Р декарта биография: Рене Декарт биография кратко – его открытия и достижения в науке

Содержание

Декарт, Рене, подробная биография

(1596-1650) французский философ

Будущий философ родился на юге Франции, в провинции Турень, в семье советника парламента, французского дворянина Иоахима Декарта. Семья Декартов, правоверно католическая и роялистская, издавна обосновалась в Пуату и Турени. В этих провинциях находились их земельные владения и родовые поместья.

Мать Рене, Жанна Брошар, была дочерью генерал-лейтенанта Рене Брошара. Она умерла рано, когда мальчику исполнился всего год. Рене был слаб здоровьем, унаследовал, как он говорил, от матери легкий кашель и бледность лица.

Семья Рене Декарта была по тем временам просвещенная, и ее члены принимали участие в культурной жизни страны. Один из предков философа, Пьер Декарт, был доктором медицины. Врачом был и другой родственник Декарта, искусный хирург и знаток почечных болезней. Может быть, поэтому у Рене с ранних лет возник интерес к вопросам анатомии, физиологии и медицины.

С другой стороны, дед будущего мыслителя находился в дружеских отношениях с поэтом Гаспаром д’Овернем, который приобрел известность своими переводами итальянского политического деятеля Никколо Макиавелли и перепиской со знаменитым французским поэтом П. Ронсаром.

Правда, отец Рене был типичный дворянин и помещик, который больше заботился о расширении своих поместий и чиновничьей карьере, чем о развитии научного и литературного кругозора. Зато культурные традиции в семье поддерживали женщины. Мать Рене происходила по материнской линии из семьи Созе, которые в течение ряда лет состояли хранителями королевской библиотеки университета в Пуатье.

В раннем детстве Рене Декарт жил с родителями в маленьком городке Лаэ, который был расположен на берегу небольшой реки, впадающей в приток Луары. Кругом простирались поля, виноградники, фруктовые сады. Мальчик с детства полюбил уединенные прогулки в саду, где он мог наблюдать за жизнью растений, животных и насекомых. Рене воспитывался вместе со своим старшим братом Пьером и сестрой Жанной, добрую память о которой сохранил на всю жизнь.

Когда мальчик подрос, отец отвез его в только что открывшийся в городке Ла-Флеш (провинция Анжу) иезуитский колледж. В конце XVI и начале XVII века известный орден «братьев Иисуса» славился своими педагогическими учреждениями. Колледж в Ла-Флеш был лучшим среди них и считался одним из самых знаменитых школ Европы, из стен этого учебного заведения вышли вы дающиеся, деятели науки и литературы.

Здесь царили строгие порядки, но, вопреки установленным правилам, Рене Декарту разрешили спать не в общем дортуаре, а в отдельной комнате; сверх того, ему разрешили оставаться утром в постели сколько заблагорассудится и не присутствовать на утренних занятиях, обязательных для всех. Так у него сложилась привычка обдумывать, лежа в постели в утренние часы, математические и другие задачи и уроки. Привычку эту Рене Декарт сохранил на всю последующую жизнь, хотя вопросы и предметы его размышлений впоследствии совершенно изменились.

В коллегии преподавались не только обязательные для того времени риторика, грамматика, богословие и схоластическая, то есть средневековая, школьная философия. Учебная программа включала в себя также математику и элементы физических наук.

Начиналось обучение с усвоения основ латинской грамматики. В качестве материала для чтения и упражнений давали произведения античной поэзии, в том числе «Метаморфозы» Овидия, а также биографии знаменитых героев Древней Греции и античного Рима. Латынь изучалась не как мертвый язык, который можно применять для того только, чтобы читать древних авторов, — нет, воспитанникам коллегии предстояло писать и говорить на нем. И действительно, впоследствии Декарту пришлось несколько раз пользоваться латынью как разговорным языком: в первый раз — во время пребывания в Голландии, а затем — во Франции при защите тезисов на диспуте. На латинском языке написаны также те сочинения Рене Декарта, которые он предназначал главным образом для ученых, богословов и учащихся. На латыни написаны также и часть писем Декарта, и даже некоторые заметки, которые он делал для самого себя, например, записки по анатомии. Не случайно философская система, автором которой был Рене Декарт, получила название картезианства — по латинизированной форме его имени (Картезий).

Когда Рене учился в старших классах, которые в коллегии назывались философскими, он изобрел свой собственный метод доказательства и выделялся среди остальных учеников своим умением вести диспуты. Декарт начинал с того, что точно определял все термины, которые входили в рассуждение, затем стремился обосновать все положения, которые необходимо было доказать, и согласовать их друг с другом. В результате он сводил все свое доказательство к одному-единственному аргументу, зато столь прочному и основательному, что опровергнуть его оказывалось весьма трудным делом. Этот метод не только удивлял учителей Декарта, но часто приводил их в замешательство.

Сохранилось очень мало сведений о его жизни в Ла-Флеш, да и вряд ли в ней было много интересных внешних событий. Рене Декарт много занимался, а еще больше размышлял о прочитанном в книгах и о том, чего ни в каких книгах того времени нельзя было найти.

Окончив курс обучения, он, как было там принято, подарил все свои школьные книги в коллегиальную библиотеку, сделав на них собственноручные надписи. Декарт расстался со школой, где провел по крайней мере десять лет жизни, в добрых отношениях со своими наставниками и руководителями, но в глубоких сомнениях относительно достоверности того, чему они его учили.

Этих сомнений не рассеяли и дополнительные занятия юридическими науками и медициной, к которым Рене Декарт приступил после окончания курса философии в Ла-Флеш. Занятия эти проходили скорее всего в университетском городке Пуатье в 1615—1616 годах. Здесь 10 ноября 1616 года Декарт был утвержден в звании бакалавра и лиценциата права. По окончании школы блестяще образованный Рене направился в Париж. Здесь он окунается в светскую парижскую жизнь и предается всем ее прелестям, включая картежные игры.

Так Рене Декарт постепенно становился ученым, хотя его отец мечтал о военной карьере для сына, о его быстром продвижении по службе, с наградами и повышениями, о выгодных для семьи связях и покровителях. Рене формально не возражал против советов отца поступить на военную службу, но имел на это свои особые виды.

Он не хотел становиться, как сейчас это принято называть, кадровым военным и получать за свою службу офицерское жалованье. Ему представлялось гораздо более удобным положение волонтера, который только числится на военной службе, но не получает деньги и остается свободным от обязанностей и служебной зависимости.

Вместе с тем воинское звание и мундир давали Декарту определенные преимущества в его дальнейших планах: он наметил для себя обширную программу образовательных путешествий по другим странам. В XVII веке дороги в странах Европы были небезопасны, поэтому надежнее и удобнее было передвигаться вместе с войсками, нежели в одиночку.

Теперь Рене Декарту предстояло выбрать, в какую армию записаться. По своему общественному положению, по семейным и личным связям он мог легко добиться зачисления в один из французских полков внутри страны. Но, имея в виду свои особые цели, Декарт решил поступить на службу в голландскую армию.

Летом 1618 года он покинул родной край и направился в Голландию. Сначала он жил в Бреде, где стоял его полк. Но пробыл он в Голландии недолго. Ему очень нравилась эта страна, и все-таки он решил ехать дальше, чтобы изучить мир не по книгам, а все увидеть своими глазами. Ему хотелось посетить ряд стран Центральной и Восточной Европы, познакомиться с их достопримечательностями, завязать связи с учеными.

В августе 1619 года Рене Декарт находился во Франкфурте, где стал свидетелем коронации Фердинанда II. Там же его застала Тридцатилетняя война, в которой он даже принял участие.

Зиму 1619—1620 года, Рене Декарт провел в одном из деревенских поместий в полном уединении, вдалеке от всего, что могло рассеивать его мысли и внимание. В ночь на 10 ноября 1619 года с ним произошло событие, которое впоследствии породило множество толкований. В течение той ночи он увидел один за другим три сна, которые, очевидно, были подготовлены и навеяны огромным умственным напряжением. В то время мысли философа занимали несколько идей — «универсальной математики», идея преобразования алгебры и, наконец, идея о методе выражения всех количеств посредством линий, а линий — посредством алгебраических характеристик. Одна из этих идей после длительных напряженных размышлений и озарила во сне сознание Декарта, в чем, разумеется, не было ничего таинственного и сверхъестественного.

Весной 1620 года, Рене Декарт покинул свое зимнее уединение и решил вернуться во Францию. Прожив некоторое время в Париже, он предпринял путешествие в Италию. В то время эта страна считалась мировым очагом науки и художественной культуры. Путь его лежал через Швейцарию и Тироль, через Базель, Инсбрук, далее через горные переходы и итальянскую равнину к берегам Адриатического моря и лагунам Венеции. Декарт путешествовал не только как молодой любознательный ученый, но и как светский человек. Он внимательно наблюдал человеческие нравы, обычаи и церемонии. Сначала он намеревался остаться и пожить в Италии несколько лет, но через некоторое время без особого сожаления покинул эту страну и вернулся в Париж.

Здесь Рене Декарт вел вполне светскую жизнь, соответствующую нравам того времени. Он развлекался, играл в карты, даже дрался на дуэлях, посещал и театры, бывал на концертах, читал модные романы, стихи. Однако светские развлечения не мешали внутренней жизни философа, в его голове постоянно шла напряженная мыслительная работа, формировался новый взгляд на науку и на философию. Основная черта его философии — стремление выявить первооснову всего существующего, материального, причем мыслитель главным для достижения этой цели считал сомнение. Внешний мир раскроет свои законы, если все подвергнуть тщательному критическому анализу. Философ верил в силу человеческого мышления, и на века осталась в истории человечества его знаменитая фраза: «Я мыслю — следовательно, я существую».

Внимание  Рене Декарта привлекали также вопросы оптики, механики, физики, которыми занимались многие передовые ученые того времени. Но он пошел дальше: ввел в физику математический анализ, что позволило ему проникнуть еще глубже в тайны математических построений, чем могли это сделать его современники. Чтобы поработать в спокойной обстановке, ученый снова уехал в Голландию.

Рене Декарт продолжает вести обширную переписку, он признан всеми, он великий математик, создатель новой философской системы. Шведская королева Христина через Пьера Шаню, близкого друга Декарта, с которым он переписывался, посылает приглашение Декарту приехать в Швецию. По словам Пьера Шаню, шведская королева хотела бы изучать картезианскую философию под руководством ее создателя. Он долго колеблется, ехать или не ехать: после теплой Франции и уютной Голландии — в суровую страну скал и льдов. Но Шаню в конце концов убедил друга, и Декарт соглашается. 31 августа 1649 года он прибывает в Стокгольм.

На следующий день, Рене Декарта приняла шведская королева Христина, которая пообещала, что во всем пойдет навстречу великому ученому, что ритм его работы ни в коем случае не будет нарушен, что она освобождает его от присутствия на утомительных придворных церемониях. И еще: она хотела бы, чтобы Декарт навсегда остался в Швеции. Но жизнь двора пришлась не по вкусу французскому математику.

От зависти королевские придворные плели против него интриги.

Королева Христина поручила Рене Декарту разработать устав Академии наук Швеции, которую она собиралась учредить, а также предложила ему пост президента Академии, однако он отклонил это предложение, поблагодарив за высокую честь, и мотивировал свой отказ тем, что он иностранец. Между тем королева решила начать занятия по философии, три раза в неделю с пяти до девяти часов утра, поскольку, будучи энергичной и жизнерадостной, вставала в четыре часа утра. Для Рене Декарта это означало нарушение распорядка дня, привычного режима.

Зима была необычайно холодная, и ученый заболел пневмонией. С каждым днем ему становилось все хуже, и на девятый день болезни, 11 февраля 1650 года, Декарт скончался, в возрасте всего пятидесяти четырех лет, его друзья и знакомые наотрез отказывались верить сообщению о его смерти. Величайший мыслитель Франции был похоронен в Стокгольме на обычном кладбище. Только в 1666 году его прах был перевезен во Францию, как драгоценное достояние нации, каковым он совершенно справедливо считается до сих пор. Научные и философские идеи Рене Декарта пережили и его самого, и его время.

Рене Декарт, Картезий



Рене Декарт, Картезий

1596-1650

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Рене Декарт

IGDA/G. Dagli Orti
РЕНЕ ДЕКАРТ

Декарт (Descartes) Рене (1596- 1650) — французский философ и естествоиспытатель. Биография. Родился в дворянской семье. Образование получил в привилегированной иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. С начала Тридцатилетней войны и до 1621 г. служил в армии. С 1629 г. жил в Голландии. В 1649 г. из-за преследований протестантских богословов должен был покинуть страну и переселиться в Швецию. Исследования. Исходил из того, что для познающего субъекта наиболее достоверно его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов и непсихических. Так, ориентируясь на познавательные эталоны, задаваемые математикой (выделение строго рациональным методом сложных истин из основополагающих аксиом), пришел к заключению, что подвергнуть сомнению можно почти все, включая реальность физического мира и собственного тела, но не сам факт сомнения. Данное сомнение, как что-то ясное и определенное, доказывает существование субъекта (мыслящей души), что выражается формулой: «Мыслю — следовательно, существую» ( Cogito ergo sum).

Мир как объект значительно менее ясен и определен и, действуя на душу через чувствования и эмоции, чаще всего вводит в заблуждение. Но опираясь на сознание, в основе которого лежит рациональное мышление, использующее, в частности, четко воспринимаемые качества (протяженность, относительное местоположение, продолжительность, форму, удельный вес, число и др.), этот мир все же можно описать адекватно. В таком случае он предстанет как бездушный (немыслящий), телесный (пространственный) механизм, принципиально отличный от мыслящей и внепространственной души. На этом основании Декарт пришел к отрицанию существования души у животных, называя их лишь «рефлекторными автоматами». Ввел понятие рефлекса, в соответствии с которым внешний импульс приводит в движение «животные духи», находящиеся в нервах (как в трубках) и двигающиеся в результате этого по направлению к мозгу, а затем — к мышцам. К процессам, осуществляющимся автоматически, без участия души, Р. Декарт относил восприятие, запечатление идей, удержание их в памяти, внутренние стремления.
В основу решения психофизической проблемы Р. Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей субстанции, которая локализована в шишковидной железе. Здесь механические воздействия, передаваемые по нервам посредством «животных духов», достигают души и действуют на нее. В содержании сознания выделял три вида идей: порожденных самим человеком и связанных с его чувственным опытом; приобретенных из опыта других людей и врожденных, имеющих в качестве составляющей сущность окружающего мира и открытых только разуму. Исторический контекст. На постулате Р. Декарта, что ум (мышление) не нуждается ни в чем внешнем, обусловливающим его, кроме Бога, была построена методология интроспективной психологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 164-165.

Сочинения:

Рассуждение о методе // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1; Описание человеческого тела // Гам же; Страсти души // Там же. Соч. Т. 1-2, М„ 1989-1994. Литература. Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия. 1996.


Вернуться на главную страницу Декарта

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Женская история: знаменитые новинки

5 невероятных фактов о Христофоре Колумбе

Мог ли я переболеть COVID и не осознавать этого?

Гипатия | Смерть, факты и биография

Гипатия

Смотреть все медиа

Дата рождения:
около 355 Александрия Египет
Умер:
415 марта Александрия Египет
Механизм/стиль:
Неоплатонизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда родилась Гипатия?

Гипатия родилась около 355 г. н.э.

Когда умерла Гипатия?

Гипатия умерла в марте 415 г.

Чем знаменита Гипатия?

Гипатия известна как величайший математик и астроном своего времени, как лидер неоплатонической школы философии в Александрии, как эффектно преодолела глубокий сексизм своего общества и как перенесла насильственную смерть от рук невежественные фанатики.

Как умерла Гипатия?

Гипатия была зверски убита толпой христианских фанатиков. Они вытащили ее из кареты на улице в Александрии, притащили в церковь, раздели догола, избили до смерти и/или содрали с нее кожу, оторвали конечности и сожгли останки.

Гипатия (род. ок. 355 г. н. э. — умерла в марте 415 г., Александрия), математик, астроном и философ, жившая в очень неспокойную эпоху в истории Александрии. Она первая женщина-математик, о жизни и работе которой существуют достаточно подробные сведения.

Гипатия была дочерью Феона Александрийского, математика и астронома и последнего засвидетельствованного члена Александрийского музея ( см. Примечание исследователя: дата рождения Гипатии). Теона лучше всего помнят за ту роль, которую он сыграл в сохранении девятой книги Евклида.0198 Elements , но он также много писал, комментируя Птолемея Almagest и Handy Tables . Гипатия продолжил его программу, которая, по сути, представляла собой решительную попытку сохранить греческое математическое и астрономическое наследие в чрезвычайно трудные времена. Ей приписывают комментарии к « коникам » Аполлония Пергского (геометрия) и « арифметике » Диофанта Александрийского (теория чисел), а также астрономическую таблицу (возможно, исправленную версию Книги III комментария ее отца к г.).0198 Альмагест ). Эти работы, единственные, написанные ею, были утеряны, хотя были попытки реконструировать их аспекты. Создавая свои комментарии к Аполлонию и Диофанту, она продвигала программу, начатую ее отцом, в более свежие и более сложные области.

В свое время она была ведущим математиком и астрономом мира, единственной женщиной, к которой можно было бы сделать такое заявление. Она также была популярным учителем и лектором по философским темам менее специализированного характера, привлекая множество преданных студентов и большую аудиторию. Ее философия была неоплатонической и поэтому считалась «языческой» во времена ожесточенного религиозного конфликта между христианами (как ортодоксальными, так и «еретиками»), евреями и язычниками. Ее неоплатонизм был связан с подходом к Единому, лежащей в основе реальности, частично доступной через человеческую способность абстрагироваться от платонических форм, которые сами являются абстракциями от мира повседневной реальности. Ее философия также привела ее к жизни посвященной девственности.

Ранним проявлением религиозного разделения того времени было разрушение Серапеума, храма греко-египетского бога Сераписа, Феофилом, епископом Александрии до своей смерти в 412 г. н.э. Это событие, возможно, стало окончательным концом великой Александрийской библиотеки, поскольку в Серапеуме могли храниться некоторые книги библиотеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *