Произведения гроза герои: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Описание и характеристика героев пьесы Александра Островского «Гроза»

Меню статьи:

  • Местный механик-самоучка Кулигин
  • Ваня Кудряш – возлюбленный Вари
  • Борис – племянник Дикого
  • Дикой – представитель «темного царства»
  • Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы
  • Тихон, сын Кабановой
  • Варвара – сестра Тихона
  • Катерина – главная героиня пьесы

Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени. Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди. Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.

Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам. Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.

Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.

Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие. Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича. Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру. Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.

Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама. Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет. Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”

Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.

Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Автор: Виктория Давыдова

«Гроза» герои пьесы, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.Ру

Главные герои пьесы Островского «Гроза»

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) — вдова, грубая деспотичная женщина, стремящаяся подчинить своей воле окружающих. Воспитана она по старинным обычаем, где в основе — патриархальный уклад жизни. Муж должен бить детей и жену, издеваться над ними. Хозяин должен тиранизировать своих подчиненных и не принимать в счет их мнения. Потому и Кабанова считает, что варварство и грубость — то, что непременно поможет в семейной жизни. Муж, по ее мнению, не должен любить жену, а, напротив, быть деспотом: бить жену, оскорблять и неуважительно о ней отзываться. Жена в таком случае вообще превращается в рабыню. Ее роль в семье: готовить еду и прислуживать мужу. Эти принципы Кабаниха пытается внушить собственному сыну, который боится мать и полностью подчинен ее тирании. Кабанова подчинить своим нравам невестку, жену сына, но это у нее не получается.

В ее образе Островский воплощает ханжество и лицемерие патриархальной жизни, прогнившей насквозь.

Тихон Кабанов — сын Кабанихи. С ранних лет воспитывался в напряженной обстановке. Видел деспотизм, грубость, лицемерие со стороны матери. Слабохарактерный человек, не имеющий твердой воли. Загнан в угол чрезмерной строгостью и деспотизмом матери. Причем не предпринимает даже малейший попыток вырваться из под ига Кабанихи, а, напротив, безмолвно ей подчиняется. Пытается быть верным и ласковым мужем, но испытывает огромное давление со стороны Кабановой, которая желает, чтобы сын жил в семье по ее принципам. Пытается угодить и матери и жене, что довольно плохо получается. Единственную отдушину и радость он находит в пьянстве, что не осуждает Кабаниха, так как считает это признаком аристократичности и высокого дворянского происхождения. В обществе все так делают, поэтому такое поведение не вызывает осуждения. Узнав об измене жены, прощает ее, так как милосердия и сострадания в нем все же больше, чем в матери.

К тому же, Тихон сильно любит ее. После гибели Катерины в каком то смысле завидует ей, ведь считает, что она принесла жизнь в жертву обществу грубых нравов и деспотизма.

Катерина — супруга Тихона. Молодая девушка с мягким характером, воспитанная в совершенно чуждом для Кабанихи духе. Очень часто Катерина вспоминает о матери и о том, насколько ласкова она была с ней, не принуждала к труду и выполнению сухих правил. Неудивительно, что деспотизм свекрови ей претит и она не может с собой ничего сделать. Она также пытается полюбить мужа, но ничего, кроме жалости к нему не испытывает. Кабаниха же изживает Катерину из дома, так как боится, что сын окажется под ее влиянием. Не выдержав все этого, Катерина заводит роман на стороне и все ночи напролет проводит с любовником. Но тут ей тоже не везет: Борис, ее новый возлюбленный, оказывается трусом и сбегает при первых же трудностях. Когда же их роман вскрывается девушка, окончательно запутавшаяся в своих чувствах, бросается с обрыва в реку и погибает.

Через этот образ Островский показывает “луч света в темном царстве”. Но этот луч света никому не нужен. Общество настолько прогнило, что не способно понять человека, мыслящего не так, как большинство.

Второстепенные герои пьесы Островского «Гроза»

Варвара — дочь Кабанихи. По сравнению с Тихоном, она не безынициативная. Это сильный персонаж, научившийся прикрывать свое отвращение к принципам матери показным лицемерием и послушанием. Видно, что неусыпное бдение Кабановой и чрезмерная опека с ее стороны не смогли уберечь девушку от морального и нравственного разложения. Варваре глубоко плевать на то, что подумают люди. Она гуляет с Кудряшом, ведет распутную жизнь. Ее главный принцип — ради своего счастья можно наплюнуть на устои и все нормы приличия. Это именно Варвара подговаривает Катерину следовать зову своего сердца и делать то, что ей хочется. Позже Варвара даже организовывает тайные встречи Кати и Бориса. В конечном итоге, устав от бесконечных упреков матери, сбегает из дома вместе с Кудряшом.

Кудряш — любовник Варвары. Наглый развязный, хамоватый молодой человек. Он во многом похож на многих обитателей города Калинова, ведущих приземленный образ жизни. Все его устремления направлены лишь на то, чтобы разбогатеть и обмануть другого ради собственной выгоды.

Кулигин — механик-самоучка. Это один из немногих персонажей пьесы, которому не присуща зависть, самолюбие или тщеславие. Он не похож на многих жителей города и не готов жить по установленным нормам и правилам. Кулигин часто размышляет о всеобщем благе, равенстве между людьми, огромной роли технического прогресса. Однако, многие его мысли так и остаются на стадии идей, им не суждено сбыться. Посредством этого образа Островский выражает надежду на то, что не все потеряно в обществе. Есть еще люди креативно мыслящие, однако их время пока не пришло.

Савелий Прокофьевич Дикой — полная противоположность Кулигину. Этот человек груб, алчен и завистлив. Дикой любит причинять другим страдания.

Он не склонен к размышлениям о судьбах людей и пути развития страны. Дикой живет для себя и в своем собственном мирке. Он презирает окружающих, для Дикого чье-то мнение не является ценным и заслуживающим хоть какого-то внимания.

Борис — племянник Дикого. На вид является более менее порядочным молодым человеком, но на деле оказывается таким же как и все — подлым и алчным человеком, думающим только о себе. Он соблазняет замужнюю Катерину, но потом, испугавшись ответственности за содеянное, трусливо сбегает.

Феклуша — приживалка Кабановой. Ради собственной выгоды способна втереться в доверие к любому человеку. С этой целью ей удается манипулировать разными людьми, что ей с легкостью удается. Невежлива, груба, дурно образована, так же как и сама Кабаниха. Резкие перемены пугают ее, она привыкла к стабильности, которая помогает ей дальше морально и нравственно разлагаться.

Глаша — такая же невоспитанная и необразованная девка, как и Феклуша. Несмотря на то, что она молода, у нее нет целей в жизни. Она честолюбива и не хочет учиться ничему новому.



Еще герои произведений:

  • Герои поэмы Некрасова «Дедушка»
  • Герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»
  • Герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Герои стихотворения Некрасова «Железная дорога»

  • Десятка лучших по версии Джона Маллана: грозы | Книги

    Георгики Вергилия

    Вергилий смотрит на плодородную Кампанью, когда небо темнеет, и видит Отца Богов, « media nimborum in nocte corusca / fulmina molitur dextra «: «в полночь» грозовые тучи, он орудует своими болтами сверкающей рукой». Посевы разбросаны, а леса и берега вторят грому.

    Макбет Уильям Шекспир

    «Гром и молния. Входят три ведьмы.» Так начинается самая страшная трагедия Шекспира. Всякий раз, когда появляются ведьмы, начинается гроза, как будто природа возвещает об их злых намерениях. «Когда мы снова встретимся втроем? / В гром, молнию или дождь?»

    Прелюдия Уильяма Вордсворта

    Для Вордсворта гроза — примитивное наслаждение. Он вспоминает свою райскую жизнь в пятилетнем возрасте, купаясь в местных мельничных бегах и греясь на солнышке, но это не обычный пастырский спорт. Он сравнивает себя с кем-то, «рожденным / На Индийских равнинах», как если бы он «сбежал за границу в распутстве, в спорте / Голым дикарем под грозовым дождем».

    Грозовой перевал Эмили Бронте

    Ночью в грозу Хитклифф слышит, как Кэти говорит Нелли Дин, что она собирается выйти замуж за Эдгара Линтона. В отчаянии Хитклиф покидает Грозовой перевал, и стихия дополняет его. «Около полуночи, когда мы еще сидели, буря в полной ярости загрохотала над Высотами».

    Холодный дом Чарльза Диккенса

    Эстер гуляет в лесу с мистером Джарндисом и Адой после периода знойной погоды, когда на них внезапно обрушивается буря. Они укрываются в домике смотрителя, который, по их мнению, пуст. Но пока они сидят и слушают бурю, из темноты доносится голос леди Дедлок. Судьбоносно они с Эстер встретились.

    «Ветер начал качать траву» Эмили Дикинсон

    Гроза Дикинсона — наполовину сюрреалистический восторг, наполовину религиозный ужас. «Игоны ускорились на улицах / Гром спешил медленно — / Молния показала Желтый Клюв / А затем яростный Коготь». Все животные бегут, когда «Воды разрушили небо», но поэт странным образом находится в безопасности, поскольку видит молнию, «четвертующую дерево».

    «Гроза в городе» Томаса Харди

    В болезненной виньетке упущенной возможности гроза заманивает в ловушку поэта и неназванную женщину «В сухом углублении экипажа». Запечатанные от мира, они неожиданно проводят время вместе, но ливень внезапно заканчивается, и шанс упущен: «Она выскочила к своей двери: / Я бы поцеловал ее, если бы дождь / Продлился еще минуту».

    «Июньский гром» Луи Макнейса

    Поэт вспоминает «зеленые» июньские дни далекого прошлого, как гремит гром в июньский день настоящего. Гроза приходит, чтобы разбить его любовные стремления. «Если бы ты только пришел и осмелился на кристалл / Вал дождя и бездонный ров грома, / Если бы только ты пришел сейчас, Я был бы счастлив / Сейчас, если бы только сейчас».

    Пустошь Т. С. Элиота

    Последняя часть поэмы Элиота называется «Что сказал гром», ее название неявно отсылает к интерпретации значения грома в индуистских упанишадах. Сначала «на дереве крыши» петух прокукарекает «В вспышке молнии». Поэт видит, как «черные тучи / Собрались далеко, над Химавантом. / Потом заговорил гром».

    Посредник от LP Hartley

    Мертвящая жара эдвардианского лета висит над действием. Герои ждут, как и читатель, возможной грозы. Когда гремит гром и небо открывается, миссис Модсли ведет Лео, сопротивляющегося посредника, к тому, чтобы обнаружить Мэриан на месте преступления с Тедом в сортире, и все жизни должным образом разрушены.

    Цепная молния — Герои 3 вики

    Школа Магии Воздуха
    Уровень 1
    Спешка
    Волшебная стрела *
    Просмотр воздуха
    Уровень 2
    Маскировка
    Разрушающий Луч
     Фортуна
     Молния
     Точность
     Защита от воздуха
    Видения *
    Уровень 3
     Воздушный щит
     Уничтожить нежить
     Загипнотизировать
    Уровень 4
    Цепная молния
    Ответный удар
    Уровень 5
    Размер двери
    Летать
     Волшебное Зеркало
     Призыв элементаля воздуха
      Молния Титана
    Школа Магии Земли
    Школа огненной магии
    Школа Магии Воды
    Цепная молния
    Школа:  Магия воздуха
    Уровень: 4-й
    Стоимость:  24/20
    Продолжительность:  момент
      Основной эффект
    Молния поражает целевое войско, нанося (25 + (мощность x 40)) урона.
    Болт поражает четырех солдат.
      Расширенный эффект
    Молния поражает целевое войско, нанося (50 + (мощность x 40)) урона. Болт поражает пять солдат.
      Экспертный эффект
    Молния поражает целевое войско, нанося (100 + (мощность x 40)) урона. Болт поражает пять солдат.
      Вероятность появления (%):
    Замок   20
    Вал   20
    Башня   29 ( 20* )
    Инферно   20
    Некрополь   20
    Подземелье   20
    Крепость   0
    Крепость   0
    Слияние   20
    Бухта   20
    * Без библиотеки

    Цепная молния — заклинание 4-го уровня в Школе Магии Воздуха.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *