Александр Пушкин: Все суждения о Батюшкове и его творчестве должны предполагать уважение к его несчастьям
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
21.01.2010 00:10
Поделиться
Дмитрий Шеваров
25 января 1825 года. Михайловское. Окна затянуты инеем. Тихий матовый свет погружает в задумчивость. Заскрипит дверь, влетят клубы мороза, стукнутся друг о дружку мерзлые березовые дрова — и снова тишина.
Начитавшись накануне допоздна свежих журналов, Пушкин садится за письма друзьям — К.Ф. Рылееву, П.А. Вяземскому, А.А. Бестужеву… До Сенатской площади еще одиннадцать месяцев, а в литературе уже одних венчают на царство, других казнят. И эта, пока еще словесная баталия, всерьез тревожит Пушкина.
Из его письма Рылееву обычно цитируют слова в защиту В.А. Жуковского: «Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?» Куда реже вспоминают те строки, где речь идет о К. Н. Батюшкове: «…Ох! уж эта мне республика словесности. За что казнит, за что венчает? Что касается до Батюшкова, уважим в нем несчастия и не созревшие надежды».
Константин Николаевич Батюшков в эту пору находился в больнице для душевнобольных в саксонском местечке Зонненштейн. Лет за десять до того, будто предчувствуя свое заточение в заграничной лечебнице, он написал стихотворение «Пленный», где есть такие нетерпеливые и горячие строки:
Отдайте ж мне мою свободу!
Отдайте край отцов,
Отчизны вьюги, непогоду,
На родине мой кров,
Покрытый в зиму ярким снегом!
Ах! Дайте мне коня…
В январе 1825 года Батюшков был уже безнадежно болен, стихов не писал, но литературные оппоненты продолжали отвечать на его статьи, молодые поэты разбирали его стихи, новое поколение без почтения рассматривало все им написанное. Само же имя Батюшкова произносилось с какими-то глухими оговорками и полунамеками. Никто не знал, как писать о Батюшкове, не нарушая врачебной тайны, как полемизировать с его взглядами, если ответа никогда не последует.
Пушкин предлагает решение столь же простое, сколь и нравственно безупречное: все суждения о Батюшкове и его творчестве должны предполагать уважение к его несчастьям.
Вот что совсем не привилось у нас: уважение к личной трагедии известного человека, будь то писатель, актер или политик. Подробности аварий, разводов, болезней — все беспощадно бросается в топку «рейтинга».
А Пушкин предлагал уважать еще и не созревшие надежды. Этого и вовсе никто не понял. Как можно уважать то, чего нет и скорее всего не будет? У нас поворачивается язык сказать ребенку: «Ты неспособный…» Но это означает лишь то, что мы не уважаем надежду.
И когда же мы это поймем: надежда пестуется уважением, бережностью, а несозревшая, несостоявшаяся (как нам кажется) надежда требует особой деликатности.
В недавно вышедшей книге о Батюшкове филолога-исследователя Риммы Михайловны Лазарчук* меня особенно тронуло одно место. Полемизируя с коллегой, известным ученым, позволившим себе иронически отозваться о «невозможной сентиментальности» писем отца поэта, автор напоминает, что сентиментализм был не только направлением в литературе, а выразителем души наших предков, живым языком их чувств, и смеяться над этим грех. «Исторические эмоции, — пишет Лазарчук, — исторического человека не могут быть объектом иронии».
Пушкин бы эти слова подчеркнул или оставил бы на полях отметку резкую ногтей.
*Р.М. Лазарчук. К.Н. Батюшков и Вологодский край. Из архивных разысканий. Череповец, «Порт-Апрель», 2007. Тираж 500 экз.
Дмитрий Шеваров.
E-mail: [email protected]
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №11(5090)
Поделиться
ЛитератураКалендарь поэзии
Батюшкову — Пушкин. Полный текст стихотворения — Батюшкову
Литература
Каталог стихотворений
Александр Пушкин — стихи
Александр Пушкин
Батюшкову
В пещерах Геликона
Я некогда рожден;
Во имя Аполлона
Тибуллом окрещен,
И светлой Иппокреной
С издетства напоенный
Под кровом вешних роз,
Поэтом я возрос.
Веселый сын Эрмия
Ребенка полюбил,
В дни резвости златые
Мне дудку подарил.
Знакомясь с нею рано,
Дудил я непрестанно;
Нескладно хоть играл,
Но Музам не скучал.
А ты, певец забавы
И друг Пермесских дев,
Ты хочешь, чтобы, славы
Стезею полетев,
Простясь с Анакреоном,
Спешил я за Мароном
И пел при звуках лир
Войны кровавый пир.
Дано мне мало Фебом:
Охота, скудный дар.
Пою под чуждым небом,
Вдали домашних Лар,
И, с дерзостным Икаром
Страшась летать не даром,
Бреду своим путем:
Будь всякой при своем.
1815 г.
О музе
Золотой век
Стихи Александра Пушкина – О музе
Стихи Александра Пушкина – Золотой век
Другие стихи этого автора
У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Для детей
Письмо Татьяны к Онегину (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Золотой век
К *** (Я помню чудное мгновенье…)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Золотой век
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Золотой век
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Золотой век
Ты и я (Александру I)
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Золотой век
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Александр Пушкин, Черный отец русской литературы — Африканское наследие
Доктор Ю. Ин Великая литература, великие люди
Молодой Александр ПушкинДа… верно! Александр Пушкин, отец современной русской литературы, на самом деле был Черным. Его прадед на самом деле был рабом-африканцем Абрамом Петровичем Ганнибалом, впоследствии ставшим генералом «Петра Великого». Региональное происхождение Ганнибала часто оспаривается, поскольку часто говорят, что он родился в 169 г.6 в деревне «Логон» в современной Эритрее (статуя Пушкину была установлена в Асмэре в 2009 г.), а другие утверждают, что он был родом из района Логоне-Бирни в Камеруне (возможно, из королевства Котоко или Канем- Империя Борну). Сегодня большинство согласны с тем, что на самом деле он был из Камеруна. Интересно, что сам Александр очень гордился своим африканским происхождением.
Чтобы дать вам временные рамки, Пушкин жил с 1799 по 1837 год в России и даже написал книгу о своем прадеде под названием «Негр Петра Великого», также известную как «Арап Петра Великого». Он считается величайшим русским поэтом и первым использовал народную речь в своих стихах, пьесах, смешивая драму и романтику. Александр Пушкин познакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами. Он привнес естественную речь и иностранные влияния для создания современного поэтического русского языка. Несмотря на то, что он прожил короткую жизнь, он оставил образцы почти всех литературных жанров своего времени: лирической поэзии, повествовательной поэзии, романа, рассказа, драмы, критического эссе и даже личного письма. Он прожил жизнь, целиком основанную на его любимой цитате: « Живи пером, умри от меча
». Он вел очень провокационную жизнь и был настоящим плейбоем. Он погиб на дуэли. Памятник Пушкину в ПетербургеПамятники установлены в России, в Петербурге, Москве, школы носят его имя. PBS опубликовала на Frontline статью под названием «Генеалогия Пушкина». Говорят, что персонаж книги Льва Толстого Анна Каренина основан на дочери Пушкина (Мария Гартунг), которую Толстой описал как чрезвычайно красивую и умную. Прочтите некоторые из его книг на Amazon: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и другие… Посетите Википедию, чтобы узнать больше об отце современной русской литературы.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Африканское влияниеАфро-русскийАлександр ПушкинПушкинРусская литератураРусский писательДля этого слайд-шоу требуется JavaScript.
С | М | Т | Вт | Т | Ф | С |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- 2 934 053 посещения
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 1455 другим подписчикам
Искать:- Proverbe Congolais sur la tentation / Конголезская пословица об искушении
- Ватикан отвергает «Доктрину открытий», используемую для оправдания колониальных поисков и кражи земли
- «Ils Sont Venus» Франсуа Сенга-Куо / «Они пришли» Франсуа Сенга-Куо
- Давайте иметь миллионы африканских лидеров: станьте лидером, которым хотите быть!
- Новая схватка за Африку
- Большинство не знают о колониальном прошлом Германии и первом геноциде 20 века
- Мотоциклы и женщины Уагадугу: путь к свободе
- Нужны усилия /Необходимы усилия
- FESPACO 2023: Тунисский фильм «Ашкал» получил «Золотого жеребца Йенненги», а женщины-кинематографисты получили признание
- Международный женский день 2023
- Великое искусство (120)
- Великие Цивилизации (198)
- Большая экономия (64)
- Большой смех (34)
- Великие легенды и сказки (94)
- Большая литература (122)
- Великие моменты (456)
- Отличная музыка (56)
- Великие люди (392)
- Великая наука (76)
- Большая мелочь (73)
- Великая Мудрость (288)
- Без рубрики (37)
- Кость Лебомбо: старейший математический артефакт в мире
- «Nuit de Sine» Леопольда Седара Сенгора / «Ночь в синусе» Леопольда Седара Сенгора
- «A ma Mère / Моей матери» Камары Лайе
- 11 компонентов французского колониального налога в Африке
- Скарификация: «древняя» африканская культура татуировки
© Dr. Y. и www.afrolegends.com, [2009-2023]. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без письменного разрешения автора/владельца этого блога строго запрещено. Выдержки и ссылки могут быть использованы при условии полного и четкого указания имени доктора Ю. и www.afrolegends.com с указанием соответствующего и конкретного указания на исходный контент.
Гордость Пушкина: как российский литературный гигант отдал дань уважения своим африканским корням | Александр Пушкин
Для россиян Александр Пушкин обитает в пространстве вне вкуса, где национализм придал субъективному искусству налет факта. Он бесспорный отец их литературы, как Шекспир для британцев. Учитывая замкнутый характер современной российской политики, трудно представить, что создатель «Евгения Онегина» был не только сторонником мультикультурализма и глобального обмена, но и их примером: Пушкин был метисом и гордился своим африканским происхождением.
Его прадед, Ибрагим Петрович Ганнибал, вероятно, родился на территории нынешнего Камеруна в 1696 году. Ребенком Ганнибала похитили и увезли в Константинополь, где, в одной из сбивающих с толку литературных сносок, один из предков Толстого «спас» его (это собственное слово Пушкина — выручив — в записке 1824 г.) и представил его Петру Великому.
Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал. Фотография: Alamy Stock PhotoГаннибал сменил одну форму рабства на другую, но в качестве пажа, крестника и экзотического придворного любимца императора его новая жизнь была гораздо более гламурной. Получив военное образование во Франции, он дослужился до дворянства и умер главнокомандующим с сотнями крепостных: черный аристократ с белыми наемными слугами в Северной Европе 18-го века.
Пушкин попытался осмыслить жизнь своего предка в начатом им в 1827 году незаконченном историческом романе «Мавр Петра Великого». Во фрагменте, основанном на собственном опыте предрассудков автора, Ибрагим обнаруживает, что многие женщины во Франции восхищаются им, но «это любопытство, хотя и скрытое за видимостью благожелательности, оскорбило его чувство собственного достоинства». Он завидует «людям, которых никто не замечал, считая их ничтожность счастьем». Он ожидает «издевательства». А когда он падает, то за графиню Д., которая «приняла Ибрагима учтиво, но без особого внимания. Это польстило ему».
Написано просто и увлекательно – несложно представить, как это перерастает в задорный лик – фрагмент, тем не менее, чрезвычайно тонкий. Ирония может быть аустеновской по своей гибкости, как, например, когда Пушкин воображает, что графиня находит «что-то привлекательное в этой кудрявой голове, черной среди напудренных париков в ее гостиной», или исследует собственное предубеждение Ибрагима о сексуальных мотивах окружающих его женщин.
Эта двусмысленность была центральной в личности Пушкина. Иногда он использовал свое африканское происхождение, чтобы позиционировать себя как байронического героя-аутсайдера, как, говоря о «моей Африке», в «Онегине», как будто он был там. Он называл американских рабов «моими братьями», в то время как у него были русские рабы, и настаивал, как говорится в переводе Набокова его стихотворения 1830 года «Моя генеалогия», что Ганнибал был «закадычным другом императора, а не рабом».