Предпосылки крещения руси и последствия – (, , ) —

4) Причины и последствия Крещения Руси

Основные причины:1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Крещение Руси - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем

Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию – в среду христианских королевских семей.

Христианская церковь, насчитавшая уже в те времена почти 1000-летнию историю, принесла на Русь свою систему внутреннего порядка, которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси. Православие стало надежной почвой для формирования могущественного централизованного государства.

Христианство уничтожило языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племен, а, следовательно, формированию украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг), церковное хоровое пение, развилась архитектура, каменное строительство, художественные ремесла мозаики и изготовление стекла, фрески, иконопись и др.

Церковное богослужение предполагало наличие грамотных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри становятся центрами образование и летописания. В них создаются библиотеки.

Христианская мораль оказала влияние на формирование писанного права Руси, смягчая наказания за преступление, проповедуя смирение и покорность.

Принятие христианства способствовало увеличению международного авторитете государства.

В то же время утверждение христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями-католиками: поляками и литовцами.

5)Украина в составе Литовского государства в (1340 - 1648 годах).

Параллельно с ослаблением украинских княжеств после нападения кочевников в 13 - 14 веках, на севере, над Балтикой, оформилось новое государство -

Литва, которое не только объединило литовские племена, но и начало наступать на белорусские, а после и на украинские земли.

В середине 13 века, после образования литовского государства литовский князь Мендовиг (1230 - е годы) занял Черную Русь (Новгород) и Полоцкое княжество, что привело к столкновению с князем Данилой Романовичем. Но в 1254 году был заключен мир, и Мендовг даже выдал свою дочь за сына Данилы Шварна, который недолго (266 - 1269) владел частью литовских и белорусских земель. Междоусобная борьба привела литовское государство к распаду. Снова объединил его князь Гедимин (1316 - 1341), присоединив часть белорусских и украинских земель. Он занял Менщину (Минск), Берестенщину, Волынь, Турово - Панщину и северную Киевщину. Избрав в 1323 году своей столицей Вильно, Гедимин начал называть себя королем литовским и русским. Для укрепления своего государства завязал родственные отношения с украинскими и белорусскими князьями, способствовал расширению украинской культуры в Литве. Сын Гедимина Любарт возглавлял украинские силы в борьбе против Казимира 3.

При князе Ольгерде Литва расширила свои владения на северные и центральные украинские земли. Это было проведено почти без насилия, так как местные князья были ослаблены внутренней раздробленностью и постоянной борьбой с татарами. Ольгерд присоединил сначала Чернигово - Северскую землю, а в 1362 году - Киев и Киевщину, а также Переяславщину. Именно здесь он столкнулся с татарами, которых он разбил в 1363 году под Синими Водами. После этого Литва заняла Подолье. При Ольгерде территория Великого Княжества Литовского состояла на 90% из украинских и белорусских земель. До 1385 года украинцы имели равные права с литовцами. Украинские князья входили в состав великокняжеского совета, занимали высокие посты в войске и администрации. Украинский язык был государственным языком, украинское образование, культура, право господствовали в литовском государстве. Православная церковь была господствующей, из 12 сыновей Ольгерда 10 были православными.

После смерти Ольгерда к власти пришел его младший сын Ягайло (1377 - 1392), который из-за внешней угрозы (немецкий орден и Московское княжество) начал сближение с Польшей. Он женился с польской королевой Ядвигой и заключил в Крево союз (

унию) с Польшей. Согласно этого союза Ягайло становился польским королем, оставаясь при этом великим литовским князем. В Литве усилилось влияние польской шляхты. В 1385 году Ягайло перешел в католичество.

Его политика вызвала противодействие литовско-украинской оппозиции, которую возглавил Витовт(1392 - 1430), племянник Ольгерда, которому тот отдал Литву. Витовт сменил администрацию страны, расширил границы княжества между Днестром и Днепром до самого Черного моря. Однако, потерпев поражение от татар под Ворсклой в 1399 году, он прекратил движение на восток и был вынужден искать соглашения с Ягайлом. В 1413 году в Городле была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении.

Против этого выступил брат Ягайло - Свидригайло, который опирался на украинский и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. После поражения Свидригайло в битве у реки Святой князем Литвы стал Жигмонт (1435 - 1440), который проводил политику сближения с Польшей. Часть русских князей создали против него заговор и казнили его. Его приемником стал

Казимир Ягеллончик, который вначале помогал украинским князьям, но потом также стал проводить политику сближения с Польшей.

В конце 15 века на юге Украины появляется новое государство - Крымская орда, которая отделилась от Золотой Орды и в 1475 году стала вассалом Турции. В 1485 году крымский хан Менгли - Гирей, подкупленный великим московским князем Иваном 3, нападает на Киев и убивает, уводит в рабство многих украинцев. С этих пор крымские татары постоянно нападают на Украину и Литву. Литва начинает искать помощи у Польши. Иногда литовский князь становился также польским королем, как это было при Жигмонте 1 (1506 - 1548) и Жигмонте 2 Августе (1548- 1572).

Борьба против татарской угрозы и Москвы, вынудили Литву заключить новую унию. В 1569 году на сейме (собрании) в Люблине было обсуждено создание реального союза Польши и Литвы и 1 июля Люблинская уния была подписана. Согласно этой унии Польша и Литва организовывали объединенное государство -

Речь Посполитую, с одним монархом, королем польским и великим князем литовским, совместной внешней политикой, монетой и правом. Великое Княжество Литовское сохраняло автономию с отдельным правительством и администрацией, судом, финансами, войском, законами. При этом были проведены также территориальные изменения: к Польше было присоединена большая часть украинских земель, а именно: Подляшье, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киевщина. В составе Литвы из украинских земель оставалась только часть Берестейщины и Пинщины.

6) Брестская уния 6 октября 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины. Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию

Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии. Последствия: православная церковь запрещается. (остальное придумывать).

7)Административно-политическое устройство Украин­ского казацкого государства середины 17 в. На протяжении лета — осени 1648 г. на освобождённых украинских землях были созданы украинские центральные и местные органы власти, судебные учреждения, введён новый принцип административно-терри­ториального деления; постепенно складывалась новая социально-эконо­мическая структура. Следовательно, уже до конца 1648 г. существовало Укра­инское казацкое государство — Гетманщина.

Власть в казацком государстве принадлежала старшине. Высшим законодательным органом была Генеральная рада — общая рада всего войска. Впоследствии её функции стала выполнять Старшинская рада, со­стоявшая из полковников и генеральной старшины. Исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках гетмана. Он, в частности, созывал Генеральную и Старшинскую рады, из­давал универсалы, принимал участие в судопроизводстве (именно при гетма­не функционировал Генеральный войсковой суд), организовывал финансо­вую систему, по решению рады начинал войну, вёл мирные переговоры, руководил дипломатическими связями с другими государствами и разведы­вательной службой, был главнокомандующим вооружённых сил. Руководить всеми делами внутреннего управления и заграничными сно­шениями гетману помогала генеральная старшина, которая фактически была кабинетом министров и одновременно генеральным военным шта­бом. В её состав входили: генеральный писарь, генеральный обозный, два генеральных есаула, два генеральных судьи. Территория казацкого государства согласно условиям Зборовского дого­вора состояла из земель бывшего Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Столицей и гетманской резиденцией стал г. Чигирин. Вся территория Украинского государства в 1649 г. разделилась на 16 полков: на Правобережье — 9, на Левобережье — 7. Центром полка был один из значительных городов полковой территории. Во главе каждого пол­ка стоял полковник, который либо избирался на полковой раде, либо на­значался гетманом. Территория полка, в свою очередь, разделялась на 10—20, а то и более сотен. Сотни, так же как и полки, были неодинаковыми по размерам. Воен­но-административную власть на территории сотен осуществляли сотники. Административными центрами сотен были города, местечки и большие села. В казацком государстве действовала своя система судопроиз­водства. Она состояла из Генерального, полковых и сотенных судов. Выс­шим судебным учреждением был Генеральный войсковой суд при гетмане. Он рассматривал апелляционные дела полковых и сотенных судов, а также некоторые дела, с которыми просители обращались непосредственно к гетману. Становление Украинского казацкого государства — Гетманщи­ны происходило на фоне глубоких сдвигов в хозяйственной и обще­ственной жизни. Были ликвидированы крупное и среднее светское земле­владение, фольварочно-панщинная система хозяйства, крепостная зависи­мость. Взамен формировалась казацкая, крестьянская, а также государствен­ная собственность на землю. Это повлекло существенные изменения в соци­альной структуре общества. Они проявились, прежде всего, в отсутствии шляхетско-магнатского сословия, уменьшении численности мелкой шляхты; ведущую роль в жизни общества стало играть казацкое сословие. Бесспорным завоеванием казацкого государства была личная сво­бода абсолютного большинства крестьян и мещан, которые имели возможность свободно вступать в казацкое сословие. Положение мещан улучшалось ещё и благодаря тому, что в городах были ликвидирова­ны засилье иностранцев и национально-религиозные препятствия для заня­тий ремёслами, промыслом, торговлей и для участия в организации самоуп­равления.

studfiles.net

2. Предпосылки, механизм и последствия массового крещения Руси.

Предпосылки:

  1.  Христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

  2. В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога.

  3. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

  4. Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева.

Последствия:

  1. В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

  2. После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.).

  3. Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции.

  4. Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

  5. В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

studfiles.net

предпосылки, этапы, последствия — реферат

 

 

«Крещение Руси: предпосылки, этапы, последствия»        

                                                                    

 

Содержание

 

Введение..............…...………………………………………………….…………….3

 

1. «Повесть временных лет» о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным..............................................................................................................5

 

2. Предпосылки Крещения Руси…............................................................................6

 

3. Этапы Крещения Руси.............................................................................................8

 

3.1 Временные рамки Крещения Руси.....................................................................12

 

4. Последствия Крещения Руси......…......................................................................13

 

4.1 Цивилизационные последствия…………………………………...…………..14

 

4.2 Политические последствия………………………………………...…………..15

 

4.3 Культурные последствия………………………………………………………17

 

4.4 Итоговые последствия Крещения Руси….........................................................19

 

Заключение..............…...............................................................................................20

 

Список  использованной литературы......…............................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.

 

     В процессе проникновения христианства на Русь необходимо различать объективную и субъективную стороны. В объективном плане важно подчеркнуть, что в ходе социального развития в древнерусском обществе образовалась военно-торговая верхушка, без которой христианство вряд ли могло привиться, и значит, появление христианства в Киевской Руси было подготовлено ее предшествующей историей. Что касается субъективного момента, то здесь главное – внутренние побуждения принимавших крещение.

 

     С образованием и  развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество перестало отвечать новым условиям общественной жизни.

 

    Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин.

 

    Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий бог.

 

    Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.

 

    В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью - основную ячейку общества.

 

    В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

 

   В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных, верхушки и низов общества требовало объяснения, требовало новой идеологии.

 

      Христианство могло  отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках. Все это учитывала верховная власть, приступая к христианизации Руси. Новая жизнь требовала новой религии. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

 

    От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством и пронизывало все слои жизни и культуры народа. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер.

 

    Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем, то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. по инициативе великого князя Владимира.

 

    Владимир Красное Солнышко, или Святой – князь - реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Повесть временных лет» о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным

 

Канонически об Андрее известно крайне мало. По Матфею, он был галилеянином и братом апостола Петра. По Иоанну – один из учеников Иоанна Крестителя, еще раньше Петра призванный Христом на Иордане. Наряду с этими скупыми известиями Андрей – персонаж многих апокрифов. О них первым упоминает Евсевий Кесарийский со ссылкой на Оригена. Общей для отреченных произведений об Андрее чертой надлежит считать то, что он изображается апостолом севера и скифов, просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря. Местопребыванием Андрей избирает Синоп, откуда и совершает свои миссии. Самый северный предел третий из них – Херсонес Таврический, Корсунь летописной легенды, так что древнерусский автор как бы вклинился между третьим и четвертым смертным путешествиями Андрея. Третье путешествие охватывает Грузию, Кавказ, Пантикапею, Феодосию, Херсонес Таврический. Затем Андрей возвращается морем в Синоп, откуда отправляется в последнюю роковую дорогу. Просветив попутно Византию, он прибывает в Парты Ахайские, где заканчивает служение мученической кончиной на косом кресте.

 

Последний русский культ Андрея вообще нет смысла принимать во внимание. Как креститель Руси он появляется в русском сознании уже тогда, когда складывается единое Московское государство – у Ивана Грозного, затем при царе Алексее и особенно при Петре. В 1698г. была учреждена «кавалерия» Андрея Первозванного – старший из русских орденов, причем на косом орденском кресте по четырем его концам изображались латинские буквы S, A, P, R, т.е. Sanctul Andreas Patronus Russiae. К петровской эпохе относится и морской Андреевский флаг, и другие очень яркие проявления культа первозванного апостола, будто бы «святым крещением первоначально пределы наши просветившего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпосылки Крещения Руси   

 

    Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси.

 

    История Руси, предшествовавшая принятию христианства, непонятна и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 вв., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

 

    Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.

 

    Князь Владимир  Святославович в отличие  от своего отца сосредоточил  основные усилия  на внутренней политике. Главным государственным мероприятием князя Владимира является  крещение  Руси.

 

    Главная  причина  этого важнейшего государственного мероприятия заключается   в том,  что языческая  религия  уже не  отвечала потребностям сформировавшегося  государства. Языческая  религия  обожествляла силы  природы  и  поэтому языческие боги были тесно  связаны с  выполняемыми родом  и племенем хозяйственными  работами. С  усложнением социальной структуры  общества и  образованием государства язычество  оказалось неспособным идеологически обосновать  произошедшие перемены, объединить общество. Возникло  противоречие между новым  общественным   и  государственным  строем и старой религией, которая соответствовала прежнему родоплеменному  строю.

Дата принятия  христианства – 988 год. Новая  религия утвердилась далеко  не  сразу. Православной  церкви пришлось вести  долгую  борьбу  с дохристианскими  верованиями. Старая  языческая религия настолько укоренилась в  народном сознании, что  христианство соединило  в  себе некоторые  его  черты. Например, культ  богов  сменился культом святых с  прежними  функциями. Перешли  в христианство  многие языческие  праздники, например, масленица. [Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. c.26-28]

 

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей, относившимся к язычникам как к нелюдям.

 

Историческое  значение  принятия  христианства было очень велико. Укрепились международные  связи и  авторитет Руси  с Византией и  Западной  Европой. Христианство ускорило  изживание  местных племенных различий, что  способствовало консолидации общества на  базе единой  религии. Кроме того, новая религия идейно  закрепила существование  сформировавшихся государственных  институтов, придав  им  характер богоустановленности. На  основе  христианских  ценностей стала развиваться духовная  и  культурная  жизнь Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этапы Крещения Руси

 

     Принято считать, что христианство становится  государственной религией Киевской  Руси в 988 году. Однако христианизацию  русских земель нельзя свести  к единовременному акту, она продолжалась  длительное время, сведения о  ней порой принимают мифологическую окраску.

 

     В действительности  христианизация происходила на  протяжении нескольких столетий  и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Первыми христианами на Руси стали славянские купцы - изменение веры во многом способствовало развитию их торговли, чем они часто пользовались, крестившись подчас по нескольку раз: обрадованные купцы-христиане подчас отдавали новообращенному в христианскую веру купцу-славянину свой товар в полцены.

 

    Первая попытка  крещения русов произошла в 866 году. Связана она с неудачным походом на Византию, распространением болезней в стране и миссионерской деятельностью епископа. Вторая попытка произошла в промежутке между 872 и 877 годами. По-видимому, этим крещением были затронуты киевские поляне.

 

    Приход к власти в Киеве новгородского князя Олега в 882 году и период объединения Киева и Новгорода ознаменовались резкой сменой политики власти. Постоянные конфликты с Византией привели к росту национального самосознания и отходу от привнесенной византийцами религии. В то же время это способствовало консолидации христианской общины Киева, которая, в конце концов, повлияла на официальную власть. Способствовал дальнейшему развитию христианства на Руси спор князя Олега с языческими жрецами. Потепление отношений с Византией в начале X века привело к развалу союза языческого жречества с властью. Процесс проникновения христианства продолжился.

 

    Большую часть  христиан на Руси, по-видимому, составляло  пришлое население: варяги, хазары, болгары, византийцы. В начале X века, во время каспийского похода, под влияние христианства попал "некий правитель" Булдимир и население "острова русов". Правда в последствии они приняли ислам.

 

    В княжение  Игоря количество христиан резко  возрастает. Христианство проникает  в княжескую, боярскую и дружинную среду, многие христиане занимают важные посты в управлении.[ Сухов А.Д. Введение христианства на Руси c.104-105]

 

    Политический  конфликт между христианами и  язычниками в Киевской Руси  возникает в княжение Ольги. После  смерти мужа, остро нуждаясь в поддержке, вдова Игоря обращает в свой взор на киевскую христианскую общину. В 944 году она с посольством направляется в Царьград, где принимает христианство византийского образца. Опираясь на верхи киевской знати, она смещает своего сына с княжеского престола и жестоко подавляет древлянское восстание. В 946 году Ольга вторично посещает Византию, с целью укрепить союз с новым императором - Константином Багрянородным. На Руси возникают две враждующие политические группировки - языческая во главе со Святославом и христианская во главе с Ольгой. Она проводит ряд мероприятий, способствовавших распространению христианства: разрушает капища, строит церкви. Новая религия, не смотря на недовольство Святослава, все больше проникает в дружинную среду. Однако осуществить крещение Руси Ольге не удается. Возникшие трения с Византийским правящим домом, упорное нежелание Святослава принять крещение и сила "языческой партии", вынуждают княгиню обратится за помощью на Запад. Но присланные католические миссионеры не нашли поддержки и понимания у населения Руси и вынуждены были бежать. Ольга теряет союзников, и к власти приходит Святослав во главе "партии язычников".

yaneuch.ru

реферат по истории Данилова

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

Кафедра истории и культуры

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Крещение Руси. Причины, ход, итоги.

Выполнила: студентка группы

заочной формы обучения С.Ф. Данилова

Руководитель: Павенков В. Г.

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

1. Введение

2. Предпосылки становления христианства на Руси

3. Причины принятия восточного христианства

4. Ход крещения Руси

5. Сопротивление новой вере в Киевской Руси

6. Последствия Крещения Руси

7. Культурные последствия

8. Политические последствия

9. Заключение

Введение.

В данной работе мне бы хотелось изложить суть такого явления в истории российского государства как Крещение Руси.

До сих пор историки не могут остановиться на одном мнении о времени и месте крещения. Сколько версий существует о том, когда же началась история христианства на Руси. Чтобы рассмотреть эти вопросы главным источником для написания является «Повесть временных лет».

Поэтому задачами этой работы является анализ причин принятия христианства, хода христианизации Руси, а так же исследование роли и значении христианизации для дальнейшего хода Российской истории.

Так же необходимо отметить актуальность выбранной темы: христианизация Руси является событием, значение которого трудно недооценить. Она очень важна, так как выбор веры во многом определил стратегию развития Русского государства на многие века и отголоски того события мы ощущаем и сейчас. Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории страны.

В этой работе будет рассматриваться только начальный период становления христианства на Руси, связанный с деятельностью непосредственно самого князя Владимира.

На основе всего вышесказанного можно отметить, что целью данной работы является изучение такого явления в русской истории, как Крещение Руси и рассмотрение его причин и последствий.

Предпосылки становления христианства на Руси

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение, имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д.).

До крещения Русь проявляла большой интерес к исламу, к иудаизму, распространённым в соседних странах.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Христианство принимали воины, купцы, имевшие возможность познакомиться с новым вероучением. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Константинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II.

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился обратить Русь в христианство. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ведь для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическими духовным потребностям государства.

В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора.

Причины принятия восточного христианства

Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.

Летопись не содержит убедительной мотивации именно этого решения. Очевидно, в глубине осуществленного Русью культурно-исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных причин принятия нужного на том этапе для Руси решения.

Причина № 1; На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси ближе, чем Иерусалим или Рим. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у римлян или арабов.

Причина № 2; Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархичного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Крещение могло сознаваться в этом смысле как акт культурно-исторического "выравнивания".

Причина № 3; Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Если судить по тексту «Повести временных лет» посланцы папы римского старательно доказывали минимальность своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.

Причина № 4; Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению и не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.

Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Ход крещения Руси

Первым этапом крещения стало Крещение киевлян. Прежде всего, князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

Владимир вышел с попами на Днепр, «и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, расходились по домам». Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.

Вторым этапом стало повсеместное крещение Киевской Руси.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".

С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси продолжала развиваться. При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (1037 год) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси.

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу.

Сопротивление новой вере в Киевской Руси

Основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс.

В большинстве открыто восставших против насаждения христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о Многочисленных восстаниях князей на всей территории Киевской Руси.

Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

Центральное киевское правительство, не обращая внимание на трудности северо-восточных земель, продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами. В это время людьми, выражавшими народный гнев, выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования. Чтобы уничтожить эту социальную группу - своих идейных врагов, церковники обвинили их в колдовстве, настраивали против них верующих и государство.

Борьба против православной идеологии неоднократно принимала форму ересей. Поддержка движения народными массами подтверждала их негативное отношение к Русской православной церкви даже через три века после введения христианства.

Первые попытки насаждения христианства в Северо-Западной Руси натолкнулись на сопротивление народных масс и бояр, группировавшихся вокруг местных князей.

В Северо-Западном крае не было ни той верховной знати, какая была в Киеве, ни таких развитых международных связей, которые создавали предпосылки к проникновению христианства. Местная знать еще не ощущала настоятельной потребности в классовой религиозной идеологии и справлялась с народными массами прежними методами. Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала, что введение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтому попытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление не только низов, но и местной знати, чьи интересы не мог не учитывать великокняжеский посланник, если он думал оставаться во главе княжества.

Последствия Крещения Руси

Утверждение христианства на Руси имело далеко идущие и многогранные последствия для всестороннего развития общественной жизни

Утверждение христианства было закономерным актом, подготовленным всем ходом исторического развития и глубоко мотивированным объективными потребностями эпохи. Необходимость замены отжившего многобожия монотеизмом диктовалась в первую очередь социально-экономическими условиями раннеклассового общества. Дело отнюдь не во внешней оболочке, не в том, что именно пришло на место оскудевшего язычества - христианство, ислам, иудаизм, буддизм или что-либо подобное. Суть дела в том, что новая религия представляла собой принципиально новый шаг в общественном прогрессе.

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в.

Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»).

Политические последствия

Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

Крещение способствовало укреплению международного положения Руси, помогло избежать замкнутости и включило страну в европейский христианский мир.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что такое событие как Крещение Руси оставило огромный след в истории при этом оно повлияло как на историю самой Киевской Руси, так и на всю мировую историю в целом. Очень трудно представить, как бы выглядел сегодняшний мир, если бы много столетий назад князь Владимир сделал бы выбор в пользу другой религии. Приобщение к тысячелетней христианской истории позволило Руси продолжить освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни, Русь переняла у Византии лучшие ее достижения во всех сферах жизни общества и основой для сотрудничества стала именно христианская вера. Крещение Руси нужно понимать не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Значение этого события во всех сферах жизни общества трудно переоценить; и историческое значение этого события заключалось в следующем;

Приобщение славянофильского мира к культурным ценностям христианства.

Создание условий для объединения народов населявших Русь.

Русь была признана на международной арене как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Киевская Русь развивалась на основе не национальной, а скорее религиозной идеи. Она была не столько русским, сколько православным, именно православие было главнейшим сдерживающим и консолидирующим фактором, не дающим огромной и очень и очень многонациональной стране рассыпаться на части.

Современное состояние православия в России говорит о том, что христианская религия прочно закрепилась в умах людей и даже семьдесят лет атеизма и безверия при советской власти, хоть и сыграли свою пагубную роль. Но, несмотря на это, вера в нашей стране жива, народ возвращается в церковь.

Крещение Руси событие значимое, но столь, же и спорное споры по поводу значения и последствий христианизации Руси не утихают и сейчас.

Существует много точек зрения на этот вопрос, но, то, что ясно наверняка, это, то, что это событие в истории России еще долго будит будоражить умы людей, а это говорит об исключительной значимости Крещения Руси для нас.

Список литературы

1. Христианство в России Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

2. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. Издательство: М.: Алгоритм. 2007

3. Введение христианства на Руси. М., 1987.

4. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 2 т.{М., 1880—1911

5. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л.: Лениздат, 1986.

6. Журавлёва О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. Учебник по Истории России 10 класс. Издательство М.:Вентана-Граф. 2013

studfiles.net

причины, ход, последствия — Студопедия.Нет

Древнерусское государство: социально-экономическое и политическое развитиеОснову хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников – оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой – страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Основные классы феодального общества в Киевской Руси: феодальный, рабовладельческий и патриархальный. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIVв. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община – вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.Внешняя политика.Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (Царьград) в 838 году в столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X-начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" – древнерусской летописью начала XII века – самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" – внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945-972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 v 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян в Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел). Разгром Хазарии доверщили кочевники-печенеги. Святослав покорил также северо-кавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов) и положил начало русскому тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).Внутренняя политика.После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная – административно-налого­вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп­ространенная прежде, была отменена и замене­на систематической уплатой дани, которая со­биралось в административных центрах (по­гостах) специальными  чиновниками прави­тельства (тиунами). Ольга ездила в Констан­тинополь в 955 г. и приняла там христианство. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро­полк (972-980 гг.). Своей главной задачей Яро­полк считал объединение всей державы, и вся­чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу­ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе­дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга­ми. Владимир остался единовластным правите­лем державы.    

Крещение Руси: причины, ход, последствия

Крещение Руси – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Процесс христианизации народов Российской империи был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-ти последующих веков.

Причины:

1. Необходимость духовного объединения для создания централизованного государства.

2. Необходимость поднятия авторитета и престижа княжеской власти (монотеизм мог объяснить социальное неравенство, утверждение государственной власти).

3. Утверждение феодальных отношений (христианство поощряло отношения господства и подчинения).

4. Необходимость повысить международный авторитет Древней Руси.

6. Потребность в повышении морально-нравственного, культурного уровня общества.

6. Роль также сыграли длительные экономические и политические связи с Византией, её географическая близость.

Ход: христианизация на Руси продолжалась последующие 9 веков. На частях территорий христианство устанавливалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшихся подвергали репрессиям.

Последствия:

1. Появление двоеверия (синтез языческих и христианских ценностей).

2. Сближение с Византией (в то же время отдаление от европейского католического мира).

3. Культура (развитие зодчества, живописи, проникновение византийской культуры).

4. Развитие церкви, ее внедрение и последующее влияние на все сферы жизни общества.

5. Снижение уровня эксплуатации (стали лучше относиться к человеческой личности, ценностям)

 

 

studopedia.net

Краткая история крещения Руси, Причины, Последствия

Крещение Руси

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу : « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)

Причины крещения Руси

  • Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
  • Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
  • Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

    Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

  • Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
  • Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
  • Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского

    До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

  • 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь
  • 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
  • 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
  • 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
  • 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
  • 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
  • 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
  • 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
  • 988 — Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)
  • 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
  • 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
  • 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
  • Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
  • Киевская Русь стала полностью централизованным государством
  • Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
  • Православная церковь стала опорой власти
  • Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
  • Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой

chtooznachaet.ru

Крещение Руси и его последствия...

Искусственные захоронения на территории Восточной Европы свидетельствуют и наличии религиозных верований. Эти верования носили мистическую окраску, а сами славяне были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворявшим явления природы и почитая культ предков. Служителями культа, толкователями воли богов при языческих святилищах - капищах были волхвы и кудесники.

В 983 Владимир I попытался упорядочить пантеон языческих богов, проведя первую религиозную реформу, окончившуюся неудачей. Во второй половине IX в. сформировались предпосылки (давние торговые и культурные связи с Византией; распространение христианства на Руси в к. VIII-IX вв. среди дружинников; наличие значительной литературы богословского характера на древнеболгарском языке, близкого древнерусскому) и обозначилась причина для начала принятия христианства на Руси (противоречие многобожия и интересов правящих классов - отсутствие единой идеологии, обосновывавшей центральную власть) . Поводом к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.

Начатая в 988 христианизация Руси была принудительной. Сопротивление православию проявилось в форме народных восстаний (в Новгороде - 990, Суздале - 1024, 1071) и первых ересей.

Значение принятия христианства: укрепление великокняжеской и иной государственной власти (обоснование и защита прав и частной собственности) ; возникновение православной церкви со своей иерархией (патриарх константинопольский, митрополит, епископ, архиерей, архимандрит, игумен, монахи) ; появление духовных феодалов и монастырских (церковных) крестьян; толчок развитию древнерусской культуры; развитие новых ремёсел; развитие самосознания древнерусского общества; укрепление международных связей Древней Руси.

Развивается живопись: фресковая живопись (фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде) ; мозаика не получила широкого распространения; иконопись (первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта"). Русские иконописцы XI в. : Олимпий, Олесий, Георгий и др.
Существовали десятки видов ремесленных производств. В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные (со трубными стенами, деревянным, часто поднятым над землёй полом, двускатной крышей и печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублён по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землёй) . Среди зрелищ преобладали дохристианские сюжеты, воплощаемые скоморохами. Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:
- укрепилась государственной великокняжеской власти
- религия защитила частную собственность и права феодалов
- началось приобщение к византийской культуре
- ускорилось развитие ремесла, в первую очередь строительного и ювелирного
- церковь сплотила население, земли, укрепила семейные отношения на основе христианской морали
- появились церковные крестьяне, положение которых было легче, так как они платили десятину
- окрепли международные связи Киевской Руси

otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о