Attempted to call function «captureException» from namespace «Sentry». (500 Whoops, looks like something went wrong.)
[2/2] UndefinedFunctionError |
---|
Symfony\Component\ErrorHandler\Error\UndefinedFunctionError: Attempted to call function "captureException" from namespace "Sentry". at /web/templates/vestnik/error.php:23 at require() (/web/libraries/src/Document/HtmlDocument.php:736) at Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->_loadTemplate() (/web/libraries/src/Document/HtmlDocument.php:791) at Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->_fetchTemplate() (/web/libraries/src/Document/HtmlDocument.php:608) at Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->parse() (/web/libraries/src/Document/HtmlDocument. |
[1/2] RouteNotFoundException |
---|
Joomla\CMS\Router\Exception\RouteNotFoundException: Страница не найдена at /web/libraries/src/Router/Router. php:153 at Joomla\CMS\Router\Router->parse() (/web/libraries/src/Application/SiteApplication.php:736) at Joomla\CMS\Application\SiteApplication->route() (/web/libraries/src/Application/SiteApplication.php:224) at Joomla\CMS\Application\SiteApplication->doExecute() (/web/libraries/src/Application/CMSApplication.php:294) at Joomla\CMS\Application\CMSApplication->execute() (/web/includes/app.php:61) at require_once('/web/includes/app.php') (/web/index.php:32) |
Просвещённый абсолютизм Екатерины II. (кратко)
Восемнадцатое столетие в истории человечества называют эпохой Просвещения. Термин, просвещенный абсолютизм появился в работах английских мыслителей еще в середине 17 века. Россия, пройдя сложный путь Петровских реформ, противоречивое время дворцовых переворотов открыла для себя европейские образовательные ценности. В 1755 г. благодаря усилиям М.В. Ломоносова был основан Московский университет. Первыми профессорами в учебном заведении стали немецкие ученые, приглашенные Елизаветой Петровной.
Истоки взглядов
Вступление на российский престол Екатерины Второй можно назвать случайностью, однако вряд ли так считала сама императрица. Чтение книг, было любимым занятием будущей правительницы. Выбирая авторов, она отдавала предпочтение, тем, чьи взгляды и рассуждения несли пользу обществу. Еще в юном возрасте она познакомилась с творчеством французских просветителей, их философия давала ответы на многие вопросы прусской принцессы. Большое влияние на мировоззрение оказало сочинение Монтескье о правовых проблемах. Уже при петербургском дворе она прочитала произведение Вольтера о нравах народов, где была высказана мысль о роли культуры в историческом развитии государств.
В течение своего правления Екатерина Вторая стремилась соблюдать три главных принципа просвещенного абсолютизма.
Первый принцип обосновывал, право монарха быть покровителем своего народа. Второй утверждал, что глава государства должен заниматься своим саморазвитием и третий принцип гласил о том, что государь должен заботиться о просвещении и образовании подданных.
Законотворчество и Наказ
Законотворческую деятельность императрица начала уже через пять лет своего царствования. Сложная ситуация в правовой сфере была вызвана применением на территории России огромного количества указов различных эпох. Неповоротливость правовой системы создавала условия для дестабилизации существующих устоев монархии. В продолжение работы начатой в предыдущие правления, в 1762 г. были назначены выборы делегатов. Созыв Уложенной комиссии для обсуждения новых законов растянулся на несколько лет. Представители разных сословий собрались в Москве в конце июня1767 году, пятьсот депутатов привезли пожелания из разных регионов империи. Екатерина Вторая составила Наказ, где написала рекомендации делегатам. Во многом содержание документа повторяло взгляды французских просветителей, половина статей являются выдержками из трудов Монтескье, Вольтера, Беккариа. Главой учреждения выбрали А.И. Бибикова. Чтобы деятельность общей комиссии сделать эффективной, организовали еще пятнадцать подкомиссий, в каждую из которых по пять депутатов. Было принято решение проводить собрания по четыре раза в неделю. Но уже в сентябре стало ясно, что прошло всего семь заседаний. С началом военных действий с Турцией, вопросы обсуждались еще реже. Затем приезд делегатов стали откладывать и переноситься на неопределенный срок. В архивных документах встречается упоминание об Уложенной комиссии в 1775 году.
Просветительская деятельность императрицы
Важная частью просвещенного абсолютизма Екатерины Второй является переписка с французскими просветителями. В начале своего правления императрица предложила Дидро перевести на русский язык его «Энциклопедию». Российская государыня проявила щедрость и помогла мыслителю оплатить долги, выкупив его библиотеку, но благородно оставила книги в распоряжении Дидро. Сделав хранителем собрания произведений, она назначила философу содержание, выдав ему жалование на полвека вперед. Дидро, чтобы лично поблагодарить Екатерину прибыл в Петербург осенью 1773 года. Мыслитель пробыл в России пять месяцев, беседуя с императрицей каждый день по несколько часов.
Книги французских просветителей за весь период правления Екатерины II Второй стали наиболее издаваемой литературой в стране. Вольтер в переписке с императрицей называл ее идеалом просвещенного монарха.
Уже в первые годы нахождения у власти Екатерина II приближает к себе людей, способных к самообразованию и просветительской деятельности, таких как Е.Дашкова, И. Бецкой, Н. Новиков, Г. Державин. В 1764 г. было открыто первое образовательное учреждение, позволяющее благородным девицам продолжать обучение в России. С этого же года талантливые юноши могли поступать в училище при Академии художеств. В 1775 г. началась подготовка профессиональных кадров для коммерческой торговли. В 1882 г. в России открываются народные училища, в которых занятия проводились в классах по единой системе уроков.
Реформы Екатерины Второй
Активная законотворческая деятельность Екатерины Второй обозначила необходимость проведение реформ.
— реформа Сената в 1763 г. обозначила более широкие полномочия главы Сената, создала административные структуры и судебные функции подконтрольного органа императрицы.
— секуляризация привела к сокращению в 1764 г. половины монастырских владений, и к передаче земель в ведение Коллегии экономии.
— реформа в 1769 г. определила направления в сфере финансовой деятельности государства, начат выпуск ассигнаций, открыты первые банковские структуры.
— цель проведенной в 1775 г. Губернской реформы являлось создание нового административного и территориального деления на основе численности населения и нового порядка подчинения учреждений.
— реформа 1775 г. в сфере предпринимательства разрешила подданным империи создавать мелкое производство, отмена промысловых сборов с целью стимулирования инициативы предпринимателей.
— реформа, направленная на улучшение охраны порядка в 1782 г. создала новую структуру Управа Благочиния.
— реформирование таможенной системы в 1782 г. привела к увеличению ввоза товаров и к увеличению средств поступающих в бюджет от отчисления таможенных пошлин.
— поднять статус город была призвана реформа, осуществленная в 1785 г., которая разделила городских жителей на разряды, увеличила привилегии и создала условия для самоуправления на местах.
Добавить комментарий
Русское Просвещение и его «абсолютистские» поборники
Просвещение в России началось как раз тогда, когда страна вышла из средневековья. Сравните это с Западом, где Ренессанс (15-16 вв.) и начало научной революции заложили основы Просвещения. В России просветительские идеи не зарождались и не развивались. Они были импортированы из Западной Европы по указанию и под диктовку двух абсолютистских правителей: Петра Великого (годы правления 1682–1725) и Екатерины Великой (годы правления 1762–179). 6).
Петр и Екатерина были так называемыми «просвещенными абсолютистами», которые решили, что Просвещение должно прийти в Россию, дали ход этому процессу и диктовали, какие идеи и идеалы будут «обрусевать», а какие отвергнуты. Это верно в той степени, в какой не наблюдается даже в двух других странах — Турции и Японии, — где отдельные люди способствовали принятию идей Просвещения. Царь (впоследствии император) и императрица определяют и протягивают период, который историки называют «просвещенным абсолютизмом» и который они обычно помещают между 1740 г. и Французской революцией (1789 г.).-1799). Петр I, урожденный Романов, становится царем в возрасте 10 лет (1682 г.) и к двадцати годам проникся страстью к западным идеям. Екатерина, в свою очередь, отодвигает конечную точку просвещенного абсолютизма немного дальше Французской революции, резко положившей конец «просвещению» абсолютистских правителей).
В результате в России интерпретация Просвещения, его осуществление, его результаты и, прежде всего, его пределы объясняются не только идеями, но и личностями. В каком-то смысле это позволяет легко понять, почему идеи просветительских идеалов философского гуманизма — в частности, естественные права, а также политические свободы и конституционализм — в России (по крайней мере, официально) были «не стартовыми». Тем не менее идеи имеют производные и следствия, предпосылки и результаты. А сила логической и концептуальной непротиворечивости идей — величайшая угроза для правителей, которые ищут выгоды в освобождении разума, но надеются «держать крышку закрытой».
Раннее участие в русской армии (он был энтузиастом и честолюбивым бойцом) мотивировало искренний интерес Петра к западным идеям, которые он рассматривал как паспорт России к национальному величию и международному военному, экономическому и культурному положению. В молодости его внимание привлекли математика, навигация и фортификация. Мечтой всей его жизни было создание современного российского флота, и ему это удалось. В этом смысле он стал образцом для двух более поздних личностей, Фукудзава Юкити (Япония) и Кемаля Ататюрка (Турция), которые практически в одиночку инициировали импорт в свою страну идей Просвещения, необходимых для того, чтобы бросить вызов экономической и военной мощи Запада.
Петр понял, что современная Россия должна строиться на идеях инноваций и поиска знаний, в том числе в науке и образовании, и имел для этого неограниченные полномочия. И Петр, и Екатерина диктовали российской бюрократии, издавали законы, брали налоговые поступления, какие хотели (в том числе и церковные), и, прямо говоря, могли убить кого угодно, как пожелают (Петр приказал замучить и убить собственного сына) и кого угодно посадить в тюрьму. Петр отправлял дворян в Западную Европу изучать ее культуру и возвращать знания по естествознанию, математике, литературе и многому другому, чему не учат в русских школах.
Когда он «модернизировал» русскую армию по европейскому образцу, он напал на Швецию (в Северной войне 1700-1721 гг.). Россия проиграла первый тур или два, но численность ее сил была впечатляющей. В истоке Финского залива, на отнятой у Швеции земле, Петр приказал построить (французскими и итальянскими архитекторами и рабочими) город под названием Санкт-Петербург, ставший столицей России после поражения Швеции в 1721 году.
Петр никогда не переставал воевать, часто во главе своей армии, но с началом XVIII века он расширил свое внимание на русское общество в целом. Здесь термин «просвещенный абсолютизм» становится более четким. Он заставлял русских мужчин сбривать бороды (бросая вызов многовековому символу мужественности) и одеваться как западноевропейцы. (Как ни странно, другой диктат, призывающий к короткой стрижке, имел свои аналоги в периоды вестернизации Турции и Японии.
На заре нового века Петр изменил русский календарь, регистрирующий тогда 7207 лет от начала мира, на Юлианский календарь, регистрирующий 1700 лет от Рождества Христова. Позже, как и Екатерина, Петр сократил автономию Православной церкви, что было общим для народов эпохи Просвещения по всей Европе. Его достижения как первого человека Просвещения в средневековой стране являются историческими. Но они не включали в себя разрешение верховенству закона умерить его жестокое пренебрежение к жизням и имуществу своих подданных.
И ни Петр, ни Екатерина не пошли на отмену крепостного права, хотя Екатерина и внесла некоторые поправки.Екатерина стала императрицей России при обстоятельствах, которые сформировали (и ограничили) ее безграничный энтузиазм в отношении идей и мыслителей западного Просвещения (прежде всего, Вольтера). Принцесса Пруссии (еще один просвещенный деспотизм при Фридрихе Великом), она росла, неустанно читая и, по-видимому, мало что ее интересовало. В 10 лет она впервые встретила своего двоюродного брата Петра III. Она возненавидела его с первого взгляда, но вскоре, будучи пешкой в большой политической игре, была вынуждена выйти за него замуж.
Екатерина «взялась за задание» по завещанию. В России она практиковала язык до поздней ночи и читала более жадно, чем когда-либо, намеренно готовясь стать царицей Петра III, все время удерживая его в страхе («другой конец замка») и брак несостоявшимся. Забегая вперед, она стала правительницей в 1762 году, как давно планировала, свергнув своего мужа в результате «бескровного переворота» (за исключением, как соглашаются историки, крови Петра). Таким образом, она стала иностранкой, не имевшей династических притязаний на власть, которая захватила его силой. Возникли заговоры перемещенных претендентов и их фракций; Екатерина правила ежедневно, осознавая, что только ее сила сдерживала кружащих вокруг нападавших.
Несмотря на это, она продолжала петровскую модернизацию России, включая ее армию и экономику, но особенно в таких областях, как литература, образование, юриспруденция, искусство и книгопечатание — ее увлечения. Пьесы, оперы и концерты новых русских писателей и композиторов полились рекой, украшая вечера в Петербурге. Она заказывала переводы всех основных произведений европейского Просвещения — не в последнюю очередь. те из ее кумира и чемпиона, Вольтера (кто энергично отвечал взаимностью на ее преданность). Прогресс России был настолько велик, что ее правление часто называют «золотым веком России».
«Все царствование Екатерины в какой-то степени было посвящено культурной и экономической интеграции России в Европу. Ее знаменитая связь с философами
№
«Вольное экономическое общество, основанное в 1765 году Екатериной, стало старейшим в стране добровольным объединением, посвятившим сбору данных и изданию своих трудов по изучению природных и производительных ресурсов России до 1917 года».
Неизбежно, с новой свободой критики призвали императрицу пойти намного дальше. Семен Десницкий (1740–1789), русский профессор и ученик Адама Смита, получивший образование в Университете Глазго, настаивал на выборах каждые пять лет для избрания представительного сената с определенными полномочиями, отличными от полномочий императрицы. О доминирующем продолжающемся проекте Екатерины по правовой реформе с последовательными комиссиями, законодательными актами, статутами и хартиями, улучшающими местное самоуправление, судебную систему, бюрократию и либерализирующими экономические условия, см. эссе профессора Эндрю Кана для Британской академии.
С одной стороны, историки показали, что всякий раз, когда Екатерина чувствовала, что ее власть ослабевает, она возвращалась к консерватизму, сильно натягивая поводья «освобождения». Она занималась управлением и законом, но всегда стремилась оправдать свое правление. Она стремилась улучшить качество жизни русского дворянства (всегда составлявшего небольшое меньшинство) с помощью западных манер. С другой стороны, историки сходятся во мнении, что интеллектуальный климат в России изменился так, что никогда полностью не менялся. В последующие века «западники» оставались в русской жизни и литературе. Русские интеллектуалы спорили о традициях мысли: радикальные? Вестерн? Консервативный? славянофил?
Екатерина лично никогда не переставала преследовать идеи и лидеров западного Просвещения, особенно выдающихся философов, таких как Монтескье и Вольтер. С последним она вела знаменитую многолетнюю переписку, ища идеи и ответы для России, но в равной степени культивируя одобрение великого мудреца ее правления, ее достижений и ее важности. Французская революция положила конец активному екатерининскому и российскому Просвещению, повсеместно положила конец «просвещенному абсолютизму» и остановила либеральные и «радикальные» движения в таких странах, как Англия. Историки относят конец самого Просвещения к 1815 году, к последствиям Французской революции и первых наполеоновских войн (1804–1815).
Как Вольтер восхвалял «просвещенную деспотию» Екатерину Великую | Мировые новости
Проникновенная переписка великого едкого остряка европейского просветителя последней русской императрице, в которой он восхваляет ее авторитарный стиль и высмеивает экстравагантность ее французских коллег.
В течение многих лет письма Вольтера к Екатерине Великой были спрятаны в частной коллекции — содержание остается загадкой. Но теперь благодаря московскому арт-дилеру они будут возвращены в Россию, где их размышления и советы могут утешить нынешнего жителя Кремля Владимира Путина, которого критики обвиняют в авторитарном стиле.
Александр Хочинский, русский торговец произведениями искусства, заплатил рекордные 583 200 евро (400 000 фунтов стерлингов) в Париже за 26 писем, написанных французским сатириком Екатерине II. Вчера он отказался сообщить, от чьего имени он купил архив. Он сказал: «Я не могу назвать имя человека, но они очень важные и в России». Он добавил, что покупатель не был одним из российских олигархов. «Я проделал большую работу, чтобы получить архив на лучших условиях и по лучшей цене», — сказал он.
Недавно Кремль выступил за возвращение в Москву ценных артефактов из истории России, многие из которых были утеряны иностранными коллекционерами в прошлом веке. В 2004 году олигарх Виктор Вексельберг заплатил 100 миллионов долларов (54 миллиона фунтов стерлингов) за яйца Фаберже, которые он затем вернул в Россию.
Г-н Хочинский сказал, что не читал писем, датированных 1768-1777 годами, но думал, что они содержат информацию, которая поможет «европейскому направлению России».
Томас Бомпар, специалист по рукописям аукционного дома Sotheby’s в Париже, хранивший архив, сказал: «Вольтер и Екатерина никогда не встречались, но отношения между этими великими персонажами 18-го века устанавливались посредством этих писем».
Наиболее красноречивые комментарии в письме для сегодняшней России относятся к стилю правления Екатерины. Г-н Бомпар сказал, что Вольтер, критиковавший французскую монархию в эпоху Просвещения за ее эксцессы, одобрял ее роль «просвещенного деспота».
Екатерина, правившая Россией три десятилетия до своей смерти в 1796 году, считала себя покровительницей искусств и свободы и «философом на троне», но ее критиковали за то, что она мало сделала для миллионов крестьян в ее империя.
Вольтер поддерживал ее военные усилия, в том числе войну против турок. Г-н Бомпар сказал, что после свадьбы Людовика XVI с Марией-Антуанеттой монарх, которого вскоре должна была свергнуть Французская революция, отпраздновал это сотнями фейерверков, которые, по-видимому, убили многих прохожих. «Он писал, что в результате фейерверков, вероятно, погибло больше людей, чем в результате войны Екатерины против турок», — сказал г-н Бомпард.
Он описал письма не как проявление дипломатической вежливости, а как «интимное».