Предательство печорина: Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Верность и измена. » Рустьюторс

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Верность и измена. » Рустьюторс

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ.
Аргументы к направлению «верность и измена». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Часть 1. 
 
 

Верность животных свои хозяевам.

Ни для кого не секрет, что животные отличаются преданностью своим хозяевам. Доказательство этому можно найти в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В главе «Бэла» есть сюжетная линия, связанная с Казбичем и его конем Карагезом. Карагез для Казбича не просто конь, это верный друг, который был с ним в самые тяжелые минуты жизни. Когда на Казбича напали, Карагез проявил себя очень смело: отвлек врагов, а затем вернулся за своим хозяином. Конь не раз его выручал в походах. Казбич относился к Карагезу как близкому другу, он был для него самым важным существом. Вот так Казбич описывает свое отношение к своему боевому товарищу: 


«Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».


Для Казбича потеря друга стала огромной трагедией. Когда Азамат украл Карагеза, лихой черкес был безутешен: «…повалился на землю и зарыдал как ребёнок». Так он пролежал «до поздней ночи и целую ночь..». Отношения Казбича к своему коню – яркий пример взаимной преданности человека и животного.


Всегда ли нужно быть верным своим принципам?


Верность себе и своим принципам считается положительным качеством, однако человек, никогда не меняющий своих представлений о жизни и людях, статичен, он ограничивает самого себя.  Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин — сильная личность с волевым характером, человек, верный себе. Это качество играет с ним злую шутку. Неспособный изменить своих представлений о жизни, он во всем ищет подвох: не верит в дружбу, считая ее слабостью, а любовь воспринимает только как удовлетворение своего самолюбия. На протяжении всего романа мы видим, как герой пытается понять смысл жизни, найти свою судьбу, но находит только разочарование. Причиной разочарований является невосприимчивость Печорина к чувствам других людей, он не может простить им их слабости и открыть свою душу, боится показаться смешным окружающим и даже себе. В главе «Княжна Мери» мы видим, как тяжело Григорий переживает отъезд любимой женщины, он мчится за ней, но его лошадь в дороге умирает, а он, обессилев, падает на землю и плачет. В эту минуту мы понимаем, как глубоко герой способен чувствовать, но даже в такой ситуации он думает, что выглядит жалко. Уже к утру он приходит в свое обычное состояние и проявление человечности списывает на расстроенные нервы. Анализируя поведение главного героя произведения, можно сделать вывод, что верность своим принципам является положительным качествам только в ситуации, когда эти принципы продиктованы человеколюбием, а не эгоизмом. Человек должен быть открытым к чему-то новому, уметь признавать ошибочность своих суждений. Только это позволит человеку стать лучшей версией самого себя.

Предательство по отношению к людям, которые тебе доверились.


Тема предательства находит свое отражение в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Так, главный герой Печорин является человеком, на которого нельзя положиться. Он предает всех, кто имел неосторожность ему довериться. Боевой товарищ Грушницкий раскрыл перед ним свою душу, рассказал о том, что тайно влюблен в Мери, обратился к Печорину за советом, считая его своим другом. Печорин не стал разуверять его, но подло воспользовался открытостью Грушницкого. Печорина раздражал молодой юнкер.  Он не желал ему счастья, наоборот, мечтал увидеть его в уязвленном состоянии, высмеивал его, принижал в глазах Мери, а ,в конце концов, из скуки решил соблазнить возлюбленную «друга». Мери нужна была Печорину, чтобы позлить Грушницкого. Такое поведение можно назвать подлым, оно заслуживает только осуждения. Неважно, считал Печорин Грушницкого своим другом или нет, он не имел права поступать так с человеком, который ему доверял.


Предательство Печорина по отношению к Вере/верность Веры.


Вера ради Печорина принесла себя в жертву, отказалась от семейного счастья, рисковала потерять репутацию. В глубине души она надеялась на их возможное счастье. Предательство Печорина заключалось в том, что он принимал эту жертву, но ничего не давал взамен. Когда его любимая женщина переживала тяжелые моменты, его не было рядом, он волочился за Мери, которую даже не любил. Печорин предал единственного человека, который любил его по-настоящему и принимал таким, каков он есть. Он использовал ее «как источник радостей и тревог, без которых жизнь скучна и однообразна». Вера это понимала, но пожертвовала собой, надеясь, что однажды он оценит эту жертву. Для Веры Григорий был всем, в то время как для Печорина она была лишь эпизодом, важным, но не единственным. Ее ждало разочарование, ведь человек, способный на духовное предательство, не может принести счастья.


Предательство Печорина по отношению к Бэле.


Тема духовной измены раскрывается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Так, Григорий Печорин однажды встречает необычную девушку Бэлу. Она пленяет его своей красотой и загадочностью, поэтому Печорин решает украсть ее. Бэла вначале сопротивляется, но потом сама влюбляется в «вора». Ее верность любимому не имеет границ. Она готова отказаться от своего дома, семьи и традиций, чтобы быть с любимым. Печорину же со временем становится скучно. Он приходит к выводу, что все женщины одинаковы, и уже не радуется той любви, которую дарует ему Бэла. Он не изменяет ей физически, но в душе отказывается от нее, мечтая о путешествиях. Девушка это понимает, но не может оставить Григория, поскольку верна своему выбору. Даже перед смертью ее заботит лишь то, что они не смогут быть вместе на небесах, потому что Бэла принадлежит другой вере. Из отношений Бэлы и Печорина можно сделать вывод, что самая страшная измена не связана с внешними проявлениями, она находится глубоко внутри человека, но может принести гораздо больший вред. Духовная измена ранит так же, как и физическая, порой, даже сильнее.


Измены Веры (брак без любви).


Люди изменяют по разным причинам, но чаще всего предательство случается, когда люди женятся не по любви. Такой пример можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одна из главных героинь Вера выходит замуж за нелюбимого человека, поэтому, повстречав истинную любовь, изменяет своему супругу. Веру мало заботят чувства нелюбимого мужа, она не считает себя обязанной хранить ему верность. В романе не рассказывается о том, какие обстоятельства вынудили ее выйти замуж, но привело это к несчастью обоих супругов. Жить с нелюбимым человеком невыносимо, но еще хуже приходится тому, кого обманывают.

Дружба в жизни Печорина сочинение по теме романа «Героя нашего времени»

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Печорин и Максим Максимыч

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Печорин и Грушницкий

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?» у героя. «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно».

Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!

» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.

Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.

Печорин и Вернер

Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.
Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Сравнение таблицы Печорина и Грушницкого с котировками. Печорин и Грушницкий: характеристика героев

«Герой нашего времени» М.Ю. «Лермонтов» вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из выдающихся явлений русской литературы. Эта книга была предметом многочисленных споров и исследований на протяжении полутора столетий и не утратила своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стареть, потому что при самом рождении она была окроплена живой водой поэзии».

Главный герой романа — Печорин — жил в тридцатых годах девятнадцатого века. Это время можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применения своей силе. Неверие, сомнение, отрицание стали чертами сознания подрастающего поколения. Они отвергали идеалы своих отцов еще «с пеленок», и в то же время сомневались в нравственных ценностях как таковых. Именно поэтому В.Г. Белинский говорил, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения безмерным силам своей души.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изобразил жизнь такой, какой она была на самом деле. И он нашел новые художественные средства, которых еще не знала ни русская, ни западная литература и которые радуют нас по сей день тем, что сочетают свободное и широкое изображение лиц и характеров с умением показать их предметно, «построив» их, раскрывая одно героя через восприятие другого.

Познакомимся поближе с двумя героями романа — Печориным и Грушницким.

Печорин был аристократом по происхождению и получил светское воспитание. Оставив заботу о своих родных, он «отправился в большой мир» и «стал дико наслаждаться всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа вскоре стала ему противна, да и чтение книг ему наскучило. После «громкой истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его неаристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно чистое белье». Печорин — физически крепкий и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет о проблемах добра и зла, любви и дружбы, о смысле жизни человека. В оценке современников он самокритичен: «Мы уже не способны на большие жертвы ни во благо человечества, ни даже во имя собственного счастья». Он хорошо разбирается в людях, его не устраивает сонная жизнь «водяного общества» и дает деструктивные характеристики столичным аристократам. Внутренний мир Печорина наиболее полно и глубоко раскрывается в повести «Княжна Марья», где он знакомится с Грушницким.

Грушницкий — курсант, он самый обычный юноша, мечтающий о любви, «звезды» на погонах. Оказывать влияние — его страсть. В новом офицерском мундире, одетый, благоухающий духами, он идет к Марии. Он посредственность, у него есть одна слабость, вполне простительная в его возрасте, — «драпировка в необыкновенных чувствах», «страсть декламировать». Он как бы стремится сыграть модную в то время роль разочарованного героя, «существа, обреченного на какие-то тайные страдания». Грушницкий — вполне удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так неприятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как бы стирает любые различия между ними. Ведь сам Печорин шпионил за ним и княжной Марьей, что, конечно, не было благородным поступком. И он никогда не любил княжну, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе самоуверенным, очень проницательным и значительным человеком: «Мне жаль тебя, Печорин, — говорит он снисходительно. Но события незаметно развиваются по плану Печорина. И вот юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, нечестность и подлость. Тот, кто еще совсем недавно играл дворянином, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает суть Грушницкого, стреляй, я себя презираю, а тебя ненавижу. Если ты меня не убьешь, я зарежу тебя ночью из-за угла. Нам вместе нет места на земле… Грушницкий отвергает примирение, Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой, Грушницкий умирает, до конца выпив чашу позора, раскаяния и ненависти.

Накануне дуэли, вспоминая свою жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для чего он родился? И тогда он сам отвечает: «А, это правда, она существовала, и это правда, что у меня было высокое назначение, потому что я чувствую в душе огромную силу». И тут Печорин понимает, что уже давно играет «роль топора в руках судьбы». «Большие силы души» — и мелкие, недостойные дела Печорина; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям только зло и беду; наличие благородных, высоких стремлений — и мелких чувств, владеющих душой; жажда полноты жизни — и полная безысходность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, его положение трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов называл Печорина «героем своего времени», протестуя таким образом против романтизма идеализированного представления о современнике, изображая образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в их полном развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет правдивость и значимость переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается вся таящаяся в недрах этого человеческого типа опасность, та разрушительная сила, которая кроется в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился к моральному суждению. Он лишь с великой силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринизм был типичной болезнью того времени. И не об этих ли людях говорило поколение 30-х годов прошлого века М.Ю. Лермонтова в знаменитой «Думе»:

«…Мы пройдем по миру без шума и следа, низвергнув в века ни мысли о плодотворном труде, начатом не гениями».

Главный герой романа — Печорин — жил в тридцатых годах девятнадцатого века. Это время можно охарактеризовать как год мутной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применения своей силе. Неверие, сомнение, возражение стали чертами сознания подрастающего поколения. Они отвергали идеалы своих родителей еще «с пеленок», и в то же время сомневались в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В. Г. Белинский говорил, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения безмерным силам своей души. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изобразил жизнь такой, какой она была на самом деле. И он нашел новые художественные средства, которых еще не знала ни русская, ни западная литература и которые пленяют нас до сих пор тем, что соединяют свободное и широкое изображение лиц и характеров с умением показать их предметно, «выстраивая» их, раскрывая одно героя через восприятие другого.

Познакомимся поближе с двумя героями романа — Печориным и Грушницким. Печорин, аристократ по происхождению, получил светское воспитание. Оставив заботу о своих родных, он «отправился в большой мир» и «начал дико пользоваться всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа вскоре наскучила ему, также он устал от чтения книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина отправляют на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его неаристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно чистая белизна». Печорин — физически крепкий и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет о проблемах добра и зла, любви и дружбы, о смысле жизни человека. В оценке современников он самокритичен: «Мы уже не способны на большие жертвы, ни во благо человечества, ни даже во имя собственного счастья». Он прекрасно разбирается в людях, его не устраивает сонная жизнь «водяного общества» и дает деструктивные характеристики столичным аристократам. Внутренний мир Печорина наиболее полно и глубоко раскрывается в повести «Княжна Марья», где он знакомится с Грушницким. Грушницкий — курсант, он самый обычный юноша, которого видят о любви, «звезды» на погонах

Оказывать влияние — его страсть. В новом офицерском мундире, наряженном, от которого пахнет духами, он идет к Мере. Он посредственность, единственная слабость, присущая ему в его возрасте, может быть извинительна — «драпироваться в необыкновенных чувствах», «страсть декламировать». Он словно хочет сыграть модную в то время роль разочарованного героя, «существа, обреченного на какие-то тайные страдания». Грушницкий — вполне удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так неприятен ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой стороны, как бы стирает все несоответствия между ними. Ведь сам Печорин шпионил за ним и княжной Марьей, что, конечно, не было благородным поступком. И он никогда не любил княжну, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется сам себе человеком самоуверенным, очень проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин, — говорит он снисходительно.

Но события не засняты и развиваются по плану Печорина. И вот юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается уже не таким невинным, способным на месть, позор и подлость. Тот, кто еще совсем недавно играл дворянином, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает суть Грушницкого, стреляй, я пренебрегаю собой, а тебя ненавижу. Если ты меня не убьешь, я зарежу тебя ночью из-за угла. Нет места нам вместе на земле… Грушницкий отбрасывает примирение. Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой, Грушницкий умирает, до конца выпив чашу позора, раскаяния и ненависти. Накануне дуэли, упоминая прожитую им жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для чего он родился? И тут же сам отвечает: «Но, наверное, она существовала, и, наверное, у меня было высокое назначение, потому что я чувствую в душе огромную силу». И тут Печорин понимает, что уже давно играет «роль топора в руках судьбы». «Большие силы души» — и мелкие, никчемные поступки Печорина; он хочет «любить весь мир» — и приносит людям только зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений — и мелких чувств, владеющих душой; жажда полноты жизни — и полная безысходность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, его положение трагично, он действительно «лишний человек».

Лермонтов называл Печорина «героем своего времени», протестуя таким образом против романтизма идеализированного представления о современнике, изображая образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков целого поколения в его развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкого — кривое зеркало Печорина — видишь правду и значимость переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается вся та опасность, которая таится в недрах этого человеческого типа, та разрушительная сила, которая присуща индивидуалистической философии, присуща романтизму. Лермонтов не стремился вынести нравственный приговор

Он лишь с большой силой показал все глубины человеческой души, лишенной веры, с прожилками скептицизма и разочарования. Печоринизм был типичной болезнью того времени. А не об этих или людях поколения 30-х годов прошлого века М. Ю. Лермонтов сказал в знаменитой «Думе»: «…Мы пройдем по миру без шума и следа, мы начертали в веках не мысли плодотворного НЕ гениального труда начатого».

Два выдающихся персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — курсант Грушницкий и офицер Григорий Печорин.

Наши герои — молодые люди. Григорию Печорину в романе около двадцати пяти, а Грушницкий выглядел старше своих лет. Ему дали двадцать пять лет, а на самом деле ему был всего двадцать один год.

Оба персонажа молодые и красивые мужчины. Грушницкий смуглый и черноволосый, кроме того, он хорошо сложен. А Печорин говорит, что он очень красивый.

У Грушницкого очень выразительное лицо, а у Печорина лицо вообще ничего не выражает. Даже когда он лежал в лихорадке, по выражению его лица было невозможно сказать.

Грушницкий — курсант, позже ставший офицером. Печорин — офицер (прапорщик), бывший курсантом. Более того, сам Печорин считает, что лучшей частью его жизни был именно тот период, когда он ходил в чине курсанта.

Оба персонажа дворяне. Но Печорин богат, его называют Петербургским победителем, а Грушницкий не очень богат и родом из провинции, у отца своя деревня.

У Печорина незаурядный ум, а вот Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин сдержан в проявлении своих чувств и страстей, а Грушницкий, наоборот, неудержим в проявлении своих эмоций.

Если Печорин очень смелый человек и умеет брать на себя ответственность за свои поступки и действия, то Грушницкий в произведении проявляет себя как трусливый человечек.

Печорин не любит много говорить, в разговоре он больше молчит. По его мнению, молчать не так утомительно, как говорить. Кроме того, это лишает вас возможности ляпнуть и ненароком выдать свою или чужую тайну. И этот персонаж очень не любит раскрывать свои тайны. А для него молчание в разговоре — прекрасная возможность узнать чей-то секрет. Грушницкий же любит готовить. Говорит долго и со вкусом, используя в своей речи заранее заготовленные длинные и витиеватые фразы. Более того, он делится своими секретами практически со всеми.

Печорин очень высокомерен, часто разговаривает с людьми дерзко. А Грушницкий человек скромный, ему неловко, если приходится спрашивать самого себя, даже если это принято среди людей, живущих в этом районе.

Печорин очень проницателен, он видит людей насквозь и знает их. Грушницкий не знает людей, не умеет найти к ним подход и задеть потаенные струны их души.

У персонажей много разных вещей, но есть и много общего. Они оба дворяне, оба хорошо воспитаны и получили достойное образование. Они оба военные и оба служат на Кавказе. Что касается их характера, то оба героя горды, самолюбивы и злопамятны.

Грушницкий вобрал в себя все отрицательные качества Печорина, не взяв от главного героя романа ни одной положительной черты его характера. Поэтому Грушницкий очень выгодно оттеняет Печорина, потому что по сравнению с Грушницким Печорин кажется гораздо лучше, чем он есть на самом деле.

Вариант 2

Печорин и Грушницкий — персонажи романа «Герой нашего времени». Внешне они очень похожи. Автор произведения Михаил Юрьевич Лермонтов написал роман так, что читатель с интересом узнает об этих героях, наблюдает за разнообразием их характеров. Каждый из персонажей ведет себя по-разному в одной и той же ситуации. Они видят жизнь своими глазами.

Проанализируем образ Печорина.

Печорин Григорий Александрович дворянского происхождения. Его предки были аристократами. Он состоятельный и образованный петербуржец. Родители позаботились о его прекрасном воспитании, иначе и быть не могло — таков уровень окружавшего их круга друзей.

Но мальчик вырос и теперь он 25-летний молодой красивый подтянутый мужчина с кудрявыми волосами. Бледное лицо блондина украшали черные брови и усы, лоб был высоким. В его карих глазах был холод. Руки у Печорина маленькие, но пальцы тонкие и длинные. Небрежная походка не портила его статного телосложения. О своей внешности Григорий не думал, для него это не было главным. И при этом он всегда выглядел опрятно, богато одет.

Печорин с положительными и отрицательными сторонами характера. Например, он умеет логически мыслить, многое понимает в общении с людьми, здраво мыслит, уверен в своих действиях, умеет правильно использовать свои преимущества. При этом циничен, умеет манипулировать человеком в своих целях, сдерживает эмоции, скрытен.

Жизнь Печорина похожа на поединок между собой, поединок с внешним миром. Он разочарован, не знает, чем себя занять. Смысл жизни разрушен. Он одинок в этом мире, устал от пустых поисков цели существования на земле.

Теперь проанализируем образ Грушницкого.

Грушницкий тоже дворянин. Родители из простого народа. Деревенская жизнь ему не нравилась, поэтому он мечтал покинуть родной дом, где воображал, что добьется успеха. Он не собирался скучать в сельской глуши. Образованная, романтичная.

Сейчас герою романа двадцать лет. Грушницкий черноволосый, со смуглой кожей. Выразительные черты лица дополняют усы. Ему нравится производить о себе хорошее впечатление. Позаботьтесь о своем внешнем виде.

Как и у всех людей, у него есть положительные и отрицательные характеристики. Умный и романтичный. Вот, кажется, и все хорошее в нем. Его плохие стороны: эгоистичен, имеет злобу и зависть, готов предать, угождает всем, кому придется. Драматизирует образ страдания, дается хорошо выражать эмоции.

Грушницкому нравится его современное общество, жизнь течет красиво и плавно. Он любитель светских вечеров, где всегда найдет, чем похвастаться.

Это почти одинаковые, но в то же время разные герои романа. Грушницкий хочет быть похожим на Печорина, но попадает в нелепые и нелепые ситуации.

Вывод напрашивается сам собой: мы сами строим свою судьбу. Так и живут персонажи Лермонтова каждый в своем мировоззрении. Герои действуют так, как представляют себе всю жизнь вокруг себя.

Сравнительная характеристика Грушницкого и Печорина

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени», вернее, в одной из его частей, два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа. Этот человек — Печорин.

Григорий Печорин — человек никому неподвластный. Никто не мог разгадать этого человека, да и понять его до конца. Действительно, Печорин очень оригинален и загадочен, так как у него никогда толком не было друзей, и он ни с кем не делился своими сокровенными мыслями.

Печорин никогда не влюблялся и не любил по-настоящему. Он уничтожал всех тех, кто не осмеливался любить его. Он очень успешно использовал людей, а часто и презирал их, потому что по своей натуре был надменным и даже заносчивым. Но в то же время он был красив, и в нем чувствовалась порода, что отличало его от других людей.

Печорин — человек, которому не нужны оковы брака, как он это называл. Он всегда хотел оставаться свободным в своих действиях. Он также не терпел хвастовства в людях, так как считал это высшей глупостью и никчемностью. Вот почему он не терпел Грушницкого, у которого этих качеств было предостаточно. Печорин — тот, кто остался в сердцах многих как человек явно необычный, холодный, даже немного высокомерный, и в то же время — такой загадочный, и такой дерзкий. Не всем нравился этот персонаж, но все же этот человек в какой-то мере достоин восхищения.

Грушницкий как раз тот тип людей, который презирает всех, кто ниже его, и уважает всех, кто хоть немного выше по положению и рангом выше, или просто льстит с милой улыбкой, когда за спиной ругает и зависть. Он не видел Печорина над собой, хотя где-то на подсознательном уровне относился к нему с опаской, ибо понимал, что Печорин не может быть во всем ниже его положения, хотя и не хотел верить, что он выше. Именно поэтому он ненавидел Печорина, хотя с виду у них были очень дружеские отношения.

Грушницкий — человек, который любит похвастаться и показать всем себя — какой он хороший, умный и красивый. Вот что его подвело – чрезмерная гордыня никогда не приводит к хорошему концу. Он не видел себя со стороны и не умел думать что-то слишком далеко вперед. И никогда не обращал внимания на других, особенно на их чувства. Хотя он был очень красив, да еще и офицером, но только в первом впечатлении мог интересоваться внешностью и погонами, а также подтянутостью, но не более того. Когда он, как и Печорин, интересовал всех с момента встречи и далее.

Одним из противопоставленных в романе Лермонтова персонажей являются Печорин и Грушницкий. Характеристика их личностей позволяет глубже проникнуть в идею произведения.

Образ главного героя

Печорин, жизнь которого описывается в романе, жил в 30-х годах XIX века. Это человек из аристократического круга, читатель видит, что герой образован и не глуп. Как и многие отпрыски богатых семей, он ведет праздный образ жизни. За серьезный проступок сослан на Кавказ, в действующую армию.

Несмотря на аристократическое происхождение, Печорин очень сильная личность с закаленной душой. В отличие от многих своих современников, герой склонен анализировать свое бытие, пытаясь понять себя.

Он умеет чувствовать людей, понимать мотивы их поступков, поэтому чаще всего его отношение к окружающему обществу очень критично. Очень ярко его личность показывает его внутреннее «я» в главе «Княжна Марья», где описывается дружба, а затем столкновение героя с Грушницким.

Образ Грушницкого

Юнкер Грушницкий незнатного происхождения, из бедной семьи. Это романтичный юноша, мечтающий о любви княгини Марьи, желающий всегда быть в центре внимания. Он малообразован, что пытается компенсировать помпезностью. Его душа пуста и занята мелкими суетными делами. Грушницкий во многом проигрывает Печорину.

Противостояние героев

Эта глава романа построена на зарождающемся соперничестве между двумя персонажами. Первоначальная дружба быстро превращается во вражду. Фальшь, пустота и напыщенность Грушницкого раздражают Печорина. В ответ Грушницкий ненавидит Печорина за то, что ему все легко, за то, что он намного лучше и умнее его.

Ввязываясь в это противостояние от скуки, Григорий Печорин решает полюбить княжну Марью, по которой Грушницкий горячо вздыхает. Он не испытывает к ней никаких чувств, но видит в этом отличный шанс в очередной раз навредить своему бывшему другу.

Отношения с Марией обоих персонажей стали тем катализатором, который спровоцировал дальнейшее развитие событий. Грушницкий пленен знатной девушкой, а Печорин просто хочет развеять скуку и самоутвердиться, влюбившись в княгиню.

Молодой повеса, избалованный женским вниманием, знает, как привлечь внимание неискушенной в любовных делах девушки. Его незаурядная личность сразу же заинтересовала многих из «водяного общества». Завладев любовью Марии, Печорин почти сразу забывает о ней, переключаясь на Веру.

Дуэль становится развязкой

Григорий прекрасно понимает, что доводит своего противника до исступления, но ему это даже нравится. Предвкушение столкновения бодрит его. Напряженность ситуации разрешается взрывом — ревность и зависть толкают Грушницкого на дуэль.

Смертельный бой еще яснее показывает нам, что в душе у героев романа. Печорин ведет себя спокойно и благородно, а его противник, не задумываясь, идет на нечестный обман, желая уничтожить врага даже ценой подлога.

В книге противопоставлены Печорин и Грушницкий, что позволяет увидеть, что какими бы разными они ни были, на самом деле они являются недостающими звеньями в судьбах друг друга. Жизнь Григория Печорина есть искаженное отражение жизни Грушницкого. То же самое можно сказать и о Грушницком. Оба они отрицательные герои того времени, которое их породило.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее ярко раскрыть характер и показать, насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство характеров, между ними мало общего и это совершенно разные личности, но это делает еще интереснее наблюдать за их действиями на протяжении всей работы.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Родители дали ему хорошее воспитание, как и подобает кругу людей их уровня. Богатый и образованный. житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциальный. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне, он всегда стремился покинуть родные места, чтобы чего-то добиться в жизни, а не прозябать от скуки в глуши. Получил хорошее образование. Романтик по натуре.

Внешний вид

Григорий молодой человек, около 25 лет. Порода вырисовывалась во всем облике. Блондинка, чьи волосы были вьющимися от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо построен. Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Печорин одевался хорошо, богато. Одежда чистая и всегда выглаженная. Он не придает значения внешнему виду, не пытается произвести впечатление.

Грушницкий 20 лет. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо построен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:

  • расчетливый. Уверен в себе;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумно и едко на языке. Манипулирует людьми в своих целях;
  • гордый;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо использует свои преимущества.

Грушницкий:

  • романтик;
  • эмоциональный;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит притворяться страдальцем. Склонен все драматизировать;
  • умный;
  • эгоистичен по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится угодить всем;
  • способен на предательство.

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин всегда вел себя так, как будто бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти место в обществе и заниматься деятельностью по душе. Этот вечный поиск смысла жизни изнурил и опустошил его. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему нравятся светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он стремился к этому всей душой, мечтая об этом с детства.

Они похожи друг на друга, но в то же время очень разные. Грушницкий — жалкая пародия на Печорина. Стремясь не отставать от Печорина, он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, главные качества натуры.

Так я предал свое земное наследие и оказал услугу нашим завоевателям из верности ослепленному принцу, похитившему жену.

Nightwings, Роберт Сильверберг

«Найтвинг» всегда был моим любимым романом Сильверберга, а это немаловажно, учитывая, как сильно я любил его произведения в подростковом возрасте. Всегда опасно возвращаться к книгам, которыми вы наслаждались много лет назад, но в этом случае, по крайней мере, оно того стоило.

На самом деле это не та обложка, что у меня есть, но я думаю, что она довольно хороша, чего нельзя сказать о большинстве обложек этой книги. Он на самом деле охватывает большинство тем романа, но в то же время интригующий и довольно милый.

Nightwings начинается с трех путешественников, направляющихся в город Роум. Это далекое будущее, через тысячи лет после нашей эпохи. Человечество уже давно разделено на жестко стратифицированные гильдии, некоторые из которых демонстрируют признаки генной инженерии прошлого. Рассказчик — Наблюдатель, которому правила его гильдии запрещают сообщать посторонним его имя. Сейчас он стар, но провел свою жизнь, блуждая со своим оборудованием для наблюдения, которое позволяет ему проецировать свой разум в космос в поисках захватчиков, которые давным-давно обещали завоевать Землю.

То, что есть на Земле, кажется, не стоит того, чтобы его завоевывать, и за всю его жизнь и жизни поколений до него не было никаких признаков этих захватчиков. Земля — это место руин, усеянных осколками цивилизаций, которые когда-то процветали там, но которые перестарались и оставили мир в нищете и значительно сокращении.

Мы видели линию термоядерных пилонов, построенных в начале Третьего Цикла для извлечения энергии из ядра мира; они все еще функционировали, хотя и были в пятнах и ржавчине. Мы увидели разбитый обрубок метеорологической машины Второго Цикла, все еще представлявший собой могучую колонну высотой по крайней мере в двадцать человек. Мы увидели холм, на котором проросли белые мраморные реликвии Первого Велосипеда, похожие на бледные заросли зимних цветов смерти. Проникнув во внутреннюю часть города, мы наткнулись на насыпь оборонительных усилителей, готовых обрушить всю мощь Воли на захватчиков. Мы осмотрели рынок, где гости со звезд торговались с крестьянами за раскопанные фрагменты старины. Гормон вошел в толпу и сделал несколько покупок. Мы пришли в дом плоти для путешественников издалека, где можно было купить все, что угодно, от квазижизни до горок страсти-льда. Питались мы в маленьком ресторанчике на берегу реки Твери, где без церемоний подавали бесгильдейские, а по настоянию Гормона обедали горками из мягкого тестообразного вещества и пили терпкое желтое вино, местные деликатесы.

С Наблюдателем находятся Авлуэла из Гильдии Летчиков и Подменыш Гормон. У Авлуэлы крылья, как у бабочки, которые не должны поднять ее ввысь, но все же делают это. Ей не хватает сил летать днем, но ночью она сбрасывает весь ненужный вес (в том числе одежду, а значит, и все ужасные чехлы) и поднимается в небо. Подменыши — это те исключения, которые не имеют гильдии, генетических отбросов, разнообразны по своим аномалиям и живут в нищете и убожестве. Однако Гормон необычен для Подменыша, умен, странно образован и очень горд.

В первой части книги Наблюдатель, Авлуэла и Гормон входят в древний город Роум:

Роум — город, построенный на семи холмах. Говорят, это была столица человека в одном из ранних циклов. Я не знал об этом, потому что моя гильдия Наблюдала, а не Помнила; но, тем не менее, когда я впервые увидел Рим, взглянув на него с юга в сумерках, я понял, что в прежние дни он должен был иметь большое значение. Даже сейчас это был могучий город с многотысячным населением.

Они не получают того приема, на который надеются. Наблюдатель с ужасом обнаруживает, что его Гильдию больше не уважают, как раньше. Авлуэла привлекает внимание принца Роума («…суровый, холодный и жестокий человек»), который видит в ней экзотическую игрушку, чтобы скоротать свои скучные часы. Гормон издевается над Наблюдателем за его потерю веры в свою профессию. Все это достигает апогея в чудесной сцене, где они посещают знаменитого Бокка делла Верита, редкого выжившего из Рима 1-го века (и который, как я думал, выдумал Сильверберг, когда я впервые прочитал это, пораженный поэтому во время моего первого визита в Рим, чтобы узнать он действительно существует).

Каждый из троих прикладывает руку к устам истины. Гормон, который стал любовником Авлуэлы, спрашивает ее о ее предпочтениях между ним, принцем Рима и ее первой любовью, умершей много лет назад. Неразумный вопрос с ответом, который ему не нравится. Затем он спрашивает Наблюдателя, считает ли он свою жизнь прожитой напрасно. Наблюдатель, опасаясь, что легенда правдива и что рот отрежет ему руку, если он будет лгать, отвечает:

«…предаваться бдительности, когда враг мнимый, и хвалить себя за то, что ищет долго и хорошо для врага, который не приходит, глупо и грешно. Моя жизнь была пустой тратой».

Затем Гормону задают вопрос. Раньше он уклонялся от ответа, откуда пришел, теперь отвечает, показывая, что он не Подменыш, а один из долгожданных захватчиков, передовой разведчик. Наблюдатель отчаялся в своем жизненном призвании накануне его оправдания. Мы прошли менее четверти книги.

Главы следуют после падения Рима (это не спойлер, чтобы показать, что эта потускневшая Земля не может разумно сопротивляться реальной силе вторжения), поскольку Наблюдатель оказывается без гильдии, поскольку с приходом вторжения нет необходимости продолжать искать его. Он отправляется в Перрис в компании ныне поверженного принца Рима и становится Помнящим. Он ищет утешения, исследуя золотое прошлое Земли, но обнаруживает в архивах причину давно обещанного и теперь уже свершившегося вторжения. Сам Перрис все еще сохраняет свое очарование:

Я шел сквозь сияние ночи Перриса в поисках свежего воздуха. Я прогуливался по Сенну, и ко мне обратился агент сомнамбулы, который предложил продать мне понимание мира снов. Я наткнулся на одинокого пилигрима во время его поклонения перед храмом из плоти. Я наблюдал за парой юных летунов, пролетавших над головой, и пролил слезу жалости к себе. Меня остановил звездный турист в дыхательной маске и украшенной драгоценностями тунике; он приблизил свое покрытое кратерами красное лицо к моему и изрыгнул галлюцинации в мои ноздри. Наконец я вернулся в Зал Памятников и отправился к свите моих спонсоров, чтобы засвидетельствовать свое почтение перед отходом ко сну.

Элегический тон. Мы уже не те, что были, а с вторжением стали еще меньше. Захватчики добры, но вездесущи и уверены в своих правах. Они напомнили мне немцев Второй мировой войны, что, как я подозреваю, было преднамеренным:

Они были повсюду, рыскали в домах древних религий Земли, покупали сияющие модели Башни Перрис у торговцев на углах улиц, опасливо взбирались на верхние этажи. уровне пешеходных дорожек, заглядывая в жилые дома, фотографируя, обменивая валюту с тайными торгашами, флиртуя с летунами и сомнамбулами, рискуя жизнью в наших ресторанах, перемещаясь пастушьими группами с места на место.

В третьей части романа бывший Наблюдатель покидает Летописцев, чтобы стать Паломником и отправиться в священный город Джорслем. Он путешествует с другим бывшим Летописцем, насмешливой роковой женщиной, от внимания которой он защищен из-за своего возраста. Он ищет искупления; она надеется сбросить несколько лет, и это сила, которой они обладают в Джорслеме, если тебя сочтут достойным.

Я не буду раскрывать, что они найдут. «Найтвинги» заканчиваются хорошо, но сердце книги начинается раньше со сценами усталой и приходящей в упадок Земли, где обитают остатки человечества и нищие инопланетяне, выброшенные на берег из лучших миров. Сильверберг вызывает в воображении образ будущего настолько далекого, что от нас почти ничего не осталось, а то, что есть, давно потеряло свой контекст, и все же для всех генных инженеров, гильдий и инопланетных завоевателей основной опыт человечества, любви и вины и гордыня и сожаление, они все те же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *