Trojden | Раннефеодальные империи в Европе и их распад: Загладин Н. В.
Римляне воспринимали распад своей империи как торжество «варваров», начало «темных веков». Отношение к раннему Средневековью в Европе как периоду упадка культуры стало преобладающим в эпоху Возрождения. Оно было типично также для воззрений просветителей XVIII века, оказавших влияние и на взгляды исторической науки XIX—XX вв.
Между тем именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии европейской цивилизации.
Социально-экономические отношения раннего Средневековья
В V—X вв. сблизился характер социально-экономического развития европейских народов.
На территории Римской империи еще в III—IV вв. утвердилось крупное землевладение, в котором использовался труд рабов и свободных граждан (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (оброк), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поместья перешли к новым хозяевам — королям и знати «варварских» государств. Однако система хозяйствования не изменилась.
Основные перемены произошли в Северной и Центральной Европе, где первоначально преобладали сельские родовые общины, в которых земля находилась в общей собственности. В IV—VI вв. родовая община была вытеснена соседской. Она характеризовалась не столько родственными связями, сколько совместным проживанием. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена перешли на новые земли, где уже было оседлое население.
Собственностью соседской общины считались лишь угодья совместного пользования (леса, луга). Пахотная земля принадлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли передавать ее по наследству, продавать, сдавать в аренду.
В VII—X вв. на землях от Рейна до Дуная широкое распространение получило (преобладающее и на юге Европы) крупное землевладение. Одним из источников его развития было имущественное расслоение в соседских общинах Другим — политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в походах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближенным, церкви.
Нередко мелкие собственники и целые общины в тяжелые годы (они были связаны с неурожаями, войнами) сами обращались за помощью к землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.Крупные земельные владения обычно делились на две части: господскую землю (домен, от лат. «dominus» — «господин») и угодья, находившиеся в пользовании крестьян. К числу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина), выплата оброка, служба в ополчении. Повинности различных категорий земледельцев (посаженных на землю военнопленных-рабов, лично свободных арендаторов, общинников, угодья которых перешли к собственнику) были неодинаковыми, но со временем их положение сравнялось.
Роль общинного самоуправления уменьшалась. Старосты обычно назначались собственником земли. Ему же постепенно перешли осуществление судебных функций на своей территории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение поступления налогов в пользу казны.
Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее обрабатывает. Однако в Западной Европе не сложилось крепостного права. Большинство крестьян, кроме немногочисленных рабов, были лично свободными. Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме того, многие из них задолжали хозяевам и не могли уйти с земли, не расплатившись.
И наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, недовольные своим положением, могли бы переселиться.
В хрониках раннего Средневековья упоминаются крестьянские волнения. Однако они были редкими и вызывались попытками землевладельцев увеличить продолжительность барщины или размер оброка. При сохранении тех повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для протеста не возникало.
Особенности феодальных отношений
Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами — от латинского слова «feodum» — «земельное владение, пожалованное за службу». Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат. «vassus» — «слуга») перед государем: несение военной службы и обеспечение сбора налогов с феода. Со своей стороны, государь, сеньор (от лат. «senior» — «старший»), должен был защищать своего вассала в случае нападения на его земли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями.
Обязательства сеньора и вассала были взаимными. Феодальное владение первоначально давалось в пожизненное пользование и отбиралось при нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств.
Система вассальных отношений распространилась по всей Европе. Вассалами не были лишь суверенные (от франц. «souverein» — «высший, верховный») монархи — императоры и короли. Признающие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей собственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выставить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т. е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался в его титуле. Жалуя соответствующий титул отличившемуся подданному, суверен тем самым наделял его землей с проживающими на ней крестьянами.
Согласно иерархии, утвердившейся на франкских землях, рыцарь должен был обладать владениями, позволяющими ему создать боевой отряд (копье). Он включал самого рыцаря, его оруженосца и 3—4 вооруженных всадников-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство — это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объединявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств).
Основу армий раннефеодальных государств составляла тяжелая рыцарская конница. Поскольку доспехи, оружие и боевая лошадь, приученная носить большой вес, стоили дорого (оснащение одного рыцаря стоило примерно столько же, сколько 45 коров), численность войск была небольшой. Армии крупных феодалов насчитывали несколько сот рыцарей, каждого из которых сопровождали слуги и оруженосцы.
По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли возникшие после распада Римской империи раннефеодальные державы. Суверены далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Монархи, чтобы сохранить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков.
Только возникновение общей для всех угрозы побуждало вассалов к повиновению. Так, покорение в начале VIII века Испании арабами-мусульманами и их вторжение в Галлию способствовали укреплению Франкского королевства, оказавшегося перед необходимостью дать отпор завоевателям.
Постепенно сложились общие нормы поведения и правила соперничества, рыцарский кодекс чести (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия).
В среде рыцарей наибольшим уважением пользовались физическая сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так, Карл Великий, судя по данным летописей, мог перепрыгнуть через двух лошадей, поставленных рядом. Английский король Ричард Львиное Сердце на конце копья поднимал взрослого человека.
Религиозное единство Европы
Обычаи и традиции различных районов Европы, как и названия титулов знати, на разных языках нс совпадали. Однако в раннем Средневековье сложился важный фактор единства правящего слоя различных европейских государств — общность вероисповедания.
Высшей инстанцией христианской церкви считались Вселенские соборы, созывавшиеся в Византии. Наряду с ними особым авторитетом пользовались епископские кафедры, созданные еще во времена Римской империи апостолами Христа. На главенствующую роль среди них претендовала римская, основанная старшим из апостолов — Петром. Однако верховенство римской церкви и ее главы, папы, долгое время не признавалось ни другими епископатами, ни светскими владыками.
В V—VII вв. каждый из монархов стремился контролировать жизнь церкви на подвластной ему территории. Короли, подражая императору Византии, сами созывали местные церковные соборы, утверждали их решения, участвовали в выборах епископов, предоставляли «своим» церквам земли. Многие епископаты придерживались взглядов, признанных византийской церковью еретическими. Поэтому возникла угроза распада христианства в Западной Европе на множество соперничающих религиозных течений.
Положение изменилось после усиления Франкского королевства, которое при Карле Великом (742—814) достигло вершины своего могущества. Оно включило в себя земли современных Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, большей части Германии. Карл был заинтересован в религиозном единообразии своих владений и поддержал претензии Рима на верховенство в христианском мире. Еще предшественник Карла Пипин подарил папе римскому земли в Центральной Италии, где было создано светское папское государство, и взял на себя обязательство охранять его неприкосновенность.
По инициативе Карла Великого прошла церковная реформа. Ликвидировались все местные церковные установления, утвердились единый текст Библии и порядок отправления службы. Сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население державы. Значительную поддержку получили монастыри, призванные служить центрами хранения и передачи знаний.
Распад империи Карла Великого
В 800 г. папа римский Лев III возложил на Карла Великого императорскую корону. Современники восприняли это как возрождение Римской империи.
Коронация не означала, что власть церкви стояла выше власти императора. Императорский сан понимался как высший в феодальной иерархии, его носитель рассматривался в качестве главы христианского мира, защитника и одновременно управителя церкви. При Карле аббаты (настоятели монастырей) и епископы, получившие землю, приносили вассальную присягу императору. Они обязались выставлять по его требованию войска, заботиться о духовном благоденствии подданных императора.
В 843 г. империя франков прекратила свое существование. Она была разделена между внуками Карла Великого на три части (Восточно-Франкское, Западно-Франкское королевства и Лотарингию).
Падение империи ослабило позиции римской церковной иерархии. Местные епископаты вновь оказались под влиянием многочисленных, враждующих друг с другом светских властителей. Тем не менее религиозное и культурное единство Западной Европы сохранилось. Большую роль играло то, что повсеместно церковная служба велась на латыни, на этом же языке осуществлялась переписка между монархами, составлялись судебные документы, летописи.
Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи
В IX—X вв. Западная Европа пережила одну из последних волн переселения народов.
В это время малый ледниковый период завершился, климатические условия в Европе, в том числе и на Севере, стали благоприятными для хозяйственной деятельности. Начавшийся рост численности населения в Скандинавии при нехватке свободных земель вызвал бурную экспансию северных народов. Они были известны западноевропейцам как викинги или норманны, а славянам — как варяги. По уровню развития они находились на позднем этапе разложения родоплеменного строя. Особую роль играли военные вожди — конунги. Поскольку первоначально их избирала дружина (впоследствии власть конунгов стала наследственной), этот строй получил название военной демократии.
Традиционными занятиями скандинавов были рыболовство и торговля. Они достигли больших успехов в развитии мореплавания. Викинги колонизировали Исландию, остатки их поселении были найдены в Гренландии. Они ходили даже к берегам Северной Америки. Однако намного больший интерес для военных вождей представляли богатые земли, лежащие к югу.
Первый набег норманнов отменен летописцами в 793 г., когда отряд скандинавов разграбил и сжег монастырь на Северо-Восточном побережье Англии. Затем набеги на прибрежные города Северной и Западной Европы стали постоянными. Викинги достигали даже берегов Средиземного моря.
Наиболее сильным натиск норманнов был на Восточно-Франкское королевство, включавшее в основном германские земли.
Одновременно на германские земли напали венгерские кочевые племена, пришедшие с южных отрогов Уральских гор в Дунайскую равнину и совершающие набеги на Центральную Европу. С востока усилилось давление славянских союзов племен, также стремившихся расширить свои владения.
В этих условиях крупные германские феодалы вынуждены были смириться с усилением центральной, королевской, власти. Король Оттон I (правил в 936—973) из Саксонской династии, воцарившейся в Восточно-Франкском королевстве, опираясь на епископов и мелкое рыцарство, создал сильную армию. В 955 г. венгров разгромили, и их набеги прекратились. Славяне лишились Бранибора (впоследствии Бранденбург), хотя покорение их земель на территории современной Германии завершилось лишь в XI веке. Датские конунги вынуждены были перейти к обороне и заняться укреплением Ютландии.
Отбив натиск на германские земли, Оттон вмешался в распри итальянских князей. В 962 г. его войска вступили в Рим. Папа провозгласил Оттона I императором, созданная им империя получила название Священная Римская империя германской нации.
Оттон, как и его преемники, мечтал о создании единой мировой христианской империи. Однако эти стремления вступили в противоречие с тяготением крупных феодалов, герцогов и князей к самостоятельности. Новая империя, хотя и просуществовала более 800 лет, осталась аморфным образованием, так и не стала реальной военнополитической силой.
Наступление конунгов Дании, Норвегии, Швеции на страны Западной Европы постепенно выдохлось. Многие королевские дома стали нанимать отряды викингов, используя их в феодальных усобицах. В начале X века король Франции отдал герцогство Нормандию одному из предводителей викингов, Роллону, который обязался защищать побережье от набегов других конунгов.
Наибольшим успехом викингов было завоевание Англии. Частые усобицы местных феодалов позволили датскому военному вождю Кнуту захватить английский престол, затем он стал также королем Дании и Норвегии и вошел в историю как Кнут Великий (правил в 1016—1035). Однако после его смерти созданная им держава распалась, Англия также освободилась от власти конунгов.
Постепенно в странах Скандинавии, как и в остальной Европе, нача т развиваться феодальные отношения, распространялось христианство. Общескандинавское архиепископство было создано в 1103 г. Знать Скандинавии сблизилась с центральноевропейскими феодатьными домами, грабительские набеги прекратились.
§ 13 Вопросы и задания
1. Укажите особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.
2. Проследите процесс формирования системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Объясните специфику землевладения и землепользования в VII—X вв. в Европе.
3. Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как складывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землей?
4. Укажите особенности феодального землевладения. Что означали отношения вассалитета?
5. Почему в Средние века сложилось особое военное сословие — рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?
6. Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения между церковной и светской властями?
7. Охарактеризуйте роль завоеваний викингов в историческом развитии. Укажите направления нормандских завоеваний. Объясните, почему нормандские завоевания привели к усилению королевской власти в европейских государствах.
8. Что изменилось в общественном укладе скандинавов в результате их взаимодействия с европейскими народами?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
§ 26. Землевладение крупное, мелкое и среднее, их относительная величина.
§ 26. Землевладение крупное, мелкое и среднее, их относительная величина.
Интересно теперь присмотреться, велико ли самое число тех счастливцев, которые, будучи собственниками земельных богатств, имели или имеют возможность до сих пор получать со своей земли вышеперечисленные доходы и таким способом, смотря по размерам своей собственности, участвовать в дележе миллиардов. Число помещиков, а также их распределение по размерам их владений, можно видеть из следующей таблички.
Было насчитано | По 8 ревизии 1837 г. | По 10 ревизии 1857 г. |
Имеющих до 20 душ | 58.457 | 41.016 |
Имеющих от 21 до 100 душ. | 30.417 | 35.498 |
Имеющих от 101 до 500 душ. | 16.740 | 19.930 |
Имеющих от 501 до 1000 душ. | 2.273 | 2.421 |
Имеющих более 1000 душ. | 1.453 | 1.382 |
Итого | 109.340 | 100.247¹* |
Из этого видно, что большинство помещиков были т. наз. ”мелкопоместные”, т. е. имевшие меньше 20 душ. Число крупных помещиков было относительно ничтожно (1,1%). Интересно, что между 8 и 10 ревизиями число помещиков уменьшилось, но это уменьшение произошло, главным образом, за счет мелкопоместных, тогда как % крупных помещиков (имевших более, чем по 500 душ) возрос с 2,9% в 1837 г. до 3,6% в 1857 г. После освобождения, в 1877 г. число землевладельцев (считая вместе с офицерами Оренбургского и Астраханского казачьего войска) равнялось 114.716 чел. Интересно сопоставит их число с числом частных землевладельцев других общественных групп и распределить всех по размерам владений. Это сделано в следующей табличке, которая составлена на основании исследования земельной собственности, произведенного Центр. Стат. Комитетом М. В. Д. в 1877 г.
Размеры владений | Число владельцев | % к общему числу их | Десятин | % к общему числу частных владельцев земли |
Мелкая собственность | ||||
10 десятин и менее | 244. 376 | 50,8 | 959.450 | 1,0 |
От 10 до 100 десятин | 160.505 | 33,3 | 5.321.218 | 5,8 |
Средняя собственность | ||||
От 100 до 500 десятин. | 47.482 | 9,9 | 11.325.987 | 12,4 |
От 500 до 1000 десятин. | 13.169 | 2,7 | 9.331.877 | 10,2 |
Крупная собственность | ||||
От 1000 до 5000 десятин. | 13.458 | 2,8 | 27.559.544 | 30,1 |
От 5000 до 10000 десятин | 1.444 | 0,3 | 9.876.615 | 10,8 |
Свыше 10.000 десятин | 924 | 0,2 | 27. 231.154 | 29,7 |
Всего | 481.358 | 100,0 | 81.605.845 | 100,0 |
Эти цифры относятся к собственникам всех сословий в 50 губерниях Европ. России. Интересно присмотреться, в чьих руках сосредоточивается, главным образом, собственность, мелкая с одной стороны и собственность крупная с другой. Это видно из следующей таблички:
| Мелкая собственность. Число собственников. | Крупная собственность. Число владельцев. |
Дворян | 56.551 (14%) | 13.388 (84,3%) |
Купцов | 6.080 (1,5%) | 1.829 (17,6%) |
Мещан | 54.802 (13,5%) | 164 (1,0%) |
Крестьян | 266. 635 (65,9%) | 255 (1,6%) |
Прочих | 20.813 (5,1%) | 240 (1,5%) |
Итого | 404.881 | 15.826 |
Из этого видно, что крупная собственность в 1877 г. была сосредоточена в дворянском сословии, где крупные помещики составляли 84,3%, мелкая же — в крестьянском (65,9%). В 1905 г. картина изменилась. Число собственников-дворян пошло на убыль. Распределение частной собственности по размерам владения и число этих последних в 50 губерниях в 1905 г. можно видеть из следующей таблички:
Размеры владений | Число владельцев | Число десятин у них | В том числе дворян | |
Число владельцев | Число десятин у них | |||
Мелкая собственность | ||||
10 десятин и менее | 409. 864 | 1.625.226 | 22.604 | 100.835 |
От 10 до 100 десятин | 253.096 | 8.120.889 | 38.306 | 1.561.742 |
Итого до 100 десятин | 663.860 | 9.746.115 | 60.910 | 1.662.577 |
Средняя собственность | ||||
От 100 до 500 десятин. | 61.188 | 14.096.637 | 28.235 | 7.034.437 |
От 500 до 1000 десятин. | 13.982 | 9.816.246 | 8.768 | 6.181.041 |
Итого от 100 до 1000 десятин | 75.170 | 23.912.883 | 37.003 | 13.215.478 |
Крупная собственность | ||||
От 1000 до 2000 десятин. | 7.766 | 20.774.462 | 5.092 | 7.044.990 |
От 2000 до 3000 десятин | 2.440 | 5.905.441 | 1.648 | 3.992.386 |
От 3000 до 4000 десятин | 1.165 | 4.033.285 | 800 | 2.762.801 |
От 4000 до 5000 десятин | 683 | 3.058.633 | 475 | 2.124.698 |
От 5000 до 10000 десятин | 1.098 | 7.604.750 | 792 | 5.477.870 |
Свыше 10.000 десятин | 699 | 20.798.504 | 527 | 16.889.008 |
Итого свыше 1000 десятин | 13.851 | 52.175.075 | 9.334 | 38. 290.953 |
Всего | 752.881 | 85.834.073 | 107.247 | 53.169.008 |
Табличка эта особенно интересна потому, что из нее можно видеть число крупнейших земельных собственников, как из дворян, так и из других сословий. Число первых, в сущности, ничтожно сравнительно с остальной массой землевладельцев. Крупнейшие владельцы из дворян лишь немного перевалили за полтысячи. Но число их еще меньше, так как таблица эта говорить не о числе владельцев, а о числе владений, которых иной раз по нескольку в одних руках. Из крупнейших собственников не-дворян известны, например, Фальцфейн, Панкеев. Из дворян, судя по официальному “Списку чинов первых четырех классов”, крупнейшие собственники: гр. Шереметьев (6841 дес., родовых в 11 губерниях и 16330 душевых наделов в 7 губерниях, и дома в Санкт-Петербурге и Москве, кроме того приобрел земли 3089 дес.), Г. Балашев (более 300.000 дес., родовые 261454 дес. , 2 железоделательных завода в Уфимской губ., 26.756 дес. и железоделательный завод в Ннжегородской губ., 2613 дес. там же, 481 в Московской губ. в общем владении с братом, и вновь приобретенной земли 33.319 дес. в Киевской губ.), Н. Балашев (родовые 259.693 дес., приобрет. 11.794 в Подольской губ., 50.528 дес. в Новгородской губ.; жены — родовых 43.668 дес. в Киевской губ., 11.333 в Саратовской, 2328 в Симбирской, 180 в Пензенской, 7.655, в Новгородской губ.), Бобринский (около 60.000 дес.), С. Шпилевский (105.000 дес. в Вятской губ.), К. Рукавишников (родовые 27 дес., приобрет. 800.000 дес., в Пермской и 43.788 в Таврической), С. М. Голицин (один миллион дес. в Пермской губ., 40.000 дес. в Вятской, 4.979 в Московской, 13.590 дес. в Ярославской, 7.397 в Тульской, 1026 в Тверской, 366 в Рязанской губ.), кн. Абамелек-Лазарев (более 900.000 дес.), гр. П. С. Строганов (более 60.000 дес.), Г. С. Строганов (около 75.000 дес.), кн. Демидов-сан-Донато, гр. Мусин-Пушкин (более 83.000 дес.) и т. д.
В заключение нашего обзора землевладельческого класса, небезынтересно будет взглянуть на те перемены, которые происходят с крупной и мелкой земельной собственностью с течением времени. Эти изменения видны из следующей таблички:
Процент владений к общему числу их при размерах:
Годы | До 10 десятин | 10‑100 десятин | 100‑1000 десятин | Свыше 1000 десятин |
1877 | 50,8% | 33,3% | 12,6% | 3,3% |
1905 | 51,0% | 35,3% | 11,8% | 1,8% |
Из этого видно, что относительное число крупных земельных участков уменьшилось (с 3,3% до 1,8% — почти вдвое), число же мелких и средних увеличилось. За это же время следующие перемены произошли с площадью владений:
Процент владений к общему числу их при размерах:
Годы | До 10 десятин | 10‑100 десятин | 100‑1000 десятин | Свыше 1000 десятин |
1877 | 1. 0% | 5,8% | 22,6% | 70,6% |
1905 | 1,6% | 9,6% | 30,0% | 58,8% |
Значит, за 28 лет относительная площадь крупного землевладения значительно убыла (с 70,6% до 58,8), а мелкая возросла с лишком в полтора раза. За это время площадь крупного землевладения сократилась с 64,4 миллионов десятин до 59 мил. дес., т. е. уменьшилась на 5,4 миллиона. При этом особенно сократилась площадь владений свыше 10.000 десятин: с 27.200.000 дес. до 24.100.000. Число владений тоже уменьшилось.²* Но с другой стороны число владений в 1000‑10.000 дес. несколько возросло, хотя и общая площадь таковых выросла. В остальных группах везде выросло число владений и — более или менее заметно — площадь их. Дворяне и купцы удерживают в своих руках преимущественно крупные владения, особенно в Прибалтийском крае и Заволжских губерниях (Вятской, Пермской, Уфимской, Оренбургской, Самарской).
__________
¹* П. Милюков. “Крестьяне”. Статья в Энциклопедическом Словаре Брокгауза, стр. 26.
²* В 1877 г. насчитано 924 владельца, в 1905 г. — 774 владения.
7 причин, по которым права на землю и собственность должны стоять на первом месте в глобальной повестке дня
Вид на город в Антананариву, столице Мадагаскара. © Сара Фархат/Всемирный банкНа этой неделе более 1500 специалистов в области развития со всего мира собрались на ежегодной конференции Всемирного банка «Земля и бедность», чтобы обсудить последние исследования и инновации в политике и передовой опыт управления земельными ресурсами.
Надежные права собственности и эффективные институты регистрации земли являются краеугольным камнем любой современной экономики. Они дают возможность отдельным лицам и предприятиям инвестировать в землю, позволяют частным компаниям брать кредиты, используя землю в качестве залога, для расширения возможностей трудоустройства, а также позволяют правительствам собирать налоги на имущество, которые необходимы для финансирования предоставления инфраструктуры и услуг граждане.
К сожалению, только 30% населения мира имеют юридически оформленные права на землю и дома.
Без работающих систем землевладения экономика рискует потерять основу для устойчивого роста, что ставит под угрозу средства к существованию бедных и наиболее уязвимых слоев населения. Просто невозможно покончить с бедностью и повысить общее процветание, не добившись серьезного прогресса в отношении прав на землю и собственность.
Международное сообщество признало фундаментальную роль земли в устойчивом экономическом росте, включив ее в 8 задач и 12 показателей Целей в области устойчивого развития. Тем не менее, для достижения этих амбициозных целей директивным органам и правительствам необходимо будет намеренно и явно вывести защищенные права на землю и собственность на первое место в глобальной повестке дня. Вот семь причин, почему:
1. Надежные права на землю являются важной опорой для сельского хозяйства.
Поскольку население и потребление продолжают расти, глобальный спрос на продукты питания также будет продолжать расти. Для обеспечения устойчивой и справедливой продовольственной безопасности необходима многогранная и комплексная глобальная стратегия. Эта стратегия должна будет включать мероприятия по повышению урожайности сельскохозяйственных культур за счет улучшения защиты прав на землю, исследований и распространения знаний, а также увеличения количества сельскохозяйственных ресурсов (таких как удобрения). Исследования показали, что гарантированные права собственности на землю стимулируют фермеров инвестировать в землю, занимать деньги для сельскохозяйственных ресурсов и улучшения их земли, а также позволяют рынкам продажи и аренды земли обеспечивать полное использование земли.
2. Надежные права на землю необходимы для развития городов.
В 1950 году около двух третей населения Земли проживало в сельских поселениях и одна треть в городских поселениях. К 2050 году мы будем наблюдать примерно обратное распределение с более чем 6 миллиардами человек, проживающих в городских районах. Большая часть увеличения городских территорий произойдет в Африке и Азии. Неспособность прояснить права на землю и исправить искаженную земельную политику способствует повышению стоимости собственности, что делает ее потенциально недоступной для городской бедноты. Эти пробелы уже привели к образованию крупных неформальных поселений во многих городах мира. Согласно отчету Всемирного банка «Города Африки: открывая двери в мир», главным приоритетом для африканских городов по созданию более доступной и пригодной для жизни городской среды является формализация рынков земли, уточнение прав собственности и внедрение эффективного городского планирования.
3. Надежные права собственности помогают защитить окружающую среду.
Исследования показали, что люди лучше бережно относятся к окружающей среде и своим природным ресурсам, когда их права собственности защищены. Одной из самых разрушительных экологических практик за последние 50 лет была деградация лесов. В 1950-х и 1960-х годах многие страны пытались защитить леса, определяя границы лесов, но не смогли этого сделать, поскольку правовой статус этих земель был неясен. Чтобы обратить вспять эту тенденцию, правительствам необходимо будет разработать политику, которая укрепит гарантии владения лесными массивами, чтобы экологически чувствительные земли оставались лесами, и разрешит передачу землепользования в неэкологически чувствительных районах сельскому хозяйству или другому производству.
4. Надежные права собственности и доступ к земле имеют решающее значение для развития частного сектора и создания рабочих мест.
Частному сектору нужна земля для строительства заводов, коммерческих зданий и жилых домов. Согласно отчету, в котором оценивается деятельность частного сектора на Ближнем Востоке и в Северной Африке, основные ограничения для частного сектора в регионе включают отсутствие доступа к земле, а также проблемы, связанные с оформлением прав на землю и регистрацией. Компании часто используют право собственности на землю или собственность в качестве залога для финансирования операционных расходов, а также для расширения существующих предприятий или открытия новых, тем самым создавая больше рабочих мест.
5. Надежные права собственности важны для расширения прав и возможностей женщин.
Гендерная стратегия Группы Всемирного банка выделяет доступ к активам как один из трех основных столпов расширения прав и возможностей женщин. К сожалению, многим женщинам во всем мире по-прежнему отказывают в правах на землю по нескольким причинам: i) правовая база не полностью поддерживает равный доступ к собственности или использованию прав на землю в качестве залога без опекуна-мужчины; ii) мужчины не всегда регистрируют свою собственность на имена и мужа, и жены, в результате чего женщины часто теряют свой дом или землю в случае развода или смерти мужа; и iii) в некоторых культурах женщины не наследуют землю или имущество, несмотря на то, что имеют на это законные права – родственники-мужчины часто вынуждают их отказаться от своих прав. Чтобы ликвидировать разрыв между законом и практикой в отношении прав женщин на землю, Всемирный банк, Landesa, Global Land Tool Network (GLTN), ООН-Хабитат и Habitat for Humanity, Комиссия Хуайжоу, а также местные женщины и сообщества по всему миру.
6. Защита прав собственности помогает защитить права коренных народов.
Многие страны юридически не признают права коренных народов на землю, несмотря на то, что они жили на своих исконных землях в течение многих поколений, часто до создания современного государства и даже современной регистрации прав. Признание земельных прав коренных народов является не только вопросом прав человека, но также имеет экономический и экологический смысл. Как только их права на землю будут признаны, коренные народы смогут более рационально использовать ресурсы своей земли, что повысит их экономический и социальный статус как созидательной силы в обществе.
7. Надежные права собственности жизненно важны для поддержания мира.
Сегодня мы являемся свидетелями ужасов войны и конфликтов во многих регионах мира. Конфликты вынуждают миллионы людей бежать, бросив свое имущество. Без правовой защиты своих прав собственности дома перемещенные лица не смогут вернуться к своим домам и средствам к существованию. Фактически, мир не может быть полностью достигнут, если права на землю и собственность не будут должным образом рассмотрены, что может спровоцировать второй виток конфликта. Есть надежда, что когда эти конфликты закончатся, защита прав собственности может стать важной основой для реконструкции.
С текущими обязательствами в размере около 1,5 миллиарда долларов Всемирный банк за последние 25 лет поддержал более 50 стран в повышении безопасности землевладения посредством политической и правовой поддержки, институционального развития и развития потенциала, а также финансирования усилий по оформлению прав на землю и цифровизации регистрации земли. систем, в дополнение к аналитическим продуктам и технической помощи многим странам.
Надежные права на землю и собственность не только лежат в основе устойчивого развития, но и должны быть поставлены на первое место в глобальной повестке дня.
Хорошая новость заключается в том, что с современными инструментами для сбора данных, такими как картографирование с помощью дронов и портативные устройства GPS, а также передовыми технологиями, такими как искусственный интеллект и блокчейн, мы можем делать вещи быстрее, лучше и дешевле.
Мы надеемся, что к 2030 году все вместе мы сможем изменить соотношение гарантий владения недвижимостью и увидеть 70% населения мира с гарантированными правами собственности – пользуясь поддержкой новых технологий, продолжая работу над правовой и политической базой и увеличение финансирования. Это приблизит нас на один важный шаг к созданию инклюзивных, устойчивых и устойчивых сообществ для всех.
Этот пост в блоге изначально был опубликован на Land Portal.
По теме:
Краткое изложение темы Всемирного банка: Земля
Сообщение в блоге: Почему укрепление прав на землю способствует развитию эволюция названия
Ссылки для входа на эту страницу
- Публичный доступ к массовым судам
- Приложение Тайлера eFileMA
В начале истории человечества стало важным свидетельствовать, кому приписывается эксплуатация определенных участков земной поверхности и каковы пределы этой части земли с помощью какой-то описательной формулы.
Пропустить оглавление
Содержание
Вы пропустили раздел оглавления.
Характер названия
Глендона Дж. Бушера-младшего, эсквайра.
(Авторское право 4 марта 2003 г.)
Земля всегда была важным местом экономической деятельности, необходимой для жизни человека. В отличие от множества товаров и услуг, которые может производить такая экономическая деятельность, мы, как правило, не можем создавать новые большие площади земли, а способность земли обеспечивать пространство для производства ограничена ее физическими и географическими свойствами. В отличие от товаров, которые можно перемещать туда, где они нужны, земля неподвижна и не может быть передана вручную вручную. По этой причине в начале истории человечества стало важно установить, кому приписывается использование определенных участков земной поверхности и каковы пределы этого участка земли с помощью какой-то описательной формулы.
Самое раннее такое доказательное утверждение, вероятно, приняло форму утверждения, такого как «Моя пещера и 100 шагов в каждом направлении от входа в нее», с использованием полностью физических и визуальных точек отсчета. Однако на этом этапе истории притязания на право собственности могли быть заявлены только устно и могли быть легко признаны недействительными противоположными устными утверждениями или физическим изгнанием. По мере увеличения числа людей и их родственных и племенных группировок стало ясно, что только некое политическое образование, выступающее в качестве гаранта и исполнителя прав, может обеспечить безопасность землепользования. Создание письменной записи о праве собственности на землю и ее описание будет способствовать дальнейшему обеспечению гарантий утверждения прав приоритета использования. Естественно, модели и традиции землепользования, возникающие между сторонами, входящими в различные родственные или племенные группы, вызывали различные отношения и различные методы охраны этих отношений, что в дальнейшем вызывало необходимость систематизировать полицейскую деятельность в том, что мы теперь называем «Право». . Со временем «Закон», который был разработан для регулирования и контроля земельных отношений, сосредоточился на классификации лиц и групп, использующих землю, в соответствии с категориями собственности и землей, которую они используют, в соответствии с идентификаторами участков. Юридически закрепленные отношения между этими долями собственности и этими конкретными земельными участками называются собственностью.
Поскольку любая форма контроля или регулирования требует принятия решений о балансе прав одного лица или группы с правами другого, Закон также предполагает противопоставление прав и обязанностей. В англо-американской традиции мы обычно думаем о собственности на землю как о практически абсолютном праве, исходя из утверждения Блэкстоуна, что собственность есть «абсолютное право, присущее каждому англичанину… , без какого-либо контроля или уменьшения, кроме как по законам страны». Мы склонны сосредотачиваться на части уравнения, связанной с правами, и преуменьшать важность стороны обязанностей, хотя с налоговыми, зональными, экологическими и другими законами наша собственность никогда не бывает такой свободной и абсолютной, как кажется.
«Право собственности» на недвижимое имущество является гарантией того, что общая сумма подлежащих исполнению прав на владение и пользование конкретным земельным участком может быть установлена и гарантирована. Если бы различные письменные поземельные записи велись только соответствующими частными лицами или организациями и если бы законы, регулирующие земельные отношения, не публиковались, установление состояния собственности и прав собственности было бы трудным, трудновыполнимым и подверженным мошенничеству. Изучение земельных книг для установления совокупности прав собственности обязательно потребует от покупателя тщательного изучения всех соответствующих документов, чтобы установить, кто является фактическим владельцем, без уверенности в том, что не может быть другой набор противоречивых документов в каких-то других руках. Поэтому частному расследованию правового титула в значительной степени способствовало то, что правительства начали создавать общественные места, где стороны могли записывать документы, а также публикация и кодификация законов, определяющих, как эти документы действуют для присвоения правового титула. Однако существование такого хранилища по-прежнему требовало обширного поиска, анализа и интерпретации множества документов и законов. Стороны также должны создать в документе или в сопровождении документа письменный рисунок, эскиз или карту, определяющие форму, размер и местоположение земельного участка, находящегося в собственности.
Поскольку происхождение титулов в Массачусетсе восходит к колониальным временам до создания правительством США прямоугольной системы съемки, было принято описывать землю по метрам и границам. Это метод описания, осуществляемый путем включения участка в границы, описанные словами, в соответствии с курсами и расстояниями, проходящими между указанными памятниками, искусственными или естественными, по углам или углам или вдоль указанных примыкающих участков. В настоящее время это все чаще дополняется подготовкой карт и площадок для добавления визуального компонента к описанию. Однако точность карты/обзора зависит от достоверности памятника, указанного в качестве исходного пункта описания, а также от правильности и соответствия письменным указателям направления и границам, прилагаемым к участку. Однако часто первоначальный описанный памятник, будь то в виде камней, стен, деревьев, кольев и т.п., мог быть стерт или разрушен с течением времени, а названный примыкающий участок мог изменить форму или владельца. Для восстановления ссылки на памятник или примыкающий участок может потребоваться тщательный осмотр или исследование примыкающих заголовков и сборка этих опор, чтобы установить форму части головоломки, которая является рассматриваемым участком. Учитывая множество проблем, связанных с расплывчатыми и теперь часто устаревшими описаниями документов, даже если можно установить владельцев, точные границы участков не всегда могут быть восстановлены.
Частная система исследования земли, подкрепляемая публичной регистрацией документов, была единственной системой, действовавшей в Массачусетсе до 1898 года, и именно такой объемный и кропотливый поиск был необходим. Даже если владелец был найден в деле, это лицо могло умереть, и поэтому поиск для установления наследников или завещателей должен был быть произведен путем поиска в суде по наследственным делам, или человек мог жениться и изменить имя. Иногда люди не записывали акты, желая скрыть свои сделки от внимания. В 1828 году в реестре сделок Барнстейбла произошел пожар, когда многие записи были уничтожены, но не все из них были перезаписаны или реконструированы. Часто такой поиск выявлял проблемы с выяснением состояния правового титула, что делало приобретение того или иного земельного участка финансово и экономически рискованным с рыночной точки зрения. В конечном счете, разрешение титула может потребовать обращения к решению суда. Поскольку не всегда было удобно или экономично предотвращать эти риски путем обращения в суд, процесс частного расследования правового титула также в конечном итоге был дополнен использованием страхования правового титула в сделках с землей для устранения элемента риска.
К 1898 году эта проблема поиска титулов, особенно в отношении многих незанятых и до сих пор заброшенных участков, все еще остававшихся в штате, стала серьезной. В качестве альтернативы этой частной системе Генеральный суд избрал для внедрения систему, при которой Содружество само через судебную систему объявляет и гарантирует государству право собственности на определенные участки, любые существующие в них интересы и ведет авторитетную карту этих земель. . Эта система называется регистрацией правового титула или, точнее, системой регистрации Торренса.
Этапы эволюции правового титула в Массачусетсе
Как указывалось ранее, первое утверждение права собственности в истории человечества должно было возникнуть в результате грубого владения и оккупации. Как только появилось достаточно людей, чтобы порождать противоречивые претензии, и как только эти претензии стали угрожать общественному спокойствию, вызвав меры принуждения, самопомощи и самообороны, возникла необходимость в контроле за земельными спорами. и вопросы собственности юридических лиц, удаленных от вовлеченных физических лиц. На ранних этапах истории это принимало форму родственных групп, клановых групп, племенных групп и, в конечном счете, королей, императоров и т. д. Хотя права прежнего пользования и оккупации признавались, решения этих лидеров стали окончательной гарантией исполнения. собственности, т. е. титула. Право собственности — это всего лишь санкционирование каким-либо органом власти законности и исковой силы притязаний на собственность и приоритета права множественной собственности на землю.
Если это происхождение собственности на землю верно, то первоначально права этой руководящей группы, по-видимому, распространялись, как на уже занятую землю, только на урегулирование споров или на какой-то ранний аналог выдающегося владения, посредством которого земля была взята или конфискована для нужд руководящей группы. В этом смысле мы можем сказать, что всегда существовала своего рода рудиментарная частная собственность на землю в отношении некоторых участков. Что же касается незанятых земель, земель, еще не присвоенных тем или иным образом, то руководящая группа обычно утверждала своего рода групповую собственность на эти участки с правом на оговоренных условиях закреплять части ее за отдельными лицами или группами. В ситуациях клана, племени и раннего царствования эти нераспределенные земли считались коллективной собственностью клана, племени или королевства и находились в ведении руководства. Это можно сравнить с землей, известной как folcland (народная земля) в англосаксонской Англии. Постепенно лидеры клана, племени и царства начали раздавать части земли различным знатным людям либо в награду за службу, либо в ожидании службы, и эти наделы были увековечены путем записи в книгу таких пожалований. По этой причине его стали называть бокланд (страна книг). Поначалу земли всегда было больше, чем земли, но со временем войны и конфликты, а также растущие споры о земле и контроле над экономической деятельностью привели не только к тому, что все больше и больше земель предоставлялось партиям, на которых можно было положиться в поддержке руководящей власти, но и к тому, что начали предоставляться права собственности на уже оккупированные земли с целью направления экономической продукции этих земель в казну руководства.
С приходом Вильгельма Завоевателя эта система достигла своего апогея в Англии. Земли всех англо-саксонских знатных людей, не поддержавших его, были конфискованы, а все земли в Англии перераспределены сторонникам Вильгельма на тех или иных условиях службы, военного, экономического или денежного характера. Так родилась английская феодальная система титулов. В качестве сопутствующего элемента этой системы, как свидетельствует «Книга судного дня», было обязательным, чтобы каждый участок земли, независимо от того, принадлежал ли он королю или другой знати, всегда имел определенного владельца, от которого можно было потребовать услуги. Поскольку нотабли владели обширными земельными участками, в пределах которых было множество различных уровней использования, занятия и прав на них, возникла сложная система «землевладений» общего права, определяющая характер, описание и приоритет прав на землю, все, однако, подпадающие под действие закона. первостепенное положение непосредственных сторонников короны и их наследников. Таким образом, хотя люди по-прежнему использовали и занимали землю и считали себя собственниками, право собственности на самом деле все более и более абстрактно удалялось от них вверх по направлению к политической, социальной и экономической элите с короной наверху. Их права собственности были защищены за счет грантов от короны, и были обеспечены и защищены первым из юридических методов обеспечения и уточнения правового титула, то есть судебными приказами о праве nouvel disseissin и более поздним судебным приказом о нарушении владения. Этими судебными приказами, которые фактически являются основой большей части того, что сейчас превратилось в нашу правовую систему, мы больше всего обязаны королю Генриху II и Генриху III. Ко времени Американской революции и особенно после Великой хартии вольностей все больше и больше услуг, поступающих к короне от собственности на землю, стали заменяться фискальными и денежными услугами, так что собственность на землю, хотя и все еще в рамках феодальной пирамиды , становились все более и более коммерциализированными и привязанными к экономическим соображениям.
С появлением пилигримов и пуританских диссидентов в Англии и их переселением в Америку традиция государственного контроля над инициированием земельной собственности продолжалась в правовых рамках английского общего права, но центр тяжести в отношении права собственности на землю сместился вниз по социальной лестнице обратно к уровню оккупантов и тех, кто был производителями богатства от земли. Корона. Для Плимутской колонии государственные дела начались с Мэйфлауэрского договора 11 ноября 1620 года, за которым последовала королевская хартия в 1620 году, а в 1628 году хартия была предоставлена Компании Массачусетского залива. Хартия 1628 г. была отозвана в 1684 г. с началом авторитарного правления губернатора Уильяма Андроса, но новая хартия была предоставлена в 169 г.1, через два года после восшествия на престол Вильгельма и Марии.
Согласно теории этих хартий, первоначальный источник права собственности на землю в Новой Англии принадлежал английской короне по праву открытия и занятия. Король был владельцем земли и имел исключительную первоначальную власть распоряжаться ею. Это право распоряжения включало право делегировать правительственные полномочия своим получателям, в том числе право законодательства. От Короны титулы на землю перешли к нескольким колониальным правительствам через дары, сделанные в форме этих королевских хартий. С перемещением компании Массачусетского залива в Новую Англию в соответствии с первоначальным уставом и продолжением предоставления последующего устава 169 г.1 законодательные права перешли к Генеральному суду как автономному колониальному правительству. Однако было понятно, что титул, предоставленный Короной, зависел от «права проживания индейца». Генеральный суд принял на себя право надзора за местными титулами. Это означало, что теоретически предоставление земли в Массачусетсе включало в себя обязанность и право аннулировать титул коренных американцев. В семнадцатом веке у коренных американцев было получено много документов, подтверждающих это оформление правового титула, хотя в более поздние годы эта практика вымерла. Учитывая, что теория земли коренных американцев была основана главным образом на племенной и групповой собственности, а также на чувстве совместного общего пользования землей, неясно, имели ли они тот же смысл, что и титул «очищался».
Некоторые из первых заселенных городов, такие как Салем, Бостон, Кембридж, Уотертаун, Дорчестер, Роксбери и Уэймут, были основаны в результате акта заселения и до создания организованного колониального правительства технически не имеют права собственности на свои земли. Как только Генеральный суд был организован, он начал принимать различные постановления, имевшие целью признание этих городов и утверждение их полномочий надзирать за ними и надзирать за созданием всех будущих городов. В 1634 г. был принят городской закон, подтверждающий право Общего суда единолично распоряжаться землей или подтверждать право собственности на нее. Поскольку количество первых поселенцев / оккупантов было невелико, а продолжительность или их занятие невелики, безусловно, наибольшее количество колонистов приобрело свою землю за счет прямого гранта от колониального правительства или его подразделений.
Новые передачи права собственности после этого должны были быть инициированы грантами от Общего суда. Гранты могли быть сделаны отдельным лицам в качестве вознаграждения за услуги, в качестве субсидии вместо пенсий или для поощрения какой-либо деятельности или предприятия, но в основном они состояли из небольших участков земли. Большинство грантов было предоставлено группам или сообществам с целью создания новых плантаций и поселков. Генеральный суд тщательно следил за этими грантами, основной целью которых было занятие и заселение предоставленных земель. Обычно к грантам прилагались условия для обеспечения урегулирования. Поначалу гранты производились без расчета на получение прямой прибыли общественным достоянием. В 18 веке гранты предоставлялись для достижения более коммерческих целей, но даже тогда продажа государственных земель не рассматривалась как обязательно источник прибыли для государственной казны. Несмотря на лежащее в основе феодальное происхождение прав на землю в Новой Англии, гранты от Общего суда выдавались так, как если бы они были свободны от любого феодального владения и контроля, кроме как в соответствии с законодательством и общим правом. Получатели этих грантов поселков и плантаций стали известны как собственники. Сначала гранты описывались в очень общих пределах и обычно составляли несколько квадратных миль, но в конечном итоге были приняты правила, требующие более конкретного обследования, прежде чем будет создана запись о передаче правового титула и выдан грант. Поскольку большая часть штата тогда была плохо нанесена на карту, а методы съемки были менее научными, пограничные споры стали очень частыми в колониальный период.
Эти гранты дали владельцам как необходимые права собственности, так и полномочия местного самоуправления. Это означало, что следующим этапом эволюции титула были пожалования городских собственников.
Изначально не было разницы между городом и собственниками, так что дотация от города была дотацией от собственников. Но по мере того, как города росли и люди, которые не входили в число первоначальных получателей поселений, стали жить в городе, возникла разница между теми, кто имел право голоса в городских делах и делах, и теми, кто имел права собственности в городе. земли. Постепенно произошло разделение, и собственники заявили об исключительном праве передачи земли, принадлежащей первоначальным получателям пожалования. Организовавшись как независимый орган, они, а не члены города, осуществляли юрисдикцию над общими и неделимыми землями в любом поселке. В 1682 году колониальное правительство Плимутской колонии постановило, что владельцы данного города должны встречаться, когда это необходимо, и что то, что они законно приняли на этом собрании, будет действительным и обязательным. Аналогичный закон о владельцах города был принят в колонии Массачусетского залива в 169 г.4. В 1713 г. акт 1694 г. был дополнен законом, озаглавленным «Акт, определяющий порядок созыва собраний собственников земель, находящихся в общем пользовании». Многие из грантов или зачетов владельцев после 1713 г. на самом деле были nunc pro tunc ратификацией более ранних грантов, подтверждающих не только их происхождение от городских зачетов земли, но и истинную передачу правового титула от их законных владельцев. Именно благодаря взаимозачетам собственников как собственников ранее несколько квазигосударственная собственность на землю в Массачусетсе превратилась в преобладающее теперь право собственности на частную собственность. К сожалению, многие даже наиболее тщательно изученные и задокументированные крупные исторические отложения, большинство из которых имели прямолинейную конфигурацию, были быстро раздроблены на более мелкие части, которые, если не были вскоре заселены или обработаны, в конечном итоге стали предметом очень быстрого, спекулятивная и не всегда зарегистрированная передача и обмен, что делает восстановление этих произведений с точки зрения поиска по названию теперь довольно трудным.
Приблизительно с 1636 года в Массачусетсе стало доступно публичное место регистрации для записи и исследования передачи этих участков частной собственности, и, конечно же, с 1898 года Земельный суд и система Торренса были доступны в качестве альтернативного источника для регистрации. и удостоверение прав на землю. История Земельного суда и его деятельности изложена в «Краткой истории Земельного суда» в новой редакции на этом же веб-сайте.
Для более подробного обсуждения роли дотаций от суда, поселков и собственников см. публикацию Городские собственники колоний Новой Англии , Рой Х. Акаги, University of Pennsylvania Press, 1924, из публикации которой была взята большая часть этой истории титула в Массачусетсе.
Последнее обновление: | 27 апреля 2018 г. |
---|
Помогите нам улучшить Mass.gov своими отзывами
Вы нашли то, что искали на этой веб-странице?Если у вас есть предложения по сайту, сообщите нам. Как мы можем улучшить страницу? *
Пожалуйста, не указывайте личную или контактную информацию.
Отзывы будут использованы только для улучшения сайта. Если вам нужна помощь, обратитесь в Земельный суд. Пожалуйста, ограничьте ввод до 500 символов.
Пожалуйста, удалите любую контактную информацию или личные данные из вашего отзыва.
Если вам нужна помощь, обратитесь в Земельный суд.
Пожалуйста, сообщите нам, как мы можем улучшить эту страницу.
Пожалуйста, удалите любую контактную информацию или личные данные из вашего отзыва.