрыш в войне в Афганистане наступили на фоне многолетнего отчуждения. Мало кого, казалось, волновало, когда правительство рухнуло. Чему научились? Возможно, лучший анализ дал Джо Слово, писавший с точки зрения Коммунистической партии Южной Африки, сыгравшей ведущую роль в революционной победе над апартеидом. В свои знаменитые 1989 статьи «Слово» утверждает, что сам социализм не потерпел неудачу, но что он должен развить настоящую демократию, включающую «для всех граждан основные права и свободы организации, слова, мысли, печати, передвижения, жительства, совести и религии; полная торговля профсоюзные права для всех рабочих, включая право на забастовку, и право одного человека на один голос на свободных и демократических выборах». К этому списку нужно добавить свободный поток честной информации. Все это основные принципы культуры мира, несовместимые с культурой войны. Распад Советского Союза также показал, что социалистическая культура войны не может победить капиталистическую культуру войны с экономической точки зрения, и нам нужна новая стратегия революции в 21 веке. | вопросов Революционная социалистическая культура мира Культура войны Внутренняя культура войны Культура мира Воспитание ненасилия и демократии Устойчивое развитие для всех Права человека против эксплуатации Женское равенство против патриархата Демократическое участие против авторитаризма Толерантность и солидарность против образов врага Прозрачность против секретности Разоружение против вооружения Революционное руководство Революционная организация Пролетарский интернационализм Национальное Освобождение Партизанская война Терроризм Агент Провокаторы Системы связи Психология для революционеров Капиталистическая культура войны Социалистическая культура войны Победа в конфликте ненасилием Южная Африка Советский Союз Крах СССР Слово: Freire: Фидель: Фидель: Мандела: Король Ганди Ганди Революционная медицина Кубы Народная революция на Филиппинах |
Чему Китай научился после распада СССР – The Diplomat
Дебаты | Мнение
Три ключевых урока помогли Коммунистической партии Китая избежать следования за своим советским тезкой на свалку истории.
Автор: Кунал Шарма для The Diplomat
06 декабря 2021 г.
Китайский коммунистический плакат с изображением Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна.
Фото: Flickr/Andrew KitzmillerВ геополитическом дискурсе нашего времени доминирует растущая многополярность, в отличие от 30 лет назад, когда в мире доминировали две сверхдержавы: Соединенные Штаты и бывший СССР. Фактически мир стал свидетелем масштабной геополитической метаморфозы в первой половине 20-го века, когда некогда великие королевства, такие как Российская, Османская, Австро-Венгерская, Британская и Французская империи, превратились в современные демократии, социалистические республики. и коммунистические диктатуры. Эта метаморфоза продолжается и особенно очевидна и примечательна в случае с Китаем.
Довольно неожиданное появление Китайской Народной Республики (КНР) в качестве почти сверхдержавы за последние полтора десятилетия было встречено отрицанием со стороны внешнеполитического аппарата США до относительно недавнего времени. Какой бы ни была их партия, сменявшие друг друга администрации США преуменьшали растущую стратегическую и военную мощь Китая вплоть до избрания президента Дональда Трампа в 2016 году. из Афганистана и Ирака, а также перераспределение дополнительных ресурсов в Индо-Тихоокеанский регион для противодействия агрессивному поведению Китая. Многие аналитики связывают внезапный подъем Китая с его сильным экспортно-ориентированным экономическим ростом и напористым руководством Си Цзиньпина. Однако одним из решающих факторов, ответственных за растущую стратегическую гегемонию Китая, который редко обсуждается, является его беспрецедентная приверженность и стремление учиться на ошибках СССР.
КНР и ее лидеры обратили внимание на стратегические ошибки, которые в конечном итоге привели к распаду Советского Союза три десятилетия назад в этом месяце. Эти ошибки можно разделить на три большие категории.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
NПолучайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Толерантность граждан к либеральным ценностям
В середине 1980-х годов Михаил Горбачев, в то время генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, а затем президент СССР, выступал за открытие российской экономики для глобализации и управляемую либерализацию политики страны, политику, которая стали известны соответственно как гласность и перестройка .
Эта политика привела к внезапному знакомству россиян (многие из которых были ограничены социалистическими представлениями о жизни) с западным потребительским стилем жизни, гражданскими свободами и свободой мысли и выражения. Либерализация СССР также была воспринята некоторыми слоями населения как признак слабости, создав благодатную почву для политических волнений и этнонационализма, чувства враждебности по отношению к централизованной коммунистической системе управления.
Китай, с другой стороны, очень строго контролирует распространение информации и ограничивает свободу слова как на цифровых, так и на нецифровых платформах. Поэтому неудивительно, что Китай даже сегодня не позволяет Facebook работать на своей цифровой территории, учитывая, что руководство рассматривает его как неконтролируемый инструмент свободы слова и самовыражения.
РекламаКоммунистическая партия Китая (КПК) также запустила знаменитый «Великий китайский брандмауэр», целью которого является постоянное наблюдение за всем китайским интернетом. Система Deep Packet Inspection (DPI) позволяет спецслужбам КПК читать и подвергать цензуре частную электронную почту, сообщения и любую другую форму цифровой связи. Недавняя политика конфиденциальности данных КПК также является еще одним важным шагом в этом конкретном направлении.
Катастрофическая государственная экономическая политика
Когда холодная война вступила в завершающую фазу, социалистическая экономическая модель СССР оказалась на грани краха из-за высоких издержек, вызванных опосредованными войнами, колебаниями цен на нефть и природные ресурсы. газ и ограниченные возможности для увеличения государственных налоговых поступлений. Тяжелое экономическое положение также способствовало народному недовольству социалистической моделью экономического развития и ее различными лишениями.
Китай, с другой стороны, после его прежней икоты в виде катастрофического большого скачка вперед в 1950-х годов перешли на более высокий путь экономического роста, приняв последовательную стратегию «капитализма, контролируемого государством». Экономические реформы, проведенные Дэн Сяопином в конце 1970-х годов, заложили прочную основу и в конечном итоге привели к вступлению Китая в 2001 году во Всемирную торговую организацию в качестве «страны с нерыночной экономикой». Извлекая уроки из экономических ошибок СССР, Китай скорее использовал свое вступление в ВТО, чтобы стать мировой фабрикой потребительских товаров, используя практику демпинга, оказывая безжалостную государственную поддержку, которая помогла его отечественным компаниям создавать гигантские производственные базы, внедряя контроль над ценами и поддерживая преднамеренно слабый режим интеллектуальной собственности.
В отличие от СССР, Китай скрывал свои истинные геополитические амбиции, чтобы получить стратегические выгоды и уступки от разных стран, особенно от США и европейских стран. Тесная связь китайской экономики с экономикой других стран и ее сильный внутренний рынок сорвали сегодня любые скоординированные глобальные усилия по сдерживанию китайских геополитических амбиций. Китай укрепляет свои позиции в области полупроводников, компьютерных микросхем, редкоземельных элементов, квантовых вычислений и искусственного интеллекта, чтобы сохранить свое стратегическое положение по отношению к Соединенным Штатам.
Участие в конфликтах через посредников
Войны через посредников использовались США и СССР в качестве стратегического инструмента для распространения своих идеологий по всему миру. Эти прокси-войны велись почти во всех географических регионах. США, как высокоиндустриальная и капиталистическая экономика, смогли выдержать экономические издержки этих опосредованных войн, в отличие от СССР, экономика которого испытывала трудности из-за необходимости поддерживать конкурентоспособные вооруженные силы.
После короткой войны с Вьетнамом в 1979, Китай не участвовал ни в каких опосредованных войнах, требующих значительных вложений ресурсов. Взяв пример с ошибок СССР, Китай постепенно разработал инструменты и механизмы для ведения нетрадиционной или гибридной войны в форме кибератак и информационных войн, происхождение которых зачастую трудно доказать. Стратегия строительства искусственных островов оказалась особенно полезной в продвижении обширных притязаний Китая на Южно-Китайское море.
Короче говоря, учась на ошибках СССР во время холодной войны, Китай очень тактически замаскировал свои линии разлома, будь то в Синьцзяне, Тибете, Гонконге или Тайване, для достижения своих более широких стратегических целей. Следовательно, было бы благоразумно, чтобы другие страны, особенно соседи Китая и заинтересованные внешние страны, такие как США, обратили внимание на сильную способность Китая адаптироваться на основе ошибок других социалистических и коммунистических республик. Осознание этого может также значительно помочь этим странам разработать эффективный стратегический ответ на напористое поведение Китая.