Прометей в искусстве: образ в литературе и искусстве

Содержание

образ в литературе и искусстве

Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение обращаться с огнём, за что и был жестоко наказан всесильным Зевсом.

Миф

Прометей – образ, который стал частью творчества многих авторов. Легенда о нём служила источником вдохновения драматургов, поэтов и писателей. Чем интересен этот мифологический персонаж? Прежде всего, следует изложить вкратце легенду о Прометее.

Этот сказочный герой является одним из титанов, богов второго поколения. Однажды, Прометей ослушался Зевса, дав людям огонь. Но прежде ему пришлось украсть пламя со священного Олимпа. Люди жили в неведении, их быт был непрост. Таким образом, Прометей не только улучшил жизнь человека, но и открыл ему путь к просвещению. За этот благородный поступок он понёс жестокое наказание.

Прометей – образ в мифологии, символизирующий предвидение. Само его имя в переводе означает «мыслящий». А наказание главный бог Олимпа придумал для него поистине мучительное: он приказал непокорного титана приковать в скале, а кровожадный ворон, прилетавший каждодневно к мученику, клевал его печень. Прометея могло спасти лишь одно: Зевс требовал, чтоб он назвал имя той, которая родит ему сына, способного в будущем свергнуть отца. Но прикованный к скале предпочёл молчание и невероятные муки.

Образ Прометея в литературе и искусстве занимает особое место. Ведь он не теряет актуальности. Символ мученичества во имя спасения человечества используется и современными авторами.

Трагедия Эсхила

Прометей – образ, который, прежде всего вдохновлял античных авторов. В основе трагедии Эсхила «Прометей прикованный» лежит мифологический сюжет. Главный персонаж – титан, который смог научить людей пользоваться огнём. Также, благодаря именно Прометею, люди приучили животных, научились основам кораблестроения. Зевсу эти действия титана не нравились: он предвидел, что независимость человека может привести к ослаблению его власти. Но Прометей идёт наперекор главному богу Олимпа, понимая, что его жестоко покарают, вряд ли он заслужит благодарности. Несмотря на это, он совершает то, что считает своим долгом.

«Прометей прикованный» – трагедия, которая вошла в трилогию. Однако остальные её части, к сожалению, не сохранились. Впервые произведение античного драматурга было поставлено на театральной сцене приблизительно в 444-443 года до н. э.

Гёте

Мифологическому персонажу посвятил своё знаменитое стихотворение один из великих мыслителей XVIII века. Иоганн Вольфганг фон Гёте на основе легенды о Прометее создал стихотворение, в котором главный герой-титан обращается к самому Зевсу, называя богов ничтожными, а их величие убогим. Немецкий поэт в своём произведении смог передать непокорность легендарного узника, стойкость, бесстрашие и стремление идти к своей цели наперекор всему.

Образ Прометея в мировой литературе использовался множество раз. Ниже перечислим самые известные произведения, в основу которых лёг извечный сюжет о самом стойком и жертвенном персонаже древнегреческих легенд.

Байрон

Английский поэт-романтик в своём творчестве тоже обращался к легендарному образу. В стихотворении «Прометей» автор восхваляет самоотверженный поступок мученика. Байрон подчёркивает, что награды за свои отважные действия герой не получил, но поступок его стал образцом подражания для всего человеческого рода.

Шелли

Заимствуя знаменитый мифологический сюжет, английский поэт XIX века создал трагедию под названием «Освобождённый Прометей». Действие начинается в горах, где прикованный титан извергает страшные упрёки в адрес верховного бога. С сочувствием героя слушают океаниды, которые находятся здесь же, у ног мучника. Зевс не только наказал того, кто осмелился ослушаться его, но и низверг на весь человеческий род всяческие беды. Но герой не сдаётся и верит в своё высокое предназначение. Произведение Шелли заканчивается низвержением мучителя. Прометей освобождён: на Земле теперь господствуют Мудрость, Доброта и Терпение.

В музыке

Образ Прометея в литературе, в музыке, в живописи был не раз пересмотрен. Каждый из авторов видел его по-своему. Но всегда этот персонаж олицетворял стойкость и необыкновенную смелость. Музыкальную поэму в честь него создал и Александр Скрябин. Одновременно Ференц Лист посвятил мифологическому герою симфонию.

Прометей стал одним из вечных литературных образов, потому как он способен вдохновлять на мужественные поступки. В истории немало случаев, когда люди совершали предательство лишь для того, чтобы обрести материальные блага. Но были и те, кто шёл на верную гибель, не отступал с намеченного пути. Писатели и поэты, описывающие подобные ситуации в своём творчестве, нередко прибегали к аллюзии на мифологическую историю о самоотверженном титане.

Прометей в живописи. Портреты титана и жанровые картины с Прометеем.

Главная

Альманах

О сайте

Новости

Услуги

Контакты

Букинистика

Графика

ДП искусство

Живопись

Журналы

Копии картин

Альбомы

Арт-словарь

Архитекторы

Архитектура

Афиша

Боди-арт

Восковые фигуры

Выставки

Загадки и тайны

Иконопись

Инсталляции

Интересный мир

Казни и пытки

Катастрофы

Керамика

Коллекции

Криминал

Куклы

Литература

Маргиналы

Москва

Музеи и галереи

Некрополи

Образование

Объединения

Одежда и мода

Организации

Памятники

Перфомансы

Пионеры-герои

Портрет

Праздники

Скульптура

Стрит-арт

Театр

Фобии

Фонтаны

Фотографы

Храмы

Художники мира

Ювелирика

Грампластинки

Открытки

Скульптура

Картины и сюжетные подборки художников мира.

Фото картин.

Теодор Ромбоутс. Истязание Прометея. Холст, масло. 1600-е. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель).

Автор текста — Валерий Рублёв. 5 июня 2021 года.

Прометей (Prometheus) — персонаж древнегреческих мифов: титан, создавший людей, а затем защищавший их от божественного произвола и позднее поплатившийся за это.
Согласно мифам, Прометей вылепил людей из глины, а затем Афродита наделила получившиеся статуи дыханием, от чего они ожили и стали людьми.
Есть и другая вариация древнегреческого мифа о человеческом происхождении: боги сами создали людей и животных, а титаны Прометей и Эпиметей должны были справедливо распределить между созданными богами существами способности к жизни и выживанию, однако Эпиметей сразу же всё раздал животным, ничего не оставив людям…
Как бы там ни было, чтобы не позволить людям сгинуть на самой заре своего существования, Прометей решился похитить с Олимпа огонь, дабы он согревал человеческий род холодными ночами и позволял жарить мясо убитых зверей.


Зевс наказал Прометея за его самоотверженный поступок. Бессмертного титана Прометея привязали к высокой скале, где в течение долгих тысяч лет огромный орёл болезненно выклёвывал ему печень…
Мучения Прометей были окончены Гераклом, убившим орла-мучителя в благодарность Прометею за помощь в поисках дороги к Гесперидам, а позднее Геракл смог уговорить Зевса простить и освободить Прометея, покровителя людей.
Образ Прометея, страдающего за спасение человечества от холодной и голодной смерти, был крайне популярен в старинной европейской живописи период 16-19 веков. Ныне антикварная живопись с изображениями Прометея пользуется большой коллекционной ценностью, но такие работы редки — почти все он уже давно находятся в частных и государственных коллекциях.

Акимов Иван Акимович. Прометей делает статую по приказанию Минервы. Холст, масло. 125х93. 1755. Государственный Русский музей.

Дирк ван Бабюрен. Схваченный Прометей. Холст, масло. 201х182. 1623. Рейксмюсеум.

Карл Генрих Блох. Освобождение Прометея. Бумага на холсте, масло. 46х38. 1864. Художественный музей Рибе.

Карл Раль. Прометей. Холст, масло. 76,5х54,55. До 1865 года. Частная коллекция.

Константин Хансен. Прометей создаёт людей. Холст, масло. 1845. Частная коллекция.

Лука Джордано. Прометей. Холст, масло. 186,7х160. 17 век. Национальный музей (Варшава).

Питер Пауль Рубенс. Прометей. Доска, масло. 25,5х16,2. 1636. Музей Прадо.

Ян Косьерс. Прометей и украденное пламя. Холст, масло. 182х113. 1637. Музей Прадо.

Ниже предлагаются статьи о других картинах и сюжетных подборках

Произведения искусства из частных коллекций и собраний художников

Предлагается возможность увидеть, рассмотреть и быстро приобрести произведения изобразительного искусства из частных собраний коллекционеров и авторские картины современных художников.

Copyright © YAVARDA.RU 2018-2022

Мобильная версия сайта

Ужасающая история скованного Прометея, рассказанная в 15 произведениях искусства

 

История Прометея рассказывалась и пересказывалась на протяжении тысячелетий, и толкование ее смысла менялось в зависимости от автора, но основную мифологию можно впервые увидеть в « Теогонии» Гесиода . Более поздние авторы опирались на эти мифы, превращая их в убедительные философские размышления. Греческий драматург Эсхил выбрал Прометея в качестве центрального персонажа многосерийного сериала. Единственная дошедшая до наших дней пьеса — первая в серии, трагедия

Прикованный Прометей.

 

Мифология связанного Прометея
Прикованный Прометей , Томас Коул, 1847 г., через Музеи изящных искусств Сан-Франциско

 

Прометей был титаном, сыном Япета. Его отец был членом первого поколения богов, которым правил Кронос и был свергнут Зевсом и его братьями и сестрами в великой Титаномахии. Роль Прометея в этой войне — один из аспектов истории, который можно изменить. Он явно не принимал никакого участия в активном противодействии перевороту Зевса, а в 9-й0007 Prometheus Bound , Прометей на самом деле сыграл решающую роль в обеспечении победы Зевса. Гесиод называет Прометея просто обманщиком, но более поздние интерпретации истории Прометея вызвали у него гораздо больше сочувствия.

 

Прометей создает человечество
Прометей, Отто Грейнера, 1909 г., через Национальную галерею Канады, Оттава

 

После Великой войны все существа на земле были уничтожены. Зевс поручил Прометею и его брату Эпиметею создать новых существ, чтобы они ходили по планете, и дал им различные дары, которыми они могли одарить свои творения. Прометей тщательно вылепил из глины людей по образу и подобию богов, а его брат быстро сотворил столько разных животных, сколько смог, наделив каждого из них дарами, которые разрешил им Зевс. Когда Прометей кончил, животные стали сильнее и быстрее и согрелись ночью в своих толстых шубах, пока люди мерзли.

 

Похищение Священного Пламени
Сотворение человека Прометеем , Генрих фон Фюгер, 1790, через Княжеское собрание Лихтенштейна, Вена

 

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Сожалея о своих творениях, Прометей спросил Зевса, может ли он научить их добывать огонь.

Зевс отказался, поскольку огонь был священным для богов, поэтому Прометей украл его и принес человечеству. Первоначально разгневанный, Зевс успокоился, когда люди начали сжигать лучшее мясо на алтарях богам, довольные жертвой. И снова в своей истории Прометей бросил вызов богам в пользу своих людей. Он приказал им зарезать быка и разделить мясо на две кучи. В одной были все лучшие куски мяса, но мясо было скрыто под сухожилиями и костями. В другом Прометей велел им покрыть оставшиеся кости и внутренности мраморным жиром. Он пригласил Зевса спуститься на землю и выбрать кучу, которую он желал, в качестве подношения.

 

Эпиметей, принимающий Пандору и Открытие вазы Пандоры Потолочная роспись Генри Ховарда, 1834 г., через ArtUK

 

Зевс, как и ожидалось, выбрал ту кучу, которая выглядела лучше всех, но содержала все объедки под ней, и на это Зевс пришел в ярость. Прометей украл для человечества священный огонь и теперь научил их хитрить и обманывать, даже обманывать богов.

Чтобы наказать человечество, Зевс попросил Гефеста, Афину и Афродиту создать для него прекрасную женщину по образцу Афродиты. Ее назвали Пандора. Зевс пробудил в ней глубокое любопытство, дал ей коробку, которую велел никогда не открывать, и предложил ее замуж за Эпиметея. Несмотря на подозрительность, Эпиметей был очарован красотой Пандоры и не смог устоять перед предложением. Конечно, любопытство Пандоры стало для нее непосильным, и она заглянула внутрь, случайно выпустив из ящика все напасти мира, и только-только сумела сохранить надежду.

 

Прометей, прикованный к скалам Кавказа
Прометей в цепях Вулкана , Дирк ван Бабюрен, 1623, Рейкс музей, Амстердам

 

Наказание Зевса для Прометея было столь же ужасным. По приказу отца Гефест, неохотно, ибо у него было доброе сердце, приковал Прометея цепью к вершине Кавказских гор. Каждый день орел, символ Зевса, пикировал и выклевывал печень Прометея, чтобы съесть ее. Однако, поскольку он был бессмертным Титаном, каждую ночь печень снова отрастала, и орел возвращался на следующий день, чтобы съесть ее снова, снова и снова, навечно. Это история Прометея вплоть до 9 Эсхила.0007 Прикованный Прометей .

 

История Прометея у Эсхила
Прометей , Теодор Ромбаутс, 1597-1637, через Музей изящных искусств Конинклике, Брюссель

 

Основная мифология почти не комментирует действия Зевса и Прометея и не размышляет о справедливости наказания. Однако Эсхил, греческий драматург V и VI веков до н. э., которого часто называют отцом греческой трагедии, решил исследовать историю Прометея как философское погружение в мораль и угнетение. В его версии под названием

Прикованный Прометей , Прометей — герой человечества и жертва жестокой и несправедливой тирании Зевса. Даже Гефест осуждает действия своего отца, предостерегая Прометея: «Долгие часы твои будут безутешны, растянувшись на этой скале, никогда не сомкнув глаз и не преклонив колен; и напрасно ты возвысишь, со стонами глубокими и жалобными криками, свой голос; ибо Зевса трудно уговорить, так как новорожденная сила всегда безжалостна».  

 

Океаниды и их отец выражают сочувствие
Рельеф из саркофага, изображающий Прометея, прикованного к цепи, на глазах у океанидов, через Национальный музей Ливерпуля

 

Недавно прикованный к горе, Прикованный Прометей начинается с того, что несчастный Титан оплакивал свою судьбу. Вскоре к нему присоединяются дочери титана Океана, пришедшие посочувствовать Прометею. В своем разговоре с ними он объясняет, как он помог Зевсу в его победе над титанами и что, когда Зевс выразил желание уничтожить все человечество, вмешался Прометей, украв священное пламя, обучив их искусству, спасая их от планов Зевса и большей части все, даруя им надежду.

 

Вулкан, цепляющий Прометея, Жан Шарль Фронтье, 1744, через Национальную школу изящных искусств, Париж

 

Затем в Прикованный Прометей , отец девочек, Океан, приходит, чтобы выразить свою жалость и свою помощь, предлагая ему молить Зевса о пощаде. Тем не менее, Прометей убеждает его отказаться от этой идеи, опасаясь, что Зевс просто включит Океана в свое наказание. С уходом Океана Прометей снова остается наедине с дочерьми старого титана. Девушки оплакивают его, но он не хочет говорить о своих страданиях и вместо этого возвращается к описанию даров, которые он дал человечеству; знание строительства из дерева, кирпича и камня, кораблестроения, умение приручать и использовать животных для помощи в работе, искусство медицины, гадания и ремесла с медью, железом, серебром и золотом.

 

Странствия Ио
Прометей и океаниды , Иоганн Эдуард Мюллер, 1868–1869 гг., через Wikimedia Commons

 

Затем к группе присоединяется Ио, уставшая и преследуемая призраками, в образе белой телки. Ио была принцессой и жрицей Аргоса, которая привлекла внимание Зевса. Хотя она говорит Прометею, что сначала отказалась от его ухаживаний, Зевс преодолел ее возражения и взял ее в любовники. Когда Гера стала подозрительной, он превратил Ио в белую телку, чтобы защитить ее от ревности богини, но Гера послала овода, чтобы ужалить Ио и безжалостно гнать ее по земле.

 

Геракл, доставляющий Прометея, Франсуа Леспингола, 1690-1705, Художественная галерея Онтарио, Торонто

 

По мольбе Ио связанный Прометей открывает свое будущее: что она обречена на долгие скитания и страдания, но в конце концов вернется в человеческий облик, и один из ее потомков будет не только сильнейшим героем, когда-либо рожденным, но и однажды освободить Прометея из собственного плена и страданий. Она уходит, и Прометей становится непокорным, заявляя, что даже сам Зевс не может править вечно и что однажды он заключит брак, который будет угрожать его будущему.

 

Предупреждения Гермеса
Прометей, атакованный орлом, Шарль Рено, 1756-1817, через Национальную художественную галерею, Вашингтон, округ Колумбия

 

Несмотря на предостережения дочерей Океана, Прометей продолжает свои утверждения, и его слова достигают ушей всезнающего Зевса, который посылает Гермеса вниз, чтобы узнать имя того, кто угрожает Зевсу. Гермес и Прометей обмениваются горячими словами, и Гермес раскрывает дальнейшую угрозу Зевса:

 

Пытки Прометея, Сальватор Роза, 1646-1648, Галерея Корсини, Рим

 

«если ты не послушаешься моих слов, … во-первых, эту скалистую пропасть Отец расколет землетрясением громом и своей горящей стрелой, и он скроет твой образ, и ты будешь висеть во весь рост, болтаясь в грубых руках скалы. И пока ты не завершишь свой долгий срок, ты не вернешься к свету; и тогда гончая Зевса, желтовато-коричневый орел, яростно упадет на твою плоть и разорвет ее, как лохмотья; и каждый день и весь день твой непрошенный гость будет сидеть за твоим столом, лакомясь твоей печенью, пока он не обглодает ее. Не жди срока для такой агонии, пока среди богов не появится тот, кто возьмет на себя твои страдания и согласится войти в ад, далекий от солнечного света, да, в глубокую яму и грязь Тартара, ради тебя».

 

Прометей, привязанный к горе Кавказ, Николя-Себастьян Адам, 1762, через Лувр, Париж

 

Прометей остается непокорным и отказывается отвечать. Гермес советует дочерям Океана уйти, иначе их тоже поразит землетрясение, но девушки отказываются уходить, заявляя, что они скорее вынесут несчастья Прометея, чем окажутся ложными друзьями. Гермес уходит, грянет гром и землетрясение, Прометей и дочери Океана поглощаются бездной, и завеса падает на Прикованный Прометей .

 

Освобождение прикованного Прометея
Освобождение Прометея , Карл Блох, 1864, Художественный музей Рибе, Дания

 

Хотя Прикованный Прометей заканчивается трагедией, история Прометея в конечном итоге имеет более счастливый конец. Как и предсказывал Прометей, однажды его освободил потомок Ио, не кто иной, как великий греческий герой и сын Зевса Геракл. Путешествуя, чтобы завершить свои двенадцать подвигов, Геракл наткнулся на Прометея, прикованного к горе и ежедневно терзаемого орлом. Он убил орла и освободил Прометея от цепей. Гордясь силой своего сына, Зевс смягчился и наконец отпустил Прометея на свободу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *