Преступление и наказание 2 часть 6 глава: Достоевский «Преступление и наказание», часть 2, глава 6 – читать онлайн

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах

Как известно, во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи. 

В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин «непристойного поведения» (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). 

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирали популярность такие явления, как нигилизм («модное безверие» Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т. д. Все эти новые явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны, по словам господина Лужина:

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…» (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)

По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:

«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)

Господин Свидригайлов считает Петербург городом «полусумасшедших», в частности из-за климата:

«…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности.
 Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается «толкотня»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» (часть 1 глава I) 
«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» (часть 3 глава VI)

Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими», по словам Достоевского: 

«. ..его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» (часть 1 глава V)

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:

«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

«…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…» (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много «грязи, вони и гадости», по словам самого Раскольникова:

«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…» 
(часть 1 глава I)
«…почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.» (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)

Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с «физиологической», невероятной точностью.

В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:

«Близость Сенной, обилие известных заведений
…» 
(о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I) 
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…» (часть 1 глава I)
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)  
«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.» 
(часть 6 глава III)

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с «зараженным воздухом»:

«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..» (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…» (автор, часть 2 глава VI)

Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать «вонючим» воздухом летнего Петербурга:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь,
столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ..» (часть 1 глава I)
  

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются «доходными домами». Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.

В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

«…как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч…» (часть 2 глава II)
«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…» (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)
«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» (часть 1 глава V)

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…» 
(часть 2 глава VII)
«…и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)
«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…» (часть 1 глава V)

В романе «Преступление и наказание» автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, «С-й переулок», что означает Столярный переулок, «В-й проспект», что означает Вознесенский проспект и т. д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе «Преступление и наказание». Например, до сих пор существуют:

  • «дом Раскольникова» (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
  • «дом Сони Мармеладовой» (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
  • «дом старухи-процентщицы» (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа «Преступление и наказание». Это еще раз доказывает то, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Тест по 1-й части романа Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. На какое дело хочет покуситься главный герой?

1. Опубликовать статью
2. Убить старуху-процентщицу
3. Взять переводы у Разумихина

2. Сколько шагов до дома Алены Ивановны?

1. 730
2. 750
3. 500

3. Что принес Раскольников в заклад?

1. кольцо Дунечки
2. портсигар
3. часы

4. Что хочет Мармеладов?

1. Чтобы Сонечка нашла работу
2. Чтобы Катерина Ивановна пожалела его
3. Снять для семьи новую квартиру

5. Золотая медаль Катерины Ивановны

1. хранится в сундуке
2. давно продана
3. висит на стене

6. Что страшно для Мармеладова?

1. когда человеку пойти некуда
2. что жена будет бить и таскать за волосы
3. что нет денег на похмелье

7. От кого Настасья приносит письмо?

1. из конторы
2. из университета
3. от Пульхерии Александровны

8. За что Марфа Петровна выгоняет Дунечку?

1. за страсть мужа к гувернантке
2. за недобросовестность в работе
3. за необузданность характера

9. Главное для Лужина
1. чтение газет
2. чтобы его все слушали
3. любовь к домашним животным

10. У Лужина есть своя теория

1. об аршине пространства
2. кафтана
3. как обрести друзей

11. Сон Раскольникова

1. о панораме Васильевского острова
2. об умершей невесте
3. о Миколке, убивающем лошадь

12. О чем был разговор, услышанный Раскольниковым на Сенной?

1. завтра будет распродажа мужской одежды
2. Лизаветы не будет дома в «семом» часу
3. сдается квартира от хозяина

13. Куда должны пойти деньги после смерти Алены Ивановны?

1. сводной сестре
2. на помощь студентам
3. в монастырь на помин души

14. О чем рассказывает студент молодому офицеру?

1. он бы эту проклятую старуху убил и ограбил
2. он отнес в заклад серебряные запонки отца
3. Алена Ивановна — отзывчивый человек

15. Что не готовил Раскольников к пробе?

1. пришил петлю к пальто
2. перевязал заклад
3. приготовил перчатки

16. Как вышел Раскольников из квартиры Алены Ивановны незамеченным?

1. маляры отвлекли дежурившего Коха
2. спустился вниз из окна, связав на скорую руку простыни
3. спрятался в квартире, где делали ремонт, а потом вышел

Ответы к тесту:

1 — 2, 2 — 1, 3 — 3, 4 — 2, 5 — 2, 6 — 1, 7 — 3, 8 -1, 9 — 2, 10 — 2, 11 — 3, 12 — 2, 13 — 3, 14 — 1, 15 — 3, 16 — 3

 

Автор: Лариса Полевцова


Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Глава 2

 

Резюме

Порфирий начинает болтать об этих отравленных папиросах, и Раскольников задается вопросом, не собирается ли Порфирий снова играть в ту же старую игру. Он застает Раскольникова врасплох, извиняясь за их последнюю встречу — «это была такая странная сцена» — и, возможно, он поступил несправедливо. Он хочет убедить Раскольникова в том, что его искренне влечет к нему, и считает, что Раскольников — «честнейший человек с элементами величия в нем». Кроме того, он обладает благородной душой и элементами великодушия.

Порфирий также хочет объяснить все те различные обстоятельства, которые привели его к мысли, что Раскольников — убийца, — залоги, версию, болезнь, возвращение на место преступления и прочее. Затем он объясняет, почему художник Николай сознался в убийстве. Художник принадлежит к старинному религиозному ордену, считающему, что человек должен страдать, а страдать от рук властей — это лучший вид страдания, но прежде всего «необходимо просто страдание».

В конце своего повествования Порфирий объясняет, почему Николай не мог совершить убийство. Вместо этого, после описания событий, связанных с убийством, он объявляет: «Вы, Родион Романович, убийца». Выдвинув это обвинение, Порфирий говорит ему, что не будет арестовывать его в течение нескольких дней, потому что хочет, чтобы Раскольников явился по собственной воле и открыто дал признательные показания. Арестовать его «не в моих интересах».

Затем Порфирий рассказывает Раскольникову, почему он ему нравится, и советует Раскольникову научиться любить жизнь, а не пренебрегать возможностью смягчения приговора. Точно так же он советует Раскольникову страдать, «потому что страдание — великое дело». Перед уходом Порфирий объявляет, что не опасается, что у Раскольникова возникнет соблазн сбежать; поэтому он совершенно безопасно позволяет ему оставаться на свободе, пока он не признается.

Анализ

Во-первых, хотя Порфирий и может так много объяснить, читатель должен отстраниться и признать, что сведения о том, что Родион Романович является убийцей, все же являются лишь косвенными доказательствами и в современных судах недостаточны для вынесения обвинительного приговора.

Объяснение преступления Порфирием и его отказ арестовать Раскольникова показывают, что он действительно искренне любит Раскольникова, но, что более важно, он также верит в величие Раскольникова. В этой главе становится ясной истинная цель и миссия Порфирия. Во-первых, надо понять, что Порфирий, как и Достоевский, был убежденным славянофилом, тем, кто считает славянский народ типом «избранного народа». Другими словами, Порфирий так сильно верил в величие России, что постоянно ищет и помогает тем, кто, по его мнению, станет будущими лидерами России или кто сможет внести свой вклад в величие России другими способами. Поэтому он рассматривает Раскольникова как человека благородного характера, одного из молодых умов России, который мог бы сослужить большую службу государству, если бы научился отвергать его радикальные идеи. Порфирий пытается заставить Раскольникова признать, что его теория ошибочна, и от этого признания идти дальше и смотреть в лицо жизни и стать одним из самых важных умов России. Если бы Порфирий немедленно арестовал Раскольникова, это разрушило бы интеллектуальное искупление Раскольникова через самореализацию. Но если Порфирий даст Раскольникову достаточно времени, чтобы исповедаться самому (и таким образом осознать и признать самому себе свою ошибку), то Раскольников сам добьется величия. Поэтому арестовывать Раскольникова было бы невыгодно, разве только для простого наказания, а Порфирий имеет в виду для Раскольникова нечто большее, чем наказание; он хочет искупления и величия от Роди.

Признание Раскольникова перед Соней представляет собой одну из сторон его характера, и Соня пытается искупить Раскольникова, прося его взять свой крест и пострадать. В качестве параллели Порфирий также подчеркивает значение страдания, чем объясняется признание Николая, но Порфирий подчеркивает значение страдания как средства искупления, «ибо страдание, Родион Романович, великое дело».

Глава 6

 

Резюме

Оставшись один, Раскольников тут же переодевается в новую одежду, забирает все деньги, оставшиеся от покупки новой одежды, и убегает из своей комнаты. Он идет в сторону Сенного рынка, где встречает 15-летнего подростка, которому дает пять копеек. Кроме того, его тянет в салун в поисках человеческого общения. Потом он вспоминает, какой ужас был прикован к жизни на квадратном метре пространства всю свою жизнь: «только жить, жить как ни крути — только жить». Затем он решает прожить жизнь, какой бы она ни была.

Он выходит из салуна и входит в чистый ресторан, где спрашивает газеты за последние пять дней, начиная со дня убийства и заканчивая днями его болезни. Пока он читает газеты, он знакомится с Заметовым, мелким чиновником в отделении милиции и другом Разумихкина.

Когда они начинают разговор, Раскольников начинает насмехаться над Заметовым, рассказывая ему о его деятельности и мотивах. Он говорит ему, что пришел в ресторан исключительно для того, чтобы прочитать об убийстве старого ростовщика. На самом деле, он признается в своем крайнем беспокойстве по поводу всего эпизода. Когда Заметов объясняет, как все полицейские ошибаются в том, как они ведут дело, Раскольников начинает возмущаться тем, что преступление явно было совершено дилетантом. В результате этого негодования он предлагает то, что, по его мнению, было бы идеальным способом совершения преступления и то, как следует скрывать деньги и драгоценности. Объяснения Раскольникова и предположение, что он мог быть тем, кто убил старую ростовщицу и ее сводную сестру, беспокоят Заметова, который отвергает это как последствия болезни Раскольникова.

Снаружи он сталкивается с Разумихкиным и говорит ему, что его раздражает слежка. — Я не хочу вашей ласки… Я, может быть, неблагодарна, может быть, я скупа и подла, только оставьте меня в покое, все вы, ради бога, оставьте меня в покое!! Оставьте меня в покое! Разумихкин настолько потрясен этой вспышкой, что позволяет Раскольникову идти своей дорогой и тут же понимает, что вспышка — часть болезни Раскольникова.

После побега Раскольников идет к мосту, где становится свидетелем попытки женщины утопиться. Он понимает, что собирался сделать то же самое, а затем испытывает отвращение к себе за то, что даже думает об этом. Затем он возвращается на место преступления. Он поражен, обнаружив, что вся квартира перекрашивается. Он больше не выглядит так, как когда он был в нем в последний раз. Затем он подходит к дверному звонку и начинает звонить, слушая и вспоминая «отвратительное и мучительно страшное ощущение, которое он испытал, когда оказался в ловушке после преступления». Когда маляры требуют знать, что он там делает, он велит им пройти с ним в полицейский участок, и он все расскажет. В конце главы он твердо решил сам пойти в полицию и признаться во всем.

Анализ

Как отмечалось ранее, облачившись в новую одежду и приняв деньги от матери, Раскольников готов двигаться в направлении искупления. На прогулке его первое действие — дать пять копеек 15-летнему уличному певцу, акт человеческого сострадания. В другом случае он дал девице попрошайничать 6 копеек всего 15 копеек. Чувствуя собственное сострадание, его мысли обращаются к жизни, даже если он «ограничен квадратным ярдом пространства, это лучше, чем немедленная смерть» — мысль, которая становится мотивом, который он отвергает или принимает в зависимости от своего желания жить.

Когда он заходит в кафе, чтобы выпить чаю, он просит газеты за последние пять-шесть дней. По всей Европе в кафе всегда есть газеты и часто свежие журналы для чтения их посетителями, и Раскольников пользуется этим обычаем, чтобы запросить газеты за последние пять или шесть дней, когда он был антиобщественным, а затем заболел. Здесь же в кафе он встречает Заметова и в шестой раз думает о признании . На этот раз, однако, это тип настоящей исповеди: «Теперь я объявлю вам… нет, лучше я сознаюсь», но то, как делается исповедь, заставляет Заметова видеть в ней только результат бреда Раскольникова. и болезнь. Его объяснение следует точно таким же шагам, которые он предпринял сам при совершении преступления. В конце объяснения Раскольников спрашивает: «А что, если это я убил старуху и Лизавету?»

Признание, однако, не так легко отвергается Заметовым, как полагает Раскольников, и позднее используется как часть подозрения Заметова против Раскольникова.

Раскольников обижается, когда Заметов предполагает, что убийца был неопытен и неумел. И чтобы доказать самому себе, что Заметов не прав, Раскольников представляет точное описание того, как он спрятал украденное. Несмотря на то, что Раскольников в ужасе от собственного убийства, он все еще обижен, что другие будут придираться к нему.

Когда он снова встречает Разумихина, он становится непреклонным, чтобы его оставили в покое, перед нами проявления Сверхчеловека , который чувствует, что должен действовать один, чтобы установить свое превосходство.

Когда Раскольников идет к мосту с явным намерением покончить с собой, он сначала наблюдает за попыткой утопиться неизвестной и снова напоминает себе о существовании на «квадрате пространства» и снова возникает седьмая мысль исповеди, что на этот раз мотивировано близостью самоубийства.

Возвращение Раскольникова на место преступления подтверждает теорию о том, что преступление отчасти является болезнью, поскольку именно невротическое желание влечет его обратно на место убийства. На допросе художников он предлагает отвезти их в полицейский участок и признаться во всем им — в восьмой раз, когда он думает о признании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *