Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах
Как известно, во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи.
В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин «непристойного поведения» (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).
Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирали популярность такие явления, как нигилизм («модное безверие» Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т. д. Все эти новые явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».
Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны, по словам господина Лужина:
«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…» (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)
По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:
«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)
Господин Свидригайлов считает Петербург городом «полусумасшедших», в частности из-за климата:
«…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…» (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)
Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается «толкотня»:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» (часть 1 глава I)
«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» (часть 3 глава VI)
Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими», по словам Достоевского:
«. ..его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» (часть 1 глава V)
По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:
«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)
В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:
«…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…» (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)
В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много «грязи, вони и гадости», по словам самого Раскольникова:
«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…» (часть 1 глава I)
«…почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.» (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)
Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с «физиологической», невероятной точностью.
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:
«Близость Сенной, обилие известных заведений…» (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I)
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…» (часть 1 глава I)
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)
«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.»(часть 6 глава III)
В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с «зараженным воздухом»:
«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..» (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…» (автор, часть 2 глава VI)
Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать «вонючим» воздухом летнего Петербурга:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ..» (часть 1 глава I)
Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются «доходными домами». Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.
В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
«…как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч…» (часть 2 глава II)
«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…»(Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)
«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» (часть 1 глава V)
Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:
«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…» (часть 2 глава VII)
«…и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I)
«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…» (часть 1 глава V)
В романе «Преступление и наказание» автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, «С-й переулок», что означает Столярный переулок, «В-й проспект», что означает Вознесенский проспект и т. д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе «Преступление и наказание». Например, до сих пор существуют:
- «дом Раскольникова» (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
- «дом Сони Мармеладовой» (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
- «дом старухи-процентщицы» (Набережная канала Грибоедова, 104/25)
В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа «Преступление и наказание». Это еще раз доказывает то, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.
Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Анализ эпизода из романа Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание» (Преступление и наказание Достоевский)Данный эпизод находится в финале романа — в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова.
Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь «тварью дрожащей». По мнению героя, он ошибся в себе. И это мучило его еще больше: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
После очередного посещения Сони, истерзанный душевными муками и самообвинениями, отчужденный от всех людей и Бога, Раскольников выходит на улицы Петербурга. Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении. Перед этим, у Сонечки, он надел на себя крест и несколько раз «с радостью» перекрестился.
Герой находится в каком-то болезненном полубреду, можно сказать, что его ведет не сознание, а подсознание. На улице он подает милостыню какой-то нищей старушке и слышит в ответ: «Сохрани тебя бог!» С этого момента, как мне кажется, начинается жизнь Раскольникова «в Боге», начинается трудный путь его очищения от греха.
Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади. Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь. Известно, что на этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров. Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей — Успенская церковь (Спас на Сенной).
Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии. Ему неприятно было сталкиваться с народом, но что-то толкало героя в самую гущу, в толпу: «Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один».
Среди народа было много пьяных, один из них веселил толпу, пытаясь плясать, но руки и ноги не слушались его. Раскольников вместе со всеми посмеялся над этим человеком, потом тут же забыл про него и пошел дальше. Но вдруг — «когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию».
Герой вдруг вспомнил слова Сони о том, что ему нужно покаяться «перед всем честным народом», попросить прощения даже перед землей, перед которой он тоже виноват. Раскольников вдруг почувствовал все то невыносимое напряжение, всю тяжесть мук, которые терзали его последнее время. И он, почти не отдавая себе в этом отчета, «ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения».
Какой-то перелом внезапно произошел в душе Раскольникова, он дал волю всей своей боли и душевной тоске, уничтожающей его последнее время. От этого внезапного облегчения слезы хлынули из глаз Родиона, и он рухнул на землю: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз».
Покаяние Родиона становилось труднее от того, что в толпе было много пьяных, озлобленных, просто равнодушных. Никто не хотел понять героя, узнать, что случилось у этого человека. Кто-то принял его за пьяного, кто-то — за юродивого. Все это «сдержало» Раскольникова, и он не признался в убийстве. Но у Родиона хватило сил выдержать все оскорбительные окрики толпы и пойти дальше.
По дороге он заметил «одно видение», которое затем превратилось в фигуру Сонечки, наблюдающей за героем. И Раскольников вдруг очень отчетливо понял, что связан с этой девушкой на всю жизнь, она последует за ним даже на край света. Это сознание «перевернуло» все сердце героя. И тут внезапно он понял, что пришел к роковому месту — незаметно Родион подошел к конторе следователя.
Таким образом, эпизод всенародного признания очень важен для раскрытия эволюции характера Раскольникова. Мы понимаем, что в душе героя произошел слом, он стал на путь Бога, начинается важнейший этап его жизни — раскаяние и очищение, завершение которого Достоевский выносит за рамки романа.
Глава 2
Резюме
Порфирий начинает болтать об этих отравленных папиросах, и Раскольников задается вопросом, не собирается ли Порфирий снова играть в ту же старую игру. Он застает Раскольникова врасплох, извиняясь за их последнюю встречу — «это была такая странная сцена» — и, возможно, он поступил несправедливо. Он хочет убедить Раскольникова в том, что его искренне влечет к нему, и считает, что Раскольников — «честнейший человек с элементами величия в нем». Кроме того, он обладает благородной душой и элементами великодушия.
Порфирий также хочет объяснить все те различные обстоятельства, которые привели его к мысли, что Раскольников — убийца, — залоги, версию, болезнь, возвращение на место преступления и прочее. Затем он объясняет, почему художник Николай сознался в убийстве. Художник принадлежит к старинному религиозному ордену, считающему, что человек должен страдать, а страдать от рук властей — это лучший вид страдания, но прежде всего «необходимо просто страдание».
В конце своего повествования Порфирий объясняет, почему Николай не мог совершить убийство. Вместо этого, после описания событий, связанных с убийством, он объявляет: «Вы, Родион Романович, убийца». Выдвинув это обвинение, Порфирий говорит ему, что не будет арестовывать его в течение нескольких дней, потому что хочет, чтобы Раскольников явился по собственной воле и открыто дал признательные показания. Арестовать его «не в моих интересах».
Затем Порфирий рассказывает Раскольникову, почему он ему нравится, и советует Раскольникову научиться любить жизнь, а не пренебрегать возможностью смягчения приговора. Точно так же он советует Раскольникову страдать, «потому что страдание — великое дело». Перед уходом Порфирий объявляет, что не опасается, что у Раскольникова возникнет соблазн сбежать; поэтому он совершенно безопасно позволяет ему оставаться на свободе, пока он не признается.
Анализ
Во-первых, хотя Порфирий и может так много объяснить, читатель должен отстраниться и признать, что сведения о том, что Родион Романович является убийцей, все же являются лишь косвенными доказательствами и в современных судах недостаточны для вынесения обвинительного приговора.
Объяснение преступления Порфирием и его отказ арестовать Раскольникова показывают, что он действительно искренне любит Раскольникова, но, что более важно, он также верит в величие Раскольникова. В этой главе становится ясной истинная цель и миссия Порфирия. Во-первых, надо понять, что Порфирий, как и Достоевский, был убежденным славянофилом, тем, кто считает славянский народ типом «избранного народа». Другими словами, Порфирий так сильно верил в величие России, что постоянно ищет и помогает тем, кто, по его мнению, станет будущими лидерами России или кто сможет внести свой вклад в величие России другими способами. Поэтому он рассматривает Раскольникова как человека благородного характера, одного из молодых умов России, который мог бы сослужить большую службу государству, если бы научился отвергать его радикальные идеи. Порфирий пытается заставить Раскольникова признать, что его теория ошибочна, и от этого признания идти дальше и смотреть в лицо жизни и стать одним из самых важных умов России. Если бы Порфирий немедленно арестовал Раскольникова, это разрушило бы интеллектуальное искупление Раскольникова через самореализацию. Но если Порфирий даст Раскольникову достаточно времени, чтобы исповедаться самому (и таким образом осознать и признать самому себе свою ошибку), то Раскольников сам добьется величия. Поэтому арестовывать Раскольникова было бы невыгодно, разве только для простого наказания, а Порфирий имеет в виду для Раскольникова нечто большее, чем наказание; он хочет искупления и величия от Роди.
Признание Раскольникова перед Соней представляет собой одну из сторон его характера, и Соня пытается искупить Раскольникова, прося его взять свой крест и пострадать. В качестве параллели Порфирий также подчеркивает значение страдания, чем объясняется признание Николая, но Порфирий подчеркивает значение страдания как средства искупления, «ибо страдание, Родион Романович, великое дело».
Преступление и наказание, часть 6, глава 2, сводка и анализ
Преступление и наказание, часть 6, глава 2, сводка и анализ | ЛитЧартсПорфирий начинает с того, что рассказывает о своих сигаретах и извиняется перед Раскольниковым за «неджентльменский» тон их последней встречи. Порфирий начинает, в свойственной ему обходной манере, объяснять развитие своих мыслей о виновности Раскольникова. Сначала, говорит, до него дошли слухи об обмороке Раскольникова в полицейском участке, потом он увидел статью, которую Раскольников написал в студенческие годы. Порфирий упоминает о разговоре Раскольникова с Заметовым, что тоже как бы подтверждает его дерзость и вину. Но все эти объяснения были только «психологическими», говорит Порфирий. Он беспокоился, что без физических доказательств не сможет найти убийцу.
Порфирий излагает окончательное дело о виновности Раскольникова. Он еще раз переживает странные обстоятельства поведения Раскольникова в последние дни: его обмороки, его невероятное волнение и паранойю, его моменты мании, сменявшиеся моментами крайней депрессии. Порфирий заключает, что, если Раскольников не болен и не сумасшедший, его должно одолеть огромное чувство вины. Это приводит Порфирия к мысли, что убийцей двух женщин является сам Раскольников.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Порфирий затем разъясняет признание Николая, которое он принялся опровергать, тем более что Николай оказался раскольником, или неправославным верующим, и молодым человеком, склонным к преувеличениям. Наконец Раскольников спрашивает, кто убил двоих, если не Николай. Порфирий отвечает как ни в чем не бывало: «Да ведь ты же».
Наконец, Порфирий прямо признается в том, чего Раскольников давно опасался: что, по его мнению, преступление совершил Раскольников.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Раскольников слабо отрицает обвинение Порфирия и винит во всем психологические игры следователя. Порфирий говорит, что, несмотря на то, что его показания только психологические, он знает, что Раскольников — убийца, и он пришел заранее, в нарушение протокола, чтобы объявить, что он скоро арестует Раскольникова. Порфирий хочет также сказать, что он не «чудовище», а разумный человек, и что Раскольникову было бы выгодно сознаться в преступлении на вокзале.
Порфирий, как и Соня, считает, что Раскольников должен сознаться в своем преступлении. В то время как Соня просит Раскольникова сделать это из религиозных соображений, чтобы спасти свою бессмертную душу, Порфирий вместо этого желает некой «математической достоверности» в этом деле. Порфирий не жесток и не зол, но ему нет дела до души Раскольникова. Он просто хочет окончательно закрыть дело. Так действует закон.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Порфирий говорит, что Раскольникову смягчят приговор, если он признается. Раскольников отвечает, что вовсе не хочет сокращения. Порфирий говорит Раскольникову не трусить, а лучше покаяться и принять свои страдания. Порфирий говорит, что арестует Раскольникова через день или два, и что он знает, что Раскольников за это время не сбежит, потому что ему «невозможно обойтись» без друзей и семьи в Петербурге.
Самая важная линия романа Порфирия. Раскольников полагается на помощь других, несмотря на свое горячее желание быть самостоятельным, человеком своей воли. Порфирий прав, утверждая, что Раскольников не уедет из Петербурга: теперь Раскольников слишком запутался в жизни Сони, чтобы обходиться без нее.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Связанные цитаты с пояснениями
Раскольников слушает, а потом, видя, что он сейчас не под арестом, встает прогуляться.