Роль плана Маршалла в холодной войне против СССР: причины, цели и итоги
В 1947году Конгресс США принял и утвердил знаменитую Программу экономической помощи Европе, после окончания Второй мировой войны получившей название — план Маршалла. Эта программа, разработанная госсекретарем США Джорджем К. Маршаллом, начала действовать в апреле 1948 г.
Известно, что одной из целей принятой программы было противодействие довольно мощному распространению влияния СССР в мире и социалистических идей, в первую очередь, в страны Западной Европы. Экономическая помощь со стороны США предоставлялась только при обязательном выполнении всех условий и требований в политической сфере, а именно только демократическим странам, которые должны были согласиться на господство США в обмен на экономическую помощь. Некоторые исследователи рассматривают эту программу как фактическое объявление Холодной войны СССР. Давайте рассмотрим в рамках статьи причину появления плана Маршалла, которая, как известно, стала одной из звеньев борьбы США за мировое господство против СССР в годы холодной войны [1].
После окончания Второй мировой войны, Европа понесла огромные, казалось, невосполнимые потери. Европа находилась в весьма плачевном состоянии. В начале 1947 года в прошлом армейский генерал Джордж Кэтлетт Маршалл становится министром иностранных дел Соединенных Штатов. На конференции министров иностранных дел в марте 1947 года Маршалл встретился со Сталиным и понял, что Россия не заинтересована в оказании помощи Европе. Он понимал, что единственной надеждой для Европы остается помощь Соединенных Штатов. Он твердо верил, что помощь в восстановлении Европы и в достижении экономической стабильности в этом регионе лучше отвечает интересам США [2].
Вследствие этих причин в последующие месяцы был разработан план, который стал приемлемым для народов Европы и для американского народа. Идеи этого плана нашли отражение в знаменитом выступлении Маршалла на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. Маршалл сказал, что если не оказать Европе помощь, ей грозит серьезное ухудшение в «экономической, социальной и политической сферах».
Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить из стран-участниц. Результатом выступления в Гарвардском университете была разработка 1948 г. Программы восстановления Европы. Согласно этой программе была создана Администрация экономического сотрудничества, что в целом предоставило западным странам-участницам 13,3 миллиарда долларов [2].Государственный секретарь США Джордж К. Маршалл стал инициатором программы восстановления Европы, призванной поднять разрушенную войной экономику Европы. Выступая на церемонии вручения дипломов в Гарвардском университете в июне 1947 года, он изложил программу, позже названную «Планом Маршалла». «План Маршалла» задуман таким образом, чтобы не допустить участие в нем Советского Союза, хотя в открытой форме об этом нигде и не говорилось. «В принципе в «плане Маршалла» могли участвовать, – как пишет Ван ден Берге, – и Советский Союз, и восточно-европейские страны. Однако в этом инициаторы «плана» не были до конца искренни, потому что знали, что он наверняка не будет одобрен конгрессом, если доллары потекут в Советский Союз.
Диссонансом подобной точке зрения выступает появившееся в постсоветской историографии утверждение о том, что сталинское руководство, по политическим соображениям отказавшееся участвовать в плане Маршалла, лишило СССР значительной финансовой помощи, предлагавшейся ему по этому плану, обрекая собственный народ на дополнительные страдания. Политическая тенденциозность такого подхода очевидна: все взвалить на советское руководство и обелить американское [3].
Госсекретарь Дж. Маршалл 5 июня 1947 г. представлял план помощи европейским странам как акт американской благотворительности и бескорыстности. В реальности же через этот план США добивались стратегических и экономических целей. Основными целями плана Маршалла являлись стабилизация социально-политической ситуации в Западной Европе, создание единой экономической системы, где Америка играла бы ведущую роль, а также подрыв советского влияния в Восточной Европе. Не случайно он был назван «Планом реконструкции экономики Европы». Задуманный план был нацелен на то, чтобы открыть доступ к западноевропейским рынкам и сферам капиталовложения деловым кругам США и тем самым прочно привязать к себе Европу экономически и политически.
Вопрос об участии СССР в плане Маршалла не поднимался. США никогда не предлагали СССР присоединиться к нему. В официальных документах США 1947 и 1948 годов не содержится предложения и странам Восточной Европы. В июне 1947 г. по приглашению Англии и Франции СССР принял участие в конференции министров иностранных дел трех государств в Париже. Это приглашение было, как пишет Ю.П. Бокарев, «скорее всего данью вежливости по отношению к союзнику, и никто не рассчитывал, что СССР его примет» [4].
У советского руководства отношение к плану Маршалла было положительным, поэтому оно и приняло предложение участвовать в Парижской конференции. Но именно это спутало американские карты. Участие СССР в Парижской конференции не входило в их планы. Не случайно на конференции предложения В.М. Молотова были отвергнуты министрами иностранных дел Франции и Англии – Бидо и Бевиным. Эти предложения были следующими: во-первых, каждая страна сама должна получить возможность определять форму помощи; во-вторых, должно быть проведено разграничение между теми странами, которые были в войне союзниками, противниками и нейтральными.
Страны Восточной Европы могли принять участие в этом плане. Но выдвигалось важное политическое условие: прекращение ориентации политики последних на Советский Союз. Ставилась, как видно, цель вбить клин между СССР и его союзниками. Предполагалось также использовать ресурсы стран Восточной Европы для восстановления западной части континента. Фактически план был составлен таким образом, что участие в нем Советского Союза и стран Восточной Европы выглядело весьма проблематичным. Иными словами, чтобы исключить СССР из программы, нужно было поставить его в такие условия, когда он вынужден был от нее отказаться «добровольно».
Все по-американски: делать хорошую мину при плохой игре.План Маршалла привел к окончательному расколу Европы на две части: Восточную Европу и Западную Европу. Но нельзя не видеть и того, что этот план все-таки вбил определенный политический и психологический клин между СССР и странами Восточной Европы. Советское руководство вынуждено было оказать серьезное давление на правительства Чехословакии и Польши, только после этого они отказались от участия в плане Маршалла. Психологический аспект этой проблемы заключался в том, что Соединенные Штаты в глазах европейских народов выглядели дающей страной, а Советский Союз — отбирающей, поскольку основные репарационные притязания СССР удовлетворял за счет восточной зоны оккупации (будущей ГДР), а также бывших союзников третьего рейха, теперь вошедших в советскую зону влияния. СССР получал репарации из Венгрии, Румынии, Болгарии, части Германии, вошедшей в состав Польши. Еще до плана Маршалла в этих странах уже существовало отрицательное отношение к этой политике.
Иосиф Сталин не без оснований видел в нем заговор с целью экспансии американского империализма в Европу, опустошенную войной и созревшую для коммунизма – как надеялась Москва и чего опасался Вашингтон.План Маршалла является своеобразным «памятником» эпохи Холодной войны, который непосредственно повлиял на ее генезис и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. В период с 1948 по 1952 годы план Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных в доктрине Трумэна, были концептуальной и практической подготовкой к осуществлению плана и созданию НАТО (1949). Он служил первой важной ступенью атлантической интеграции, в которой США прочно заняли доминирующую роль, и дальнейшего развития европейской и евроатлантической интеграции. Следует также учесть, что уже к 1951 г. план Маршалла фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи – программу «Взаимного обеспечения безопасности» и борьбы против СССР.
В геостратегическом плане американские лидеры также думали над тем, как «выбить» восточноевропейские саттелиты СССР из-под контроля Кремля. Это было одним из дополнительных мотивов плана Маршалла. Дж. Маршалл заявил 14 февраля1948 г.: «Мы можем сделать вывод, что трудности и риск, связанные с программой помощи Европе, слишком большие, а потому не следует принимать никаких мер. Но тогда, по моему мнению, следует ожидать, что вся Западная Европа попадет в ту же сферу влияния, что и страны Восточной Европы. А это в свою очередь приведет к тому, что Средний Восток и весь Средиземноморский бассейн будет ожидать та же участь. Британское содружество наций, имеет большое влияние на стабильность всего мира и международной торговли, пошатнулась бы. Европейский континент перешел бы под контроль порядка, открыто враждебного нашему образу жизни и форме правления» [6].
В долгосрочной перспективе все эти цели сводились к достижению победы в «холодной войне» и завоеванию мирового лидерства. Таким образом, план Маршалла наряду с другими внешнеполитическими программами периода «холодной войны» представлял собой реальный инструмент Соединенных Штатов в противостоянии с Советским Союзом и строительстве «Pax-americana».
В завершение статьи хотелось бы рассмотреть некоторые итоги успешно выполненного геостратегического плана Америки – плана Маршалла.
Во-первых, его роль в создании послевоенной глобальной экономики. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире.
Во-вторых, план Маршалла принадлежал к числу факторов, определивших контуры военных и политических событий конца сороковых — начале пятидесятых годов, и сам, в свою очередь, сформировался под влиянием этих событий. Этими событиями были: провозглашение доктрины Трумэна в марте 1947 г. и более конструктивное предложение Маршалла в июне того же года; кризисы процесса деколонизации, переживаемые, в частности, Францией, Нидерландами и Бельгией, отягощения экономики этих стран; советская блокада Западного Берлина, явившаяся прямым следствием распространения западногерманской валютной реформы на Западный Берлин, создание Организации Североатлантического договора, и наконец, война в Корее, побудившая Соединенные Штаты передать четыре своих дивизии в распоряжение НАТО, и которая поставила на повестку дня вопрос о перевооружении Западной Германии и превратила план Маршалла в программу войн поддержки.
Последним из упомянутых аспектов является роль плана Маршалла в достижении европейского единства в противостоянии СССР. Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя неевропейскими сверхдержавами. Объединенная же Европа, обладающая собственным голосом в важнейших мировых делах, была способна и повлияла на ход «холодной войны». Таким образом, план Маршалла самым непосредственным образом дал старт европейской интеграции. Этот аспект является одним из важнейших, хотя его непосредственным результатом был фактический раздел Европы на два лагеря. В то же время, США получили мощного союзника в «холодной войне против СССР, укрепив и воссоздав его по собственному образцу, что, в конечном итоге, определило исход глобального противостояния сверхдержав. Поэтому основным итогом помощи по плану Маршалла было не экономическим и не административным, а политическим – в достижении победы в холодной войне над Советским Союзом.
Литература:
- Александр Майстровой (Alexander Maistrovoy), Тед Белман (Ted Belman) «Размышления об альянсе США и России в борьбе против исламистов» Газета «Известия» 15. 02 2016 г.
- Киссинджер Г. Дипломатия / Пер. с англ. — М., 1997.
- Дж.Бофф История Советского Союза. / Пер. с англ. М.,1998
- Безыменский Л.А., Фалин В.М. Кто развязал «холодную войну»…// Страницы истории советского общества. Международные отношения. №3, 2012.
- Полынов Матвей Федорович «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ БОРЬБЫ США ПРОТИВ СССР» Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/holodnaya-voyna-kak-sposob-borby-ssha-protiv-sssr (дата обращения: 20.10.2015).
- Полынов Матвей Федорович (2008). ХОЛОДНАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ БОРЬБЫ США ПРОТИВ СССР. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) URL: http://cyberleninka.ru/article/n/holodnaya-voyna-kak-sposob-borby-ssha-protiv-sssr (дата обращения: 20.10.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Европа, Советский Союз, Восточная Европа, план, Западная Европа, США, холодная война, Гарвардский университет, советское руководство.
Трудные уроки холодной войны. Как, несмотря на экономические санкции, жил и развивался Западный Берлин
Введение экономических санкций по политическим причинам – это почти всегда плохо. Плохо в первую очередь для главных экономических локомотивов – США и Евросоюза, плохо для глобальной экономики. Экономические санкции, введенные в отношении России из-за позиции Москвы по украинской проблеме, могут привести к далеко идущим последствиям. Не только Россия, но и ряд других стран могут пересмотреть свои взгляды на глобализацию и сделать ставку на самодостаточную экономику. С другой стороны, экономические санкции, как правило, не приводят к тем политическим уступкам, на которые надеялись государства, вводящие эмбарго. Этот тезис может быть подтвержден ссылками на целый ряд примеров и из далекой, и из совсем недавней истории. Из всех примеров подробно остановимся на одном – блокаде Западного Берлина в 1948–1949 годах, ставшей первым крупным конфликтом времен холодной войны.
Все новое – хорошо забытое старое
Идея налагать на неугодные страны экономические санкции по причинам, далеким от экономики, отнюдь не нова. Первый известный в истории пример подобных санкций относится к 432 году до н. э., когда города-государства из Афинского морского союза запретили заходить в свои порты купцам из города Мегары, состоявшего в противоборствующем Пелопоннесском союзе. Для введения торговых санкций было использовано два повода. Во-первых, в Мегарах находили приют беглые рабы из Афин. Во-вторых, мегарцы распахали священные земли, посвященные богине Деметре, что не понравилось афинянам. Мегары в результате санкций понесли значительные убытки и обратились за помощью к своему главному союзнику – Спарте. Санкции против Мегар стали одной из причин Пелопоннесской войны, закончившейся победой спартанцев над Афинским союзом.
Экономические санкции против физических лиц получили широкое распространение в Средние века. Им подвергались в первую очередь политические противники действующего монарха и еретики: к основному наказанию (как правило, смертной казни) добавлялась конфискация имущества. Нередко подозрение в государственной измене или ереси было поводом, а желание конфисковать собственность – настоящей причиной выдвижения обвинений. Один из самых громких процессов Средневековья прошел в начале XIV века во Франции против богатейшего ордена тамплиеров. Против них был выдвинут широкий перечень обвинений, начиная от сотрудничества с дьяволом и кончая сексуальными извращениями. Признания были получены с помощью пыток, орден распущен, его руководители казнены, а имущество конфисковано. Нередко конфискации применялись и к евреям. Строго говоря, речь шла не о национальности, а о вере – перейдя в католицизм, еврей обычно мог ее избежать, однако если он после этого возвращался в иудаизм, то его ждал костер инквизиции, ну и конфискация имущества, разумеется, тоже.
Одним из наиболее известных исторических примеров экономических санкций стала континентальная блокада Англии, организованная в начале XIX века Наполеоном Бонапартом. Чтобы подорвать экономику своего главного конкурента, Наполеон потребовал от европейских стран полностью прекратить торговлю с англичанами. Однако поставить Англию на колени ему так и не удалось. Надо отметить, что иногда французы сами отступали от режима блокады, закупая необходимые им товары у англичан, однако жестко требовали ее соблюдения странами-союзницами. Обвинения, выдвинутые Наполеоном в адрес России (присоединившейся к блокаде, но тоже не всегда ее соблюдавшей), были одним из главных поводов к Отечественной войне 1812 года, ставшей началом конца наполеоновского правления.
В ХХ веке экономические санкции вводились достаточно часто, но были малоэффективными, поскольку обычно их поддерживал либо западный, либо восточный блок. Что касается западных санкций, вводившихся в конце прошлого века против Югославии и Ирака, то они били по населению этих стран, давая совсем не тот политический эффект, на который рассчитывали американцы. Санкции, напротив, приводили к еще большему сплочению граждан вокруг национального лидера. Продавить свою линию в этих странах Запад смог не с помощью санкций, а путем проведения военных операций. Самые длительные по времени экономические санкции были введены США против Кубы в начале 1960-х годов, они продолжаются до сих пор, однако так и не сломили кубинское руководство. А самым первым случаем введения санкций в эпоху холодной войны стала экономическая блокада Западного Берлина, установленная СССР: она также не решила задачи, поставленные советским руководством, но стала одной из главных причин, приведших к распаду оккупированной Германии на два государства.
Истоки конфликта
Главной причиной кризиса стала борьба за влияние в побежденной Германии между Советским Союзом и западными союзниками. Причем обе стороны конфликта действовали достаточно жестко, нередко пренебрегая интересами немецкого населения.
Напомним, что, согласно договоренностям между союзниками, достигнутым в ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года), разделение Германии на ФРГ и ГДР не предполагалось.
Страна формально оставалась единой, но делилась на четыре оккупационные зоны – советскую, американскую, английскую и французскую. Аналогично на четыре зоны делился и Берлин, территориально расположенный в глубине советской зоны.
Таким образом, на территории, подконтрольной СССР, возник анклав, контролируемый США, Англией и Францией, чья идеологическая и экономическая система коренным образом отличались от советской. Это и создало предпосылки для длительного противостояния.
Управлять всей Германией стал четырехсторонний Контрольный совет из представителей СССР, США, Англии и Франции, однако разногласия между бывшими союзниками не позволили этому органу работать эффективно. Советские оккупационные власти на территории своей зоны отдавали явное преимущество немецким коммунистам и ставили их на ключевые посты, другие партии запрещены не были, но жестко контролировались. Оккупационные власти западных союзников, напротив, начали развивать в своих зонах рыночную экономику. Более того, в 1947 году английская и американская зоны объединились в так называемую бизонию, в 1948 году она стала тризонией за счет присоединения французской части страны. Подобное развитие событий не было предусмотрено соглашениями о послевоенном устройстве Германии и происходило без согласования с СССР.
В знак протеста против таких действий бывших союзников в марте 1948 года Советский Союз покинул Контрольный совет. Четырехстороннее управление Германией закончилось.
Главным поводом для введения блокады стала денежная реформа, проведенная в контролируемой западными союзниками части Германии без согласования с СССР. Ходившие ранее на территории всей страны рейхсмарки старого образца менялись на новые. При этом зарплаты, пенсии и прочие выплаты пересчитывались по курсу 1:1, но вот что касается наличных, то поменять по курсу 1:1 можно было лишь 60 марок; половина сбережений менялась по курсу 10:1, а другая половина – 20:1. Таким образом, чтобы изъять избыточную денежную массу и стабилизировать экономику, граждан фактически лишили сбережений.
Понятно, что в таких условиях немцы стремились как можно быстрей истратить свои сбережения там, где старая марка еще принималась, то есть в советской зоне. А на территории Берлина, чтобы попасть из одной зоны в другую, было достаточно перейти улицу. В результате сразу после объявления реформы в магазинах Восточного Берлина товары буквально сметались с полок западными соседями. Через несколько дней СССР был вынужден также провести денежную реформу в своей зоне.
Параллельно с этим советские оккупационные власти прекратили сначала автомобильное, а затем речное и железнодорожное сообщение с Западным Берлином, формально обосновав это некими техническими причинами. Отныне связь города с западной оккупационной зоной могла поддерживаться лишь по воздуху. В принципе, западные страны могли избежать эскалации конфликта, согласовав с СССР денежную реформу, последствия которой легко было спрогнозировать. Советский Союз также мог ограничиться финансовыми мерами, но не вводить транспортную блокаду. Однако в те годы и в Москве, и в Вашингтоне, и в Лондоне преобладала логика конфронтации, а не компромисса.
Холодная война набирала обороты с реальным риском превратиться в горячую.
«Воздушный мост» и развязка
Установив блокаду, советские оккупационные власти заявили о готовности обеспечить жителей западных секторов города продовольствием. В частности, для этих целей было выделено 100 тыс. тонн зерна из СССР. Жители Западного Берлина получили возможность регистрироваться в советской части города и получать там продовольственные карточки. Однако такое развитие событий было неприемлемо для США и Англии, решивших организовать снабжение города собственными силами, во избежание распространения советского влияния на западную часть Берлина. Для начала они экспроприировали находившиеся в Западном Берлине советские продовольственные склады, предназначавшиеся для обеих частей города. А на тех, кто получили карточки в Восточном Берлине (около 100 тыс. из 2,5 млн жителей западной части города), оказывалось давление: их могли уволить с работы, выселить из квартиры. В августе 1948 года английские оккупационные власти перекрыли колючей проволокой площадь Потсдаммерплац, по которой проходила граница британской и советской зон города. Таким образом, первый, пусть и миниатюрный, вариант Берлинской стены был возведен именно англичанами. Одновременно в прессе была развернута пропагандистская кампания с призывами не брать продукты в Восточном Берлине, так как это якобы может обречь на голодную смерть его жителей.
Ключевую роль в преодолении блокады города сыграла беспрецедентная операция англо-американских оккупационных властей по воздушной доставке грузов. Это была чрезвычайно сложная и дорогостоящая операция, которая в полной мере продемонстрировала возможности англо-американских ВВС.
В рамках «Воздушного моста» в Западный Берлин было совершено 278 228 полетов транспортной авиации, доставившей в общей сложности более 2,3 млн тонн грузов. Из них около 488 тыс. тонн (то есть 20%) приходились на продовольствие, а остальное – на уголь, жидкое топливо и грузы военного назначения. После того как объем доставки грузов достиг 13 тыс. тонн в день, блокада города стала бесполезной. В числе примечательных эпизодов операции «Воздушный мост» можно упомянуть сброс на парашютах сладостей для детей – так называемая «изюмная бомбардировка». Необходимо отметить, что в ходе столь сложной операции случались и ЧП, стоившие жизни 31 американскому и 41 английскому летчикам. Однако все они были связаны с износом техники или человеческим фактором, СССР не чинил препятствий. Надо сказать, что воздушный мост помог тогдашнему американскому руководству в решении внутриполитических задач: в ноябре 1948 года, в самый разгар противостояния, Гарри Трумэн выиграл президентские выборы, а правящая Демократическая партия получила большинство в обеих палатах Конгресса США.
В итоге 12 мая 1949 года Иосиф Сталин заявил о миролюбивом внешнеполитическом курсе СССР и распорядился снять блокаду Западного Берлина, продолжавшуюся более десяти месяцев. Ввиду недоверия к советскому руководству со стороны бывших союзников, операция «Воздушный мост» продолжалась до сентября. Надо отметить, что у обеих сторон хватило мудрости не довести дело до военного конфликта. Сталин не пытался перекрыть воздушный мост, хотя такая возможность имелась.
СССР соблюдал соглашения о воздушном коридоре в Западный Берлин. С другой стороны, Трумэн также не пошел на прямое военное столкновение, хотя в тот момент США владели монополией на атомное оружие. Главным итогом этого противостояния стал окончательный раздел Германии на два государства. В мае 1949 года на территории тризонии была создана ФРГ. В ответ на это в октябре того же года на территории советской зоны создается ГДР. Началось сорокалетнее разделение немецкого народа.
В годы холодной войны и после
После создания ФРГ и ГДР советско-американская борьба за влияние в Германии продолжилась, провоцируя напряженность между двумя немецкими государствами. Так, западногерманское правительство Конрада Аденауэра отвергло предложение о создании конфедерации немецких государств и приняло доктрину, предусматривающую разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР. Восточная Германия, в свою очередь, отвергла предложение о проведении общегерманских выборов и выдвинула претензии на Западный Берлин, как находящийся на ее территории. В ноябре 1958 года Никита Хрущев поддержал эти требования: он заявил о намерении сделать Берлин столицей ГДР и в ультимативной форме потребовал от Запада проведения переговоров на эту тему. Запад требования СССР отверг, а переговоры, проходившие в 1959–1960 годах, окончились безрезультатно. Конфликт достиг апогея в 1961 году (Берлинский кризис). В августе 1961 года западная часть города была отделена от ГДР Берлинской стеной (впоследствии стена несколько раз перестраивалась, а ее общая длина достигла 155 км). В ответ на это американцы усилили свою военную группировку в Западном Берлине. Особенно острой ситуация стала в октябре 1961 года: в ходе одного из инцидентов советские и американские танки целую ночь простояли друг против друга, но затем были отведены. После этого конфликт пошел на спад. Начинать войну, которая легко могла перерасти в ядерную, ни одна из противоборствующих сторон не решилась.
Несмотря на свое положение анклава, окруженного территорией ГДР, Западный Берлин успешно развивался. В частности, росло машиностроение, электронная промышленность, возводились жилые кварталы и офисные центры. Городу удалось перестроить разрушенные войной районы и даже возвести ряд новых. Эффективно налаженная помощь с территории ФРГ делала свое дело. Искусственное разделение страны и города закончилось в конце 1980 – начале 1990-х годов. В ноябре 1989 года власти ГДР разрешили свободное пересечение границы с Западным Берлином, что было встречено ликованием жителей обеих частей города. Берлинская стена была демонтирована в 1990 году, от нее сохранился лишь небольшой участок как памятник минувшей эпохи. В 1990-е годы Берлин вновь стал столицей единой Германии. В 1994 году в него переехала из Бонна администрация президента, в 1999 году – аппарат федерального канцлера и министерства. Искусственное разделение Германии завершилось.
Уроки кризиса
Блокада Западного Берлина наглядно продемонстрировала, что бескомпромиссная борьба за влияние в стране может привести к ее распаду. Чтобы сохранить единую Германию под четырехсторонним управлением, как изначально предусматривалось соглашениями стран антигитлеровской коалиции, необходимо было научиться договариваться, идти на компромисс. Отсутствие и у СССР и у западных союзников должной гибкости в решении проблем послевоенного устройства Германии сделало разделение страны неизбежным. А дальнейшее «перетягивание каната» чуть было не привело к третьей мировой войне. Это особенно важно помнить сейчас, в свете попыток США и Евросоюза сделать Украину целиком и полностью прозападной. Эта близорукая политика уже привела к отделению Крыма от Украины и, в случае если Россия и Запад не сумеют достичь компромисса, может привести к дальнейшему распаду страны.
Другой важнейший урок касается непосредственно того, как надо действовать в условиях введения экономических санкций.
Если они введены, то для эффективного противодействия нужны, во-первых, политическая воля для твердого отстаивания своей позиции, во-вторых, мобилизация экономических ресурсов, включая увеличение роли госрегулирования и госзаказа.
И наконец, в-третьих, грамотная информационно-пропагандистская поддержка действий власти. Все это присутствовало в действиях западных союзников в ходе берлинской блокады.
Невзирая на колоссальные затраты, они создали воздушный мост, который работал как часы, наращивал объемы поставок и в итоге позволил сделать блокаду бесполезной. Параллельно с этим блокада города стала удачным предлогом для формирования у населения западных стран антисоветских настроений: образ доблестного союзника по антигитлеровской коалиции сменился образом врага.
История многих других международных противостояний говорит о том, что экономические санкции обычно не позволяют добиться тех политических целей, ради которых они вводились.
Напротив, такие санкции создают повод для политической консолидации вокруг действующей власти, для экономической мобилизации и для обращения за помощью к союзникам, в роли которых могут выступить все, кто не согласен с политикой государств, установивших санкции.
Текст: Владимир Лагутин
Экономические последствия холодной войны: консерватизм плюс дефицитные расходы
Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну после нападения японцев на Перл-Харбор, они бросили все свое промышленное производство на борьбу. Столкнувшись с Германией и Японией, США начали полную мобилизацию, также известную как тотальная война. Практически в одночасье фабрики перешли от производства гражданских товаров, таких как легковые автомобили, к товарам военного назначения, таким как грузовики и танки. Расходы на оборону выросли до 40% валового внутреннего продукта (ВВП) Америки к 19 годам.45.
После того, как война закончилась победой союзников, расходы на оборону оставались высокими. Одна из причин заключалась в том, что США теперь должны были оккупировать и управлять захваченными и повторно захваченными территориями в Западной Европе и Тихом океане. Второй причиной было внутреннее давление с целью защитить недавно расширившуюся оборонную промышленность. И в-третьих, сохранялась зловещая потенциальная угроза со стороны Советского Союза. Хотя Советский Союз был союзником во время войны, он по-прежнему был привержен международному распространению коммунизма. Вызывает тревогу тот факт, что советский диктатор Иосиф Сталин, похоже, не поддерживает соглашение, позволяющее народам Восточной Европы вернуться к независимости.
Советы утверждали, что им нужна буферная зона между ними и Германией, чтобы предотвратить любую будущую агрессию, подобную печально известному вторжению Германии в 1941 году. Расстроенный тем, что СССР отказался позволить Восточной Европе вернуться к независимости, бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сделал выступление 19 марта46, заявив, что на Европу упал «железный занавес». Это создало популярный термин для характеристики разрыва между демократическим Западом и авторитарным коммунистическим Востоком. Напряженность еще более возросла, поскольку Советский Союз помог коммунистам выиграть продолжающуюся гражданскую войну в Китае, в результате чего Китай стал коммунистической страной в 1949 году.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
По мере того, как Европа и Азия медленно восстанавливались после Второй мировой войны и больше не нуждались в прямой военной помощи и оккупации США, растущая угроза со стороны Советского Союза и Китая привела к тому, что расходы США на оборону оставались высокими. С 1950 по 1953 год Соединенные Штаты вели Корейскую войну против Северной Кореи, союзной Советскому Союзу и Китаю. Северная Корея вторглась в Южную Корею, чтобы силой объединить Корейский полуостров под властью коммунизма, что вызвало военный ответ США. Война закончилась тупиком в 1953, но независимость Южной Кореи была обеспечена. Агрессия Северной Кореи и Китая — СССР не посылал войска — помогла укрепить теорию домино о коммунистической экспансии, которая гласила, что если одна нация упадет перед коммунизмом, вскоре после этого падут ее соседи.
После войны в Корее США активно пытались предотвратить распространение коммунизма в Азии и Латинской Америке. В 1958 году Куба пережила коммунистическую революцию и принесла ужасную форму правления менее чем в 100 миль от берегов Америки! США ответили попыткой спровоцировать народное восстание против кубинского диктатора Фиделя Кастро в 1919 г.61 с печально известным вторжением в залив Свиней. Вторжение, в котором участвовали кубинские беженцы-антикоммунисты, прошедшие подготовку в США, потерпело неудачу, поскольку американской поддержки с воздуха не было, а островитяне не восстали против Кастро. В следующем году советские попытки разместить ядерные ракеты на Кубе привели к кубинскому ракетному кризису, когда и США, и СССР едва не вступили в войну. К счастью, дипломатия спасла положение, и советские ракеты были выведены с Кубы без единого выстрела.
Вскоре после кубинского ракетного кризиса Америка оказалась втянутой в нарастающую войну во Вьетнаме. Как и Корея, Вьетнам был разделен пополам после Второй мировой войны, когда Япония оккупировала обе страны. В обеих странах коммунистам была отдана северная половина территории, а некоммунистам — южная половина. Во Вьетнаме, бывшем французской колонией до 19 в.54 года коммунисты пытались объединить всю страну под властью коммунистов. Как и в случае с Кореей, США решили вмешаться, чтобы предотвратить распространение коммунизма. Однако растущая война во Вьетнаме быстро вызвала споры из-за более ранней военной помощи США Франции, чтобы помочь сохранить Вьетнам в качестве колонии, отсутствия явного успеха в войне и отсутствия явного желания гражданского населения Южного Вьетнама к военному вмешательству США.
К концу 1960-х сотни тысяч американских военнослужащих находились во Вьетнаме, и потери быстро росли. Нарастали антивоенные и антипризывные протесты, начала расти инфляция. Дорогие внутренние программы, введенные в действие президентом Линдоном Б. Джонсоном в рамках его инициатив «Великое общество», конкурировали за средства с расходами военного времени. В то время Федеральная резервная система решила не повышать процентные ставки, чтобы помочь в борьбе с инфляцией. Эта «уравновешенная» политика сделала денежно-кредитную политику менее эффективной, и цены начали расти.
Холодная война способствовала периоду, известному как Великая инфляция, который произошел между 1965 и 1982 годами. Между 1965 и 1973 годами США потратили большие средства как на войну во Вьетнаме, так и на программу «Аполлон». Хотя космическая гонка иногда рассматривается как нечто отдельное от холодной войны, она на самом деле была правительственной инициативой, инициированной президентом США Джоном Ф. Кеннеди, чтобы опередить русских на Луне. Хотя инфляция начала ползти вверх в конце 19В 60-е годы даже республиканцы по-прежнему были привержены высоким государственным расходам для повышения совокупного спроса и поддержания низкого уровня безработицы. Эта школа экономической мысли, утверждающая, что государственное вмешательство в налоги и расходы для стимулирования экономики желательно, известна как кейнсианская экономика и стала популярной в 1930-х годах во время Великой депрессии. Известно, что президент-республиканец Ричард Никсон в 1971 году сказал, что «теперь мы все кейнсианцы».
Однако вскоре после завершения войны во Вьетнаме и программы «Аполлон» в 19В 73 году на Ближнем Востоке разразилась война. 6 октября, в еврейский праздник Йом Кипур, Израиль подвергся внезапному нападению со стороны Египта и Сирии. В результате Война Судного дня была короткой и привела к неожиданной победе Израиля, несмотря на превосходящие силы. Армия Израиля была пополнена Соединенными Штатами, в то время как Советский Союз снабжал соседние арабские государства. В ответ на поддержку США Израиля во время короткой войны коалиция стран-производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) наложила эмбарго на США и отказалась продавать им нефть.
Нефтяное эмбарго ОПЕК в 1973 году привело к резкому росту цен на газ в США. Будучи крупным импортером нефти, США мало что могли сделать, чтобы оградить себя от высоких мировых цен на нефть. Подорожало все топливо на нефтяной основе, что означает повышение цен практически на все потребительские товары, мазут и электроэнергию. Инфляция резко возросла, и ОПЕК поддерживала цены на высоком уровне, удерживая добычу на низком уровне. Цены на нефть снова подскочили в 1979 с Исламской революцией в Иране, с сокращением добычи нефти в Иране. Поскольку большая часть электроэнергии и почти весь транспорт зависели от нефти, производственные затраты выросли повсеместно.
До нефтяного эмбарго инфляция была вызвана высоким спросом на товары и услуги и была известна как инфляция спроса. Однако нефтяное эмбарго вызвало рост цен на товары и услуги, потому что их производство и доставка на рынок стоили дороже. Это было известно как инфляция издержек, потому что более высокая стоимость производства подталкивала цены вверх. К сожалению, этот новый тип инфляции оказался более вредным, чем традиционная инфляция спроса. Инфляция спроса означала, что у большинства потребителей было больше денег, чтобы тратить, что приводило к росту цен, но инфляция издержек означала, что потребители платили за более высокие цены, даже если они не получали более высокую заработную плату. В середине-конце 19В 70-е годы безработица выросла, и США экономически пострадали от стагфляции, которая представляла собой сочетание стагнации (низкого или остановившегося) производства и роста инфляции в результате холодной войны.
Начало холодной войны (1946-1973 гг.) привело к высокой инфляции. К концу 19В 70-е годы многие американцы стали критически относиться к высоким государственным расходам и налогообложению, которое они требовали. В 1980 году кандидат в президенты от республиканцев Рональд Рейган призвал к значительному снижению налогов для стимулирования экономики. Поскольку кейнсианская политика потеряла популярность из-за инфляции, возникшей в результате десятилетий высоких государственных расходов, некоторые экономисты отстаивали новую школу мысли, называемую экономикой со стороны предложения.
Вместо того, чтобы поддерживать высокий спрос за счет государственных расходов, сторонники предложения сосредотачиваются на поддержании высокого предложения за счет снижения налогов и регулирования бизнеса. Оба варианта приводят к увеличению выпуска товаров и услуг, но увеличение предложения приводит к снижению цен. 19 ноябряВ 80 году оптимистичный взгляд Рейгана помог ему победить действующего демократа Джимми Картера, чья популярность отставала из-за слабой экономики и унижений Америки во время иранского кризиса с заложниками.
Однако Рейган не отказался от всей кейнсианской теории: он поддерживал высокий совокупный спрос за счет увеличения военных расходов. Мантрой Рейгана было «мир через силу», что означало, что он предотвратит советскую агрессию, поддерживая американскую готовность защищаться от нападений. Чтобы увеличить расходы на оборону при одновременном снижении налогов, был существенно увеличен дефицит расходов. Чтобы потратить больше денег, чем собиралось в виде налогов, правительство увеличивало государственный долг, продавая облигации. За два президентских срока Рональда Рейгана государственный долг почти утроился.
Рейганомика, которую иногда называют «экономикой просачивания», успешно возобновила экономический рост. После того, как Федеральная резервная система агрессивно повысила процентные ставки для борьбы с инфляцией в период с 1980 по 1982 год, начался экономический рост. Рейган выиграл переизбрание в 1984 году, рекламируя свой экономический опыт в своей знаменитой политической рекламе «Снова утро в Америке». Два срока относительного мира и процветания Рейгана, последовавшие за чередой спорных президентских администраций, в сочетании с его популярным имиджем серьезного борца за свободу и консервативные ценности помогли сделать Рональда Рейгана постоянной иконой республиканцев.
В 1985 году Михаил Горбачев стал новым генеральным секретарем или высшим руководителем Советского Союза. Относительно молодой Горбачев открыл новую эру экономической открытости и политических реформ, известную как гласность и перестройка . К началу 1980-х годов Советский Союз страдал от экономического застоя и изо всех сил пытался конкурировать с Западом. В то время многие наблюдатели полагали, что существует приблизительное равенство между объемом производства и военной мощью двух сверхдержав, но это было не так. Централизованно-плановая экономика СССР затрудняла адаптацию к изменениям или производство товаров, которые были нужны потребителям.
Начиная с конца 1980-х, Советский Союз быстро распался как сверхдержава. В июне 1987 года президент США Рональд Рейган выступил с речью у Берлинской стены, в которой он, как известно, призвал своего советского коллегу Михаила Горбачева «снести эту стену!» В то время речь получила относительно мало внимания, поскольку предполагалось, что коммунистические правительства как Восточной Германии, так и Советского Союза были чрезвычайно стабильны. Однако экономические проблемы быстро подорвали популярность коммунистических правительств, и 19 ноября Берлинская стена пала. 89. Столкнувшись с внутренними протестами и экономическим спадом внутри страны, советское правительство предпочло не использовать военную силу, чтобы удержать Восточную Европу под своим контролем.
При коммунизме СССР и его сателлиты в Восточной Европе страдали от нехватки снабжения, апатии рабочих и малой международной торговли. Когда в Советском Союзе наблюдался сильный рост до 1970-х граждане были готовы принять авторитарное правительство и отсутствие демократии. Однако из-за краха экономики граждане были расстроены и требовали реформ, включая доступ к иностранным товарам, о которых они теперь знали. 26 декабря 1991 года Советский Союз официально распался, и Россия, крупнейшая из Советских Социалистических Республик, стала его правопреемником.
Увеличенные расходы Рональда Рейгана на оборону и открытый вызов Советскому Союзу в области высокотехнологичных вооружений часто приписывают краху СССР в 1919 году. 91. Хотя в январе 1989 года Рейгана в Белом доме сменил его вице-президент Джордж Буш-старший, бывшему губернатору Калифорнии приписывают победу в холодной войне. Его агрессивные военные расходы, в том числе на иностранную помощь антикоммунистическим силам в опосредованных войнах, вынудили Советы попытаться последовать их примеру, но они потерпели неудачу, нанеся непоправимый ущерб своей экономике.
С учетом того, что Рейганомика получает кредит на то, что тратит Советский Союз на подчинение, снижение налогов сегодня часто рассматривается как стимулятор роста, а дефицитные расходы не имеют такого негативного наследия, как могли бы в противном случае. Хотя рейганомика со временем стала более противоречивой, ее послание по-прежнему очень популярно среди республиканцев. С экономической точки зрения консерваторы считают снижение налогов жизнеспособным инструментом роста. Совсем недавно президент США Дональд Трамп объявил о снижении налогов в 2017 году для всех категорий подоходного налога. Хотя снижение налогов часто пользуется популярностью у избирателей, многие опасаются, что такие сокращения могут быть несправедливыми и привести к более значительным сокращениям для богатых людей и корпораций, привести к увеличению дефицита расходов и привести к сокращению важных государственных программ.
Увеличенные расходы на оборону также сохраняют положительное наследие из-за их важности в холодной войне. Поскольку Соединенные Штаты считаются победителем в холодной войне, широко признается необходимость содержания мощных, высокомодернизированных вооруженных сил. Таким образом, расходы на оборону остаются основным компонентом экономики США, составляя почти половину всех дискреционных федеральных расходов. По состоянию на 2020 год военные расходы составляют примерно 3,7 процента ВВП США.
Факты о причинах холодной войны, рабочие листы, влияние и резюме
Оглавление
Добавьте заголовок, чтобы начать создание оглавления
Резюме- Ключевые события, приведшие к холодной войне
- Природа и причины холодной войны
- Различные взгляды на возникновение холодной войны
Давайте узнаем больше о холодной войне!
- После Второй мировой войны мир столкнулся с еще одним вызовом, войной в новой форме — холодной войной. По мере нарастания напряженности между США и СССР прямой конфронтации между двумя сверхдержавами не происходило.
- С 4 по 11 февраля 1945 г. состоялась встреча глав правительств Великобритании, США и Советского Союза. Премьер-министр Уинстон Черчилль, президент Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Иосиф Сталин, которых обычно называют «большой тройкой», собрались недалеко от Ялты в Крыму. Расширение послевоенного Советского Союза в Восточной Европе представляло угрозу для его бывших союзников, особенно для США.
Конец Второй мировой войны и начало холодной войны!
- С 17 июля по 2 августа 1945 года главы правительств Великобритании, США и Советского Союза собрались в Потсдаме, Германия.
Итоги Ялтинской и Потсдамской конференций
- ЯЛТА
- Германия будет разделена на четыре зоны, оккупированные СССР, Великобританией, Францией и США.
- Хотя столица Германии, Берлин, находилась внутри советской зоны, она также должна была быть разделена на четыре зоны, контролируемые союзными державами.
- Всем странам, освободившимся от нацистского контроля, было гарантировано право на свободные демократические выборы. Однако в сфере влияния Сталина доминировал коммунизм.
- Сталин обязался вступить в войну против Японии. Все лидеры привержены преследованию нацистских военных преступников и созданию Организации Объединенных Наций.
- ПОТСДАМ
- Сталин не собирался разрешать свободные выборы в Восточной Европе, а в Польше создавалось коммунистическое правительство.
- Были споры о том, где будут проведены границы между зонами.
- Конфликт по поводу того, сколько СССР мог взять в качестве репараций, т.е. сколько им было нужно из зон, контролируемых Советским Союзом, и 10% из западных зон.
- Союзники были обеспокоены тем, что репарации повторяли ошибки Версальского договора после Первой мировой войны.
Причины холодной войны
- Различия в идеологиях
- Соединенные Штаты и Советский Союз представляли собой две противоположные системы правления. Основные различия заключались в том, что Советский Союз был коммунистической страной, которой правил диктатор, ставивший интересы государства выше личных прав человека, тогда как США были капиталистической демократией, которая ценила личную свободу и боялась коммунизма. Это стало сигналом к началу холодной войны.
- Американский образ жизни был и остается основанным на волеизъявлении большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободы слова и религии, свободой от политического гнета.
- Однако коммунистический советский образ жизни основывался на воле меньшинства, государства, насильственно навязанном большинству. Он опирался на террор и угнетение граждан, что стало возможным благодаря контролируемой прессе и фальсификации выборов.
- Эти различия в идеологиях, а также исторически недовольные друг другом вовлеченные страны привели к ряду событий, которые привели к распаду альянса и превратили союзников войны во врагов.
- Послевоенное восстановление экономики
- Плохие отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом обострились еще больше, когда Соединенные Штаты внезапно расторгли договор ленд-лиза, а просьба России об американской экономической помощи для целей послевоенного восстановления осталась без внимания.
- Во время Второй мировой войны США поставляли столь необходимые военные материалы странам-союзникам по программе ленд-лиза, и этот резкий отказ не понравился русским.
- Разногласия между Трумэном и Сталиным
- Президент Гарри С. Трумэн (1945-1953) просто не любил Сталина и Советы. Это совершенно очевидно из подписания американской внешней политики, известной как доктрина Трумэна, которая обещала помочь странам, находящимся под угрозой со стороны Советов.
- Стоит отметить, что позже Советский Союз издал доктрину Брежнева, в которой говорилось, что Советский Союз будет вмешиваться силой, чтобы защитить коммунизм в своих государствах-сателлитах. Одним из главных вопросов, обостривших отношения между Советским Союзом и Западом, была угроза ядерной войны.
- ДОКТРИНА ТРУМЭНА. Поскольку Британия столкнулась с экономическими проблемами после войны, она играла минимальную роль в процессе восстановления в Средиземноморье, особенно в Греции и Турции. 19 марта46 октября в речи, переданной по радио из Вестминстерского колледжа в Фултоне, штат Миссури, Уинстон Черчилль заявил, что над европейским континентом опустился «железный занавес». Иосиф Сталин истолковал это как боевой клич, но Трумэн ответил ему политикой США.
- Таким образом, США ответили Доктриной Трумэна, согласно которой США будут оказывать финансовую помощь странам, которым угрожает коммунистическая экспансия. Это также соответствовало потенциальной гражданской войне в Греции, которую Советы могли использовать для влияния на страну.
- ПЛАН МАРШАЛЛА. В июне 1947 года был провозглашен план Маршалла. Это была Европейская экономическая программа, в рамках которой было выделено 13 миллиардов долларов США на восстановление европейских стран, пострадавших от войны. Президент США Трумэн считал, что коммунизм можно остановить только в том случае, если Европа станет богаче за счет экономической реконструкции. Масштабную программу экономической помощи возглавил госсекретарь США Джордж К. Маршалл.
- Советы увидели в этом империалистическую попытку США повлиять на более мелкие европейские страны.
- Помимо денег, США до 1951 г. поставляли в Европу продовольствие, припасы и оборудование. США хотели изолировать СССР, чтобы не дать ему расширить сферу своего влияния.
- Поддержка прокси-войн
- Прокси-войны не обязательно вызвали холодную войну, но усугубили ее. Две сверхдержавы часто боролись за превосходство, когда дело доходило до стран третьего мира, и поддерживали опосредованные войны, в которых они обычно снабжали и консультировали противоборствующие группировки в гражданских войнах, включая войну во Вьетнаме, США поддерживали правительство Эфиопии, а Советы шли дальше. -дверный соперник Сомали в 1970-е годы. Это говорит о том, что их выравнивание часто было произвольным.
- Атомная бомба США
- Советский Союз был крайне обеспокоен своей безопасностью после того, как дважды в двадцатом веке подвергся вторжению. В 1945 году Америка создала и применила атомную бомбу против Японии, а СССР был полон решимости создать свою собственную. И СССР, и США создали огромные арсеналы межконтинентальных баллистических ракет (МБР). США испытали водородную бомбу в 1952 году и 19 ноября55, в СССР тоже разработали.
- После этого США перебросили свои бомбардировщики в Европу. В 1955 году Западной Германии разрешили перевооружиться и присоединиться к НАТО. В ответ Россия заключила Варшавский договор о взаимной обороне со своими соседями по буферной зоне.
- По мере укрепления безопасности это привело к формированию военных союзов. В апреле 1949 года была образована Организация Североатлантического договора (НАТО). В ответ Советы сформировали Варшавский договор.
- В сентябре 1947 г. было образовано Коммунистическое информационное бюро (Коминформ). В его состав входили страны советского блока (страны Восточной Европы), которые способствовали международной коммунистической солидарности. Он был распущен в 1956.
- Экспансия СССР на запад в Восточную Европу
- Еще до окончания Второй мировой войны Советский Союз постепенно расширял свое влияние в Европе. Когда в мае 1945 года война подходила к концу, Советский Союз быстро укрепил свой контроль над Восточной Европой.
- Красная Армия начала с влияния на послевоенные выборы. Хотя некоммунисты все еще могли получить некоторые голоса, большая часть голосов досталась коммунистам, поскольку выборы не были ни свободными, ни честными. Многие политики в Соединенных Штатах возлагали большие надежды на сотрудничество Америки с Советским Союзом после войны и не выступали за сильное сопротивление российской экспансии, но вскоре это изменилось. Теперь правительство США выступало за политику сильного сопротивления России.
- С мая 1945 года ситуация изменилась. Соединенные Штаты были встревожены ростом коммунизма в Европе и разработали план, известный как план Маршалла, чтобы противодействовать распространению коммунизма.
- Это была программа экономической поддержки, финансируемая Соединенными Штатами. Они предоставили деньги на помощь раздираемым войной демократическим странам для восстановления их экономики. Они не давали денег Советскому Союзу и любому из его государств-сателлитов.
- Мотивация Соединенных Штатов для этого состояла в том, чтобы обеспечить себя торговыми партнерами и экономически изолировать Советский Союз. Советский Союз также сформировал исключительную экономическую федерацию между всеми государствами Советского Союза под названием СЭВ. Это ограничивало торговлю внутри Советского Союза. Эти меры по изоляции противника и созданию экономических барьеров способствовали провоцированию холодной войны.
- Берлинский кризис
- После Второй мировой войны Германия была разделена на четыре зоны оккупации. Согласно Ялтинской и Потсдамской конференциям, зоны были переданы под контроль США, Великобритании, Франции и Советского Союза.
- В 1950-х годах коммунистическое правительство Восточной Германии контролировало и не позволяло своим гражданам бежать на Запад. Сталин приказал построить заборы и стены, чтобы остановить миграцию жителей Восточного Берлина.
- К февралю 1948 года британское, французское и американское правительства начали экономически объединять свои зоны, чтобы объединить их и сформировать национальное правительство. В ответ Советский Союз ввел блокаду Берлина, чтобы остановить процесс объединения Западной Германии и обезопасить контролируемую Советским Союзом территорию в восточной зоне.
- Блокада Берлина длилась почти 20 дней и стала одним из крупнейших кризисов в годы холодной войны. Советский Союз заблокировал доступ союзников в Западный Берлин, что привело к нехватке товаров, включая продукты питания, лекарства и топливо.
- США ответили Берлинским воздушным транспортом, в ходе которого с самолетов были сброшены сотни тонн грузов.
Игра с обвинением
- Это продолжалось даже после окончания войны, когда разные историки отстаивали разные точки зрения.
- РУССКИЙ ВИД
- Большинство российских историков винят в этом премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и президента США Трумэна. Они утверждают, что Трумэн и Черчилль спровоцировали войну и хотели уничтожить СССР, который только оборонялся.
- ТРАДИЦИОННЫЙ ВИД
- Сначала западные писатели обвиняли Россию. Говорили, что Сталин пытался построить советскую империю.
- РЕВИЗИОНИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
- Эту точку зрения развили западные историки, обвинившие Америку, назвав главной своей причиной непонимание Трумэном того, как сильно Россия пострадала во Второй мировой войне.
- ВЗГЛЯД ПОСЛЕРЕВИЗОРОВ
- Эта точка зрения была разработана историками с элементом нейтралитета. Они заявили, что в войне виноваты обе стороны и что с обеих сторон существует ненависть.