Художественные принципы литературы классицизма -Литературоведение и теория литературы
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись: Художественные принципы литературы классицизма. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1286/ (дата обращения: 11.01.2023)
Содержание
Классицизм в Европе
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
Художественные принципы классицизма
Важнейшие черты классицизма:
- Обращение к образам и формам античного искусства.
- Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
- Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

- В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
- Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
- «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
- «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам).
Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни.
Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.
Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. — разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.
Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.
Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).
Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.
В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.
Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только.
..»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).
Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).
«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).
Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.
Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.
Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.
Классицизм и его художественные принципы в русской литературе
Основные признаки русского классицизма
- Обращение к образам и формам античного искусства.
- Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.
- Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник(неудачливый).
- В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
- Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одномместе), действия (1 сюжетная линия).
Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.
Своеобразие русского классицизма
Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории.
В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).
Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.
Начало
Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).
История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:
- 1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года) — предпосылки возникновения классицизма.

- 2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
- 3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
- 4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).
Тредиаковский и Ломоносов
Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение — и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными.
Державин
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.
Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…
Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог.
Ода «Бог», (1784)
Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!
Падение классицизма
В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.
Черты классицизма, его основные особенности в литературе
4.
4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 938.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 938.
Классицизм – одно из литературных направлений отечественной и мировой литературы. Понимание того, что характерно для классицизма, поможет в раскрытии особенностей данного направления.
Жанровое деление
Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.
Рис. 1. Жанры классицизма.Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.
Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.
Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.
Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.
Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.
Деление персонажей
Особенности классицизма в литературе заключаются в четком разграничении персонажей на героев положительных и героев отрицательных. Один персонаж может иметь либо порок, либо добродетель. Причем, один герой является олицетворением одного человеческого качества: например, жадность или мудрость.
Для обозначения качеств персонажа часто используют говорящие фамилии.
Персонажи, которые имеют пороки, оказываются наказанными в финале произведения. Это говорит о том, что добродетель торжествует над пороками.
Принцип трех единств
Произведения классицизма строятся на принципе трех единств: места, времени и действия. Это значит, что все повествование укладывается за одни сутки (единство времени) в одном и том же месте (единство места).
Сюжетная линия посвящена только одной проблеме, на решение которой отводится все повествование (единство действия).
Проблематика
Часто конфликт в произведениях классицизма строится на борьбе разума и чувства, где победу одерживает разум.
Основными проблемами являлись гражданские и общественные. Часто в произведениях поднималась проблема долга. Гражданский долг у персонажей классицизма оказывается важнее собственных чувств и стремлений.
Что мы узнали?
Классицизм – литературное направление, для которого характерно деление на высокие, средние и низкие жанры, причем смешение черт этих жанров непозволительно. Все персонажи делятся на положительных и отрицательных, они являются носителями определенных качеств, что подчеркивается с помощью говорящих фамилий. В произведениях классицизма действует принцип трех единств: времени, места и действия. В основе сюжета лежит конфликт разума и чувства. В произведениях классицизма поднимаются нравственные и гражданские проблемы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 938.
А какая ваша оценка?
Классические единства — Hull AWE
From Hull AWE
Перейти к: навигация, поиск
классических единств — это три принципа, которые, по мнению некоторых итальянских и французских литературоведов шестнадцатого и семнадцатого веков, должны управлять построением любой драмы. Принципы таковы,
- во-первых, что в пьесе должна быть одна сюжетная линия ( единство действия ) — в таких драмах не допускаются подсюжеты;
- , во-вторых, что события, составляющие сюжет, должны быть ограничены одним местом ( единство места ) — должна быть установлена только одна сцена; и,
- в-третьих, что эти события не должны длиться дольше одного дня ( единство времени ).

классических единств иногда называют аристотелевскими единствами или просто тремя единствами .
- Хотя доктрина классические единства оказали сильное влияние на французских драматургов Мольера (Жан Батист Поклен) (1622–1673) и Жана Расина (1639–1699), они оказали незначительное влияние на английских драматургов и широко считаются слишком ограничительными — критика, которая применима с особой силой ко второму и третьему принципам. Многие греческие трагедии и все пьесы Шекспира нарушают одно или несколько из трех единств .
- Сторонники девятого века в шестнадцатом и семнадцатом веках0007 классических единств претендовали на авторитет греческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) в отношении своих трех принципов, но на самом деле обсуждение трагической драмы в «Поэтике» Аристотеля дает им лишь очень ограниченную поддержку. Аристотель ничего не говорит о единстве места , и хотя он говорит, что, в отличие от эпической поэзии, не имеющей границ во времени, трагедия старается по возможности не превзойти или превзойти лишь немного , один оборот солнца (гл.
5, 1449b12-14), это явно гораздо менее директивно, чем принцип единства времени . Аристотель, казалось бы, больше симпатизирует принципу единства действия . В рассуждениях, перекликающихся с замечаниями платоновского Федра (см. 264c и 268d), он говорит, что трагедия должна быть подражанием единичному действию и составлять законченное целое (гл. 8, 1451а16-19, гл. 7, 1450b23-25), и что как таковая она должна иметь начало, середину и конец, т. е. сюжет должен начинаться в соответствующем месте, события, составляющие «середину», должны естественно следовать одно за другим. , и сюжет должен заканчиваться в соответствующей точке (гл. 7, 1450b26-34). Он также подчеркивает, что сюжет должен быть плотно построен и не содержать постороннего материала: все, присутствие или отсутствие чего остается незамеченным, не является реальной частью целого (гл. 8, 1451a30-35). Можно спорить, насколько эта дискуссия поддерживает принцип единства действия , по крайней мере при строгом толковании последнего, и во всяком случае, подобно предыдущему замечанию о том, что действие пьесы должно, по возможности, ограничиваться события одного дня, он занимается только трагедией, а не драмой вообще.
- Сторонники девятого века в шестнадцатом и семнадцатом веках0007 классических единств претендовали на авторитет греческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) в отношении своих трех принципов, но на самом деле обсуждение трагической драмы в «Поэтике» Аристотеля дает им лишь очень ограниченную поддержку. Аристотель ничего не говорит о единстве места , и хотя он говорит, что, в отличие от эпической поэзии, не имеющей границ во времени, трагедия старается по возможности не превзойти или превзойти лишь немного , один оборот солнца (гл.
Три Единства и Функции Трагедии
Три Единства
Единство действия: в пьесе должен быть один-единственный сюжет или действие, чтобы поддерживать интерес зрителей и это также может привести его к надлежащему очищению.
Единство времени: действие в пьесе не должно превышать одного оборота солнца.
Единство места: пьеса должна охватывать одно физическое пространство и не должна пытаться сжать географию, а сцена не должна представлять более одного места.
Эти три принципа называются единствами, и Три единства были единством действия, места и времени.
Функции трагедии
Аристотель указывает на то, что функция трагедии является для арома эстетическая цель. В этом контексте следует помнить, что у него было знаменитое обвинение Платона против аморального воздействия поэзии на умы людей.
Аристотель использует это слово в своем определении трагедии в VI главе «Поэтики», и было много споров о том, что именно он имел в виду. Ключевая фраза: «Трагедия через жалость и страх производит очищение от таких эмоций». Так что в известном смысле трагедия, возбудив в зрителе сильные чувства, имеет и целебное действие; после бури и кульминации наступает чувство освобождения от напряжения, спокойствия. Его теория Катарсиса состоит в очищении или очищении от чрезмерных эмоций жалости и страха. Видя трагедию и страдания главного героя на сцене, такие эмоции и чувства зрителей очищаются. Очищение от таких эмоций и чувств приносит им облегчение, и они становятся лучшими людьми, чем были. Таким образом, аристотелевская теория катарсиса выполняет моральную и облагораживающую функцию.
КАТАРСИС — это эмоциональный разряд, с помощью которого можно достичь состояния морального или духовного возобновления или достичь состояния освобождения от тревоги и стресса.




5, 1449b12-14), это явно гораздо менее директивно, чем принцип единства времени . Аристотель, казалось бы, больше симпатизирует принципу единства действия . В рассуждениях, перекликающихся с замечаниями платоновского Федра (см. 264c и 268d), он говорит, что трагедия должна быть подражанием единичному действию и составлять законченное целое (гл. 8, 1451а16-19, гл. 7, 1450b23-25), и что как таковая она должна иметь начало, середину и конец, т. е. сюжет должен начинаться в соответствующем месте, события, составляющие «середину», должны естественно следовать одно за другим. , и сюжет должен заканчиваться в соответствующей точке (гл. 7, 1450b26-34). Он также подчеркивает, что сюжет должен быть плотно построен и не содержать постороннего материала: все, присутствие или отсутствие чего остается незамеченным, не является реальной частью целого (гл. 8, 1451a30-35). Можно спорить, насколько эта дискуссия поддерживает принцип единства действия , по крайней мере при строгом толковании последнего, и во всяком случае, подобно предыдущему замечанию о том, что действие пьесы должно, по возможности, ограничиваться события одного дня, он занимается только трагедией, а не драмой вообще.