Страны Восточной Европы во Второй мировой войне (1939 – 1945 гг.)
Под влиянием политической конъюнктуры в течение XIX – XXI вв. понятие «Восточная Европа» менялось. В настоящее время «Восточную Европу» составляют Польша, Венгрия и Румыния, а также появившиеся на политической карте мира с 1993 г. Чехия и Словакия. Политическая карта Европы от 1 сентября 1939 г. в восточноевропейский ареал включала Республику Польшу, протекторат Богемия и Моравия, Республику Словакия, Королевство Венгрия, Королевство Румыния.
Страны Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), за исключением Румынии, были сформированы международным арбитражем (Версальский мирный договор 1919 г.) из бывших регионов Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, получивших (или восстановивших после длительного исторического перерыва) свой государственный суверенитет.
Все политические режимы стран Восточной Европы к началу Второй мировой войны, разделяя общую для многих стран Европы 1920 – 1930 гг.
В ходе Второй мировой войны некоторые страны Восточной Европы потеряли свой суверенитет – часть бывшей Чехословакии (протекторат Богемия и Моравия) и Польша.
Административный режим управления в них в разное время определяли поглотившие их сверхдержавы – Германия или Советский Союз. Также на политическое влияние претендовали различные «правительства», образованные в эмиграции или в режиме оккупации, которые ориентировались на одну из враждующих сторон в мировом конфликте.Уже с начала 1930-х гг. государства Восточной Европы стали объектом притязаний двух набиравших военную мощь держав – Германии и Советского Союза, документально оформленных дополнительными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.
Германия стремилась возвратить свои восточные территории, потерянные после поражения в Первой мировой войне, – города Познань, Данциг, части Западной Пруссии и Верхней Силезии (после объединения с Австрией еще и Судетскую область), а также контролировать экономические ресурсы Восточной Европы.
Советский Союз также желал вернуть территории, ранее входившие в состав Российской империи, – Восточную Польшу и Бессарабию. Стимулом к распространению своего геополитического влияния на Восточную Европу являлась для него и доктрина экспорта революции.
В свою очередь, практически все страны Восточной Европы, имея смешанный этнический состав населения и границы, проведенные инициативой третьих стран (Версальский мирный договор 1919 г. и последующие договоры начала 1920-х гг.), в 1920-х – 1940-х гг. предъявляли территориальные претензии к своим соседям или являлись объектом данных притязаний, что исключило вариант создания общего политического союза восточноевропейских стран.
Территориальные претензии стали поводом для начала 1 сентября 1939 г. германо-польской войны, которая в течение нескольких дней превратилась в мировую. 17 – 28 сентября 1939 г. без объявления войны Советский Союз поглотил восточные области Польши. В октябре 1939 г. территория польского государства была поделена между СССР, Германией, Словакией и Литвой. В состав Советского Союза бывшие польские территории вошли как части Белорусской и Украинской ССР.
Третий рейх включил в свою систему польские земли в качестве генерал-губернаторства. Литве Советским Союзом 10 октября 1939 г. была передана Виленская область с городом Вильно, а Словакия 24 октября 1939 г. получила Тешинскую область.В июле 1940 г. Советский Союз путем дипломатического давления принудил Румынию передать ему часть ее северных территорий – Северную Буковину и Бесарабию.
В августе 1940 г. Румыния была вынуждена также передать Болгарии Южную Добруджу, а Венгрии – Северную Трансильванию.
Участие во Второй мировой войне позволяло государствам Восточной Европы начать новый этап пересмотра границ, компенсировать территориальные потери и претендовать на новые приобретения. Поэтому все страны Восточной Европы, сохранившие к лету 1941 г. свою государственность, приняли покровительство Германии и стали ее союзниками в военных действиях против ее противников – Польши, Югославии, Греции и СССР.
В апреле 1941 г. за участие в войне против Югославии Венгрия получила область Воеводину и районы Баранью, Бачку, Медимурье и Прекумье.
Участие восточноевропейских стран – союзников Германии в войне с СССР делится на следующие периоды;
1. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 гг. ограниченные контингенты словацких и венгерских войск участвовали в крупных боевых операциях германских войск против Польши и Югославии.
2. С 22 июня 1941 г. румынская армия и экспедиционные корпуса Венгрии и Словакии принимали участие в боевых действиях против СССР. К началу зимы 1941/42 гг. они оказались истощены, большинство из них было отведено в тыл для перегруппировки.
3. В ходе летней наступательной кампании германских войск 1942 г. на Восточный фронт начали прибывать крупные контингенты румынских, венгерских и словацких войск, выступающих в качестве независимых национальных армий. Они были сосредоточены германским командованием на южном участке фронта – на Дону и Северном Кавказе. Зимой 1942/1943 г. румынские, венгерские и словацкие войска потерпели поражение.
4. Весной 1943 г. большая часть войск восточноевропейских стран – союзниц Германии была отправлена домой, а оставшаяся до лета 1944 г. использовалась в борьбе с партизанами, для охраны коммуникаций и черноморского побережья.
5. Весной 1944 г. войска стран Восточной Европы – союзников Германии вновь занимают участки Восточного фронта – румынская армия на южном, причерноморском направлении, а словацкая и венгерская армии вдоль Карпатских гор.
6. После наступления советских войск в августе 1944 г. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, а в Словакии в октябре произошло окончившееся неудачей восстание против Германии, оккупировавшей эту страну до окончания войны в Европе.
7. До 8 мая 1945 г. Венгрия оставалась последней восточноевропейской страной – союзницей Германии.
Дефицит вооружения, слабая подготовка большинства солдат и офицеров, а также отсутствие мотивации к самопожертвованию превращали армии стран Восточной Европы – союзников Германии в слабое звено Восточного фронта. Данные государства не обладали собственным высокоразвитым промышленным потенциалом (за исключением протектората Богемия и Моравия), и с началом мировой войны им стало трудно пополнять запасы тяжелых вооружений.
В результате они вступили в войну с устаревшими артиллерией, танками, стрелковым оружием и транспортными средствами. Особенно ощущалась нехватка противотанкового оружия. Германия пыталась исправить положение, передавая им трофейное вооружение, захваченное в Чехословакии, Польше, Франции, Бельгии и СССР, но и оно оказывалось большей частью устаревших довоенных образцов.В странах Восточной Европы помимо раскалывающего общество германо-советского противостояния Вторая мировая война обострила до уровня вооруженных конфликтов и существовавшие в них в течение десятилетий внутренние социальные и межнациональные проблемы. В Польше в 1942 – 1945 гг. они приняли характер гражданской войны, которая была осложнена еще и острыми межнациональными противоречиями. В период Второй мировой войны общества различных стран Восточной Европы по-разному реагировали на оккупацию их территорий германскими войсками – в протекторате Богемия и Моравия в целом (за исключением отдельных эксцессов) спокойно, а в Польше – массовым подпольным и партизанским движением.
Чехи на территории протектората Богемия и Моравия, выполняя трудовую повинность, имели возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС (Чехи в СС). Кроме того, существовали собственные Вооруженные Силы протектората – Regierungstruppe des Protektorats Bhmen und Mhren (1939 – 1945 гг.).
Чехи-эмигранты и бывшие военнопленные имели возможность участвовать в войне в составе чехословацких формирований в войсках антигитлеровской коалиции.
Поляки сумели организовать собственные вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, и массовые партизанские движения внутри страны:
В то же время в Польше существовали и сравнительно незначительные вооруженные силы польских коллаборационистов.
С вступлением в 1944 – 1945 гг. советских войск на территории стран Восточной Европы здесь были установлены политические режимы, настроенные либо просоветски (Польша), либо находящиеся под сильным давлением со стороны Советского Союза и поддерживаемых им местных левых сил (Венгрия, Чехословакия, Румыния).
В целом страны Восточной Европы являлись активными участниками Второй мировой войны. Они стали в 1939 – 1945 гг. ареной не только театра военных действий между странами – членами Стального пакта и антигитлеровской коалицией, но и активной зоной гражданской и этнической конфликтности.
В результате Второй мировой войны страны Восточной Европы вошли в зону политического и идеологического влияния Советского Союза.
§ 23. Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс
§ 23. Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах
Перестройка и новое мышление
К середине 1980-х гг. страны «реального социализма» вступили в полосу кризиса. Бюрократическая экономика уже не могла обеспечить растущих потребностей населения, неэкономное расходование ресурсов привело к их значительному сокращению, культурный уровень людей вырос настолько, что они начали осознавать своё бесправие, необходимость перемен.
Когда был заключён договор по ПРО? В чём его смысл?
В марте 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачёв. Он провозгласил политику перестройки – широких социально-экономических преобразований. Они предполагали рост темпов развития производства и его техническую модернизацию (ускорение), расширение самостоятельности предприятий (хозрасчёт и самоуправление), расширение информированности общества (гласность), привлечение граждан к участию в политической жизни при сохранении власти КПСС (демократизация), улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости (новое мышление). Было прекращено уголовное преследование инакомыслящих.
В политической жизни стали участвовать десятки неформальных (то есть независимых от КПСС) организаций. «Неформалы» выступали за демократический социализм или либеральную демократию, критиковали КПСС, проводили массовые митинги и забастовки. В 1989–1990 гг. общество выпело из-под контроля КПСС и государства. Создавались многочисленные партии, стачкомы, комитеты самоуправления и другие общественные организации. Люди требовали проведения более радикальных демократических реформ, чем задумывал Горбачёв. От авторитарного режима страна переходила к демократическому.
Встреча М. Горбачёва и Р. Рейгана
Горбачёв пытался добиться улучшения отношений со странами Запада. В ноябре 1985 г. он встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему тогда не удалось, потому что Горбачёв требовал отмены СОИ, к чему Рейган был не готов. Оба руководителя сверхдержав пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987 г. Американские и советские ракеты среднего радиуса действия были выведены из Европы. Новое мышление восторжествовало, «холодная война» закончилась.
Реформы в Китае
Несмотря на успехи реформ в КНР, их последствия были противоречивы. Многие люди жили в бедности, увеличивалось социальное расслоение, процветала коррупция, баснословно росли цены. Бюрократия сохраняла всю полноту власти.
Интеллигенция и часть партийных кадров стали требовать демократизации страны. Усилилась критика маоизма. В произведениях таких писателей, как Фэн Цзицай, разоблачались преступления организаторов «культурной революции», к которой привела политика КПК. В конце 1986 г. по Китаю прокатилась волна студенческих демонстраций под лозунгами «Без демократии нет реформ». Происходили столкновения студентов с полицией. Демократической интеллигенции покровительствовал Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан. В январе 1987 г. он был отправлен в отставку, партию возглавил другой выдвиженец Дэн Сяопина – Чжао Цзыян.
В апреле 1989 г. опальный Ху Яобан умер. Демонстрации в память о нём переросли в массовые манифестации студентов и интеллигенции. В мае 1989 г. на центральной площади Пекина Тяньаньмынь студенты построили целый палаточный город, в котором агитировали за демократию. К студентам стали присоединяться рабочие в Шанхае и других городах. Демократическое движение негласно поддерживал Чжао Цзыян.
Участник студенческих волнений пытается остановить танковую колонну. Пекин. 1989 г.
В ночь с 3 на 4 июня 1989 г. войска атаковали палаточный город, в котором находились тысячи студентов. Молодёжь оказала сопротивление, и войска открыли огонь по толпе. Погибли сотни людей, тысячи – арестованы, некоторые потом были казнены. Чжао Цзыян был обвинён в потворстве бунтовщикам и заменён консерватором Цзян Цзэминем.
Но разгром оппозиции не привёл к преодолению кризиса реформ. Государственный сектор в Китае был по-прежнему неэффективен, сохранялись высокие темпы роста цен, коррупция в среде чиновников.
В конце XX в. Китай сумел преодолеть кризис и достичь высоких темпов роста экономики, заняв в начале XXI в. первое место в мире по объёму промышленного производства.
Демократические революции в Восточной Европе
В 1988 г. преобразования, проводившиеся коммунистами в Восточной Европе, стали перерастать в революции. Столкнувшись с тяжёлыми проблемами внутри собственной страны, СССР уже не мог поддерживать «братские» режимы.
В Польше шло воссоздание структур «Солидарности». В 1988 г. возобновилось стачечное движение. В феврале 1989 г. ПОРП была вынуждена вступить в переговоры с оппозицией в рамках «круглого стола». На нём были согласованы условия проведения демократических выборов, на которых в июне того же года победила «Солидарность». Потерпев поражение, ПОРП преобразовалась в социал-демократическую партию западного типа. В 1990 г. победу на президентских выборах одержал Лех Валенса.
В 1988 г. решительные преобразования начались в Венгрии. Вместо престарелого Кадара Генеральным секретарём ЦК ВСРП стал реформатор Карой Гросс. Он преобразовал свою партию в социалистическую. Был взят курс на создание многопартийного общества со свободным рынком. Появились гражданские демократические движения, которые вступили в переговоры с правящей партией за «круглым столом» по польскому образцу. В 1990 г. на свободных выборах победил оппозиционный Демократический форум.
В октябре 1989 г. окружение руководителя Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова отправило его в отставку и приступило к реформам. Компартия преобразовалась в социалистическую. В 1990 г. президентом Болгарии стал диссидент Желю Желев. В ноябре 1989 г. произошла «бархатная революция» в Чехословакии. В ответ на разгон студенческой демонстрации на улицы городов вышли миллионы чехов и словаков. Коммунистический режим пал без сопротивления. Президентом страны был избран писатель-диссидент Вацлав Гавел.
Введение более свободного пропускного режима на границе между Венгрией и Австрией привело к резкому увеличению числа эмигрантов из ГДР. Люди стремились через Чехословакию, Венгрию и Австрию попасть в богатую ФРГ, «голосуя ногами» против порядков, сложившихся в Восточной Германии. После отъезда более 200 тыс. человек экономика ГДР оказалась в критической ситуации. Но и оставшиеся в стране немцы не мирились с «полицейским государством», требовали реформ, отставки руководителя СЕПГ Эриха Хонеккера и сноса Берлинской стены. В октябре 1989 г. Хонеккер был отправлен в отставку. Руководство партии заявило о начале реформ. В ноябре 1989 г. под давлением манифестантов пропускные пункты на границе у Берлинской стены были открыты. Началось воссоединение германского народа. В 1990 г. на выборах в ГДР победил Христианско-демократический союз, который выступал за образование единого германского государства.
Разрушение Берлинской стены
В декабре 1989 г. демократические процессы в Венгрии вызвали волнения венгерского меньшинства в соседней Румынии, которые стали детонатором Румынской революции 1989 г. Николае Чаушеску, один из самых жестоких коммунистических лидеров Европы, решил подавить это движение силой. В столице страны Бухаресте по его приказу собрали демонстрацию в поддержку режима. Однако демонстранты стали скандировать: «Долой Чаушеску!» Служба безопасности открыла огонь по митингующим, в ответ началось восстание. Диктатура была свергнута, Чаушеску и его жена казнены, к власти пришёл Фронт национального спасения. Последней в конце 1990 г. к многопартийной системе перешла Албания. Правящая сталинистская Албанская партия труда вынуждена была пойти на демократизацию после того, как массы албанцев бежали в Италию, а в стране начались студенческие волнения.
Николае Чаушеску
Распад Варшавского Договора, СЭВ и СССР
Реформы Горбачёва не решили важнейших социально-экономических проблем, стоявших перед СССР. Начались национальные движения в республиках Закавказья и Прибалтики. Жители этих республик требовали «суверенитета», то есть самостоятельности в рамках СССР. Единство Союза было нарушено. У СССР больше не было возможностей поддерживать своё господство в других странах мира. В феврале 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана, где продолжилась война между моджахедами и просоветским правительством Наджибуллы.
В 1990 г., после массовых манифестаций, в результате демократических выборов к власти в нескольких республиках Союза пришли противники коммунистического режима. Первой о своём выходе из состава СССР заявила Литва, за ней Латвия и Эстония. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Председателем Верховного Совета России был избран Борис Николаевич Ельцин, который стал проводить самостоятельную политику, не подчиняясь КПСС и президенту СССР М. С. Горбачёву.
В 1990 г. в правительства большинства стран Восточной Европы пришли сторонники скорейшей «вестернизации», то есть перестройки по западному образцу. Реформы, которые они начали осуществлять, привели к болезненной ломке всего общества. Подобные меры получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказывали финансовую поддержку реформам, и в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу. Предприниматели, средние слои, часть молодёжи выиграли от этих преобразований, часть рабочих и служащих, пожилые люди – проиграли. Восточноевропейские страны оказались в финансовой зависимости от Запада.
Демонстрация за воссоединение Германии. 1989 г.
В августе 1990 г. премьер-министры ФРГ Гельмут Коль и ГДР Лотар де Мезьер подписали договор о вхождении ГДР в ФРГ. Это соглашение было одобрено парламентами двух стран и представителями стран – победительниц во Второй мировой войне. ГДР прекратила своё существование, в октябре Германия объединилась.
Когда и при каких обстоятельствах Германия была разделена?
Новые правительства стран Восточной Европы требовали скорейшего вывода советских войск с их территории. У СССР больше не было ни возможностей, ни желания сохранять своё военное присутствие. В 1990 г. начался повсеместный вывод советских войск, в июле 1991 г. были распущены Варшавский Договор и СЭВ. В августе 1991 г. в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачёва к руководителям бывших республик СССР, принявших Декларации о независимости. В декабре 1991 г., чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, президенты России Борис Ельцин, Украины – Леонид Кравчук и Глава Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич подписали в Беловежской Пуще соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств.
Европа в конце XX в.
Покажите на карте, в какой последовательности происходили изменения в Восточной Европе, каким образом преобразования в одних странах вызывали преобразования в других.
Распад Югославии и войны на Балканах
Демократические преобразования разрушили прежнюю систему власти и «высвободили» множество конфликтов, в том числе межнациональных. В 1992 г. парламенты Чехии и Словакии приняли решение о разделении страны, и с 1 января 1993 г. Чехословакия перестала существовать как единое государство. Это разделение прошло мирно, чего нельзя сказать о распаде Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). В 1990 г. рост националистических настроений в республиках федерации привёл к распаду Союза коммунистов Югославии. В республике Сербия партия была переименована в социалистическую. Её возглавил Слободан Милошевич, отстаивавший националистические позиции. Теперь страну не связывала власть одной партии. На выборах в Сербии и Черногории победили социалисты. В других республиках победили партии, созданные по национально-религиозному принципу. Они требовали отделения от социалистической Югославии. В июне 1991 г. Словения и Хорватия объявили о выходе из СФРЮ. Югославская армия попыталась воспрепятствовать этому. На территории Хорватии развернулись боевые действия. Югославской армии удалось закрепиться в районах, где жили сербы. В 1991–1992 гг. из состава бывшей СФРЮ вышли все республики, кроме Сербии и Черногории, которые в апреле 1992 г. образовали Союзную Республику Югославию (СРЮ).
Слободан Милошевич
Распад страны привёл к новым кровавым конфликтам. На территории Хорватии не прекращались столкновения между хорватами и оставшимися там сербами. В 1992 г. противоборство общин в Боснии и Герцеговине: мусульман-боснийцев, католиков-хорватов и православных сербов – вылилось в военную конфронтацию. Под давлением международного сообщества мусульмане и хорваты создали объединённое правительство, которое было признано ООН. Сербы отказались подчиниться этому правительству и выступили за присоединение сербских районов Боснии и Герцеговины к СРЮ. Вскоре и хорваты решили присоединиться к Хорватии и атаковали как сербов, так и мусульман. Началась гражданская война, в ходе которой Запад и мусульманские страны поддерживали мусульман и боснийских хорватов, а СРЮ – боснийских сербов. Обе стороны проводили кровавые этнические чистки. Военный успех сопутствовал сербам, они осадили столицу Боснии и Герцеговины Сараево. Чтобы лишить СРЮ возможности оказывать поддержку сербам, живущим в республике, на Югославию были наложены международные экономические санкции. В 1995 г. страны НАТО вмешались в конфликт, подвергли воздушным бомбардировкам сербские войска и мирное население в Боснии и Хорватии. В декабре 1995 г. после переговоров в Дейтоне под давлением США было заключено соглашение. Босния и Герцеговина провозглашалась единым государством, в котором существуют три равноправных народа: боснийцы, хорваты и сербы. Каждое административное образование имеет право избирать свои органы власти, но лишено возможности выйти из состава республики. В Боснию и Герцеговину были направлены миротворческие войска, основу которых составляют части НАТО.
Распад Югославии
Найдите на карте районы основных военных конфликтов, возникших в результате распада Югославии. Как они были связаны между собой? Почему в Словении практически не велись военные действия?
Агрессия НАТО против Югославии
Другой кризис, когда страны Запада стали «наводить порядок» без санкции ООН, начался в 1998 г., когда обострилась ситуация в населённом албанцами и сербами крае Косово, входящем в состав Югославии. Освободительная армия Косово (OAK), которая состояла из албанцев, при поддержке соседней Албании развернула на территории края партизанскую войну за отделение Косово от Югославии. Сербские войска приступили к подавлению сепаратистского движения. В Косово начались бои, район стали покидать беженцы обеих национальностей. Тогда страны НАТО потребовали от президента Югославии С. Милошевича вывести из Косово войска. Без согласования своей позиции с ООН они предъявили сербам ультиматум: или ввод в Косово войск НАТО и предоставление краю широкой автономии в рамках Югославии, или военное «наказание» Югославии. Представители Югославии были готовы согласиться на автономию края, но выступили против оккупации части их территории войсками НАТО. Югославскую позицию поддерживала Россия. Однако страны НАТО прервали переговоры.
Американские солдаты на Балканах
В марте 1999 г. Генеральный секретарь НАТО Хавьер Салана впервые в истории блока отдал приказ бомбить суверенное государство. Самолёты НАТО атаковали Югославию. Агрессия против Югославии привела к многочисленным жертвам среди мирных жителей, в том числе и албанцев. В Косово началось наступление сербской армии. Сотни тысяч албанцев бежали из края в Албанию и Македонию. Агрессию НАТО осудили Россия, Китай и Индия, но ООН показала свою беспомощность в деле урегулирования кризиса, возникшего в Европе. Стало ясно, что США и их союзники защищают в этой войне не права албанцев, а собственные интересы.
Наконец при посредничестве России и Финляндии к 10 июня 1999 г. удалось достичь прекращения бомбардировок. Югославия согласилась вывести свои войска из Косово при условии, что международные силы, в том числе и российские миротворцы, которые войдут в край, будут подчиняться ООН, а не НАТО. Но основная часть этих сил всё же состояла из подразделений стран НАТО. Этот блок пытался даже подчинить себе российские войска, которые также должны были быть размещены в Косово. Пока Россия не согласилась на это, НАТО отказывалась пропустить российские силы в Косово. Тогда российские десантники предприняли смелый рейд из Боснии через Югославию в Косово и заняли аэродром столицы края Приштины. Пользоваться им теперь можно было только с согласия России. После этого страны Запада вынуждены были пойти на уступки и допустить самостоятельное размещение российских войск в Косово. Они находились там до 2003 г.
Российские миротворцы в Косово
Государства Запада оказали албанцам Косово экономическую поддержку и продолжили политическое давление на Югославию. На выборах 2000 г. ни Милошевич, ни кандидат оппозиции не получили абсолютного большинства голосов. Но в преддверии второго тура Милошевич был свергнут в ходе массовых волнений, позднее арестован и предстал перед международным трибуналом в Гааге (не признав себя виновным, он умер в 2006 г.). Остатки Югославии в 2006 г. окончательно распались на два самостоятельных государства – Сербию и Черногорию. Под прикрытием войск НАТО албанские экстремисты нападали на сербов, разрушали православные храмы. В 2008 г. Косово провозгласило независимость от Сербии.
Восточная Европа в 1990-х гг. и начале XXI в.
В 1990-х гг. в большинстве стран Восточной Европы продолжались реформы в русле «шоковой терапии». Однако их результаты не везде были одинаковыми. Например, Чехия и Венгрия сумели добиться привлечения западных капиталов, и экономика этих стран стала динамично развиваться. В Болгарии и Румынии вестернизация не привела к экономическому процветанию. Следствием неудач стала политическая нестабильность. В Румынии время от времени происходят шахтёрские волнения, которые сопровождаются столкновениями рабочих с полицией. В Болгарии длительные студенческие волнения позволили либералам отстранить от власти социалистическую партию.
В Польше, напротив, в 1995–2005 гг. у власти находились бывшие коммунисты, ставшие социал-демократами. Но они продолжали прозападную политику Л. Валенсы.
В некоторых бывших советских республиках произошли политические перевороты, известные как «цветные революции» («революция роз» в Грузии – в 2003 г. и «оранжевая революция» в Украине – в 2004 г.). По форме они напоминают восточноевропейские «бархатные революции» 1980-х гг., но в действительности общественное устройство не меняется, а происходит только замена одной правящей группы на другую. В 2005 г. при проведении очередной «цветной революции» в Киргизии произошли погромы.
Страны Восточной Европы стремятся стать органичной частью Евросоюза, надеясь, что это позволит их народам со временем попасть в «золотой миллиард». В 2004 г. в Евросоюз вошли Польша, Венгрия, Чехия и государства Прибалтики. Европейский союз унаследовал проблему нарушения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. В 1999–2004 гг. в состав Североатлантического блока были приняты Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Румыния, Болгария и государства Прибалтики. Расширение НАТО на Восток вызывает протесты со стороны России, которая опасается возможного конфликта в Восточной Европе.
Подведём итоги
В 1980-х гг. страны социалистического содружества вошли в полосу острого социально-экономического кризиса. В СССР начались реформы, затронувшие все стороны жизни общества. Китайское руководство пошло на подавление демократических выступлений молодёжи. В СССР и Восточной Европе гражданские движения сумели свергнуть коммунистические режимы. Произошёл распад Советского Союза, Югославии и Чехословакии. Политическая система стран Восточной Европы стала либеральной, рыночные экономические реформы привели к резкому социальному расслоению. Некоторые страны Восточной Европы вошли в НАТО и Евросоюз.
• Этнические чистки– массовые убийства людей, принадлежащих к иной национальности, с целью очистить от них территорию.
• 1986–1991 – перестройка в СССР.
• 1987 – подписание соглашения о выводе ракет средней дальности из Европы.
• 1989–1990– крушение коммунистических режимов в Восточной Европе.
• 1989 – студенческие выступления в Китае.
• 1990 – объединение Германии.
• 1991 – распад СССР и СФРЮ.
• 1992–1995 – война в Боснии и Герцеговине.
• 1999 – бомбардировки Югославии.
• 1999–2004– принятие Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Словакии, Румынии, Болгарии и государств Прибалтики в состав НАТО.
• 2004– вхождение Польши, Венгрии, Чехии и государств Прибалтики в Евросоюз.
«Человек должен заново открыть в своей душе глубочайший смысл ответственности перед миром, что означает ответственность перед чем-то высшим, чем сам человек».
(Вацлав Гавел)
Вопросы
1. В чём причины перемен в Восточной Европе в 1980—1990-е гг.?
2. Когда началась и закончилась «холодная война»?
3. Как вы думаете, почему реформатор Дэн Сяопин поддержал подавление студенческого движения?
*4. Как вы думаете, почему войска НАТО вмешались в гражданскую войну в Боснии и Герцеговине? При ответе на вопрос учитывайте положение США в ООН после распада СССР, отношения США с мусульманскими странами и государствами, в которых власть сохранили сторонники социализма.
5. Какие цели, по вашему мнению, преследовали некоторые государства Восточной Европы, стремясь стать членами НАТО?
Задания
1. Составьте схему причинно-следственных связей от начала преобразований в СССР до объединения Германии.
*2. Составьте сравнительную таблицу событий в СССР, КНР, Польше, Венгрии, ГДР, ЧССР, СФРЮ и Румынии в 1988–1991 гг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава семьдесят шестая Крушение системы
Глава семьдесят шестая Крушение системы Между 157 и 121 годами до н. э. римляне разрушают Карфаген, подавляют восстание рабов и наносят смертельный удар по РеспубликеРим возобновил торговлю с Карфагеном. Северо-африканский город был хорошим источником золота и серебра,
112. На Балканах
112. На Балканах После переезда из турецких лагерей Донской корпус расположился на юге Болгарии, штаб ген. Абрамова разместился в Старой Загоре. Цвет Белой гвардии, 1-й корпус, был расквартирован на севере страны, штаб в Велико-Тырново, части заняли пустые казармы
§2.
Крушение правоохранительной системы§2. Крушение правоохранительной системы Органы, обеспечивающие правопорядок, — важнейший институт цивилизованного общества. При общественных волнениях и беспорядках претензии в первую очередь предъявляются полиции. В России февраля 1917г. нелюбовь к царскому режиму
ПАРТИЗАНЫ НА БАЛКАНАХ
ПАРТИЗАНЫ НА БАЛКАНАХ Балканы являются классической областью в истории партизанской борьбы. Зарождение ее здесь относится еще к тому времени, когда наибольшая часть территории Балкан оказалась под властью турок. Небольшие группы населения или просто отдельные лица то
Глава семьдесят шестая Крушение системы
Глава семьдесят шестая Крушение системы Между 157 и 121 годами до н. э. римляне разрушают Карфаген, подавляют восстание рабов и наносят смертельный удар по Рес публикеРим возобновил торговлю с Карфагеном. Северо-африканский город был хорошим источником золота и серебра,
СС НА БАЛКАНАХ
СС НА БАЛКАНАХ В октябре 1940 года, к величайшему негодованию Гитлера, в Грецию вторглась армия Муссолини, которому не давали покоя военные успехи фюрера и который пытался снискать для себя хотя бы толику боевой славы, ради чего и предпринял попытку захвата Греции, полагая
99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР
99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства.
II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции. Большевики стали
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции. Большевики стали
1. УПРОЧЕНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. УПРОЧЕНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Рост и консолидация сил социализма. 50–е годы отмечены расширением внешнеполитической деятельности КПСС и Советского правительства. XIX и XX съезды партии в определении внешней политики государства исходили из учета
Глава 12 Скрытые пружины хрущёвских «разоблачений» Почему Хрущёв выступил с критикой Сталина?• Был ли Хрущёв заговорщиком?• Александр Щербаков • Влияние на советское общество • Политические последствия • Нерешённые проблемы советской социалистической системы
Глава 12 Скрытые пружины хрущёвских «разоблачений» Почему Хрущёв выступил с критикой Сталина?• Был ли Хрущёв заговорщиком?• Александр Щербаков • Влияние на советское общество • Политические последствия • Нерешённые проблемы советской социалистической
Нерешённые проблемы советской социалистической системы
Нерешённые проблемы советской социалистической системы Совсем нетрудно направить все критические стрелы на одного Хрущёва. Тем более что он, несомненно, заслуживает суровой оценки за разрушительную деятельность внутри КПСС, подрыв международного коммунистического
149. Почему одни добиваются успеха, а другие терпят неудачу: восемь лет переходного периода в Восточной Европе
Впечатляющий крах государственного социализма в Восточной Европе в 1989 г. был воспринят социологами и региональными экспертами с большой осторожностью. Задачи, стоящие перед регионом для создания либеральных демократий и рыночной экономики, казались огромными. В прошлом Восточная Европа функционировала как нестабильная и отсталая периферия континента, а затем она была изменена десятилетиями коммунистического господства. К 1989, регион переживал быстрый экономический спад. Любое изменение должно было быть медленным и трудным.
Первые семь лет перехода подтвердили многие из этих первоначальных опасений и мрачных прогнозов. Распад Югославии и последовавшая за ним кровавая гражданская война стали символами опасности, присущей демонтажу коммунистических диктатур. Экономический переход оказался дорогостоящим процессом. Каждая страна пережила серьезную рецессию, сокращение промышленного производства и резкое падение ВВП. Либерализация экономики региона привела к росту безработицы, безудержной инфляции, социальной неустроенности, бедности и росту неравенства. Посткоммунистическая политическая жизнь была отмечена конфликтами, политической раздробленностью и нестабильностью. Усилия и политика реформ часто были непоследовательными, отсроченными и коррумпированными. Периодические макроэкономические неудачи, с которыми столкнулись поздние реформаторы, такие как Болгария и Румыния, крах социального и политического порядка в Албании после ее финансового краха, а также экономические трудности, с которыми столкнулись лидеры реформ, такие как Чешская Республика в 1997 или Венгрия в 1994-95 годах показывают, что демонтаж государственного социализма был полон дилемм, трудностей и потенциальных опасностей.
Несмотря на все это, происходящие в регионе преобразования следует признать на удивление успешными. Новые государства возникали без длительных военных конфликтов и гражданских войн. Были созданы демократические институты, и, несмотря на интенсивную политическую борьбу, к власти пришли законно избранные парламенты и правительства. Полиция и вооруженные силы были реформированы и поставлены под жесткий контроль гражданских властей. Хотя политические события в Албании, Хорватии и Словакии вызвали серьезную обеспокоенность по поводу политических прав и свобод, в большинстве своем новые гражданские общества прочно утвердились.
Через несколько лет после краха коммунистического правления в бывшем советском блоке появились отдельные группы стран с противоположной политикой и достижениями. Польша, Чехия, Венгрия и Словения добились наибольшего успеха в проведении реформ и продвижении переходного периода. Напротив, в балканских странах и Словакии прогресс был гораздо более медленным и неустойчивым. Наконец, за исключением стран Балтии, Россия и бывшие советские республики мало что добились.
Целый ряд факторов объясняет, почему произошло это расхождение, а также почему некоторые страны оказались более успешными, чем другие, в процессе продолжающихся преобразований. Несмотря на то, что переходные процессы все еще разворачиваются, и было бы крайне неосмотрительно чрезмерно обобщать уроки раннего опыта, ряд закономерностей очевиден. Во-первых, страны с наиболее развитыми и успешными экономическими преобразованиями имеют в то же время наиболее надежные и эффективные демократические системы, а также большую свободу и привилегии. Таким образом, из посткоммунистического опыта в Восточной Европе следует, что одновременные переходы могут быть успешными только тогда, когда демократия сильнее, власть менее сконцентрирована, электоральные циклы короче, сменяемость правительства более частая, а СМИ свободны от государственного контроля.
Во-вторых, у всех успешных стран в прошлом были политические конфликты, попытки либерализации, экономические реформы и эксперименты, а также оппозиционная деятельность. Такое развитие событий при государственном социализме привело к появлению более прагматичных коммунистических элит, более жизнеспособных частных владений в рамках государственной экономики и более сильной культурной и политической контрэлиты.
В-третьих, это также страны, которые в прошлом поддерживали более широкие отношения с западными демократиями, международными организациями и мировой экономикой. Они извлекли выгоду из научно-технического сотрудничества, торговых отношений и обширной помощи в виде опыта и притока капитала. Знания и навыки, приобретенные всеми соответствующими экономическими и политическими субъектами в прошлом, сыграли важную роль в разработке и реализации стратегий перехода и в формировании институциональных изменений.
В-четвертых, это страны, где бывшие коммунистические партии потеряли власть в первом туре демократических выборов, а оппозиционные силы сформировали первые демократические правительства. Новые политические элиты были более привержены переменам и ускорили выход из государственного социализма.
Наконец, эти страны провели более комплексные макроэкономические стабилизационные реформы, либерализовали экономику и приватизировали значительную часть государственных активов. Более того, эти меры по реформе были введены раньше, чем позже в переходном процессе, сохранялись с высокой степенью последовательности даже перед лицом значительной оппозиции, и им удалось достаточно убедить население в том, что оно заинтересовано в процессе реформ.
Вообще говоря, данные свидетельствуют о том, что мы не должны создавать искусственных и упрощенных аналитических различий. Институциональная инженерия сама по себе не может создать успешную демократию и рыночную экономику, хотя институциональный выбор крайне важен. Точно так же иностранная помощь и поддержка могут только помочь, но не создать работающую демократию и рыночную экономику. Для понимания восточноевропейского опыта следует уделять больше внимания наследию старого режима и траекторной динамике даже в случаях, характеризующихся резким разрывом институциональной преемственности.
Лучший способ описать взаимосвязь между многими вышеперечисленными в высшей степени взаимозависимыми факторами — использовать метафору порочного и добродетельного кругов. Они взаимодействуют сложным образом, создавая «возрастающую отдачу», которая характеризует развитие, зависящее от пути. Такие самоусиливающиеся процессы отчетливо прослеживались в Польше, Чехословакии и Венгрии. Эти страны получили больше внимания со стороны международного сообщества в начале переходного периода из-за их прошлого опыта политической борьбы, экономических реформ, открытости Западу, а также наличия культурных и политических контрэлит (а в двух странах — прагматичных и либеральные коммунистические элиты). Такой прошлый опыт не только обеспечил интеллектуальный капитал и навыки, но также привел к более быстрому и широкому сотрудничеству с Западом и притоку иностранного опыта и капитала. Все это оказывало растущее влияние на политику недавно демократизированных режимов и их экономическую деятельность, что, в свою очередь, требовало большего сотрудничества, помощи и инвестиций.
Если успехи ведущих восточноевропейских реформаторов объясняются самодвижущейся добродетельной динамикой переходного процесса, то другие страны испытали порочный круг политических и экономических неудач, застопорившихся реформ и выжидательной позиции для потенциальных иностранных партнеры. Насущный вопрос заключается в том, как и когда порочные круги, характеризующие события в этих странах, могут быть обращены вспять, чтобы изменить динамику этих систем. Точно так же можно задаться вопросом, какие события могут привести к разрушению самоусиливающихся благотворных кругов. Даже успешным восточноевропейским странам предстоит пройти долгий путь, прежде чем их новые демократии будут консолидированы, экономика деполитизирована, а опасения по поводу их экономической и политической стабильности развеются.
Д-р Экьерт выступил на дискуссии EES в полдень 21 января 1998 г. title={СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА}, автор={Аллин Коттрелл и Пол Кокшот}, год = {1993} }
- А. Коттрелл, П. Кокшот
- Опубликовано в 1993 г.
- Экономика
Многим должно показаться, что распад Советского Союза (и плановой экономики Восточной Европы) фактически положил конец спорам о социалистических расчетах, с решающим вердиктом в пользу рынка. Мы утверждаем, что этот вывод необоснован. Советский социализм представлял собой специфическую форму планирования со своими собственными определенными недостатками, и его крах не обязательно исключал альтернативные механизмы социалистического планирования. Мы указываем на некоторые особые ограничения советской модели…
ricardo.ecn.wfu.edu
Экономическое планирование, компьютеры и трудовые ценности
- В. Кокшот, А. Коттрелл
Экономика
- 1998
Почему рабочее время должно быть основой экономических расчетов
- В. Кокшот, А. Коттрелл
Экономика
- 2006
После распада Советского Союза многим казалось, что дебаты о социалистических расчетах по существу закончены, и вынесен решающий вердикт в пользу рынка. Последние нестабильности в…
Информация и экономика: критика Хайека
- П. Кокшот, А. Коттрелл
Экономика
- 1997
крах советского социализма, несомненно историческая веха, дает основания полагать, что социалистическая экономическая…
Размышления об экономической демократии
- W. Cockshott, A. Cottrell
Экономика
- 2005
Советское планирование и модель рабочего времени.
Экономика
Марксова модель коммунистической экономики на первом этапе характеризуется «планированием, основанным на учете рабочего времени» (далее сокращенно PLTC). В этой главе критически оцениваются…
Информация и экономика: критика Хайека Аллина
- Ф. Коттрелл, В. Кокшот
Экономика
- 1998
социализм, несомненно историческая веха, оправдывает веру в то, что социалистическая экономическая…0002 Экономика
Программа Тэтчер по свертыванию социализма и укреплению власти богатых была оправдана школой экономической мысли, впоследствии названной неолиберализмом. Его ведущие теоретики, люди…
на «План и рынке» Ljunggren общие предложения по прямой демократии и нашей защитой системы централизованного планирования. Этот ответ состоит из пяти разделов. Первый переводит дискуссию в…
Октябрьская революция 1917 года положила начало преобразованию мира
- С. Амин
История
- 2017
Реферат конечно, не для того, чтобы очернить этот первый гигантский социалистический проект. Человечество обязано…
Аргумент Людвига фон Мизеса против возможности социализма: ранние концепции и современная актуальность
- Л. Хауве
Философия
- 2019
Разногласия по поводу дебатов о социалистических расчетах (SCD) сохраняются и по сей день и сосредоточены на вопросах интерпретации и их убедительности. В этом документе утверждается, что оба лагеря в значительной степени…0049
- Д. Коц
Экономика
- 1992
В 1985 году, в ответ на десятилетие нарастающего социально-экономического кризиса в советской системе, руководство СССР инициировало программу реформ, известную как перестройка. Шесть лет спустя советская…
Корни нынешнего кризиса в советской экономике
- Эрнест Мандель
Экономика
- 1991
То, что развивалось в СССР между капитализмом и подобными системами, было обществом переходного периода , то есть посткапиталистические общества подчинялись неослабевающему давлению капиталиста…
Класс, производство и политика: ответ Буравой
- А. Пшеворский
Экономика, политология
- 1995
Наш социальный радикал, пожалуй, первый раз за двести лет трансформация. В частности, социалистическая альтернатива, возникшая около 1848 г. и ставшая…
Экономические проблемы социализма в СССР
- И. Сталин
Экономика
- 1951
Определение экономического неравенства Investopedia Рыночный аболиционистский социализм заменяет рынки факторов производства прямым расчетом как средством координации деятельности различных общественно социализм, который мало обсуждался в связи с недавним возрождением интереса к Марксу, является основной формой экономической организации, которая будет характеризовать такое общество. Маркса, чтобы быть…
Рыночный социализм: аргументы в пользу возрождения
- П. Бардхан, Дж. Рёмер
Экономика
- 1992
В этой статье мы обрисуем реальный экономический механизм «конкурентного социализма». Мы утверждаем, что конкурентные рынки необходимы для достижения эффективной и энергичной экономики, но это…
Расчет, сложность и планирование: снова дебаты о социалистическом расчете
- А.