Путешественники советские: Русские (советские) ученые и путешественники

«Северный порог нашего дома» 40 лет назад в СССР началась самая долгая полярная экспедиция. Как ее встретила Арктика?: История: 69-я параллель: Lenta.ru

40 лет назад, 6 ноября 1982 года, началась полярная экспедиция, организованная газетой «Советская Россия». Шестеро участников путешествия на собачьих упряжках прошли уникальный маршрут по Арктике длиной десять тысяч километров. От чукотского поселка Уэлен, самой восточной точки СССР, они добрались до Мурманска вдоль побережья Северного Ледовитого океана, совершив самый длительный переход в истории арктических путешествий. Историю знаменитой экспедиции вспомнила «Лента.ру».

Экспедицию газеты «Советская Россия», как было принято в Советском Союзе, решили посвятить 65-летию Октябрьской революции. Автор идеи экспедиции, житель закрытого города Свердловск-45 (ныне — Лесной) Сергей Соловьев вынашивал ее идею долгие десять лет. Интенсивная подготовка к походу продлилась два года.

В этой работе активно участвовал почетный полярник, руководитель экспедиции «Северный полюс-1», дважды Герой Советского Союза Иван Папанин. Он как глава оргкомитета поставил задачу: «Мы просто обязаны терпеливым, мужественным и хозяйским взглядом окинуть побережье — это ведь северный порог нашего дома».

Материалы по теме:

«Так свершилось возмездие врагу»Как Гитлер попытался захватить Заполярье, но не смог победить Красную армию

«Ужасный треск — и жуткая тишина»Как команда русского ледокола дважды едва не погибла во льдах Арктики, но спасла судно

«Среди дрейфующих льдов образовался город»Как 85 лет назад советский ледокол на 812 дней попал в ледяной плен Арктики

У экспедиции была и другая важная цель: изучить, как в условиях долгого и мощного нервного и физического напряжения меняется состояние человеческого организма, как он адаптируется. Формат экспедиции — восемь месяцев (три из них — в условиях полярной ночи) и десять тысяч километров в Арктике — должен был стать для ее участников настоящей проверкой на прочность.

Отправиться в один из самых масштабных и трудных походов в советской истории освоения Арктики решились шестеро смельчаков: руководитель Сергей Соловьев и радист Владимир Карпов — жители закрытого города Свердловск-45 (ныне Лесной), корреспондент и кинооператор Юрий Борисихин, врач Владимир Рыбин, штурман Павел Смолин — все трое из Свердловска (ныне Екатеринбург), а также каюр (погонщик собачьей упряжки) Филипп Ардеев, житель Архангельской области.

Маршрут участников экспедиции газеты «Советская Россия»

Фото: РИА Новости

Все они вошли в основной состав экспедиции. Кроме них подготовили и два вспомогательных отряда-дублера, каждый из которых включал три человека. На всем маршруте для дублеров устроили базовые лагеря — они появились в Уэлене, Чокурдахе, Хатанге, Амдерме и Мурманске. В них поддерживали радиосвязь с основным отрядом, а также обеспечивали его продовольствием и снаряжением.

«Выжить и выполнить задание»

Экспедиция газеты «Советская Россия» началась 6 ноября 1982 года — в канун 65-летия Октябрьской революции. Участники на собачьих упряжках стартовали из чукотского поселка Уэлен, самой восточной точки СССР.

В составе одного из отрядов-дублеров их сопровождал Геннадий Чеурин — позже он стал почетным полярником, членом Географического общества России. По словам Чеурина, для тех, кто отправился в сложнейший поход, была важна не только физическая, но и морально-волевая подготовка, осознание необходимости этой экспедиции.

Это был не турпоход — так больше месяца не выдержали бы. Мы были на работе и были обязаны принести с нее отчеты. Нашей задачей было не просто выжить. Просто выжить — не выдержали бы. Нужно было выполнить задание

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

Один из участников экспедиции газеты «Советская Россия»

Фото: Владимир Чистяков / РИА Новости

В плане снаряжения участники экспедиции, казалось, были обеспечены очень хорошо: специально для них на комбинате «Электрохимприбор» даже изготовили титановые нарты. По словам Геннадия Чеурина, часть снаряжения путешественники позаимствовали у самого Дмитрия Шпаро — руководителя экспедиции, которая в 1979 году первой в мире достигла Северного полюса на лыжах. Но столь тщательная подготовка не помогла избежать невероятных трудностей.

На Северный полюс экспедиция [Шпаро — прим. «Ленты.ру»] ходила в полярный день, по крепкому насту, по 50-градусному морозу. А у нас на Чукотке была полярная ночь. Рядом — два замерзающих океана, пурга, снег по колено и влажный ветер. Все наоборот

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

«Мы отказались практически от всего»

Температура воздуха на маршруте вдоль побережья Северного Ледовитого океана достигала минус 50 градусов. Вместе с сильным ветром (до 25 метров в секунду), сбивающим с ног, это ощущалось как минус 72 градуса. Постоянно шел снег, а позже к этому набору добавилась еще и полярная ночь.

Участники экспедиции газеты «Советская Россия»

Фото: Владимир Чистяков / РИА Новости

Двигаясь по Чукотке, в самом начале пути полярники были вынуждены по очереди топтать лыжню в снегу по пояс глубиной, собаки шли следом. Но снег все равно не выдерживал тяжело нагруженных нарт, они весили по 500-700 килограммов, даже собаки отказывались их тянуть. В итоге путешественникам приходилось вытаскивать провалившиеся в снег сани, поэтому экспедиция двигалась очень медленно.

Экспедиция за первый месяц прошла 200 километров из десяти с лишним тысяч запланированных. Начали отказываться от лишнего

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

Чтобы окончательно не выйти из графика, путешественники решили облегчить нарты и отказаться от всего лишнего. «Под нож» пошли палатки и спальные мешки, тяжелые примусы и канистры с топливом через некоторое время тоже оставили в одном из базовых лагерей.

Участники экспедиции газеты «Советская Россия»

Фото: Борис Бабанов / РИА Новости

Благодаря этому нарты стали легче, но путешественники остались без горячей еды. Теперь они, по примеру северных народов, стали питаться той же едой, что и их собаки: китовым и моржовым мясом, рыбой и нерпичьим жиром. К слову, собаки не выдержали весь путь, их меняли несколько раз за путешествие.

Мы отказались практически от всего. Оставили только двойную оленью одежду, на которой настоял Филипп Ардеев — ненец с острова Колгуев, единственный неуралец в экспедиции. Взяли одежду изначально как резервную — уважить Филиппа Никитича. А потом оказалось, что она единственная и пригодилась

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

На белье путешественники надевали длинную одежду из оленьего меха с капюшоном и варежками (малицу), а ближе к весне перешли на кухлянку — короткую куртку из оленьего меха. На ноги они надевали плотно облегающие брюки-сапоги из меха нерпы.

Участники экспедиции газеты «Советская Россия» на отдыхе

Фото: Владимир Чистяков / РИА Новости

Эта одежда не просто защищала участников экспедиции от холода: они спали в ней прямо на снегу, отказавшись от палаток. Причем спали всего по четыре часа, чтобы не замерзнуть, а еще успеть лишний раз припорошить собак снегом для тепла. Кроме того, короткий сон экономил время и позволял вернуть экспедицию к запланированному графику.

«Мы превратились в смиренных учеников»

Благодаря избавлению от лишнего груза, экспедиция стала идти гораздо быстрее: если поначалу за день путешественники проходили всего по десять километров (антирекорд — 1,5-2 километра) в день, то потом, приноровившись, достигли норматива — 40 километров в день, а затем вышли на 80.

Сколько километров преодолевали за день? Иногда по полтора-два километра. А рекорд был 156 километров. Он был как раз, когда вышли на тот самый крепкий наст, когда шел полярный день. Много-много факторов связалось

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

На последнем этапе путешествия началось таяние снегов, и тогда участники экспедиции сменили нарты на специальные колесные тележки — их, как и титановые нарты, изготовили на комбинате «Электрохимприбор».

Участники экспедиции газеты «Советская Россия» на колесных тележках

Фото: Владимир Чистяков/ РИА Новости

Впрочем, в условиях приполярной весны колесные тележки показали себя не лучшим образом: из-за большого веса и неповоротливости они то и дело вязли в топком грунте весенней тундры. Порой на выручку путешественникам приходили представители коренных народов Севера.

Когда коренные народы увидели, что мы перешли на их походный образ жизни, тогда они (…) начали помогать. После жесткой северной науки из надменных учителей мы превратились в смиренных учеников. И тогда северяне открыли перед нами душу

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

По воде участники экспедиции передвигались на надувных лодках, а Белое море пересекли на картографическом судне. Полярная экспедиция газеты «Советская Россия» завершилась в Мурманске 6 июля 1983 года.

Один из участников экспедиции газеты «Советская Россия» с ездовыми собаками

Фото: Владимир Чистяков/ РИА Новости

«Вернуться домой с победой и с честью»

21 июля 1983 года тысячи жителей Свердловска вышли приветствовать вернувшихся домой участников экспедиции. Героические путешественники на собачьих упряжках проехали по проспекту Ленина — главной улице города.

Пару дней спустя участников экспедиции с почетом встретили на аэродроме закрытого города Свердловск-45: им организовали торжественные встречи с местными жителями в ДК «Современник» и на городском стадионе «Труд».

Любопытно, что во время экспедиции «заполярный» сигнал ее участника, радиста Владимира Карпова, поймали на коллективной радиостанции Уральского политехнического института (УПИ) в Свердловске

С этого момента местные радиолюбители постоянно поддерживали связь с маршрутной и базовыми группами путешественников. И еще долгое время после того, как экспедиция закончилась, в адрес радиостанции УПИ шли письма.

Участники экспедиции газеты «Советская Россия» на одной из торжественных встреч

Фото: Семен Майстерман / ТАСС

В 1984 году была издана книга об уникальном путешествии — «10 000 километров Полюса недоступности», она заняла первое место в конкурсе лучших книг для молодежи. Экспедиция газеты «Советская Россия» вошла в историю как благодаря протяженности своего маршрута (этот рекорд до сих пор не побит), так и из-за сурового сочетания природных факторов, неблагоприятных для человека.

Ее участники не просто выживали в Заполярье: они проводили медико-биологические исследования того, как меняется состояние человеческого организма в условиях длительного нервного и физического напряжения

Кроме того, велись геомагнитные измерения — составление карты геомагнитного поля и проверка стабильности радиосвязи в условиях Крайнего Севера. Данные, которые путешественники получили в 1982-1983 годах, до сих пор используют научные и медицинские работники, занимающиеся полярными исследованиями.

Необходимость исполнения задания — потому что мы были на работе — сделала экспедицию возможной. И необходимость вернуться домой — живыми, здоровыми, с победой и честью

Геннадий Чеуринучастник экспедиции газеты «Советская Россия»

Как развивался туристический спорт на заре СССР

Московское лето 1929 года. Парк культуры и отдыха заполнен людьми: в самом разгаре парад членов Общества пролетарского туризма (ОПТ). В первой колонне парада-карнавала походники-пешеходы, велосипедисты и альпинисты. Параллельно по Москве-реке плывёт лодка с поклонниками водных путешествий. Вслед за ними на автомобилях едут переодетые «буржуи», высмеивающие «ленивый» стиль западных путешествий. А замыкают шествие участники в костюмах разных народностей СССР и «туристы», приехавшие познакомиться с Москвой. Всё проходит под задорными лозунгами «Турист, крепи оборону Советского Союза» и «Туризм в борьбе с алкоголизмом и религией».

Сервис путешествий Туту.ру Блоги

В конце 20-х годов XX века парады превратились в отдельный вид искусства, а туризм оказался во власти идеологии и политики. Разбираемся, как отечественные путешественники дошли до такой жизни.

Свистопляска с туристскими обществами 

Понятие туристского отдыха появилось вместе с понятием отпуска. В России постановление «Об отпусках» было подписано только 14 июля 1918 года. Декрет запрещал любую трудовую занятость «на стороне», так что советским гражданам пришлось придумывать, чем себя занять в освободившееся время. С этой задачей помог справиться Народный комиссариат просвещения. В начале 20-х годов в центральной России было создано несколько экскурсионных станций для школьников и экскурсионное бюро для взрослых. Именно во внутреннем туризме правительство видело главный способ «развития и воспитания масс». 

«Экскурсии могут носить самый разнообразный характер: естественноисторический, исторический, эстетический, археологический — могут иметь целью изучение экономической, общественно-политической жизни и т.

д. Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений», — писала Надежда Крупская.

Подход был серьёзным, и варианты досуга советских граждан обсуждали на научных конференциях и заседаниях Центрального музейно-экскурсионного института (создан в 1921 году). И институт, и разнообразные школьные станции просуществовали всего несколько лет и исчезли отчасти по политическим причинам, отчасти из-за нехватки денег. Не смог закрепиться в системе и Институт методов внешкольной работы (ИМВР), сотрудники которого разработали первый советский маршрут многодневного путешествия (Москва — Бахчисарай — Коккоз (Соколиное) — Ай-Петри — Кореиз — Ялта — Алушта — Севастополь — Москва). Самоокупаемость организации, живущей за счёт взносов школьников, студентов и рабочей молодёжи, оказалась нулевой. А условия в местах, где останавливались путешественники, были настолько скромными, что более обеспеченные люди ехать туда не решались.

 

«С современным сервисом та наша база не имела ничего общего… — вспоминает заведующая базой в Алуште М. В. Паладиева. — Кроватей, подушек не было. Матрацы — сенные, а постельное бельё, одеяла, полотенца привозили экскурсанты сами. Было в чём варить… но не было из чего есть». 

Благоустроенные турбазы, в первую очередь крымские, за отдельную плату начали обслуживать так называемый «самотёк» — людей, путешествующих самостоятельно. А поскольку греться на солнышке семь дней в неделю скучно и неполезно, граждане путешествующие охотно соглашались на частные экскурсии. Крым захлестнула толпа непрофессиональных гидов, толком не знающих регион. Разумеется, воплотить программу полной политизации и идеологизации туризма в таких условиях было невозможно. И государство придумывало всевозможные общества и устанавливало правила, запрещавшие частные экскурсии. 

В 1928 году был взят курс на самоокупаемость туризма. Появилось акционерное общество «Советский турист» (Совтур), но и оно не устроило партийное руководство. Созданное в эпоху НЭПа общество предлагало дорогой отдых только для состоятельных держателей акций и никак не хотело связываться с рабочей молодёжью. 

Правильным аналогом Совтура должно было стать возродившееся после революции Российское общество туризма (РОТ). Изначально оно было весьма малочисленным, но буквально за год существования обросло отделениями по всей стране. В рамках общества проводились конкурсы на лучшую ячейку и массовую агитацию, соревнования по общественно-политической работе, самообразованию и научному исследованию, словом, всё то, что помогло бы стать «выше, быстрее, сильнее» огромной машине Страны Советов. 

Главная идея таких обществ, ячеек и институтов — показать, что «пролетарский туризм не есть безыдейная прогулка». С этой целью 8 марта 1930 года ОПТ и Совтур были объединены во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество фактически монополизировало туризм, завладев множеством баз, приютов и хижин для ночёвок, фабриками по производству снаряжения и профильными магазинами, пунктами проката и фотоателье.  

Турист и доярка 

География советских путешественников стремительно расширялась с развитием транспорта. Однако в СССР существовали и, мягко говоря, необычные маршруты. Так, под лозунгом «Обмен производственным опытом — задача каждой ячейки ОПТЭ, каждой группы туристов, каждого путешествия, каждой экскурсии» несчастных отпускников призывали на заводы и в колхозы. При этом посещения хозяйств, например, не всегда ограничивались лёгкой прогулкой по полям и коровникам. Починить инвентарь, помочь в уборке урожая, провести партийное собрание — советские отпускники были мастерами на все руки. 

«Пролетарские туристы. В дни своего отдыха организуйте вылазки в деревню. Распределяйте литературу, устраивайте митинги, выступайте на сходках, проводите беседы в избах-читальнях и чайных, выпускайте стенгазеты, давайте справки крестьянам, проверьте по заданиям земельных органов и РКИ ход подготовки к весеннему севу, активно участвуйте в весеннем севе», — гласил призыв Центрального совета туристического общества.

В 30-х некоторые группы путешественников фактически превратились в передвижные агитационные бригады. Они делали политические и антирелигиозные доклады, формировали новые турячейки и отмечали в рапортах неблагонадёжных колхозников. Отчёты о таких поездках бережно собирали сотрудники ОГПУ, так что туристы выполняли ещё и роль бесплатных осведомителей. 

Похожая ситуация была и на заводах. ОПТЭ разработало 78 индустриальных маршрутов. Тут туризм отличался от рабочей командировки лишь тем, что знакомиться с производством других предприятий приходилось во время законного отпуска. Впрочем, руководство Центрального совета Общества это не смущало. Оно ратовало за темпы социалистической стройки, которые станут «ещё сильней, еще крепче, а многие трудности и искривления будут преодолеваться ещё с большим успехом». 

В отпуск за полезными ископаемыми 

К счастью, не все велись на призывы потратить заслуженные дни отдыха на агитацию неразумных «деклассированных элементов».

Сохранился дневник одного из участников похода на Эльбрус 1930 года. Среди прочего молодой инженер писал: 

«Моё упорство и надежда на благополучный исход моего предприятия начали заметно покидать меня, тем паче, что срок отпуска моего кончался. Но я особенно не следил за сроком. Ведь администрация у меня украла ровно 20 летних дней отпуска. А почему и мне не украсть? Как в поговорке: «Вор у вора дубинку украл!»».

Но и туристов-экстремалов государство находило чем занять. Под лозунгом «Пролетарский турист — массовый исследователь производительных сил страны» ОПТЭ организовывало походы в плохо изученные уголки СССР. А чтобы путешественники не искали «то, не знаю что», члены Академии наук и других институтов разработали методички и разнообразные памятки. Среди них были брошюры «Как искать месторождения слюд», «Как собирать горные породы·и минералы», листовки «За полезными минералами», «На поиски цветных металлов» и многое другое. 

Надо сказать, это дало свои плоды. Так, поклонники Урала и его красот обнаружили месторождения каменного угля, хрусталя и железной руды. Сахалинская нефть, лапландские аппатиты, кара-кумская сера — тоже заслуга туристов. 

С ледорубом на защиту страны 

Помимо исследований и пропаганды, советский турист был в ответе и за оборону страны. В 1927 году, когда установившаяся было англо-советская дружба переросла в торговый и дипломатический конфликт, правительство СССР твёрдо решило обезопасить себя от западной угрозы. Для этого было создано легендарное ОСОАВИАХИМ («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству») и организована переподготовка советских туристов.

«Пролетарское туристическое движение в Советском Союзе по самой своей сути, по своему содержанию, неразрывно связано с задачами и интересами обороны Советской страны, неотделимо от этих задач. Далеко не случайно на знамёнах пролетарского туризма начертаны лозунги «Через пролетарский туризм крепи оборону СССР», «Кто не растерялся в снежных горах, тот не струсит и в бою»», — гласила брошюра 1930 года.

 

Для красноармейцев организовывались специальные походы, отдельные от учений, была разработана система скидок на транспорт и снижена ставка членских взносов в ОПТЭ. Гражданским путешественникам приходилось изучать пограничные районы и общаться с местными жителями (читай — заниматься внутренним шпионажем). Для этих целей создавались особые маршруты, например «Дороги Гражданской войны», и специальные военизированные базы, на которых отпускников учили обращаться с оружием и тренировали выносливость. Но главное, что сделали разработчики этого направления для туристов прошлого и настоящего, — поставили во главу угла здоровье путешественников. Будущие солдаты должны быть здоровыми, решила партия, и в Советском Союзе начались исследования того, как большие нагрузки влияют на организм, чем можно помочь альпинистам на высокогорье и как преодолеть перемены климата. Теперь можно было идеологизировать и оправдать даже ленивый отдых на море, просто обозвав турбазы «оздоровительными стройками».

 

Итак, туристы-походники были весьма полезным приобретением для молодого СССР. Пропаганда велась успешно, и во многих районах страны путешественники действительно выполняли множество задач, о которых сегодня и подумать сложно. После войны популярность туризма пошла на спад и возродилась только в середине 60-х.

Ограничение советских поездок в США во время холодной войны

Начало холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом привело к существенным ограничениям на то, где путешественники могут побывать в противоположной стране. Когда в 1953 году умер лидер СССР Иосиф Сталин, пришедшее на смену советское правительство ослабило ограничения для американцев, желающих путешествовать туда под эгидой «сосуществования».

Соединенные Штаты, однако, продолжали ограничивать советских путешественников. А 1955 Доклад о национальной безопасности описывает позицию Америки:

[T] он США находится в парадоксальном положении, которое используется коммунистической пропагандой. Несмотря на их традиционную политику в пользу свободы передвижения и их послужной список поддержки либерального обмена людьми с СССР в послевоенный период, США обвиняют в поддержании «железного занавеса»; и эти обвинения выдвигаются не только представителями международного коммунизма, но и в других отношениях дружественными людьми из свободного мира. Эта ситуация наносит ущерб и может нанести дополнительный ущерб престижу США и репутации США как либерального мирового лидера.

Ограничения не лишены оснований. Соединенные Штаты опасались, что либеральная политика в отношении поездок позволит агентам советской разведки получить доступ и наблюдать за стратегическими объектами. Также опасались, что обычные советские граждане, если им будет разрешено свободно путешествовать, вернутся домой и дадут интервью коммунистическим агентствам печати, которые опубликуют критические замечания путешественников об американском образе жизни.

Американское руководство понимало важность пропаганды в мире холодной войны и знало, что нужно что-то делать. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр решил, что лучше всего будет отражать новую советскую политику. Советским гражданам было разрешено посещать около 70 процентов американской территории, включая большинство городов с населением более 100 000 человек. Американцы также имели аналогичные права при посещении Советского Союза.

«США Районы и муниципальные образования, закрытые или открытые для въезда некоторых советских граждан с 11 ноября 1957 года». Государственный департамент США, 1957 г. Коллекция карт Уоллеса Р. Броуда, отдел географии и карт, Библиотека Конгресса.

На карте районов и муниципалитетов США, закрытых или открытых для посещения некоторыми советскими гражданами по состоянию на 11 ноября 1957 г. , подготовленной Государственным департаментом США, показаны места, в которые советским гражданам было запрещено посещать во время их пребывания в Соединенных Штатах. Въезд, как правило, был запрещен с военных объектов, портов, побережья и промышленных центров. Области, заштрихованные красным, были полностью закрыты для советских граждан, а некоторые незаштрихованные дороги обозначали «указанные маршруты автомобильного транзита» через районы, в противном случае закрытые для путешественников. Темно-красные кружки обозначают города в «открытых районах», которые были закрыты для путешественников, кружки с зеленым контуром обозначают открытые районы в других закрытых районах, а кружки с зеленым контуром и символами привязки обозначают города, открытые для путешествий, за исключением портовых районов.

Деталь северо-востока США из «U.S. Районы и муниципальные образования, закрытые или открытые для въезда некоторых советских граждан с 11 ноября 1957 года». Государственный департамент США, 1957 г. Коллекция карт Уоллеса Р. Броуда, Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса. Подробная информация о Верхнем Среднем Западе США из «U.S. Районы и муниципальные образования, закрытые или открытые для въезда некоторых советских граждан с 11 ноября 1957 года». Государственный департамент США, 1957 г. Коллекция карт Уоллеса Р. Броуда, отдел географии и карт, Библиотека Конгресса.

В 1962 году администрация Кеннеди сняла ограничения на поездки для простых советских граждан. Однако советские репортеры и правительственные чиновники находились под пристальным наблюдением, и правительство США ограничивало их посещение до конца холодной войны.

Эта карта является частью коллекции карт Уоллеса Р. Броуда, хранящейся в Отделе географии и карт. Броуд (1900–1974) был химиком и одно время президентом Американского химического общества.

Кавказ

Грузия Азербайджан

  армения  чечня  дагестан  северная осетия
ингушетия кабардия адыгея  черкесия

Немногие места на

Земле могут претендовать на более разнообразную смесь этносов, языков и культур, чем то, что образует запутанную человеческую головоломку этого малоизвестного горного региона. проведение границы между исторически противоположными мирами: Европа и Азия , Христианство и Ислам , бывший Советский Союз и Ближний Восток . Безымянный французский путешественник однажды написал, что две самые яркие вещи на этой планете: одежда женщин Гаити и демографическая карта Кавказа . От средневековых сторожевых башен Чечни до зеленых пастбищ Грузии , от древних монастырей Армении до высоких пиков Дагестана , от густых лесов Абхазии до шатких нефтяных скважин Азербайджана , от загадочных монолитов Черкесии до загадочного некрополя Северной Осетии и через границы каждого геополитического захолустья, мы будем рады провести вас через многие чудеса этой очаровательной полоски земли, простирающейся от Черного моря до берегов Каспийского . Богатое множество советской архитектуры эпохи, мозаик и мемориалов, конечно, включено в каждый из наших Кавказ поездок.

В дополнение к маршрутам, опубликованным на сайте, мы также предлагаем индивидуальные приключения, необычные туристические маршруты и короткие городские поездки по

 Советскому Кавказу и за его пределы. Примеры включают в себя: путешествия по островам в Дагестане , этнологические экспедиции в  Азербайджане и меланхоличные путешествия по холмистым степям Северной Чечни . Просто напишите нам по адресу [email protected] для получения дополнительной информации о нерекламируемых турах.

При отсутствии зерна ищите в долине. При отсутствии причин посмотрите на горы.
Caucasian Adage

Отказ от ответственности : используемые обозначения и представление материала на этом веб-сайте не подразумевают выражение какого-либо мнения со стороны нашей компании относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района. или его властей, или относительно делимитации его границ или рубежей. Нынешние маршруты включают посещение одной или нескольких сепаратистских провинций и/или оспариваемых территорий. Наши туры рассчитаны на образованную клиентуру, питающую неподдельный культурный и исторический интерес к малоизвестным регионам, которые мы предлагаем в рамках нашего портфолио постсоветских направлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *