Преступление и наказание пьяная девочка на бульваре: Встреча с пьяной девушкой преступление и наказание

Душа Раскольникова в романе «Преступление и наказание», темная и светлая стороны

Раскольников.
Иллюстрация
П. Боклевского

Бедный студент Родион Раскольников является главным героем знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Сам автор охарактеризовал свой роман как «психологический отчет одного преступления». Действительно, в романе во всех подробностях показано психологическое состояние человека после совершения им страшного преступления.

В этой статье представлена характеристика души Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: темная и светлая стороны души героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

Родион Раскольников — сложный и противоречивый человек, как и многие другие герои романа «Преступление и наказание».

У Раскольникова есть свои достоинства и недостатки, его душа имеет светлую и темную сторону.

Противоречивость Раскольникова заключается в том, что он:

  • высокомерный, но при этом благородный 
  • угрюмый, но при этом небезразличный
  • безбожный преступник, но при этом любящий сын и брат
  • эгоистичный, но в то же время добрый, великодушный

Светлая сторона души Раскольникова: добрые поступки героя


Поступки Раскольникова до совершения им преступления говорят о нем, как об отзывчивом, небезразличном, благородном, хотя и гордом человеке. До преступления он совершал много добрых поступков и не раз проявлял лучшие качества своей души. Ниже мы рассмотрим некоторые добрые поступки Раскольникова до его преступления.

Женитьба на больной девушке

За некоторое время до совершения преступления Раскольников собирался жениться на одной девушке, Наталье Зарницыной, дочери госпожи Зарницыной (госпожа Зарницына — хозяйка квартиры, которую снимает Раскольников).

По словам окружающих, Наталья была странной, больной и некрасивой девушкой. Она нравилась Раскольникову именно тем, что была не очень привлекательной. Вероятно, молодой человек разглядел в этой непримечательной девушке то, что другие не замечали. 

Помощь больному товарищу и его отцу

Уже из эпилога мы узнаем о том, что когда-то, еще во время учебы в университете, Раскольников помогал своему больному чахоткой товарищу и почти полгода содержал его. Когда друг умер, Раскольников ухаживал за его больным отцом. Он поместил старика в больницу, а когда тот умер, похоронил его. (см. Подвиги Раскольникова)

Спасение детей во время пожара

Также из эпилога мы узнаем, что еще до преступления Раскольников спас двоих детей во время пожара: он вынес детей из загоревшейся квартиры и при этом сам обжегся. 

Помощь Мармеладовым

Еще до совершения преступления Раскольников знакомится с бедной семьей Мармеладовых и помогает им деньгами. Вскоре, когда Мармеладов попадает под лошадей, Раскольников помогает донести умирающего мужчину домой и оставляет деньги на похороны бедной вдове Катерине Ивановне.  

Помощь пьяной девушке на улице

Однажды, еще до совершения преступления, Раскольников видит на улице пьяную девушку, над которой, судя по всему, кто-то надругался. Вблизи от девушки он замечает неизвестного мужчину, который хочет воспользоваться ее невменяемым состоянием. Раскольников вступается за девушку и просит помощи у полицейского. Молодой человек дает денег городовому для того, чтобы тот проводил девушку до дома.

Темная сторона души Раскольникова


Темная сторона души Раскольникова, конечно, проявляется в его самом страшном поступке — убийстве старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Молодой человек совершает это преступление, чтобы проверить свою теорию о необыкновенных и обыкновенных людях:

Согласно этой теории, люди делятся на обычных людей, то есть на «материал» и на настоящих людей, которые способны менять мир. Раскольников питает надежды на то, что сам он принадлежит к числу настоящих людей, «наполеонов» и не является «вошью»:

«Тут была тоже одна собственная теорийка, — так себе теория, — по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материялу-то, сору-то. Ничего, так себе теорийка…» (Свидригайлов о теории Раскольникова, часть 6 глава V)

Однако сразу после преступления теория Раскольникова терпит крах: молодой человек понимает, что великие люди просто не задумываются о своем величии и не сомневаются в нем. В конце концов Раскольников признает, что не является великим человеком, и называет себя вошью:

«Да, я действительно вошь, — продолжал он, с злорадством прицепившись к мысли, роясь в ней, играя и потешаясь ею, — и уж по тому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь…» (часть 3 глава VI) 
«Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? — то, стало быть, уж не вошь человек для меня , а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет… Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? — так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон…» (часть 5 глава 4)

После преступления в душе Раскольникова борются два начала — желание признаться в преступлении и страх разоблачения и позора за свое преступление. Эта внутренняя борьба изнуряют душу Раскольникова. В конце концов в этой борьбе берет верх светлая сторона души и герой совершает явку с повинной, после чего отправляется на каторгу в Сибирь.

Спустя некоторое время, уже находясь на каторге, в душе у Раскольникова происходит переворот, он переживает переоценку ценностей. Это происходит, когда Соня заболевает и не посещает его несколько дней. Оставшись без поддержки Сони, Раскольников раскаивается в том, что все это время мучал ее своей холодностью. Вероятно, со временем он также раскаивается и в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры, однако об этом в тексте нет подробностей.


Это была характеристика души Раскольникова в романе «Преступление и наказание», темная и светлая стороны души героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» особое место занимает образ ребенка. Образ ребенка воплощается в произведении как в конкретных образах детей, так и в чертах некоторых персонажей.

Ф.М. Достоевский помещает в повествование образы детей Катерины Ивановны: девятилетняя Полечка, семилетний Коля и шестилетняя Лена. Автор показывает, что эти дети еще нравственно чисты, у них нет тех пороков и грехов, которыми обладают взрослые.

Ф.М. Достоевский показывает, что дети – показатель нравственной чистоты. В самом повествовании есть фраза, произнесенная Раскольниковым: «А ведь дети – образ Христов». Писатель выражает мысль о том, что все дети чисты и невинны, что только с возрастом некоторые люди начинают обрастать пороками и грехами. И человек может либо стать греховным человеком, либо сохранить в себе «детскость» и во взрослом возрасте.


В романе есть примеры того, как дети начинают вставать на путь греховности. Это пьяная девушка лет шестнадцати, которую Раскольников встретил на бульваре. С помощью образа данной девушки Ф.М. Достоевский показывает, что нравственная чистота ребенка может постепенно закрашиваться различными пороками.

Есть в повествовании и образы детей, которые связаны с образом Свидригайлова. Герою снится мертвая девочка в пустом доме; данный образ символизирует то, что Свидригайлов погубил невинную душу. Снится Свидригайлову и девочка, которая спряталась, боясь возвращаться домой из-за разбитой ею кружки. Герой видит, как девочка у него на глазах превращается в злобное существо. Автор показывает превращение из ребенка с нравственной чистотой в порочного взрослого. Таким же порочным взрослым могла стать и будущая жена Свидригайлова – шестнадцатилетняя девочка.

К тем персонажам, которые, несмотря на принадлежность к миру взрослых, в душе остаются детьми, относятся Соня Мармеладова и Лизавета. При раскрытии образа Лизаветы подчеркивается, что она похожа на ребенка. Даже во время того, как Раскольников подносил к героине топор, она просто вытянула перед собой руки, будто маленький ребенок. С ребенком сравнивается и Сонечка, которая также добра, милосердна. Она в положительном смысле слова наивна, не способна на совершение зла. Относя Соню Мармеладова и Лизавету к положительным персонажам, Ф.М. Достоевский показывает, что «детскость» во взрослом возрасте – неплохо, что такие детские черты, как доброта, кротость и смирение, – положительные качества взрослого человека.

Важен в романе и образ Раскольникова-ребенка. В 5 главе первой части представлен сон Раскольникова о до смерти забитой лошади. Раскольникову снится его прошлое. Главный герой представлен в виде семилетнего ребенка. Ф.М. Достоевский, описывая сон, подчеркивает, что Раскольникову снится не что-то вымышленное, а реальная ситуация из его жизни. Семилетний Раскольников сострадает лошади, над которой начинают издеваться; он не понимает, по какой причине Миколка забивает ее до смерти. С помощью данного эпизода писатель показывает, что по природе своей Раскольников – сострадательный человек, не желающий другим смерти. Ф.М. Достоевский показывает, что из невинного ребенка Раскольников, который подался обманчивым теориям, превращается в грешного человека. После пробуждения Раскольников мучится, так как не хочет быть похожим на Миколку, забившего лошадь. Раскольников-ребенок, в котором заключена истинная сущность героя, борется с Раскольниковым-взрослым, и автор показывает, что последний все же побеждает: главный герой решает проверить свою теорию, поэтому совершает убийство старухи-процентщицы.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Я себя убил, а не старушонку…» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • «Правда» Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Нравственная атмосфера семьи Раскольниковых (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

  • Глава 4

     

    Резюме

    Закончив письмо, Раскольников решает, что Дуня никогда не пожертвует собой, выйдя замуж за Лужина, что она делает только для того, чтобы помочь ему. Он категорически отказывается от такой жертвы, говоря: «Пока я жив, этот брак никогда не состоится».

    Кроме того, Лужин видится ему подлым и скупым человеком, который позволил бы своей невесте и ее матери проехать в крестьянской телеге «семнадцать верст» (около 12 верст) и проехать в купе третьего класса в поезде. Обдумав все предложение Лужина, Раскольников заявляет, что «Жертвы твоей [Дуни] я не приму, не приму… Не будет, пока я жив, не приму, не приму! Я не приму это!» Однако ему некуда обратиться, чтобы предотвратить такую ​​позорную связь.

    Размышляя о бедственном положении Дуни, он наблюдает за 15-летней девочкой, шатающейся по улице, как будто она была пьяна или под действием наркотиков. За этой молодой девушкой следует «пижонский» и пухлый мужчина; Намерения мужчины в отношении молодой девушки очевидны. Раскольников вмешивается и пристает к щеголю. Приезжает полиция, и девушку сажают в такси; Раскольников предлагает свои последние 20 копеек за извозчика, но затем «в эту минуту мгновенное отвращение чувства» заставляет его перевернуться. Он решает, что вмешивается в то, что его не касается: «Что за дело… Пусть он [франт] развлекается [с девушкой]». Он уходит, обиженный тем, что потерял последние 20 копеек. — Как я посмел отдать эти двадцать копеек? Мои ли они были отданы?

    В конце главы он решает навестить Разумихина, одного из своих лучших друзей былых времен, которого не видел около четырех месяцев.

    Анализ

    Раскольников глубоко оскорблен предложением Лужина выйти за него замуж, потому что он считает Дуню жертвующей собой ради него, и он не может вынести мысли, что кто-то пойдет на такую ​​жертву ради него.

    Он сравнивает жертву своей сестры ради помощи своей семье и жертву Сони ради помощи своей семье. Он задается вопросом, не является ли брак Дуни с Лужиным тоже своего рода проституцией и может быть даже хуже, потому что брак Сони был по необходимости, а Дуни мог быть по расчету.

    Параллельность двух жертв беспокоит Раскольникова, потому что он ничего не может с ними поделать. Это приводит к повторению вопроса «Вы понимаете, сэр, вы понимаете, что это значит, когда вам совершенно некуда обратиться?» тема. Эта параллель глубоко беспокоит его, потому что его нынешнее положение также отчаянно и безнадежно. Он сильно чувствует, что Дуня приносит себя в жертву, но ничего не может сделать, чтобы облегчить положение или предотвратить его.

    Раскольников глубоко встревожен, когда он встречает девушку, подвергшуюся насилию и преследуемую мужчиной с злыми планами на нее. Эта сцена побуждает гуманитарную сторону его характера к акту защиты. Пытаясь защитить девушку, Раскольников называет мужчину «Свидригайловым», превращая это имя в воплощение развратной чувственности.

    Гуманистическая и сострадательная натура Раскольникова еще больше раскрывается в его попытках защитить молодую девушку. Он отдает ей почти все свои скудные деньги, чтобы послать за извозчиком. Возникает вопрос: стал бы он так защищать девочку, если бы только что не получил письмо от матери? Сразу после попытки помочь молодой девушке он внезапно меняет свое мнение и говорит: «Оставь их в покое». То есть внезапно берет верх холодный, интеллектуальный аспект сверхчеловека в его личности, и Раскольников утверждает, что такие тривиальные события его не касаются, что он слишком высоко или слишком удален, чтобы быть вовлеченным. Далее, его также не должно волновать, что происходит с Дуней или Соней, то есть является ли он истинным Сверхчеловеком.

    В конце неожиданное желание Раскольникова увидеть Разумихина, своего логического и рационального друга, вызвано его ужасным чувством, что ему «некуда обратиться».

    Преступление и наказание Часть 1, Глава 4 Сводка и анализ

    Преступление и наказание Часть 1, Глава 4 Сводка и анализ | ЛитЧартс

    Снаружи Раскольников ходит и разговаривает сам с собой. Он решает, что ни при каких обстоятельствах не позволит Лужину жениться на Дуне. Он также отвергает оправдания своей матери скорости ухаживания и поведения Лужина, полагая, что Пульхерия исказила семейное счастье и готовность Дуни довести брак до конца. Раскольников на самом деле считает, что Пульхерия «пожертвовала счастьем Дуни», чтобы обезопасить семью материально и обеспечить Раскольникова, своего первенца. Раскольников думает, что если бы Лужин был рядом, то он мог бы попытаться убить его.

    Раскольников злится по ряду причин. Во-первых, он не считает справедливым, что его мать ставит его собственную судьбу выше судьбы Дуни, хотя Раскольников также берет деньги своей матери и, похоже, не желает зарабатывать их самостоятельно. Тем не менее принципиальное оскорбление для Раскольникова состоит в том, что Дуня вышла замуж за человека, которого не любит, чтобы улучшить будущее Раскольникова.

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Безумие и опьянение

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Деньги и бедность

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Семейство

    ‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    < /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Раскольников продолжает обличать Лужина в его скупом поведении, поскольку Пульхерия и Дуня должны будут оплатить большую часть своего путешествия (Лужин покроет стоимость багажа, который часто бывает бесплатным). Раскольников считает, что, хотя Пульхерия настаивала она не будет жить с парой после их брака, Лужин будет слишком благороден, чтобы позволить Пульхерии жить отдельно. Раскольников меньше верит в щедрость Лужина и проклинает наивность своей матери перед лицом лужинской дешевизны и корысти.

    Лужин, похоже, хочет зарабатывать деньги для своих целей, но не собирается делиться этим богатством с Дуней и Пульхерией. Таким образом, Раскольников беспокоится, что, даже если Дуня выйдет замуж из-за денег, она может не получить того, чего отчаянно желает, что делает все предложение бесполезным и неприятным.

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Безумие и опьянение

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Деньги и бедность

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Семейство

    ‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    < /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Раскольников обращается мыслями к Дуне, характер которой он считает чистым и благородным. Дуня никогда не вышла бы замуж за человека только из-за денег, уверяет он; она выходит замуж за Лужина, чтобы обеспечить будущее Раскольникова. Он считает, что, если бы Дуня ради него вышла замуж, она была бы «не лучше» проститутки Сони. Раскольников все более и более огорчается и заявляет, наконец, что он не примет жертвы Дуни и будет препятствовать свадьбе.

    Здесь Раскольников связывает проституцию Сони, призванную помочь прокормить семью, и готовность Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы помочь Раскольникову и Пульхерии. Одна форма проституции социально приемлема; один очень явно нет. Это представляет собой более крупный аргумент в романе — что некоторые формы безнравственности принимаются обществом, а другие запрещаются. Раскольников продолжает размышлять об этих различиях на протяжении всего романа.

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Деньги и бедность

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Семейство

    ‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    < /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Цитаты

    Раскольников взвешивает варианты. Он мог бы расплатиться с Дуней и Пульхерией, как только утвердится в солидном профессиональном положении, но это может занять десять лет, а Пульхерия к тому времени вполне может быть старой и больной. Другой его вариант — «принять судьбу» и «отказаться от всякого права действовать, жить, любить!» Его вчерашний план относительно ростовщика «бьет его в голову», кажущийся реальнее и нужнее, чем когда-либо, и он чуть не теряет сознание при мысли об этом. Чтобы прийти в себя, он находит ближайшую скамейку.

    Раскольникову нужна была какая-то дополнительная причина, чтобы ограбить ростовщицу — он, конечно, чувствовал, что ему нужны деньги, но если его ограбление означает, что Дуне не придется выходить замуж за Лужина, то Раскольников не просто помогает себе. Раскольников приводит множество оправданий своему убийству, но это кажется наиболее оправданным (хотя, конечно, недостаточно оправданным).

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Деньги и бедность

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Семейство

    ‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    < /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Подходя к лавке, Раскольников замечает молодую женщину, не старше шестнадцати лет, раскачивающуюся взад-вперед в повседневной одежде. Она сильно пьяна в час дня. Раскольников желает помочь девушке и замечает хорошо одетого тридцатилетнего мужчину, следующего за девушкой «с определенными намерениями». Раскольников оскорбляет мужчину и затевает с ним драку, но его оттаскивает полицейский, которому он объясняет затруднительное положение девушки и хищный характер мужчины (мужчина тем временем отошел, делая вид, что невинно курит сигарету).0003

    Забота Раскольникова о безопасности женщин становится повторяющимся мотивом романа. Тут девушка сильно напилась: непонятно почему. Но вскоре после этого появляется мужчина и хочет забрать девушку домой. Раскольников демонстрирует готовность помочь нуждающимся женщинам, что, кажется, противоречит его способности позже убить старуху и ее безобидную, напуганную сестру.

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Безумие и опьянение

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Раскольников отдает милиционеру двадцать копеек, последние свои деньги, и велит организовать транспорт для девушки. Полицейский соглашается защитить ее и следует за ней, когда она спотыкается и отказывается от помощи. Денди продолжает движение по другой стороне улицы, также следуя за девушкой. Внезапно Раскольникову становится противно, и он кричит городовому, чтобы он прекратил, — всем бы, говорит, развлекаться, и никого это не касается. Полицейский, сбитый с толку выходкой Раскольникова, продолжает преследование девушки. Раскольников понимает, что милиционер спрятал свои деньги, и задается вопросом, постигнет ли Дуню участь, подобную судьбе девушки.

    Еще одна повторяющаяся сцена в романе: способность Раскольникова очень быстро менять свое мнение относительно своих моральных решений. Позже, в разговоре с Лужиным и Дуней, он с размаху заявляет, что ему все равно, чем занимается Дуня. Конечно, на Раскольникова влияют действия окружающих, но часть его философии, изложенная позже в журнальной статье о преступности, диктует, что выдающимся личностям нужно только установить свой собственный моральный кодекс и следовать ему. Раскольников утверждает, что не нуждается в других людях, но его тревоги происходят от заботы о других, как позже объясняет Порфирий.

    Активный Темы

    Преступность, мораль и вина

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Безумие и опьянение

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Деньги и бедность

    ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Семейство

    ‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

    < /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

    Раскольников вспоминает, что, прочитав письмо, он намеревался отправиться в дом своего друга Разумихина, веселого и общительного студента, который был единственным товарищем Раскольникова в университете.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *