Проект лев толстой: Проекты / Лев Толстой

Проект «Весь Толстой в один клик» — последние новости сегодня

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РИА Новости

За период

материалов

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураЕвропаВесь мирЛев Толстой (писатель)Фекла Толстая Ясная Поляна (музей)ABBYYЛитРесГосударственный музей Л. Н. ТолстогоРоссия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураЕвропаВесь мирЛев Толстой (писатель)Фекла Толстая Россия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураЯсная ПолянаФекла Толстая Лев Толстой (писатель)ABBYYРИА Новости

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураЕвропаВесь мирЛев Толстой (писатель)Фекла Толстая ABBYYРоссия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»АналитикаИнтервью — АвторыЯсная ПолянаЛев Толстой (писатель)

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураТульская областьЕвропаЦентральный ФОВесь мирЛев Толстой (писатель)Фекла Толстая Ясная Поляна (музей)Россия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»Тульская областьСпортКультураЕвропаЦентральный ФОВесь мирОлимпийские игры 2014Россия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»КультураЕвропаВесь мирЛев Толстой (писатель)ABBYYГосударственный музей Л. Н. ТолстогоРоссия

Еще

Проект «Весь Толстой в один клик»МоскваКультураОбществоЦентральный ФОВесь мирЕвропаЛев Толстой (писатель)Фекла Толстая ABBYYРоссия

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня», расположенного по адресу: Россия, 119021, г. Москва, Зубовский бульвар, д. 4.

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,

Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Исследовательский проект на тему «Феномен Льва Николаевича Толстого»

Автор

Ильин Н. Д.

Горланов А.С.

1 курс, группа 10-т

Специальность

 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»  

ГАПОУСО «Саратовский политехнический колледж»

 Научный руководитель

 Кремнева Л.Н., преподаватель

русского языка и литературы, первой категории

Исследовательский проект

на тему

«Феномен Льва Николаевича Толстого»

Данная исследовательская работа по литературе «Феномен Льва Николаевича Толстого» посвящена изучению биографии  Л. Н.  Толстого.

В процессе исследовательской работы была изучена биография  Л. Н. Толстого и раскрыты особенности личности  писателя.

Практическая значимость исследования.

Возможность использовать данный проект на уроках литературы и

при подготовке сценария внеклассного мероприятия по творчеству Л.Н. Толстого.

Данный проект имеет значение для духовного становления и формирования характера человека.

Цель проекта. Раскрыть особенности личности писателя. Ответить на вопрос «В чём состоит феномен Льва Толстого?»

Задачи проекта. Изучить биографию  и творчество Л.Н. Толстого.

Объект исследования. Биография и творчество Л.Н. Толстого.

Предмет исследования.  Личность писателя.

Гипотеза: Л.Н. Толстой феноменальная личность, человек, которому удалось постичь смысл жизни.

Этапы реализации.

Изучение литературы по теме исследования.

Сбор нужного материала по данной теме, его прочтение и тщательное изучение.

Вывод из полученных данных.

Методы исследования.

Теоретические – изучение литературы по теме исследования.

Практические – анализ изученного материала.

Содержание:

1.Введение.

1.1. Биография. Детство и образование.

1.2. Расцвет творчества.

1.3. Смерть Л.Н.Толстого.

2. Л.Н. Толстой-педагог.

2.1. Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне.

2.2. Педагогическая деятельность, система  Л.Н. Толстого.

2.3. Вклад Л.Н Толстого в педагогику.

3.  Л.Н. Толстой-семьянин.

4.  Л.Н. Толстой-писатель.

4.1.«Война и Мир» и «Анна Каренина».

5.Дневники Л.Н. Толстого.

6. Философия  Л.Н. Толстого.

7.Самообразование Л.Н. Толстого.

8.Феномен Льва Николаевича Толстого.

9. Литература.

1.Введение.

Лев Николаевич Толстой  один из наиболее известных русских писателей и мыслителей.Участник обороныСевастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации. Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3199 изданий составил 436,261 млн. экземпляров. Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографическое религиозно-философское произведение «Исповедь».

1.1 Биография. Детство.

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Мать  писателя умерла в 1830 году  через полгода после рождения дочери, когда Льву не было ещё 2 лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, так как старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. И. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца П. И. Юшковой.

Образование.

В 1843 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские экзамены 1846 года были сданы удовлетворительно (получил одну пятёрку, три четвёрки и четыре тройки; средний вывод получился три), и Лев Николаевич был переведён на второй курс. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».

1.2 Расцвет творчества.

В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 году и законченные в 1861—1862 годах «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант зрелого Толстого. Главный интерес творчества для Толстого проявился «в „истории“ характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии». Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.

1.3Смерть Л.Н.Толстого.

В 1910 году Толстой ушёл из Ясной поляны, однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо, простуда обернулась воспалением лёгких, и сопровождающие вынуждены были в тот же день прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Льва Николаевича пытались спасти шестеро врачей, но на их предложения помочь он лишь ответил: «Бог всё устроит». Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Последними осмысленными его словами, которые он произнёс за несколько часов до своей смерти старшему сыну, которые тому от волнения не удалось разобрать, но которые слышал врач  Маковицкий, были: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…»

7 (20) ноября 1910 года, после тяжёлой и мучительной болезни, на 83-м году жизни, Лев Николаевич Толстой умер в доме начальника станции Ивана Озолина.

2. Л.Н. Толстой- педагог.

2.1. Школа  Л.Н. Толстого в Ясной поляне.

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе. Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, — он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

2.2Педагогическая деятельность, система Л.Н Толстого.

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы, от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем  «Книги для чтения».

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

2.3. Вклад Л.Н Толстого в педагогику.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании. Заслуга Толстого, как педагога велика, ему удалось в крепостной стране открыть 21 школу для крепостных детей.

3.Л.Н.Толстой — семьянин.Лев Николаевич глава большого семейства, отец 13 детей, при всей своей занятости он находил время для каждого своего ребёнка, знал их проблемы и характер. Семейная жизнь Льва Николаевича очень загадочна. Вот, что пишет Софья Берс, теперь уже графиня Толстая, на пятнадцатый день после свадьбы: «Стала я сегодня вдруг чувствовать, что он и я делаемся как-то больше и больше сами по себе».«Я бы дорого дала, чтоб влезть в его душу», — вырывается у 20-летней графини Толстой. Софья Берс во всем поддерживала и помогала своему мужу.«Никто его не знает и не понимает; самую суть его характера и ума знаю лучше других я. Лев Николаевич человек огромного ума и таланта, человек с воображением и чувствительностью, чуткостью необычайной».

4. Л.Н.Толстой- писатель.В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 году и законченные в 1861—1862 годах «Казаки», первое из произведений, в которых наиболее реализовался талант зрелого Толстого. Главный интерес творчества для Толстого проявился «в „истории“ характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии». Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.

4.1«Война и мир».Выходу «Войны и мира» предшествовала работа над романом «Декабристы» (1860—1861), к которому автор неоднократно возвращался, но который остался незаконченным. А на долю «Войны и мира» выпал небывалый успех. Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике» 1865 года; в 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две. Первые четыре тома «Войны и мира» быстро разошлись, и понадобилось второе издание, которое и было выпущено в октябре 1868 года. Пятый и шестой тома романа вышли в одном издании, отпечатанном уже увеличенным тиражом.

«Война и мир» стала уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Это произведение вобрало в себя всю глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Писатель, по словам В. Я. Лакшина, обратился «к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию», что, в свою очередь, «создало почву для эпопеи».

Национальные русские черты автор показал в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве простых солдат. Он изобразил войну России с наполеоновскими войсками как всенародную войну. Эпический стиль произведения передаётся через полноту и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы.

В романе Толстого широко представлены самые разные слои общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве царствования Александра I.

Толстой был доволен собственным произведением, однако уже в январе 1871 года он отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану». Однако едва ли Толстой перечёркивал важность своих предшествующих творений. На вопрос Токутоми Рока[en] в 1906 году, какое своё произведение Толстой любит больше всего, писатель ответил: Роман «Война и мир».

«Анна Каренина».

Не менее драматичным и серьёзным произведением явился роман о трагической любви «Анна Каренина» (1873—1876 годы). В отличие от предыдущей работы, в нём нет места бесконечно счастливому упоению блаженством бытия. В почти автобиографическом романе Левина и Кити ещё присутствуют радостные переживания, но в изображении семейной жизни Долли уже больше горечи, а в несчастном завершении любви Анны Карениной и Вронского столько тревоги душевной жизни, что этот роман является по существу переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого, драматическому.

В нём меньше простоты и ясности душевных движений, свойственных героям «Войны и мира», больше обострённой чуткости, внутренней насторожённости и тревоги. Характеры главных героев более сложны и утончённы. Автор стремился показать тончайшие нюансы любви, разочарования, ревности, отчаяния, духовного просветления.Проблематика данного произведения непосредственно подводила Толстого к идейному перелому конца 1870-х годов.Новое миросозерцание Толстого наиболее полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879—1880, опубликована в 1884) и «В чём моя вера?» (1882—1884). Теме христианского начала любви, лишённой всякого своекорыстия и возвышающейся над любовью чувственной в борьбе с плотью, Толстой посвятил повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891) и «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911). В 1890-е годы, пытаясь теоретически обосновать свои взгляды на искусство, он пишет трактат «Что такое искусство?» (1897—1898). Но главной художественной работой тех лет стал его роман «Воскресение» (1889—1899), сюжет которого был основан на подлинном судебном деле. Резкая критика церковных обрядов в данном произведении стала одной из причин отлучения Толстого Святейшим синодом от православной церкви в 1901 году. Наивысшими достижениями начала 1900-х годов стала повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». В «Хаджи-Мурате» в равной мере обличён деспотизм Шамиля и Николая I. В повести Толстой прославил мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни. Пьеса «Живой труп» стала свидетельством новых художественных исканий Толстого, объективно близких чеховской драме.

5. Дневники Л.Н. Толстого.

Лев Толстой — безусловный классик. Начиная с 19 лет, Толстой начал вести свой дневник, в котором писатель описывал как повседневную жизнь, так и необычные умозаключения, которые приходили к нему во время его размышлений. Вот несколько цитат из дневника великого писателя о его жизни.«Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».«Ищи случаев сделать добро. Старайся сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой». «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».«Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».Эти и ещё множества мудрых и до сих пор актуальных высказываний были описаны в дневниках Толстого. Помимо полезных умозаключений, также в дневнике были описаны некоторые дни жизни писателя, в которых он описывал, как занимался саморазвитием и развитием своей воли, как телесной, так и духовной.

6. Философия Л.Н. Толстого.

В основе философии Толстого лежит христианское учение. Но понимание Толстым этого учения было особенным. Он рассматривал  Христа, как учителя нравственности, но не более того.Толстой поддерживал идею стремления к нравственному совершенству. Попутно он приводил некоторые заповеди, взятые им в качестве основополагающих:

  1. Не гневайся;
  2. Не оставляй жену, т.е. не прелюбодействуй;
  3. Не присягай никогда никому и ни в чем;
  4. Не считай людей других народов своими врагами

Но больше времени Толстой уделял поиску смысла жизни, ведь он просто не хотел верить в то, что жизнь бессмысленна. Толстой назвал смыслом жизни самосовершенствование и избавления человека от его негативных качеств.Хотя даже у него были свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

7. Самообразование.

Ежегодно Л. Н. Толстой ставил цели, изучить определённые науки. Таким образом, Толстой стал одним из самых образованных людей  своего  времени. Он знал несколько языков, создал множество правил для развития воли телесной и духовной, изучил такие науки, как сельское хозяйство, живопись, архитектура, музыка, математика, физика, химия. Но даже на этом не останавливался великий писатель. Он единственный граф, который в то время сам работал в поле вместе со своими крестьянами. Лев Николаевич  и дня не мог прожить в безделье.Вот примеры записей  дневника:

1847 год, 17 апреля. Теперь я спрашиваю. Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет? 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

1909 год, 5 июля. Самый трудный, критический возраст — это когда человек перестает телесно расти, сильнеть… я думаю, около 35 лет. Развитие, рост тела кончается, и должно начинаться развитие, рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложное взятое направление бывает губительно.

8.Феномен Льва Толстого.

В чём же заключается феномен Льва Толстого?Толстой – человек, который достаточно сильно отличается от других людей. Он полностью сформировался как личность. Лев Николаевич  знал, что хочет сделать и добивался этого. Толстой  понял, что является для него смыслом жизни и прямо шёл к своей цели развития тела и духа. Прежде всего, нужно сказать о Л. Толстом, что он — гениальный художник и гениальная личность. Та нравственная высота, которую достиг Толстой — человек, результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей таких,  как честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость — на эти недостатки указывает сам Толстой. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Лев Николаевич  один из немногих, кто  мог осознавать, бороться и побеждать свои пороки.Смысл жизни Толстой видит в служении людям и в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Вот с какой целью человек приходит в этот мир, чтобы стать лучше.»Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».Л. Толстой.

Литература.

1. Дневник Л. Н. Толстого, т. I (1895—1899), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.

2. Дневник молодости Л. Н. Толстого, т. I (1847—1852), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.

3. Гусев Н. Н., Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828—1862), изд. Толстовского музея, М., 1998.

4. Гусев Н. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, изд. «Academia», М. — Л., 2005.

5. Леонтьев К. Н., О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд), М., 2004.

6. Эйхенбаум Б., Молодой Толстой, изд. З. И. Гржебина, П. — Берлин, 2002.

7. Гудзий Н. К., Как работал Л. Толстой, изд. «Советский писатель», М., 2003.

8. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах, состав. П. Сергеенко, изд. «Книга», М. 2004.

9. Драганов П. Д., Граф Л. Н. Толстой как писатель всемирный и распространение его произведений в России и за границей. 2006.

10. Тексты романов: «Война и мир», «Анна Каренина».

«Весна – время планов и проектов».

― Лев Толстой, Анна Каренина

Читайте больше цитат из Лев Толстой


Поделиться цитатой:

Нравится Цитата

Друзья, которым понравилась эта цитата


Чтобы узнать, что ваши друзья думают об этой цитате, зарегистрируйтесь!

Всем пользователям, которым понравилась эта цитата

Ивонн
313 книг
посмотреть котировки


Вероника
463 книги
просмотр котировок


Дан
27 книг
просмотр котировок


Крейг
5 535 книг
просмотр котировок


Роберт
3101 книга
просмотр котировок


Мария
117 книг
просмотр котировок


Джеймс
1209 книг
посмотреть котировки


Ирландия
3 книги
просмотр котировок


Элидия
148 книг
просмотр котировок


The Vivid reader
143 книги
просмотр котировок


🥀 июль
334 книги
посмотреть котировки


Александра
1122 книги
просмотр котировок


Мохамед
376 книг
посмотреть котировки


Кишел
941 книга
просмотр котировок


Хьюго
58 книг
просмотр котировок


Катя
593 книги
просмотр котировок


Эша
131 книга
просмотр котировок


Даниэль
59 книг
посмотреть котировки


Алина
94 книги
просмотр котировок


Карлтон
0 книг
посмотреть котировки


Тайцы
1390 книг
просмотр котировок


Алисса
433 книги
просмотр котировок


Шерри
2475 книг
просмотр котировок


Линель
3039 книг
просмотр котировок


Чейз
3963 книги
просмотр котировок


OwlTine
0 книг
посмотреть котировки


Козетта
242 книги
просмотр котировок


М
2 книги
просмотр котировок


Эшли
363 книги
просмотр котировок


Марианита

250 книг
просмотр котировок


Мэдисон
1134 книги
просмотр котировок


Грейс
0 книг
просмотр котировок


TheFabG
69 книг
просмотр котировок


Джилл
1035 книг
просмотр котировок


Хизер
2486 книг
просмотр котировок


Динки
80 книг
просмотр котировок


Ойеах
0 книг
просмотр котировок


Райан
221 книга
просмотр котировок


Мыслет-Жинак
84 книги
посмотреть котировки


Ана
985 книг
просмотр котировок


Дженни
2830 книг
просмотр котировок


Эми
89 книг

просмотр котировок


Нушка
119 книг
просмотр котировок


Байба
104 книги
просмотр котировок


Тихо
0 книг
просмотр котировок


Ребекка
638 книг
просмотр котировок


Элеонора
201 книга
просмотр котировок


scl. ashx
4616 книг
просмотр котировок


Ли
262 книги
просмотр котировок


eylül
1676 книг
просмотр котировок


Джеймс
238 книг
просмотр котировок


Лара
268 книг
посмотреть котировки


МайСай

174 книги
просмотр котировок


Ирэн
148 книг
просмотр котировок


Seçil
196 книг
просмотр котировок


Дж.
7 211 книг
просмотр котировок


Маркиза
1055 книг
просмотр котировок


Санди
49 книг
просмотр котировок


Пейдж
526 книг
посмотреть котировки


Будет
5099 книг
просмотр котировок


Кайл
64 книги
просмотр котировок


Чен
0 книг
просмотр котировок


Анушка
198 книг
просмотр котировок


Helette
291 книга
просмотр котировок


Сэм
2 книги
просмотр котировок


Храм
216 книг
просмотр котировок


Paryse
128 книг
просмотр котировок


Каролин Мари
1659 книг
просмотр котировок


Элеонора
809 книг
посмотреть котировки


Futaim
9 256 книг
посмотреть котировки


Агит
65 800 книг
посмотреть котировки


Арна
1605 книг
посмотреть котировки


Михаил
40 книг
просмотр котировок


Bookslettalkabout
2963 книги
просмотр котировок


Анжела
2 книги
просмотр котировок


Брижеш
19 книг
просмотр котировок


Гэри
21 книга
просмотр котировок


анастасия
85 книг
просмотр котировок


Jobke
428 книг
просмотр котировок


Сехмет
300 книг
просмотр котировок


Диана
1 книга
просмотр котировок


Вин
287 книг
просмотр котировок


Библиотека Мэри Э. Бартлетт Брентвуд, Нью-Хэмпшир
187 книг
просмотр котировок


Гада
2 книги
просмотр котировок


Алексей
1062 книги
просмотреть цитаты


« предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 24 25 следующая »


Все цитаты
Мои Цитаты
Добавить цитату


Это цитата из

Анна Каренина к Лев Толстой
798 632 рейтинга, средний рейтинг, 32 053 отзыва
Открыть предварительный просмотр


Поиск по тегу

  • любовь (91417)
  • жизнь (72186)
  • вдохновляющий (68469)
  • юмор (41480)
  • философия (27620)
  • бог (24997)
  • вдохновляющие цитаты (24596)
  • правда (22406)
  • мудрость (22153)
  • романтика (20436)
  • поэзия (20412)
  • смерть (18517)
  • счастье (17999)
  • надеяться (17113)
  • вера (16876)
  • жизненные уроки (15560)
  • вдохновение (15441)
  • кавычки (14980)
  • письмо (14169)
  • мотивационный (13999)
  • религия (13907)
  • духовность (13539)
  • отношения (13374)
  • успех (12755)
  • жизненные цитаты (12332)
  • любовные цитаты (12191)
  • время (12008)
  • наука (10846)
  • знание (10842)
  • мотивация (10546)

Биография Андрея Зорина «Лев Толстой» обязательна к прочтению

Жизнь и творчество Льва Толстого подробно задокументированы в изданиях его сочинений на десятках языков, новых переводах, биографиях, критических исследованиях, дневниках и мемуарах, написанных самим Толстым, его семьей , и его друзья. Если у вас уже несколько полок прогибается под всеми этими Толстыми и о-Толстыми, вам нужна еще одна биография?

Если это «Лев Толстой» Андрея Зорина, то да. Написанный сначала на английском языке, а затем переведенный автором на русский, этот небольшой том — менее 200 страниц — знакомит вас с жизнью и творчеством Толстого с легким прикосновением, но поразительной широтой знаний. Он состоит из четырех глав, которые представляют блоки времени, работы и концентрации и, в некоторой степени, роли, которые сыграл Толстой: Амбициозный сирота, Женатый гений, Одинокий лидер и Беглая знаменитость. Но, как показывает нам Зорин, несмотря на разные ипостаси — от армейского офицера до ярого пацифиста, от чаепития в аристократических гостиных до таскания плуга в крестьянской одежде, от борделей и интрижек с прислугой до дружной семейной жизни (однако неблагополучный) — Толстой был удивительно последователен, если иногда он был последователен в своей внутренней войне противоречивых убеждений и желаний.

Поведение, которое беспокоило его в жизни, стало предметом его художественной литературы. В «Детстве», — пишет Зорин, — «…Толстой перешел к реконструкции мыслей, чувств и восприятий десятилетнего мальчика, одной из первых подобных попыток в мировой литературе. Поместив свою книгу на тонкую грань между автобиографическим и художественным, он сумел представить свой личный опыт как универсальный, не теряя ощущения тотальной достоверности. Позже этот прием станет безошибочной визитной карточкой толстовских нарративов».

Он использовал свою семью и друзей в качестве моделей для своих вымышленных персонажей. «Я взял Таню [свою невестку], прибавил Соню [его жену], замутил и получил Наташу», — сказал однажды Толстой, перечисляя составные части своего самого очаровательного женского характера…»

Но тогда, как Толстой писал и «редактировал» — что на самом деле было волной переписывания — персонажи обрели собственную жизнь.

Например, в ранней версии «Анны Карениной» Зорин пишет, что Анна «похотливое животное, много морально испорченных как аморальных по своей сути. Другие персонажи видят в ней одержимость «дьяволом», злой силой или, говоря языком Шопенгауэра, волей к жизни. Когда она беременеет от Удашева (Вронского), мокрые глаза Анны блестят от счастья. По своему обыкновению, Толстой делал вещи более тонкими и менее прямолинейными, переписывая роман. Если «воля к жизни» или «сила жизни», как назвал это Толстой в эпиграфе к одной из глав, непреодолима, то как же можно винить Анну?»

Зорин, историк культуры и заведующий кафедрой русского языка в Оксфордском университете, привносит в свою работу свои богатые знания о политической жизни и личностях России, философских, социальных и религиозных тенденциях. Он помещает анархизм Толстого в контекст, написав: «Толстой был современником и соотечественником таких ведущих фигур в истории европейского анархизма, как Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Все трое были дворянскими интеллигентами, искавшими идеалы в жизни русских крестьянских общин, в упорном сопротивлении сектантов и старообрядцев официальной церкви и центральной власти, в казачьих слободах, оказывавших военную поддержку короне, но бросавших вызов государственной бюрократии. в их образе жизни. Не менее важными для Толстого были бесчисленные скитальцы, богомольцы и нищие, оставившие свои дома и деревни в поисках Бога. Утопическое видение жизни без государства, господ и официальной церкви не менее важно для русской интеллектуальной традиции и народных устремлений, чем ее антитеза: непоколебимое доверие к светской и духовной власти. Толстой и Достоевский представляли оба течения».

Итак, мы следуем за Толстым, погружаясь в его романы и другие сочинения — особенно интересно серьезное отношение Зорина к его трактатам и учебным материалам — останавливаясь, чтобы помочь понять политическую ситуацию или российские культурные ценности, пока он неумолимо направляется к вокзалу в Астапово. Там, в своем бегстве от семьи и всего, что привязывало его к повседневной жизни, он заболевает и попадает в маленькое здание вокзала, где нечаянно дает миру первое представление о культе знаменитости в будущем. «За один день, — пишет Зорин, — маленькая железнодорожная станция стала главным поставщиком срочных новостей на весь мир от Японии до Аргентины. Репортеры, фотографы, операторы, правительственные чиновники, полицейские агенты, поклонники и зеваки хлынули в Астапово. Бегство Толстого привлекло к нему всеобщее внимание. Пытаясь уклониться от наступления современности, он способствовал ее триумфу, создав одно из первых глобальных медиа-событий».

Он бы возненавидел это, если бы знал.

Глава 4: Знаменитость в бегах

С того момента, как он внезапно покинул университет в возрасте восемнадцати лет, жизнь Толстого была полна вынужденных перерывов и внезапных уходов. Он ушел из армии, перестал преподавать в своей школе и отказался от управления своим имением. Он отказался от беспутной жизни, которую вел в юности, а затем и от респектабельного образа жизни богатого помещика. Он отказался от православной церкви и социального класса, в котором родился. Он также делал несколько попыток порвать с литературой, но всякий раз возвращался к писательству.

В октябре 1864 года Толстой упал с лошади и сломал руку на охоте. После безуспешного вмешательства местных врачей кость начала срастаться неправильно и стало ясно, что необходима новая операция. Это было сделано в Москве в доме его тестя, который позаботился о привлечении лучших хирургов страны. По воспоминаниям Татьяны Кузьминской, получив первую дозу анестетика, Толстой «вскочил с кресла с широко открытыми вытаращенными глазами, выбросил пакетик с хлороформом и громко закричал: «Друзья мои, так жить нельзя». этот . . . Я думаю . . . Я решил . . .”. Ему ввели еще одну дозу, успокоили и операция прошла успешно.

Что бы Толстой ни «решал» в своем бреду, в нем всегда жило стремление освободиться от чего-то, чем он дорожил. Чем крепче были узы, тем отчаяннее он хотел их разорвать, как бы болезненно это ни было — особенно если это было болезненно. В мире не было ничего, что он ценил бы больше, чем семью. Несмотря на это или благодаря этому, даже в самые счастливые периоды своей жизни он не мог избавиться от стремления к побегу. В начале 1880-х годов, когда он отрекся от церкви, денег, собственности, авторства, мяса, табака, алкоголя, охоты и т. д., эти мысли стали навязчивыми. «Он сегодня громко воскликнул, что самой страстной его мыслью было уйти из семьи, — записала Софья в своем дневнике 26 августа 1882 года. — Даже на смертном одре я не забуду искренности его восклицания; это было так, как будто мое сердце было вырезано изнутри меня».

Толстой испытывал почти физиологическую потребность оставить «позицию знаменитого писателя» и безбедную жизнь и примкнуть к тысячам бездомных скитальцев, живших не более чем плодами своего повседневного труда и милостыни. Один из его младших учеников как-то спросил его, где должен обедать истинный последователь толстовской религии. «Не беспокойтесь, — последовал ответ наставника, — кому вы нужны, тот вас и накормит». Он не мог воспринять отношение Софьи к нему как любовь и записал в своем дневнике 5 мая 1884 г.: «Приснилось, что моя жена любила меня. Как все стало просто и понятно! Ничего подобного в реальной жизни. И это то, что портит мне жизнь. . . Хорошо бы умереть». Через несколько недель после ссоры с Софией, обвинившей его в финансовой авантюре, он собрал сумку и ушел из дома. Он «хотел уехать насовсем», но ее замершая беременность заставила его «повернуть на полпути в Тулу».

На следующее утро родилась их последняя дочь Александра. Желание уйти не ослабевало. В конце 1885 года Софья писала своей сестре Татьяне, что Лев сказал ей, что хочет развестись с ней и уехать в Париж или в Америку, так как «он не может так жить». Софья, Лев истерически рыдал: «Представляешь, Левочка трясется и дергается от рыданий. Двенадцать лет спустя, в самый разгар семейного кризиса из-за увлечения Софьи Танеевым, Толстой написал ей прощальное письмо:0003

Дорогая Соня, меня давно мучает несоответствие между моим сердцем и моими убеждениями. Я не мог заставить тебя изменить свою жизнь и твои привычки, к которым я сам приучил тебя и до сих пор не мог оставить тебя. . . Не мог я и дальше жить так, как жил последние шестнадцать лет, теперь борясь и раздражая тебя; теперь поддавшись искушениям, к которым я привык и которыми я был окружен, и теперь я решил сделать то, что давно хотел сделать, — уйти.

Это письмо Толстой не передал и не уехал. Он верил, что Евангелия вынуждают его оставить семью и всех, кто ему дорог, чтобы следовать своему призванию, но он также был убежден, что всеобщая любовь может проявиться только через любовь к тем, кто рядом. Ведь именно внезапное чувство сострадания к жене и сыну позволило Ивану Ильичу отказаться от своего животного эгоизма и спокойно умереть.

Враги и последователи Толстого обвиняли его в лицемерии. Ему было больно от этих упреков, но он мог противостоять им, потому что знал, что они ложны. Удовольствия, получаемые от повседневных удобств, никогда не смогут повлиять на его решения. Меньше он был уверен в соблазнах похоти и земной славы. Его борьба с обоими из них очевидна в «Отце Сергии», произведении, в котором сила сдерживаемой страсти захватывает дух даже по меркам толстовской прозы. Толстой провел большую часть 189Он придумал и написал этот рассказ до того, как он был завершен в 1898 году. Он так и не был опубликован при его жизни. История начинается с описания нашумевшего исчезновения очень успешного человека:

В Петербурге в сороковых годах прошлого века произошло удивительное событие. Офицер лейб-гвардии кирасиров, красавец-принц, которому все пророчили адъютанта императора Николая I и блестящую карьеру, оставил службу, разорвал помолвку с красивой фрейлиной, фавориткой императора. Императрицы, отдал свое небольшое имение сестре и удалился в монастырь, чтобы стать монахом.

Князь Степан Касатский так резко меняет свою жизнь, потому что его невеста признается ему, что до их помолвки была любовницей императора. Это открытие превращает любовь Касатского в обман и обнажает тщетность его честолюбивых устремлений. Религиозные верования, которые он сохранил с детства, спасают его и ведут в монастырь, где он принимает священный сан как отец Сергий. Оттуда он удаляется в отдаленную келью, где ведет подвижническую жизнь молитвы и воздержания. Однако его одиночество омрачено повторяющимися сомнениями в своем выборе и плотскими желаниями. В один из худших моментов его соблазняет эксцентричная аристократическая красавица, которая приходит к нему в келью специально с намерением соблазнить красавца-отшельника. Отцу Сергию удается устоять перед искушением, лишь отрубив себе один палец.

Этот инцидент, который вскоре становится достоянием общественности, делает отшельника чрезвычайно популярным и порождает слухи о его целебных способностях. К нему стекалось все больше и больше людей, и все меньше времени оставалось ему для молитвы и для обновления духовных сил. . . Он знал, что не услышит от этих людей ничего нового, что они не возбудит в нем никакого религиозного чувства, но ему нравилось видеть толпу, которой его благословение и совет были нужны и дороги, так что, хотя эта толпа и угнетала его, она ему и нравилась. .

Толстой думал о себе, о своем новообретенном статусе пророка и о толпах людей, пришедших к нему за советом. Его сын вспоминает, что после ухода особенно надоедливого гостя Лео начинал дико прыгать по комнатам своего дома, за ним следовала вереница веселых детей. Этот безмолвный ритуал освобождения называли «нумидийской конницей». Его дочь Татьяна однажды спросила его о странно одетом мужчине в его комнате. «Он молодой член самой странной и непонятной для меня в мире секты, — ответил ее отец, — секты толстовцев».0003

В мае 1893 года он отмечал в своем дневнике, что «как только человек способен немного освободиться от греха похоти, тотчас же спотыкается и падает в худшую яму человеческой славы». Таким образом, необходимо было не «разрушать существующую дурную репутацию, а ценить ее как средство избежать величайшего искушения». . . Мне нужно более подробно остановиться на этой теме в «Отце Сергии». Оно того стоит’.

Пределы мнимой святости отца Сергия обнажает пухлая, слабоумная и сексуально ненасытная купеческая дочь, которая заставляет его поддаться желаниям плоти. Мир отшельника и его вера разрушены. «Как обычно в минуты отчаяния, он чувствовал потребность в молитве. Но молиться было некому. Бога не было». Первоначально Толстой планировал заставить отшельника убить девушку, но это сделало бы историю второй версией его более ранней повести «Дьявол».

Вместо этого Толстой превратил историю секса и убийства в историю побега. В фирменном парадоксе безобразный грех освобождает отца Сергия от рабства земной славы и позволяет ему служить Богу, служа людям. Отшельник покидает свою келью и спасается от полной нищеты незадачливой старой подругой детства, которая живет жизнью самопожертвования, поддерживая свою отчаявшуюся дочь, болезненного и бесполезного зятя и двух внуков, даже не задумываясь о том, что она делает. ничего хорошего или морального. Отец Сергий становится бродягой, его арестовывают и ссылают в Сибирь. Там он поселяется, работая в огороде зажиточного крестьянина, обучая его детей и ухаживая за больными.

Этот финал, кажется, был заимствован из другого рассказа о побеге, который Толстой собирался написать в 1890-х годах. Посмертные записки старца Федора Кузьмича были основаны на народной легенде об Александре I, согласно которой император, известный как мистик и провидец, не умер в 1825 году, как было официально объявлено, а бежал и жил под вымышленным именем. Федора Кузьмича. Федор был настоящим человеком. Как и отец Сергий, он скитался по России, был арестован за бродяжничество и сослан. В старости он жил в Сибири, работал в огороде у купца и учил крестьянских детей за еду — денег старик никогда не брал. Федор умер в 1864 году, оставив после себя несколько зашифрованных бумаг. Его личность так и не была раскрыта.

Толстой был склонен верить легенде, но не писал рассказ. У него было слишком много других обязательств в 1890-х годах, чтобы он мог погрузиться в документы и добиться требуемой исторической точности и чувства правдивости. Темы внезапного побега, упадка жизни, ареста и ручного труда в сибирском огороде были переданы отцу Сергию…

Из книги Андрея Зорина «Лев Толстой» («Критические жизни») издательства Reaktion Books. Copyright © Андрей Зорин 2020. Используется с разрешения. Все права защищены. Сноски удалены для удобства чтения. Для получения дополнительной информации об Андрее Зорине и его книге посетите сайт его издательства здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *