Причины события и характер смутного времени: Смута: причины, характер, основные этапы

Смута: причины, характер, основные этапы

Одним из самых трудных в истории России был период конца XVI — начала XVII вв., известный под названием «Смутного времени». Смута всколыхнула все русское общество снизу доверху. Осмысливая этот противоречивый период русской истории, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов и др. достаточно подробно и исчерпывающе исследовали фактическую последовательность событий, их экономические и социальные корни.

Начало Смуты было во многом связано с тем, что прервалась династия московского князя Ивана Калиты и российский престол стал ареной борьбы за власть многочисленных законных и незаконных претендентов — за 15 лет их было больше 10. Социально-политическая, а затем гражданская война «обескровили» молодое, бурно растущее Русское государство. Страна оказалась ввергнутой в череду кровавых внутренних потрясений, которые едва не подвели черту под ее существованием. Общество разделилось на несколько враждующих группировок, часть русских территорий оказалась захваченной врагами, центральной власти не было, возникла реальная угроза потери независимости.

Смута — это порождение сложного социального кризиса, а поводом к ней было пресечение династии Ивана Калиты. Но подлинные причины, по  мнению В.О.Ключевского, были в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.

Историки советского периода, рассматривая данные события, выдвигали на первый план фактор классовой борьбы. Ряд современных исследователей называют Смуту первой гражданской войной в России. Есть и другое объяснение содержания Смуты — это мощный кризис, охвативший экономическую, социально-политическую сферу, мораль. Это период фактического безвластия, хаоса, небывалых общественных потрясений.

Предпосылки Смуты зарождались еще в период правления Ивана Грозного, который резким укреплением деспотического всевластия заложил основы данного кризиса.

Ухудшению ситуации способствовало поражение в Ливонской войне (1558 — 1583 гг.), которое привело к огромным людским и материальным потерям. Эти потери значительно увеличились после разгрома Москвы Крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г.

В качестве важной предпосылки, приведшей к Смуте, историки называют и последствия «тиранического» правления Ивана Грозного. Опричнина, репрессии против реформаторов потрясли все общество, нанесли удар по экономике страны, общественной нравственности.

После смерти Ивана Грозного (1584 г.) на престол взошел его младший сын от первого брака — Федор. Это был слабый, болезненный, кроткий и глубоко набожный человек. Зная это, московское боярство рассчитывало, что царь Федор будет послушной игрушкой в их руках. В начавшейся борьбе за власть победу одержал Борис Годунов. Он происходил из второстепенного боярского рода. Поэтому высшая знать относилась к нему с пренебрежением, как к «выскочке». Б.Годунов сумел укрепить свое положение при дворе Ивана IV, женившись на дочери любимого царского опричника — Малюты Скуратова. Еще более прочные позиции он занял в Москве, когда царь Федор женился на его сестре Ирине.

В исторической литературе отмечается, что с 1588 г. Б.Годунов стал реальным правителем в стране. Именно в этот период времени официальным решением Боярской думы ему было дано право самостоятельно принимать иностранных государей. В этой деятельности он проявил себя как дальновидный и опытный политик.

В 1598 г. умер царь Федор. С его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. Государство стало ничьим, так как наследников царской династии не осталось. В этих условиях высшая московская аристократия возобновляет борьбу за власть.

В развитии Смуты выделяют три периода:

1) династический период борьбы за престол;

2)     социальный — период, который характеризуется междоусобной борьбой различных слоев русского общества и вмешательством в эту борьбу интервентов;

3)     национальный — период, в течение которого разворачивается борьба народа с иноземным господством, период, завершившийся созданием национального правительства во главе с М.Ф.Романовым.

По определению С.Г.Пушкарева, начавшаяся борьба за власть в   1598 г. привела к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе «всех против всех».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В начале 1598 г. Земский собор избрал  царем  Б.Годунова  (1598 – 1695 гг.). Он был первым в истории России выборным царем.

Историки по-разному оценивают Бориса Годунова и период его царского правления. В.Н.Татищев называл Б.Годунова творцом крепостного режима в России. Н.М.Карамзин полагал, что Б.Годунов мог заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он был законным царем.           В.О.Ключевский отмечал значительный ум, талант Б.Годунова, хотя и подозревал его в двуличии и коварстве.

В современной историографии эти противоположные мнения о Борисе Годунове сохранились. Одни историки изображают его как временщика, политика, неуверенного в себе и боявшегося открытых действий. Другие исследователи, напротив, изображают Б.Годунова как очень мудрого государя. Р.Г.Скрынников писал, что у Б.Годунова было множество великих замыслов, но неблагоприятные обстоятельства помешали ему их осуществить.

В начале XVII в. на Россию обрушились стихийные бедствия, а затем началась гражданская война. В 1601 — 1603 гг. всю страну охватил страшный голод. Сильные дожди и ранние морозы истребили все крестьянские посевы. Запасы хлеба быстро исчерпались. По всей стране люди умирали от голода. Согласно письменным источникам, за три года вымерла треть царства Московского. В годы голода Б.Годунов дважды (в 1601 и 1602 гг.) издавал указы о временном возобновлении выхода крестьян в Юрьев день. Таким путем он хотел ослабить недовольство народа. Хотя действие указов не распространялось на крестьян с боярских и церковных земель, они вызвали мощное сопротивление со стороны феодальной верхушки. Под их давлением в 1603 г. царь отказался возобновить  Юрьев день.

В стране возникла сложная ситуация, которой воспользовалась польская шляхта.

В 1604 г. началось вторжение в пределы российского государства войска Лжедмитрия I  — человека, выдававшего себя за царевича Дмитрия  (последнего сына Ивана IV). Дмитрий погиб в детском возрасте, что дало пищу для разных слухов. Лжедмитрий I получил военную поддержку польских феодалов, которые стремились захватить Смоленск и Черниговские земли. Польская интервенция разворачивалась под предлогом восстановления на российском престоле законного царя – Дмитрия. 

15 августа 1604 г., собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч российских казаков, Лжедмитрий I начал поход на Россию.

В начале 1605 г. его войско вошло в Москву с призывами свергнуть Бориса Годунова. Царь послал против самозванца большое войско, которое действовало весьма нерешительно. В это время, 13 апреля 1605 г., В Москве внезапно (видимо, от инфаркта) умер царь Борис.

Смерть Годунова дала толчок к дальнейшему развитию Смуты в Русском государстве. Началась грандиозная гражданская война, которая потрясла страну до основания.

В июне 1605 г. на русском   престоле появился новый царь — Дмитрий I. Он повел себя как энергичный правитель, пытаясь создать союз европейских государств для борьбы с Турцией. Но во внутренней политике у него не все было удачно. Дмитрий не соблюдал старые русские обычаи и традиции; поляки, приехавшие с ним, вели себя высокомерно и заносчиво, обижая московское боярство. После того как Дмитрий обвенчался со своей невестой-католичкой Мариной Мнишек (приехавшей из Польши) и короновал ее как царицу, бояре во главе с Василием Шуйским подняли против него народ. Лжедмитрий I был убит.

На русский престол сел Василий Шуйский (1606 — 1610 гг.). Опираясь на высшую московскую знать, он стал первым в русской истории царем, который, вступая на престол, поклялся ограничить свое самодержавие. Хитрый и коварный политик, Василий Шуйский обещал подданным править по закону, сохранить все боярские привилегии, выносить приговоры только после тщательного расследования. Это был первый договор российского царя со своими подданными.

В.О.Ключевский писал, что Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам. Это была робкая попытка создания правого государства в России.

Но никакие попытки договориться с народом не принесли удачи, не успокоили российское общество. Начался социальный этап Смуты.

Весной 1606 г. начался мятеж, известный под названием восстания И.Болотникова. Эти события В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов рассматривали как социальную борьбу масс против наступления крепостного права. Советские историки, подчеркивая социальную сущность этих событий, применяли такие термины, как «крестьянская революция», «казацкая революция», «крестьянская война». В последние годы в отечественной историографии концепция крестьянской войны отброшена и заменена более убедительным анализом «первой гражданской войны в России».

Социальная база восстания И.Болотникова была очень «пестрой»: обездоленные, беглые холопы, крестьяне, казаки и даже бояре. Согласно источникам восставшие имели две армии: одну возглавлял И. Болотников с князьями А.Шаховским и Б.Телятевским, другую — помещик из Тулы И.Пашков, которому позже присоединился дворянин П.Ляпунов. Обе повстанческие армии не отличались друг от друга по характеру, социальному составу, методам борьбы.

Причины данного восстания достаточно сложные. С одной стороны, глубокий социальный кризис и усиление крепостничества ухудшили положение народа и способствовали росту волнений на местах. С другой стороны, к восставшим холопам присоединились казаки, дворяне, бояре. В призывах лидеров восстания не было лозунгов к изменению социального строя. Более того, своим соратникам И.Болотников раздавал конфискованные земли, и они становились помещиками. Поэтому трактовать данное восстание в целом как антифеодальное нельзя.

Обе армии повстанцев дошли до Москвы, где весной 1607 г. были разбиты. Это событие еще больше усложнило ситуацию: распространялись грабежи, уголовщина, появился Лжедмитрий II. Под его знаменем собрались угнетенные народы, казаки, часть служилых людей, отряды польских и литовских авантюристов. Лжедмитрий II выдавал себя за царя Дмитрия, спасшегося в Москве от боярского заговора. Он опирался на военные силы польских феодалов и на отряды казаков. По мнению В.Б.Кобрина, Лжедмитрий II унаследовал авантюризм своего предшественника, но не его таланты. Имея почти 100-тысячную армию, он не смог навести в ее рядах порядок, выбить Василия Шуйского из Москвы. Лжедмитрий II в июле 1608 г. разбил лагерь неподалеку от столицы. Полтора года в России существовали две равноправные столицы — Москва и Тушино — каждая со своим царем, думой и патриархом. Страна разделилась: одни были за царя Василия II, другие — за Лжедмитрия II. Борьба между царем и самозванцем шла с переменным успехом, пока не появилась третья сила — сын польского короля Сигизмунда III Владислав.

Дело в  том,  что  в  1609 г. В.Шуйский призвал себе на помощь шведскую армию. Первое время русско-шведские войска успешно боролись против польских, но вскоре шведы стали захватывать новгородские земли. В результате интервенция расширилась. Присутствие на территории России шведских войск  вызвало гнев польского короля Сигизмунда III, так как он враждовал со Швецией. В сентябре 1609 г. он со своим войском перешел границу и осадил Смоленск. В это время здравомыслящие люди из разных лагерей пришли к интересному компромиссу: предложили русский престол Владиславу, сыну польского короля. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит в конце 1610 г. Царь Василий был свергнут с престола летом 1610 г. и насильно пострижен в монахи. У власти оказалась группировка из 7 бояр – «семибоярщина». В этот момент Сигизмунд неожиданно для всех решил отобрать престол у своего сына. Все планы сторонников разрешения конфликта рухнули. Московский престол снова оказался пустым.

Эскалация польско-шведской интервенции на русской территории привела к началу третьего — национального этапа Смуты. В это крайне тяжелое время для страны ее патриотические силы сумели объединиться и дать отпор притязаниям захватчиков. В 1611 г. земский новгородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский объединили народ в ополчение и сумели освободить русские земли от интервентов. Это было началом борьбы за возрождение Русского государства.

Необходима была сильная    центральная власть. В начале 1613 г. был созван Земский собор для избрания нового царя. Им был избран сын знатного боярина — Михаил Романова (1613 — 1648 гг.). Его репутация была чиста, род Романовых не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени. И хотя М.Романову было всего 16 лет и у него не было никакого опыта, за его спиной стоял влиятельный отец – митрополит Филарет.

Михаил Романов вступил на престол в возрасте 16 лет. Перед правительством молодого царя стояли очень сложные задачи: 1) примирить враждующие группировки; 2) отразить атаки интервентов; 3) вернуть некоторые исконно русские земли; 4) заключить мирные договоры с соседними странами; 5) наладить в стране хозяйственную жизнь. За сравнительно небольшой срок эти трудные задачи были решены.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Смута: причины, характер, основные этапы

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Смута: причины, характер, основные этапы

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Смута: причины, характер, основные этапы

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва)

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва)

Георгий Грачёв

Роль Смуты в русской истории и культуре

Среди значений слова «смута», приводимых В. И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный. И в самом деле, это время непонятных перемен, и люди не успевает за сменой царей, не понимает смысл происходящих событий. Движения быстры и неопределенны и не имеют чёткости. Кто был вчера союзником, сегодня враждуют, а вчерашние враги действуют сообща. Тогда было возможно из монахов попасть в цари, из холопов в предводители дворянства, в мутной воде добыть богатство и звание. Любое время самозванцев – это время подмен и имитаций. Суть происходящего в смутное время хорошо определяется как «воровство». Это не только присвоение чужого имущества. Это обман, самозванство, – это присвоение чужого достоинства, это измена, и в конечном определении – это неправда.

Исторические исследования определяют смутное время как глубокий духовный, династический, экономический, социальный кризис. Признаки: самозванство, гражданская война, интервенция. Это время «шаткости», «нестроения», «смущения умов» –  помрачения национального духа. Что это несчастное стечение обстоятельств или происки внешних врагов-поляков?

Есть справедливое мнение, что Смутное время происходит от предыдущего XVI века. Уже при Иоанне Грозном началась модернизация страны в попытке реализовать идеи симфонии духовной и светской власти и своего видения образа православного царя. Опричнина во многом являлась инструментом воплощения этих идей. Следствием её, а также локальных войн при Иоанне IV явилось разорение экономики, социальная напряженность, страх и духовная отчужденность. То, что мы сейчас называем гражданским обществом, было подавлено. Предметом разделений стала земля – главный капитал страны. Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых приближал катастрофу государственности. Но главное, Смута происходила в умах.

Началась она явлением совсем случайным – пресечением династии, и в дальнейшем представляет собой много труднообъяснимого. Например – поляки и литовцы, вместе с немцами и шведами против русских вместе с татарами и башкирами при поддержке венгров, шведов, англичан и поляков. При этом интервенции как таковой нет – всех позвали в разное время на помощь. Да и поляки и литовцы кто? Та удалая шляхта, рыцари, в действительности часто оказываются представителями русских дворянских родов, при этом ещё и православными. Ведь Литва была второй половиной Руси. Во многом это были искатели приключений и легкой наживы. Во время «семибоярщины» непримиримые соперники, поляки и шведы проявили единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее, пользуясь удобным случаем.

Движущая сила Смуты, скорее всего в казачестве. Именно казачество составило ударный отряд войск Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; именно казачество было главной силой первого ополчения, но оно его и развалило; оно поддерживало ополчение Минина и Пожарского, казачество сказало решающее слово в избрании Земским собором новым царем Московским Михаила Романова; но и оно же продолжало Смуту и после воцарения Михаила, без казачества не было бы Смуты. «Казаки – люди различных племен, из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, карельской и немецкой… говорят преимущественно по-московски». Кроме холопов и беглых крестьян там есть и аристократы. Свободно относились казаки ко всем без исключения «самодержцам» – России, Польши и Турции и чувствовали себя независимыми настолько, насколько каждый из монархов в данный момент мог быть им полезен. В тогдашней реальности казачество определялось как: ворьё, сегодня сказали бы ОПГ. Никому до конца не подчиняются, переметываются на ту или на эту сторону в зависимости от выгоды, промышляют разбоем и грабежом тех, кто еще продолжал работать и добывал хлеб насущный. Поляки уточняют: битвы Смутного времени — это в конечном счете «баталии казаков с казаками же». Неспроста опасался Дмитрий Пожарский ездить к казакам: убийства, удары в спину, непредсказуемая агрессия — это всё русская Смута. И казаки — лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.

После смерти царя Феодора, не оставившего после себя наследника, земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова – первого в русской истории выборного монарха. Его выборность уже была сомнительна для очень многих русских людей. Помимо того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, который не обрушивается случайно, когда 3 года земля ничего не родила – будто и природа наказывает. Люди стали покидать боярские вотчины. Страна беднела. Если сейчас главное сокровище – природные богатства, то тогда это были человеческие руки.

Кроме того, в  этот период Россия находится на острие некого проекта глобализации. Западная цивилизация в конце ХVI века добивается определенных очевидных успехов: создание мощной католической империи – Речи Посполитой, включающей в себя Польшу, Литву, Украину и Белоруссию и возникла угроза включения в эту империю и Московское Царство. Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство поддержало Лжедмитриев, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию, поскольку ему самому очень нужен был большой успех. Добавилось и то, что в конце XVI – начале XVII в. набрала силу католическая реакция, называемая Контрреформацией против движения протестантов – Реформации. И на Русь вытеснялись протестанты, воины одного из польских воевод – Лисовского были в значительной части протестантами.

Русская элита того времени во многом не сопротивлялась интегрированию в общеевропейское пространство, принятию новые западных ценностей, новой династии и даже новых религиозных ценностей – и в какие-то моменты это реализуется – на Лжедмитрии I. В это время «элита» фактически предала Россию, впустив в Москву интервентов, стремясь реализовать переход России на европейский путь развития, используя польскую династию и войска. Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова. А когда боярский заговор окончательно созрел на престол вступил князь Василий Шуйский. Во время Шуйского, смута из дворцовой, боярской, принимает характер смуты народной.

Большинство деятелей Смуты прошло через горнило царствования Ивана Грозного. Тогда были посеяны семена, давшие затем страшную поросль: отступничество, клятвопреступления, жестокость, насилие. Единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться трудно, и вот доходит дело до открытой измены, тайно, ночью, впускают в Москву интервентов. Как ни развиваются события Смуты – все время присутствует тема измены и предательства.

С каждым нарушением клятвы что-то уходит, и прежде всего уходит правда. Со смертью Бориса Годунова, который получил царские полномочия от Земского Собора, народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола Федора, попустил его злодейское убийство и присягнул самозванцу Лжедмитрию. Клятвопреступление стало фактом. Далее лукавство продолжилось. Князья Шуйские и Голицыны договариваются свергнуть самозванца. По всем юридическим нормам того времени они совершают государственную измену. Что бы ни было в прошлом, на данный момент Лжедмитрий – законный, легитимный государь, венчанный на царство. На импровизированном Земском соборе царем был избран князь Василий Иванович Шуйский. Исследователи не щадят этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол. Трудно было поверить в искренность того, кто недавно уверял в смерти царевича Димитрия, затем в истинности Лжедмитрия, а спустя лишь месяцы объявившим его лгуном и изменником. Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении.

Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия в 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена и патриарха Иова – просить, чтобы тот разрешил «всех православных в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов прибыл в Москву. 16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный церковный Собор о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении. Таким образом, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени.

Но Смута на этом не прекратилась. В 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген изъяснял народу, что, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия. Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись междоусобицы, и общество продолжало пребывать во власти произвола, властолюбия, лицемерия и вражды. После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам. В августе 1610 года бояре «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия – не принял православия.

О подобных временах, с тяжелым чувством пережитого, через 300 лет, накануне февральской революции, св. царь-мученик Николай II скажет: «Кругом измена, трусость и обман». «Прямых людей» мало, но они есть и влияют на настроение всей земли. Патр. Гермоген и Пожарский всегда поддерживают хотя бы минимально-лигитимную власть «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу показал…и  на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости..». Героическая страница истории Смуты – подвиг князя Михаила Волконского, защищавшего Пафнутьев-Боровский монастырь от «Тушинского вора». После предательски открытых ворот, со словами: «Умру у гроба Пафнутия чудотворца», воевода стал у раки и бился с врагами до тех пор, пока не пал, изрубленный. Волконский – один из немногих, верных присяге служилых людей, не запятнавших себя изменой Отечеству.

Именно под влиянием святых – святителя Гермогена и преподобного Иринарха Затворника формируется народное ополчение. Патриарх Московский Гермоген по всей стране рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию интервентов. Видя непреклонность патриарха, поляки арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не смогли: многочисленные послания достигли цели. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах.

Ополчение явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и прекращения смуты. Собираются люди, которые не перемётываются, не присягают «ворам», с твердыми убеждениями  Это стало первым чудом. Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении,  вражде, желании своекорыстных выгод, в измене, а не жертвенном служении высокой цели освобождения России. Второе чудо – в понимании, что только Господь творит чудо единства, а вражда – это не следствие внешней интервенции, а глубокие внутренние пороки человеческой природы, вызванные, собственными страстями. Люди, по рождению христиане,  осознали, что им надо быть христианами не по букве только, но и по духу, т. е. покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин и стать одно со Христом и едиными друг с другом во Христе. Все это и было сделано. Это было единство, осознанное и достигнутое во Христе, нравственно-религиозное, а не только военно-политическое.

Избрание царем Михаила Романова стало свидетельством, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями – традициям общинности и сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя – инокиня Марфа – не было в те годы более опасного занятия, чем царское служение. «Московского государства всяких чинов люди по грехом измалодушествовались, – говорила инокиня Марфа, – дав свои души прежним государям, не прямо служили».

Заново переосмысленные в Смутное время традиции, составляли внутренний смысл русской цивилизации и были укоренены в православии. Поляки на фресках изображены как грешники, нужно было показать явное разделение добра и зла. В Речи Посполитой мировосприятие все более освобождалось от религиозных элементов. Менялся стиль жизни и склад мышления людей: стало цениться и точно измеряться время; культура стала ориентироваться не столько на прошлое и освященные им образцы поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм значили все больше и больше. Стала больше цениться красота в повседневном быту. Более богатым, сложным и утонченным стал наряд представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты появились зеркала, постельное белье, стены, обитые обоями, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель. Идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни. Развлечение перестало расцениваться как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни.

Русь столкнулась скорее не с попыткой окатоличивания военной силой, а с соблазнительным вольным образом жизни шляхты. Как вообще относится к новому? Народ выдержал эту культурную интервенцию. Был дан ответ на вызов западной цивилизации. Идеей народа осталась святость, которую не смогли показать интервенты. Базовыми ценностями остались: совесть – главное мерило поступков в обществе. Это и отношение к правде – как высшему основанию; и культура – как правда; и справедливость – как существование с правдой. И конечно вера, идея спасения души, понимание греха и покаяние. Это было наследие наших предков. Результатом преодоления смуты явилось создание Московского государства, задел которого – вера, как неделимый остаток, сохранялся до 1917г. Осталась ли верность присяге после этого? Патриарх Алексий II произнес очень значительные слова: “Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян – до канонизации царя Николая II и его семьи. Продолжает ли этот грех лежать тяжелейшим грузом на душе народа?

10 вещей, о которых нужно помнить, переживая трудные времена

Доверяйте себе. Как бы плохо вы себя ни чувствовали, это тоже пройдет

Thomas M. Barwick INC

Возможно, у вас не лучшая неделя… или месяц… или год. Я понимаю. Многие чувствуют то же самое.

Итак, если вам сейчас тяжело, вот 10 истин, которые помогут вам лучше пережить этот «шторм» и стать лучше.

1- Размышление о том, что вы не хотите работает против того, что вы хочу

У каждого из нас есть свое представление о том, как все должно быть. Поэтому, когда наши планы рушатся и реальность, в которой мы оказались, далека от той, ради которой мы работали, легко вступить в борьбу с жизнью. Но больше всего нас смущают не внешние условия нашей жизни, а картина в наших головах о том, какими, по нашему мнению, должны быть эти условия. Когда вы отпускаете и принимаете свою реальность такой, какая она есть, есть , вы восстанавливаете энергию, потерянную в битве с тем, что есть 9.0012 не .

2- Вам уже приходилось преодолевать трудные времена. Вы будете снова.

Конечно, они не такие, как тот, с которым вы имели дело сейчас. Но у вас есть 100% вероятность успеха в преодолении сложных ситуаций. И если вы вспомните о них, вы вспомните, что в то время, когда вы беспокоились, теперь у вас может быть то, что нужно, только чтобы обнаружить, что у вас есть. Что ж, та же склонность недооценивать свою жизнестойкость все еще заложена в вас. Так что просто помните, вы способны на сложные вещи. Вы поднимались над ними раньше, вы снова побеждаете.

3- Как бы плохо они себя ни чувствовали сейчас, так не будет всегда ситуация. На самом деле, в разгар кризиса мы склонны думать, что всегда будем чувствовать себя так, как сейчас. Не правда. «Дело не в том, что ничего не болит, — говорит Гилберт. «Дело в том, что они не болят так долго или так сильно, как мы думаем, что они будут». Поэтому, как бы плохо вам ни было сейчас, знайте, что вы не будете чувствовать себя так вечно. Надежда — это риск, от которого нужно идти.

4- Вы больше, чем ваши проблемы

Какими бы трудными ни были ваши обстоятельства, не позволяйте им определять вас или становиться вашей личностью. Вы — это не ваши невзгоды, не ваш статус работы, не выписка из банка, не неприятный развод и не что-то , что с вами когда-либо случалось. Что-либо. Кто вы есть, находится далеко за пределами любых внешних измерений, ситуаций или переживаний.

ЕЩЕ ОТ FORFORBES ADVISOR

Не навешивайте на себя ярлыки, которые сковывают вас или изображают из себя жертву жизни. Как писал один из первых психиатров Альфред Адлер в  Что для вас должна значить жизнь, «Мы определяем себя значениями, которые мы приписываем ситуациям».

Не ваши невзгоды формируют вас, а то, кем вы являетесь перед лицом своих невзгод. Не позволяйте проблемам быть вашей личностью.

5- Ничто лишает душевного спокойствия быстрее, чем страх

Чем неопределеннее наше будущее, тем больше мы склонны превращать наши прогнозы в страшилки, вызывая в воображении весь спектр воображаемых неприятностей. Тем не менее, поскольку наш мозг настроен на то, чтобы больше концентрироваться на потенциальных потерях, чем на потенциальных выгодах, большинство наших страхов, связанных с наихудшими последствиями, никогда не сбываются. Так что живи своим беспокойством один раз. Сосредоточьте свое внимание на том, что находится перед вами сегодня. Завтра повторить.

Цитируя Марка Твена,   «Я старый человек и познал много бед, но большинство из них никогда не случалось».

6- Это нормально чувствовать себя не в порядке

Мой сын виртуально заканчивает среднюю школу. Пока мы сосредотачиваемся на том, за что мы должны быть благодарны, он все еще грустит по этому поводу. Его потеря реальна. Я уверен, что в последнее время вы испытывали собственное чувство утраты. Многие из нас упустили опыт, которым мы бы дорожили из-за этой пандемии. Вручение дипломов. Дни рождения. Свадьбы. Похороны.

Многие также потеряли свой бизнес, работу, средства к существованию и планы на будущее. Не говоря уже о сотнях и тысячах жизней, которые этот кризис унес и унесет — от самого вируса и от бедности и отчаяния, вызванных мерами, принятыми для его сдерживания.

Грусть. Злость. Разочарование. Уныние. Тоска. Разочарование. Завидовать. Повредить.

Эти эмоции являются неотъемлемой частью человеческого опыта.

ЕЩЕ ОТ FORBESОстерегайтесь токсичного позитива: нормально не чувствовать себя хорошо Доктор Марджи Уоррелл

К сожалению, мы живем в культуре, которая часто делает позитивность чрезмерной и страдает от феномена, известного как «токсичная позитивность».

Итак, если вы плохо себя чувствуете из-за плохого самочувствия, разрешите себе не чувствовать себя на вершине мира, все дней, каждые дней. Вы все еще можете быть позитивным человеком и переживать трудные времена.

Все эмоции законны и должны быть подтверждены. Отрицание, минимизация и маскировка сложных эмоций, которые естественным образом возникают, когда мы сталкиваемся с трудностями, не заставит их уйти. Это просто заставляет их закапываться глубже, пока они в конечном итоге не выражаются нездоровыми и деструктивными способами.

«Негативные эмоции необходимы нам для процветания», — написала Барбара Фредриксон в своей книге «Позитивность». Так что не ругайте себя за отсутствие оптимизма. И не притворяйтесь, что вы на вершине, когда чувствуете себя подавленным. В конце концов, притворяться сильным — это все равно притворяться.

Чувствуете ли вы грусть, злость, разочарование или просто сильное уныние по поводу своего будущего, проявите сострадание к себе и дайте этим эмоциям необходимое пространство. Уважайте их законность. Только не зацикливайтесь на них. Эмоции, которыми вы не владеете, будут владеть вами.

7- Вера не устраняет ваши проблемы, она их преображает

Мы не можем соединить точки, двигаясь вперед. Мы можем соединить их только оглядываясь назад. Так что сохраняйте веру в то, что какой бы запутанной ни была ваша ситуация прямо сейчас, со временем все точки сойдутся.

Вера в то, что действует некий высший порядок, не устраняет ваши проблемы, но меняет ваше отношение к ним. Как я писал в книге «У вас есть это!», смелость верить в то, что все, в конечном счете, пойдет вам на пользу, расширит ваши возможности для того, чтобы видеть хорошее — и делать все возможное — даже в самых сложных ситуациях. С другой стороны, работа из-за страха только уменьшит его.

Возможно, те бури, которые, как вы думаете, пришли, чтобы прервать ваш путь, на самом деле просто раскрывают его. Самые ценные главы нашей жизни часто получают название намного позже.

Верь и дерзай.

8- Вместе мы смелее, чем поодиночке

Разделенное бремя действительно вдвое меньше? Кто может сказать. Но это, безусловно, облегчение ноши. Различные исследования, в том числе Гарвардское лонгитюдное исследование, показали, что люди с сильными социальными связями были более устойчивыми, когда жизненные трудности нарастали, чем люди без них.

Человеческая природа такова, что часто, когда мы переживаем трудные времена, мы склонны надевать маску и отдаляться от тех самых людей, которые могли бы помочь нам пережить это лучше.

Вот почему так важно, чтобы ваш страх показаться слабым или нуждающимся не мешал вам протянуть руку и поделиться правдой своей жизни. Как я обнаружила много раз в своей жизни, включая недавнюю госпитализацию моего мужа из-за Covid-19 (к счастью, теперь он полностью выздоровел!), мы гораздо более тесно связаны через нашу уязвимость и борьбу, чем через наши победы. и успех.

Обращение к другим в моменты моей уязвимости подняло меня и помогло мне пережить эти первые несколько дней с гораздо большей смелостью, чем в противном случае.

Итак, если вы испытываете трудности, я призываю вас обратиться к людям в вашем мире, которые, как вы знаете, заботятся о вас. Признайтесь, что вы чувствуете. Заручиться поддержкой. Просьба о помощи никогда не является признаком слабости; это признак смелости, который показывает, что вы хотите быть сильнее.

9- Жизнь не случается с тобой, она случается вместо ты

Ты не был бы и наполовину тем, кем ты был сегодня, если бы все, чего ты когда-либо хотел, пошло по плану. Вы можете не выбирать свои нынешние обстоятельства, но они молчаливо приглашают вас стать тем человеком, которым вы хотите быть внутри себя.

Невзгоды могут познакомить нас с аспектами нашей человечности — сильными сторонами, талантами и более глубокими измерениями нашего собственного существа — к которым мы не могли бы получить доступ без них. Так что примите эти неприятные эмоции за возможность учиться и расти совершенно новыми способами.

Как я уже писал ранее, рост и комфорт не могут ездить на одной лошади. Просто потому, что опыт тяжелый, не значит, что он плохой. Иногда самое худшее, что когда-либо случалось с нами, может оказаться самым лучшим.

10- Поверьте себе, что что бы ни случилось, вы справитесь

Большинство людей недооценивают свою способность к жизни. Они раскручивают себя как историю о том, что если «это» случилось, они не смогли бы с этим справиться. Тем не менее, как я обнаружил при исследовании У тебя есть это! Изменяющая жизнь сила доверия к себе Столкнувшись с серьезным жизненным кризисом или серьезной невзгодой, люди обнаруживают в себе гораздо большую способность к жизни, чем они себе представляли.

Рассказывая о душераздирающей потере своего одиннадцатилетнего сына Люка, убитого бывшим партнером, Рози Бэтти поделилась со мной (Live Brave Podcast, ep. 38):

«Никогда нельзя недооценивать силу человеческий дух. Мы можем чувствовать себя совершенно подавленными, но внутри нас есть сила, которая может подняться снова, даже из самых темных времен».

Доверие к себе может не изменить ваш опыт  в  жизни, но может изменить ваш опыт  из  жизни.

Чем больше вы верите, что «у вас есть это, », тем скорее вы это сделаете.

Основной доклад  докладчик о смелой жизни и лидерстве , Марджи Уоррелл только что опубликовала свою пятую книгу  У вас есть это! Изменяющая жизнь сила доверия к себе (Wiley)

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — симптомы и причины

Обзор

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это состояние психического здоровья, вызванное ужасающим событием — либо переживанием, либо свидетелем Это. Симптомы могут включать воспоминания, ночные кошмары и сильную тревогу, а также неконтролируемые мысли о событии.

Большинство людей, переживших травматические события, могут испытывать временные трудности приспосабливаться и справляться с ними, но со временем и при хорошем уходе за собой они обычно поправляются. Если симптомы ухудшаются, длятся месяцы или даже годы и мешают вашей повседневной деятельности, у вас может быть посттравматическое стрессовое расстройство.

Получение эффективного лечения после появления симптомов посттравматического стрессового расстройства может иметь решающее значение для уменьшения симптомов и улучшения функции.

Продукты и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание

Симптомы

Симптомы посттравматического стрессового расстройства могут проявиться в течение одного месяца после травматического события , но иногда симптомы могут не проявляться в течение нескольких лет после события. Эти симптомы вызывают серьезные проблемы в социальных или рабочих ситуациях и в отношениях. Они также могут мешать вам выполнять свои обычные повседневные задачи.

Симптомы посттравматического стрессового расстройства обычно подразделяются на четыре типа: навязчивые воспоминания, избегание, негативные изменения мышления и настроения, а также изменения физических и эмоциональных реакций. Симптомы могут меняться со временем или варьироваться от человека к человеку.

Навязчивые воспоминания

Симптомы навязчивых воспоминаний могут включать:

  • Повторяющиеся нежелательные неприятные воспоминания о травмирующем событии
  • Переживание травматического события так, как если бы оно происходило снова (воспоминания)
  • Расстраивающие сны или кошмары о травмирующем событии
  • Тяжелый эмоциональный стресс или физическая реакция на что-то, что напоминает вам о травмирующем событии

Избегание

Симптомы избегания могут включать:

  • Попытки избежать мыслей или разговоров о травмирующем событии
  • Избегание мест, действий или людей, которые напоминают вам о травмирующем событии

Негативные изменения мышления и настроения

Симптомы негативных изменений мышления и настроения могут включать:

  • Негативные мысли о себе, других людях или мире
  • Безнадежность в отношении будущего
  • Проблемы с памятью, в том числе неспособность вспомнить важные аспекты травматического события
  • Трудности в поддержании близких отношений
  • Чувство оторванности от семьи и друзей
  • Отсутствие интереса к занятиям, которые вам когда-то нравились
  • Трудно переживать положительные эмоции
  • Эмоциональное оцепенение

Изменения физических и эмоциональных реакций

Симптомы изменений физических и эмоциональных реакций (также называемые симптомами возбуждения) могут включать:

  • Всегда на страже опасности
  • Саморазрушающее поведение, такое как чрезмерное употребление алкоголя или слишком быстрая езда
  • Проблемы со сном
  • Проблемы с концентрацией внимания
  • Раздражительность, вспышки гнева или агрессивное поведение
  • Непреодолимое чувство вины или стыда
  • Для детей в возрасте 6 лет и младше признаки и симптомы могут также включать:

    • Воспроизведение травматического события или аспектов травматического события посредством игры
    • Пугающие сны, которые могут включать или не включать аспекты травматического события

    Интенсивность симптомов

    Интенсивность симптомов посттравматического стрессового расстройства может меняться с течением времени. У вас может быть больше симптомов посттравматического стресса, когда вы испытываете стресс в целом или когда вы сталкиваетесь с напоминаниями о том, через что вы прошли. Например, вы можете услышать, как машина выстрелила, и заново пережить боевые действия. Или вы можете увидеть в новостях репортаж о сексуальном насилии и почувствовать себя подавленным воспоминаниями о собственном насилии.

    Когда обратиться к врачу

    Если вас беспокоят мысли и чувства по поводу травмирующего события в течение более месяца, если они тяжелые, или если вы чувствуете, что вам трудно вернуть контроль над своей жизнью, поговорите со своим врачом или специалистом в области психического здоровья. Своевременное лечение поможет предотвратить ухудшение симптомов посттравматического стрессового расстройства.

    Если у вас есть суицидальные мысли

    Если у вас или у кого-то из ваших знакомых есть суицидальные мысли, немедленно обратитесь за помощью к одному или нескольким из этих ресурсов:

    • Обратитесь к близкому другу или любимому человеку.
    • Свяжитесь со священником, духовным лидером или кем-то из вашей религиозной общины.
    • Позвоните на горячую линию для самоубийц — в Соединенных Штатах позвоните в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (1-800-273-8255), чтобы связаться с обученным консультантом. Используйте тот же номер и нажмите 1, чтобы добраться до кризисной линии ветеранов.
    • Запишитесь на прием к врачу или специалисту в области психического здоровья.

    Когда обращаться за неотложной помощью

    Если вы считаете, что можете причинить себе вред или попытаться совершить самоубийство, немедленно позвоните по телефону 911 или по местному номеру службы экстренной помощи.

    Если вы знаете кого-то, кто находится в опасности попытки самоубийства или совершил попытку самоубийства, убедитесь, что кто-то остается с этим человеком, чтобы обеспечить его или ее безопасность. Немедленно позвоните по номеру 911 или местному номеру службы экстренной помощи. Или, если вы можете сделать это безопасно, доставьте человека в отделение неотложной помощи ближайшей больницы.

    Записаться на прием в клинику Mayo

    Из клиники Mayo на ваш почтовый ящик

    Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе последних научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19, а также экспертных знаний по управлению здоровьем.

    Чтобы предоставить вам самую актуальную и полезную информацию, а также понять, какая информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.

    Причины

    У вас может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, когда вы переживаете, видите или узнаете о событии, связанном с реальной или угрожающей смертью, серьезной травмой или сексуальным насилием.

    Врачи не знают, почему у некоторых людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Как и большинство проблем с психическим здоровьем, посттравматическое стрессовое расстройство, вероятно, вызвано сложным сочетанием:

    • Стрессовых переживаний, включая количество и тяжесть травм, которые вы пережили в своей жизни
    • Унаследованные риски для психического здоровья, такие как семейная история тревоги и депрессии
    • Унаследованные черты вашей личности — часто называемые вашим темпераментом
    • То, как ваш мозг регулирует химические вещества и гормоны, вырабатываемые организмом в ответ на стресс

    Факторы риска

    Люди всех возрастов могут страдать посттравматическим стрессовым расстройством. Однако некоторые факторы могут повышать вероятность развития посттравматического стрессового расстройства после травматического события, например:

    • Переживание сильной или длительной травмы
    • Пережитые ранее в жизни другие травмы, такие как жестокое обращение в детстве
    • Наличие работы, которая увеличивает риск воздействия травмирующих событий, например, военнослужащие и лица, оказывающие первую помощь
    • Наличие других проблем с психическим здоровьем, таких как тревога или депрессия
    • Наличие проблем со злоупотреблением психоактивными веществами, такими как чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков
    • Отсутствие хорошей системы поддержки семьи и друзей
    • Наличие у кровных родственников проблем с психическим здоровьем, включая тревогу или депрессию

    Виды травматических событий

    К наиболее частым событиям, ведущим к развитию ПТСР, относятся:

    • Боевое воздействие
    • Физическое насилие в детстве
    • Сексуальное насилие
    • Физическое нападение
    • Угрожают оружием
    • Авария

    Многие другие травмирующие события также могут привести к посттравматическому стрессовому расстройству, например, пожар, стихийное бедствие, ограбление, ограбление, авиакатастрофа, пытки, похищение людей, опасный для жизни медицинский диагноз, теракт и другие экстремальные или опасные для жизни события.

    Осложнения

    Посттравматическое стрессовое расстройство может разрушить всю вашу жизнь — вашу работу, ваши отношения, ваше здоровье и удовольствие от повседневной деятельности.

    Наличие посттравматического стрессового расстройства может также увеличить риск других проблем с психическим здоровьем, таких как:

    • Депрессия и тревога
    • Проблемы с употреблением наркотиков или алкоголя
    • Расстройства пищевого поведения
    • Суицидальные мысли и действия

    Профилактика

    Пережив травмирующее событие, у многих людей сначала появляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, такие как неспособность перестать думать о том, что произошло. Страх, тревога, гнев, депрессия, чувство вины — все это обычные реакции на травму. Однако у большинства людей, подвергшихся травме, не развивается длительное посттравматическое стрессовое расстройство.

    Своевременное получение помощи и поддержки может предотвратить ухудшение нормальной реакции на стресс и развитие посттравматического стрессового расстройства.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *