Что такое Бужане, определение термина в Словарь народов
Все словариБольшой юридический словарьОднотомный большой юридический словарьСправочник лекарственных средствЭнциклопедия БиологияФинансовый словарьЭкономический словарьБольшой бухгалтерский словарьМедицинский словарьМорской словарьСоциологический словарьСексологический словарьАстрономический словарьБизнес словарьПолитический словарьСловарь литературных терминовМедицинский большой словарьЭнциклопедический словарьСловарь ЕфремовойЭнциклопедия КольераЭнциклопедия Брокгауза и ЕфронаТолковый словарь УшаковаСловарь ОжеговаСловарь ДаляСловарь наркотического сленгаСловарь воровского жаргонаСловарь молодёжного слэнгаСловарь компьютерного жаргонаМеталлы и сплавы. СправочникТолковый строительно-архитектурный словарьАрхитектурный словарьДжинсовый словарьСловарь по ландшафтному дизайнуАвтомобильный словарьКулинарный словарьСтроительный словарьПолиграфический словарьСловарь модыYoga Vedanta DictionaryСловарь йогиСловарь терминов Йоги и ведантыСозвездия, латинские названияСловарь музыкальных терминовБиографический словарьСловарь эпитетовСловарь курортовСловарь русских технических сокращенийЭтимологический словарь ФасмераСловарь иностранных словСловарь фразеологизмовСловарь географических названийСловарь символовСловарь синонимовСловарь нумизматаСловарь имёнСловарь мерСловарь русских фамилийЭтнографический словарьСловарь лекарственных растенийСловарь народовИсторический словарьРелигиозный словарьСловарь по мифологииБиблейская энциклопедияСловарь по искусствуФилософский словарьСловарь логикиПсихологический словарьВсё о вине, энциклопедический словарьКнига о вкусной и здоровой пищеКулинарный словарьПищевые добавкиСловарь алкогольных напитковЭнциклопедия трезвого образа жизни
- Бужане — , одно из древнерусских племён (союзов племён), предшествовавших созданию единой Киевской Руси. Упоминаются в «Повести временных лет». Локализовались по Бугу (вероятно, Южному), откуда получили название. По данным Баварского анонима (10 в.), имели 230 «городов» (замков). Некоторые исследователи полагают, что бужане и волыняне раньше назывались дулебами. После включения в состав Киевской Руси в 10 в. бужане потеряли независимость и больше не упоминались в источниках.
Ivanov Alex
Племена: бужане, вятичи, древляне, волыняне, дулебы, дреговичи, кривичи, поляне, радимичи, полочане, северяне, словене, тиверцы, уличи, хорваты.
Ю. А. Белов, Историческая реконструкция восточных славян, 2011
Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян.
Коллектив авторов, Древняя Русь. IV–XII вв., 2010
А западнее от них поселились волыняне, бужане и лучане.
Е. Е. Левкиевская, Мифы и легенды восточных славян, 2010
Восточно-иранское происхождение имеют некоторые названия славянских племён: северяне, анты, поляне, хорваты, бужане, сербы.
С. А. Нефедов, История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты, 2010
К западу от полян обитали волыняне и бужане.
А. А. Дусенбаев, Экономическая история России
Славянские племена перечислены в нашей летописи в таком порядке: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане (волыняне), радимичи, вятичи, хорваты, дулебы, угличи, тиверцы, кривичи, дулебы и «многочисленные племена, у которых были города, существовавшие до времён летописца».
С. М. Соловьев, Полный курс русской истории: в одной книге, 2009
Кроме полян, ещё есть древляне, словене, полочане, северяне, бужане, волыняне, хорваты.
Д. А. Емец, Древняя Русь. История в рассказах для школьников, 2016
Возможно, бужане — название лишь части племенного союза волынян.
Коллектив авторов, Древняя Русь. IV–XII вв., 2010
Волыняне и бужане не отважатся на такой поход.
В. П. Поротников, Последний подвиг Святослава. «Пусть наши дети будут как он!», 2011
Мы не знаем точно, как оно называлось в древности — поляне, или древляне, или вятичи, или кривичи (а кривичи были как минимум смоленские, изборские и северные), или дреговичи, полочане, ильменские словене, радимичи, северяне, волыняне или бужане, тиверцы, уличи, белые хорваты или какие другие.
А. А. Клёсов, Кому мешает ДНК-генеалогия? Ложь, инсинуации, и русофобия в современной российской науке, 2016
Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приилъменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
О. В. Владимирова, История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане.
Коллектив авторов, Древняя Русь. IV–XII вв., 2010
Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
О. В. Владимирова, История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Дулебы, бужане, угличи, тиверцы, радимичи и вятичи появились в качестве второй волны переселения, их путь неизвестен.С. М. Соловьев, Полный курс русской истории: в одной книге, 2009
смотреть все
Выберите букву
А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
- Значение слова Бужане в других словарях:
-
- Значение слова Бужане — Исторический словарь
Популярные слова
Усуни Теке Тай Массагеты Банда Абунг Абазги Бебрики Абелам Афар Арапахо Кри Луканы Таджики Биса Данакиль Луба Коса Барбадосцы Русские
Древние славянские племена
Восточно славянские племена
Бужане являются представителями восточнославянского племени, проживавшего на реке Буг. По мнению большинства исследователей, бужане — это другое наименование волынян. На территории, что была заселена бужанами и волынянами, обнаружили единую археологическую культуру. Как становится известно из «Повести временных лет», бужане, которые сидели по Бугу, впоследствии получили наименование волыняне. Как утверждает археолог В.В. Седов, часть дулебов, местом обитания которых стал бассейн Буга, называлась изначально бужанами, а затем уже волынянами. Возможно, бужане — это название половины племенного союза волынян. Волынянами названы представители восточнославянского союза племен, заселявшего территорию по двум берегам Западного Буга, а также землю что относится к истокам р. Припять. В качестве предков волынян, предположительно, выступали дулебы, их более ранним названием стало — бужане. Если же рассматривать иную точку зрения, то получается, что «волыняне» и «бужане» — это наименование двух различных племен, то есть племенных союзов. Анонимным автором «Баварского Географа» насчитывается 70 городов у волынян, и 231 — у бужан. Арабский географ аль-Масуди, живший в 10 столетии, считает, что есть различия между волынянами и дулебами, возможно, его сведения нужно отнести к несколько раннему периоду. Волыняне в русских летописях впервые упоминаются в 907 г.: им довелось принимать участие в походе на Византию князя Олега в качестве «толковин» — переводчиков. 981 год стал период во время, которого киевскому князю Владимиру I Святославичу удалось подчинить Червенскую землю, где проживали волыняне. Волынский город Червень с тех пор стал называться Владимиром-Волынским. В 10 веке на землях волынян произошло образование Владимиро-Волынского княжества. Вятичи — это восточнославянский союз племен, местом обитания которого была территория размещения бассейна течений Оки и побережья р. Москва. В роли родоначальника вятичей выступал Вятко, происходивший «от ляхов» (поляков) и его брат Радим — родоначальник племени радимичей. Современным археологам не удается отыскать подтверждений того, что у вятичей западнославянское происхождение.
Примерно в 10 веке вятичами выплачивалась дань Хазарскому каганату. На протяжении длительного периода времени ими сохранялась независимость от князей Киева. Как союзники вятичи принимали участие в походе князя Олега киевского на Византию, который осуществлялся в 911 г. Вятичам пришлось в 968 г. потерпеть поражение от князя киевского Святослава. 12 век стал периодом времени, когда Владимир Мономах участвовал в войне с князем вятичей Ходотой. Среди вятичей в это время насаждалось христианство. Они им удавалось в течение длительного периода времени сохранять языческие верования. «Повесть временных лет» предоставляет описание погребального обряда вятичей (сходный обряд исполняли радимичи). Когда кто-то умирал, по нем устраивалась тризна, а затем раскладывался большой костер, на которых возлагали умершего и сжигали, а затем собирали кости, и вкладывали в маленький сосуд. Впоследствии он ставился при дорогах на столпах. Этого обряда придерживались и весь 13 век, хотя сами «столпы» можно было встретить в некоторых российских местностях вплоть до начала 20 века. Пока не наступил 12 век, территория, на которой проживали вятичи, располагалась в Чернигове, Ростово — Суздали и Рязани.
Союзы славянских племен
Судя некоторым археологическим памятникам можно предположить, что могли существовать и другие восточнославянские племенные союзы. Разные типы курганов, выступающие в роли родовых погребений с сожжениями трупов, принадлежали, как утверждает большинство исследователей, разным союзам племен. Местом расположения так называемых «длинных курганов» — валообразных погребальных насыпей длиной в 50 м — стала южная территория, находящаяся на Чудском озере, в верховьях Двины, Волги и Днепра, а это была территория кривичей. Предположительно оставившие курганы принадлежали племенам (как славянским, так и летто-литовским), что входили в обширный союз, возглавляемый кривичами. Вероятнее всего, что сопки — высокие округлые курганы, распространенные по берегам рек Волхова и Меты принадлежат союзу племен, над которыми главенствовали словены. Вятичи могли быть владельцами крупных курганов VI —X вв., скрывающих в насыпях целый частокол, и ящик с урнами, в которых хранится прах покойников. С подобными курганами можно столкнуться в верховьях Дона, и на территории среднего течения Оки. Возможно, отыскать общие черты можно и в памятниках радимичей более позднего периода (живших на реке Сожу) и в наследии вятичей, что объясняется существованием союза племен радимичей и вятичей в древности, в который, вероятно могли входить северяне, что проживали на берегах Десны и Ворсклы. Позднее из Повести временных лет мы узнаём, что существует легенда о происхождении от двух братьев вятичей и радимичей.
На территории междуречья Днестра и Дуная, в VI —VII веках появляются славянские поселения, что принадлежали к племенному союзу, образованному тиверцами. Южное и юго-восточное продвижение, в причерноморские степи, славянскими племенами осуществлялось в непрестанной борьбе между ними и кочевниками. А сам процесс продвижения проходил с переменным успехом. В 10 веке славяне достигли побережья Азовского моря. В качестве основы Тмутараканского княжества, по всей вероятности, выступило славянское население, которое проникло в эти места гораздо раньше.
Названия славянских племен
Восточнославянские племена (древние славянские племена) представляли Бужане, Донские славяне, Волыняне, Червяне, Болоховцы, Радимичи, Вятичи, Северяне, Кривичи, Псковские кривичи. И еще это были — Полоцкие кривичи, Тверские кривичи, Словене, Смоленские кривичи. В их число входили и Белые хорваты, Уличи, Тиверцы, Волыняне, Поляне, Древляне и Дреговичи.
Жизнь славянских племен
Быт и хозяйство славян. В качестве основного занятия восточных славян выступало земледелие, подтверждением чего стали археологические раскопки, обнаружившие семена злаков. Славяне занимались выращиванием ржи, пшеницы, ячменя, проса. А также огородных культур — репы, капусты, свеклы, моркови, редьки, чеснока. Человеком в те времена отождествлялась жизнь с хлебом, пашней, отсюда происходит название зерновых культур, например, «жито», что сохранилось до наших дней. Земледельческие традиции этого региона подтверждаются заимствованием славянами квадрантала (26,26 л) — хлебной нормы по римским системам веса, на Руси называвшегося четвериком, и существовавшего в системе мер до 1924г.
Природно-климатические условия имели непосредственное влияние на основные земледельческие системы восточных славян. На территории северных таежных лесов (их остатком является Беловежская пуща), господствовала система земледелия подсечно-огневая. Деревья в первый год подрубали. Затем на второй год сжигали высохшие деревья и, как удобрение, используя золу, сеяли зерно. Участок три года давал высокий урожай для того времени, потом земля истощалась, соответственно нужно было переходить уже на новый участок. Основные орудия труда представлены были в виде топора, мотыги, сохи и заступа, которыми взрыхлялась почва. С помощью серпов собирали урожай, а молотили его цепами. Размалывание зерна осуществлялось при помощи каменных зернотерок и ручных жернов.
Верования славянских племен
Религия восточных славян отличалась сложностью, разнообразием, обладала детально разработанными обычаями; славяне как иные древние народы, были язычниками. Мир ими населялся богами и богинями. В их число входили главные и второстепенные, они могли быть всесильными и слабыми, шаловливыми, злыми и добрыми. Важнейшими богами считали славяне Перуна — бога грома, войны; Сварога — бога огня; Велеса — покровителя скотоводства; Мокошь — богиню, оберегавшую женскую часть хозяйства; Симаргла — бога подземного мира. И в особенности ими был почитаем бог солнца, назывался он по-разному у племен: Ярило, или Хорос, а это подтверждает отсутствие славянского устойчивого межплеменного единства.
Культура славянских племен
Совсем не полностью известна культура древних славянских племен, существовавшая перед образованием древнерусского государства. В качестве богатого источника по истории культуры выступает русский язык, который был очень близок в то время к иным языкам славян. Неисчерпаемая сокровищница мудрости славянского народа — фольклор. Не были сохранены произведения народной словесности, с достоверностью отнесенные к рассматриваемому времени в точности. Но в результате анализа архаических черт фольклорного творчества восточных славян и сопоставления его с южнославянским материалом становится понятно, что можно причислить его к весьма древним. Это уясняешь, ознакомившись также с целым рядом трудовых обрядовых песен, загадок, погребальных плачей, сказок, сумевших отразить сложный мир взаимоотношений сил природы и человека. К далекой древности причисляются многие юношеские игры, с помощью которых развивалась сила, ловкость и смелость.
Добавить комментарий
ОпределениеВолынь, расположенная в г. северо-запад современной Украины, на севере граничит с Белоруссией, Карпатами Горы на юге и Польша на западе. Она находилась под властью Польши до конец 18 века, когда Польша была разделена прусскими, австрийскими, и Российской империи. После раздела Волынь была губерния , или область, Российской империи до 1919 года, когда западная часть Волыни вновь вошла в состав Польши. В 1945 году вся территория Волынской губернии была была поглощена Советским Союзом, но система губерний больше не использовалась и название Волынь использовалось для обозначения меньшего региона, называемого областью , в западная часть старой губернии . Большая часть того, что было Волынской губернией, теперь сейчас на Украине, с небольшой частью северной Волыни в Белоруссии. Его столица был Житомир. Источник: http://beepworld.de/members2/joergfroehlich/index.htm ПоселокНа Волыни, нач. Немецкое заселение было спорадическим. немецкие ремесленники и купцы обосновались в регион еще в 13 веке, а с расширением протестантизм, немцы участвовали в создании протестантских школ и сыграл важную роль в культурном развитии области. Но иммиграция колонистов пришла позже. [1] Один из первых колонии была в Корце в 1783 году. Несколько меннонитских сельскохозяйственных деревень из Пруссия была основана до 1793 г. , но большинство из них перешло к Черной Морской регион в течение нескольких десятилетий. Первое постоянное поселение колонистов, в основном из Померании, пришли в 1816 г., но значительная миграция на Волынь произошла не возникнет до 1830-х гг. [2]. Миграция на Волынь возникла при совершенно иных обстоятельствах, чем миграция в другие части. Российской империи. польские помещики, сохранившие землю после русской оккупация искала квалифицированных фермеров для освоения и обработки своей земли. На этих иммигрантов не распространялось никаких особых привилегий, кроме тех, которые могли быть предоставлены местной знатью. Это была нехватка земли в их старые дома, из-за которых большинство немцев переехали в этот регион, но некоторые иммиграционные также была мотивирована религией: практически все немецкие баптистские общины, которые была создана в 1850-х годах в Польше, эмигрировавшей на Волынь (к 1914 На Волыни будет от 40 000 до 50 000 баптистов, которых обслуживает около дюжины церкви [3]). Источник: http://www.stat.ualberta.ca/people/schmu/giff/volhynia.jpg К 1860 году было всего около 5000 волынских немцев в 35 селах. Затем с отменой крепостного права в 1861 году и неудавшегося польского восстания 1863 года немцы начали наводнение в этом районе. К 1871 году их было более 28 000, а на рубеже века на Волыни проживало более 200 000 человек. Большинство из них прибыли из Польши, с меньшинство, переехавшее туда из Вюртемберга, Померании, Восточной Пруссии, Силезии, и Галиции. На поздних стадиях XIX века условия жизни волынских немцев постепенно становились хуже, поскольку они теряли все больше и больше своих свобод и привилегий, которые у них были был предоставлен. С 1870 года тысячи эмигрировали в Северную Америку. При Советах Волынские немцы сильно пострадали от репрессий и коллективизации. земля; отдельные фермы были разорваны на части, а вместо них должны были быть построены села. Неудивительно, что некоторые волынские немцы приветствовали прибытие немецкого армии после начала войны. По соглашению между Рейхом а в Советский Союз были переселены этнические немцы с Волыни. В декабре 1939 января в район Лодзи прибыла первая тысяча волынских немцев. К февраля более 100 000 человек были переселены из Восточной Галиции и Волынь. Большинство из них были переселены в Вартегау, где польские крестьяне были жестоко экспроприированы. К 1943/44 г. всего 350 000 немцев из России. поселились в Вартегау, где получили немецкое гражданство. Поселение в АльбертеНемцы из Волынь образовала небольшие, более или менее замкнутые поселения в 189 г.0 с во всех три провинции прерий. В 1894 году немцы с Волыни поселились в окрестностях. Регина, Ростерн, Йорктон, Лангенбург, Лэмпман, Желтая трава, Лэнг, Киплинг, Лемберг, Липтон, Моссбанк, Сент-Босуэллс и Морс. В Манитобе колонии Волыняне были начаты в окрестностях меннонитов в Эмерсоне, Гретне, Моррис, Браун, Морден и Фриденсфельд возле Штайнбаха, а также к востоку от Виннипег возле Бо-Сежур, Голденбей, Гринбей, Грюнвальд и Тальберг, а также в на севере возле Вальдерзее, Грэмдейла, Мусхорна и Кампера. В Альберте поселились в колониях в Ветаскивине, Брайтвью, Ледуке, Ниску, Башоу, Эллерсли, Брюдерхайм, Брюдерфельд, Новая Сарепта, Холм Мира и Золотой Колос. За исключением Моравские братья, которые в 1894 году основали колонии Брюдерхайм, Брюдерфельд и Новая Сарепта, почти все немцы с Волыни в то время были лютеранскими протестантами. [4] немцев-лютеран из Россия основала колонию Хеймталь недалеко от Кроличьих холмов. К северу от него, в 1892-93 года немцы с Волыни основали лютерхортовскую конгрегацию. В 1893 году первый Немецкие баптисты с Волыни поселились в хуторском районе Ледук. К 1904 году как здесь поселилось до сотни немецких семей, почти все с Волыни и в основном баптисты, среди которых было несколько лютеранских семей. Район к западу от Ветаскивин, который заселили около 20 семей немцев из России. в 1892 г., продолжал расти в результате постоянного притока лютеран и Баптисты с Волыни. В 1894 поселенцы заняли землю в районе озера Биттерн, к западу от Камроуза. Иммиграция в этот район была особенно сильной между 1895 и 1905 годами. регион был главным местом назначения немцев с Волыни, иммигрировавших в запад Канады. [5] Примечания[1] «Familienforschung в Волиниене», http://www.wolhynien.de/history.htm. По состоянию на 13 марта 2004 г. [2] Джерри Франк. «Немцы в России и других странах СНГ». По состоянию на 27 января 2005 г. [3] «Волынский Баптистские пасторы». http://www.genealogyunlimited.com/daveobee/bapt.html. По состоянию на 13 марта 2004 г. [4] Леманн, Хайнц. немецких канадцев: 1750-1937 гг. Иммиграция, расселение и культура. Перевод, отредактировано и представлено Герхардом П. Басслером (St. John’s, NF: Jesperson Presss, 1986), с. 116. [5] Леманн, стр. 243-245. Источники1. «Волхиньцы» Geschichte — vom Ursprung zur Umsiedlung der Wolhyniendeutschen 1939/1940 bis zur Ahnenforschung dieser Region,» http://beepworld. de/members2/joergfroehlich/index.htm. По состоянию на 16 марта 2004 г. 2. «Familienforschung в Волиниене», http://www.wolhynien.de/index.htm. Проверено 16 марта 2004 г. «История и география Волыни». 3. «Курце Geschichte der Wolhyniendeutschen», http://www.wolhynien.de/history.htm. 4. Миллер, Дональд Н. В среди волков. История немецких баптистов на Волыни, Россия, 1863-1943 гг. Портленд, Орегон: Multnomah Printing, 2000. История 20 немецких Баптистские церкви на Волыни, переплетенные с личными историями их члены и лидеры, а также анекдоты из повседневной жизни. 5. Отлично обсуждение немецкого поселения в Альберте представлено Хайнцем Леманном в его Немецкие канадцы: 1750-1937. Иммиграция, расселение и культура (переведено, отредактировано и представлено Герхардом П. Басслером. Сент-Джонс, NF: Джесперсон Прессс, 1986), стр. 239-251. 6. Исторический Общество немцев Польши и Волыни имеет офис и библиотеку в г. Лютеранская церковь Святой Троицы в Эдмонтоне (10014-81 Avenue, Edmonton, AB, T6E 1W8. Тел.: (780) 433-1604; электронная почта: [email protected]). В его активы входит семья книги по истории, церковно-исторические записи, Житомирские церковные записи, родословная диаграммы, карты, газеты, фотографии и т. д. Председатель: г-н Дэн Прецлафф (51236 Range Road 825, Шервуд-Парк, тел.: 440-0197; электронная почта: [email protected]). 7. Наиболее важным англоязычным ресурсом о немцах с Волыни и русской Польше является Общество немецких Сайт генеалогии в Восточной Европе. Штаб-квартира и библиотека находятся в Калгари. Общество имеет членов со всего мира, и они регулярно проводят съезды/конференции в Калгари и Эдмонтоне. |
Волынь
ВОЛЫНЬ
Волынь самая северо-западная провинция современной Украины. Польша на своем западная граница с Белоруссией на севере.
Для веков Волынь принадлежала к Речи Посполитой. Это было позже приобретен Польшей в результате королевского брака. В первом разделе Польши в 1772 году, регион был присоединен к России.
Оставался в составе России до окончания Первой мировой войны. Версальский договор в 1920 г. разделили Волынь пополам. Восток оставался частью России, а запад был возвращен Польше.
После Великой Отечественной войны вся Волынская область была включена в состав Украины, которая, в свою очередь, входила в состав Союза Советских Социалистических Республик.
Подробнее:
Волынь находится в северо-западной части Украины. Более века существовал правительственный район с таким названием, и этот регион до сих пор широко известен как Волынь, хотя старый правительственный район теперь разделен между пятью современными областями.
Крупные города Волыни включают Житомир, Коростень, Новоград-Волынск, Ровно, Луцк и Ковель.
Волынь имеет долгую историю. Это был исторический маршрут с востока на запад, соединяющий Киев с западом через Брест в сегодняшней Беларуси, а также маршрут с севера на юг между Скандинавией и Константинополем, ныне Стамбул, Турция.
В 1569 г. Польша и Литва, работавшие вместе с 1385 г., были объединены под одной властью. Волынская область была включена в состав Польского королевства. Административная система в этом районе оставалась неизменной в течение следующих двух столетий.
В 1793 году, со вторым разделом Польши, Волынь вошла в состав России. Украина была разделена по реке Днепр, протекающей через Киев. Житомир стал центром западной части Украины, куда были перемещены суды и другие государственные учреждения
В 1797 году была образована Волынская губерния с центром в Житомире. В составе правительства было 17 уездов: Новоград-Волынский, Лабунский, Владимирский, Ковельский, Заславский, Острожский, Ровенский, Домбровицкий, Овручский, Житомирский, Чудновский, Луцкий, Дубенский, Кременецкий, Ямпольский, Базаливский и Староконстантиновский. Радомышль, северо-западнее города Житомира и часть сегодняшней Житомирской области, был передан Киевской губернии.
За годы существования Волынской губернии произошли небольшие внутренние изменения. Чудновский район был ликвидирован, а его территория передана Житомирскому и Новоград-Волынскому районам. В 1846 г. Бердичев с прилегающими территориями отделился от Житомирского уезда и стал центром нового уезда.
К моменту русской революции Волынь была одной из 10 губерний на украинской этнической территории, еще восемь находились в этнически смешанных районах.
Согласно Рижскому мирному договору между Польшей и Россией, подписанному 18 марта 1921 года, некоторые западные районы Волыни были переданы Польше. В состав районов входили Ковельский, Луцкий, Дубенский, Ровенский, Острогский, а также большая часть Кременецкой и две области Новоград-Волынского округа, Корезская и Кисорицкая (ныне Рокитненская).
Немцы — и чехи, и французы — начали переселяться на Волынь примерно во время второго раздела. Массовая миграция немцев в этот район произошла в 1860-х годах, после освобождения крепостных.
Северная часть Волыни известна своими лесами и болотами. Чаще всего здесь встречается сосна, но на более богатых почвах встречается дуб, а также береза, ольха и липа. Когда-то почти вся полоса была покрыта лесом, но распространение сельского хозяйства за последние 150 лет означает, что осталось менее 33 процентов лесов.
Волынь включает в себя часть Полесья, одного из крупнейших заболоченных районов Европы. Полесье также включает в себя части Беларуси, России и Польши. Заболоченная территория Полесья, что переводится как «лесная местность», известна как Припятское болото, названное в честь крупной реки, протекающей через него. Основная магистраль между Коростенем и Рокитным проходит через южную часть болота, с дороги хорошо виден пропитанный водой грунт.
Волынь сильно пострадала от радиоактивных осадков 19Авария на АЭС 86 в Чернобыле. Огромные территории в северо-восточном регионе были настолько сильно загрязнены, что сельское хозяйство было запрещено.