«Федра» за 9 минут. Краткое содержание трагедии Расина
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг неё заговор и её «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь тёмную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждёт её, не желая никому открыть свою тайну.
Реклама:
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рождённый амазонкой «надменный Ипполит».
Реклама:
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царём: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рождённому пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на неё теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда её сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и даёт ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трёх кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рождён эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царём Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон.
Реклама:
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на неё и её сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущён — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не старого Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой.
Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая её мучает. Федра просит Ипполита покарать её за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.Реклама:
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему ещё никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передаёт ему всю власть и готова отдать свою любовь.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берётся все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Реклама:
Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблён, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлён и разгневан — вернувшись к себе домой, он застаёт родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущён и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражён тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык».
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблён в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у неё оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то ещё сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снёс головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намёк на Федру и её страсть к Ипполиту. Тесей намёка не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет ещё раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Реклама:
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуёй покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвёл на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит был невинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая её честь, оклеветала Ипполита Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
Пересказал А. П. Шишкин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.
Краткое содержание Расин Федра за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Расин — Федра
Федра — жена царя Тесея, у которого есть внебрачный сын Ипполит. Все вокруг думают, что Федра ненавидит Ипполита и всеми силами пытается выжить из дворца, пока Тесей воюет далеко от дома. Но сама Федра хранит страшную тайну — оказывается с самой первой минуты как увидела она сына своего мужа, так и не находит себе места. Она так сильно полюбила его всей душой, что даже готова покончить с собой, лишь бы эти чувства перестали мучать ее. Она открывается своей служанке, ища поддержки. Потому что все остальные способны уже перепробованы. Федра построила храм Афродите — богине любви, постоянно молится и приносит жертвы ей, но видимо богиня прогневалась и только все ярче разжигает огонь любви в сердце царицы.
Чтобы не видеть постоянно рядом объект своей страсти, она специально изображает злую мачеху, вынуждая Ипполита уехать из Афин.
И вот приходит известие о том, что Тесей погиб на войне. Начинаются разборки по поводу царствования и наследников. Ведь на престол претендуют трое — Ипполит, Федра и ее маленький сын.
Приехав на родину, Ипполит разговаривает с Федрой по поводу разделения правления в стране, а она в ответ признается ему в своих чувствах. Юноша ошарашен и уезжает из родительского дома. Теперь царица надеется на ответные признания. Но внезапно возвращается ее муж домой — слухи оказались ложными и царь жив. Боясь, что пасынок расскажет отцу правду о том, что Федра недостойная жена и любит Ипполита, женщина разрабатывает хитрый план. Ее служанка доносит на Ипполита, говоря заранее оговоренную неправду. Женщины сговорились, что скажут царю о том, что это Ипполит попытался заполучить себе Федору, пока отец воевал. Царь взбешен, он выгоняет сына с проклятиями, а Ипполит даже не может вымолвить и слова в свою защиту, настолько он удивлен ложными обвинениями.
Тесeю снится страшный сон и с плохим предчувствием ждет он новостей. Его интуиция не подвела его — в тот же день ему сообщили о смерти его любимого сына Ипполита. Последними словами которого были о том, что отец несправедливо изгнал его из дворца и лишил своей милости.
Неутешен Тесей, а Федра признается в том обмане и своем наговоре на пасынка, ведь на самом деле у нее просто были чувства к нему, которым не в силах была она противиться. После признания мужу, царица выпивает яд и умирает.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Расин — Федра. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Гаршин
В русской литературе Всеволод Гаршин известен как мастер психологического рассказа. Практически во всех его произведениях герои размышляют о собственном поведении, долге и положении.
- Розов
Путь творца Виктора Сергеевича Розова, небезызвестного советского драматурга, можно считать начавшимся в 1929 году: тогда он, еще не будучи профессиональным театралом, начал работать в ТЮЗе Костромы.
- Краткое содержание Гайдар Судьба барабанщика
Эта повесть о восьмилетнем мальчике, отец которого командовал ротой саперов. Мама у Сережи давно умерла, и папа воспитывал его один, но когда они приехали в Москву на постоянное место жительства
- Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб
- Краткое содержание Козлов Ежик в тумане
Загадочная сказка Сергея Козлова «Ёжик в тумане» рассказывает нам о приключениях Ёжика, который любит считать звезды под луной вместе со своим другом Медвежонком
Федра: Федра | CliffsNotes
Акт I
Тесей, царь Афин, исчез во время одной из своих экспедиций. Ипполит сообщает Ферамену о своем намерении найти отца. Но это не настоящая причина, по которой он хочет покинуть Трезен, где уже некоторое время находится двор. Он также не желает избежать преследования своей мачехи Федры. Его единственный мотив — сбежать от чар Ариции, единственной выжившей из королевской семьи, ранее правившей Афинами. Он влюблен в нее, и его отец запретил ей выходить замуж.
Энона, кормилица Федры, объявляет ее любовницей, но Ипполит, желая избежать неприятной встречи, уходит. Поведение королевы и ее разговор с Эноной выдают ее кровосмесительную и запретную любовь к Ипполиту. Она желает смерти, но внезапное известие о смерти Тесея придает вещам новый оттенок. Свободно предаваясь своей страсти, она отказывается от своего плана самоубийства, чтобы заключить союз с Ипполитом против Арисии, чтобы сохранить право своего сына на трон Афин.
Акт II
Исмена, наперсница Ариции, сообщает молодой девушке о смерти Тесея и тут же раскрывает свои подозрения в романтических чувствах Ипполита к Ариции. С недоверием юная девушка выслушивает очаровывающее ее откровение, так как она, в свою очередь, влюбилась в Ипполита. Ипполит вскоре подтверждает предположение наперсницы в нежном, но неловком признании. Интервью прерывается объявлением о прибытии Федры, но не раньше, чем Ариция робко признается в своих чувствах.
Федра приходит с предполагаемым намерением ходатайствовать за своего сына. Однако, увлекшись своей страстью, она забывает свое первоначальное предназначение и раскрывает свою тайную любовь. Раздавленная ужасом воспринятого Ипполитом ее заявления, она берет его меч, чтобы убить себя. Когда она выбегает, появляется Терамен с важным слухом: Тесей может быть жив. Ипполит решает расследовать слух и бороться против притязаний Федры на престол и в защиту прав Ариции.
Акт III
Признание Федры имело неожиданный результат. Несмотря на ее унижение, ее надежды возродились, и теперь она убеждает сопротивляющуюся Энону отстаивать свое дело перед Ипполитом. Однако ситуация резко меняется с известием о возвращении Тесея. Сначала Федра в панике снова угрожает самоубийством, затем уступает вероломному плану Эноны обвинить Ипполита в попытке соблазнить ее. Когда входит Тесей, Федра уходит с загадочным намеком. Ипполит тоже уходит под неубедительным предлогом.
Акт IV
В начале сцены Энона завершает клеветническое обвинение против Ипполита, выдвинутое за кулисами. Легковерный Тесей совершенно обманут. Когда появляется Ипполит, Тесей с негодованием удивляется невинной внешности своего сына и приветствует его неумеренными обвинениями, кульминацией которых является молитва Нептуну о мести. Ипполит из сыновних соображений защищает себя, указывая на свою репутацию добродетеля и напоминая Тесею о происхождении Федры, а также признаваясь в любви к Ариции. Тесей отвергает последний аргумент как простую уловку.
Тем временем Федра, охваченная угрызениями совести, идет к Тесею, чтобы ходатайствовать за Ипполита. Но она меняет свое мнение, когда Тесей невольно сообщает ей, что у нее есть успешная соперница. Она впадает в истерику от ревности и гнева. В конце концов, однако, она раскаивается и отвергает Энона, подстрекателя и агента ее предательства.
Акт V
Все еще отказываясь очистить свое имя, Ипполит решает бежать, но перед отъездом договаривается о встрече с Арицией, чтобы они могли пожениться. Сразу же после его ухода внезапно появляется Тесей. Несмотря на свое смущение, Ариция противостоит ему и защищает невиновность Ипполита с такой убежденностью, что уверенность короля поколеблена. Он зовет Эноне и еще больше встревожен, когда слуга раскрывает самоубийство Эноны и иррациональное поведение Федры. Тесей, наконец, готов пересмотреть свою веру в вину сына, но уже слишком поздно. Терамен рассказывает душераздирающую историю о смерти Ипполита. Прибывает Федра и очищает Ипполита, затем умирает от действия яда, который она приняла ранее. Убитый горем, Тесей клянется полностью возместить ущерб памяти своего сына и относиться к Арисии как к своей дочери.
Сцена 1
Резюме
В начале пьесы Ипполит объявляет Терамене, своему наставнику и другу, о своем намерении покинуть Трезен. Ипполит — сын Тесея, царя Трезена и Афин, от его первой любви, амазонки Антиопы. Теперь Тесей женат на Федре, дочери его старого врага Миноса с Крита, но он уехал из Трезена уже более шести месяцев, и его сын полон решимости отправиться на его поиски.
Терамен не одобряет; поскольку о любовных подвигах Тесея ходят легенды, он может не захотеть, чтобы его нашли. Ипполит резко обрывает этот неуважительный намек на своего отца и говорит, что с тех пор, как он женился на Федре, Тесей был верен ей. Долг требует, чтобы он отправился на поиски своего отца, и у него также есть свои причины покинуть Трезен. Мачеха Ипполита, Федра, возненавидела его с первого момента, как увидела, и не пожалела усилий, чтобы усложнить ему жизнь, даже отправив его в изгнание в Трезен. Но Федра в последнее время была смертельно больна, и Ипполиту нечего было ее бояться.
Ипполит отвечает, что его беспокоит не Федра, а Ариция, принцесса бывшего правящего рода Афин, которая теперь наполовину подопечная, наполовину пленница Тесея. Ферамен говорит, что ему жаль, что Ипполит не любит ее, потому что она невинная и очаровательная девушка. Ипполит загадочно отвечает: «Если бы я ненавидел ее, я бы не бежал от нее».
Ферамен улавливает намек и радуется тому, что Ипполит, который никогда прежде не проявлял интереса к женщине и славится своим целомудрием, влюблен. Ипполит сразу отвергает мысль о том, что он может позволить себе любить Арицию. В детстве он с трепетом относился к рассказам о подвигах отца и победах над чудовищами, но когда сплетни обратились к его женским победам — похищению Елены, побегу Перибеи, побегу с сестрой Федры, Ариадной, и его более позднему отказ от нее — Ипполит не мог не чувствовать себя потрясенным и пристыженным. Легкое поведение Тесея несколько оправдывалось другими его героическими подвигами, но у Ипполита, который еще не совершил таких подвигов, нет такого оправдания. Более того, Тесей, опасаясь поднять врагов против своего режима, запретил Ариции жениться и иметь детей. Он, конечно, не хотел бы, чтобы она вышла замуж за его собственного сына.
Терамен сомнителен. Любовь приходит ко всем людям, говорит он; Венера желает этого, и когда она приходит, ей почти невозможно сопротивляться. Зачем бороться с такой приятной эмоцией, спровоцированной богами и одобренной ими? Твердо, Ипполит прерывает его. Он полон решимости покинуть Трезен. Появляется Энона, кормилица Федры.
Анализ
Чтобы понять искусство Расина, необходимо знать три единства, взятые у Аристотеля: единство места, единство времени и единство действия. Единство места означает, что история должна происходить в одном месте, не может перемещаться с одного места на другое. Единство действия запрещает второстепенные сюжеты и отступления. Единство времени требует, чтобы вся трагедия достигла своей развязки за двадцать четыре часа. Единство времени особенно важно для Расина, так как оно придает его произведениям неизгладимый характер. В отличие от Корнеля, которого это ограничение раздражало, Расин довольно легко приспособился к нему, просто сведя конфликт к его сути, лишив его почти всех инцидентов; другими словами, он наполнил свои пьесы психологическими конфликтами. Он еще больше уменьшил атрибуты своих произведений, начав действие в СМИ рез. Когда поднимается занавес, кризис уже давно назревает и, как покажут последующие сцены, катастрофа вот-вот наступит.
В результате изложение Расина необычайно сложно, поскольку он должен предоставить аудитории огромное количество информации. Первая сцена едва затрагивает тему. Мы получаем некоторое представление о личности Ипполита, его проблемах, его ранге. Федра, главная героиня, даже не появляется. Ее дразняще описывают с точки зрения ее испорченной наследственности — «дочь Миноса» и той Пасифеи, которая воспылала чудовищной страстью к быку. Это обращение к мифологическому фону — наш ключ к настоящей Федре, но единственный: «факты» как ее болезни, так и ее неприязни к Ипполиту вводят в заблуждение.
Драматическое мастерство Расина успешно преодолевает потенциальную монотонность этого длинного объяснения. Конец сцены (каждая сцена в классической французской драме заканчивается, когда персонаж появляется или уходит) является показательным примером.