Издан Манифест о присоединении Курляндии к Российской империи
Герцогство Курляндия было образовано в 1561 г. в результате распада Ливонского ордена и подчинения части ливонского рыцарства королю Сигизмунду II Августу. 28 ноября (11 декабря) 1561 г. был подписан договор, по которому Курляндское герцогство становилось вассалом Литовского великого княжества. После образования Речи Посполитой в 1569 г. герцогство стало вассалом Польши.
Со времени Северной войны (1700-1721) Курляндия находилась в сфере влияния России. В 1710 г. дочь российского царя Иоанна V и племянница Петра I Анна стала женой герцога Фридриха-Вильгельма из династии Кетлеров. После смерти герцога в 1711 г. она, по желанию Петра I, не вернулась в Россию, а осталась в Курляндии. В 1730 г. Анна Иоанновна получила русский престол, и курляндским герцогом в 1737 г. стал ее фаворит граф Эрнст-Иоганн Бирон. После смерти императрицы и ссылки Бирона Курляндия до 1758 г. оставалась без герцога; страной управляли высшие советники герцогства.
В 1758 г. Курляндия была уступлена Карлу Саксонскому, сыну Августа III, правившему ею до 1763 г. После возвращения Бирона из ссылки он снова был признан герцогом Курляндии и управлял страной в течение семи лет.
В 1769 г. Бирон передал управление Курляндией своему сыну Петру, против которого сразу началось движение недовольного дворянства; он удержался на престоле только благодаря поддержке русской императрицы Екатерины II. Курляндское дворянство в это время стало приобретать всё большую власть. В конце XVIII в. в Курляндии получили распространение идеи Великой французской буржуазной революции. В 1790 г. под влиянием этих идей купцы, бюргеры и интеллигенция объединились в так называемую бюргерскую унию, которая поставила своей целью реформировать архаичный строй герцогства.
Весной 1794 г. в Курляндию прибыло несколько отрядов участников борьбы за освобождение Польши, под предводительством Тадеуша Костюшко. По просьбам герцога и помещиков восстание было подавлено русскими войсками под командованием А. В. Суворова.
Курляндское дворянство, понимая, что герцогство не может существовать без сильного правительства, в марте 1795 г. постановило отказаться от ленной зависимости Куряндии от Польши, подчинившись непосредственно и безусловно Российской империи.
15 (26) апреля 1795 г. был издан манифест Екатерины II «О присоединении на вечные времена к Российской империи княжеств Курляндского и Семигальского, также округа Пильтенского и о приглашении уполномоченных в Сенат для учинения присяги на верность подданства».
Бывшее герцогство Курляндское и Пильтен были соединены в одну губернию (Курляндская губерния), в которой было введено «Учреждение о губерниях» во всём его объёме.
Лит.: Арбузов Л. А. Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. СПб., 1912; Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 год). Ч. 3: Курляндия, Лифляндия, Эстляндия, Финляндия, Польша и Португалия. М., 1897; Бильбасов В. Присоединение Курляндии // Русская старина. 1895. Т. 83; Манифест благороднаго рыцарства и земства герцогств Курляндскаго и Семигальскаго, об отречении от существовавшей по ныне с Польшею связи = Дано в Митаве в земском собрании 18 марта 1795 года. Б. м., 1795; То же [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003334965#?page=1; Чешихин Е. В. Краткая история Прибалтийского края. Рига, 1894.
См. также в Президентской библиотеке:
Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). Ч. 3: (Курляндия, Лифляндия, Эстляндия, Финляндия, Польша и Португалия). М., 1897;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 23. № 17319. СПб., 1830. С. 664;
Прибалтийский край // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 25. СПб., 1898. С. 110-117.
Прибалтика во второй половине XVII — начале XVIII в. Присоединение Прибалтики К России. Эстляндия и Лифляндия в составе России
Прибалтика во второй половине XVII — начале XVIII в.
Присоединение Прибалтики К России. Эстляндия и Лифляндия в составе России
Прибалтика была присоединена к России в ходе Северной войны (1700–1721), которую вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате победы России, по Ништадтскому мирному договору 1721 г., в состав империи вошли Лифляндия, Эстляндия, Игрия и часть Карелии (с Выборгом), а также острова Эзель и Даго. Таким образом, у России оказалась Эстония и северная часть Латвии — Видземе с городом Рига.
Остальная территория Латвии была разделена между соседними государствами: Латгалия принадлежала Польскому государству, в Курземе существовало зависевшее от Польши Курляндское герцогство, Пилтенская область принадлежала Дании, Гробиньская область (ныне — Лиепая) была отдана герцогу Пруссии. В 1772 г. по первому разделу Польши к России отошла Латгалия, в 1795 г. по третьему разделу — присоединены Курляндское герцогство и Пилтенская область.
Результаты Северной войны имели огромное значение для исторических судеб народов, вошедших в состав российской империи — латышей и эстонцев.
В период шведского господства в 1-й половине XVII в. Эстляндия и Лифляндия находились под властью Швеции. Обе провинции, превращенные в колонии, управлялись генерал-губернаторами, назначаемыми шведским королем. Шведский гнет тяжело ложился на плечи местного трудящегося населения, особенно крестьянства. Повышенные по сравнению с собственно Швецией государственные налоги, постоянные реквизиции сельскохозяйственных продуктов и скота (особенно во время частых войн в районе самих балтийских провинций), разнообразные извозные повинности, а самое главное, увеличение барщины и ухудшение юридического положения крестьянства характеризуют наиболее ярко этот период шведского господства в Прибалтике. Положение крестьян в Прибалтике продолжало ухудшаться и далее, по мере того как государственные земли переходили к дворянам в собственность в виде всякого рода подарков и пожалований. Крестьянские земельные наделы в Прибалтике систематически сокращались вследствие увеличения барской запашки, вызванного ростом хлебного экспорта.
В 80-х гг. шведское правительство широко проводило и в Прибалтике политику редукции, т. е. изъятия у дворянства ранее пожалованных земель, точнее, имения оставались во владении феодалов, только теперь они являлись не собственниками, а арендаторами и, соответственно, обязаны были платить налог государству.Целью российского правительства во вновь присоединенных регионах было постепенное слияние их в одно политическое и экономическое целое с остальной территорией империи. Для этого, кроме всего прочего, необходимо было подчинить эти территории общероссийскому законодательству и общей системе управления.
Одна из особенностей Прибалтийских губерний была в том, что все местное дворянство, духовенство и большинство городской буржуазии состояло из немцев, которые насчитывали только 1 % от всего населения. Большинство же коренных жителей составляли крестьяне — латыши и эстонцы. Высший орган местного самоуправления и одновременно сословная организация дворянства в Прибалтике — ландтаг — имел очень узкий в социальном отношении состав: кроме немецких помещиков и представителей немецкой буржуазии, туда никто не допускался.
Чтобы закрепить свои позиции в Балтии после присоединения ее к России, Петр I старался привлечь местных феодалов на свою сторону. Для этого он утвердил в полном объеме так называемые «остзейские привилегии», возвратил помещикам все имения, отнятые у них в ходе редукции. Петр I утвердил все прежние права и преимущества прибалтийских городов, сохранил почти нетронутыми организацию самоуправления, средневековый корпоративный строй, право юрисдикции и бургграфский суд (в Риге), привилегии купцов и ремесленников. Кроме всего прочего, Петр I гарантировал остзейским баронам свободу вероисповедания, сохранения немецкого языка в местных государственных учреждениях. Право на занятие всех должностей, кроме военных, стало также исключительной привилегией местного дворянства.
В первой половине XVIII в. законодательная деятельность царского правительства крайне редко касалась местных порядков в Прибалтике. После присоединения к России общий надзор за управлением Лифляндией и Эстляндией осуществляли назначаемые царем губернаторы, но фактическая власть находилась в руках прибалтийского дворянства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава XVII КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Глава XVII КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в Эпоха реформ, с её распространением образования и просвещения, вызвала небывалый подъём науки и культуры. Но и в годы общественного застоя последней четверти XIX в. русская культура развивалась достаточно плодотворно, как
Внешняя политика России во второй половине 50-х – начале 70-х годов
Внешняя политика России во второй половине 50-х – начале 70-х годов После Парижского конгресса 1856 года сфера внешнеполитической деятельности России в Европе сузилась до пределов Балкан, где русские традиционно отстаивали интересы своих единоверцев, борясь с
Внешняя политика России во второй половине 90 — начале 900-х годов.
Русско-японская войнаВнешняя политика России во второй половине 90 — начале 900-х годов. Русско-японская война В конце XIX — начале XX в. обострились противоречия между ведущими державами, завершившими к этому времени в основном территориальный раздел мира. Все более ощутимым становилось
2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.
2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом
Валахия, Молдова и Трансильвания во второй половине XVII – начале XVIII в.
Валахия, Молдова и Трансильвания во второй половине XVII – начале XVIII в.
Внешняя политика России во второй половине 50-х — начале 70-х годов
Внешняя политика России во второй половине 50-х — начале 70-х годов После Парижского конгресса 1856 года сфера внешнеполитической деятельности России в Европе сузилась до пределов Балкан, где русские традиционно отстаивали интересы своих единоверцев, борясь с
16. Экономика России во второй половине XVIII в
16. Экономика России во второй половине XVIII в Вторая половина XVIII в. – это время начала постепенного формирования капиталистического уклада.Во второй половине XVIII в. активно развивалась мануфактурная промышленность. Резко возросло количество предприятий, использующих
§ 10.
Внешняя политика России во второй половине 1890 — начале 1900-х гг. Русско-японская война§ 10. Внешняя политика России во второй половине 1890 — начале 1900-х гг. Русско-японская война В конце XIX — начале XX в. обострились противоречия между ведущими державами, завершившими к этому времени в основном территориальный раздел мира. Все более ощутимым становилось
3. Войны России во второй половине XVIII века Полководцы Румянцев и Суворов
3. Войны России во второй половине XVIII века Полководцы Румянцев и Суворов Крестьянская война сильно потрясла дворянскую империю. Боясь новых волнении, императрица Екатерина II усилила власть дворян. Она щедро раздавала им государственные или завоёванные земли. Права и
7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века
7.
Тема 3. Российское государство во второй половине XV – начале XVII в.
Тема 3. Российское государство во второй половине XV – начале XVII в. Краткая историческая справкаЗавершение объединения русских земель и образование Российского государства. Следствием победы московского князя Василия II Темного в феодальной войне второй четверти XV в.
27. Советский Союз/Эстония (1940-1991)
Фаза кризиса (6 августа 1940 г. — 30 сентября 1944 г.): Советский Союз официально аннексировал Эстонию 6 августа 1940 г. Около 1750 эстонцев было убито в результате сопротивления советским войскам, а около 7 450 эстонцев были убиты во время советской оккупации. Около 10 200 эстонцев были депортированы в трудовые лагеря в Сибири 14 июня 1941 г. (около 5 700 депортированных умерли во время заключения). Около 35 000 эстонских мужчин были мобилизованы в советскую армию в июле и августе 19 г.41, в том числе около 3000 человек, погибших на пути в Советский Союз. Немецкие войска вторглись в Эстонию 5 июля 1941 г., немецкие войска захватили Нарву 17 августа 1941 г. Немецкие войска захватили Таллинн 28 августа 1941 г. Около 7000 граждан Эстонии были казнены немецкими властями, а около 31 360 эстонцев были заключены в тюрьму немецкими властями. (6 270 из этих лиц умерли в заключении). Около 3350 эстонцев бежали в Финляндию в качестве беженцев в период с 1941 по 1943 год. Советские войска атаковали Эстонию с 19 февраля.44. Советская военная авиация бомбила Таллинн 9-10 марта 1944 г., в результате чего погибло около 900 человек. Советские войска захватили Нарву 26 июля 1944 г. и Таллинн 22 сентября 1944 г. Немецкие войска покинули Эстонию, начиная с 17 сентября 1944 г. Бывший премьер-министр Юри Улуотс, исполнявший обязанности временного президента Эстонии, в сентябре назначил Отто Тифа премьер-министром. 18 сентября 1944 г. Около 70 000 эстонцев бежали в Германию и Швецию (из них 7 000 беженцев погибли во время бегства из страны). Некоторые 39000 эстонцев были убиты, и около 250 000 человек были перемещены во время кризиса.
Фаза конфликта (1 октября 1944 г. – 31 декабря 1956 г.): Около 15 000 эстонских националистов («лесных братьев») подняли восстание против советских войск, начиная с октября 1944 г. Советские войска депортировали 20 700 эстонцев в Сибирь 25 марта – 26 декабря 1949 г., в том числе около 3750 человек, погибших во время депортаций. Около 30 000 эстонцев были заключены в тюрьму по политическим мотивам в период между 1944 и 1951, в том числе около 6300 человек, умерших в заключении. Советские войска в значительной степени подавили восстание «лесных братьев» в 1956 году. Около 19 000 эстонцев были убиты и около 50 000 эстонцев были перемещены во время конфликта.
Постконфликтная фаза (1 января 1957 г. — 6 сентября 1991 г.): Европейский парламент (ЕП) осудил советскую оккупацию стран Балтии 12 января 1983 г. Народный фронт-PF ( Рахваринное ) была основана Эдгаром Сависааром и Марью Лауристин 13 апреля 1988 года. Несколько тысяч эстонцев провели демонстрацию в Таллинне против советской аннексии Эстонии в 1940 году 23 июля 1988 года. Около 250 000 эстонцев приняли участие в демонстрации в поддержку независимости в Таллинне 11 сентября. , 1988 г. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии одобрил поправку к конституции, которая позволяла эстонскому правительству игнорировать любой советский закон, нарушающий законы Эстонии. Президиум Советского Союза объявил 26 ноября 19 г.88 о том, что поправка к конституции Эстонии была неконституционной. 7 декабря 1988 года Верховный Совет Эстонии проголосовал за повторное утверждение конституционной поправки. Верховный Совет Эстонии утвердил законодательный орган, делающий эстонский язык официальным языком республики 18 января 1989 г. Этнические русские в Эстонии провели демонстрацию против дискриминации 14 марта 1989 г. Верховный Совет Эстонии отменил аннексию Эстонии Советским Союзом в 1940 г. 12 ноября. , 1989. Парламентские выборы состоялись 18, 19 марта.90, а ПФ во главе с Эдгаром Сависааром получила большинство мест. Верховный Совет Эстонии призвал к независимости Эстонии от Советского Союза 30 марта 1990 г. Эдгар Сависаар был назначен премьер-министром 3 апреля 1990 г. Эстонская Советская Социалистическая Республика сменила название на Эстонская Республика 9 мая 1990 г. Около 78 процентов жителей Эстонии проголосовали за независимость на референдуме 3 марта 1991 г. Эстония объявила о своей независимости от Советского Союза 20 августа 1991. Исландия предоставила дипломатическую помощь (дипломатическое признание) Эстонии 22 августа 1991 г., а Европейское сообщество (ЕС) предоставило дипломатическую помощь (дипломатическое признание) Эстонии 27 августа 1991 г. США предоставили дипломатическую помощь (дипломатическое признание ) в Эстонию 2 сентября 1991 г. Государственный совет СССР признал независимость Эстонии 6 сентября 1991 г.
[Источники: Бэнкс и Мюллер, 1998, 298-302; ссылка, 1994, 337-391; Лаар 1992; Raun 1991.]
Почему Путин не попытается «интегрировать» Эстонию и Латвию в состав Российской Федерации
кризиса из-за большого количества этнических русских, проживающих в каждом штате. Но, как подчеркивает Michele E. Commercio , уникальная история Эстонии и Латвии привела к совершенно иной ситуации, чем в Украине, где сейчас в обоих государствах проживает новое поколение интегрированных, двуязычных этнических русских, которые довольны своей жизнью. в Эстонии и Латвии. Любая попытка интегрировать часть Эстонии или Латвии в состав Российской Федерации, скорее всего, встретит ожесточенное сопротивление со стороны этнических русских на местах, а также со стороны сил НАТО.
Таллинн, Фото: Visit Estonia (CC BY-NC-SA 2.0)
Аннексия Крыма Россией в 2014 году вызвала серьезную обеспокоенность международного сообщества в отношении возможных дальнейших амбиций Путина, особенно в отношении стран Балтии.
Это опасение легло в основу решения НАТО усилить свое военное присутствие в Эстонии, Латвии и Литве. Тем не менее Путин не предпринял никаких усилий для «интеграции» этих государств или сильно русифицированных частей этих государств в состав Российской Федерации. Наиболее очевидной причиной этого является тот факт, что все три балтийских государства являются членами НАТО; Украина, конечно, не член НАТО.Но есть еще одна, казалось бы, простая, но существенная причина, по которой Путин не будет пытаться интегрировать эти государства в состав Российской Федерации: он осознает, что такой геополитический шаг будет слишком сложным, потому что этнические русские в Эстонии, где их 25% населения, и Латвия, где они составляют 26% населения, довольны. У них нет желания присоединяться к Российской Федерации. Действительно, они будут сопротивляться попытке интеграции, а НАТО будет поддерживать территориальную целостность суверенных государств, в которых они проживают.
Утверждение о том, что этнические русские в Эстонии и Латвии удовлетворены существующим положением дел, требует дополнительных пояснений.
После незаконного присоединения стран Балтии к Советскому Союзу в 1941 году Москва проводила агрессивную политику русификации, которая включала аутсорсинг этнических русских в эти государства для обеспечения политической стабильности, культурного соответствия и экономической надежности. Эта политика привела к демографическому дисбалансу, в результате которого эстонцы и латыши составляли незначительное большинство в своей союзной республике. Это также породило асимметричное двуязычие, поскольку русские были одноязычными, а эстонцы и латыши по необходимости были двуязычными, овладевая русским языком для практических целей, с трудом пытаясь сохранить свои родные языки.
Агрессивная русификация также обеспечила этническое русское или сильно русифицированное эстонско-латышское политическое руководство, которое продвигало интересы Москвы за счет местных интересов. К концу 1980-х годов политика русификации породила у эстонцев и латышей широко распространенный страх перед культурным исчезновением, что побудило элиты проводить наиболее агрессивную политику национализации, проводившуюся в постсоветских государствах.
Несмотря на то, что со временем она нарастала и ослабевала, особенно в связи с тем, что Европейский Союз оказывает давление на государства-члены, чтобы они соблюдали Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, эстонская и латвийская национализация в то или иное время включала, например, законы о гражданстве, которые предоставляли автоматическое гражданство только для лиц, которые были гражданами соответствующей межвоенной республики. Учитывая массовый приток этнических русских в Эстонскую и Латвийскую советские республики после Второй мировой войны, это означало, что большинству этнических русских, проживающих в независимых Эстонии и Латвии, не было предоставлено автоматическое гражданство, и они должны были натурализоваться, если хотели принадлежать к государству.
Политика натурализации была связана с попытками сохранения культуры, поскольку требовала от заявителей прохождения тестов на знание эстонского/латышского языка. Другой пример национализации эстонского и латышского языков связан с языковой политикой: эстонский и латышский являются государственными языками Эстонии и Латвии соответственно; все остальные языки, включая русский, считаются иностранными языками. Кроме того, знание государственного языка является стандартным требованием для трудоустройства в государственном секторе.
Эстонская и латышская национализация могла вызвать конфликт между этническими русскими, с одной стороны, и эстонцами в Эстонии и латышами в Латвии, с другой. Но этого не произошло, потому что элиты в этих странах разработали то, что я называю системой частичного контроля, в которой этническая группа большинства контролирует политический сектор, но делит контроль над экономическим сектором с группами этнических меньшинств.
Рассмотренная выше политика гражданства и языка со временем обеспечила прочный политический контроль Эстонии и Латвии над независимыми Эстонией и Латвией. Консолидация политического контроля позволила эстонской и латвийской элитам разрешить экономический доступ к системе без противодействия со стороны стойких антироссийских эстонских и латышских националистов. Исходя из предположения, что экономическое процветание даст этническим русским долю в системе и, таким образом, предотвратит конфликты, эстонская и латвийская элиты открыли частный сектор для русских после того, как они получили политический контроль.
Этнические русские, исключенные из государственного сектора в 1990-х и начале 2000-х годов из-за политики гражданства и/или языка, открыли бизнес в Эстонии и процветающий частный сектор Латвии. Экономическая стабильность, а в некоторых случаях и процветание, наряду с членством в ЕС и НАТО, отбили у русских желание покинуть Эстонию и Латвию и протестовать против политики национализации в этих странах. Действительно, это побуждало их использовать имеющиеся экономические возможности, натурализоваться и воспитывать своих детей на двух языках.