Проект конституции рсфср был разработан: 19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР

История российских Конституций — ТАСС

9 декабря 2013, 07:08

20-летие Конституции РФ

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений — разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года. 

Теги:

20-летие Конституции РФ

Первая сталинская — Ведомости

РИА

Накануне голосования по поправкам к Конституции 1993 г. «Ведомости» вспоминают, как, кем и при каких обстоятельствах принимались Конституции РСФСР и СССР.

Новое государство на территории бывшей Российской империи, созданное в результате захвата власти блоком большевиков и левых эсеров, в ноябре 1917 г. оказалось в ситуации острой правовой неопределенности: прежние законы были отменены, а новые только разрабатывались. Это порождало бессистемное, часто противоречивое нормотворчество территориальных и центральных органов власти и усиливало хаос. Для организации работоспособной системы госуправления требовалось принять Основной закон, способный стать фундаментом последующего правотворчества.

Разработка Конституции РСФСР началась в конце марта – начале апреля 1918 г., вскоре после переезда Совета народных комиссаров и Всероссийского центрального исполнительного комитета из Петрограда в Москву. 30 марта Центральный комитет РКП(б) поручил видному большевику Якову Свердлову начать через ВЦИК работу по разработке Конституции.

В комиссию ВЦИК от большевиков были включены три человека, в том числе Яков Свердлов и Иосиф Сталин, два представителя от левых эсеров, один эсер-максималист и пятеро представителей наркоматов, в том числе Николай Бухарин, зампред ВЧК Мартин Лацис и известный юрист Михаил Рейснер. Комиссия напряженно работала весь апрель 1918 г., предлагая проекты устройства социалистического государства. 10 апреля свой доклад сделал Рейснер, представитель Наркомата юстиции РСФСР. 12 апреля Сталин раскритиковал его проект.

19 апреля пятью против трех голосов был принят проект Сталина. Первоначальный вариант подвергся серьезной постатейной правке, текст Конституции стал результатом коллективного труда комиссии. С 20 апреля до конца июня 1918 г. состоялось еще восемь ее заседаний.

Стенд с текстом конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года в Центральном музее В. И. Ленина в Москве /РИА

В текст Конституции включили принятую в январе 1918 г. Декларацию прав эксплуатируемого народа. Она объявила о национализации земли и банков и установлении рабочего контроля над производством крупнейших заводов и железными дорогами, об отказе платить по займам царского и Временного правительств и стремлении советского правительства к миру без аннексий и контрибуций. Также объявлялось о равенстве трудящихся граждан по национальному и религиозному признакам. «Не трудящийся да не ест!» – провозглашал один из ее пунктов.

Равенство, впрочем, было ограниченным. Статья 65, посвященная избирательному праву, предполагала лишить его прибегающих к наемному труду с целью получения прибыли, лиц, живущих на проценты с капитала, доходы с предприятий и имущества, частных торговцев и духовенство. Избирательных прав лишили также бывших полицейских, жандармов, членов царской фамилии.

Преимущество рабочих над крестьянами, составлявшими более 85% населения страны, пытались обеспечить за счет неравноценного представительства: один депутат Всероссийского съезда Советов избирался от 25 000 горожан и 125 000 сельских жителей. Другими важнейшими пунктами нового Основного закона было объявление трудовой повинности для всех нетрудящихся слоев, отделение Церкви от государства, что означало отказ от господдержки религии.

Формально провозглашая, что власть в стране принадлежит Советам, Конституция умалчивала о том, что фактически руководящей силой государства стала большевистская партия и ее вооруженные силы – Красная армия и ВЧК, разгонявшие Советы, принявшие «неправильные» решения.

Конституция 1918 г. стала первым Основным законом России, фундаментом будущих законов. Однако она носила откровенно классовый характер. Принятая V Всероссийским съездом Советов, состоявшимся вскоре после подавления левоэсеровского восстания, она была лишь правовым прикрытием начавшейся гражданской войны.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте

Россия — Правительство

Россия Содержание

С ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ с распадом СССР в конце 1991 года Россия (формально Российская Федерация) столкнулась с серьезные проблемы в его усилиях по созданию политической системы, которой следует почти семьдесят пять лет централизованного тоталитарного правления. Для Например, ведущие деятели законодательной и исполнительной власти выдвинули противоположные взгляды на политическое направление России и правительственные инструменты, которые следует использовать для ее выполнения.

Этот конфликт достигла апогея в сентябре и 19 октября.93, когда президент Борис Н. Ельцин применил военную силу для роспуска парламента и призвал новые выборы в законодательные органы. Это событие положило конец первому в России конституционный период, который был определен сильно измененным конституция, принятая Российской Республикой в ​​1978 году. Новая Конституция, предусматривающая сильную президентскую власть, была одобрена на референдуме. в декабре 1993 г.

С новой конституцией и новым парламентом, представляющим различные партий и фракций политическая структура России впоследствии показала признаки стабилизации. Однако с тех пор русские продолжали обсуждать будущее своей политической системы с западным стилем демократия и авторитаризм — две широко рассматриваемые альтернативы. Поскольку переходный период продлился до середины 1990-е, сила национальное правительство продолжало ослабевать по мере того, как российские регионы приобретали политические и экономические уступки со стороны Москвы.

Хотя борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти было частично разрешены новой конституцией, две ветви продолжали представляют собой принципиально противоположные взгляды на будущее России. исполнительная власть была центром реформ, а нижняя палата парламент, Государственная Дума, была оплотом антиреформаторских коммунистов и националисты.

Историческая справка

Советский Союз официально возник в соответствии с союзным договором в декабре 1922 г., который был подписан Россией и тремя другими союзными республики — Белоруссия (ныне Белоруссия), Украина и то, что тогда было Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (образование, включающее Армении, Азербайджана и Грузии). По договору Россия стала известна официально как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Союзный договор был включен в первую советскую конституцию.

которая была обнародована в 1924. Номинально границы каждой субъединицы были привлечены для включения территории определенной национальности. Конституция наделяла новые республики суверенитетом, хотя они говорили, что они добровольно делегировали большую часть своих суверенных полномочий в советский центр. Формальный суверенитет подтверждался существованием флагов, конституций и других государственных символов, а также конституционно гарантированное «право» на выход из союза. Россия была крупнейшей из союзных республик по территории и Население. Этнические русские доминировали в советской политике и правительстве; они также контролировали местную администрацию.

Из-за засилья русских в делах союза РСФСР не смогла развить некоторые институты управления и администрации, которые были типичны для общественной жизни других республик: Коммунистическая партия республиканского уровня, Российская академия наук и Российские отделения профсоюзов, например. Как титульный национальности остальных четырнадцати союзных республик стали призывать к Великие республиканские права в конце 1980-х, правда, этнические русские тоже стали требовать создания или укрепления различных специально Русские учреждения в РСФСР. Определенная политика советского лидера Михаил С. Горбачев (в должности с 1985 по 1991 год) также поощрял национальности. в союзных республиках, в том числе и в Российской республике, отстаивать свои права. Эти политики включали

гласности (буквально озвучивание — см. Глоссарий), что сделало возможным открытое обсуждение демократические реформы и давно игнорируемые общественные проблемы, такие как загрязнение окружающей среды. Гласность также принесла конституционные реформы, которые привели к избранию новых законодательные органы республики с существенными блоками сторонников реформ представителей.

В России создан новый законодательный орган под названием Съезд народных Депутаты, был избран в марте 1990 г.

в основном свободным и конкурентным голосование. Созванный в мае съезд избрал Бориса Николаевича Ельцина бывший горбачевский ставленник, сосланный из верхушки партии эшелон из-за его радикальных предложений по реформе, как президент постоянный рабочий орган съезда — Верховный Совет. В следующем месяце, съезд провозгласил суверенитет России над своими природными ресурсами и примат российских законов над центрально-советскими правительство. В течение 1990-91, РСФСР усилила свой суверенитет создание республиканских отделений таких организаций, как коммунистическая партия, Академия наук (см. Глоссарий) СССР, радио и телерадиовещательные средства, а также Комитет по делам Безопасность (Комитет государственной безопасности — КГБ; см. Глоссарий). В 1991 Россия создала новый исполнительный орган, президентство, после пример Горбачева, создавшего себе такую ​​контору в 1990. В России прошли всенародные выборы, придавшие легитимность должность, в то время как Горбачев избегал таких выборов и сам назначается советским парламентом.
Несмотря на попытки Горбачева отбить у российского электората охоту голосовать за него, Ельцин был всенародно избран президентом в июне 1991 года, ловко победив пять другие кандидаты, набравшие более 57 процентов голосов.

Ельцин использовал свою роль президента, чтобы трубить о российском суверенитете и патриотизм, и его легитимность как президента была главной причиной крах переворота, организованного бескомпромиссными правительственными и партийными чиновниками против Горбачев 19 августа.91. Лидеры переворота пытались свергнуть Горбачеву, чтобы помешать его плану подписать договор о конфедерации, который они считали, что это разрушит Советский Союз. Ельцин решительно выступил против заговорщиков и призвал к восстановлению Горбачева, сплотив Русская публика. Самое главное, ельцинская оппозиция возглавила элементы в «силовые министерства», которые контролировали армию, полицию, и КГБ отказаться подчиняться приказам заговорщиков. оппозиции во главе с Ельциным в сочетании с нерешительностью заговорщики привели к провалу переворота через три дня.

После неудавшегося переворота Горбачев нашел фундаментально изменившуюся созвездие власти, где Ельцин де-факто контролировал большую часть иногда непокорный советский административный аппарат. Хотя Горбачев вернулся на пост президента СССР, события пошли в гору. обойти его. Деятельность коммунистической партии была приостановлена. Большая часть союза республики быстро объявили о своей независимости, хотя многие появились готов подписать расплывчато очерченный договор о конфедерации Горбачева. Прибалтийские государства добились полной независимости, и они быстро получили дипломатическое признание многих стран. правительство Горбачева признал независимость Эстонии, Латвии и Литвы в августе и 19 сентября91.

В конце 1991 года правительство Ельцина взяло на себя бюджетный контроль над Горбачевское правительство. Россия не провозгласила свою независимость, и Ельцин продолжал надеяться, что какая-то форма конфедерации может быть учредил. В декабре, через неделю после утверждения Украинской Республикой независимости путем референдума, Ельцин и лидеры Украины и Беларусь встретилась, чтобы сформировать Содружество Независимых Государств (СНГ — см. Глоссарий). В ответ на призывы Центральноазиатского и других союзов республик по приему, еще одно собрание состоялось в Алма-Ате, на 21 декабря образовать расширенное СНГ. На этой встрече все стороны заявил, что 1922 союзный договор о создании Советского Союза был аннулирован и что Советский Союз прекратил свое существование. Горбачев официально объявила о решении 25 декабря. Россия получила международное признание в качестве главного правопреемника советского Союз, получив постоянное место Советского Союза в Организации Объединенных Наций Совет Безопасности и позиции в других международных и региональных организации. Государства СНГ также согласились, что Россия первоначально захватить советские посольства и другую собственность за границей.

В октябре 1991 года, в период «медового месяца» после его сопротивление советскому перевороту, Ельцин убедил законодательный орган предоставить ему важные специальные исполнительные полномочия на один год, чтобы он может осуществить свои экономические реформы. В ноябре 1991 года он назначил новое правительство, с самим собой в качестве исполняющего обязанности премьер-министра, должность, которую он занимал до назначения Егора Гайдара исполняющим обязанности премьер-министра в июне 1992.

В течение 1992 Ельцин и его реформы подвергались нападкам со стороны бывшие члены коммунистической партии и чиновники, крайние националисты и другие призывают к замедлению или прекращению реформ в России. Местонахождение этой оппозицией все больше становился двухпалатный парламент, верхушка которого был Съезд народных депутатов (КНД), а нижняя палата Верховный Совет. Нижнюю палату возглавил Руслан Хасбулатов. стал самым ярым противником Ельцина. Под 1978 конституция, парламент был высшим органом власти в России. После того, как Россия добавила пост президента в 1991 году, разделение полномочий между двумя ветки были неоднозначными.

Хотя Ельцину удалось отразить большинство вызовов его реформам программы, когда CPD собрался в апреле 1992 года, в декабре он перенес значительную утрату своих специальных исполнительных полномочий. КПП приказал ему прекратить назначение администраторов на местах, а также практика назначения дополнительных местных эмиссаров надзора (называемых «представители президента»). Ельцин тоже потерял власть издавать специальные декреты по хозяйству, сохраняя за собой конституционное право издавать указы в соответствии с действующими законами. Когда его попытка добиться утверждения Гайдара премьер-министром провалилась. отклонен, Ельцин назначил Виктора Черномырдина, которого парламент одобрен, потому что его считали более экономически консервативным, чем Гайдар. После спорных переговоров между парламентом и Ельцина, обе стороны договорились о проведении всенародного референдума, чтобы разрешить населения, чтобы определить основное разделение власти между двумя ветви власти. А пока предложения по экстриму были внесены ограничения на власть Ельцина.

Однако в начале 1993 г. напряженность между Ельциным и парламент по поводу языка референдума и разделения власти. В В середине марта 1993 года экстренное заседание КПГ отклонило предложение Ельцина. предложения о разделении власти и отменил референдум, вновь открыв дверь к законодательству, которое сместит баланс сил в сторону от президент. Столкнувшись с этими неудачами, Ельцин обратился к нации прямо объявить «особый режим», при котором он принимать чрезвычайную исполнительную власть до результатов референдума о сроках новых выборов в законодательные органы, о новой конституции и о доверии населения к президенту и вице-президенту. После Конституционный суд признал его заявление неконституционным, Ельцин отступили (см. «Судебная власть», гл.).

Несмотря на изменение позиции Ельцина, вторая внеочередная сессия КПД занялся обсуждением чрезвычайных мер по защите конституции, включая импичмент президента. Хотя голосование по импичменту не удалось, CPD установила новые условия для всенародного референдума. Версия законодательного органа о референдуме спрашивала, имели ли граждане доверял Ельцину, одобрял его реформы и поддерживал президентские и парламентские выборы. По условиям КПГ Ельцин потребуется поддержка 50 процентов имеющих право голоса избирателей, а не 50 процентов реально голосующих, чтобы избежать досрочного президентского выборы. В голосовании 25 апреля россияне не смогли обеспечить этот уровень одобрения, но большинство избирателей одобрило политику Ельцина и призвал к новым выборам в законодательные органы. Ельцин назвал результаты, которые явились серьезным ударом по престижу парламента, мандатом для него остаться у власти.

В июне 1993 года Ельцин издал указ о создании Конституционный конвент для рассмотрения проекта конституции, который он представлены в апреле. Эта конвенция была разработана, чтобы обойти парламент, работавший над собственным проектом конституции. Как ожидалось, два основных проекта содержали противоположные взгляды на законодательно-исполнительные отношения. Конвенция, в которую вошли делегаты от крупных политических и общественных организаций и восемьдесят девять субнациональных юрисдикций одобрили компромиссный проект конституция 19 июля93, включающий некоторые аспекты проект парламента. Однако парламент не одобрил проект.

В конце сентября 1993 года Ельцин отреагировал на тупиковую ситуацию в законодательные и исполнительные отношения, повторив свое заявление о конституционного референдума, но на этот раз он последовал за объявлением роспуск парламента и объявление новых выборов в законодательные органы Декабрь. CPD снова собрался на экстренное заседание, подтвердил вице-президент. президентом Александром Руцким и проголосовал за импичмент Ельцину. 27 сентября воинские части окружили здание законодательного собрания. (широко известный как Белый дом), но 180 делегатов отказались покинуть здание. После двухнедельного противостояния Руцкой призвал сторонников вне здания законодательного органа для преодоления военных сил Ельцина. Перестрелки и уничтожение имущества произошли в нескольких местах в Москва. На следующий день под руководством министра обороны Павла Грачева, танки обстреляли Белый дом, военные заняли здание и остальной город. Эта открытая, жестокая конфронтация оставался фоном для отношений Ельцина с законодательной властью на следующие три года.

Конституция и структура правительства
Гражданские права
СМИ

Более свежую информацию о правительстве см. в разделе Факты. о России.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Review of Central and East European Law Volume 18 Issue 3 (1992)

Заголовок:
Права человека в законодательстве и проекте Конституции Российской Федерации
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/157303592X00177
Язык:
Английский
Страницы:
197–251
В:
Обзор права Центральной и Восточной Европы
В:
Том 18: Выпуск 3
Издатель:
Брилл | Нейхофф
E-ISSN:
1573-0352
Распечатать ISSN:
0925-9880
Предметы:
сравнительное право, Международное право, Закон ЕС

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные просмотры 84 14 3
Полнотекстовые просмотры 41 0 0
Просмотры и загрузки PDF 12 0 0

Заголовок:
Права человека в законодательстве и проекте Конституции Российской Федерации
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *