Присоединение части польши с варшавой к россии произошло после участия: Великая Отечественная. СССР и Польша

ВЗГЛЯД / Польша приготовилась к захвату Западной Украины :: В мире

В Варшаве разработан механизм аннексии западных областей Украины. Об этом стало известно российской разведке. Для этого решено провести на Львовщине плебисцит о выходе из состава Украины. Почему тема возвращения исторических территорий стала в Варшаве вновь актуальной и какую роль в аннексии могут сыграть две новые дивизии, сформированные у границ Украины?

Польское руководство намерено провести референдумы на Западной Украине для обоснования своих притязаний на украинские территории. Об этом в среду заявил директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин.

«С целью обеспечить легитимный характер планируемых территориальных приобретений польским руководством принято решение использовать успешный российский опыт возвращения исконных территорий путем проведения на них референдумов», – сказал глава СВР агентству РИА «Новости».

По словам Нарышкина, президент Польши Анджей Дуда дал указания профильным ведомствам оперативно подготовить официальное обоснование притязаний Варшавы на западноукраинские земли.

Точкой отсчета в польских архивных исследованиях стала Волынская резня 1943 года, указал руководитель СВР. Речь, напомним, идет о массовых убийствах мирных жителей из числа этнических поляков, которые были организованы ОУН*-УПА* на территориях нынешних Волынской, Ровенской и северной части Тернопольской областей Украины.

По данным, которые озвучил Нарышкин, в качестве «пробного шара» польские спецслужбы «слили» украинской прессе сведения о якобы подготовке в Львовской области Украины плебисцита на тему присоединения к Польше. Варшава намеревается провести референдумы на этих территориях с целью «обеспечить легитимный характер планируемых приобретений», отметил директор СВР.

Нарышкин считает, что польские власти планируют действовать инициативно и настойчиво из-за опасений, так как их «старшие партнеры по НАТО» зимой попытаются договориться с Россией. При этом соглашение может не учесть интересы как украинцев, так и поляков, добавил директор СВР.

По его данным, в Варшаве считают, что Польша заслужила компенсацию за военную помощь Украине, за размещение украинских беженцев, а также за недавний инцидент с падением украинских ракет в приграничном районе Люблинского воеводства. Это происшествие, отметил Нарышкин, Варшаве пришлось «проглотить» по совету Соединенных Штатов и партнеров по Евросоюзу.

В заключение директор Службы внешней разведки предостерег Польшу от попыток аннексировать украинские территории. Нарышкин напомнил, что история «наполнена горькими примерами столкновений польских и украинских националистов» и призвал «не наступать на те же грабли».

Сообщение руководителя СВР представляется правдоподобным, учитывая в том числе то, как само киевское руководство сдает Украину своим иностранным партнерам, считает депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет. «Думаю, что Владимир Зеленский достиг определенных договоренностей с Анджеем Дудой, – сказал депутат Шеремет газете ВЗГЛЯД. – Не сомневаюсь, что и падение украинских ракет на территории Польши было следствием договоренности Варшавы с Киевом. Цель – санкционировать процессы, которые в итоге могут привести к передаче западноукраинских территорий Польше. Главное, что все решается без участия жителей Украины».

По мнению Шеремета, действуя по указке Запада и той же Варшавы, Зеленский может допустить проведение в Галичине и на Волыни нужных Польше плебисцитов. «Инсценировок будет масса. В этом вопросе господин Зеленский поднаторел очень хорошо», – полагает депутат.   

На ваш взгляд

Решится ли Польша ввести войска и взять под контроль Западную Украину?

Да
Нет

90 комментариев

Очевидно, что Польша намерена воспользоваться хаосом на Украине для возвращения «утерянного», отметил собеседник. Он напомнил, что еще при подписании соглашений Украины об ассоциации с ЕС в Варшаве начали поднимать вопрос о возможной реституции – то есть о возвращении собственности, утраченной после потери Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году.

Для Польши тема возвращения «кресов всходних» – «восточных окраин» не теряла своей актуальности, отметил директор Института Западно-Украинских исследований Олег Хавич. Собеседник напомнил о значимой для польской политики «доктрине Гедройца» (возникла в послевоенной эмигрантской среде и названа по имени аналитика Ежи Гедройца). Доктрина подразумевает превращение «зоны УЛБ» – «Украина – Литва – Белоруссия» в некий буфер между Польшей и Россией. Непосредственно к утраченным «кресам» принято относить нынешние Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую и Ровенскую области Украины.

Можно указать и на более ранние, довоенные проекты объединения Восточной Европы под эгидой Великой Польши – как фактического возрождения Речи Посполитой. «Ягеллонская идея», «Междуморье», «прометеизм» – все это подразумевало объединение территорий от Балтики до Черного моря при польском доминировании. О великодержавных планах Варшавы напомнил в начале ноября президент России Владимир Путин.

«Мы знаем об идеях создания в некоторой части политического бомонда Польши великого государства «от моря до моря», перед Второй мировой войной об этом немало говорили, это была идея фикс, от Балтийского моря до Черного, – констатировал российский лидер. – Сейчас мы видим объятия руководителей Польши и Украины.

А идейка-то, она жива, идея поглощения Украины никуда не делась».

После 1991 года польские политики, кроме националистов, декларировали отказ от открытых притязаний на возвращение западноукраинских земель, заметил Хавич. «Но, – подчеркнул он, – в народе эта тема никуда не уходила, особенно с учетом того, что с территорий Западной Украины было переселено более 800 тысяч поляков».

«Собственно, в конституции Польши написано, что официальное название государства, если его переводить буквально, – Третья Речь Посполитая. Так что вернуть земли Западной Украины – это, можно сказать, мечта как польского общества, так и польских политиков, которая уходит корнями глубоко в историю, которая активно и живо обсуждается сегодня», – отметил донецкий политолог и историк Владимир Корнилов.

Начало российской спецоперации на Украине усилило присутствие этой темы в польской общественно-политической жизни, в свою очередь указал Хавич.

О конкретных проектах восстановления контроля Варшавы над «кресами всходними» стало известно еще в первые недели СВО. В апреле Нарышкин сообщил, что, по сведениям Службы внешней разведки России, США и Польша разрабатывают планы установления военно-политического контроля Варшавы над «историческими владениями» на Украине.

Тогда руководитель российской разведслужбы указывал, что «первым этапом «воссоединения» должен стать ввод польских войск в западные области страны под лозунгом их «защиты от российской агрессии». Заметим, что тогда же, в апреле, глава МИД Сергей Лавров указал: западные страны, поставляя вооружения на Украину, «заявляют, что исключен вопрос о направлении войск НАТО». Единственное исключение – Польша, отмечал руководитель российской дипломатии.

По словам Нарышкина, в апреле администрация Джо Байдена обсуждала с Варшавой «модальности предстоящей миссии». Согласно предварительным договоренностям, она будет проходить без мандата НАТО, но с участием «желающих государств», проинформировал глава СВР.

 Координатор спецслужб Польши Станислав Жарин тогда категорически опроверг намерения Варшавы устанавливать контроль над Западом Украины.

Но при этом уже в мае имело место событие, которое свидетельствовало в пользу версии о «ползучей аннексии». Украинский президент Владимир Зеленский, выступая в Раде вместе с польским лидером Анджеем Дудой, объявил о предоставлении гражданам Польши особого правового статуса на Украине. Как отмечали эксперты, это уже свидетельствовало об отказе Киева от части суверенитета. Заметим, что «братские инициативы» Варшавы сопровождались заявленным польским Минобороны масштабным перемещением военной техники в приграничных с Украиной районах.

Показательно, что тогда же в правительстве Польши предложили аккумулировать в Варшаве предназначенные Киеву финансовые потоки из других стран. А президент Дуда заявил, что «между нашими странами больше не будет границы». «Судя по всему, Польша уже переходит к действиям по захвату западных украинских территорий», – комментируя происходящее, отмечал секретарь Совбеза России Николай Патрушев.

В середине июля глава СВР Нарышкин указал: Польша пытается завуалировать свои «методичные приготовления к захвату украинских земель», развернув для этого массированную маскировочную пропаганду, сообщало РИА «Новости».

Параллельно, с согласия киевских властей, Польша разместила у себя центр обработки данных украинской налоговой службы, указывали в СВР. Отмечалось, что обслуживанием центра занимаются компании, близкие к польским спецслужбам, при поддержке американских фирм Dell, IBM и Cisco. В СВР также фиксировали стремление Польши скупить активы украинского агропромышленного комплекса, в том числе сельхозземли, отмечал в августе Telegram-канал агентства «Спутник».  

Важно, что именно Польша стала основной базой для подготовки 10 тысяч украинских военных в рамках специальной военной миссии Евросоюза, начавшей работу в этом месяце, отмечает Хавич. «Также Варшава реализует собственную программу по подготовке украинских военных.

Речь идет как минимум о тысяче солдат и офицеров, которым также вбили в голову идеи о том, что Польша и Украина всегда были братскими народами.

Хотя на самом деле это не так, если знать историю», – отметил собеседник.

Кроме того, на границе Польша почти завершила формирование двух новых дивизий. Эти силы могут использоваться для «присоединения украинских территорий», полагает Хавич. «За последние восемь лет 50 тысяч молодых украинцев получили образование в Польше. Большинство этих людей – выходцы из Западной Украины. Таким образом, фактически готова структура для будущей польской администрации. Этих же украинцев можно использовать для организации и проведения референдумов о присоединении к Польше части украинских территорий», – полагает эксперт.

Также на Западной Украине проживают этнические поляки, которые на гранты из Варшавы реализуют на местах различные польские программы. «Таких людей немного, но благодаря деньгам они имеют влияние на украинские власти», – подчеркнул Хавич. 

О каких-либо планах провести плебисциты на Западной Украине в открытых источниках – в польских СМИ или выступлениях политиков – не сообщается, заметил Корнилов.

«Я думаю, что если у поляков будут планы по возвращению своих территорий, то калькой для этого будут события столетней давности, – указал историк и политолог. – Тогда, в 1920 году, правительство Украины в изгнании, как оно себя тогда называло, во главе с Симоном Петлюрой подписало соглашение и, по сути, продало полякам Западную Украину. Поляки вообще присоединяли свои территории огнем и мечом, путем предательства. Сегодня активно обсуждается именно такой сценарий».

Тема возвращения исторически польских земель Западной Украины сегодня стала популярной в том числе благодаря тем польским соотечественникам, которые из-за событий в Донбассе уехали с Украины в Польшу, считает Корнилов.

«На территории Западной Украины проживало много представителей польского народа, которые получили карту поляка. Она подразумевает, что у тебя есть польские корни, родственники. Многие из них сегодня осели в Польше, плюс не стоит забывать, что Польша, по разным оценкам, приняла порядка полутора миллионов граждан Украины. Они уже живут в Польше, зарабатывают там, платят налоги, обустраиваются. Поэтому в данный момент так и актуализировалась тема возвращения польских земель. Для этих людей, а также и для самих поляков, появилась уникальная возможность вернуть свои исторические земли. Для них это крайне важно», – резюмировал Корнилов.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Польша потребовала репарации за причиненный ущерб: какой будет реакция России

Политика 10990

Поделиться

Варшава требует репарации за ущерб, причиненный ей в 1939-1945 годах. Германии уже выкатили счет на кругленькую сумму в 1,3 триллиона долларов. Россия на очереди. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что «не видит причин», которые помешали бы Польше предъявить материальные претензии и России. «Я думаю, мы должны это сделать». – убежден глава государства. Однако, оживляя тени прошлого, поляки сильно рискуют – есть кому и за что предъявить претензии им самим.

Николай Платошкин

Инициатором скандала стал неуемный глава правящей партии «Право и справедливость», экс-премьер Польши Ярослав Качиньский. Он заявил о намерении Варшавы потребовать у ФРГ 6,2 триллиона злотых (это около $1,3 трлн) в качестве компенсации ущерба, который понесла страна во время Второй мировой войны. Дата для этого заявления была выбрана символическая — 1 сентября, то есть день нападения Германии на Польшу. 14 сентября польский Сейм (нижняя палата парламента) уже официально принял резолюцию с требованием репараций от Германии, сумма в документе не была обозначена. В этой же резолюции сказано об ущербе, который Польше якобы был нанесен действиями СССР. Речь идет о пресловутой «советской оккупации», ссылке поляков в Сибирь и «массовых убийствах польских граждан», в том числе Катынском расстреле. По мнению польских парламентариев, размеры ущерба еще нуждаются в оценке. А вот когда она будет проведена, то РФ, безусловно, предъявят счет. Надо полагать, он будет немаленьким.

Ну и до кучи под раздачу попала Чехия. В сентябре польские СМИ сообщили, что Варшава намерена потребовать от этой страны территорию площадью 368,44 гектара в Тешинской Силезии. Как известно, в 1938 году Польша на паях с Гитлером приняла участие в разделе Чехословакии, прихватив Тешинскую область, которую считала своей. Послевоенный раздел этой территории полякам не понравился, спор до сих пор не урегулирован. И раз пошла такая пьянка, вспомнили и о нем.

О том, что Польша подошла к вопросу получения репараций от Германии со всей серьезностью, говорит тот факт, что еще в 2017 году там создали специальную парламентскую комиссию для подсчета ущерба. И в течение года грозятся предъявить ФРГ официальную ноту. Реакция Берлина может быть непредсказуема: канцлер Германии Олаф Шольц в связи со всем этим недвусмысленно намекнул на возможность пересмотра послевоенных границ. По его словам, по действующим сегодня соглашениям, граница между Германией и Польшей установлена «навсегда», и ему не хотелось бы, «чтобы некоторые люди рылись в книгах по истории» с целью изменить их. Думаю, намек в Варшаве был понят правильно: ведь около одной трети территории современной Польши – это…бывшие немецкие земли. 

Об этом в интервью «МК» рассказал политик, дипломат и историк Николай Платошкин.

— В 1921 году, после не очень для нас удачного исхода советско-польской войны, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР — с одной стороны, и Польшей — с другой. По условиям «Рижского мира» была проведена советско-польская граница, в соответствии с которой, к сожалению, в составе Польши оказались западно-украинские и западно-белорусские земли, ранее входившие в состав Российской Империи. То, что они оказались в Польше, противоречило ранее существовавшим договоренностям. После окончания Первой мировой войны произошло масштабное территориальное переустройство Европы, возникли новые страны – Югославия, Польша (которая с 18 века входила в состав Российской Империи) и т.д. Естественно, встал вопрос об их границах. Тогда был зафиксирован принцип, которому все время следовали большевики – право наций на самоопределение. То есть новые границы должны были учитывать расселение народов. В 1920 году британский министр иностранных дел, лорд Керзон, начертал в Париже будущую восточную границу Польши, которая сейчас является границей между Польшей, Белоруссией и Украиной, а ранее, после 1945 года, была границей между СССР и Польшей. Эта граница получила название «линия Керзона». Считалось, что к западу от этой линии живут в основном поляки, хотя там попадались также украинцы и белорусы, а к востоку – в основном белорусы и украинцы, хотя попадались и поляки.

Спички Черчилля

— Получается, когда СССР вводил войска на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, он возвращал «свое»?

— В 1939 году, когда Германия напала на Польшу, СССР ввел войска на западно-украинские и белорусские земли, чтобы спасти их от немецкой оккупации, и вышел как раз на «линию Керзона». Польское правительство бежало в Лондон и эту новую границу не признавало, хотя и считалось формально нашим союзником. Оно считало, что граница должна быть, как установлено в 1921 году. Мы с этим категорически не соглашались. Польский вопрос стал очень серьезным раздражителем между СССР, Черчиллем и Рузвельтом. Потому что поляки-эмигранты давили на западных союзников с требованием вернуть им все эти территории. Черчилль считал, что они сумасшедшие, он их так буквально и называл. В Тегеране, на первой встрече «большой тройки» — Сталина, Черчилля и Рузвельта (Тегеранская конференция 28 ноября – 1 декабря 1943 г. – М.П.), Черчилль начертил послевоенную границу Польши при помощи трех спичек. Он буквально взял и положил на карту Европы три спички, которыми обозначил границы СССР, Польши и Германии.

Предложение Черчилля состояло в следующем: Польша признает утрату своих территорий в пользу СССР на востоке до линии Керзона, а за это союзники отдают ей такую же часть территории Германии. На том и порешили.

— После 1945 года границы Польши стали такими, как сейчас. – говорит Платошкин. — То есть все это «закерзонье», как сами поляки его называли, отошло к нам, а поляки в порядке компенсации получили германские земли: Силезию (это юго-запад современной Польши, кстати, в прошлом огромный высокоразвитый промышленный район Германии) со столицей Бреслау (ныне Вроцлав) и Поморье на северо-западе. У Польши до войны ведь практически не было выхода к морю. Плюс мы отдали ей две трети территории Восточной Пруссии (оставшаяся треть стала нашей Калининградской областью). То есть Польша за счет Германии получила одну треть своей современной территории. ГДР сразу после своего образования признала эту новую границу в 1959 году. А вот ФРГ ее не признавала до 1970 года. Когда канцлером стал социал-демократ Вилли Брандт, он съездил в Варшаву и подписал с поляками договор о признании послевоенных границ.

— Каковы шансы Польши получить репарации с Германии?

— Нулевые. Давайте сначала определимся с терминами. Репарации – это возмещение проигравшим государством ущерба от войны державам-победительницам. Здесь беда в том, что мы после войны так и не смогли согласовать с западными союзниками общую сумму репараций с Германии. Потому что западные союзники выделывались и говорили, что не надо грабить немецкий народ. Их можно понять — они-то сами практически не пострадали. А у нас одних только городов было разрушено полторы тысячи, деревень сто тысяч. Мы предлагали взять 20 миллиардов долларов золотом репараций с Германии, которые должны были быть разделены на все пострадавшие страны. Это сегодня примерно 400 миллиардов долларов. Половину этих средств должен был получить СССР. При этом предполагалось, что репарации будут платить все зоны оккупации Германии, и западная, и советская. СССР должен был получать репарации не только со своей зоны, но частично и с западной, и делиться ими с Польшей. Но реально репарации мы получали только с восточной зоны, выплаты от ФРГ не поступали. А после того, как образовалась ГДР, в 1953 году СССР отказался от репараций и с Восточной Германии, отказалась от них и Польша. Хотя до этого она их получала. Правда, в основном натурой: углем, продуктами, товарами, оборудованием. Кроме того, Польша получила от Германии громадные территории, причем промышленно развитые. Это в отличие от того, что представляли собой Западная Украина и Западная Белоруссия, когда отошли к СССР. Поляки эти регионы вообще не развивали, они там не построили ни одного завода.

Репарации… или реституция?

У Германии есть свой счет к Польше, помимо отобранных земель. Даже не затевая масштабный территориальный передел в Европе, что вряд ли понравится США и другим членам ЕС, немцы могут сделать полякам очень больно, если понадобится.

— Когда мы передали Польше германскую территорию, с нее были выселены все немцы, а их там были миллионы. – говорит Платошкин. — Причем выселяли их крайне жестоко. Даже советские военные коменданты поляков одергивали. Там были повальные грабежи, немцы уезжали в Германию с тем, что смогли унести в руках. Оставили дома, все имущество. Пока существовал СССР, пока была ГДР, была социалистическая Польша — все было тихо. После развала Советского Союза все и началось.

В Германии есть очень влиятельная организация – Союз изгнанных. Она объединяет немцев, которых переселили из Чехии, Словакии, Польши, Югославии, Калининградской области. В ее лучшие годы в ней состояло более 12 миллионов человек. Конечно, тех, кого непосредственно выселяли, уже осталось мало, но в организации состоят и их потомки. Они добиваются реституции – возвращения или компенсации утраченного при депортации имущества. Кстати, вопрос о возвращении переданных Польше земель они тоже ставят. Это правая организация, состоящие в ней немцы обычно голосуют за ХДС. Их даже порой называют «реваншистами». Однако к мнению Союза в Германии обычно прислушиваются. И – внезапно! – она финансируется из госбюджета. То есть на государственном уровне проблемы реституции Германия сегодня не ставит. Но то, что там существует такая интересная организация, говорит о многом.

— Одно время Германия даже ставила урегулирование имущественных вопросов изгнанных немцев условием принятия Польши в ЕС. – рассказывает Николай Платошкин. — Речь шла о том, чтобы Польша заплатила какую-то общую сумму, которую потом можно было бы разделить между изгнанными. Поляки стояли насмерть и говорили, что платить ничего не будут. В результате, когда канцлером стал социал-демократ Шредер, эту тему замяли, и поляков приняли сначала в НАТО, потом в ЕС. После этого лет 15 эту тему на серьезном уровне не поднимала ни та, ни другая сторона.

— Почему именно сейчас польское правительство активизировалось с вопросом о репарациях, от которых они сами же и отказались в свое время?

— Думаю, дело в том, что сейчас Польша подвергается сильному давлению со стороны Евросоюза, в том числе и Германии. Ее обвиняют в нарушении европейских демократических норм, принципа независимости судов и т.д. Брюссель требует от Варшавы привести судебную систему в соответствие с нормами ЕС, угрожая лишить ее финансовой поддержки. (Европейская комиссия заморозила транш Польше в размере €35 млрд из специального COVID-фонда, предназначенной для восстановления экономики страны после пандемии – М.П.). Думаю, с этим и связаны требования поляков. Цифры, конечно, взяты с потолка, так как они понимают, что все равно ничего не получат.

— То есть юридической перспективы это все не имеет?

— Абсолютно никакой. А вот претензии немцев могли бы иметь перспективы. Если наследник какого-то депортированного немца подаст в суд и докажет, что у его отца был на территории современной Польши дом, который отняли, и потребует денег от польского правительства, то что на это может возразить польское правительство? Когда мы уходили из Германии, мы добились того, чтобы все те экономические меры, которые принимала оккупационная администрация с 1945 по 1949 год, были неприкосновенны. В том числе результаты земельной реформы, когда у помещиков отбирались излишки земли, результаты национализации. И я горжусь тем, что в этом участвовал. На территории ГДР бывшие собственники тоже тогда попытались захапать все обратно. Но правительство объединенной Германии им указало, что неприкосновенность решений оккупационной администрации была условием объединения ФРГ и ГДР.

Ящик Пандоры

Польский политолог Матеуш Пискорский считает, что Сейм, приняв «бессмысленную и символическую» резолюцию о репарациях, «открыл пресловутый ящик Пандоры». Теперь претензии к Польше будут предъявлять все, кому не лень. Так, в интервью израильской газете Jerusalem Post директор Польского центра исследований Холокоста профессор Барбара Энгелькинг сообщила, что еврейские организации готовы предъявить Польше обоснованные претензии в размере 870 миллиардов евро. Именно в такую сумму оценивается имущество, которое потеряли евреи в ходе геноцида на территории Польши во времена Второй мировой войны. Многие из них погибли в газовых камерах и не оставили потомства. В таких случаях международные еврейские организации правомочны предъявлять претензии от их имени, и «отсуженное» имущество переходит в собственность этих организаций.

Вопрос о «еврейской собственности» очень беспокоит Варшаву. В прошлом году там даже приняли закон, который фактически исключает для евреев, потерявших имущество во времена Холокоста, возможность получить за него компенсацию. Это вызвало возмущение не только в Израиле, но даже в США – ведь там с 2018 года действует «Акт 447», согласно которому Белый дом обязан следить за возвращением утраченного в годы Холокоста еврейского имущества по всему миру. Кстати, примерно 20% всего имущества в довоенной Польше принадлежало евреям. Сегодня появляется все больше документов и научных исследований, говорящих о том, что Польша вовсе не была невинной жертвой нацизма. Не исключено, что в перспективе она может быть даже признана соучастницей Холокоста, так как польское население и Армия Крайова участвовали в истреблении местных евреев.

Николай Платошкин вспоминает годы своей работы в Германии.

— У нас тогда в порядке реституции захотели забрать половину посольства в Берлине. Нынешнее здание посольства РФ в столице Германии было построено в 1949 году советскими строителями на территории первого посольства, которое там существовало с царских времен. Это здание было нами приобретено еще при царе, но уничтожено во время войны. Рядом находился дом, который мы использовали для сотрудников. Оказалось, что этот дом до войны принадлежал евреям. Их не убили, а просто выселили, а дом перешел Герингу. После войны мы, думая, что это дом Геринга, нацистского преступника, его использовали для нужд посольства. А после объединения Германии появились наследники тех евреев, у которых Геринг это здание отобрал. И сказали: «Отдавайте его обратно». Я с ними вел переговоры и добился, чтобы претензии с нас были сняты. Аргументы были следующие: почему вы предъявляете претензии стране, которая победила нацизм, спасла еврейский народ и открыла ворота концлагерей? Но ряд посольств в Берлине лишились своих зданий по такой же схеме. Например, посольство Словакии. В остальных странах ситуация такая же. Там, где у евреев отняли собственность и их самих убили, еврейские организации имеют право предъявлять иск от имени погибших. Мы же добились в 1996 году от объединенной Германии выплаты компенсаций нашим насильственно угнанным на работы в Германию гражданам.

— Польша говорит, что намерена потребовать репарации и от России. Как думаете, у нее что-то получится?

— Мне просто интересно, за что. Все границы после 1945 года Польша признала, что подтверждено неоднократно во множестве документов. У нас с ней был даже заключен договор о взаимном обмене территориями. После войны мы также договорились с Польшей об обмене населением. С территории Украины и Белоруссии в Польшу отпустили поляков, которые хотели туда переселиться. А с территории Польши помимо их воли было переселено много украинцев. Украинцы на территории Польши активно поддерживали бандеровское движение, именно их и выселили. Причем часть из них переселили в Херсонскую область. Вот откуда там сегодня «бандеровские» села. Поэтому я не понимаю, что Польша может от нас потребовать. Мы с Польшей даже формально не воевали. Когда в 1939 году наши войска освободили Западную Украину и Западную Белоруссию, Польша нам войны не объявляла. Хотя Германии объявила. А репарации, напоминаю, это результат войны. Плюс ее наградили по-царски. Мы даже исправили границу в пользу Польши. В 1941 году нынешнее польское Белостокское воеводство было Белостокской областью в составе СССР. Сталин после войны эту область передал в состав Польши. Ее, конечно, можно потребовать обратно, но тогда уже требовать это надо белорусам, так как область была в составе Белорусской ССР. С правовой точки зрения, у Польши к нам не может быть никаких претензий. Я считаю, надо заняться другим: уголовным преследованием тех, кто в Польше рушит наши памятники. Разрушили памятник в каком-то воеводстве – против главы этого воеводства Следственный Комитет должен возбудить дело об осквернении советских воинских захоронений. Я не понимаю, почему этим у нас не занимаются.

Подписаться

Авторы:

Правительство РФ Армия НАТО Евросоюз — ЕС Россия Германия Польша Украина США Париж Берлин Брюссель Белоруссия Израиль Тель-Авив

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Режимы стирки, которые лучше не включать.

    От них нет никакой пользы

    20784

    Калмыкия
  • Посадите лук китайским способом: вырастет на удивление крупным и сочным

    17041

    Калмыкия
  • Американский журналист сравнил Крым с Техасом

    Фото Видео 7916

    Крым

    Денис Проничев фото: crimea. mk.ru

  • Не ешьте это: одну из частей яблок врачи назвали смертельно опасной

    6552

    Псков
  • Скандал в Щелково: вдов и матерей погибших бойцов чиновники не пустили к памятнику

    Фото 5725

    Московская область

    Елена БЕРЕЗИНА

  • Кто такие ЧВК “Рёдан”, и что они делают в Карелии

    4367

    Карелия

    Владимир Поспелов

В регионах:Ещё материалы

Вступление Польши, Чехии и Венгрии в НАТО

U. S. WEEKLY предлагает углубленный анализ различных геополитических процессов, оказывающих непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику США. Эта конкретная аналитическая колонка стала возможной благодаря сотрудничеству с польскими зарубежными СМИ: Dziennik Związkowy – Polish Daily News, Polishexpress из Великобритании и WIrlandii.pl из Ирландии

72 года назад, 4 апреля 1949 года, был подписан Североатлантический договор. в Вашингтоне, округ Колумбия. В результате была официально создана НАТО, самая важная оборонная организация в мире. После холодной войны, несмотря на первоначальный скептицизм, организация постепенно стала открываться для новых членов. Польша, Венгрия и Чехия были первыми странами бывшего Восточного блока, присоединившимися к Организации Североатлантического договора после падения «железного занавеса». Это стало возможным благодаря, в том числе, эффективным и успешным реформам, проведенным этими странами в XIX веке.90-е.

ИСТОЧНИК: WIKIMEDIA COMMONS

С окончанием холодной войны НАТО пришлось пересмотреть свои цели, принципы и направления деятельности. Это повлекло за собой переопределение отношений со странами Центральной и Восточной Европы и, в конечном счете, также повлекло за собой открытие Альянса для потенциальных новых членов. Это было связано, в том числе, с процессами демократизации, происходящими в некоторых странах региона. «А окна, открывшиеся в закрытых обществах Восточной Европы, союзники не намерены дать им снова захлопнуться», — заявил осенью 1919 года бывший генсек НАТО Манфред Вернер.89. Несколькими неделями ранее президент США Джордж Буш-старший посетил Польшу и Венгрию, чтобы проверить устойчивость этих изменений. В начале переходного периода в странах бывшего Восточного блока лидеры НАТО скептически относились к региону, опасаясь реакции Москвы на активность НАТО у границ РФ и воспринимая постсоветское пространство как конфликтную зону. один.

Поскольку ситуация с безопасностью в Польше, Чехословакии и Венгрии, в частности, улучшилась, 8 июня 1990 января в ходе заседания Североатлантического совета министры иностранных дел стран-членов НАТО направили странам Варшавского договора приглашение «сотрудничать в духе свободы, демократии и справедливости». Спустя несколько недель этим странам поступили дополнительные предложения о партнерстве, налаживании отношений и прямых контактов. Одновременно при роспуске Варшавского договора СССР, а затем и Российская Федерация предупредили бывших участников пакта об их вступлении в НАТО.

С февраля 1991 года Польша, Венгрия и Чехословакия, наиболее продвинутые страны в плане проведения реформ, начали сотрудничать в области европейской интеграции. В декабре 1991 г. был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). Члены недавно созданного Содружества Независимых Государств также были приглашены присоединиться к этому форуму. Ожидалось, что ССАС станет органом, обеспечивающим сотрудничество по вопросам безопасности между странами НАТО и странами, не входящими в НАТО. Члены ССАС были неформально разделены на три группы: страны, желающие как можно скорее вступить в НАТО, стремящиеся к диалогу без формальных деклараций, а также нейтральные, без четких ожиданий. 6 мая 1992, Польша, Венгрия и Чехословакия (Вышеградский треугольник) подписали декларацию, в которой объявили о совместных усилиях по вступлению в НАТО.

Поддержите нас

Если вам полезен контент, подготовленный командой Варшавского института, поддержите наши действия. Пожертвования от частных лиц необходимы для продолжения нашей миссии.

Поддержка

В 1993 году на встрече министров обороны тогдашних членов НАТО было принято предложение по программе «Партнерство во имя мира». Его целью было сотрудничество членов Североатлантического союза и ССАС в дополнение к созданию новой системы безопасности в Европе. По этой причине в 19В 1994 году президент США Билл Клинтон изложил принципы схемы лидерам Вышеградских стран в Праге. План был принят, хотя изначально бывшие народные республики восприняли его как попытку НАТО временно «удовлетворить» свои трансатлантические амбиции и способ отсрочить фактическое присоединение. Тем не менее, в последующие годы Альянс выразил заинтересованность и конкретное согласие на членство Польши, Венгрии и Чехии в будущем. 19 октября94 сентября Сенат США принял так называемую поправку Брауна о расширении НАТО, согласно которой президент США мог установить программу военной помощи для Польши, Чехии, Венгрии и Словакии. На саммите НАТО в Мадриде (8-9 июля 1997 г.) Польша, Чехия и Венгрия были официально приглашены на переговоры о вступлении. Получив приглашение, страны были включены в процесс оборонного планирования НАТО (NDPP). В сентябре того же года три страны официально начали переговоры о присоединении. Словакия не вошла в эту группу, поскольку не соответствовала требованиям из-за несоответствия между конституционным правом и политической практикой.

Во время министерской сессии Североатлантического совета 16 декабря 1997 г. министры иностранных дел стран НАТО подписали Протоколы о присоединении – идентичные, но отдельные документы для Польши, Чехии и Венгрии. Следовательно, усилилось сотрудничество по подготовке этих трех стран к членству. С января 1998 г. они могли участвовать в заседаниях смежных органов – без права голоса, но с возможностью высказать свое мнение. Процесс ратификации этих документов членами Альянса завершился в конце 1998.

29 января 1999 г. Генеральный секретарь НАТО направил официальное приглашение Польше, Чехии и Венгрии вступить в Североатлантический союз, а 12 марта 1999 г. три страны официально вступили в организацию и таким образом завершили первый этап расширения НАТО после «холодной войны». С другой стороны, Словакия была официально приглашена стать членом Альянса во время саммита НАТО в Праге в 2002 г. – присоединение произошло двумя годами позже.

Спустя 22 года после того, как Польша, Венгрия, Чехия, а позже и Словакия присоединились к Североатлантическому союзу, можно констатировать, что страны Вышеградской группы использовали свое членство в НАТО для укрепления своей безопасности. Воцарение было также символическим отказом от российского влияния и шагом навстречу Западу. Соответственно, вооруженные силы были модернизированы и соответствовали стандартам союзников. Вступление в НАТО также внесло значительный вклад в сотрудничество в рамках V4. В результате Кромержижской декларации 2004 г. члены Вышеградской группы определили общие цели, которые должны быть достигнуты в рамках Альянса. К ним относятся консультации, структурное сотрудничество, укрепление трансатлантической солидарности и сотрудничество в борьбе с терроризмом. Кроме того, благодаря членству и сотрудничеству с НАТО улучшились отношения между странами региона и Соединенными Штатами Америки. США также стали гарантом безопасности этих стран на международном уровне.

Эта статья была первоначально опубликована в «Polish Daily News» и «Polish Express».

Автор: Мацей Тыбурски

Выпускник дипломатического факультета и студент востоковедения со специализацией в Китае и России. Он приобрел свой профессиональный опыт в НПО и государственном секторе. В сферу его интересов входят политика стран Вышеградской группы, Инициатива трех морей, геополитика и иностранные языки.

Все тексты, опубликованные Фондом Варшавского института, могут распространяться при условии указания их происхождения. Изображения не могут быть использованы без разрешения.

Напряженные дни в Польше, чтобы поддержать Украину

Блог отдела кадров/вице-президента. На этой неделе я отмечаю три года своего пребывания в должности HRVP. Это была насыщенная неделя, посвященная поддержке Украины. Я ездил в Польшу для участия в министерской встрече ОБСЕ и публично выступал вместе с моим украинским коллегой Кулебой по вопросу о подотчетности России. Я также встретился с министром обороны Польши и посетил новую военную миссию ЕС по обучению украинских солдат.

 

Девятнадцать лет назад я приехал в Лодзь, чтобы принять участие в дебатах в преддверии референдума о вступлении Польши в ЕС. В прошлую среду я снова был в этом городе, чтобы принять участие в министерской встрече Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Эта организация была создана во время Холодной войны после Хельсинкского соглашения 1975 года для обеспечения раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, управления кризисами и постконфликтного восстановления. На протяжении почти пятидесяти лет, в котором сегодня участвуют 57 стран, он играет очень важную роль в сохранении относительно стабильного европейского мирного порядка, несмотря на различные конфликты и кризисы.

ОБСЕ под угрозой из-за российской агрессии

С 24 февраля российская агрессия против Украины поставила эту архитектуру под угрозу. В прошлом году во время встречи Совета министров ОБСЕ в Стокгольме в декабре 2021 года основное внимание уделялось тому, как вновь вовлечь Россию в диалог об архитектуре европейской безопасности. В этом году внимание было сосредоточено на том, как продолжить многостороннее взаимодействие, несмотря на нынешний тупик после агрессии России против Украины.

Правительство Польши приняло решение не выдавать министру иностранных дел России Лаврову визу для участия в заседании ОБСЕ. Это избавило его от повсеместного осуждения поведения России. Как и многие другие участники, я заявил во время пленарного заседания, что Россия пренебрегла не только конкретными обязательствами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), но и нарушила основные принципы, на которых строится европейская безопасность.

 

Превратив свою агрессию в чисто карательную акцию, Россия пытается причинить украинцам как можно больше боли, используя зиму как оружие, чтобы погрузить их во тьму и холод.

 

Не сумев вторгнуться в Украину, российская армия теперь преднамеренно нацелилась на энергетическую и водную инфраструктуру, от которых зависят нормальные украинские граждане. Превратив свою агрессивную войну в чисто карательную кампанию, Россия пытается причинить как можно больше боли украинским гражданам, используя зиму как оружие, чтобы погрузить их во тьму и холод. Оно явно представляет собой дополнительное военное преступление. Не может быть никакого уважения к ценностям ОБСЕ, пока Россия продолжает свою агрессивную войну против Украины при соучастии Беларуси.

Россия не присоединилась к консенсусу по продлению Специальной мониторинговой миссии в Украине. Однако в ноябре Генеральный секретарь ОБСЕ запустил новую внебюджетную Программу поддержки Украины, чтобы обеспечить постоянное присутствие ОБСЕ. Я объявил, что ЕС поддержит эту программу, выделив 1,2 миллиона евро на дальнейшее разминирование Украины.

Кроме того, бюджет ОБСЕ на 2022 и 2023 годы не утвержден, и организация вынуждена работать на основе ежемесячных ассигнований. Несмотря на эти проблемы, Московский механизм, предназначенный для направления миссий экспертов для оказания помощи государствам-участникам, уже трижды использовался в 2022 году (дважды в Украине и один раз в России). В его отчетах содержится множество свидетельств нарушений международного гуманитарного права и прав человека российскими войсками вторжения.

 

W Мы должны работать творчески, чтобы ОБСЕ оставалась дееспособной и выполняла как можно больше своих функций.

 

Северная Македония примет на себя председательство в ОБСЕ от Польши в 2023 году, и я встретился со своим коллегой, министром иностранных дел Буяром Османи по этому вопросу. Мы обсудили, как ОБСЕ может оставаться полезной многосторонней структурой, несмотря на серьезные препятствия, создаваемые грубым нарушением Россией Хельсинкского устава и Устава ООН. Как ЕС, мы по-прежнему рассматриваем эту организацию в качестве основного строительного камня архитектуры европейской безопасности, и ОБСЕ будет и впредь получать нашу политическую и финансовую поддержку. Мы должны работать творчески, чтобы он оставался дееспособным и выполнял как можно больше своих функций.

Я также воспользовался этой встречей ОБСЕ, чтобы встретиться с моими коллегами из Азербайджана и Армении, чтобы помочь снизить напряженность между двумя странами и обсудить будущее нашей миссии по мониторингу ЕС (EUMCAP), развернутой с октября в регионе .

Проблема подотчетности России

Вместе с моим коллегой и другом, министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой, я также участвовал в параллельном мероприятии на тему «Покончить с безнаказанностью в России и обеспечить правосудие для жертв». ЕС полностью взаимодействует с Украиной и международными партнерами для обеспечения ответственности за преступления, совершенные в ходе войны России против Украины. Вот почему вместе с Европейской комиссией я недавно представил государствам-членам предложение по трем направлениям работы.

 

ЕС полностью взаимодействует с Украиной и международными партнерами для обеспечения ответственности за преступления, совершенные в ходе войны России против Украины.

 

Во-первых, мы поддерживаем центральную роль Международного уголовного суда (МУС) в расследовании военных преступлений и преступлений против человечности. Все, кто видел ужасы Бучи и других мест, знают, что это тягчайшие преступления, и я воздаю должное работе, уже проделанной Главным прокурором МУС.

Во-вторых, мы оказываем поддержку Генеральной прокуратуре Украины по сбору доказательств, обучению следователей. Мы делаем это через наше представительство, Консультативную миссию ЕС в Украине, Евроюст и Консультативную группу по преступлениям против злодеяний (ACA).

В-третьих, мы готовы поддержать усилия Украины по обеспечению ответственности за преступление агрессии. ЕС вместе с Украиной и международными партнерами и в полном согласии с действиями МУС будет работать над поддержкой создания специального трибунала для расследования и судебного преследования преступления агрессии, к чему призвал президент Зеленский. Этот трибунал должен иметь поддержку ООН и самую широкую поддержку членов ООН.

 

ЕС вместе с Украиной и международными партнерами будет поддерживать создание специального трибунала для судебного преследования за преступление агрессии, к чему призвал президент Зеленский.

 

Ответственность требует, чтобы и Россия заплатила за ущерб, нанесенный Украине и украинскому народу. На сегодняшний день государства-члены ЕС заморозили около 19 миллиардов евро активов, принадлежащих российским олигархам и другим лицам, поддерживающим президента Путина. Заблокировано около 300 миллиардов евро резервов Центрального банка России. Хотя «заморожено» и «заблокировано» не означает «конфисковано», мы изучим юридические возможности, чтобы убедиться, что Россия эффективно заплатит за восстановление Украины. Уже есть прецеденты, когда, например, конфискованные активы Центрального банка Афганистана использовались для выплаты компенсаций жертвам 9/11 атак.

После встречи ОБСЕ в Лодзи я отправился в Варшаву, чтобы встретиться с министром обороны Польши Блащаком. Я выразил ему нашу благодарность за все усилия, которые Польша делает для поддержки Украины.

В Варшаве я также говорил в Польском институте международных отношений (PISM), ведущем польском научно-исследовательском центре внешней политики, о поддержке ЕС Украине. Когда я нахожусь в командировке, я хочу использовать любую возможность, чтобы встретиться с представителями гражданского общества или обменяться мнениями с мозговыми центрами и исследователями. Это необходимо как для того, чтобы получить представление о том, что на самом деле происходит в обществе, так и для того, чтобы объяснить, что мы делаем, в том числе и трудности, с которыми мы сталкиваемся.

У нас была оживленная дискуссия с директором Славомиром Дембски и группой профессоров и исследователей о причинах и геополитических последствиях войны. Я передал сильное сообщение о том, что ЕС решил поддержать Украину в восстановлении ее территориальной целостности, и о политической работе, необходимой для сохранения поддержки европейского общества.

Новая миссия военной помощи ЕС

В пятницу утром я отправился в Бжег, недалеко от Вроцлава, чтобы посетить один из учебных центров совершенно новой Миссии военной помощи ЕС (EUMAM) Украине, через две недели после ее запуска .

Любой, кто знаком с европейскими процессами принятия решений, оценит скорость, с которой была реализована эта миссия. Я предложил его создать во время неформальной встречи на уровне министров обороны 30 августа. После напряженных переговоров 17 октября было принято решение о EUMAM. Он был официально запущен 15 ноября и заработал 30 ноября, всего через 15 дней.

 

Любой, кто знаком с процессом принятия решений в Европе, оценит скорость, с которой была развернута новая военная миссия ЕС по обучению украинских солдат.

 

Вместе с командующим общевойсковой подготовкой генерал-майором Петром Тритеком я был свидетелем некоторых продолжающихся тренировок украинских саперов. Я обменялся с украинскими военнослужащими и их инструкторами, в том числе с британскими и канадскими офицерами.

Трудно разговаривать с солдатами, которых готовят идти на войну, рискуя жизнью. Мы привыкли говорить, что украинские солдаты защищают не только свою страну, но и ценности, в которые мы верим. И это правда. Но им нужны не только наши аплодисменты за их решимость и мужество, им нужна, прежде всего, дополнительная поддержка для защиты своей родины и ее территориальной целостности столько, сколько потребуется. Я поблагодарил Польшу за то, что она находится в авангарде поддержки ЕС Украине и за то, что она приняла у себя миссию МНЕС, что является важным способом оказания этой поддержки.

 

Украинским солдатам нужны не только наши аплодисменты за их мужество; им нужна прежде всего дополнительная поддержка для защиты своей родины, пока это требуется.

 

Наша миссия обучит 15 000 украинских солдат с бюджетом в 107 миллионов евро на ее первоначальный двухлетний мандат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *