Большевики захватывают власть – презентация к уроку – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
авторы: Подшивайлова Ирина Васильевна
Презентации к урокам
Разработки уроков (конспекты уроков)
Технологические карты уроков
Среднее общее образование
Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)
История России
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
На уроке рассматриваются причины Октябрьской революции 1917 года и характеризуются первые мероприятия новой власти. Ученики развивают умения презентовать результаты своей работы, делать выводы, работать с разными видами информации. Урок дополнен презентацией.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Цели урока:
- для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

- для учащихся: осознать и осмыслить новый материал в соответствии со своими возможностями.
Задачи урока:
- рассмотреть причины Октябрьской революции 1917 г;
- характеризовать первые мероприятия новой власти.
Развитие УУД: умения презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.
Планируемые результаты:
Личностные: умение преодолевать трудности в освоении материала, развитие способности к волевому усилию
Предметные: знать основные события октября 1917г., характеризовать новую систему власти.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять и обрабатывать информацию в разных знаковых формах (рисунок, «пазл», схема).
- Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
- Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные тексты.
Формы работы: фронтальный диалог, работа по группам.
Технологии: элементы технологии проблемного обучения.
Ход урока
Этап |
Цели этапов урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный этап (1—2 мин) |
Создание рабочей атмосферы на уроке. |
Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, ноутбуков. |
Подготовка учащихся к началу урока, настрой на работу.
|
2. Актуализация знаний (4— 5 мин)
|
Определение темы урока и постановка цели занятия.
|
Слайд «Учебная задача». На картине Серова изображено событие, которое до сих пор вызывает множество споров, разногласий. В.И. Ленин на втором съезде Советов провозгласил установление Советской власти, Временное правительство было низложено. Предлагаю на сегодняшнем уроке поставить следующую учебную задачу. Триггер «Помощь». Что нам необходимо знать, чтобы ответить на данный вопрос? Составим алгоритм действий. |
Нужно знать события октября 1917 г, отличия переворота от революции. Алгоритм:
|
3. Изложение нового материала (20—25 мин) |
Осмысление и первичное запоминание знаний |
Слайд «Россия осенью 1917». Триггер «Диаграммы». Какие выводы можно сделать на основании данных диаграмм? Оказывало ли это какое-то влияние на Временное правительство? Положение каких слоев общества ухудшилось? Триггер «В деревне». Какие события происходили в деревне? Итак, сделаем вывод. Что меняется в Петрограде? Слайд «Подготовка восстания» О чем говорят факты, приведенные на слайде? Это явление получило название «большевизация Советов». Посмотрите на карту. Учебник стр.46. Можно ли утверждать, что данное явление происходило не только в Петрограде? Почему? Т. Сделайте проверку. Изложите ход событий Октябрьской революции. Как вы думаете, чем новая власть отличалась от прежней? Слайд «Декреты о мире и земле» Как решали главные вопросы большевики? Последовательность революционных событий нами восстановлена. Однако не факты создают наши знания о прошлом, а их интерпретация, выбор языка описания. Эта проблема актуальна до сих пор: что произошло 25 октября (7 ноября) 1917 г: государственный переворот, Великая социалистическая революция, народный бунт или это был хаос безвластия, которым воспользовались большевики? В 1927 году С. Какими художественными средствами режиссер показывает противостояние большевиков и других социалистических сил: меньшевиков и эсеров на съезде? Какими представляются революционные силы? Один из самых интересных эпизодов фильма – захват ворот Зимнего дворца. На самом деле источники утверждают, что ворота были открыты, и что этот эпизод был Эйзенштейном придуман. Как вы думаете зачем? На ваш взгляд Эйзенштейн Октябрьские события показывает как революцию ли как переворот? |
Работают с презентацией. Отвечают на вопросы. Диаграммы показывают, что уровень цен по сравнению с февралем 1917 г вырос в 3,5 раза, а промышленной продукции стало выпускаться в 3 раза меньше. Факты говорят о том, что большевики становятся все более популярными, их лозунги находят поддержку. Большевики получают большинство в Советах. Это явление не только в Петрограде, но и в других городах станы. На карте обозначены города, в которых происходит большевизация Советов. Излагают ход событий. Изучают, отвечают на вопросы. Обсуждение фильма. Когда говорят меньшевики и эсеры, то их слушают невнимательно, балалайка символ пустозвонства, легкомыслия, несерьезности слов, когда говорят большевики, то их символом являются снаряды, пушки. Это показатель важности, силы большевистских взглядов, необходимости решительных действий.
|
4. Контроль усвоения (7 мин)
|
Дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала |
Перейдем к решению учебной задачи. Слайд «Решение учебной задачи». |
Решают учебную задачу, выполняя пошагово задания (триггер «Решение учебной задачи»), осуществляют проверку. |
5. Рефлексия (2—3 мин)
|
Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся. |
Достигли мы поставленной цели урока? Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке
|
Называют, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания. Оценивают свою работу на уроке и выставляют оценку себе и своей группе в целом (дают обоснования) |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Презентация по истории России на тему «Великая российская революция Октябрь 1917 г.»
План урока
1. Русская православная церковь в условиях революции
2. Выступление генерала Л.Г.Корнилова
3. Рост влияния большевиков
4. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде
5. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками
6. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров
1 .
Русская православная церковь в условиях революции
9 марта Святейший синод обратился к мирянам: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни.»
Святейший синод в 1917 г.
После отречения Николая II от престола Синод установил контакт с Временным правительством. Обер-прокурором Святейшего синода во Временном правительстве был назначен В.Львов. Власть обязалась не вмешиваться в церковные дела.
1 . Русская православная церковь в условиях революции
Поместный собор 1917 г.
В июле 1917 г. Временное правительство выпустило постановление «О свободе совести». В августе упразднили должность обер-прокурора Синода и создали Министерство исповеданий. Временное правительство поддержало идею священнослужителей возродить патриаршество.
1 . Русская православная церковь в условиях революции
Патриарх Тихон
В августе 1917 г.
в Москве был собран Поместный собор. В ноябре по жребию патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон.
2. Выступление генерала Корнилова
А.Керенский в 1917 г.
Летом 1917 г. обстановка в стране накалилась до предела. По инициативе А.Керенского в Москве было созвано Государственное совещание с участием представителей армии, ведущих политических и общественных организаций, депутатов всех Государственных дум. Большевики совещание бойкотировали и организовали массовую забастовку.
2. Выступление генерала Корнилова
Л.Г.Корнилов в Москве
Л.Г.Корнилов на смотре войск на фронте
Большинство депутатов говорило о необходимости наведения в стране порядка. Аплодисментами была встречена речь главнокомандующего Л.Г.Корнилова, в которой он определил немедленные и решительные меры для наведения дисциплины на фронте и в тылу.
2.
Выступление генерала Корнилова
23 августа в ставку Корнилова прибыл управляющий военным министерством В.М.Савинков и заявил о готовности Временного правительства к решительным действиям в ходе которых могут возникнуть беспорядки. Решено было отправить в Петроград воинские части ген.Крымова. 27 августа Керенский испугался, что Корнилов может захватить власть, объявил его изменником и сместил с поста верховного главнокомандующего. Корнилов отказался подчиняться этому приказу и приказал корпусу Крымова продолжать движение на Петроград.
Л.Г.Корнилов
2. Выступление генерала Корнилова
Казачьи войска в 1917 г.
Отряд Красной гвардии в 1917 г.
27 августа ВЦИК Советов создал Комитет народной борьбы с контрреволюцией. На борьбу с Корниловым было мобилизовано 40 тыс.человек. Вооружались рабочие дружины и отряды Красной гвардии. На помощь петроградскому гарнизону прибыли тысячи матросов и солдат.
Железнодорожники всячески препятствовали продвижению войск Крымова к Петрограду. 30 августа войска Корнилова были остановлены.
2. Выступление генерала Корнилова
Братание красногвардейцев с бойцами «Дикой дивизии»
Генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован. 1 сентября А.Ф.Керенский объявил о создании Директории («Совета пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса.
3. Рост влияния большевиков
Партийная принадлежность участников Демократического совещания
В сентябре 1917 г. состоялось Демократическое совещание с участием меньшевиков, эсеров и большевиков. На нем незначительным большинством голосов была одобрена коалиция с кадетами.
3. Рост влияния большевиков
Состав третьего коалиционного правительства
25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство.
Министром-председателем и верховным главнокомандующим остался А.Ф.Керенский. Правительство не решило вопросы о мире и земле, затягивался созыв Учредительного собрания.
3. Рост влияния большевиков
Демонстрация за прибавку пайка
Военные нужды поглощали 80% государственных расходов. Из-за недостатка топлива осенью 1917 г. закрылись более 800 предприятий. Выпуск промышленной продукции за год сократился на 36%. Железнодорожный транспорт не справлялся с перевозками. Города испытывали недостаток продовольствия. Хлебный паек в столицах сократился до 200 граммов. Росла инфляция, товары дорожали.
3. Рост влияния большевиков
Недовольство стремительно нарастало. В сентябре 1917 г. бастовало 2,5 млн человек – в 8 раз больше, чем весной. Крестьяне захватывали помещичьи земли, громили усадьбы, не подчинялись властям. Положение на фронте стало критическим.
3.
Рост влияния большевиков
Большевики с их понятными народу лозунгами — власть Советам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим, укрепляли свои позиции. В начале сентября большевики получили большинство в Петросовете. Председателем исполкома Петросовета был избран Л.Д.Троцкий. В Московском Совете большевики также получили большинство. Вновь появился лозунг «Вся власть Советам!»
Л.Д.Троцкий
3. Рост влияния большевиков
Ленин в Разливе
Находившийся на нелегальном положении Ленин в письмах в ЦК партии потребовал поставить «на очередь дня… вооруженное восстание в Питере и Москве (с областью), завоевание власти, свержение правительства».
3. Рост влияния большевиков
Фото Ленина в гриме и парике для фальшивого удостоверения
Л.Б.Каменев
Г.Е.Зиновьев
10 октября в Петроград вернулся Ленин. На тайном заседании ЦК большевиков было принято решение о подготовке вооруженного восстания.
За него проголосовали 10 из 12 присутствовавших (против Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев, считавшие, что у большевиков еще недостаточно сил и вопрос о власти должно решить Учредительное собрание).
3. Рост влияния большевиков
Петроград осенью 1917 г.
12 октября для подготовки восстания при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет (ВРК). В него вошли большевики и левые эсеры. Руководителем ВРК стал Л.Д.Троцкий. ВРК направил своих представителей и агитаторов во все воинские части Петрограда.
4. Свержение Временного правительства
Юнкеры на охране телефонной станции. Петроград осень 1917 г.
24 октября по приказу правительства отряд милиции и юнкеров закрыл типографию большевистской газеты «Рабочий путь». На заседании правительства было решено начать аресты большевистских руководителей. В ответ ВРК приказал привести солдат и матросов в боевую готовность.
4. Свержение Временного правительства
Крейсер «Аврора»
В 21 ч 40 мин по сигналу орудия с крейсера «Аврора» начался захват Зимнего дворца, который почти не охранялся. А.Ф.Керенский уехал на фронт, а остальные члены правительства были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.
4. Свержение Временного правительства
Штурм Зимнего дворца
Октябрьская революция была тщательно подготовлена большевиками. Все политические силы знали о планах большевиков, но действия власти были нерешительными и непоследовательными. В стране не нашлось ни одной серьезной политической или военной силы, которая была готова защищать Временное правительство.
5. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров
Ленин на II съезде Советов
25 октября начал работу II съезд Советов.
Большинство делегатов были большевиками и левыми эсерами. Меньшевики и правые эсеры потребовали начать переговоры с Временным правительством. Не получив поддержки, они покинули съезд и потеряли возможность участвовать в формировании новых органов власти. Левые эсеры создали партию левых социалистов-революционеров (ПЛСР).
5. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров
25 октября II съезд Советов принял Декрет о власти, провозгласивший переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав ВЦИК, в который вошли 62 большевика и 29 левых эсеров (несколько мест было оставлено для представителей других социалистических партий).
В.Ленин на II съезде Советов
5. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров
Исполнительная власть передавалась Совету народных комиссаров (Совнарком, СНК) во главе с В.
Лениным. СНК должен был действовать до созыва Учредительного собрания.
5. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров
П.Прошьян – эсер, нарком почт
А.Колегаев – эсер, нарком земледелия
А.Штейнберг – эсер, нарком юстиции
Левые эсеры первоначально отказались войти в СНК, надеясь на формирование правительства из представителей всех социалистических партий. Позже левые эсеры вошли в СНК, возглавив 7 наркоматов. Правые эсеры вошли во ВЦИК.
Выводы
Демонстрация в Петрограде
Крейсер «Аврора»
Продолжение войны, замедленный характер решения важных вопросов, отсутствие твёрдой государственной власти, экономический кризис и снижение уровня жизни привели к росту революционных настроений. Использовать ситуацию и взять власть в свои руки смогла партия большевиков во главе с В.Лениным.
Даты и события
25-31 августа 1917 г.
– выступление генерала Корнилова
25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. – Октябрьская революция, переход власти к большевикам
Президиум демократического совещания
Полные блоки презентаций
по Истории и Обществознанию
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое
Домашнее задание
1. Изучить параграф 4
2. Вопросы стр.42 (устно)
3. Выучить основные термины, понятия и даты
В.Ленин
Введение в русскую революцию
Введение в русскую революцию Для этого сайта должен быть включен Javascript.
Включите Javascript и перезагрузите страницу.
Три ответа современности: Хо Ши Мин, Ибн Сауд и Гетулио Варгас Вторая мировая война Сет Рогофф
5f001fc099cd635507b143be056702764af6929c 1 2017-06-19T09:08:00-07:00 Сет Рогофф
5f001fc099cd635507b143be056702764af6929c 19237 3
простой 2020-09-18T07:43:31-07:00 Сет Рогофф
5f001fc099cd635507b143be056702764af6929c В этой главе мы делаем наш первый шаг за пределы Первой мировой войны, хотя и не раньше, чем окунаемся в эпоху войны, в 1917 год, год российской революции и начало долгого революционного процесса, который продлится до 19 века.29. В этой главе основное внимание будет уделено революции в России, начиная с ее начала в феврале 1917 г., вплоть до захвата власти большевиками в октябре того же года, продолжаясь в ходе последующей Гражданской войны в России и заканчивая борьбой за власть между Иосифом Сталиным и другими могущественными большевистскими лидерами за власть. контроль над партией в годы после смерти Владимира Ленина.
Глава заканчивается в 1929 году, накануне первой крупной сталинской реформы, реформ, навсегда изменивших Россию и мир. В следующей главе мы рассмотрим историю России после 19 века.29, когда долгая революция уступает место кошмарной тоталитарной диктатуре Сталина, возможно, самого кровожадного человека во всей истории человечества. Двигаясь по событиям этой главы, помните о трагедии, лежащей в основе русской революции. Это движение началось с народного призыва к освобождению от репрессивного режима и закончилось гораздо более репрессивным и фанатичным тоталитарным государством.- 1 2017-06-19Т09:02:17-07:00 Сет Рогофф 5f001fc099cd635507b143be056702764af6929c Долгая русская революция (1917-1929 гг.) Сет Рогофф 8 всплеск 470481 2017-09-01T09:14:13-07:00 Сет Рогофф 5f001fc099cd635507b143be056702764af6929c
- 1 2017-08-15T22:24:12-07:00 Карта Российской Империи (1914) 1 простой 2017-08-15T22:24:12-07:00
Том 9: Личные траектории в Великой войне и революции в России, 1914–1922 гг.
: Биографические маршруты, индивидуальный опыт, автобиографические размышления В этом томе исследуется, как революционные события 1917–1921 гг. пытался осмыслить политические события тех лет в самосвидетельствах, таких как дневники и мемуары. Каково влияние личности на ход революции? Что мы знаем о личных переживаниях в течение 19 лет?17 революционных активистов, жертв и прохожих? Каковы особенности автобиографических текстов и эго-документов времен Великой войны и революции в России? Очерки этого тома исследуют множество историй, восприятий и интерпретаций. Они анализируют траектории мужчин и женщин самого разного происхождения и социального происхождения. Среди них представители «старой элиты», лично пережившие русскую революцию 1917 года и вынужденные покинуть страну после победы большевиков в Октябрьской революции и Гражданской войне. Более того, в этом томе в центре внимания находятся протагонисты, активно поддерживавшие революцию, и «простые люди», которые не принадлежали ни к старой элите, ни к политическим убеждениям.
Наконец, рассматривается построение революционных нарративов и воспоминаний. Представленные здесь тематические исследования позволяют нам критически оценить устоявшиеся основные нарративы о русской революции и гражданской войне. Они также позволяют нам указать на контраст между историческими цезурами и непрерывностью личных жизней, исследовать географическую мобильность и развитие за пределами политических центров, дать голос исторически маргинальным деятелям и сопоставить наше понятие «история» с многоголосый хор индивидуальных переживаний.
Корин Амахер и Фритьоф Бенджамин Шенк, Введение
https://doi.org/10.52500/GLLS9317
Адель Линденмейр, «Здравый смысл исчезает во времена революции»: София Панина и Ариадна Тыркова- Уильямс Поразмышляйте над 1917
https://doi.org/10.52500/PBKK9855
Хеннинг Лаутеншлегер, слишком занят для ностальгии? Профессиональная жизнь и автобиографические публикации Сергея Прокудина-Горского после революции (1917–1944 гг.
)
https://doi.org/10.52500/FIYX3553
Фабиан Бауманн, Увлеченные вихрем: Семья Шульгиных, Киевлянин и Киевское русское национальное движение в 1917 году
https://doi.org/10.52500/JHDB7956
https://doi.org/10.52500/RNVH5182
Софи Кере, Две женщины, обретающие власть благодаря Октябрьской революции: Александра Коллонтай и Сюзанна Жиро
https://doi.org/10.52500/CORV6026 90 003
Корин Амахер, Опыт войны и революции: долгий путь Владимира Соколина в Дамаск
https://doi.org/10.52500/CSIS9655
Энтони Дж. Хейвуд, Перед лицом Рубикона: анализ влияния русской революции на индивидуальную жизнь
https://doi.org/10.52500/OMAK1025
Марина Ю.




о. большевики получают в Советах большинство и заявляют о необходимости передать всю власть Советам. Для этого создается специальный орган ВРК- Военно-революционный комитет.
Это еще больше дискредитировало Временное правительство, которое не могло справиться с экономическими проблемами. Произошло ухудшение положения всех слоев общества. В деревне крестьяне самовольно захватывают земли у помещиков, не дожидаясь решения властей. Т.о. авторитет Временного правительства очень низок.
Эпизод с воротами интересен тем, что матрос наступает на корону, двуглавого орла, как символ уничтожения остатков старого режима.