Принятие христианства русью привело к: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Принятие христианства на Руси – кратко о причинах и значении, кто принял и к чему привело (6 класс)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 253.

Обновлено 28 Января, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 253.

Обновлено 28 Января, 2022

Распространение христианства в Европе началось с IV века, когда оно стало религией Римской империи. К славянским народам христианство пришло позже по причине их проживания за пределами основного христианского государства ранних Средних Веков — Византии. В 860-е годы под влиянием Византии произошла христианизация Болгарии, а спустя 120 лет произошло крещение Руси.

Предыстория и события 988 года

Первые попытки крещения Руси греками относятся к 860-м годам и вошли в историю под названием «Фотиево крещение», от имени константинопольского патриарха Фотия.

Рис. 1. Крещение княгини Ольги.

Первым из князей династии Рюриковичей христианство приняла княгиня Ольга. Дата её крещения спорная, как правило, историки относят это событие к 957 году, то есть к последним годам правления императора Константина VII Багрянородного. Однако её сын Святослав остался язычником и воевал с Византией в 970–971 годах. Его наследники (Ярополк, Олег и Владимир), которые боролись за киевский престол в 972–980 годах, также были язычниками.

Князь Владимир правил Русью из Киева с 980 года и примерно до своего 30-летия в 988 году был язычником. В «Повести временных лет» есть упоминание о его общении в 986 году с мусульманами из Волжской Булгарии и с хазарами-иудеями. Ислам и иудаизм не понравились князю из-за запрета на алкоголь у мусульман и отсутствия своего государства у евреев.

В 987 году князь заключил союз с Византией против мятежного полководца Варды Фоки. В качестве условия Владимир потребовал от императора брака с его дочерью — царевной Анной. Владимир совершил поход на город Корсунь — византийскую крепость на месте современного Севастополя, и принял христианство.

Первым митрополитом в Киеве был назначен выходец из Византии Михаил, который прибыл туда из Корсуни. Он же начал назначать епископов в ключевые города Руси, например, Фёдора Грека в Ростов Великий.

Часть историков склонны считать, что в 950–980-е годы на Руси был период «двоеверия». Какая-то часть элиты приняла христианство. Об этом свидетельствуют археологические находки в Киеве, под Смоленском и в Пскове. К ним относят крестовидные подвески и христианские элементы погребального обряда.

Рис. 2. Князь Владимир Святой.

Значение христианизации

Руководство киевской митрополии Михаилом было кратким, с 988 по 991 год. Его сменил Леонтий, который занимал этот пост до 1007 года, а третьим митрополитом стал Иоанн, занимавший кафедру в Киеве с 1008 по 1035 год. Иоанна сменил Феопемпт, а последнего — Кирилл Грек. В 1051 году, то есть в конце правления князя Ярослава Мудрого, на Руси появился первый митрополит из русских, а не из византийцев. Им стал Иларион, занимавший этот пост с 1051 по 1054 год.

Он же стал автором одного из древнейших произведений русской литературы — «Слова о законе и благодати».

Принятие христианства на Руси привело к развитию культуры по византийским образцам. В 996 году в Киеве рядом с княжеским теремом была построена первая каменная церковь по греческому образцу — Десятинная. В 1037 году в Киеве возвели более крупный по размерам собор по образцу Святой Софии в Константинополе. Вскоре Софийские соборы появились в Новгороде и Полоцке. В конце XI века каменные соборы стали строить в Переяславле и Чернигове, а в XII веке, несмотря на феодальную раздробленность, каменные храмы строились всюду, от Старой Ладоги на севере до Галича на юге.

Также следствием принятия христианства стали династические браки XI века с христианскими королями Европы, появление первого русского свода законов («Русская Правда»), начало летописания, развитие декоративного искусства и появление первых монастырей в Киеве, Новгороде, Чернигове и Полоцке.

Христианство распространилось на Руси постепенно. В 990 году был крещён Новгород Великий, а к 1000 году — Полоцк. К 1070-м годам крестили северо-восточные окраины государства, например, Ростов Великий. Крещение племён вятичей на реке Ока продолжалось и в первой половине XII века.

Рис. 3. Крещение Руси, 988 г.

Что мы узнали?

Кратко принятие христианства на Руси изучают в школьном курсе истории 6 класса. Для детей важно понять суть событий 988 года и кто принял христианство из числа государственных деятелей. Этим человеком стал князь Владимир Святославич, занимавший престол в Киеве в 980 по 1015 год.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Андреева

    10/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 253.


А какая ваша оценка?

К вопросу о значении крещения Руси

Библиографическое описание:

Таскаева, Д. В. К вопросу о значении крещения Руси / Д. В. Таскаева, В. В. Володин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3140/ (дата обращения: 15.01.2023).



Крещение Руси киевским князем Владимиром Величавым считается одним из самых весомых и поворотных факторов истории, определившим вектор становления культуры всех восточных славян, которая с этого момента стала плотно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи.

Цель — охарактеризовать значение крещения Руси.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть крещения Руси как историческое событие отечественной историографии.
  2. Описать значение крещения Руси.

Реализуя первую задачу исследования, нами было рассмотрено крещение Руси как историческое событие в отечественной историографии.

Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года

В первую очередь Владимир стремился получить поддержку городских дворянских старейшин Градского. Им принадлежало право на предварительное совещание, и без него ни один вопрос не мог быть доведен до вечных споров. Старейшины согласились с договоренностями князя и заявили, что готовы к крещению. По замыслу Владимира, язычники должны были своими глазами увидеть тривиальность древней религии и неизбежность надвигающегося изменения веры. Для этого Владимир приказал снести Перунский храм, который несколько лет назад он сам приказал устроить «на холме за пределами Теремного двора». Благородным слугам было приказано оставить статую Перуна на земле, привязать ее к хвосту лошади и перетащить» с горы» на берег Днепра. После этого Владимир послал в город христианских священников, которые «шли полным ходом, учили людей вере во Христа». Роль проповедников взяло на себя небольшое количество священнослужителей киевских храмов и «корсунских священников», приехавших вместе с Владимиром.

Перед приходом болгарских священников стояла непростая задача: в течение нескольких месяцев подготовить всех киевлян к освящению летом. Только летом в водах Днепра можно было крестить многих соотечественников, так как в Киеве еще не было храмов с приспособленными для этого крестными домами. Священники неустанно объясняли молодым и старшим основы христианской веры. В их руках было Евангелие на славянском языке — дело равноапостольного Кирилла и Мефодия. Благодаря братьям Левым славянский язык стал четвертым языком (после иврита, греческого и латинского), и он воззвал о Сыне Божьем, посланном на землю, со словами: «Пусть не все, кто верит в него, умрут, но будут жить вечно»»

Князь Владимир терпеливо ждал добровольного выбора киевлян. К середине лета стало ясно, что большинство жителей Киева хотят принять крещение, некоторые до сих пор не решаются на выбор, а некоторые настаивают на язычестве. Крещение в Киеве прошло довольно мирно, ведь люди уже сами хотели принять новую веру. В других городах крещение прошло довольно резко.

Например, в Новгороде крещение состоялось только в 991-992 годах. Когда епископ Иоаким прибыл в Новгород, ситуация здесь обострилась до предела. Противники христианства сумели организовать и одержали верх над Неревским и на концах народа (в западной части города), взяли в заложники его жену и «некоторых родственников» Добрыни, не сумев перейти на другую сторону Волхова. Добрыня напрасно предупреждал их «словами лагоды» — они не хотели его слушать. Чтобы не допустить проникновения взвода Добрыни на левый берег города, новгородцы разогнали Волховский мост и поставили на берег два «безнравственных» (камнемета): «У яко есть враги». Положение княжеской стороны осложнялось знанием города и присоединением к нему священников. Ослушание на их лицах настигло достойных вождей. Выслушав эти слова, разъяренная толпа упала во двор Добрынина, где находились под стражей жена и родственники губернатора, и убила тех, кто был там. После этого все пути к примирению были отрезаны.

Реализуя первую задачу исследования, нами была охарактеризована роль крещения Руси:

Крещение Руси помогало укреплению внешнеполитического положения древнерусского государства, и эта конкретика ни у кого не вызывает сомнений. Все исследователи, каких бы исходных концепций они ни придерживались, допускают это и не особенно даже пытаются аргументировать. Максимова Е. Р говорила, Крещение Руси имело большее значение, так как это содействовало укреплению государства. Единая вера давала всем людям новое ощущение единства и общности. Благодаря принятию христианства увеличивается внешнеполитическое состояние нашей страны, налаживаются взаимоотношения с соседними христианизированными странами. Велика и духовная роль в принятии новой религии [1]. В самом деле, представляется очевидным, что принятие христианства значило вступление Руси в семью европейских христианских народов, увеличивало авторитет государства и доверие к его внешнеполитическим акциям. Христианство содействовало укреплению великокняжеской власти, упрочению связи между всеми частями государства, его внутренней устойчивости и, следовательно, военной и политической мощи. Хотелось бы обратить внимание на еще один серьезный аспект: христианизация Руси возвысила нравственный потенциал русского народа, столь необходимый для выполнения им его исторической миссии внутри многонационального государства и на интернациональной арене.
С ведением христианства наше государство приобрело массовый доступ к накопленным человечеством знаниям, в том числе познаниям историческим, политическим, естественнонаучным, а это не могло не вмещать положительных результатов для древнерусского государства. Наконец, по словам В. Пашуто, «Церковь в лице митрополита, епископов, священников, паломников стала авторитетным компонентом и внешней политики, и самой дипломатической службы» [2]. Ход собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы начался еще в дохристианскую эпоху. Князь Владимир в первый период своего властвования постарался использовать для укрепления единства религиозный фактор. Он реформировал староязыческие культы, учредив государственную религию с пантеоном богов во главе со славянским Зевсом-Перуном. Но этот княжеский бог и эта государственная религия оставались для народа такой же внешней силой, какой была княжеская дружина. Только утверждение христианства [3] привело к возникновению долговременных внутренних связей в государстве на всех уровнях и, главное на уровне клетки государственного организма — единичной личности. Объяснение факторов перехода Владимира в христианство побудило среди ученых полемику. Слабое объяснение митрополита Филарета — покаянное состояние братоубийцы и развратника Владимира. [4] Слабое пояснение Соловьева — недостаток и бессодержательность язычества. Общими причинами, по-видимому, была узкая связь Руси и Византии, постепенное усвоение христианства в русское общество, просвещение в Киеве авторитетной христианской общины; непосредственно на Владимира воздействовали воспоминания детства (княгиня Ольга), может быть, связь с благоверными христианками (Голубинский) [5]. Крещение киевлян случилось в 989 или 990 году, может быть, по внешней обстановке так, как поведано в «Повести временных лет». Несомненно, свежая вера повстречала определенное сопротивление, о котором безмолвствуют историки. Исключительно про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что там дело не ограничилось вооруженной борьбы. Христианство при Владимире распространялось на Руси медленно. Имелись ли при нем русские митрополиты — вопрос нерешенный. Остальные известия о времени Владимира большей частью достоверны, хотя не лишены прославленных тонкостей и формировались под воздействием всенародных преданий и песен.

В качестве выводов можно сформулировать положения:

  1. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры.
  2. Усиление государственности, политическое единство, престиж власти.
  3. Влияние на русскую культуру византийской и античной культур, развитие просвещения, искусства, архитектуры.
  4. Укрепление международного авторитета, сближение с христианскими государствами (Византией).
  5. Внедрение идеи равенства людей перед богом, что способствовало смягчению жестких нравов бывших язычников.
  6. Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся на века.
  7. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями». Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.
  8. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство было вынуждено воспринять и приспособить некоторые его черты.

Литература:

  1. Максимова Е. Р., and Муканалиева А. Р.. «Крещение Руси» Бюллетень медицинских интернет-конференций, vol. 5, no. 12, 2015, pp. 1571–1571.
  2. Иоанн (Экономцев), игумен. «Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства». Сборник статей «Православие, Византия, Россия». «Христианская литература», М., 1992. Стр. 46.
  3. Духовные, культурно-исторические, социо-политические и др. факторы и подробности обращения Владимира и русского народа в христианство в: Карташев А. В. «Очерки по истории русской Церкви». Электронный вариант; «Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года». Энциклопедия. Научное издательство «Большая Русская энциклопедия». М., 1994.
  4. Подобная точка зрения выражена и: Толстой М. В. «Рассказы из истории Русской Церкви». Электронный вариант.
  5. «Христианство». Энциклопедия Эфрона и Брокгауза. М., 1993. Том 1-й. Стр. 367.
  6. https://sergeytsvetkov.livejournal.com/563834.html
  7. Крещение Руси в 988 году и государство Русь
  8. Крещение Руси князем Владимиром

Ситуация в Киевской Руси до принятия христианства.docx — Ситуация в Киевской Руси до принятия христианства В 10 веке

Ситуация в Киевской Руси до принятия христианстваВ 10 веке продолжалось постепенное формирование русской государственности . С одной стороны, необходимо было решить вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, что привело к подчинению еще разрозненных славянских племен, с другой — постоянная внешняя угроза требовала больших усилий молодого феодального государство, только что начавшее складываться. В связи с этим вся бурная деятельность великого князя Святослава (отца Владимира) по отношению к России не была ни невниманием к ее интересам, ни бессознательным желанием пренебречь ею (как говорят в некоторых местах в летописи). Наоборот, все было рассчитано на решение крупных государственных задач. Важнейшая из них, заключавшаяся в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена достаточно успешно (прекратила свое существование после Волго-хазарского похода). Вторая задача — создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря (во взаимодействии с Болгарией) не была выполнена, так как здесь России противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. Борьба с печенегами началось в 10 веке. насущная потребность России. Вся благодатная лесостепь, густо покрытая русскими селами и городами, обращенная в степь, подвергалась внезапным набегам кочевников, расползавшихся по Русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей. сожжение деревень, разорение полей, обращение населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и делом общественным, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого были сунгинскими эпосами. Таким князем оказался внебрачный сын Святослава Владимир. В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине X века. некий Малько Любечанин. Его дочь Малушава была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, по-видимому, служил князю. Во всяком случае, былины сохранили память о том, что он был при княжеском дворе «женихом и приворотом», а потом стал царедворцем — «девять лет пробыл стольничем». Малуша Любеченко стала одной из наложниц Святослава, а ее Родился Владимир (год рождения неизвестен), которого потом долго упрекали в происхождении, называя его «робичичем» и «холопом». Его учителем стал дядя Добрыня. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но до следующего и как потом обернулась трагическая кампания в 9В 70 году Святослав решил поставить на княжение своих малолетних детей. Ярополку остался Киев, а Олегу — Древлянская земля. В то же время новгородцы, недовольные, быть может, властью княжеских наместников, послали просить Святослава отдать им в правители своего сына.

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Ваше Святейшество,

Уважаемые иерархи Русской Православной Церкви, дорогие гости, дамы и господа!

От всей души поздравляю вас с началом празднования знаменательного для нашей страны и всего православного мира события – 1020-летия принятия христианства на Руси.

Принятие православия явилось определяющим моментом в судьбе России. Чтобы это понять, писал Иван Ильин, не надо быть православным, достаточно знать русскую историю. Этот выбор дает представление об истоках нашей государственности, нашей великой культуры, национального характера и традиций нашего народа.

Вера поддерживала боевой дух и мужество защитников страны: ополченцев во главе с Александром Невским и Дмитрием Донским, героев 1812 года и Великой Отечественной войны. Она вдохновляла гения летописца Нестора, Андрея Рублева, Федора Достоевского, художников, зодчих и поэтов, создававших поистине бессмертные шедевры.

Православие неразрывно связало судьбы народов России, Украины, Белоруссии и народов других стран. У нас общие ценности и общий духовный путь, который начался с Крещения в Днепре. Наш долг беречь это бесценное наследие. Русская Православная Церковь всегда была хранительницей христианских ценностей. Оно выдержало множество испытаний, но неизменно вышло из них с достоинством, чтобы продолжить свое неутомимое служение и мученичество, укрепляя человечество в его стремлении к Добра, Милосердию и Справедливости.

Исполнилось 20 лет со дня празднования тысячелетия крещения Руси. Для Русской Православной Церкви, для всего нашего народа и общества это были без преувеличения годы кардинальных перемен. Это было время подлинного возрождения церковной жизни и подлинных духовно-нравственных ценностей. Посмотрите на церкви и монастыри, восстановленные из руин. Но самое главное, в души людей вернулась вера и надежда. Огромный нравственный смысл усилий по восстановлению единства Русской Православной Церкви состоит в том, что они являются плодом мечты нескольких поколений наших соотечественников, мечты о взаимном прощении и преодолении трагического раскола, вызванного братоубийственной Гражданской войной. .

От всего сердца хочу поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, и всех, кто вносит свой вклад в благое дело объединения Русского мира.

Государство и впредь будет поддерживать инициативы церкви, направленные на укрепление гражданского и межрегионального согласия, ее социальную, культурную, просветительскую и благотворительную миссию. Православие с самого начала отличалось исключительной терпимостью к другим религиям. Именно позиция Русской Православной Церкви способствовала созданию Российского государства как многонационального, так и многоконфессионального.

Поэтому я удовлетворен тем, что диалог между государством и церковью сегодня развивается столь содержательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *