Пушкин повесть или роман дубровский: К какому жанру относится произведения А.С ПУШКИН ДУБРОВСКИЙ

Роман Дубровский — аннотация | ReadCafe

Рассуждать о произведении Пушкина Дубровский можно очень много и глубоко, составляя характеристики персонажей повести, давая оценку их поступкам и многое другое. Поэтому ниже представлена, скорее, краткая аннотация произведения Пушкина Дубровский. Рекомендуем также к прочтению краткую биографию Александра Пушкина.

Многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что произведение Пушкина Дубровский можно смело считать образцом прозаичности великого русского писателя. В повести рассказывается о человеке, которого оскорбил и обидел не только зажиточный сосед, но и правосудие. Примечательно, что эта история имеет под собой реальное основание одного из судебных дел того времени.

Главный вопрос — можно ли произведение Пушкина Дубровский отнести к роману, который не был закончен или, все-таки, скорее, эта история является повестью. До сих пор можно только гадать, почему Александр Пушкин закончил работу над своим произведением, когда, как кажется, ему не хватает завершения.

Что это — случайность или Пушкин задумал развязку именно такой, полагая, что другая развязка была бы чересчур неправдоподобной и оставила бы в душе читателя совсем другой след?

Соседи-помещики Андрей Гаврилович Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров ссорятся. В итоге Троекуров добивается того, что Дубровский теряет свое поместье. В это время из Петербурга приезжает сын старого Дубровского, Владимир, который делает ответный выпад. Горя местью, Владимир решил сжечь родовое имение и уйти в леса, захватив с собой обиженных крестьян. Теперь Владимир Дубровский — благородный разбойник, который руководствуется дворянскими и офицерскими принципами чести.

Дубровский придумывает хитроумный план. «Превратившись» в учителя по французскому языку, Владимир поселяется в имении Троекурова, выжидая удобный момент, однако у Троекурова есть дочка Маша, которая покоряет сердце разбойника, и тот решает отказаться мстить.

Развязка наступает, когда выясняется, что Маша насильно обвенчана с другим — это князь Верейский.

Хотя она любит Дубровского, девушка решает не поступаться своим словом и данным обетом нелюбимому.

Как видно, аннотация Дубровского совсем короткая, и лучше всего, безусловно, прочитать книгу. Также можно ознакомиться с кратким содержанием романа Дубровский.

Теги: 

аннотация

книги

персонажи

рецензия

Похожие статьи

Анализ «Старуха Изергиль»

Прежде чем провести небольшой анализ «Старухи Изергиль» — произведения Максима Горького, коротко рассмотрим основные факты об этом рассказе. Максим Горький путешествует по Бессарабии, и по возвращению домой сразу пишет этот замечательный рассказ…

Анализ романа «Преступление и наказание»

Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге — политические преступники, уголовники, воры и убийцы….

Анализ Евгения Онегина

В данной статье мы сделаем краткий анализ «Евгения Онегина», но больше не самого главного героя поэмы Онегина, а непосредственно поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин». Кроме того обсудим главных героев «Евгения Онегина» и всех действующих…

Критика о романе «Дубровский» Пушкина, отзывы современников

Художник П. Л. Щеглов

Роман «Дубровский» — выдающееся произведение великого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.

В этой статье представлена критика о романе «Дубровский» Пушкина, отзывы современников и т.д.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Дубровский»

Критика о романе «Дубровский» Пушкина, отзывы современников

В. Г. Белинский:

«Дубровский» — pendant* к «Капитанской дочке». В обеих преобладает пафос помещичьего принципа, и молодой Дубровский представлен Ахиллом между людьми этого рода, — роль, которая решительно не удалась Гриневу, герою «Капитанской дочки».

Но Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия.

Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести.

Превосходно очерчены также и холопы. Но всего лучше — характер героини, по преимуществу русской женщины. Уединенная жизнь и французские романы сильно развили в ней не чувство, не страсти, а фантазию, — и она считала себя действительно героинею, готовою на все жертвы для того, кого полюбит. Покуда ей приходилось только играть в роман, она делала возможные безумства; но дошло до дела — и она принялась за мораль и добродетель. Быть похищенною любовником-разбойником у алтаря, куда насильно притащили ее, чтоб обвенчать с развратным старичишкой, — казалось для нее очень «романическим», следовательно, чрезвычайно заманчивым. Но Дубровский опоздал, — и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини.

..»

(*pendant — идет в паре, соответствует)

(В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина»)

П. В. Анненков:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Пушкин нарисовал свою картину с особенной энергией, а в характере Троекурова явился глубоким психологом. Вся повесть его и теперь порадает соединением истины и поэзии. В русской литературе мало рассказов, отличающихся таким твердым выражением физиономии: это живопись мастера. Весьма важно… что «Дубровский» написан ранее произведений Гоголя из русского быта, веден иначе, чем они, и совсем в другом тоне; но мысль поставить современную жизнь на главный план… им обща.

«

(П. В. Анненков «Материалы для биографии А. С. Пушкина»)

А. А. Григорьев:

«…правдивые натуры есть и были в жизни — вот вам налицо доказательства: старик Гринев, старик Багров, старик Дубровский. Такую же натуру наследовал, должно быть, если не от отца, то от деда или прадеда, Александр Андреевич Чацкий.»

(А. А. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», 1859 г.)

Анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости»:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.

«

(анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

В. О. Ключевской:

«Троекуров в Дубровском — постаревший петиметр в отставке, приехавший в деревню дурить на досуге. У младших петровских дельцов часто бывали такие дети. Живя в более распущенное время, они теряли знания и выдержку отцов, не теряя их аппетитов и вкусов.

Невежественный и грубый Троекуров, однако, старается дать дочери модное воспитание с гувернером французом и выдает замуж за самого модного барина. Троекуровы родились при Елизавете, процветали в столице, дурили по захолустьям при Екатерине П, но посеяны они еще при Аннах. Это миниатюрные провинциальные пародии временщиков столицы… <…>

Особенно удался Пушкину в «Дубровском» князь Верейский, достойный зять Троекурова. Это — настоящее создание екатерининской эпохи, цветок, выросший на почве закона о вольности дворянства и обрызганный каплями росы вольтерьянского просвещения.

Князь Верейский — едва ли не самый ранний экземпляр новой разновидности нашего типа, которая развилась очень быстро. Подобными ему людьми до скуки переполняется высшее русское общество с конца царствования Екатерины. За границей они растрачивали богатый дедовский и отцовский запас нервов и звонкой наличности и возвращались в Россию лечиться и платить долги.

Князь Верейский жил за морем и, приехав умирать в Россию, напрасно пытался оживить угасшие силы и затеями сельской роскоши, и расцветшей на сельском приволье дочерью Троекурова. …его европеизованное варварство из острого и буйного троекуровского переродилось в тихое, меланхолическое, не под гуманизирующим влиянием Монтескье или Вольтера, а просто потому, что тесть привез в деревню из Петербурга мускулы и нервы, чего зять уже не привез из Парижа. Отсюда «непрестанная» скука князя Верейского, которая с его легкой руки стала непременной особенностью дальнейших видов этого типа.

Дубровский-отец — лицо, любопытное по своей литературной судьбе. Это — любимое некомическое лицо нашей комедии XVIII в., ее Правдин, Стародум или как там еще оно называлось. Но оно никогда не удавалось ей. Это потому, что екатерининская комедия хотела изобразить в нем человека старого петровского покроя, а при Екатерине II такой покрой уже выводился. Пушкин отметал его вскользь, двумя-тремя чертами, и, однако, он вышел у него живее и правдивее, чем в комедии XVIII в.

Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.»

(В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

С. Бураковский:

«Интерес романа «Дубровский» заключается, главными образом, в описании быта и нравов современных помещиков, в характеристике старинного судопроизводства. Быт помещичий обрисован в лице Троекурова. «Великий хлебосол» и в то же время великий деспот.  <…>

Недурно обрисована в повести и дочь Троекурова Маша: это одна из заурядных провинциальных барышень, воспитанная на французских книжках.

.. Весьма удался также Пушкину князь Верейский (слова Ключевского), достойный зять Троекурова. <…>

Замечательна также в повести личность Архипа кузнеца. Пушкин, благодаря своему непосредственному чутью народной жизни, сумел подметит в этой личности весьма оригинальную черту: Архип равнодушно сжигает дом с приказными, но в то же время, когда мальчишки смеются над кошкой… лезет на верх и полуобгорелый возвращается со своей добычей. Таковы типы и характеры, представленные в повести «Дубровский».»

(С. Бураковский «А. С. Пушкин. Биографические сведения и разбор его главнейших произведений для учащихся», 1896 г.)

Н. Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский».

(Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

М. Горький:

«…рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, осободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина. Вместе с этим он явился основоположником того слияния романтизма с реализмом, которое и до сего дня характерно для русской литературы и придаёт ей свой тон, своё лицо.»

(М. Горький, «Предисловие к изданию сочинений А.С. Пушкина на английском языке»)

Это была избранная критика о романе «Дубровский» Пушкина, отзывы современников и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

кто это написал? «Дубровский», Пушкин. Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

Среди незаконченных произведений корифея русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина необычным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Оригинален за счет сочетания острых проблем в обществе с динамичным сюжетом. Работа над произведением длилась немногим более полугода, но опубликовано оно было только через восемь лет, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора концовка могла быть иной, но многие поколения читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается вполне законченным, хотя и не получившим окончательной художественной обработки; Некоторые сюжетные эпизоды еще не проработаны, не до конца ясны мотивы поведения персонажей, отсутствует глубина в изображении главных героев. На самом деле они очень статичны, и читатель вынужден самостоятельно продумывать их человеческие черты. Только детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершенности романа и его возможного продолжения.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом вдруг охладел к процессу и потом уже не возвращался к работе. Возможная причина охлаждения — интерес к «Истории Пугачева» и первым наброскам романа о Пугачеве. Среди произведений Пушкина это произведение было одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и ступенью к историческому роману «Капитанская дочка». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для своего творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик персонажей, изображающих конкретные сцены с их участием.

Внешний вид плана романа

Очень сдержанное и лаконичное произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы местной знати. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и время от времени давая прямые оценки поступкам и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творчеством западноевропейских и русских писателей XVIII-первой трети XIX в.век. Многие исследователи пушкинского творчества считают, что толчок к созданию романа дали драма «Шиллер», комедия Капниста «Ябеда» и множество обличительных пьес о коррумпированных служителях российской юстиции. Но на самом деле писателя вдохновила история белорусского дворянина Островского, которого московский друг П. В. Нащокин сказал ему. Суть истории в том, что помещика незаконно увели из поместья, после чего он стал грабителем и попал в тюрьму.

Эта история, дополненная фактами судебного разбирательства, легла в основу романа. Таким образом писатель добился максимальной достоверности и даже документальности романа. Доказательства такой правдивости есть — во второй главе практически без изменений дан текст судебного документа по делу одного из помещиков, лишившегося имения. Только имена героев тяжбы заменены на вымышленные — Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беспределе, давно ставшем типичным бытовым явлением. В сюжете органично переплелись многие социальные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По мнению великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических произведений», отражающих русское общество.

«Дубровский» — кто писал и какие конфликты легли в основу?

Незадолго до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого подарка от императора Николая I. Это был сборник законов империи в 55 томах. Такой знак царственного расположения должен был показать поэту всю силу законодательства. В романе «Дубровский» (кто его написал, все знают) уже нет романтического пафоса, присущего ранним произведениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Основная идея произведения состоит в том, что, по сути, все законы в романе заменены законом власти, богатства и знатности.
Сюжет романа развивается очень динамично, сочетая в себе два разных по характеру конфликта. Первый конфликт, основные события которого происходят в первом томе, внутрисоциальный, имеющий яркую социальную окраску. Перед ним стоят соседи, бывшие коллеги и даже старые друзья. Это богатый помещик, отставной генерал-генерал Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин поручик Андрей Гаврилович Дубровский, написавшие заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровской гончей, унижавшей достоинство Дубровского. Между Дубровским и Троекуровым возник конфликт самолюбия, переросший в имущественный конфликт с упором на социальное неравенство, что и предопределило исход судебных тяжб. Троекурову помогали продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа — семейно-бытовой. Это типичная бытовая ситуация — брак в неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного беспредела, вопрос о праве на любовь вне зависимости от общественных взглядов и предрассудков. Затрагивается также борьба между любовной страстью и нравственным долгом.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, угнетающий и Дубровского, и собственную дочь. Образ русского господина становится истинным воплощением произвола и произвола. Это настоящий деспот, которому нет дела до чужого мнения и чужих желаний. Он не по своей вине, а в силу своего социального положения. Он груб, избалован и сладострастен. Стоит к этим чертам добавить необразованность, и получится человек «горячего нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко проявляется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Однако автор находит в герое несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживает за отнятое у Дубровского имущество и даже пытается смириться и вернуть отнятое.

У Андрея Гавриловича Дубровского есть читатель, сочувствующий его печальной судьбе. Но автор не идеализирует своего героя, отмечая наличие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также восприимчивости к минутным эмоциональным изменениям. И зависть ему знакома, и даже как управленец он не блещет, потому что не может улучшить состояние. Главная черта Дубровского — дворянская гордыня, не позволяющая ему принять покровительство Троекурова. Дубровский тоже оказывается неким деспотом и исключает возможность свадьбы сына и Маши Троекуровой, считая это одолжением, недостойным дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба — демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский — праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и произвол Троекурова буквально толкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не домашний Робин Гуд, а человек, который случайно оказался в подобной ситуации и не может поступить иначе. Неординарность судьбы Дубровского основана на бытовых обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», написавший в «Евгении Онегине» художественные портреты романтических злодеев, отвернулся от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест против государства, лишающего его будущего. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский есть продукт общественного беззакония, прикрываемого законом.

Описание Дубровский: кто он на самом деле?

Недаром Александр Пушкин отмечал: Дубровский, благодаря частой смене внешности и моделей поведения, становится похожим на других героев-самозванцев — Отрепьева и Пугачева. В романе он предстает гвардейским офицером, привыкшим к беззаботной жизни, то любящим сыном, то мстителем и атаманом шайки разбойников. Он смел и хладнокровен, когда входит в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических встреч.

Описание Дубровского отличается молчаливостью и недосказанностью. Читатель между строк может понять, какие качества характеризуют этого человека. До 11 главы не говорится об истинном характере невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Существование Дубровского в банде разбойников также покрыто дымкой. Есть упоминания о том, что главарь банды славится умом, отвагой и щедростью. Слухи и ужасы перепуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество дефолтов, дает больше информации о чувствах грабителя. Он умен и предусмотрителен, а также хорошо осведомлен обо всех событиях в доме Троекуровых, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве с Машей. Под видом учителя француза он приходит к Троекурову на содержание. Дубровский — мститель, но он не может отомстить Троекурову, потому что влюблен в Машу и не поднимет руку на ее семью.

Любовная страсть у героя выше жажды мести, и Дубровский прощает Троекурова.

Главное во втором томе — трагедия несбывшейся любви героя, недоступность ему простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед выходом из дома Троекуровых он открывается Маше и признается в своих чувствах. Маша в растерянности. Взаимным признанием не отвечает, но дает обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае необходимости.

Главная героиня романа Маша Троекурова и ее переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и ухаживающего за ней старого щеголя князя Верейского. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Ее тянет к Дубровскому, который под видом Дефоржа поражает девушку своей дерзостью, а под настоящей фамилией интересуется ее необычностью, но даже ее брак с ним пугает, потому что она глубоко укоренила моральные нормы о возможном замужестве с человек своего круга, но не учитель Или разбойник. Но брак с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить ее, не лишать жизни и прислушаться к ней. Сознавая тщетность своих просьб, она написала письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неминуемо приближается. Несмотря на молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждет помощи до последнего момента, но после того, как дает клятву вечной верности, понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, отказывается уходить с ним. В этом проявляется не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, давшего ей право выбора и смирившегося с ее выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на незавершенность, привлекает своей искренностью и болезненной проблематикой. Автор как бы хочет указать, что нахождение вне закона не всегда говорит о природной твердости. Но всякое зло влечет за собой неизбежное возмездие. Появление Троекурова в имении дубровских людей является причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А предвестником народного бунта стал ночной пожар в Кистенёвке, устроенный Владимиром Дубровским, ничего не знавшим о запертых посланниках Троекурова.

Почему роман не устаревает?

Роман «Дубровский» — повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийных недовольств крестьян, полномасштабной войны, которая в полной мере представлена ​​в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о бандитах его банды? Можно только предположить, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь к концу романа становится очевидным, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, там такие же варварско-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются те же песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того, как для героя пропало представление о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что они вряд ли вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободными и мародерство прекращается. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу является и его личным поражением, и поражением всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

«Самая горькая, самая невыносимая скорбь стихотворца — его титул…» #Пушкин #РобертЧандлер #ЭлизабетЧандлер @borisdralyuk

kaggsysbookishramblings Без категории борис дралюк, элизабет чендлер, nyrb classics, пушкин, роберт чендлер 18 комментариев

Беглый взгляд на русский раздел моих книжных полок (а он довольно большой…) показывает, что у меня есть большое количество книг, написанных и посвященных Александру Пушкину . Известный как отец русской поэзии, а часто и как основоположник современной русской литературы, я прочитал довольно много его произведений; стихи в основном в антологиях, а также прекрасный небольшой сборник коротких прозаических произведений, переведенных Роджером Кларком как «Истории Белкина» и опубликованных Alma Classics. Интересно, что хотя Пушкин больше всего известен как поэт, на самом деле он создал много прозаических произведений, законченных и неоконченных. Поэтому я был очень взволнован, когда услышал, что NYRB Classics выпускают новую коллекцию под названием 9.0068 «Африканец Петра Великого: опыты в прозе» , под редакцией Роберта Чандлера и в переводе Роберта Чандлера, Элизабет Чендлер и Бориса Дралюка ; скажем прямо, мне явно захотелось это прочитать!

В книге собраны воедино четыре произведения: Африка Петра Великого , История села Горюхино , Дубровский и Египетские ночи . Каждая из них, длина которых варьируется от короткого фрагмента до почти новеллы, представляет собой незаконченную работу, но все они по-своему замечательны, и книга представляет собой захватывающее чтение.

В заглавном рассказе Пушкин опирается на собственное наследие, поскольку его прадед по материнской линии, Абрам Петрович Ганнибал, был африканцем, который был похищен и порабощен, но стал фаворитом и крестником Петра Великого. Умело Пушкин использует фон истории своего родственника, чтобы противопоставить образ жизни России, с ее боярством и старыми традициями, и Парижа, с его современностью и новыми укладами. Когда мы следим за Ибрагимом, главным героем, в его путешествии по французскому, а затем русскому обществу, мы видим, как реформы Петра вторгались в традиционный образ жизни в его стране, и что это не всегда приветствовалось. Помимо модернизации, история также затрагивает реакцию русских на африканца; несмотря на его достоинства, в глубине души чувствуется, что, если бы у него не было защиты царя, отношение могло бы быть другим. Когда история обрывается, Ибрагиму разбили сердце, и он готовится заключить светский брак, чтобы укрепить свой статус; увы, мы никогда не узнаем, как бы Пушкин разрешил эту сюжетную нить.

«История села…» — короткое, острое и сатирическое произведение. Рассказчиком и автором истории является некто Белкин (который фигурировал и в рассказах, о которых я упоминал выше) обедневший дворянин. Заскучив в сельской местности, он решает, что у него есть задатки литератора, и намеревается исследовать несколько жанров. В конце концов, обнаружив, что все они неудовлетворительны, он останавливается на написании истории, но даже это кажется проблематичным. Его источники случайны и частичны; он везде чувствует предвзятость; и он не может даже признать требования истории в отличие от вымысла. Помимо высмеивания истории и историков, есть также ощущение, что Пушкин пародирует самого себя, поскольку у Белкина много общих черт и жизненных событий со своим создателем; в общем, умная и занимательная штука.

«Дубровский» — самое длинное произведение в книге, незаконченный роман, в котором Пушкин исследует положение в России и находит его недостаточным. Два помещика, Троекуров и Дубровский, поссорились, и первый решает раскулачить второго. Местные правовые системы можно легко купить, и у Троекурова (мерзкого, злобного и несносного тирана, если он когда-либо существовал) есть на это деньги. Его действия приводят к гибели Дубровского-отца; однако его сын возвращается в деревню, чтобы отомстить за своего отца, и становится известным преступником, которому помогает группа верных крепостных, присоединившихся к его банде разбойников. События сводятся к одной драматической голове, хотя в рассказе много действия и драмы, и мы никогда не узнаем конца рассказа Дубровского; но то, что у нас есть, завораживает.

Опять-таки Пушкин определенно критикует здесь систему; крепостные — не более чем рабы, закон принадлежит тому, у кого больше денег или влияния в местности, и есть ощущение, что добро бессильно против коррумпированных систем российского права. В первых трех историях есть ощущение, что старые русские традиции настолько укоренились, что затащить страну и ее население с визгом и брыканием в какую-либо современность будет невозможно. Конечно, крепостные Дубровского люто ему преданы и хотят остаться с ним; нет особого намека на то, что они могут представить себе какую-либо независимость или свободу, и действительно, страна не устроена таким образом, чтобы давать им возможности.

Чарский сделал все возможное, чтобы избежать невыносимого прозвища. Он избегал своих собратьев-писателей, предпочитая общество даже самых бессодержательных членов высшего общества. Его разговор был чрезвычайно банален и никогда не касался литературы. В одежде он всегда следовал последней моде с робостью и суеверием молодого москвича, впервые посетившего Петербург. Его кабинет, обставленный как спальня дамы, никоим образом не напоминал кабинет писателя; ни на столах, ни под ними не было свалено ни одной книги; диван не был испачкан чернилами; не было того беспорядка, который выдает присутствие Музы и отсутствие совка и щетки. Чарский приходил в отчаяние, если кто-нибудь из светских друзей обнаруживал у него перо в руке. Трудно поверить, чтобы человек, наделенный талантом и душой, мог опуститься до такого мелкого притворства.

Заключительная часть книги исследует другой аспект изменений в российском обществе. «Египетские ночи» рассказывает историю поэта Чарского, человека со сложным отношением к своему искусству. Очевидно, конечно, видеть Чарского в качестве шифра для самого Пушкина, и Роберт Чандлер в своем прекрасном послесловии чувствует, что вымышленный поэт действительно представляет что-то от реального. Чарский встречает импровизатора, который сочиняет и исполняет свои произведения на месте, продав билеты на свои сольные концерты и заставив публику выбрать тему. Это само по себе большой талант, но Чарскому не нравится коммерческая составляющая спектакля. Художники того времени зависели от богатых меценатов и продажи своих услуг, но в повести видно, что Чарскому трудно отделить требования меценатов и общества от потребности в чистоте письма. Я думаю, мало что изменилось за столетия, поскольку конфликт между коммерческим и художественным все еще существует сегодня.

Особенно увлекательным элементом «Египтянина…» является то, что в нем есть две поэтические последовательности, и я не могу не задаться вопросом, сколько бы еще Пушкин проработал своего стиха, если бы он его закончил. Как и в случае со всеми четырьмя произведениями в этом томе, читать то, что оставил после себя великий писатель, доставляет огромную радость, но грустно осознавать, что он так и не закончил их. Возможно, он считал свою прозу «экспериментами», но совершенно очевидно, что у него были исключительные таланты во всех видах письма, которые он выбирал.

Как я упоминал ранее, есть отличное и информативное послесловие Роберта Чандлера, а также полезные примечания к текстам, и это действительно образцовая коллекция. Чендлер также выпустил блестящую «Короткую жизнь» Пушкина, которую я рассмотрел здесь и могу настоятельно рекомендовать, если вы хотите глубже изучить жизнь поэта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *