Морально-нравственные преобразования Мартина Лютера — Russian DAZ
Протестантская религия, отмечающая в 2017 году 500-летний юбилей, представлена в Республике Казахстан как конфессиями, имеющими многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты), так и новыми нетрадиционными общинами. В нашей стране протестантизм получил распространение одновременно с появлением на обширных территориях Семиречья представителей европейских народов, прибывающих сюда с различными миссиями. Это были исследователи в области географии и геологии, ботаники и археологии, ученые, врачи, военные, политики, внесшие огромный вклад в освоение и развитие региона. Среди них было немало исповедующих протестантизм, особенно из числа немцев.
В конце 19 века появились их первые немногочисленные общины. Поток переселенцев во время Столыпинской реформы, состоящий из крестьянского люда, ремесленников, чиновников, сделал конфессиональный состав населения еще более разнообразным.
Значительная часть немцев, депортированных во время Великой Отечественной войны в Казахстан, исповедовала протестантскую религию. Однако первые протестантские общины появились только после ослабления политики в отношении неугодных власти народов, в 1950-х годах, и численность их постоянно увеличивалась. Следствием массовой миграции немецкого населения республики на историческую родину стало резкое уменьшение количества объединений, адепты которых исповедовали протестантскую религию.
В данное время к протестантам себя причисляет половина представителей немецкого этноса, проживающего на территории Казахстана; протестанты есть среди корейцев, русских, украинцев, белорусов, небольшое их число среди казахов, уйгуров, литовцев, эстонцев, армян, татар.
В докладе, зачитанном на XVI съезде партии «Нур Отан», Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев заявил об увеличении количества протестантских церквей в стране, отметил их важность для государства и рост влияния протестантизма на общество: «Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В нашей стране в мире и согласии проживают представители 17 конфессий. Наиболее крупные из них – ислам, православие и протестантство».
«В последние годы в Казахстане отмечается рост последователей протестантских церквей. Протестантизм в центр жизни человека ставит успешный и производительный труд, ценности бережливости и добродетельной жизни. Они считают, что честный труд угоден Богу. И именно проповедующие эту религию в шести странах мира создают 36 процентов богатств земли», – добавил Н.Назарбаев.
В этом году отмечается знаменательное событие – 500-летие Реформации, изменившее ход всей европейской цивилизации. В начале XVI века проповедник Мартин Лютер своими проповедями-откровениями открыл глубину и содержание истинной веры, вернул народу первоисточник – Библию, протестуя против её самовольной, искажённой интерпретации Римской католической церковью. Церковная иерархия, её многочисленные служители, казалось, основательно и надолго заняли непререкаемое положение между Богом и людьми, искусно манипулируя их доверчивостью, страхами, невежеством.
Это положение позволяло управлять человеком, обществом, государством, пользоваться неограниченной властью, главной целью которой стало обогащение.Духовенство, всё в большей степени купаясь в роскоши, погрязая в разврате, девальвировало основные постулаты вероучения, развивая слепое послушание и преследуя свободомыслие. Продажа должностей ослабляла светскую власть, а индульгенция разъедала морально-нравственные устои общества. В церковных университетах слово божие изучалось поверхностно, отдавалось предпочтение схоластической философии.
Протест назревал издавна, усиливался по мере развития наук и книгопечатания, овладения знаниями всё более широкими слоями населения во всей Европе, но вылился в мощное движение в стране наиболее верующей – в Германии.
Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебене, в главном городе тогдашнего графства Мансфельд, в нынешней Саксонии. В крестьянской семье он получил свои первые уроки и жизни и приобрёл необыкновенное трудолюбие, врожденный практический смысл при несомненном идеализме и консерватизме. Учеба в университете (г. Эрфурт) развила природный ораторский талант. Изучал юридические науки. Особенно сильное впечатление произвело чтение Библии, на которую случайно наткнулся в университетской библиотеке. Религиозное настроение с годами усиливалось, и 17 июля 1505 г. он поступил в монастырь, через два года получил сан священника.
Мартин Лютер много читает, беседует с викарием Штаупицем, который станет его другом по жизни. «Отпущение грехов дается человеку настолько, насколько он верует. Любовь к Господу – единственный источник спасения. Вера – единственное средство примирения с Богом. Человек должен уповать на благодать Творца» – таковы новые логические выводы. Лютер еще не осознает, что если религия становится чисто личным делом между Богом и верующей душой, то рушится все здание католической церкви.
Будучи преподавателем Виттенбергского университета, был послан в Рим, где его ожидало страшное разочарование от увиденного: контраст между немецкой религиозностью и неверием местных жителей, разврат и пьянство служителей церкви, повсеместное и неприкрытое нарушение обетов монахами поразили молодого священника. Его скептицизм во отношении истинности постулатов католической церкви окреп, трансформировался и был со временем облечен в форму знаменитых тезисов.
Являясь доктором богословия с правом толкования Библии, при общении с народом обнаружил, что истинное религиозное чувство вырождается в массе в чисто формальное внешнее благочестие. Это окончательно привело его к мысли о своём самопожертвовании ради Великого дела Реформации. Его учение началось с довольно незначительного вопроса церковной практики – об индульгенциях, ставших для церкви одним из главных источников дохода. Разрешительные грамоты раздавались налево и направо, власть духовная и светская молчала.
1 ноября 1517 г. в праздник всех святых в Виттенбергскую дворцовую церковь ожидался большой прилив мирян и духовенства, были обещаны широкие отпущения грехов. Осознавая своё противопоставление церковным властям, Лютер написал 95 тезисов, которые накануне праздника, 31 октября, прибил к воротам церкви. Ряд положений доказывал, что покаяние требует внутреннего перерождения человека и что всякий внешний акт для примирения с Богом в виде денежной жертвы недействителен. В его тезисах не было ничего еретического, они строились сугубо на бесстрастном толковании Библии и на высоких морально-нравственных ценностях, бережно сохраняемых народом из поколения в поколение, но именно эти тезисы выдвинули его на арену всемирной истории, стали началом Реформации. Написанные на латыни, тезисы были переведены на немецкий язык, а странники разнесли их по домам.
Смелость человека, посмевшего восстать против всей церковной иерархии, сбросить смирительную рубашку, открыть путь свободе нашла сочувствие и уважение в народных массах. Повсюду разгорались диспуты, многие ученые-богословы стали переходить на сторону реформатора. Население Германии поддержало протест, который возвращал к истинной вере. Лютер порвал могучую цепь, с помощью которой церковь приковала души к своим иерархическим органам, сделал человека свободным от людей, объявил Святое Писание единственным авторитетом.
Мир пришёл в движение, и Лютер со свойственным ему трудолюбием и самоотверженностью развивает свои идеи в проповедях и лекциях, вовлекая в свою орбиту всё новых и новых сторонников.
В это время он начал свою поразительную литературную деятельность, обогащая немецкий язык и развивая национальное самосознание. Воодушевление нации росло, приближался окончательный разрыв с Римским Папой.
В начале 1520 г. появилось знаменитое послание Лютера, адресованное «Его императорскому величеству и христианскому миру немецкой нации», явившееся по сути настоящим военным манифестом, целой программой преобразований не только церкви, но и государства. Цель его – освободить Германию от постыдной зависимости, возбудить в ней стремление к самодеятельной жизни, доказать, что ее подчиненность Италии не есть следствие исторической необходимости, а добровольно наложенное на себя иго.
Выдвигает принцип всеобщего священства христиан: «Все члены церкви, духовные и миряне, имеют одинаковые права как христиане. Различие только в должности, а по сути – духовенство те же крестьяне или бюргеры». Из этого следовало, что священники не должны иметь никаких преимуществ и привилегий, должны быть подсудны светской власти.
Провозгласив верховенство морально-нравственных принципов, он приступает к активной реформе церковных порядков. Мартин Лютер требует уничтожения безбрачия духовенства, чуждого божественному провидению, возводящего духовенство в особую касту. Он доказывает, что брак – состояние, вне которого человек не может спастись. Борьба с невежеством становится его основной целью.
Для этого он призывает аббатства и монастыри превратить в христианские школы, настаивает на отмене многочисленных праздников, способствующих праздности и пьянству. Социальное неравенство рассматривается им как святотатство, он настаивает на том, чтобы нищенство было запрещено, чтобы каждый город взял на себя обязательство заботиться о бедных. Он призывал поднять статус человека труда, воздать ему должное как основе материального благополучия общества. Лютер стремится учредить школы для девочек, особые надежды возлагает на подрастающее поколение, которому религиозная истина должна была внушаться с самого раннего возраста. На пути просвещения особую роль отводил устройству народных библиотек.
Лютер постепенно вводит перемены в богослужении: отменяет пышность католической службы, центром богослужения делает проповедь. Чтобы дать общине самой участвовать в богослужении, вводит духовное пение, для чего переводит на немецкий язык старые латинские гимны, сам сочиняет тексты и музыку к ним. Его стихотворные переложения псалмов являются лучшими образцами духовной песни, один из наиболее известных – лютеровский гимн «Eine feste ist unser Gott». Песни облетели всю Германию, овладевая народными сердцами и делая учение доступным для восприятия каждого человека.
Под впечатлением провозглашённых Лютером целей обновления, понятных и разделяемых народом, изнывающим от засилья мздоимцев, начинаются массовые волнения в поддержку реформ. Однако Лютер, обладающий врожденным крестьянским консерватизмом, пытается сохранить роль и значение церкви как основы общественного порядка. Он обращается к народу с призывом «Я не хотел бы, чтобы боролись за Евангелие насилием и убийством. Словом побежден был мир, словом была создана церковь, словом она будет опять восстановлена». На этом он отдаляется от активных действий в осуществлении реформ, но дело Лютера уже стало достоянием всего народа, который выдвинул из своей среды новых деятелей, новых вождей, которые продолжили борьбу с Римом более радикальными методами. Первой страной, открыто присоединившейся к Реформации, стала Пруссия, затем учение проникло в другие европейские государства – Францию, Испанию, Нидерланды, Швецию, Данию, Польшу, Венгрию. Везде новые идеи находили отклик людей, недовольных церковью.
Уединившись в Вартбургском замке, Мартин Лютер занялся самым значительным трудом своей жизни – начал переводить Библию для немецкого народа, продемонстрировал совершенство языка, сумев передать неповторимый дух подлинника. Огромна заслуга реформатора в выработке литературного немецкого языка, благодаря которому в Германии, после утраты ею политического и церковного единства, сохранилось единство языка. Сам того не сознавая, Лютер явился его творцом, и многие исследователи именно с него начинают историю новейшей немецкой литературы. Лютер передал в руки народа чистое учение Библии, без комментариев от лица служителей церкви.
Библия, единственный источник религиозных верований, проникала благодаря ученому во все слои общества, делалась в каждом доме настольной книгой, стала великим залогом нравственного совершенствования народа.
Наши прародители, отправляясь в далёкую, неизведанную и суровую Россию, осваивая новые земли, брали самые ценные вещи, и в их числе непременно была Библия. Впоследствии, подвергаясь депортации, репрессиям и насилию, находясь в трудармии, в лагерях и в тюрьмах бережно прижимали к своей груди единственную ценность – Библию, помогавшую вынести нечеловеческие испытания, найти источник сил и несгибаемой воли, веры в справедливость.
Удивительны богатство натуры, притягательность этого гениального человека. Лютер обладал чуткой, неумолимой совестью, требовавшей у него отчета в каждом сделанном шаге. Несмотря на религиозность и фанатическую преданность воодушевлявшей его идее, не был мрачным аскетом и с такими словами обращался к многочисленным друзьям: «Ты можешь позволить себе всякую радость в мире, если она не греховна, этого не запрещает тебе твой Бог, даже желает этого. Богу приятно, когда ты от глубины души радуешься или смеешься». Очень дорожил семьей, которую создал будучи в почтенном возрасте, трепетно любил жену и детей, природу, музыку.
И все же основное содержание его жизни составлял труд, упорный, почти непрестанный, превышающий обыкновенные человеческие силы. Работоспособность была потрясающей – он делал переводы, читал лекции в университете, проповедовал два раза в день, вел обширнейшую корреспонденцию. Сочинения ученого составляют 22 объемистых тома, хотя литературная деятельность никогда не была его основным занятием.
Непререкаема роль Мартина Лютера в освобождении людей, их совести и мысли от нравственного и умственного гнета католической церкви, мешавшего улучшению жизни во всех ее проявлениях. Однако внутренняя жизнь великого реформатора в последние годы представляла настоящую трагедию. Он видел и горько осознавал, что оказался в положения человека, положившего свою жизнь на служение одной идее, глубоко верил, что эта идея обновит весь мир, и спустя время вынужден признать, что весь труд его был напрасен, что папство и жизненные реалии, против которых он столько ратовал, совершенно под стать времени и народу, что народ не созрел еще для возвещенной им истины, которая вместо обновления производит в нем один соблазн. «Проповедник должен прежде всего познакомиться с миром, убедиться, что он собственность дьявола, и не ожидать от него исправления».
Прискорбным было и то, что реформация церкви и государства, которой была посвящена жизнь, сделалась новым рычагом для реализации политических замыслов удельных князей, давно вожделевших ослабления императорской власти. Для воплощения своих стремлений им недоставало только уничтожения независимости церкви от светской власти и приобретения церковного имущества.
С момента провозглашения тезисов о реформе церкви и до сегодняшнего дня не утихают споры о роли протестантства не только в морально-нравственной сфере жизни человека, но и в организации его экономической деятельности. Вот что говорится по этому поводу в Википедии: «Протестантская трудовая этика – религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности…
Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.
Характерная черта протестантских обществ – ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью, и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.
C точки зрения Вебера, критерием полезности профессиональной деятельности выступает, прежде всего, её доходность: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».
Морально-нравственные преобразования Мартина Лютера так близки и во многом схожи морально-нравственной философии Абая:
• Люди часто непредсказуемы, нерациональны и эгоистичны: Прощай их все равно.
• Если ты добр, люди могут заподозрить в тебе скрытые эгоистичные мотивы: Будь добрым все равно.
• Если ты успешен, у тебя появятся сомнительные друзья и настоящие враги: Добивайся успеха все равно.
• Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя: Будь честен и искренен все равно.
• То, что ты создавал годы, другие могут разрушить за одну ночь: Создавай все равно.
• Если ты станешь безмятежным и счастливым, кто-то будет завидовать тебе: Будь счастлив все равно.
• То доброе, что ты сделаешь сегодня, скорее всего, будет забыто: Делай доброе все равно.
• Отдавай лучшее, что у тебя есть.
И даже если это будет недостаточно – отдавай все равно.
• И, в конце концов, это все между тобой и Богом, а не между тобой и ими.
Поделиться
Центр Германии? Тюрингия (Путеводитель от Михалыча) 5
Часть ПЕРВАЯ
Часть ВТОРАЯ
Часть ТРЕТЬЯ
Часть ЧЕТВЁРТАЯ
====================================================
А сейчас , терпеливый читатель, прежде чем рассказать тебе о Доме музее Мартина Лютера в Айзенахе и о его пребывании в Замке-крепости Вартбург я попробую максимально коротко и структурированно рассказать о каких-то базовых вещах.
Тем, кому история христианства до обнажённой нижней части спины, мой совет — пропустите. 🙂
===================================================
Тот, кто хотел бы информацию поподробнее, найдёт её ТУТ
===================================================
Cуществует 3 мировые религии:
буддизм
христианство
мусульманство.
МИРОВЫЕ потому что
мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.
Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения
Христиане в свою очередь делятся на
православных
католиков
протестантов
( далеко не только , но я назвал основные раправления.)
Всего христиан 2,31 млрд. из них
1,15 млрд. католиков,
426 млн. протестантов,
от 240 до 300 млн. православных
Раскол церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) произошел в 1054 году.
И с этого момента мы можем говорить о том что на территории Европы было одно направление христианства — католицизм.
Мы с вами с «молоком матери» впитали то что религия — опиум для народа.
И вообще в великом и могучем СССР бога на 70 лет отменили, но на самом деле церковь — мощнейший институт, благодаря которому развивалась культура, распостранялась письменность и образование, возникали библиотеки в монастырях и т.п.
Только с согласия Папы Римского мог быть коронован император Священной Римской империи (с 1512 года — германской нации)
Церковь — крупнейший землевладелец, авторитет церкви порой непререкаем…
И вот против этой махины выступил простой смертный, пусть и образованный
МАРТИН ЛЮТЕР
Лютер выступил с 95 тезисами против
ИНДУЛЬГЕНЦИЙ
(вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви).
Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви.
Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).
Мартин утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии.
[u]При этом он посмел посягнуть на солидный источник доходов могущественной церкви, превратившей продажу индульгенций в высокодоходный бизнес.[/u]
Карикатура на Индульгенцию
Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания.
Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе.
Роль духовенства М. Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души.
Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви
БИОГРАФИЯ Мартина Лютера хорошо известна.
родители Мартина
В частности мы знаем что он жил в Айзенахе в юности в течение трех лет (1498 по 1501 годы), здесь он учил латынь.
Молодой Лютер настолько сдружился с хозяевами дома, где он квартировал, семьей Котта, что впоследствии он неоднократно называл Эйзенах «своим любимым городом».
Дому, в котором жил Мартин Лютер,более 500 лет.
Он является одним из старейших зданий Айзенаха.
Здесь представлен архив Реформатора церкви и отдельные вещи той эпохи.
Советую непременно посетить и после осмотра выпить чашечку кофе в кафе Библия.
ВРЕМЯ РАБОТЫ c 10 до 17 часов, стоимость билета от 3€ до 8€
Wartburg,
царящий над городом, сам по себе заслуживает отдельного рассказа.
Святая Елизавета (марксбургская),
Bürgschaft (Вартбургское празднество)
Замок Вартбург символом объединения Германии.
В 1817 году свыше 500 студентов и профессоров немецких университетов собрались здесь на Вартбургском празднике в честь 300-летия Реформации с требованием объединения раздробленных германских земель.
Отсюда берет начало и немецкий триколор: участники шествия несли флаги черного, красного и желтого цветов.
автомобиль
Нана (гид в городе и крепости)
и конечно Мартин Лютер — не просто интересно, а порой захватывающе не хуже хорошего детектива!
Одну, очень интересную, историю я вам расскажу.
В 1712 году в Вартбург «к Лютеру» приезжал Peter der Große (так на немецком звучит)
Пётр I
Побывав в комнатке, в которой Лютер переводил библию и придирчиво обследовав чернильное пятно на стене Император записал в книге почётных посетителей:
«Чернила новые, и совершенно сие неправда».
Причём тут чернила, спросите вы.
И вообще как Мартин Лютер оказался в Вартбурге?
В замке Вартбург Мартин Лютер провел десять месяцев, скрываясь под псевдонимом «юнкер Йорг».
Незадолго до этого Лютер прибил на церковной двери в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, в которых выступил с критикой католической церкви и расхожей практики торговли индульгенциями.
«Крамольного монаха» вызвали на Рейхстаг (заседание) в Вормс.
Вормсский рейхстаг
За несколько месяцев до вызова Лютера в Вормс папа римский Лев X отлучил его от церкви.
По действовавшим тогда правилам это сразу влекло за собой имперскую опалу, то есть Лютера объявили государственным преступником.
Однако его идеи уже получили широкое распространение, и симпатизировавшие ему князья настояли, чтобы Лютер был выслушан на рейхстаге, прежде чем опала вступит в силу.
Учитывая рост популярности Лютера, император согласился заслушать его, дав возможность отречься от ереси. Среди немецких князей, стремившихся ослабить влияние папы, ключевую роль сыграл саксонский курфюрст Фридрих III Мудрый, позже укрывший Лютера в замке Вартбург, где тот перевел на современный ему немецкий язык Новый Завет. В Вормсе этот курфюрст стоит по правую руку от Лютера.
Монумент Реформации Вормс
Это событие считается одним из ключевых в истории Реформации.
17-18 апреля 1521 года 37-летний монах-августинец и доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер предстал перед императором Священной римской империи Карлом V и другими участниками проходившего в Вормсе рейхстага.
Его вызвали сюда, требуя публично отказаться от своих взглядов — еретических с точки зрения католической церкви.
На том стоял и стоять буду.
После категорического отказа Лютера признать ошибочность своих взгдядов Лютера, отлучённого от церкви за несколько месяцев до Рейхстага, мог согласно Указа Папы безнаказанно убить любой человек.
Спрятавшись в Вартбурге, благодаря протекции курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого, от разгневанных сторонников тогдашнего Папы Римского, Мартин Лютер приступает к делу жизни – переводу Библии на немецкий язык.
Посвящая все свое время работе, Лютер мало спит, много молится, и тут-то, если верить легенде, в дело вмешался сам Сатана – нечистый стал регулярно являться Лютеру, лезть под руку и всячески отвлекать от богоугодного дела.
Как-то раз Лютер вспылил и запустил со всей силы в рогатого чернильницей, да так что на стене якобы остался след.
Историки до сих пор ломают голову, настоящее ли пятно или нет, составить собственное мнение о его аутентичности в замок не приезжал только ленивый.
Естественно и мы тоже рассчитывали это пятно увидеть, однако были разочарованы не обнаружив его.
Комната, в которой работал Мартин Лютер в Вартбурге.
Позвонок кита
(В 2017м будет широко отмечаться 500-летие Реформации, в связи с чем по всей Тюрингии и не только идут подготовительные работы)
Но вернёмся к отсутствующему чернильному пятну.
Антихрист (черт, дьявол) с которым боролся Лютер — Папа Римский и в его лице католическая церковь.
А «брошенная в чёрта чернильница» символизирует написанные чернилами тексты.
Но пятно на стене действительно было.
И посетители на самом деле старались отковырять себе кусочек на память.
Примерно 100 лет назад «ремонтировать» пятно перестали.
Wartburg Lutherstube
Посмотреть на рабочий кабинет реформатора Лютера в замке Вартбург приезжал и Гёте.
Поэт был настолько очарован видом, открывавшимся с замка на Тюрингский лес и город Эйзенах, что подумывал открыть здесь музей изобразительных искусств, но бюрократические препоны так и не позволили задуманному осуществиться.
350 мест
Благодаря уникальной акустике Вартбург превратился в главную музыкальную площадку Тюрингии:
здесь среди прочих выступал с концертом композитор и пианист Франц Лист.
Richard Wagner
(любимый композитор Гитлера),
проездом посетивший замок, остался настолько поражен его великолепием,
что сделал его местом действия своей оперы «Тангейзер» –
Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге
Певческое состязание рыцарей.
Замок Вартбург был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Летом в замке проходят концерты классической музыки.
Главный пункт программы – конечно, опера Тангейзер.
TANNHÄUSER
Но самая интересная часть истории замка связана со Святой Елизаветой Венгерской.
Она похоронена в Марбурге, о чём я рассказал.
Если я в этой теме перескажу захватывающую историю Елизаветы, из Айзенаха мы ещё долго не уедем. 🙂
Поэтому просто несколько фото из замка.
Этот зал посвящён яркой и короткой жизни Елизаветы.
На последнем фото голуби,
которых 4-х летняя Лиза
привезла с собой из Венгрии.
В АЛЬБОМе больше
Что такое 95 тезисов Мартина Лютера?
Ответить
«95 тезисов» были написаны в 1517 году немецким священником и профессором теологии по имени Мартин Лютер. Его революционные идеи послужили катализатором окончательного отделения от католической церкви, а позже сыграли важную роль в формировании движения, известного как протестантская Реформация. Лютер написал свои радикальные «95 тезисов», чтобы выразить свою растущую обеспокоенность коррупцией внутри церкви. По сути, его тезисы призывали к полной реформе католической церкви и призывали других ученых обсудить с ним вопросы церковной политики.
Один из главных вопросов, который беспокоил Лютера, касался вопроса о церковных служителях, продающих «индульгенции» людям, чтобы освободить их от необходимости каяться в своих проступках. Церковь также требовала индульгенций, чтобы ограничить количество времени, которое любимый человек покупателя должен был провести в чистилище. «Как только копейка звенит в копилке, душа вылетает [из чистилища]». Лютер чувствовал, что эти церковные служители учат людей тому, что они могут буквально купить себе дорогу в Царство Божье или приобрести милость Бога. Он считал, что папство ухудшилось до такой степени, что людей заставляют верить в искусственные доктрины. Лютер считал, что у Папы есть власть ограничить или отменить епитимьи, наложенные духовенством, но у него не было власти вызвать внутреннее раскаяние, ведущее к спасению. Это мог сделать только Бог. Индульгенции положительно вредны, согласно Тезисам, поскольку они вызывают ложную уверенность в мире и заставляют получателей пренебрегать истинным покаянием.
Лютер опубликовал свои «95 тезисов», полностью осознавая, что ему грозит отлучение от церкви и даже смерть за протест против традиций и верований католической церкви. Это считалось ересью против Бога. «95 тезисов» Лютера пользовались большим спросом у населения и вскоре были переведены на немецкий язык для чтения простыми людьми. Затем печатный станок позволил широко распространить тезисы, спровоцировав в людях еще большее разочарование в путях католической церкви.
В 1521 году папа Лев X отлучил Лютера от католической церкви и объявил его еретиком. Лютер был настолько презираем церковью, что был вынесен смертный приговор, дающий любому разрешение убить его. Однако Лютеру предоставил защиту принц Фредерик Саксонский, стойкий защитник Лютера. Спрятавшись в одном из замков Фридриха, Лютер начал переводить Библию на немецкий язык. Десять лет спустя он был наконец завершен.
В 1529 году, примерно через 12 лет после того, как Лютер прибил свои тезисы к дверям церкви, слово «протестант» стало популярным термином, обозначающим тех, кто поддерживал протесты Лютера против церкви. Эти противники церкви заявляли о своей верности Богу и протестовали против любой лояльности или обязательств перед императором. После этого имя «протестант» стало применяться ко всем, кто выступал за реформирование Церкви. Лютер умер в 1546 году, когда его революционные тезисы легли в основу того, что сегодня известно как протестантская Реформация.
Ниже приводится полный текст 95 тезисов Мартина Лютера:
Из любви к истине и из желания разъяснить ее, преподобный отец Мартин Лютер, магистр искусств и священного богословия и рядовой лектор в Виттенберге, намерен защищать следующие утверждения и оспаривать их в этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и спорить с ним устно, делали это в их отсутствие письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.
1. Наш Господь и Учитель Иисус Христос, говоря: «Покайтесь и т. д.», имел в виду, что вся жизнь Его верующих на земле должна быть постоянным покаянием.
2. И слово «епитимия» не может и не может быть понято как относящееся к Таинству Покаяния, то есть к исповеди и искуплению, совершаемым под священническим служением.
3. Однако Он думает не только о внутреннем покаянии: скорее внутреннее покаяние бесполезно, если оно не производит различных внешних умерщвлений плоти.
4. Поэтому умерщвление продолжается до тех пор, пока продолжается ненависть к себе, то есть истинное внутреннее покаяние длится до входа в Царство Небесное.
5. Папа не будет и не может отменять другие наказания, кроме тех, которые он наложил своим указом или согласно канонам.
6. Папа может прощать грехи только в том смысле, что он провозглашает и подтверждает то, что может быть прощено Богом; или что он делает это в тех случаях, которые он оставил для себя; будь это презрением, грех остается неотпущенным.
7. Бог не прощает никому его греха, не бросая его в то же время кающимся и смиренным перед священником, Его наместником.
8. Каноны о покаянии налагаются только на живых; они ни в коем случае не должны, следуя тем же канонам, навязываться умирающим.
9. Таким образом, Святой Дух, действующий в Папе, благотворно влияет на нас, когда последний в своих постановлениях полностью отменяет статью о смерти и крайней необходимости.
10. Неразумно и плохо поступают те священники, которые приберегают для Чистилища епитимию, возложенную на умирающих.
11. Злоупотребление заменой канонического наказания на наказание чистилищем, по-видимому, возникло, когда епископы спали.
12. В былые времена канонические наказания налагались не после, а до отпущения грехов, как испытания истинного покаяния и скорби.
13. Умирающие оплачивают все штрафы своей смертью, уже мертвы для канонов и по праву освобождаются от них.
14. Несовершенное духовное здоровье или любовь умирающего обязательно влечет за собой сильный страх; и чем меньше эта любовь, тем больший страх она приносит.
15. Этот страх и ужас — не говоря уже о другом — сами по себе достаточны, чтобы произвести наказание Чистилищем, потому что они приближаются к ужасу отчаяния.
16. Ад, Чистилище и Рай кажутся разными, как совершенное отчаяние, несовершенное отчаяние и уверенность в спасении.
17. Кажется, что в Чистилище любовь в душах должна возрастать, а страх в них уменьшаться.
18. Кажется, ни доводами, ни Священным Писанием не доказано, что они находятся вне состояния заслуг и недостатков или возрастания любви.
19. Это тоже, кажется, не доказано, что все они уверены и уверены в своем спасении, хотя мы можем быть вполне уверены в этом.
20. Следовательно, Папа, говоря о совершенном прощении всех наказаний, не имеет в виду, что вообще прощаются все наказания, но только те, которые им наложены.
21. Поэтому заблуждаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что по папской индульгенции человек может быть освобожден от всех наказаний и спасен.
22. Да, Папа не отправляет душам в чистилище никакого наказания, которое они, согласно канонам, должны были бы заплатить в этой жизни.
23. Если кому-либо может быть даровано полное освобождение от всех наказаний, то несомненно, что оно даровано только наиболее приближающимся к совершенству, то есть очень немногим.
24. Таким образом, толпа введена в заблуждение хвастливым обещанием уплаченного наказания, посредством которого не делается никакого различия.
25. Такой же властью, какую имеет Папа над Чистилищем, обладает каждый епископ в своей епархии и каждый священник в своем приходе.
26. Папа действует наиболее правильно, даруя прощение душам, не силой ключей, которой в Чистилище он не владеет, а посредством заступничества.
27. Проповедники тщеславия говорят, что душа вылетает из Чистилища, как только деньги, брошенные в сундук, гремят.
28. Что верно, так это то, что как только грош загремит в сундуке, корысть и скупость находятся на пути увеличения; но ходатайство церкви зависит только от воли Самого Бога.
29. И кто знает также, желают ли все эти души в Чистилище быть искупленными, как это, как говорят, произошло со св. Северином и св. Пасхалисом.
30. Никто не уверен, что раскаялся достаточно искренне; тем более он не может быть уверен в том, что получил полное прощение грехов.
31. Редко даже тот, кто имеет искреннее раскаяние, действительно обретает снисхождение; то есть, наиболее редко можно найти.
32. На пути к вечному проклятию находятся они и их учителя, которые верят, что уверены в своем спасении через индульгенции.
33. Остерегайтесь тех, кто говорит, что помилование Папы есть тот бесценный дар Божий, которым человек примиряется с Богом.
34. Ибо прощение, содержащееся в этих помилованиях, относится только к наказаниям сакраментального искупления, которые были назначены людьми.
35. Он проповедует как язычник, который учит, что те, кто избавит души из чистилища или купит индульгенции, не нуждаются в покаянии и раскаянии.
36. Всякий христианин, испытывающий искреннее раскаяние и горе из-за своих грехов, имеет совершенное отпущение боли и вины даже без индульгенционных грамот.
37. Всякий истинный христианин, будь он еще жив или уже умер, приобщается всех дарованных ему от Бога благ Христовых и Церкви, даже без индульгенционных грамот.
38. Тем не менее, отпущение грехов и диспенсация Папы ни в коей мере не должны презираться, поскольку они, как я уже сказал, являются провозглашением Божественного Отпущения грехов.
39. Чрезвычайно трудно, даже самым тонким богословам, восхвалять одновременно перед народом великое богатство снисходительности и истину крайнего сокрушения.
40. Истинное раскаяние и сокрушение ищут и любят наказание; в то время как богатая снисходительность освобождает от него и заставляет людей ненавидеть его или, по крайней мере, дает им повод для этого.
41. Папская индульгенция должна быть провозглашена со всеми предосторожностями, чтобы люди ошибочно не посчитали ее более ценной, чем все другие дела милосердия.
42. Христиан следует учить, Папа не считает, что покупка индульгенций хоть как-то сравнима с делами милосердия.
43. Христиан следует учить, тот, кто дает бедному, или дает взаймы нуждающемуся, делает лучше, чем покупает индульгенцию.
44. Ибо от проявления милосердия умножается милосердие и человек становится лучше, а посредством снисходительности он не становится лучше, а только освобождается от наказания.
45. Следует вразумлять христиан, кто видит ближнего своего в беде, и, тем не менее, покупает индульгенцию, тот причащается не в папских помилованиях, а в гневе Божием.
46. Христиан следует учить, что если они не достаточно богаты, то их обязанностью является хранить то, что необходимо для использования их домочадцами, и ни в коем случае не выбрасывать это на индульгенции.
47. Христиан надо учить, покупка индульгенций необязательна и не заповедана.
48. Христиан надо учить, Папа, продавая помилования, имеет больше нужды и желания благочестивой молитвы за себя, чем денег.
49. Христиан надо учить, папские помилования полезны, поскольку на них не уповают, но, напротив, весьма опасны, если чрез них теряется страх Божий.
50. Христиан следует учить, что если бы Папа знал пути и действия проповедников индульгенций, он предпочел бы, чтобы собор Святого Петра был сожжен дотла, а не построен из кожи, плоти , и кости его ягнят.
51. Христиан следует учить, Папа, поскольку это его прямая обязанность, действительно также готов дать из своих денег — и если собор Святого Петра будет продан ему — тем, от кого проповедники индульгенций отказываются. больше всего вымогают деньги.
52. Напрасно и ложно надеяться спастись индульгенциями, хотя комиссар — нет, сам Папа — должен был отдать за это свою душу.
53. Те, кто из-за проповеди об индульгенциях в одной церкви осуждают слово Божие на замалчивание в других, являются врагами Христа и Папы.
54. Зло делается слову Божию, если в одной и той же проповеди уделяют индульгенциям столько же или больше времени, сколько и слову Евангелия.
55. Мнение папы не может быть иным, чем следующее: если индульгенция, что есть самое низкое, совершается с одним колоколом, одним шествием и церемониями, то Евангелие, что есть самое высокое, должно совершаться с сто колоколов, сто процессий и сто церемоний.
56. Сокровища Церкви, из которых Папа дает свое устроение, недостаточно названы и недостаточно известны среди общины Христа.
57. Очевидно, что они не временные сокровища, ибо последние не тратятся легкомысленно, а скорее собираются многими проповедниками.
58. И не заслуги Христа и святых, ибо они, без помощи Папы, всегда производят благодать на внутреннего человека, крест, смерть и ад на другого человека.
59. Св. Лаврентий называл бедняков общины сокровищами общины и Церкви, но понимал это слово согласно употреблению в свое время.
60. Мы без дерзости утверждаем, что ключи Церкви, дарованные по заслугам Христа, и есть это сокровище.
61. Ибо ясно, что власть папы достаточна для отпущения наказаний и прощения в оговоренных случаях.
62. Настоящим и истинным сокровищем Церкви является Пресвятое Евангелие славы и благодати Божией.
63. Это сокровище, однако, заслуженно наиболее ненавистно, ибо делает первое последним.
64. В то время как сокровище снисходительности заслуженно наиболее приятно, ибо оно делает последние первыми.
65. Следовательно, сокровища Евангелия – это сети, которыми в былые времена ловили людей маммона.
66. Но сокровища снисходительности — это сети, которыми в наши дни ловят Мамону людей.
67. Те индульгенции, которые проповедники провозглашают великими милостями, на самом деле являются великими милостями, поскольку они способствуют наживе.
68. И все же они малейшие по сравнению с благодатью Божией и благочестием Креста.
69. Епископы и викарии должны видеть глазами и ушами, что комиссары апостольского (то есть папского) помилования принимаются со всем благоговением.
70. Но они должны еще более отметить глазами и ушами, что эти комиссары не проповедуют свои собственные фантазии вместо того, что повелел папа.
71. Кто говорит против истины апостольского прощения, да будет анафема и проклятие.
72. Но блажен тот, кто остерегается от проповедника прощения непослушных и дерзких слов.
73. Как Папа справедливо позорит и отлучает от церкви тех, кто использует любые приспособления, чтобы нанести ущерб торговле индульгенциями.
74. Тем более он намерен опозорить и отлучить тех, кто под предлогом индульгенций использует хитрости, чтобы нанести ущерб святой любви и истине.
75. Думать, что папские помилования обладают властью оправдать человека, даже если — выразим невозможность — он оскорбил Божию Матерь, — это безумие.
76. Наоборот, мы утверждаем, что папское прощение не может устранить ни малейшего из ежедневных грехов, что касается вины за них.
77. Говорить, что св. Петр, если бы он был сейчас папой, не мог бы проявить больше милосердия, есть богохульство против св. Петра и папы.
78. Наоборот, мы утверждаем, что и этот, и всякий другой Папа имеет большие милости, чтобы показать: а именно, Евангелие, духовные силы, дары исцеления и т. д. (1 Кор. XII).
79. Кто говорит, что крест с папскими руками, торжественно воздвигнутый на высоте, имеет такую же силу, как Крест Христов, тот хулит Бога.
80. Те епископы, викарии и богословы, которые позволяют произносить такие речи в народе, должны будут однажды ответить за это.
81. Такие наглые проповеди об индульгенциях мешают даже ученым людям защитить честь и достоинство папы от клеветы или, во всяком случае, от пытливых вопросов мирян.
82. Как, например: — Почему Папа не освобождает все души из Чистилища в одно и то же время из-за святейшей любви и из-за горького страдания этих душ — это является самым настоятельным из всех мотивов , — в то время как он спасает бесконечное количество душ ради этой самой жалкой вещи, денег, которые будут потрачены на Собор Святого Петра: — это является очень малейшим мотивом?
83. Или еще: — Почему продолжаются мессы по умершим, и почему Папа не возвращает или не разрешает изъять фонды, которые были созданы ради умерших, так как теперь неправильно молиться за тех, кто уже сохранены?
84. Еще: — Что это за новая святость Бога и Папы, что они ради денег позволяют нечестивым и врагам Бога спасать благочестивую душу, верную Богу, и не спасают эту благочестивую и возлюбленная душа без платы, по любви и по причине ее великой беды?
85. Еще: — Почему каноны покаяния, давно отмененные и мертвые сами по себе, потому что они не используются, все еще оплачиваются деньгами через предоставление помилования, как если бы они все еще были в силе и живой?
86. Опять же: — Почему Папа не строит Собор св. Петра на свои деньги — ведь его богатства теперь более обильны, чем у Красса, — а не на деньги бедных христиан?
87. Опять же: -Почему Папа прощает или дает тем, кто через совершенное раскаяние уже имеет право на полное прощение и помилование?
88. Еще: — Какое большее благо могла бы получить Церковь, чем если бы Папа представлял это отпущение и помилование сто раз в день каждому верующему, а не один раз, как он делает теперь?
89. Если Папа ищет своим помилованием спасения душ, а не денег, то почему он отменяет дарованные давно индульгенции и объявляет их недействительными, хотя они еще в силе?
90. Подавлять силой эти весьма красноречивые вопросы мирян, а не решать их, говоря правду, значит подвергать Церковь и Папу на посмешище врага и делать христианский народ несчастным.
91. Следовательно, если бы помилование проповедовалось в соответствии с намерением и мнением Папы, то на все эти возражения можно было бы легко ответить, более того, их никогда не возникало.
92. Долой же всех тех пророков, которые говорят общине Христовой: «Мир, мир», а мира нет.
93. Но блаженны все те пророки, которые говорят общине Христовой: «Крест, крест», а креста нет.
94. Христиан следует увещевать стремиться следовать за Христом, Главой их, через Крест, Смерть и Ад,
95. И таким образом надеяться с уверенностью войти в Рай через многие несчастья, а не в ложной безопасности.
M. D. XVII
95 тезисов – доктора Мартина Лютера
Искра Реформации, когда Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Виттенбергской церкви, чтобы все священники могли видеть его предложения о Римско-католическом празднике Дня Всех Святых, 1 ноября 1517 года.
Можно было бы представить, что краеугольный камень новой «Реформации» будет полностью евангельским и ортодоксальным. Рассмотрим, однако, идеал Лютера, согласно которому он желал, чтобы Римско-католическая церковь раскаялась в своей нечестивости и реформировалась, а не откололась от церкви и продолжала существовать отдельно от «святого отца». Лютера 95 Тезисы доказывают, что Бог может использовать недавно обращенного католического монаха, если Он того пожелает, даже если его богословие не совсем на том же уровне, как хотелось бы стойкому «реформатскому христианину». В этом списке вы найдете несколько успокаивающих слов, но гораздо более странное и неортодоксальное учение, чем можно было бы признать. История Реформации и Мартина Лютера более привлекательна, чем этот ранний документ. Но примите это за то, что оно того стоит — невероятное железное перо против римской церкви того времени. Это, безусловно, привело к тому, что Реформация вышла на свет и положила начало последовательности событий, которые ведут церковь к тому, чтобы продолжать жить в свете Евангелия, а не во мраке суеверий.
1. Когда наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь» (Матфея 4:17), Он пожелал, чтобы вся жизнь верующих была жизнью покаяния.
2. Это слово нельзя понимать как относящееся к таинству покаяния, то есть исповеди и сатисфакции, совершаемому духовенством.
3. Однако это не означает исключительно внутреннего покаяния; такое внутреннее покаяние ничего не стоит, если оно не производит различного внешнего умерщвления плоти.
4. Наказание за грех остается до тех пор, пока есть ненависть к себе (то есть истинное внутреннее раскаяние), а именно до нашего входа в Царство Небесное.
5. Папа не желает и не может отменять никаких наказаний, кроме тех, которые наложены его собственной властью или властью канонов.
6. Папа не может простить никакой вины, кроме как объявив и показывая, что она была прощена Богом; или, если быть точным, снисхождением к вине в случаях, оставленных на его усмотрение. Если бы его право на помилование в этих случаях было бы проигнорировано, вина, безусловно, осталась бы непрощенной.
7. Бог никому не прощает вины, если в то же время Он не смирит его во всем и не подчинит наместнику, священнику.
8. Покаянные каноны налагаются только на живых, а умирающим, согласно самим канонам, ничего не навязывается.
9. Поэтому Святой Дух через папу добр к нам, поскольку папа в своих декретах всегда делает исключение из статьи о смерти и необходимости.
10. Невежественно и злобно действуют те священники, которые в случае умирающих приберегают канонические наказания для чистилища.
11. Эти плевелы замены канонического наказания на наказание чистилищем, очевидно, были посеяны, пока епископы спали. Матфея 13:25
12. В прежние времена канонические наказания налагались не после, а до отпущения грехов, как испытание истинного раскаяния.
13. Умирающие освобождаются смертью от всех наказаний, уже мертвы по каноническим законам и имеют право на освобождение от них.
14. Несовершенное благочестие или любовь со стороны умирающего обязательно влечет за собой сильный страх; и чем меньше любовь, тем больше страх.
15. Этот страх или ужас сам по себе достаточен, не говоря уже о другом, чтобы составить наказание чистилищем, так как он очень близок к ужасу отчаяния.
16. Ад, чистилище и рай кажутся такими же разными, как отчаяние, страх и уверенность в спасении.
17. Кажется, что для душ в чистилище страх должен обязательно уменьшаться, а любовь возрастать.
18. Кроме того, не кажется доказанным ни разумом, ни Писанием, что души в чистилище находятся вне состояния заслуг, то есть неспособны возрастать в любви.
19. Не кажется также доказанным, что души в чистилище, по крайней мере не все из них, уверены и уверены в своем собственном спасении, даже если мы сами можем быть полностью уверены в этом.
20. Следовательно, папа, когда он использует слова «полное освобождение от всех наказаний», на самом деле не имеет в виду «все наказания», а только те, которые он сам наложил.
21. Таким образом, заблуждаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек освобождается от всякого наказания и спасается папскими индульгенциями.
22. На самом деле, папа не налагает на души в чистилище никакого наказания, которое, согласно каноническому праву, они должны были заплатить в этой жизни.
23. Если бы отпущение всех наказаний вообще могло быть даровано кому угодно, то, конечно, оно было бы даровано только самым совершенным, т. е. очень немногим.
24. По этой причине большинство людей неизбежно обманываются этим неразборчивым и громким обещанием освобождения от наказания.
25. Власть, которой папа обладает в целом над чистилищем, соответствует власти, которую любой епископ или священник имеет особым образом в своей епархии и приходе.
26. Папа очень хорошо поступает, когда дает прощение душам в чистилище не силой ключей, которых у него нет, а путем ходатайства за них.
27. Они проповедуют только человеческие учения, которые говорят, что как только деньги звенят в денежном сундучке, душа вылетает из чистилища.
28. Несомненно, когда деньги звенят в денежном сундуке, жадность и скупость могут возрасти; но когда церковь ходатайствует, результат находится в руках одного Бога.
29. Кто знает, все ли души в чистилище желают быть искупленными, поскольку у нас есть исключения в Св. Северине и Св. Пасхалии, о которых говорится в легенде.
30. Никто не уверен в чистоте собственного раскаяния, тем более в том, что получил полное прощение.
31. Человек, действительно покупающий индульгенции, так же редок, как и действительно кающийся; действительно, он чрезвычайно редок.
32. Те, кто верят, что могут быть уверены в своем спасении, потому что у них есть письма об индульгенции, будут прокляты навеки вместе со своими учителями.
33. Люди должны особенно остерегаться тех, кто говорит, что прощение папы есть тот бесценный дар Божий, которым человек примиряется с ним.
34. Ибо благодати индульгенций касаются только наказаний сакраментального удовлетворения, установленных человеком.
35. Те, кто учит, что сокрушение не обязательно со стороны тех, кто намеревается выкупить души из чистилища или купить конфессиональные привилегии, проповедуют нехристианское учение.
36. Любой истинно кающийся христианин имеет право на полное отпущение наказания и вины, даже без индульгенционных грамот.
37. Всякий истинный христианин, живой или умерший, причастен ко всем благословениям Христа и церкви; и это даровано ему Богом, даже без индульгенционных грамот.
38. Тем не менее ни в коем случае нельзя пренебрегать папским прощением и благословением, ибо они, как я сказал (Тезис 6), являются провозглашением божественного прощения.
39. Очень трудно, даже самым ученым богословам, в одно и то же время проповедовать народу щедрость индульгенций и потребность истинного сокрушения.
40. Истинно кающийся христианин ищет и любит расплачиваться за свои грехи; однако щедрость индульгенций смягчает наказания и заставляет людей ненавидеть их — по крайней мере, она дает повод для ненависти к ним.
41. О папских индульгенциях нужно проповедовать с осторожностью, чтобы люди ошибочно не подумали, что они предпочтительнее других добрых дел любви.
42. Христиан следует учить тому, что папа не имеет в виду, что покупка индульгенций каким-либо образом должна сравниваться с делами милосердия.
43. Христиан нужно учить, что тот, кто дает бедным или дает взаймы нуждающимся, делает лучшее дело, чем тот, кто покупает индульгенции.
44. Поскольку любовь растет благодаря любви, человек становится лучше. Однако человек не становится лучше благодаря индульгенциям, а просто освобождается от наказаний.
45. Христиан нужно учить, что тот, кто видит нуждающегося и проходит мимо него, но отдает свои деньги на индульгенции, покупает не папские индульгенции, а гнев Божий.
46. Христиан нужно учить, что, если они не имеют больше, чем им нужно, они должны оставлять достаточно для своих семейных нужд и ни в коем случае не растрачивать его на индульгенции.
47. Христиан нужно учить тому, что покупка индульгенций – это вопрос свободного выбора, а не приказа.
48 Христиан нужно учить, что папа, даруя индульгенции, нуждается и поэтому желает их набожной молитвы больше, чем их денег.
49. Христиан нужно учить, что папские индульгенции полезны, только если они не уповают на них, но очень вредны, если из-за них теряют страх Божий.
50. Христиан следует учить, что если бы папа знал о требованиях проповедников индульгенции, он предпочел бы, чтобы базилика св. Петра была сожжена дотла, чем построена из кожи, плоти и костей его овец.
51. Христиан следует учить, что папа хотел бы и должен желать давать из своих денег, даже если ему пришлось продать базилику Святого Петра, многим из тех, у кого некоторые торговцы индульгенциями умасливают деньги.
52. Напрасно надеяться на спасение по индульгенционным письмам, даже если комиссар по индульгенциям или даже папа предложил свою душу в качестве залога.
53. Это враги Христа и папы, которые полностью запрещают проповедь Слова Божия в одних церквах, чтобы проповедовать индульгенции в других.
54. Вред наносится Слову Божию, когда в той же проповеди равное или большее количество времени посвящено индульгенциям, чем Слову.
55. Папа, безусловно, считает, что если индульгенции, являющиеся весьма незначительной вещью, совершаются с одним колоколом, одной процессией и одной церемонией, то Евангелие, являющееся величайшей вещью, должно проповедоваться с сто колоколов, сто шествий, сто церемоний.
56. Истинные сокровища церкви, из которых папа раздает индульгенции, недостаточно обсуждаются или известны среди народа Христова.
57. Что индульгенции не временные сокровища, это, конечно, ясно, ибо многие продавцы индульгенций не раздают их бесплатно, а только собирают.
58. Не являются они и заслугами Христа и святых, ибо и без папы последние всегда производят благодать для внутреннего человека, а крест, смерть и ад для внешнего человека.
59. Св. Лаврентий сказал, что бедняки церкви были сокровищами церкви, но он говорил согласно употреблению этого слова в свое время.
60. Не умаляя смысла, мы говорим, что ключи церкви, данные заслугами Христа, и есть это сокровище.
61. Ибо ясно, что власть папы сама по себе достаточна для отпущения наказаний и случаев, зарезервированных им самим.
62. Истинное сокровище церкви – это святейшее евангелие славы и благодати Божией.
63. Но это сокровище, естественно, самое ненавистное, ибо делает первое последним. Матфея 20:16.
64. С другой стороны, сокровище индульгенций, естественно, наиболее приемлемо, ибо оно делает последних первыми.
65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, которыми раньше ловили богатых.
66. Сокровища индульгенций — это сети, которыми сейчас ловят богатство людей.
67. Индульгенции, которые демагоги провозглашают величайшими милостями, на самом деле понимаются таковыми лишь постольку, поскольку они способствуют наживе.
68. Тем не менее, они на самом деле самые ничтожные благодати по сравнению с благодатью Божией и благочестием креста.
69. Епископы и викарии обязаны со всем почтением допускать комиссаров папских индульгенций.
70. Но они гораздо больше обязаны напрягать свои глаза и уши, чтобы эти люди не проповедовали свои собственные мечты вместо того, что поручил папа.
71. Да будет анафема и проклят тот, кто говорит против истины о папских индульгенциях.
72. Но пусть будет благословен тот, кто остерегается похоти и вседозволенности проповедников индульгенции.
73. Так же, как папа справедливо громит тех, кто любыми средствами замышляет вредить продаже индульгенций.
74. Гораздо больше он намерен громить тех, кто использует индульгенции как предлог, чтобы замышлять вред святой любви и истине.
75. Считать папские индульгенции столь великими, что они могли отпустить грех человеку, даже если он совершил невозможное и надругался над Матерью Божией, есть безумие.
76. Наоборот, мы говорим, что папские индульгенции не могут устранить ни малейшего из простительных грехов в том, что касается вины.
77. Говорить, что даже св. Петр, будь он сейчас папой, не мог бы даровать больших милостей, — это богохульство против св. Петра и папы.
78. Наоборот, мы говорим, что и нынешний папа, или какой бы то ни было папа, имеет в своем распоряжении большие благодати, то есть Евангелие, духовные силы, дары исцеления и т. д., как написано. 1 Коринфянам 12:28.
79. Говорить, что крест, украшенный папским гербом и установленный проповедниками индульгенций, равен по достоинству кресту Христову, есть богохульство.
80. Ответить за это должны будут епископы, викарии и богословы, допускающие распространение таких разговоров в народе.
81. Эта необузданная проповедь индульгенций затрудняет даже ученым людям спасение почтения, которое должно быть папе от клеветы или от проницательных вопросов мирян.
82. Такие, как: «Почему папа не опустошает чистилище ради святой любви и крайней нужды находящихся там душ, если он искупает бесконечное количество душ ради жалких денег, на которые можно построить церковь? Первая причина была бы наиболее справедливой; последнее наиболее тривиально.
83. Опять же: «Почему продолжаются поминальные и юбилейные мессы по усопшим и почему он не возвращает или не разрешает изымать основанные для них пожертвования, ведь молиться за искупленных грешно?»
84. Опять же: «Что это за новое благочестие к Богу и папе, что за денежное вознаграждение они позволяют нечестивому человеку и их врагу выкупить из чистилища благочестивую душу друга Бога, а не из-за нужды этой благочестивой и возлюбленной души освободить ее ради чистой любви?»
85. Опять же: «Почему покаянные каноны, давно отмененные и мертвые на самом деле и из-за неиспользования, теперь довольствуются дарованием индульгенций, как если бы они были еще живы и в силе?»
86. Опять же: «Почему бы папе, чье богатство сегодня больше, чем богатство богатейшего Красса, не построить эту базилику св. Петра на свои собственные деньги, а не на деньги бедных верующих?»
87. Еще раз: «Что папа разрешает или дарует тем, кто по совершенному раскаянию уже имеет право на полное прощение и благословения?»
88. Еще раз: «Какое большее благословение могло бы прийти к церкви, чем если бы Папа давал эти отпущения и благословения каждому верующему сто раз в день, как он делает сейчас только один раз?»
89. «Поскольку папа своими индульгенциями ищет спасения душ, а не денег, почему он приостанавливает действие ранее дарованных индульгенций и помилований, когда они имеют одинаковую силу?»
90. Подавлять эти весьма острые доводы мирян одной силой, а не разрешать их доводами, значит подвергать церковь и папу на посмешище их врагов и делать христиан несчастными.