Происхождение государства киевская русь – Киевская Русь — Википедия

Содержание

6.Государство Киевская Русь IX — XII вв. Интерпретации возникновения государства кр. Этапы истории: правовая, экономическая, культурно-бытовая, международная.

Ранняя история Руси в значительной мере определялась ее географическим положением. В IX в. в Восточной Европе сложилось несколько обширных районов, заселенных различными народами с преобладанием славянского населения. Часть славян обосновалась на северо-востоке по Днепру и его притокам. Эти восточные славяне – наши предки: от них-то и ведет начало русский народ.

Со временем восточные славяне разбились на несколько племен — поляны, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, словены, радимичи, вятичи, дулебы, или бужане, хорваты, угличи, тиверцы. Разбросавшись по огромному пространству, все эти племена восточных славян не только не сливались в один народ, но и каждое племя, в свою очередь, дробилось на отдельные общины, и каждый поселок жил особняком. В каждой отдельной семье повелителем был отец; несколько семейств, происшедших от одной семьи, составляли род. Но и род распадался на несколько отдельных родов. В каждом роде был свой старшина (восточные славяне называли его князем). Такой распад родоплеменных связей создавал трудности восточным славянам противостоять врагам.

Предпосылки для образования древнерусского государства были созданы экономической и этнической общностью восточных славян, их стремлением объединить силы в борьбе с кочевниками, экономическими интересами региональных княжений.

 Согласно «Повести временных лет», одной из клю­чевых для восстановления истории летописей, в 862 г. ильменские славяне пригласили править в Новгород варяжского князя Рюрика, который положил начало княжеской династии. В XVIII в. работавшие в России немецкие ученые Г. ф. Миллер и Г. 3. Байер сформули­ровали норманнскую теорию. Ее суть состоит в том, что именно приглашенные варяги (норманны, скандинавы — т. е. иностранцы) создали у славян государ­ство — Киевскую Русь. Согласно норманнской теории варяги оказали решающее влияние на формирова­ние социально-экономических и политических ин­ститутов славян, а также на их язык и культуру.

Однако уже в XVIII в. в активную полемику с этой теорией вступил М. В. Ломоносов. Сторонники антинорманнской теории акцентируют внимание на формировании государственности у славян задолго до призвания Рюрика. Во главе славянских союзов племен стояли князья, опирались они в вопросах управления и военных походов на дружину. К IX в. с экономическим развитием усложняется структура общества, обособляется племенная знать (впослед­ствии бояре), важные вопросы по-прежнему реша­ются на собрании племени — вече. Все эти признаки, по мнению антинорманнистов, являются законо­мерными этапами складывания государственности у восточных славян.

Продолжаются дискуссии и о том, был ли Рюрик славянином с южного берега Балтики (остров Рюген). Антинорманнисты оспаривают утверждение о реша­ющем влиянии иноземной инициативы в появлении у славян государства. Появление государственности у славян — это итог длительного эволюционного раз­вития, а не воля отдельной личности.

  

причины ВОЗНИКНОВЕНИя ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры — хри­сти­ан­ства православного толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988) — это одновременно начало и история русского, Российского госу­дарства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.

Христианская теория связывает возникновение Киева с про­ро­чест­вом апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные хол­мы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.

Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского — Российского.

 

Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.

Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между “нор­ман­нистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ло­мо­носов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.

Полемика между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозна­чилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинав­ского или иного происхождения?

Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Ко­пен­гагенского университета В. Томсен и русский историк, академик А. Ку­ник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.

 

Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного проис­хож­дения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.

 

После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской до­ре­во­лю­ционной, продолжало преобладать

либеральное направление всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея фран­цуз­ских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общест­вен­ном договоре как основе образования государства.

В то же время у части зарубежных историков норманнская теория под­верг­лась политизации. Неприятие западным обществом советского госу­дар­ст­ва переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает анти­славянскую направленность, доказывающую неспособность народов Вос­точ­ной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцве­тает” расистская теория неполноценности народов.

Материалистическое направление становится официаль­ным в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью опре­де­ле­ние государства наполняется следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).

Выстраивается следующая схема: пле­мен­ные княжения (союзы племен), формирование Северного и Южного образований, Русское госу­дарство (Киевская Русь). Схема постоянно уточняется и детализируется. Так, государство возникает на восточно­-сла­вян­ской основе, но со значи­тельным участием чудских племен и сканди­нав­ских наемных дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политиче­ские и духовные предпосылки создания государства в Вос­точ­ной Европе уже сложились. В этой трактовке роль варягов-норманнов в обра­зо­ва­нии государства становится несущественной.

Советские историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность — процесс не од­но­моментный, а итог длительного эволюционного развития, ра­зошлись в определении места первоначального возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее — на Северо-Западе

4 , другие — на первое место среди этапов формирования государственности ставят образование северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все истори­ки признают, что процесс объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и под­чи­не­нием Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.

Марксистская теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера, стали связывать с проблемой эт­но­нимии. Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.

В локально-исторической литературе Восточная Европа и Северная Азия рассмат­риваются как единое пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином “место­развитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазар­ское, Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе его.

studfiles.net

Славяне. Славянские государства. Киевская Русь

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную, племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере  возникла Киевская Русь. О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из «Повести временных лет», в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь.  По мнению, Нестора, само слово «русь» имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым, который связывает термин «Русь» с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев.
 

Карта 8. Киевская Русь в IX веке.


Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов. До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен. Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси. В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.
         До нашего времени дошло мало свидетельств о жизни восточных славян в дохристианский период. Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливались предметы быта, изображения богов и богинь, жилые и хозяйственные постройки, было дерево – очень податливый и удобный для обработки, прочный, но в то же время легко уничтожаемый огнем и сыростью материал. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х годов XX века был известен всего один целый памятник древнерусской каменной скульптуры — Збручский идол. Памятник Х века, он был найден в 1848 году в реке Збруч (приток Днестра) у села Гусятин. После принятия христианства он, подобно идолу Перуна в Киеве, был, вероятно, сброшен в воду. Идол с реки Збруч представляет собой высокий (2,67 м) четырехгранный столб с тремя ярусами рельефов. В нижнем ярусе изображены подземные божества, которые держат на себе землю и людей (средний ярус), в верхнем – боги с их главными атрибутами – мечом и конем. Такое разделение изображений символизирует представление славян о строении вселенной. В верхней части идола одной княжеской шапкой увенчаны четыре бога, изображенных в рост. На главной лицевой стороне – богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Збручский идол хранится сейчас в Краковском музее; копия в натуральную величину — в Историческом музее в Москве.

О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году.  Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных.
 


Рис. 84. Киевское капище. VIII – X вв.


В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.
 

Рис.85. Перынское капище. IX – X вв.


Кроме этих капищ, в разное время были обнаружены святилища в Северной Буковине (Ржавинское капище, VIII – X вв.), в урочище Гнилой Кут в Подолии (Гнилокутское капище, V – VII вв.), в Смоленской области (Красногорское святилище, VIII – X вв.), близ Житомира (Шумское святилище, VIII – IX вв.). В святилищах и близ них находят кострища, обожженные кости домашних животных и птиц, черепки сосудов, наконечники стрел, оружие. В единичных случаях археологи обнаруживают и обгоревшие фрагменты человеческих черепов. Таково, например, капище Головно (Волынская обл., Украина).

Археологическое исследование содержимого капищ и располагающихся около них древних поселений показывает, что дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, вышивку, владела тонким искусством эмалей. Древнерусские мастера делали искусные ювелирные вещи — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны, осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением  заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными  и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир


Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры. 

Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. Несмотря на запрет изображать на стенах храмов что-либо, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Ярким примером такого искусства является церковь Покрова на Нерли, построенная близ г. Владимира в 1165 году. На стенах церкви можно увидеть не только пилястры и аркатуру, характерные для византийских храмов, в закомарах сделаны и лепные украшения, изображающие человеческую фигуру с музыкальным инструментом, по бокам которой располагаются львы, грифоны, ниже — загадочные женские маски. Похожая, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа — ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь как олицетворение природных сил можно обнаружить и старые божества – фантастические твари, которые встречались на дохристианских украшениях «звериного стиля». Они и потом, спустя столетия, вплетаются в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Соборы новгородские отличаются от владимирских и Киевских своей приземистостью, скупостью на украшения. В Новгородской земле большее развитие получила фреска, располагающаяся не снаружи, а внутри храма. Сохранилась незначительная часть фресок храма Спаса на Нередице (XII в.), погибшего во время Великой Отечественной войны. Они представляют собой своеобразную галерею новгородцев в облачении христианских святых — мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики — родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники.

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.

Литература


Łowniański H. Początki Polski. T. IV. Warszawa, 1970.
Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София 1979.
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
Гура А.В. Мифы славян. М., 2000.
Етногенезис и културно наследство на българския народ. София, 1971.
История культур славянских народов. Т.1: Древность и средневековье. М., 2003.
История на България. Т. 2. София, 1981.
История южных и западных славян. Т.1-2. М., 2001.
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Очерки истории культуры славян. Ч.1: Культура славян в древнейший период их истории. М., 1996.
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1996.
Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1-2.М., 1991-95.
Семенова М. Мы – славяне! СПб., 1998.
Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А.Г.Кузьмин. М., 2001.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 1-2. М., 1995-2000.
Тальберг Н. История русской церкви. М., 1992 (репринтное издание с Нью-Йоркского издания 1959 г.).
Тъпкова-Заимова В. Нашествия и етнически промени на Балканите. София, 1966.


Итак, Современные государства славян:    Россия (Российская Федерация)

slawianie.narod.ru

Киевская Русь: образование и история

Киевская Русь – исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.

В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. Славянские племена колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.

Вначале возникали временные, случайные объединения племен – для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа – земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования — племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники – вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре – советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева – его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского князя Кия.

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого славянского государства, которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный летописцем Нестором, не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком – принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек – Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата – сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже – и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки – каган.

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Правитель Руси имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев Аскольда и Дира. По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом – Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов – шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием – христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов – среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян — эпохи полноценной государственно-политической жизни.

fb.ru

КИЕВСКАЯ РУСЬ, Становление централизованного государства во главе с Киевом, Теории происхождения Руси

21 Становление централизованного государства во главе с Киевом

Проблема происхождения. Киевской. Руси является одной из самых актуальных в отечественной историографии. Вокруг нее длительное время велась острая полемика между двумя лагерями ученых -«норманистами»и»антинорманистов тами».

Теории происхождения Руси

«Норманисты»считали, что как государственность, так и само название»Русь»на киевские земли принесли варяги — норманны, выходцы из. Скандинавии, в сутки появления. Древнерусского централизованного государства вели акти на военную, торговую и политическую деятельность»антинорманистов»решительно возражали против абсолютизации»варяжского фактора»в становлении государственности русинов и подчеркивали, что слово»Русь»является словьянс ького происхождения и никоим образом не касается варягав.

Создателями норманнской теории были немецкие историки. Г. Байер,. Г. Миллер и. А. Шлецер, которые работали во второй пол XVIII в в. Академии наук в. Петербурге. Свою гипотезу они мотивировали на основе произвольного т толкования»Повести временных лет», где говорилось о призвании славянами на княжение варяжского князя. Рюрика и его братьев. Из украинских ученых норманнскую теорию поддерживали. О. Ефименко,. Д. Дорошен ко,. Есть. Маланюк и ианюк та ін.

Анти норманнскую концепцию начал русский ученый. М. Ломоносов, написавший немецким историкам гневное письмо, доказывая ведущую роль славян в создании. Киевской. Руси. Такого же мнения дотримува. Алиса большинство украинских историков, в частности. М. Костомаров,. В. Антонович,. М. Грушевский,. Д. Багалейагалій.

Современная наука, отвергая крайности обоих подходов, признает, что норманны течение IX-XI вв играли на. Руси активную политическую роль и даже возглавили княжескую династию (по другой версии, это были не нор рманы, а представители славянских племенрерикив, или ободритов, из. Южной. Прибалтики). Однако они стали основателями. Древнерусского государства, будучи прежде профессионалами, готовыми служить каждой м, нуждающимся их умений и мог заплатить за их услуги самом деле государство на украинских землях начала формироваться задолго до IX в как следствие экономической, политической и этнокультурной консоли дации восточного славянства. Этот процесс был сложным и длительным, и шел в рамках общеевропейской государствообразующей традиции. Его первые признаки проявляются еще в антское объединении (II — нач VII вVII ст.).

Так же ошибочной, по мнению современных историков, является тезис о скандинавское корни термина»Русь»Этот этноним имеет местное происхождение и тесно связан с названиями рек. Рось,. Руса,. Роставиця в. Центральной Украины (отдельные исследователи выводят его название от имени одного из кельтских (галльских) племен нэпе (русины), якобы в IV в пришло на земле полян),. С VII в он перешел в группу восточнославянских ‘ племен. Среднего. Поднепровья и стал их самоназванием, что подтверждается источниками VIII-IX с ст.

Понятие»Русь»и»Русская земля»употреблялись летописцем для сравнительно небольшого региона Среднего. Приднепровья, охватывающий современные. Киевскую,. Черниговскую,. Житомирскую,. Сумскую, а также части. Винн кой,. Черкасской и. Полтавской областей. С конца XIИ в. Русью начинают называть еще и. Западную Украину. Другие восточнославянские и неславянские земли — от. Черного до. Белого моря и от. Карпат до. Волго-. Окского междуречья, которые с расширением. Киевской. Руси вошли в ее состав, — стали называться в исторической литературе»русскими», поскольку принадлежали к государству с соответствующим названием. Однако таких терминов, как»Московская. Русь»,»Смоленская. Русь»,»Суздальская. Русь»и т.д., летопись не упоминаетсяадує.

Упадком государственности на украинских землях воспользовались владимиро-суздальские, а затем и московские князья, которые, как заметил украинский исследователь. ИО. Терещенко, высказывают свои претензии на культурную в наследство всей старой. Руси, ее историю, традиции, общеевропейское признание. Уже московский князь. Симеон. Гордый (1340-1353) решился титуловать себя»великим князем всея. Руси», хотя для этого не имел никаких реальных оснований. После вхождения Украины. Руси в состав. Московского государства ее, в противоположность последней, упорно именовала себя»Великороссией»или»Великой. Россией», в официальном деловой дство стали называть»Ма лой. Русью»или»Малороссией»Это несоответствие отчет в. Западной. Европе, где в отношении. Московского государства до кругов XVII — нач XVIII в употреблялись преимущественно названия»Москва»,»Московия»(а в ее населения -«московиты») и лишь позже -«Россия»(от греческого произношения термина»Русь»). В то же время по Украине применялась и старое название»Русьа «Русь».

протяжении XVIII в, в сутки подъем. Российской империи, ею окончательно было присвоено политическую и культурное наследие. Древней. Руси. В устои имперской идеологии было положено формулу»единственный не еподильнои. России», которая на долгие годы стала средством отлучение украинских от созданной ими величественного здания древнерусской государственности и культуры, средством их беспощадной русификациії.

Именно тот факт, что. Россия, получив свое название лишь в XVIII в, претендовала на историческое наследие. Руси, созданный на 700рокив ранее, дал основания. К. Марксу утверждать в своей работе»Разоблачение дипломат тической истории XVIII века»,»Московская история пришита к истории. Руси белыми ниткамии».

Итак, исторически так сложилось, что наша. Родина течение длительного времени имела две главные названия -. Русь и Украина (не сразу возникли и утверждались национальные названия и в других европейских народов — французов, немцев, англичан, итальянцев и др.). Первая из них теперь уже стала исторической, а вторая — окончательно утвердилась как национальное наименование. Впервые название Украина (Оукраина) встречается в 118 7р в. Киевском. Летописей значении»край»,»земля»и касалась. Среднего. Приднепровья. В позднейших летописных известиях встречаются в том же значении упоминания об Украине. Галицкую,. Волынскую и др.. По постепенное термин»Украина»,»Страна»,»Вкраина»персонифицируется и употребляется как имя собственное всей территории, где проживал украинский этнос. Название»Украина»распространяется в. Европе, где, начиная с д ругой пол XVI в, на многих географических картах наряду со старым названием»Русь»встречается новое название»Украина»Таким образом Украина становится народным названием отдельной земли с отдельным народом. Вместе с тем, по давней традиции украинского продолжали называть себя народом»русским»(в. Галичине и. Закарпатье, которые не входили в состав. России и не нуждались защищать от нее свою отдельность, термины»русы н»,»русский»употреблялись до кон XIX — нач. ХХ века), а русских -«московитами»,»москалями, «москалями».

Как и норманнская теория происхождения. Киевской. Руси, не выдержала критической проверки хазарская гипотеза американского ученого. О. Прицака, которая выводила древнерусскую государственность из. Хазарского каганата. Нас действительно. Русь и. Хазария представляли собой параллельные образования, развивались в примерно одинаковых хронологических пределах.

Подытоживая рассмотрение проблемы происхождения централизованного государства во главе с. Киевом, следует отметить, что ее формирование было следствием органического развития восточнославянских племен, обусловленного рядом со оциально-экономических, политических и внешних факторов частности, повышение производительности труда, которое повлекло возникновение прибавочного продукта, привело к резким изменениям в социальной сфере. Прежде змея ншилася необходимость совместной обработке земли. Последняя стала переходить в собственность отдельных семей. Происходит имущественное и социальное расслоение. Племенная знать — князь, бояре, дружинники — постепенно со сосредотачивает в своих руках немалые богатства, захватывает земли сельской общины, использует труд рабов и обедневших соплеменников, превращая их в феодально-зависимыхежних.

Развитие ремесла, зарождение товарного производства обусловили углубление общественного разделения труда, расширения обмена внутри и между общинами. Это в свою очередь вызвало активизацию торговли — как вну утренние, так и внешней, способствовало укреплению межрегиональных связей, формированию общей материальной культуры. Возникают города. Сначала это были небольшие ремесленно-торговые поселения, которые впоследствии ста валы центрами племенных объединенийань.

Усиление объединительных тенденций в обществе, укрупнение территориальных образований, их военная активность требовали новых методов и форм управления. Народные веча становятся неэффективными. На передний план вы исуваеться княжеская власть — сначала выборная, а затем наследственная. Жена как объединение профессиональных воинов становится органом принуждениеусу.

Еще одним фактором, играл важную роль в создании государства, была постоянная угроза извне. Она подталкивала славянские земли к консолидации и укрепления сил. К тому же земледельцы-общинники были с заинтересованы, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали их, избавляя от обременительных и опасных ратных спраав.

Письменные источники, в т ч и»Повесть временных лет»летописца. Нестора, свидетельствуют первые шаги в становлении централизованного государства на украинских землях с VI в. Важным моментом в этом процессе было с основания. Киева (предполагается, что он возник в конце V — первой половине VI в), который не только стал центром политической консолидации. Полянского межплеменного союза, ай быстро занял позиции г оловного политического и социального центра восточных славян. Первым киевским князем, согласно летописи, был. Кив. Кий.

конце VIII — первой пол IX в, как уже отмечалось в предыдущей лекции, в. Среднем. Поднепровье сложилось стабильное праукраинское государственное объединение. Русская земля. В его состав вошли поляне северяне, древляняни.

uchebnikirus.com

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

Контрольная работа № 1

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

Содержание

Введение

1 Происхождение и расселение восточных славян

1.1 Природные условия и их роль в жизни славян

1.2 Общественный строй

1.3 Развитие торговли и появление первых городов

2 Образование Древнерусского государства в IX в.

2.1 Обычаи, нравы и верования

3 Создание единого государства – Киевская Русь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Попробуем представить, что к нашим современникам (не историкам) обратились с вопросом: кто были предки русского народа? Наверняка большинство ответит — славяне. Нередким будет уточнение — восточные славяне. Многие добавят, что от тех же предков произошли также украинцы и белорусы. Кажется, что ответ на этот вопрос прост до очевидности. Но тем и увлекательна историческая наука, что очевидный ответ не обязательно правильный.Если вдуматься, то за этим, простым на первый взгляд, вопросом обнаружится множество других — «спрятанных». Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? Если они были здесь коренным, исконным населением, то с какого времени отсчитывать эту «исконность»? А если пришли, то откуда?

Увы, на многие из этих вопросов наука способна ответить лишь предположительно. Решающим отличительным признаком народа служит язык. Но узнать, на каком языке говорили обитатели Восточной Европы первых веков нашей эры, не касаясь уже более отдаленных эпох, не так-то просто. Ведь первобытные племена не знали письменности, а археологические памятники не позволяют судить о языке их создателей. Историк, пытающийся воссоздать этническую карту полутора-двухтысячелетней давности, вынужден пользоваться иными источниками.

В контрольной работе мы рассмотрим подробнее вопросы возникновения российской государственности и возникновении Древней Руси . Изучим устройства восточнославянских племен , их быт и нравы.

1 Происхождение и расселение восточных славян

Многое в науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми они связывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры. Другие возражают: обнаруживается несходство керамики этих культур с позднейшей славянской. Некоторые ученые отождествляют со славянами скифов-пахарей, о которых рассказывал еще «отец истории» Геродот. Но и это мнение вызывает возражения, поскольку большинство исследователей относят скифов к иранской языковой группе.

В то же время на территории Восточной Европы мы встречаем множество неславянских названий, особенно среди гидронимов. Так, привычные и кажущиеся сегодня вполне русскими названия Дон, Днепр, Днестр — иранского происхождения, наследие скифов и сарматов. А в междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финниоугорской группы. Таковы все гидронимы, оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» — вода по-фински. Даже название «Ока» является искажением финского слова, означающего «река» в Белоруссии, на Смоленщине, в западных районах Московской области нередки названия, характерные для балтских языков.

Первые ,бесспорно, славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегах Днепра в VI в. н. э, древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» (XII в.) сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, где в VI в. существовал сильный племенной союз дулебов.

По мнению современных ученых, путь славян в Восточную Европу лежал не только через Карпаты на Днепр. Второй (одновременный, а может быть, и более ранний) поток шел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги — туда, где позже встанет Новгород. А древнейшую общеславянскую прародину большинство специалистов склонны искать в Центральной Европе — в верховьях Дуная, Вислы, Одера и Эльбы (Лабы). Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой.

В VП — VIII вв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Постепенно они осваивали покрытые густыми лесами пространства центра европейской части нашей страны. Здесь славянские поселенцы встретились с более ранним балтским и угро-финским населением. Однако эта встреча не превратилась в завоевание, не вызвала крупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русский историк В. О. Ключевский, «могли случаться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят, ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний».

Чем же объяснить столь мирный характер славянской колонизации? Причина здесь не столько в каких-то особенностях душевного склада славян и встреченных ими племен, сколько, в условиях в которых проходило расселение. Плотность населения в лесных чащобах была очень мала. Пришельцам не приходилось захватывать освоенные туземцами места. Поэтому и не было причин для кровавых конфликтов. Ученые уже давно обратили внимание, что финские и русские названия рек и населенных пунктов чередуются между собой, свидетельствуя не о вторжении, а о медленном просачивании славянских поселенцев, занимавших пространства между редкими туземными поселениями, Славяне принесли в этот таежный край более высокую земледельческую культуру, выработанную на плодородном юге. Постепенно соседство, обмен опытом, заимствование достижений привели к взаимной ассимиляции (смешиванию) угро-финов и славян.

Вот мы и пришли к ответу на вопрос, кто же были предки русского народа. Как видите, он не столы очевидный. Но зато — и не поверхностный. Оказывается, предками русских, украинцев и белорусов были наряду со славянами угро-фины и Балты. Более того, их соотношение в разных районах страны было различным. Это подтверждают и антропологические данные. Даже сегодня внешний облик русских людей, живущих в удаленных друг от друга областях, неодинаков.

Летопись повествует о расселении славян в Восточной Европе. Составленная в Киеве, она с особой симпатией рассказывает о живших на Днепре предках киевлян — полянах. Их соседями, получившими свое название именно по расположению относительно полян, были северяне. Неподалеку располагались древляне, обитавшие, судя по названию в глухих лесах (среди деревьев). Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи, названные так по болотистой местности («дрягва» — болото), вдоль берегов реки Полеты-полочане, главным городом которых стал Полоцк, а в районе Смоленска – кривичи. На берегах Ильмень – озера возникли поселения ильменских словен (будущих новгородцев). Территорию к востоку от Днепра осваивали радимичи , жившие по реке Сож, и самое отдаленное славянское племя – вятичи, поселившиеся в бассейне Оки, наконец, к юго-западу от Киева, в Предкорпатье, расположились волыняне, уличи и тиверцы.

1.1 Природные условия и их роль в жизни славян

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало( деревянный плуг с железным лемехом), т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой «днепровской» дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством. Совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности.

В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной сторо

mirznanii.com

Киевская Русь 9- 12 века

Содержание

Введение. 3

1. Возникновение Древнерусского государства. 4

2. Социально-экономический строй Киевской Руси. 4

3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности. 4

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси. 4

5. Внешняя политика киевских князей. 4

Заключение. 4

Список использованной литературы.. 4

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависи

mirznanii.com

Образование древнерусского государства Киевская Русь .

РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.

В течение VI-VIII вв. сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседней общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины.

На образование древнерусского государства сказалось норманнское влияние, которое выразилось в большой роли варяжских дружин в торговле Руси с Востоком на пути «из варяг в греки», ставшем главной артерией Киевской Руси, в варяжском происхождении княжеской династии и, видимо, самого названия «Русь».

Следует отметить, что на ранней стадии существовали два центра формирующегося государства — Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом, государство возникло в Приднепровье со столицей в Киеве. Решающее значение здесь имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, поскольку находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом.

Первым достоверным правителем древнерусского государства был князь Олег (879-912), «вещий», как именовал его летописец. Именно с его деятельностью связано формирование ядра государства. Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг, взяв с собой малолетнего Игоря, оставленного отцом Рюриком на его попечение. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882г. Подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира взял Киев. Так произошло объединение двух центров восточных славян — северного и южного.

Значение принятия христианства для государственного развития Руси.

Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава мудрого (1019-1054).

При сыне Святослава Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Однако объединение было непрочным. Для укрепления его Владимир предпринял ряд важных мер. Во-первых, в отличие от предшественников он больше внимания уделял внутренним проблемам. Летописец пишет, что до Владимира князья думали «о ратях», а он — «о строе землянем и уставе землянем». Обосновавшись в Киеве, он не забыл об обороне Руси, но решал задачу иначе, окружив Русь «заставами богатырскими». Во-вторых, произошли перемены в государственном устройстве. Власть племенных князей была поколеблена, они превратились в посадников великого князя, оказались у него в подчинении. В- третьих, и это самое главное, Русь приняла христианство, которое, превратившись в государственную религию, стало прочной идейной основой молодого государства.

Выбор Русью христианства был предопределен принадлежностью ее к европейскому миру, где он господствовало. Кроме того, эта религия была давно знакома славянам. В родственной Болгарии она уже давно проповедовалась на славянском языке. Христианство пришло на Русь из Византии, так как эта страна была самым передовым государством тех времен и Русь имела с ней тесные экономические и дипломатические связи.

В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла в том, что христианство стало государственной религией. Важно понять именно этот политический смысл событий, поскольку обычно обращают внимание на его религиозную сторону. Реформа князя Владимира была своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, упрочившей единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт- церковь. Во главе ее в масштабе государства стоял митрополит, в областях — епископы, в городах и селах — священники. В пользу церкви население платило налог- десятину (1/10 дохода).

Киевская Русь превратилась в государство, территориально и политическое единство которого обеспечивалось писаными законами и передовой религией. Она стала державой, ни в чем не уступающей другим.

Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси.

Это было раннефеодальное государство, в котором феодальная тенденция, сословная структура общества находилась в стадии формирования. Существовало большое число свободных крестьян (смердов), которые не имели над собой бояр, пользовались землей и платили подати государству. Вольная колонизация (освоение новых земель), которую В. О. Ключевский отмечал как характерную черту истории России, особенно была свойственна киевской эпохе. Такое социально- экономическое состояние отражалось в политическом строе.

Политической основой государства являлась великокняжеская власть. Вся Русская земля считалась владением великокняжеского рода, а престол наследовался по старшинству в роду.

Главным органом управления была дружина князя, которая представляла собой сословный, а не родовой орган, что способствовало формированию слоя феодалов.

В политическом управлении еще сохранились племенные элементы. В ряде земель княжескую власть ограничивал вечевой строй, на местах наряду с посадниками существовали старейшины.

Феодальная раздробленность на Руси.

Среди факторов, разрушивших единое Киевское государство, выделяются следующие.

-К этому времени на Руси сформировалось в основном феодальные отношения, возникли крупные земельные владения (боярские вотчины), которые вызвали стремление бояр к самостоятельности, укреплению местной власти. Бояре стали главной силой децентрализации государства; с их помощью устанавливалась власть удельных князе.

— Исчерпал себя родовой порядок княжения по старшинству. В условиях, когда княжеский род разветвился, отношения запутались, он создавал нестабильность власти, обострял борьбу за нее. Необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил.

— Децентрализации государства и созданию удельных княжеств способствовало господство натурального хозяйства, слабость экономических связей.

— К внутренним причинам прибавились внешние. Непрерывные нападения истощали Русь. Судьба ее была решена окончательно после монгольского нашествия и захвата Киева в 1240 г.

Место феодальной раздробленности в истории русской государственности.

В удельной Руси домонгольского периода во многих сферах общественной жизни наблюдалось развитие по восходящей линии. Характерен экономический подъем. Переселение народа на Северо-восток, освоение новых неплодородных, суглинистых земель сопровождались повышением культуры земледелия, распространением трехпольной системы, развитием хлебопашества. Это было время бурного развития на Руси ремесла (около 60 специальностей). Особенно славилась Русь литейным и кузнечным делом, производством оружия, изделий из серебра, черни, эмали, керамики.

Шаг вперед в это время был сделан и в политической сфере. Новый наследственный порядок формирования княжеской власти сделал ее устойчивой. Удельные князья, став хозяевами своих земель, выступали в качестве организаторов строительства городов, укрепления их крепостями, обустройства переселенцев на новых местах.

И наконец, самым ярким свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее культуры.

Таким образом, феодальная раздробленность- это закономерная форма развития феодального государства, которая сменила устаревшее политическое устройство Киевской Руси.

Древнерусская культура IX- начало XIII вв.

Культуре Древней Руси были свойственны общие черты средневековой культуры: 1) замедленность темпов развития, 2) традиционализм, 3) деление на народную и элитарную, городскую и сельскую, 4) господство религии, хотя всегда имелись светские элементы, отражавшие практическую жизнь людей, их знания.

Древнерусская культура формировалась как синтез язычества и христианства.

На протяжении многих лет существовало двоеверие.

Народное творчество, просвещение, литература.

Появились предания об основании Киева, о призвании варягов, о вещем Олеге и др.

Фундаментальные значение для развития культуры имело распространение грамотности, просвещения. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Об этом свидетельствуют договор князя Олега с Византией 911г., написанный на русском и греческом языках, владельческие надписи на ремесленных изделиях.

Сохранилось около 150 рукописных книг периода Древней Руси. Древнейшие из них — «Остромирово евангелие» (1057), написанное дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073, 1076).

Основным

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *