Проблематика маленькие трагедии пушкина: Проблематика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Морально–философская проблематика в “Маленьких трагедиях” Пушкина

4.2

(5)

Содержание:

  1. Скупой рыцарь
  2. Моцарт и Сальери
  3. Каменный гость
  4. Пир во время чумы

“Маленькие трагедии” пострены на нравственно-исторических конфликтах между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в “Скупом рыцаре”, классицизм и романтизм в “Моцарте и Сальери”, Ренессанс и Средние века в “Каменном госте” и Ренессанс и пуританизм в “Пире во время чумы”.

“Один “ужасный век” сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше “железного века”, прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным”, – пишет Лотман.

Характеры героев одномерны – носители какого-либо одного начала, одной страсти. Для Пушкина очень важно исследовать эти страсти. Композиция “Маленьких трагедий”, которая предполагает обрисовку противоположных позиций, показывает, что мир сложнее, чем кажется, а одно правды нет, ведь любое событие можно интерпретировать по-разному.

  1. Скупой рыцарь

Основа – столкновение разных типов сознания: рыцарской идея и идеи денежного века. Не случайно в названии оксюморон – “скупой рыцарь”, что для рыцарского века практически невозможно. Барон – носитель идеи буржуазного века, века феодализма Страсть Барона – страсть к деньгам: он пьет воду, ест сухие корки, чахнет над своим златом в сундуках.

Вот счастье для него – добавить немного злата в очередной сундук. Золото для него – символ власти: “Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу…” Среди золота он чувствует, что он царствует. Пир для него – смотреть на раскрытые сундуки, “на блещущие груды”. Сына считает “безумцем, расточителем”, недостойным наследства.

Соединению феодального и буржуазного сознания противостоит молодой барон – носитель средневековой рыцарской идеи, ради которой он, казалось бы, готов на преступление. Однако оказывается, что душа Альбера не готова к убийству ради достижения высокой рыцарской цели.

Для Альбера важны идеалы рыцарства: рыцарское слово (когда Жид отказывается дать ему денег без заклада, он говорит: “Иль рыцарского слова тебе, собака, мало?”), честь. Поэтому когда Жид предлагает ему отравить отца, Альбер взбешивается и тут же выгоняет его. Однако и он жесток, почти с радостью принимая вызов отца.

Сам же Барон одержим свои золотом, он клевещет на сына, всячески поносит его при Герцоге, обвиняя его в попытке кражи. Он настолько одержим своей страстью, что бросает вызов сыну, который тот принимает почти с радостью. Уже сам факт вызова позволяет Герцогу (как судье) вынести приговор: “Ужасный век, ужасные сердца”

2. Моцарт и Сальери

Основа – столкновение 2х разных веков: романтизма и классицизма, вдохновения возвышенного и рационалистического. Пушкин стремится к некой мифологизации этого сюжета, однако реализм – в противопоставлении романтической установки на гениальную одаренность, щедрость и классицистической установки на поддержание таланта, усердный труд.

Сальери – пример классицистической установки, он – ремесленник: “Ремесло поставил я подножием искусству”. Он разлагает музыку, относится к ней с рационалист., научной точки зрения: “Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй искусству”. Произведения создавал долго, сжигая предыдущие труды, достигая совершенства постепенно, мучительными трудами. Страсть Сальери – желание славы, которой он так долго добивался. А тут Моцарт со своими озарениями, “гуляка праздный, безумец”. Кстати, изначально в заголовке стояла “Зависть”.

Моцарт же гениален, причем своей гениальности не осознает даже. У него дар от Бога. В конце он говорит: “Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…”. Моцарт – гениальная натура, Сальери – только лишь талантливый человек. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.

3. Каменный гость

Предмет исследования Пушкина – любовная страсть. В большей степени новаторским в “Каменном госте” является образ Дона Гуана. В его трактовке Пушкин следует за Мольером и представляет его не как пошлого распутника, а как человека, воплощающего в себе свободу чувства, который каждый раз любит искренне, истинно чувствует. Каждый раз влюбленность для него – истинное счастье.

Особая значимость в этой трагедии – сопоставление любви и смерти. При первой встречи Дон Гуан требует смерти, ибо желание кончины – не признак безумия. Безумие – это жить любя, ночами петь серенады. “Что значит смерть?за сладкий миг свиданья отдам я жизнь” Дон Гуан готов умереть, только бы Дона Анна простила ему убийство ее мужа: “Вели – умру, вели – дышать я буду лишь для тебя…”

Здесь возникает и тема наслаждения: если в первой трагедии наслаждение связано с богатством, то здесь наслаждение – минуты любви: “Наслаждаюсь молча, глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной”. Для него – это “райское блаженство”. Любовь сравнивается с мелодией:

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает 

Но и любовь мелодия…

4. Пир во время чумы

В основе – нравственно-психологический конфликт. Пушкин объединяет трагедии в цикл и неслучайно “Пир” завершает его. Сюжет – из мировой классики, “Пир” – перевод 1й сцены из драматической поэмы 1816г. “Чумный город” Вильсона, который описывает события страшной эпидемии чумы в Лондоне 1665г. Однако в трагедии присутствуют оригинальное – песни Мери и Председателя. Песня Мери – жалобная песнь о том, как все хорошо до чумы и как плохо во время нее: одно кладбище не пустеет. Луиза отмечает, что нынче такие песни не в моде.

Трагедия – философское произведение. Звучит идея эпикурейского противостояния чуме, страсть наслаждения опасностью. Герой находит наслаждение даже в игре со смертью.

Однако у самого Пушкина нет стоического презрения к жизни во славу смерти. Подчеркивается это введением 2го героя – Священника, который появляется в самом финале и напоминает Председателю о том, как он рыдал три недели назад над трупом матери. Он говорит, что их ждет ад, если они не прекратят этот чудовищный пир. Именно после его финальных слов идет авторская ремарка: “Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость”. Позиция Председателя в песне не кажется такой уж неуязвимой. Читатель видит признание правоты священника.

Характерно, что “Пир во время чумы” и “маленькие трагедии” в целом завершаются образом героя безмолвного, погруженного в “глубокую задумчивость” (похоже на конец “Бориса Годунова”).

В итоге, в трагедиях Пушкин противоречиво показал крах романтического мироощущения: сначала победу денег над сознанием людей и родственными узами в “Скупом рыцаре”, затем развенчание дружбы в “Моцарте и Сальери”, после обреченность эротического чувства в “Каменном госте” и окончательный распад нравственных ценностей в “Пире во время чумы”.

4.2 / 5. 5

.

Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А.С.

admin Пушкин, Сочинения по литературе

«Маленькие трагедии», включающие четыре произведения, были написаны в так называемый Болдинский период. Осень 1830 года стала одним из самых продуктивных периодов творчества Пушкина, благодаря затворничеству из-за бушевавшей в Москве эпидемии холеры, Александр Сергеевич смог почти полностью погрузиться в написание произведений. Кроме того, холерный карантин нашел отражение в одном из произведения цикла, а именно в «Пире во время чумы».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни — смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

В «Скупом рыцаре» главным героем является — власть. Центральная роль отводится не Барону, а его нравственному падению. Причем акцент сделан не на скупости и накопительстве, присущим Барону, а на стремлении его к власти. Ее олицетворением является золото и деньги. Он восхищается своей собственной силой. Жажда власти, неутолимая страсть негативно влияет на Барона: происходит замещение нравственных ценностей — на первом месте у него теперь стоят исключительно жажда денег и жажда власти. У него исчезают все человеческие черты, у него даже исчезает любовь к сыну. Не гнушается он и ложными обвинениями: обвиняя сына в попытке покушения на собственного отца.

А вот главным пороком «Моцарта и Сальери» является слава. Сальери всю жизнь живет, стремясь только к одной цели: славе. Однако достигнув желаемого, понимает, что цель творчества заключается не в лаврах. Природа, цель и итог творчества заключены в людях, в том, какие чувства возникают у них, когда они видят или слышат результат труда художника. Так работает Моцарт, и Сальери завидует ему. Одним только своим существованием Моцарт попирает систему ценностей, присущих Сальери. Поэтому он видит только один выход из положения: убийство Моцарта. «Моцарт и Сальери» произведение, в котором поднимается две проблемы. Помимо раскрытия ложно главной цели жизни — славы, Пушкин показывается нам одну из центральных идей многих его произведений. Мысль заключена в том, что гений и злодейство — понятия не совместимые, а взаимно исключающиеся. Злодейство — следствие безнравственного, а значит ложного пути.

В «Каменном госте» Пушкин сопоставляет волю личности одного человека и обще нравственных законов. Дон Гуан, герой-индивидуалист, сознательно попирает все эти законы. Это дает ему ощущение собственной силы, воли и власти. Принятие этих губительных для многих свойств дает Дон Гуану возможность осознанного противопоставления их Божьему промыслу. Ухаживая за Донной Анной, вдовой убитого человека, он преследует цель соревнований с самим Богом. Итогом своевольного поведения и попытки состязания с Богом является высшее наказание в лице Статуи.

В «Пире во время чумы» на одной чаше весов возлежим смерть (Чума), на другой — веселье. Осознание неминуемой смерти по пятам преследует каждое живое существо. Герои «Пира…» сами себе задают вопрос: «Зачем жить? В чем заключен смысл жизни, если ее итогом при любом исходе станет смерть?» Все герои «Пира» веселятся, пьянствуют, но праздная радость не может скрыть неумолимого смрада смерти. Именно ощущение грядущей смерти дает им толчок к еще большему веселью. Но не все герои «Пира…» окончательно умерли душой, в некоторых еще теплятся нравственные ценности. Доказательством того служит песня Мери, гимн во славу чумы, разговор со Священником, показанные как осознание Вальсингамом собственного духовного падения.

Как мы можем понять, «Маленькие трагедии» — это философский манифест Александра Сергеевича, его представление о смысле жизни, вынашиваемые им на протяжении всего его творчества, но отраженное только в небольшом цикле произведений.

Поиск для:

Маленькие трагедии Пушкина: проблемы циклического и символического

«Маленькие трагедии» Пушкина: проблемы циклического и символического смыслообразования : диссертация … кандидата фил. наук : 10.01.01. — СПб, 2006. 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/426

  1. Пономарёва Юлия Владимировна. ЖАНРОВАЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПРОДУКТОВ. АКУНИН. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2018 — 2018
    Специальность 10.01.01 — Русская литература Работа выполнена на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО Тверской государственный университет Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор кафедры международных связей Тверского государственного университета Людмила Николаевна Скаковская Официальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета Марина Викторовна Загидуллина Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, издательство и редакции Ульяновского государственного технического университета Лобин Александр Михайлович Ведущая организация: ФГАОУ ВО Российского университета дружбы народов Защита состоится ________________ 2018 г.
    в ___ часов __ минут на Заседании диссертационного совета Д 212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, д. 70, ауд. 48. Полный текст диссертации и извещение о защите размещены на сайте ФГБОУ ВО Тверской государственный университет, электронный адрес: Текст автореферата и извещение о защите размещены на сайте ВАК, электронный адрес: Он С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44. Автореферат выслан «_______» __________ 2018 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор С.Ю. Николаев
  2. Пономарева Юлия Владимировна. ЖАНРОВАЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПРОДУКТОВ + АКУНИН. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2018 — 2018
    10.01.01 Русская литература
  3. ЗАДОНСКАЯ Елена Вячеславовна. АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЕ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2017 — 2017
    Специальность 10.01.01 — Русская литератураРабота выполнена на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО Тверской государственный университет Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор, и.о. Ректор ФГБОУ ВО Тверской государственный университет Скаковская Людмила Николаевна Официальные оппоненты: Волкова Виктория Борисовна Доктор филологических наук, профессор кафедры права и культурологии ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Вершинина Марина Александровна кандидат фил. доцент кафедры теории и методики преподавания физкультурных, технологических и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО Волгоградский государственный социально-педагогический университет в г. Михайловке Волгоградской области. Ведущая организация: ФГБОУ ВО Литературный институт им. Горького А.М. Защита состоится 20__2017 в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 по филологическим наукам на базе Тверского государственного университета по адресу: 170002, г.
    г. Тверь, проспект Чайковского, 70, ауд. 48. Полный текст диссертации и объявление о защите размещены на сайте ФГБОУ ВО Тверской государственный университет, электронный адрес: http://dissertations.tversu.ru/dashboard/councils/6/dissertations/141/edit текст автореферата и объявление о защите размещены на сайте ВАК в электронном виде: http://vak.ed. gov.ru/dis-details? хПАРАМ = 100016769С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44. Автореферат выслан «___» ____________ 2017_г. Ученый секретарь Диссертационного совета доктор филологических наук, профессор С.Ю. Николаев
  4. Задонская Елена Вячеславовна. Авторская стратегия в современной военной прозе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2017 — 2017
    Специальность 10.01.01 — Русская литература
  5. ДУБИНСКАЯ Маргарита Викторовна. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАНОФ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО И ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-МОДЕРНИСТОВ АНДРЕ ЕВРЕЯ И АЛЕН-ФЕРН.
    Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2016 — 2016
    10.01.01 — русская литература, 10.01.03 — литература народов стран дальнего зарубежья (литература народов Европы, Америки и Австралии) Работа посвящена памяти Анри Алена-Фюрне (03)
  6. Дубинская Маргарита Викторовна. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАНОФ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-МОДЕРНИСТОВ АНДРЕ ЕВРЕЯ И АЛЕН-ФЕРН. АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2016 — 2016
    Специальности 10.01.01 — Русская литература, 10.01.03 — Литература народов стран дальнего зарубежья (Литература народов Европы, Америки и Австралии) Работа выполнена на кафедре истории Русская литература ФГБОУ ИН Тверский государственный университет Научный руководитель: Иванов Василий Васильевич, докиотор филологических наук, доцент Официальные оппоненты: Ермилова Галина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской литературы и культурологии ФГБОУ ИН Иваново государственный университет Линькова Яна Сергеевна, кандидат фил.
    В 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: РосЮО сия, г. Тверь, проспект Чайковского, д. 2 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. 44 и на сайте ТвГУ: http://dissertations.tversu.ru/dashboard/councils/6/dissertations/123/edit. Отклики можно присылать по адресу: 170002, г. Тверь, просп. Чайковского, 70, Тверской государственный университет, филологический факультет. Автореферат выслан ______________ 2016 г. Ученый секретарь диссертационного совета: д.ф.н., профессор С.Ю.Николаева
  7. КОРКУНОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ. КИМРСКИЙ МЕСТНЫЙ ТЕКСТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2015 — 2015
    Специальность 10.01.01 Русская литература Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет Научный руководитель Официальные оппоненты Ведущая организация Сорочан Александр Юрьевич, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет Анатолий Вячеславович Кошелев, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Евгений Викторович Петренко, кандидат филологических наук, зав. Отделом культуры газеты «Тверская жизнь» ФГБОУ ВПО Псковского государственного университета Защита состоится 7 апреля 2015 года на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, ул. 70. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44. И на сайте ТвГУ: http://dissertations.tversu.ru/dashboard/councils/6/ диссертаций/57/ред. Отклики можно присылать по адресу: 170002, г. Тверь, просп. Чайковского, 70, Тверской государственный университет, филологический факультет. Автореферат выслан Ученый секретарь диссертационного совета: д.ф.н., профессор С.Ю. Николаев
  8. КОРКУНОВ Владимир Владимирович. КИМРСКИЙ МЕСТНЫЙ ТЕКСТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2015 — 2015
    10. 01.01 Русская литература
  9. Мажарина Юлия Николаевна. ВОСПОМИНАНИЯ ПОРТРЕТНЫЕ НАСТРОЙКИ Б.К. ЗАЙЦЕВА: ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ — 2014
    Специальность 10.01.10 — журналистика Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил.
  10. БУДАГОВА Марина Александровна. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОЭЗИИ ДОН АМИНАДО. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет Научный руководитель: д.ф.н., профессор Брызгалова Елена Николаевна Официальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики и литературы Международного института права и экономики им. Ампер-секунда. Грибоедова Кихней Любовь Геннадьевна Кандидат фил. 212.263.06 в Тверской государственный университет по адресу: 170002, г. Тверь, проспект Чайковского, 70, ауд. 48 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44 Автореферат выслан _____ 2014 г. Ученый секретарь Диссертационный совет Доктор филологических наук, профессор Николаева С.Ю.
  11. АЛИЕВ САМИР БАХЛУЛ ОГЛЫ. КОНВЕНЦИЯ ВТОРИЧНОГО ИСКУССТВА В РОМАНЕ Л.М.ЛЕОНОВА «ПИРАМИДА». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература Работа выполнена на кафедре филологических основ издательского дела и литературоного творчества ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет Научный руководитель Редькин Валерий Александрович Доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет, заведующая кафедрой филологических основ издательского дела и литературного творчества, профессор Газизова Аминэ Абдуллаевна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет, профессор кафедры русской литературы -ղ вейоков и журналистики Баскет Нина Александровна, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО Филиал Государственной академии славянской культуры в г. Твери, доцент кафедры теории и истории культуры Головная организация ФГБОУ ВПО Литературный институт им. А.М. 24 июня 2014 года в 15 часов. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44. Отзывы можно направить по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет , ученому секретарю. Автореферат отправлен 22 мая 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета: д.ф.н., профессор С.Ю. Николаев
  12. Станичук Игорь Анатольевич. Феномен ночи в творчестве Н.В.Гоголя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 Русская литератураДиссертация выполнена в Научно-образовательном центре комплексного изучения проблем романтизма Тверской государственный университет Научный руководитель Официальные оппоненты: Ведущая организация Доктор филологических наук, профессор Карташова Ирина Вячеславовна Дмитриева Екатерина Евгеньевна доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Грекова Елена Викторовна кандидат филологических наук, доцент Московский государственный областной университет Защита состоится 24 июня 2014 года в ____ по адресу: г. заседание Диссертационного совета Д.212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, просп. 70, ауд. 48 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университета (170000, г. Тверь, ул. Володарского, д. 44) Автореферат выслан _____ 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор С. Ю. Николаев
  13. Никольский Евгений Владимирович. Проза Всеволода Соловьева: проблемы творческой эволюции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10. 01. 01 — Русская литература Диссертация выполнена на кафедре истории русской литературы Тверского государственного университета Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Орлицкий Юрий Борисович Официальные оппоненты : Грачева Алла Михайловна, доктор фиолологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы Института русской литературы (Пушёкинский дом) РАН; Михайлова Мария Викторовна, доктор филологических наук, профессор. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Шешунова Светлана Всеволодовна, доктор филологических наук, профессор. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Головная организация: Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) Защита состоится 24 _ _ __ 2014 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: г. Тверь, просп. 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, д. 1, оф. 44. Автореферат разослан «__» ___________ 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета, д.ф.н., проф. Николаев С. Ю
  14. Бекбаева Надежда Романовна. «Малая» проза И.С. Соколов-Микитова: проблематика и поэтика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность: 10. 01.01 Русская литература
  15. БУДАГОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОЭЗИИ ДОН АМИНАДО. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература
  16. Алиев Самир Бахлул оглы. КОНВЕНЦИЯ ВТОРИЧНОГО ИСКУССТВА В РОМАНЕ Л.М.ЛЕОНОВА «ПИРАМИДА». Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература
  17. Станичук Игорь Анатольевич. Феномен ночи в творчестве Н.В.Гоголя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература
  18. Греков Владимир Николаевич. Коммуникативные особенности философской публицистики славянофилов (1830-1860-е гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тверь, 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 Русская литература. Работа выполнена на кафедре истории русской литературы и журналистики факультета журналистики ФГБОУ ВПО Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова Официальные оппоненты: д.ф.н., профессор Егорс Борис Федорович, главный научный сотрудник ФГБУН Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук, Санкт-Петербург; д.ф.н., профессор Анненкова Елена Ивановна, заведующая кафедрой русской литературы ФГБОУ ВПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Доктор филологических наук, профессор Кошелев Вячеслав Анатольевич, заведующий кафедрой русской классической литературы ФГБОУ ВПО Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Новгород. Головная организация ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова, г. Ульяновск. Защита состоится 19 июнячисла, 2014 года в ___ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.263.06 при ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет по адресу: 170002, г. Тверь, проспект Чайёковский, 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет по адресу: 170000, г. Тверь, ул. 44. Автореферат выслан … _____ 2014 г. Ученый секретарь совета д.ф.н., профессор С.Ю.Николаева
  19. Никольский Евгений Владимирович. Проза Всеволода Соловьева: проблемы творческой эволюции. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература
  20. Бекбаева Надежда Романовна. «МАЛКАЯ» ПРОЗА И.С. СОКОЛОВ-МИКИТОВА: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь — 2014 — 2014
    Специальность 10.01.01 — Русская литература Работа выполнена на кафедре филологических основ издательского дела и литературного творчества ФГБОУ ВПО Тверского государственного университета Научный руководитель: Николаева Светлана Юрьевна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО Тверской гос. университета, профессор кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества Официальные оппоненты: Гулин Александр Вадимович, доктор филологических наук Института мировой литературы им. А.М. Горького ИМЛИ РАН (Москва), ведущий научный сотрудник Отделения Русская классическая литература Малиночка Лариса Николаевна, кандидат фил. Тверской колледж культуры IT. Львов Н.А., заместитель директора КПКиПК Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина Защита состоится 19 июнячисла, 2014 г. в 16.30 на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170002, г. Тверь, просп. 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44 а. Текст автореферата размещен на сайте ТвГУ www.university.tversu.ru. Автореферат отправлен 19 мая 2014 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор С.Ю. Николаев

— Прикладная и математическая лингвистика — Классическая филология, византийская и новогреческая филология — Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание — Фольклор — Немецкие языки — Журналистика — Теория языка — Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи) — Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи) — Лексикология, лексикография, терминология — Лингвистика — Литературная критика — Литература народов дальнего зарубежья (с указанием конкретной литературы) — Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур) — Теория литературы. Текстовая критика — Филология — Романские языки — Русский — русская литература — славянские языки —

— Сельскохозяйственные науки — Архитектура и строительство — Художественная критика — Биологические науки — Химические науки — Культурология — Экономические науки — Технические науки — Географические науки — Геолого-минералогические науки — Исторические науки — Юриспруденция — Менеджмент, маркетинг — Медицинские науки — Военная наука — Педагогические науки — Фармацевтические науки — Филологические науки — Философские науки — Физика и математика — Политические науки — Психологические науки — Науки о Земле — Социологические науки — Ветеринарные науки —

«Маленькие трагедии Пушкина» — лучший сатирикон

Молодой актерский состав впечатляет в «Маленьких трагедиях», в которых пять произведений Пушкина смешиваются в захватывающей дух смеси стилей. Екатерина Цветкова

Театр «Сатирикон» снова в деле. Этот дом всегда является гарантией качества, но иногда он становится более безопасным, хотя и очень хорошо сделанным. Однако сейчас там не такое настроение.

После потрясающей прошлогодней «Чайки» театр Константина Райкина вернулся с еще одним спектаклем, который сбивает вас с ног — бодрящей, волнующей пьесой под названием «Маленькие трагедии Пушкина».

В постановке Виктора Рыжакова это Пушкин, каким вы его не представляли. Немного джаза, немного эстрады, фламенко, балканская свадебная музыка, а счетчик энергии обычно крутил до 11 по 10-бальной шкале. но это часто преобладающее впечатление. Начинается сцена, которую вы считаете взятой из одной из знаменитых коротких пьес, известных как «Маленькие трагедии», пока не осознаете, что это совершенно другая.

Дважды ближе к концу спектакля мне казалось, что мы сталкиваемся со знаменитой сценой из «Каменного гостя» Дон Гуана (так Пушкин перевел имя Дон Жуана) перед статуей убитого им соперника. Оба раза я оказывался свидетелем сцен из других произведений — Сальери, излагающего природу зависти из «Моцарта и Сальери», и финальной сцены в «Скупом рыцаре», где богатый старик бездумно убивает своего сына.

Смелое чередование сцен — в том числе «Сцены из «Фауста»» — не только придает пушкинским драматическим текстам ощущение новой цели, но и обнаруживает между ними неожиданные сходства и переклички.

Тем не менее, все это было бы не более чем интеллектуальным упражнением, если бы не одно качество, неизменно обеспечиваемое Сатириконом, — мощная, убедительная игра. Я часто слышу всякую чушь от очень умных людей о закате русского актерского мастерства и кризисе русской актерской школы. вздор. Свидетель Экспонат А: «Маленькие трагедии Пушкина».

Это произведение в основном ансамблевое. Сам Райкин играет заметную роль, взяв на себя отрывки из Моцарта и Скупца. Но так же часто он отсутствует или играет убедительного, молчаливого и неподвижного зрителя происходящего. Я мог бы добавить, что некоторые из его молчаливых взглядов, включающие в себя замешательство, страх, упрямство и любопытство, теперь запечатлелись в моей памяти.

Однако двигателем этого шоу является молодой актерский состав. Семнадцать актеров, большинство из них безымянные. Однако все они работают вместе, как единое целое. Шестеро ожидающих несут поезд Донны Анны. Шесть Донн Анн шагают по сцене. Это создает чувство ритма. Это меняет наше восприятие пространства. И, что немаловажно, выглядит потрясающе.

Однако два актера выделяются из толпы.

Антон Кузнецов — одержимый кожей Дон Гуан, который впервые появляется в образе гладиатора, сражающегося в проигранной битве со своим слугой Лепорелло. Кузнецов выглядит грубо, громко, неловко и неотесанно. Он редко делает меньше, чем выкрикивает свои реплики, вены на его шее вздуваются. И все же ни одно высказывание, ни один жест не что иное, как полностью контролируемый беспредел.

Контрапунктом Кузнецова является Один Бирон, американец, учившийся у Райкина в школе-студии МХАТ, а ныне член труппы Сатирикона. Взгляд Бирона на Сальери — композитора, который, в пушкинской интерпретации, так завидовал Моцарту, что готов был его убить, — изыскан в своей деликатности и тонком сумасшествии. В один из моментов шоу Байрон поет «Реквием» Моцарта а капелла в причудливой и трогательной смеси стилей, включающей законную оперу, хэви-метал и невыносимую поп-музыку Джастина Бибера.

«Маленькие трагедии Пушкина» не являются прямым повествованием и не связаны легко определяемым сюжетом. Скорее это визуально ошеломляющая смесь сцен о ревности, алчности, агрессии, желании, жадности и других повседневных человеческих чертах.

Сценография Дмитрия Разумова состоит из трех отдельных сцен, которые намеренно перегружены серией кинетических видеоинсталляций Владимира Гусева. Видеопроекции демонстрируют зловещие черно-оранжевые городские образы в постоянном движении. В одной кровавой сцене, возможно, вдохновленной «Пиром во время чумы», группа актеров устраивают серию убийств, которая повторяется в замедленной съемке на центральном экране, где мультяшные брызги крови производят максимальное визуальное впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *