РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Протоиерей В. Асмус
РАЗДЕЛЕ́НИЕ ЦЕРКВЕ́Й (Великое разделение, Великая схизма), в христианстве прекращение евхаристич. общения между Римской и Константинопольской церквами в 1054, после которого произошло окончат. обособление Римско-католич. церкви от православных церквей.
Христианство на греч. востоке и лат. западе Рим. империи уже в 5 в. стало развиваться раздельно: к различиям языков и культур прибавлялись постепенно накапливавшиеся особенности в богословии, богослужении, канонике, церковном строе. Время от времени между Римом и Константинополем происходили разрывы церковного общения. Разрыв, произошедший в нач. 11 в., не прекращался в течение нескольких десятилетий. Причины обострения церковных отношений в сер. 11 в. не были экстраординарными, но привели к окончат.
разделению церквей.
Начавшееся в сер. 11 в. норманнское завоевание Юж. Италии, угрожавшее и Риму, и южноиталийским владениям Византии, побуждало Рим заключить с Византией союз. При этом Юж. Италия была предметом спора церковных юрисдикций Рима и Константинополя: Рим. церковь учреждала кафедры лат. епископов на территории, населённой греками, и пыталась заменить греч. богослужение латинским. Патриарх Константинопольский Михаил Кирулларий начал полемику против лат. богослужения. По его поручению ок. 1053 архиеп. Охридский Лев направил зап. епископам и папе Римскому послания, в которых призывал отказаться от употребления в Евхаристии бесквасного хлеба. Встречные обвинения от имени папы Льва IX были составлены кардиналом Гумбертом, который обосновывал права Рим. церкви с помощью «Константинова дара». В ответ патриарх Михаил Кирулларий распорядился закрыть в Константинополе лат.
храмы и запретил богослужение по лат. обряду. Однако когда визант. имп. Константин IX Мономах предложил Риму воен. союз, патриарх, подчиняясь императору, обратился к папе с предложением восстановления общения. В нач. 1054 в Константинополь прибыли папские легаты во главе с Гумбертом. Патриарх отказался от встреч с легатами, увидев в них личных врагов. В ходе полемики Гумберт поднял и догматич. тему о Filioque. Император пытался добиться примирения. В это время скончался папа Лев IX, что могло означать прекращение полномочий легатов. Но Гумберт совершил решающий шаг, возложив 16.7.1054 на престол храма Св. Софии буллу с отлучением (анафематствованием) патриарха Михаила Кируллария, архиеп. Охридского Льва и их сторонников. Потрясённый император уступил инициативу патриарху, который на соборе анафематствовал всех членов рим. посольства.
Особую позицию занял патриарх Антиохийский Пётр III: считая, что богослужебные и канонич. различия не должны быть причиной церковных разделений, он, однако, признал, что догматич. различие (Filioque) – законная причина разрыва.
Впоследствии неоднократно предпринимались переговоры о воссоединении церквей, иногда они приводили к весьма непрочному результату – Лионской унии 1274, Флорентийской унии 1439. 7.12.1965 папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I сняли взаимные анафемы 1054 в знак экуменич. сближения церквей.
Разделение христианской церкви на православную и католическую: время, место, исторические предпосылки
Похожие презентации:
Византийская (Восточная Римская) империя
Место церкви в жизни людей
Основные этапы истории русской православной церкви
Византийская империя
Католическая церковь в Средние века.
Крестовые походы
Византийская цивилизация
История Средних веков. Раннее Средневековье
Византийское средневековье
Влияние византийской православной церкви на жизнь общества и утверждение христианской культуры в славянских землях
Лекция 4. Европа и страны Востока в средние века
Могилёвский институт МВД
Республики Беларусь
Разделение христианской церкви
на православную и католическую:
время, место,
исторические предпосылки.
Подготовил:
курсант заочного обучения 24 взвода
старший прапорщик внутренней службы
Рудов Антон Николаевич
Разделение христианской церкви
1. Предпосылки разделения конфессии .
2. Причины разделения христианства.
3. Фактическое разделение христианской
религии.
4. Современное
состояние
взаимодействия
двух
ветвей
христианства.
Официальной
датой
Раскола
(Великой схизмы) принято считать
1054
год.
Но
события,
предшествующие
отделению
Церквей,
начали
развиваться
гораздо
раньше.
Истоками
конфликта можно назвать отделение
Византии от Римской Империи в 395
году.
свптптчапт
птчаптчапт
Закономерно в новой столице – Константинополе –
было установлено Патриаршества. В 472-489 годах
титул “Вселенского” окончательно закрепился за
Константинопольским Патриархом Акакием. Уже в
то время появились существенные обрядовые
расхождения
в
совершении
Таинств
и
богослужений между Латинским Западом и
Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.
свптптчапт
птчаптчапт
свптптчапт
птчаптчапт
В течение Средних веков
латинский Запад продолжал
отдаление от православного
мира.
С
другой
стороны,
произошли
серьезные
события,
которые
еще
больше углубили раскол.
Самым трагичным из них
был IV крестовый поход,
завершившийся разорением
Константинополя.
Многие
православные
монахи были изгнаны из
своих
монастырей
и
заменены
монахами
латинскими.
Вплоть до 50-х
годов ХХ века
православные и
католики считали
друг
друга
раскольниками.
Соответственно,
общения между
Церквями
не
было.
В настоящее время обе Церкви
отказались от взаимного
употребления определения
Каждая из сторон стремится к
диалогу, что можно считать
новым этапом в общении между
Церквями.
Выводы
1. Предпосылками разделения являлись разногласия
геополитического характера.
2. Официальными причинами разделения стали
разногласия во взглядах на религию и обряды.
3. Фактическое разделение христианской религии
произошло в результате действий Папы Римского
и Патриарха Константинопольского.
4. Современное состояние взаимодействия двух
ветвей христианства находятся на уровне
взаимного принятия и уважения.
Доклад подготовлен по материалам сайтов
pravoslavium.ru, pravoslavie.ru, а также книге Джонатана
Харриса «Византия. История исчезнувшей империи».
English Русский Правила
Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты
мозаика: Христианство
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Святой апостол Павел Мартин Бубер Ян Гус Святой Альберт Великий Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
- Похожие темы:
- библейская литература Римский католицизм протестантизм христология новенна
Просмотреть весь связанный контент →
Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н.э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих.
Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей.
В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями.
Церковь и ее история
Сущность и сущность христианства
В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.
Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры является исторической, т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков, подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию множество других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.
Викторина по Британике
Викторина по истории христианства
Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области.
опыт.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.
Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на особом опыте или схеме, направленной на спасение, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих творений Божьих к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.
Вполне возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры.
Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность.
Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обратившись к тому, как на протяжении веков обсуждались ее идеальные качества. Тем не менее, можно рассматривать отдельные темы сущности и тождества последовательно, всегда осознавая их взаимосвязь.
2.12 Единая Церковь – тогда к чему все разделения среди христиан?
Все вопросы
prev
Previous:2.11 Каково происхождение Церкви? Как все началось?
next
Next:2.13 Как я могу быть уверен, что Церковь говорит правду?
Происхождение Церкви
С самого начала Иисус хотел, чтобы все верующие были как один (Ин. 17:20-23) Ин. 17:20-23: Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас, да уверует мир, что Ты послал Меня. Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, чтобы они были едино, как и мы едино, Я в них и Ты во Мне, чтобы они были в совершенном едино, чтобы мир знал, что Ты послал Меня.
и возлюбил их, как возлюбил меня. Поэтому очень больно видеть, что христиане так разделены. Основными причинами этого разделения в различных церквях и общинах являются упрямство, предрассудки и греховность самих людей.
Долг каждого христианина – молиться за воссоединение Церкви. Хотя мы можем работать со Святым Духом и вместе стремиться к этому единству (экуменизму), только Бог может обеспечить истинное единство.
Подробнее читайте в книге
Иисус хочет одну Церковь, но наша греховность вызывает разделения. Мы должны молиться и трудиться для единства, но только Бог может дать его.
Мудрость Церкви
Как человек посвящает себя делу единства христиан?
Желание восстановить единство всех христиан – это дар Христа и призыв Духа. Это стремление охватывает всю Церковь и осуществляется обращением сердца, молитвой, братским познанием друг друга и богословским диалогом. [СССС 164]
Являются ли христиане-некатолики также нашими сестрами и братьями?
Все крещеные принадлежат к Церкви Иисуса Христа.
Вот почему и те христиане, которые оказываются отделенными от полного общения Католической Церкви, в которой живет Церковь Иисуса Христа, по праву называются христианами и поэтому являются нашими сестрами и братьями.
Случаи отделения от единой Церкви Христовой происходили из-за фальсификаций учения Христа, человеческих недостатков и нежелания примириться — обычно со стороны представителей обеих сторон. Современные христиане никоим образом не виноваты в исторических разделениях Церкви. Святой Дух также работает для спасения человечества в церквях и церковных общинах, которые отделились от Католической церкви. Все присутствующие там дары, например, Священное Писание, таинства, вера, надежда, любовь и прочие харизмы исходят изначально от Христа. Там, где живет дух Христа, есть внутренняя динамика, ведущая к «воссоединению», потому что то, что принадлежит друг другу, хочет расти вместе. [Юкат 130]
Где существует единая Церковь Христова?
Единая Церковь Христова, как общество, созданное и организованное в мире, существует (subsistit in) в Католической Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами в общении с ним.
Только через эту Церковь можно получить полноту средств спасения, так как Господь доверил все блага Нового Завета одной апостольской коллегии, главой которой является Петр. [СССС 162]
Почему может быть только одна Церковь?
Так же, как есть только один Христос, может быть только одно Тело Христово, только одна Невеста Христа и, следовательно, только одна Церковь Иисуса Христа. Он Глава, Церковь есть Тело. Вместе они образуют «всего Христа» (св. Августин). Как у тела много членов, но оно одно, так и одна Церковь состоит из многих отдельных церквей (епархий).
Иисус построил Свою Церковь, существующую в Католической Церкви, на основании апостолов. Этот фонд поддерживает ее и по сей день. Вера апостолов передавалась из поколения в поколение под руководством папы, петровского служения, «председательствующий в милосердии» (св. Игнатий Антиохийский). Таинства, которые Иисус доверил апостольской коллегии, также действуют со своей первоначальной силой.
[Юкат 129]
В чем Церковь свята?
Церковь свята постольку, поскольку ее автором является Пресвятой Бог. Христос отдал Себя за нее, чтобы освятить ее и сделать ее источником освящения. Святой Дух дает ей жизнь с любовью. В Церкви обретается полнота средств спасения. Святость – это призвание каждого из ее членов и цель всей ее деятельности. Церковь числит среди своих членов Деву Марию и многочисленных святых, являющихся ее образцами и заступниками. Святость Церкви – это источник освящения для ее детей, которые здесь, на земле, осознают себя грешниками, вечно нуждающимися в обращении и очищении. [СССС 165]
Является ли конкретная церковь католической?
Каждая отдельная церковь (то есть епархия или епархия) является католической. Он образован общиной христиан, находящихся в общении веры и таинств как со своим епископом, рукоположенным в апостольском преемстве, так и с Римской Церковью, которая «председательствует в любви» (святой Игнатий Антиохийский) .
[СССС 167]
Почему Церковь называется католической?
«Католик» (греч. кат’холон) означает относящийся к целому. Церковь кафолическая, потому что Христос призвал ее исповедовать всю веру, хранить все таинства, совершать их и возвещать всем Благую весть; и он послал ее ко всем народам. [Юкот 133]
Кто принадлежит к католической церкви?
Тот, кто в союзе с папой и епископами соединяется с Иисусом Христом через исповедание католической веры и принятие таинств, находится в полном общении с католической церковью.
Бог пожелал одной Церкви для всех. К сожалению, мы, христиане, были неверны этому желанию Христа. Тем не менее, и сегодня мы по-прежнему глубоко связаны друг с другом нашей верой и общим Крещением. [Юкат 134]
Почему Церковь называется апостольской?
Церковь называется апостольской, потому что она была основана на апостолах, твердо придерживается их Предания и управляется их преемниками.
Иисус призвал апостолов быть Своими ближайшими сотрудниками.
