Принятый 2 всероссийским съездом советов декрет о земле предусматривал: Декрет о земле. 27 октября (9 ноября) 1917 г. (Орлов, 2012)

90 лет назад был закрыт Казанский собор | «Вечёрка» Санкт-Петербург

С датой 25 января связаны не только Татьянин день и студенческий праздник, но и день закрытия главного храма Санкт-Петербурга – Казанского собора. Ровно 90 лет назад храм был закрыт, в нём прекратились богослужения, многие ценности были распределены между музеями.

15 ноября 1932 года в здании собора открылся Музей религии и атеизма. В день, памятный для православных христиан, и всех, кто интересуется историей города, проанализируем события 1932 года и то, что им предшествовало.

Религия и государство в период его становления

После Октябрьской революции 1917 года вторым Всероссийским съездом Советов принят Декрет о земле, которым национализированы земли, принадлежащие монастырям и церквям. «Вечёрка» подробно рассказывала о нем в материале «И без призыва приду в храм…»

Согласно пункту 2 «все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания».

23 января 1918 года вышел Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому Россия становилась светским государством. Данный документ предусматривал лишение религиозных организаций прав юридического лица и собственности на принадлежавшие здания. Церкви стали принадлежать государству, а религиозными организациями использоваться на правах аренды.

Позднее, в октябре 1922 года, начала работу Комиссия по проведению отделения церкви от государства при Центральном комитете партии большевиков. В 20-х годах эта комиссия отвечала за политику государства в отношении церкви. Деятельность проходила под эгидой «эффективной борьбы с религиозными организациями и их вредной идеологией». В то же время на окраинах России проводилось уже изъятие имущества у церквей, прекращались выплаты духовным лицам.

В 1921-1922 году, в период борьбы с голодом, изымались многие церковные ценности. Был изъят и серебряный иконостас Казанского собора, позднее его переплавили в слитки, судьба которых неизвестна.

В 1929 году вышел секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», борьба с религией была приравнена к классово-политической, что означало новое наступление на религию.

8 апреля 1929 года принято знаковое Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», оно существенно ограничивало права религиозных объединений, в частности, лишало возможности заниматься благотворительной деятельностью, организовывать паломничество к святым местам.

Принятая в мае 1929 года новая редакция статьи 4 Конституции РСФСР на законодательном уровне ставила верующих в неравное положение по сравнению с другими гражданами. А инструкция НКВД, датированная 1 октября 1929 года, отнесла представителей духовенства к «лишенцам».

Таким образом, в конце 20-х годов борьба с религией продолжалась и усиливалась.

15 февраля 1930 года вышло новое антирелигиозное Постановление правительства, «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Органы власти на местах обязаны были усилить контроль над представителями религиозных общин.

Принимаемые государством меры по борьбе с религией вызывали сопротивление верующих и духовенства, в стране происходили массовые выступления на религиозной почве. Судя по дальнейшим мероприятиям, протесты верующих не оказали значительного влияния на позицию власти относительно религии.

На XVII партийной конференции была определена основная политическая задача второй пятилетки – окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов, превращение всего трудящегося населения в сознательных и активных строителей социалистического общества. Такая политика вызвала усиление антирелигиозной деятельности.

Казанский собор в период антирелигиозных мероприятий

26 декабря 1931 года президиум Леноблисполкома и Ленинградского Совета народных депутатов принял решение о закрытии Казанского собора, мотивируя его необходимостью сохранения здания, имеющего исключительную архитектурно-историческую ценность.

По мнению властей, у церкви не имелось средств для сохранения памятника истории, вследствие чего собор постепенно разрушался. Решено было передать здание Академии наук для музея истории религии. Церковь обжаловала принятое решение, но ВЦИК 9 января 1932 года утвердил закрытие Казанского собора. Постановлено также о передаче иконы Казанской Божьей матери другому молитвенному зданию по договоренности с религиозным обществом.

В журнале «История Петербурга» № 5(39) 2007 опубликована статья доктора философских наук, профессора СПбГУ Т.В. Чумаковой, материал посвящен Музею истории религии.

По мнению автора статьи, формальным основанием для утверждения решения о передаче Казанского собора Академии наук послужило распределение доходов собора.

Из приходно-расходных ведомостей храма следовало, что на ремонт и содержание здания тратилась весьма незначительная часть поступлений.

Передача здания собора происходила 5 февраля 1932 года, было отмечено загрязнение лестниц и чердаков, частичное разрушение пола в подвале и затопление его водой. Как отмечает Т.В. Чумакова, в сухой части подвала находились овощные склады Ленпищеторга, в которых хранилось до 500 тонн картофеля.

Народный комиссариат просвещения принял участие в судьбе Казанского собора, и 9 апреля 1932 года вынес решение по вопросу передачи здания Музею истории, отметив условие сохранности здания как архитектурного памятника.

Впоследствии изменения коснулись декоративного убранства храма. Удалены были религиозные надписи, а на фронтоне написано «Академия наук СССР. Музей истории религии». Живопись в алтаре и на парусах решено было сохранить, так же как и все детали интерьера храма.

А вот крест с купола собора был снят, вместо него водружён позолоченный шар со шпилем. Утварь Казанского собора была распределена между музеями города, большая часть утвари, иконы, живописные работы переданы Русскому музею. Много церковных предметов хранилось в подвалах и на чердаках, периодически использовалось в экспозициях музея.

На чердаке собора были спрятаны мощи князя Александра Невского, святого Серафима Саровского, святых Зосимы, Германа и Саватия Соловецких, Иосафа Белгородского. В храмы святыни вернулись в 1989-1991 годах.

Возрождение собора

Днём возрождения Казанского собора считают 4 ноября 1990 года. Именно в праздник Казанской иконы Божьей матери священником Григорием Красноцветовым в соборе совершена Божественная литургия. Сотни людей, присутствующих на богослужении, заняли всё пространство храма. Позднее образовалась община Казанского собора.

Возвращение здания происходило медленно. В 1991 году совет общины договорился с администрацией музея о проведении регулярных богослужений в воскресные и праздничные дни. Службы проходили в северо-восточной части храма, а главный придел был освящен только через год.

В апреле 1994 года на купол здания установлен крест, 29 марта 1998 года произошло полное освящение храма. В 2000 году Казанский собор стал кафедральным.

Татьяна Бакланова


Новости СМИ2

Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

Контрольная работа по истории Гос и пр. России

«Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов»

План

Введение

. Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

.1 Воззвание рабочим, солдатам и крестьянам

.2 Декрет о мире

.3 Декрет о земле

.4 Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства

. Декларация прав народов России

. Декрет о рабочем контроле

Заключение

Литература

Введение

год занимает особое место в многовековой истории России. По количеству эпохальных событий, имеющих важное значение для судьбы страны, его трудно сравнить с каким-либо другим не только годом, но и десятилетием — падение царского самодержавия, Февральская буржуазная революция, первая в мире пролетарская социалистическая революция, формирование первого в мире рабоче-крестьянского правительства — Совета Народных Комиссаров.

Итогом года стали возросшая популярность радикальных революционных сил, Октябрьская революция и приход к власти большевиков.

Это был год надежд, разочарований и острых классовых столкновений.

Если Февральскую революцию ждали, то Октябрьская стала неожиданностью, которую можно было избежать. Поэтому отношение к ней не однозначно. Развернулась борьба между популярными силами. Существовало немало партий и группировок, целиком или частично поддерживаемых силами, между которыми развернулась бескомпромиссная борьба. Некоторые группы населения и отражающие их настроение партии пытались встать на позиции нейтралитета. Но это была шаткая позиция, и сохранить нейтралитет в условиях гражданской войны было невозможно.

Не все партии социалистической ориентации разделяли тезис Ленина о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране. Однако, отрицая ленинский тезис, они не могли предложить путь выхода из кризиса, в который попала Россия. Не сумев в результате Февральской революции даже приблизиться к решению двух главных для России задач — выхода из первой мировой войны и земельного вопроса, — они обрекли себя на поражение.

Большевики в своих действиях пошли дальше и решительнее своих противников и возможных союзников, начав своё существование в качестве правящей партии с принятия на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Декретов о мире и земле. Далее последовали декреты об осуществлении рабочего контроля над производством, повсеместном создании на всех уровнях Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Действия большевистских лидеров отличались новизной, которую не могли принять не только бывшее российское Временное правительство, но и зарубежные государства.

Цель работы — рассмотреть первые Декреты Советской власти.

1. Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

.1 Воззвание рабочим, солдатам и крестьянам

В ночь с 25 на 26 октября Временное правительство было арестовано. За время работы оно неоднократно меняло свой состав и не решило ни одного принципиального вопроса — о войне и мире, земельный, не провело выборы в Учредительное собрание.

Именно эти вопросы предстояло решить II съезду Советов.

октября 1917 года в 22 часа 40 минут в актовом зале Смольного открылся II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

До последнего момента не было ясности о возможном соотношении сил на II съезде Советов.

К концу заседаний съезда на нем присутствовали 625 делегатов, в том числе 390 большевиков, 179 левых эсеров, 35 объединенных интернационалистов и 21 украинский эсер3.

В президиум II съезда Советов были избраны 14 большевиков, 7 левых эсеров и 1 представитель Украинской социалистической партии. Среди большевиков были: В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко, А.В. Луначарский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, левые эсеры: Б.Д. Камков, В.А. Карелин, М.А. Спиридонов и др.

Ленин в первом заседании съезда не принимал участие.

Лидеры правого крыла меньшевики и эсеры выступили с предложением начать переговоры с Временным правительством о создании коалиционного правительства, обвинили большевиков в организации «военного заговора», но убедившись, что большинство делегатов съезда поддерживают большевиков, меньшевики, часть эсеров и представителей Бунда покинули зал заседаний.

Примерно в четыре утра 26 октября съезд заслушал сообщение о взятии Зимнего дворца, аресте Временного правительства.

После оглашения сообщения об аресте Временного правительства съезд избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России.

II съезд Советов принял два обращение: «К гражданам России», а также по предложению А.В. Луначарского принял воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам», в котором излагалась программа действий будущего правительства «Советская власть предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, установит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

Кроме того, в данном воззвании говорилось, что «…Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок».

Далее Съезд призвал «солдат в окопах к бдительности и стойкости. Съезд Советов уверен, что революционная армия сумеет защитить революцию от всяких посягательств империализма, пока новое Правительство не добьется заключения демократического мира, который оно непосредственно предложит всем народам. Новое Правительство примет все меры к тому, чтобы обеспечить революционную армию всем необходимым, путем решительной политики реквизиций и обложения имущих классов, а также улучшит положение солдатских семей».

.2 Декрет о мире

Вечером 26 октября впервые в президиуме появился В.И. Ленин. Его появление на трибуне было встречено продолжительными аплодисментами. Предстояло принять важные документы, первым из которых был предложен для рассмотрения Декрет о мире.

После короткого обсуждения Декрет о мире был принят.

Декрет о мире, принятый единогласно, начинался словами: «Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире», то есть о мире без аннексий и контрибуций.

«Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация.

Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет».

В.И. Ленин как один из авторов декрета понимал, что его мало направить правительствам.

Поэтому Декрет о мире адресовался рабочим трёх самых крупных государств, участвовавших в войне, — Англии, Франции и Германии. Такое обращение было не случайным: именно рабочие этих стран показали миру, что такое революционное движение: чартисты в Англии, ряд революций во Франции, создание массовых пролетарских организаций в Германии.

Обращаясь к рабочим Англии, Франции и Германии, II Всероссийский съезд Советов выражал надежду, «что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и её последствий, что эти рабочие всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации»1.

Декрет о мире предусматривал отмену тайной дипломатии, незамедлительную публикацию тайных договоров и немедленное начало переговоров о заключении мира. В качестве первых шагов предлагалось срочно заключить перемирие.

.3 Декрет о земле

Второй вопрос, который предстояло решить съезду, был вопрос о земле, волновавший многомиллионное крестьянство России. На трибуну съезда снова поднялся В.И. Ленин и зачитал пункты декрета, составленного на основании 242 наказов местных советов крестьянских депутатов.

В основу декрета о земле были положены собранные эсерами 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. То есть фактически, Декрет о земле воспроизводил эсеровскую программу.

«1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания…».

Данным Декретом определялось, что «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».

Кроме того, данным декретом провозглашалось, что «Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления».

Запрещались применение наемного труда и аренда земли.

1.4 Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства

Одним из ключевых вопросов, который решил съезд, принимая воззвание, был вопрос о власти.

От имени фракции большевиков съезду было предложено принять написанное В.И. Лениным постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету».

Съезд избрал новый состав ВЦИК. В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров.

Исполнительная власть передавалась новому правительству — Совету народных комиссаров (Совнарком, СНК) — во главе с В. И. Лениным.

Левые эсеры отклонили предложение большевиков войти в правительство. Они не хотели окончательно порывать со своей партией, надеясь, что в дальнейшем все-таки будет сформировано коалиционное правительство из представителей всех социалистических партий. Поэтому первое советское правительство состояло из одних большевиков.

Совет Народных Комиссаров возглавил В.И. Ленин. Народными комиссарами стали: по внутренним делам — А.И. Рыков, по земледелию — В. Милютин, по труду — А.Г. Шляпников, по делам торговли и промышленности — В.П. Ногин, по народному просвещению — А.В. Луначарский, по финансам — И.И. Скворцов (Степанов), по иностранным делам — Л.Д. Бронштейн (Троцкий), по делам юстиции — Г.И. Оппоков (Ломов), по делам почт и телеграфов — Н.П. Авилов (Глебов), по делам национальностей — И.В. Джугашвили (Сталин).

В состав комитета по военным и морским делам вошли В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

2. Декларация прав народов России

III съезд Советов стал объединительным для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков

Съезд принял программный документ, не принятый Учредительным собранием — Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Во-первых, Декларация определяла Россию Республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в центре и на местах.

Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.

Кроме того, данная Декларация провозглашала, что «Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена.

Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.

Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков».

Далее в Декларации говорилось, что «Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть преступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно».

В Декларации также определялось, что «Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

) Равенство и суверенность народов России.

) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России».

В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра.

Последствия этой декларации стали видны незамедлительно: на всём пространстве бывшей Российской империи начали создаваться «самостоятельные государства». О своей независимости объявили Финляндия, Прибалтийские губернии, Украина, Кавказ, казачьи области.

3. Декрет о рабочем контроле

съезд советы декрет временное правительство

Мероприятия новой власти в области промышленности начались с введения рабочего контроля.

Уже на II Всероссийском съезде Советов было зафиксировано, что Советская власть установит рабочий контроль над производством.

А 14 ноября 1917 года ВЦИК утверждает «Положение о рабочем контроле», где было сказано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства «1. В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия».

«Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала».

В каждом крупном городе, губернии или промышленном районе предписывалось создание местного Совета рабочего контроля, «который, будучи органом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, составляется из представителей профессиональных союзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов».

Впредь до съезда советов рабочего контроля учреждается в Петрограде Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входили представители ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, ВЦИК крестьянских депутатов, Всероссийского Совета профессиональных союзов, Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского Бюро фабрично-заводских комитетов, Всероссийского Союза рабочих и Петроградского Совета профессиональных союзов.

Кроме того, «Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать нормы выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.

Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется.

Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.

Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля».

Следует отметить, что данным Положением были введены как Всероссийский Совет рабочего контроля, так и районные Советы народного контроля.

Районные Советы рабочего контроля разрешали все спорные вопросы и конфликты между низшими органами контроля, а также и жалобы владельцев предприятий, и издавали, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля, а также наблюдали за действиями низших органов контроля.

Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывал общие планы рабочего контроля, инструкции, издавал обязательные постановления, регулировал взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.

Всероссийский совет рабочего контроля согласовывал деятельность органов рабочего контроля со всеми другими учреждениями, ведающими дело организации народного хозяйства.

Введение рабочего контроля являлось одним из основных мероприятий государства по созданию новой экономики. Его учреждение давало возможность решить несколько задач.

Прежде всего, устанавливался контроль над деятельностью хозяев предприятий, чтобы они не бойкотировали работу по созданию социалистической экономики, не сворачивали производство, не продавали предприятия, не переводили деньги за границу, соблюдали законы новой власти.

Участвуя в работе рабочего контроля, рабочие приобщались к управлению производством.

Рабочий контроль был подготовительной мерой для последующей национализации промышленности.

В первые месяцы существования новой власти национализировались лишь частные предприятия, владельцы которых не соблюдали новые законы, останавливали производство, бросали фабрики и заводы.

Поэтому, «все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и советов рабочих и служащих» были отменены.

Заключение

Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И.Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. В первые месяцы советской власти все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства — до появления единого официального текста.

Переход всей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в руки Советов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он принял 7 ноября 1917 г. обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований, прежде всего: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение.

Съезд сделал и первые шаги в практическом направлении. Он принял специальное обращение «О полноте власти Советов» и постановил, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Декретом от 8 ноября 1917 г. «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу.

Таким образом, решениями II Всероссийского съезда — и в этом их конституционное значение — были созданы практически все главные звенья государственного руководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 г.

Декретом II Всероссийского съезда «О земле» отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т. д. в исключительное пользование государства.

Тем самым в декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя России.

В декрете «О мире» II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся — если исходить из текста — на миролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение «трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации».

Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции. Для удобства восприятия их можно разделить на четыре группы.

Первая — акты, направленные на создание экономических основ нового строя. Это, в частности, «Положение о рабочем контроле», принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г.; декрет ВЦИК «О национализации банков» от 27 декабря 1917 г. ; «О социализации земли» от 9 февраля 1918 г.; декреты СНК «О национализации внешней торговли» от 22 апреля 1918 г. и др.

Литература

1. Викторов В.В. Россия на грани веков (конец XIX — начало XX века). Ч.2. Год 1917 по свидетельствам современников: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Амона. — М.: Финансовая академия, 1999. — 184 с.

. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году. — Отечественная история, 1997 г, № 1.

. Декреты Советской власти. — М., 1957. Т.1.

. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. — М., ПРИОР, 2000.

. Ленин В.И. Большевики должны взять власть // ПСС. Т. 34. С. 239-241.

. Ленин в.И. Второй Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов // ПСС. Т. 35. С. 7-29.

7. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. — 496 с.

. Мунчаев Ш.М. История Российского государства. Учебник для вузов. — М., ЮНИТИ, 2000.

9. Октябрьская революция: вопросы и ответы. — М., 1987.- С.275.

. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 568 с.

11. Щетинов Ю.А. История России. XX век. — М., 1999.

12. Обращение II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам о победе революции и ее ближайших задачах. 25 октября (7 ноября) 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. —

#»justify»>. Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире. 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. —

#»justify»>. Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле. 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. —

#»justify»>. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства. 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. — #»justify»>. Декларация прав народов России. 2(15) ноября 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. — #»justify»>. Положение о рабочем контроле 14(27) ноября 1917 г. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. — http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/rab_ctrl.htm

Теги: Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов  Контрольная работа  История
Просмотров: 40591
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Важнейшие правовые акты второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

«Теперь мы приступим к строительству социалистического строя!»

Заканчивая нашу серию, посвященную русской революции 1917 года, Джеймс Килби рассматривает обращения большевиков в первые месяцы советской власти.

Первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года в России были лихорадочным периодом для новой советской власти рабочих и крестьян. Ленин и большевики потратили большую часть этого времени на издание декретов и воззваний, призванных претворить в жизнь их программу и еще больше завоевать сердца и умы масс. Джеймс Килби смотрит на первые месяцы советской власти.

«Теперь мы приступим к строительству социалистического строя!»

Это были первые слова Ленина ко Второму Всероссийскому съезду Советов после успеха рабочего восстания в Петрограде 8 ноября 1917 года. Социалистическая революция только что началась; задачи впереди должны были быть огромными.

Большевики прекрасно понимали, что революция встретит полное сопротивление помещиков и капиталистов. Для свержения рабочей власти будут использованы все средства — от экономического саботажа до тотальной войны.

Поэтому было жизненно необходимо привлечь на сторону Советской власти широчайшие массы рабочих и крестьян, доказав им на деле, что это правительство, стоящее за их интересы и потому достойное борьбы.

Ленин, не теряя времени, составил многочисленные воззвания и декреты о проведении в жизнь большевистской программы. Они должны были издаваться миллионами и распространяться по стране пропагандистами, разосланными во все уголки.

Ленин понял, что революцию нельзя декретировать сверху. Но прежде всего Ленин понимал пропагандистскую ценность декретов, установив в законе рамки перехода к социализму и открыто призвав массы взять их выполнение в свои руки. Таким образом Ленин стремился объяснить, что такое революция, и привлечь к ее осуществлению самые широкие слои.

Вся власть Советам!

В день взятия власти Съезд Советов принял первое обращение: «К рабочим, солдатам и крестьянам!» Этим объявлялось о свержении Временного правительства и декретировалось о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Обращение резюмировало в одном простом абзаце программу большевиков:

«Советское правительство предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Он обеспечит безвозмездную передачу земель помещиков, короны и монастырей крестьянским комитетам; защитит права солдат, введя полную демократию в армии; установит рабочий контроль над производством; обеспечивает созыв Учредительного собрания в назначенное время; позаботится о том, чтобы в города снабжали хлебом, а в деревнях — предметами первой необходимости; она гарантирует всем народам, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

Стало ясно, что эта программа может быть реализована только в случае победы революции. Он заканчивался: « Солдаты, рабочие на заводах и в учреждениях, судьба революции и судьба демократического мира в ваших руках!»

Мир

Верный своему слову, первым актом Советской власти было издание Декрета о мире, который предусматривал немедленные мирные переговоры на основе самоопределения всех народов. В указе объявлялось, что правительство прекратит тайную дипломатию, опубликует царские секретные договоры и объявит немедленное перемирие.

Декрет о мире был знаменателен тем, что он дал сразу на деле , что меньшевики и эсеры («эсеры») во время своего контроля над советами только обещали месяцев . Миллионы уставших от войны рабочих и крестьян знали, что большевики означают действие.

Примечательно, что декрет был адресован именно сознательным рабочим Англии, Франции и Германии, а также их правительствам. При этом большевики помогли разоблачить империалистические амбиции своих соответствующих правящих классов (которые были против мира) и помогли разжечь растущие революционные настроения во всем мире.

Земля

« Земельная собственность упраздняется немедленно без какой-либо компенсации ».

Так начался Декрет о земле, который тоже был принят в первый день советской власти.

Эсеры, традиционная партия крестьян, обещали конец помещичьему землевладению, когда они пришли к власти в ходе Февральской революции. Однако вместе с меньшевиками они вошли в коалиционное правительство с помещиками и капиталисты. Поэтому они постоянно откладывали решение земельного вопроса на неопределенное будущее.

Результатом стало развивающееся крестьянское восстание. Крестьяне во многих районах взяли дело в свои руки только для того, чтобы столкнуться с подавлением со стороны того же Временного правительства при поддержке эсеров.

Поскольку рабочий класс составлял в России незначительное меньшинство, социалистическая революция могла победить только при поддержке масс крестьянской бедноты. Таким образом, большевики приняли эсеровскую программу земельной реформы и дословно воспроизвели ее в Декрете о земле, несмотря на свои разногласия с ней. Соединение интересов крестьянской бедноты с рабочим классом чрезвычайно ослабляло основу поддержки контрреволюции.

Помимо предоставления земли крестьянам были приняты меры по немедленному решению хронического жилищного кризиса в городах. Закон «О жилищах» наделял органы местного самоуправления правом налагать арест на все незанятые жилища и выделять их нуждающимся.

Таким образом, с первых дней революции беднейшие поняли, что это их правительство, которое не побоялось выступить против интересов богатых.

Защитить Советскую власть

Несмотря на захват власти в Петрограде, победа революции отнюдь не была обеспечена. Понимая опасность вооруженной контрреволюции, большевики издали декрет 10 ноября, что « все Советы рабочих и солдатских депутатов образуют рабочую милицию ». Это привело к усилению Красной гвардии по всей стране, сыгравшей жизненно важную роль в петроградском восстании.

Важность этого была ясно продемонстрирована на следующий день. Красногвардейские отряды и революционные матросы легко подавили контрреволюционную попытку мятежа студентов на 9-й0033 юнкер школа в Петрограде.

Еще более показательной была попытка Керенского (бывшего главы свергнутого Временного правительства) пойти на Петроград с несколькими тысячами казаков. К 10-му казаки с помощью генерала Краснова захватили несколько городов на окраине Петрограда, так как у революционных сил не было снабжения.

При неприятеле у ворот Петроградский Совет приказал всем районным советам и фабзавкомам организовать наибольшее количество рабочих для рытья траншей и снабжения красногвардейцев. Объяснялось, что на карту поставлены все завоевания революции и только их самопожертвование может спасти ее. Десятки тысяч откликнулись на призыв, работая день и ночь, чтобы укрепить оборону.

В ночь с 12 на 13-е казачье войско с Красной гвардией на передовой потерпело поражение на равнинах под Петроградом. Керенский, потеряв всякую власть, отказался от своих амбиций и бежал.

После поражения Керенского все надежды на немедленную военную победу контрреволюции были отброшены в сторону. С этого момента и до вмешательства мирового империализма в 1918 году стратегия капиталистов будет заключаться в попытках свергнуть большевиков посредством экономического саботажа.

Рабочий контроль

С момента восстания в Петрограде высшие чины во всех государственных учреждениях отказались служить новой Советской власти. Против большевиков выступила верхушка Союза железнодорожников, Почтово-телеграфного союза, Союза государственных служащих. Они умоляли своих членов бастовать, отказаться от переброски революционных войск или соединить революционный штаб с остальной частью страны.

В сочетании с этим капиталисты пытались заморить революцию голодом, накапливая продовольствие, припасы и топливо и закрывая фабрики. Служащие Госбанка отказывались открывать хранилища, кроме как для выплаты контрреволюционерам. Для борьбы с этой разрухой большевики обратились непосредственно к рядовым рабочим с призывом организовать производство и распределение и привлечь саботажников к ответственности через революционные трибуналы.

27 ноября был издан декрет №

о рабочем контроле на всех предприятиях, а через месяц все банки были национализированы. Кроме того, были отправлены группы красногвардейцев для осмотра складов, вскрытия запасов и получения продовольствия в сельской местности. Так развивалась новая государственная власть, основанная на участии самых широких слоев рабочих и крестьян-бедняков.

Хотя трудностей было бы много, но сопротивление старых эксплуататоров было преодолено, так как миллионы угнетенных поняли, что это была их революция, и за завоевания стоит бороться.

Демократия

Помимо консолидации власти, заключения мира и предотвращения экономического краха, большевики быстро провели различные демократические реформы, которые Февральская революция не смогла решить.

В первые же дни Октябрьской революции Советское правительство опубликовало Декларацию прав народов России, включавшую «право народов России на свободное самоопределение».

Это были не пустые обещания; уже 31 декабря независимость была предоставлена ​​Финляндии по требованию их правительства. Таким образом, различные национальности России, прежде угнетаемые при царе, сближались. Было ясно, что их союз был добровольным.

Вскоре последовали другие декреты, которые предусматривали: отмену сословий и гражданских чинов (23 ноября), право отзыва выборных представителей (6 декабря), отделение церкви от государства (24 и 31 декабря, 23 января). и равные права женщин на развод (29 декабря). Большинство из этих мер сегодня отсутствуют даже в самых «демократических» буржуазных государствах!

Построить социалистический порядок

Законодательная работа первых месяцев советской власти дает представление о целях и глубине первой мировой социалистической революции. Не все их указы могли быть полностью выполнены, так как у Советов не было для этого необходимых ресурсов и государственного аппарата.

Тем не менее пропагандистский эффект указов был огромен как в России, так и за рубежом. Они сыграли важную роль в мобилизации многомиллионных сил на строительство нового рабочего государства и борьбу за него (особенно во время Гражданской войны) и распространение революционных идей по всему миру.

В отличие от большевиков, у которых не было прецедентов для подражания, современные марксисты могут многому научиться из первой успешной попытки рабочего класса захватить власть и преобразовать общество. Хотя каждая революция будет содержать свой особый набор препятствий, декреты, реализованные большевиками в первый год их власти, сегодня служат богатым ресурсом для революционеров во всем мире.

Развитие советского землеустройства

Реферат

Установление советского землеустройства сопровождалось борьбой с различными буржуазными представлениями, направленными на «запутывание» земельных отношений, отвлечение землеустройства от экономических и политических целей. В статье анализируются некоторые буржуазные концепции землеустройства. Одна из них, названная «правовой» теорией О.А. Хауке, Н.П. Рудин и др., рассматривали землеустройство как публичное закрепление права собственности на землю, подтвержденное земельным актом (ныне кадастровым паспортом). В 1917 существовала концепция единовременного землеустройства, выдвинутая проф. Мартыновым. По его мнению, землеустройство – это разовое действие, т.е. осуществляемое для конкретного землепользования только один раз, без последующего повторного использования. Социально-экономическое развитие показало, что организация землепользования не оставалась и не могла оставаться в неизменном, замороженном состоянии. Однажды подвергнутая критике, теория единовременного землеустройства вновь стала маскироваться под «теорию всеобщего землеустройства», предполагавшую постоянную (неизменную) форму территориальной организации, т. е. землеустройство осуществлялось только один раз в виде сети меридиональные (геометрические) ячейки. В противовес различным теориям землеустройства советские ученые разработали научную основу организации территории крупного социалистического хозяйства.

Ключевые слова: землеустройство, совхоз, коллективизация, севооборот, колхоз

Введение

Социалистическое строительство, ученые и законодательная база России в 20-е годы прошлого века определили землеустройство как государственный инструмент совершенствования и законодательного обеспечения реконструкции существующих капиталистически ориентированных территориальных форм землепользования и укрепления зарождающихся новых форм.

Постановка проблемы

В 1920-е годы, ученые, в том числе Б.С. Мартынов, О.А. Хауке, Н.П. Рудин считал, что «…землеустройство есть инициированная государством деятельность по преобразованию земельных прав, находящихся в собственности помещиков и землепользователей; поэтому оно регулирует только земельные отношения и не влияет на экономические процессы». Такого же мнения придерживались и другие ученые, такие как В. И. Киркор, Ф.Г. Некрасов (1925), К.Н. Сазонова (1930).

В 1925 году профессор П.Н. Першин выдвинул социально-экономическую теорию землеустройства. Он писал «…Понятие землеустройства, по существу своему, неизбежно приобретает организационно-экономическое содержание».

Исследовательские вопросы

На заре своего развития землеустройство было тесно связано с переходом от политических задач, решаемых по строительству новой социалистической земельной системы, к конкретным территориально-организационным и хозяйственным мероприятиям по обеспечению эффективного производства. В этих же условиях возникла новая учебная дисциплина «Землеустройство» и советская землеустроительная наука как таковая. Некоторые ученые связывали землеустройство во второй половине 30-х годов с техническим и социально-экономическим событием.

В 1938 г. Научно-исследовательский институт территориального устройства (РИТО) опубликовал ряд научных работ, положивших начало образовательной дисциплине «Землеустройство» и советской землеустроительной науке в целом.

Академик С. А. Удачин, теоретик социалистического землеустройства, писал: «Землеустройство является составной частью общественного производства, и его содержание охватывает в неразрывном единстве организацию земли как средства производства, общественные отношения».

Цель исследования

Социально-экономическое развитие показало, что землепользование не оставалось и не могло оставаться в неизменном, замороженном состоянии. Однажды подвергнутая критике, теория единовременного землеустройства вновь стала маскироваться под «теорию всеобщего землеустройства», предполагавшую постоянную (неизменную) форму территориальной организации, т. е. землеустройство осуществляется только один раз в виде сети меридиональные (геометрические) ячейки.

С этой целью вся территория страны была разделена на правильные квадратные стогектарные меридиональные ячейки. Было предложено формировать землепользования из ячеек, т.е. любую форму организации территории. В отличие от многочисленных теорий землеустройства советские ученые П. Н. Першин, С.Г. Колеснев, И.Д. Шулейкин, Н.В. Красавин, Н.В. Бочков, С.А. Удачин, Н.Н. Бурихин, Н.И. Прокуронов и другие разработали научные основы организации территории крупных социалистических хозяйств.

Таким образом, целью статьи является анализ литературных источников по целевому вопросу и выявление сильных и слабых сторон землеустройства, сложившегося в советский период.

Методы исследования

Материал для статьи предоставлен такими источниками, как:

  • Указ о земле;
  • Декрет о социализации земли от 19 февраля 1919 г.;
  • Положение о социалистическом землеустройстве и мерах по переходу к социалистическому земледелию от 14.02.1919;
  • Земельный кодекс РСФСР;
  • Конституция СССР;
  • Общие принципы землепользования и землеустройства, утвержденные ВЦИК СССР в декабре 1928 г.;
  • Постановление ВЦИК и СНК СССР (СНК СССР) от 3 сентября 1932 г. «Об установлении рационального землепользования в колхозах»;
  • Постановление СНК СССР «О выдаче сельскохозяйственным кооперативам государственных актов на безвозмездное (бессрочное) пользование землей».

Находки

Начиная с декрета «О земле» начала формироваться классификация земель, т. , города, курорты и др.). Все земельные преобразования, в том числе учет, изъятие и перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, производились Наркомземом, органами местного самоуправления и земельными комитетами.

Крестьянские хозяйства могут быть приусадебными, индивидуальными, общинными или кооперативными. В Положении от 14 февраля 1919 г. указывалось, что крестьянство должно переходить в крупные совхозы, коммуны и другие формы общественного землепользования (Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 1917; Всероссийская центральная исполнительная власть). Комитета СССР, 1917; Положение о социалистическом землеустройстве и мерах по переходу к социалистическому земледелию, 1919).

В 1921-1922 годах вопросы землеустройства и регулирования земельных отношений обсуждались на всероссийском уровне:

* в декабре 1921 г. – 1 ст Всероссийский съезд Советов ВЦИК, рекомендовавший пересмотреть земельное законодательство и установить свод земельных законов, доступный каждому крестьянину;

* в феврале 1922 г. – Всероссийский съезд землемеров и мелиораторов;

* в марте 1922 г. – Всероссийский съезд агрономов;

* в мае 1922 г. – 3 -й сессией ВЦИК был принят Закон о трудовом землепользовании;

* 30 октября 1922 г. – 4 сессия ВЦИК, принят Земельный кодекс РСФСР, вступивший в силу 1 декабря 1922 г.

Земельный кодекс РСФСР состоял из трех частей.

Первая часть Кодекса содержала положения, регулирующие трудовое землепользование и трудовую аренду земли. В нем назначались земельные органы, устанавливались права и обязанности крестьян-землепользователей, устанавливались виды трудового землепользования и порядок земельного передела в земельных товариществах, а также условия пользования луговыми и усадебными землями и т. д.

Вторая часть Кодекса касалась правового режима городских земель и «государственной земельной собственности» (земли совхозов и государственных запасов).

Часть третья Кодекса определила содержание землеустройства, порядок государственной регистрации землепользования, рассмотрения земельных споров и вопросов переселения.

В период становления нового государственного строя содержание Земельного кодекса РСФСР соответствовало задачам, стоявшим перед страной: восстановление и развитие сельского хозяйства путем земельно-хозяйственного устройства сельскохозяйственных товаропроизводителей, практикующих кооперативный тип землепользования, а также организация совхозов и государственных земельных владений. Для решения этих задач перед управлением земельными ресурсами была поставлена ​​задача: «упорядочить существующие землепользования и установить новые, в соответствии с правами на землю и требованиями экономической и технической целесообразности». Кроме того, в документах указывалось, что вся землеустроительная деятельность должна осуществляться на единоличной основе и в соответствии с землеустроительными проектами. (Примечание: полная противоположность 1992-1993 земельная реформа.)

Земельный кодекс РСФСР распространялся на всю территорию РСФСР, включая республики Узбекистан и Туркмению, входившие тогда в состав РСФСР. Кодекс действовал в республиках после национально-государственного размежевания и принятия их земельного и водного кодексов в 1929 году. На территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана Земельный кодекс РСФСР действовал до принятия ими своих земель кодексы 70-х годов.

Общие принципы землепользования и землеустройства, принятые ЦИК СССР 15, 19 декабря№ 28 уточнялись права сельскохозяйственных работников на землю, вопросы расселения в связи с развитием сельского хозяйства, условия аренды земли, создания землепользования совхозами, порядок разрешения земельных споров, а также меры стимулирования переход на коллективные формы землепользования и др.

Общие принципы устанавливали правовые режимы для каждой категории земель, которые соответствовали хозяйственному и политическому значению различных способов и форм землепользования. Принципы закрепляли правовой режим единого государственного земельного фонда и отдельных категорий, особенно земель сельскохозяйственного назначения. (Конституция СССР, 1977).

Создавая предпосылки для коллективизации и поощряя коллективные формы землепользования, общие принципы регулировали прежде всего отношения к индивидуальным формам хозяйствования, допуская наемный труд, аренду земли и т. д. Однако они быстро устарели, как только началась коллективизация сельского хозяйства.

Тем не менее они вынашивали земельное законодательство и четко выражали принцип деления земель на категории, получивший затем полное развитие в Основах земельного законодательства СССР и союзных республик (ВЦИК СССР, 1928).

В дальнейшем групповое внутрисельское землеустройство стало разновидностью межхозяйственного землеустройства, а индивидуальное внутрисельское землеустройство было объединено под одним названием «внутрихозяйственное землеустройство».

Необходимость внутрипоселкового группового землеустройства была вызвана двумя причинами. Во-первых, большое количество крестьянских хозяйств, склонявшихся к деревне, оставалось в пределах деревень. Во-вторых, за деревнями сохранялись значительные площади общинных земель, которые приходилось делить, чтобы ускорить переход к коллективным формам. Помимо этих причин, существовала еще необходимость устранения внутрипоселковых недостатков в землепользовании путем объединения межполосных земельных участков в крупные массивы.

В феврале 1935 года Устав сельскохозяйственных кооперативов, утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б), закрепил использование земли, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. В разделе «О земле» отмечалось, что земля является общественной государственной собственностью, закрепляется за кооперативами в бессрочное пользование, т.е. ограничивается только правом пользования и собственности.

В соответствии с Уставом… «Все границы, ранее разделявшие земельные участки, находящиеся в собственности членов кооператива, уничтожаются, а все полевые участки передаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании кооператива». Каждый кооператив получил от райисполкома государственный акт на бессрочное пользование землей, в котором устанавливались размеры и точные границы земельного участка, используемого кооперативом. Причем эта земля не могла быть уменьшена, а только увеличена — либо за счет свободной земли в государственном фонде, либо за счет излишков земли, занимаемой единоличниками, так что не допускалось чересполосного земледелия.

Земля, находящаяся в собственности кооператива, разделена на поля в соответствии с утвержденным севооборотом. На полях с севооборотом за каждой полевой бригадой закреплялся постоянный участок на весь период севооборота.

В колхозах с большим поголовьем скота при наличии достаточного количества земли отдельные участки близлежащих земель могли отводиться под посев кормовых культур для скота.

Межсельское и внутрисельское землеустройство постепенно вытеснялось межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством. Под межхозяйственным землеустройством понимались проекты формирования новых и улучшения существующих землепользований вместе с установлением границ на местности, что способствовало реализации проектов внутрихозяйственного землеустройства в колхозах и совхозах на срок, равный сроку полного севооборота. .

Проекты внутрихозяйственного землеустройства были наполнены инженерно-техническим содержанием, агроэкономическими расчетами и землеустроительными решениями, требующими специальных знаний и навыков землеустройства высокого уровня.

В начале 30-х годов совершенствовался правовой режим всех категорий земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения. В 1933 г. ЦИК и СНК СССР установили, что в районах, где расположены группы взаимосвязанных промышленных предприятий, городов и поселков, застройка должна осуществляться по утвержденным СНК СССР Схемам районной планировки, а города — и реконструируемых по проектам планировки, утверждаемым облисполкомами или СПК АССР, союзных республик. Это было первое упоминание о районном планировании, где землеустройство все еще должно было быть «участником» прогнозируемого роста производительных сил.

В 1935-1938 гг., опираясь на Постановление СНК СССР «О выдаче государственных актов на безвозмездное (бессрочное) пользование землей сельскохозяйственным кооперативам», землемеры подготовили и выдали госакты для 236 тыс. колхозов и совхозов, что обеспечило им свыше 500 млн. гектаров земли. К 1937 г. 93% крестьянских хозяйств были вовлечены в колхозное и совхозное производство.

В 1936 г. формирование довоенного социалистического землеустройства вылилось в положения Конституции СССР, закрепившие право государственной собственности на землю. При этом государство решало две взаимосвязанные задачи:

* развитие и укрепление государственных и кооперативных форм сельскохозяйственного производства, основанных на производительном использовании всех средств производства;

* содействие субъектам, имеющим право пользования землей, в организации рационального территориального и внутрихозяйственного производства, в подборе культур для севооборотов и производственной инфраструктуры для обеспечения продуктивного использования новейшей техники, технологий и процессов сельскохозяйственного производства (Земельный кодекс РСФСР, 1991; ЦПК СССР, 1935).

К 1937 г. инициированы архитектурно-строительные проекты, а также проекты создания пригородных, санитарно-защитных и других зон для технических и правовых действий по закреплению земель за землепользователями. Это способствовало интеграции землеустройства, помимо сельскохозяйственного проектирования, в процессы отраслевого проектирования: градостроительного, транспортного, промышленного, горнодобывающего и т. д. В этих смежных отраслях цифровые и пространственные метрики землеустройства служили исходными данными для принятия решений. решения по основным характеристикам объектов, подлежащих установлению.

С этого момента началось землеустройство, которое впоследствии трансформировалось в комплексное землеустройство, дополнительную функцию решения территориальных, строительных и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих рациональное и комплексное развитие и размещение производительных сил (районное планирование и перспективное прогнозы).

Заключение

Вообще говоря, в довоенный период социалистическое землеустройство успешно «использовалось» государством как инструмент для решения следующих задач:

  • создание крупных сельскохозяйственных предприятий, продвигающих положения объективно действующего экономического закона: производительные силы были неразрывно связаны с производственными отношениями;
  • регистрация землепользователей как обладателей прав на государственное имущество;
  • земельный учет (земельный кадастр) как элемент государственного контроля за государственным имуществом и база данных для планирования развития народного хозяйства (Волков, 2020; Провалова и др. , 2019).

Ссылки

  • ВЦИК СССР. (1919). Постановление о социализации земли http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm

  • ВЦИК СССР. (1928). Общие принципы землепользования и землеустройства http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=28184#U0fPwwSAfwomTItV1

  • ВЦИК и СНК СССР. (1932). Постановление «Об установлении устойчивого землепользования для колхозов» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30371#xgkPwwSY5suGu2F71

  • Конституция СССР. (1977). (недействителен с 08 декабря 1991 г.) http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm

  • Указ о земле. (2005). http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm

  • Земельный кодекс РСФСР. (1991). (недействителен с 30 октября 2001 г.) http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102093289&обратная ссылка=1&&nd=102011236

  • Закон о землеустройстве в Российской Федерации N 78-ФЗ. (2005). https://cis-legislation.com/document.fwx?rgn=1492

  • Провалова Е.В., Лукьянова М.Н., Скроботова О.В., Иванова Р.М. (2019). Перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Ульяновской области. Журнал экологического менеджмента и туризма, 4, 809-818.

  • Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. (1917). https://w.histrf.ru/articles/article/show/vtoroi_siezd_sovietov_rabochikh_i_soldatskikh_dieputatov

  • УПК СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *