Читать бесплатно книгу «Ермак, или Покорение Сибири» Павла Петровича Свиньина полностью онлайн — MyBook
© ЗАО «Мир Книги Ритейл», оформление, 2012
© ООО «РИЦ Литература», 2012
Со всем тем я не дерзнул бы украсить труд свой почтеннейшим именем Вашего сиятельства, зная тонкость и разборчивость вкуса Вашего в литературе, если б в то же время не знал и снисходительности Вашей ко всему отечественному и если б в романе сем не занимали самое почетное место знаменитые Строгановы.
С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего сиятельства, милостивая государыня, покорнейшим слугою Павел Свиньин.
Мудрено поверить, что событие, подобное завоеванию Сибири, заслужило только несколько страниц в «Истории государства Российского», хотя, по-видимому, оно во всех отношениях представляло достойное поприще глубокомыслию и витийству Карамзина. Кажется непостижимым, почему знаменитый историограф наш не воспользовался сим великим событием, удивившим Европу не менее завоевания Америки, и не дал свободы неподражаемому перу своему, чтобы превзойти в красноречии описателя открытия Нового Света? Но удивление прекратится, когда узнаем на опыте скудность, неверность и безжизненность материалов, коими должен был историограф ограничиться.
Скажем даже, что удивление наше увеличилось к таланту, умевшему из хаоса противоречий и темных преданий извлечь столько важных истин и составить столько прекрасных картин, ибо по обязанности историка Карамзин должен был каждое слово свое подкреплять документами, каждое определение основывать на свидетельстве неоспоримом, очищенном критикой! Летописи же о завоевании Сибири противоречат одни другим, начиная с положительных начал до малейших подробностей, и вместе с тем не заключают в себе ни одной из сих последних, по которой бы историку можно было представить верную картину сего великого события или обрисовать, хотя бы поверхностно, исполинов, совершивших столь великое дело! Всякому русскому, думаю, всякому космополиту желалось бы познакомиться ближе с завоевателями Сибири: Строгановыми, Ермаком, Кольцом, Грозою, Паном и Мещеряком; но современные им бытоописатели не оставили нам красок для их портретов, и знаменитая эпоха сия утратилась даже в самих преданиях.
По крайней мере, мне стоило большого труда на самом месте собрать несколько подробностей, несколько поверий.
Я радовался как приятнейшему открытию, как счастливой находке малейшей догадке, рождавшейся при ближайшем наблюдении следов Ермакова похода. Сами сказки были для меня нередко лучом истины или очарованием поэзии! Одна только природа – природа единственная, величественная – мало изменилась в Сибири и с правдоподобностью переносила мое воображение в знаменитую эпоху завоевания полночного царства. «Может быть, об этот камень, – мечтал я, – ударялась также ладья Ермака, когда боролся он со стремнинами Чусовой; может быть, он сидел под этой лиственницей, на этом холме близ Тагила – полон дум великих?» И если мечты эти доставляли мне тогда особенное наслаждение, то теперь, когда я предпринял представить в живой картине покорение Сибири, они сделались для меня драгоценными, необходимыми. Таким образом, предания о князе Ситком, сражавшемся в рядах завоевателей Сибири под славным именем атамана Грозы; об усердии шамана к русским, немало содействовавшего Ермаку в покорении дикарей; о мстительности Мещеряка; об орле, упавшем к ногам завоевателя Сибири в минуту решимости храброй дружины на это великое дело; о любви Грозы к Велике; несколько местных сведений о Строгановых и Кучуме; предания о названии Орла-городка и тому подобное – подали мне возможность выполнить мое предприятие если и несовершенно, то по крайней мере достаточно для того, чтобы извлечь из мрака великие характеры, которые вообще соединяя с доблестями и добродетелями слабости и недостатки человечества, бывают столь драгоценны для романиста и привлекательны для читателя!
Рассмотрев беспристрастно покорение Сибири казаками, найдешь его еще удивительнее, еще чудеснее завоевания Америки Пиззаром и Кортесом.
Правда, огнестрельное оружие и устройство войска делали решительный перевес и на сторону казаков, которых дикие также сначала почитали за непобедимых и бессмертных. Но очарование это умалялось по мере их приближения к столице Сибири, ибо, как известно, Кучум защищал ее пушками. Итак, убийственное действие и гром пороха не были главной причиной дивных побед Ермака, а главная причина оных заключалась в личных его доблестях и мужестве его сподвижников.
Сочту себя весьма счастливым, если успею здесь доказать то и другое на самом деле. Для полноты же картины считаю нелишним присовокупить краткую выписку из «Истории…» Карамзина касательно первых сведений россиян о Сибири.
«Сие неизмеримое пространство Северной Азии, – говорит он, – огражденное Каменным Поясом, Ледовитым морем, океаном Восточным, цепью гор Алтайских и Саянских, – отечество малолюдных племен монгольских, татарских, чудских и американских, укрывалось от любопытства древних космографов. Там, на главной высоте земного шара, было, как угадывал великий Линней, первобытное убежище Ноева семейства после гибельного, всемирного наводнения; там воображение Геродотовых современников искало грифов, стерегущих золотое руно; но история не ведала Сибири до нашествия гуннов, турок, монголов на Европу; предки Аттилины скитались на берегах Енисея; славный хан Дизавул принимал Юстинианова сановника Земарха в долинах алтайских; послы Иннокентия IV и Святого Людовика ехали к наследникам Чингисхановым мимо Байкала, и несчастный отец Александра Невского падал ниц пред Гаюком в окрестностях Амура.
Как данники монголов, узнав в XIII веке юг Сибири, мы еще ранее как завоеватели узнали ее северо-запад, где смелые новгородцы уже в XI веке обогащались мехами драгоценными. В исходе XV столетия знамена Москвы развевались на снежном хребте Каменного Пояса, или древних гор Рифейских, и воеводы Иоанна III возгласили его великое имя на берегах Тавды, Иртыша, Оби, в пяти тысячах верстах от нашей столицы.
Уже сей монарх именовался в своем титуле Югорским, сын его – Обдорским и Кондийским, а внук – Сибирским, обложив данью сию монгольскую или татарскую державу, которая составилась из древних улусов ишимских, тюменских или шабанских, известных нам с 1480 года и названных так, вероятно, по имени брата Батыева Шабана – единовластителя Северной Азии на восток от моря Аральского.
Но еще господство наше за Каменным Поясом было слабо и ненадежно. Кучум, овладев Сибирью, искал благоволения Иоаннова, когда еще опасался ее жителей, насильно обращаемых им в магометанскую веру, и ногаев – друзей России.
Но, утвердив власть свою над Тобольской ордой, перезвал к себе многих степных киргизов и, женив сына Алея на дочери ногайского князя Тин-Ахмата, уже не исполнял обязанностей нашего данника; тайно сносился с черемисой, возбуждал сей народ свирепый к бунту против государя московского и под смертной казнью запрещал остякам, югорцам, вогуличам платить древнюю дань России.
Царь Иоанн Васильевич, озабоченный важными, непрестанными войнами, не мог распространить ни власти своей над отдаленной Сибирью, ни наказать Кучума. Он уступил это, так сказать, Строгановым – богатейшим всельникам того края, позволив им строить крепости в земле Сибирской, чтобы стеснить Кучума в его собственных владениях и навсегда утвердить безопасность наших. В 1574 году он даровал им жалованную грамоту на землю неприятельскую».
Последствия доказали, с какой пользой и славою умный Строганов воспользовался сею царскою милостью, и вместе с тем заставляют решительно сказать, что без руководства его и пособий предприимчивость и отважность Ермака, храбрость его дружины остались бы без успеха.
После сего трудно поверить, что в великом множестве разного рода бумаг, находящихся при конторах строгановских поместий и заведений, не отыскалось доселе никаких актов, касающихся похода Ермака, по которым бы можно было сделать свод сибирских летописей, приводящих противоречиями своими в недоумение не только историка, но и романиста, желающего основать свое повествование на истинах исторических. Не отыскалось актов, по которым бы можно было решить, которой верить из известных летописей: Строгановской, Есиновской или Ремезовской, различных между собой в самых главных показаниях. Так, например, по показаниям второй и последней (которым следовали Миллер и Фишер), Ермак привел к Строгановым дружину, простиравшуюся до 7 тысяч человек, а следуя первой, которой держался Карамзин, она не превышала восемьсот сорока человек. Столь же великая разница значится во времени той эпохи. Последователи Тобольской летописи утверждают, что Ермак пришел к Строгановым в 1577 году, а Сибирская летопись означает 1579 год годом их пришествия.
Первая говорит о двух походах казаков от Строгановых, а последняя об одном. Но как в тех, так и в других столько несообразностей с местными обстоятельствами, что должно было иметь большое терпение, чтобы извлечь истину, согласить разногласия. Возможно ли, например, чтобы Ермак, отправляясь на покорение Сибири, не узнал предварительно сего пути или чтобы Строгановы не дали ему сведущих провожатых, тем более что Сылва и Чусовая давно были ими изведаны и они имели даже селения на той и на другой? Подобная несообразность усматривается в Сибирской, или Строгановской, летописи, где сказано:
«В лето 34 (1582) сентября в первый день, на память преподобного отца нашего Симеона Столпника, посланы из городков своих Семен, Максим и Никита Строгановы в Сибирь на сибирского султана волжских атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарищи и проч., и того же сентября в 9-й день, на память Богоотца Иоакима и Анны, пришли воины в ту Сибирскую землю бесстрашно и многие татарские городки и улусы повоевали вниз по Туре, и дойдя до Тавды-реки в мужестве, и на устье той реки паймаше татар».
Стало быть, Ермак прошел более шестисот верст, поднявшись по Чусовой против ее течения, бурного и сильного, переправился через горный хребет, построил городок, взял многие татарские городки и селения в восемь дней! И это называется летописью исторической, и по этой летописи пишут слепо историю. Сама смерть Ермака представлена в них разнообразно, неудовлетворительно и оставляется на размышления и догадки, сообразные с местностью и обстоятельствами!
Автор сего романа старался по возможности пользоваться тем и другим и ласкает себя надеждой, что читатели, между прочим, найдут в нем удовлетворительное разрешение причин самых, по-видимому, чудных, несбыточных происшествий, равно как и бессмертных подвигов и неудач его героев.
8 класс по учебнику Коровиной В. Я. «Покорение Сибири Ермаком». Предание | Презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме:
Т
ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.
Цели урока: показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;
развивать навыки
- анализа текста,
- навыки монологической речи,
- выразительного чтения,
- описания иллюстраций.
Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.
Ход урока
І. Проверка домашнего задания.
1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.
2) Слайд 1-2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)
- Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (создавалась в народ. среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
- Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).
ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв.
представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.
В истории русского лит. языка демократическая л — ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.
Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй.
Имя Шемяки стало нарицательным.
П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.). На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.
ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.
ІV. Беседа по вопросам учебника
Дополнительные задания:
- План Слайд 4
1-я часть:
1.
Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти
В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».
2-я часть: Слайд 5
5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу.
Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».
Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.
Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени.
Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.
Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.
2. Слайд 8. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .’ НЕТ, негативный) |
Да (за) | Нет (против) |
1. | 1. Навязчивость |
- Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»
- («Ш. суд» определён как сатирическая повесть,
- но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.
- «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.
- Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы
- Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.
- Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: — Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: — Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему.
Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
(«Шемякин суд»)
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
- открывает повествование
- завершает повествование
- является кульминацией сюжета
- является одним из этапов развития сюжета
А3. Главной темой данного фрагмента является:
- тема долга
- тема внутренней свободы человека
- тема труда
- тема различной жизни двух братьев
А4.
Что определяет образ жизни убогого брата?
- желание разбогатеть
- забота о богатом брате
- стремление взять побольше у богатого брата
- стремление помогать всем людям
А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?
- выявляет отсутствие в герое человеческого начала
- показывает небрежение к добру брата
- характеризует психологическое состояние героя
- подчёркивает социальное положение героя
В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.
В4. Объясните значение слова чело.
С1.
Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?
А1. 2
А2. 1
А3. 4
А4. 3
А5. 2
В1. Устаревшее слово
В2. Поступок
В3. Рассердился
В4. лоб
История России и Василий Суриков | Журнал DailyArt
В 19 веке историческая живопись России освободилась от формальностей и канонов. Хороший пример тому мы находим в творчестве Василия Сурикова (1848-1916), создавшего исторические картины глубокого философского содержания, многие из которых исследовали нравственные проблемы. Его главная тема — люди. Они появляются не как зрители, а непосредственно в героическом действии. Прежде всего, Суриков показывает свое умение бороться за свои права.
Историческая перспектива Сурикова
Василий Суриков, Автопортрет , 1879, Третьяковская галерея, Москва, Россия. Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске, Сибирь. Он принадлежал к старинному казачьему роду и очень гордился своими корнями.
Критически Суриков считал, что люди из Сибири отличаются от тех, кто живет в остальной части России. Они были более свободными и смелыми. Поступив в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, молодой художник осознал контраст жизни и истории этих «двух Русей» – народной и государственной. Это оказало на него сильное влияние.
После окончания Императорской Академии художеств с золотой медалью переехал в Москву. Там Суриков оказался в центре русской народной жизни. Именно это определило его путь как великого исторического художника.
Утро стрелецкой казни
Василий Суриков, Утро стрелецкой казни , 1881, Третьяковская галерея, Москва, Россия.Утро стрелецкой Казни поразил арт-мир Москвы как гром. На ней показан момент из XVII века, когда отряд повстанцев (стрелец, англ. стрельцов) восстал против реформ Петра Великого. В результате они были публично казнены.
Изначально Суриков хотел сосредоточиться на группе стрельцов.
Однако это было бы лишь проявлением трагедии людей, восставших против прогрессивного пути России. Добавив Петра Великого, он добавил трагедии достоинства. Кроме того, картина подчеркивала способность преодолевать препятствия на пути дальнейшего развития страны.
Силу борьбы Суриков изображает в образе рыжеволосого стрельца в красной шапке. Этот мужчина посвящает последние минуты своей жизни не прощанию с плачущей женой, а взрыву протеста. Еще один герой — чернобородый лучник, который не позволит увести себя на виселицу. Вместо этого он пойдет один с высоко поднятой головой.
Боярка Морозова
Василий Суриков, Боярыня Морозова , 1887, ГТГ, Москва, Россия.Еще ярче идея народной борьбы выражена в картине Боярка Морозова (бояре – высшее общество), изображающей эпизод из раскола XVII века. Здесь старовера Феодосию Морозову везут через Москву, прежде чем обречь на медленную смерть в подземной тюрьме.
Два поднятых перста — способ крестного знамения у старообрядцев.
Подняв руку женщины над толпой, Суриков подчеркивает значимость ее жеста. Он призывает не только сохранять старые обычаи веры, но и сражаться насмерть. Опять же, он показывает нам людей, готовых вести самоотверженную борьбу ради идеи.
Меньшиков в Березово
Василий Суриков, Меньшиков в Березово , 1888, ГТГ, Москва, Россия.В картине Меньшиков в Березове мы видим трагическое восприятие действительности. Александр Меншиков был сподвижником прославленного в свое время Петра Великого. Однако здесь мы находим его в конце жизни вместе с семьей, обреченными и забытыми. Фигура героя неестественно велика для его маленького дома. В результате создается впечатление, что он заперт в этой хате, как в клетке.
Эту картину Суриков продал Павлу Третьякову для решения материальных проблем. Благодаря полученным деньгам он смог посетить Италию, Германию, Францию и Австрию.
Покорение Сибири Ермаком
Василий Суриков, Покорение Сибири Ермаком , 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
На картине Покорение Сибири Ермаком изображена открытая победоносная борьба. Сам Ермак является олицетворением доблестного мужества, и, таким же образом, казачий отряд проявляет огромную силу. В целом самодеятельность масс, объединенных боевыми порывами, предстает как патриотический подвиг. Тем не менее, несмотря на то, что Ермак — главный герой, он показан сражающимся вместе со всеми остальными.
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Василий Суриков, Переход Суворова через Альпы в 1799 году , 1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Переход русских войск через швейцарские Альпы был беспрецедентным, потому что зимой этого никто не делал. Однако в данном случае у командующего Александром Суворовым не было другого выхода. Россия должна была выполнить свои союзнические обязательства перед Австрией в войне против Франции.
Как и у Ермака, главная заслуга Суворова — единение с солдатами.
Мы не видим мужества воинов на поле боя. Вместо этого мы видим, как они преодолели свой страх перед неведомой силой природы с помощью ободряющих слов Суворова. Картина дает нам хорошее представление о мощи русской армии, силы, которой противники опасались веками.
Живая история
История в картинах Сурикова не устарела. Он жив и продолжается в настоящем. Его исторические полотна — это не произведения «про себя» или иллюстрации к событиям. Это картины драмы и трагедии, показывающие всю сложность событий.
«>
Ермак — stonecarving.ru
Ермак Тимофеевич, ? – 1585. Атаман (атаман) казачьего отряда, разгромивший Сибирское ханство и инициировавший присоединение Сибири к России.
История
Ермака помнят наравне с самыми выдающимися государственными деятелями и героями России. Его дерзкий поход на Восток, «к солнцу», знаменует собой первый шаг в долгом завоевании Сибири — процессе, который превратит современную Россию в сверхдержаву.
Ермака Тимофеевича почитали в Сибири еще в конце XVI века, а к XIX веку казачий атаман стал национальным героем.
В конце XVI века территория России простиралась до Уральских гор, а обширные просторы за горным хребтом, на восток, принадлежали Сибирскому ханству. Жизнь на границе была далеко не мирной. Обширные земли на Урале принадлежали Строгановым, купцам и фабрикантам, которые, опасаясь регулярных столкновений с татарами, предложили Ермаку возглавить поход против сибирского хана Кучума.
К тому времени Ермак уже много лет был казаком в Дикой Степи (степи Верхнего Дона), проявляя отвагу и отвагу. Атаман разбил хана, в нескольких сражениях разгромил сибирских татар (где он, помимо прочего оружия, применил огнестрельное оружие) и закрепился в Искере, бывшей столице ханства. Он начал сбор дани на месте и отправил гонцов к царю Ивану Грозному с известием о подчинении Сибири и присоединении ее к Русскому государству. Вскоре после этого Ермак попал в засаду и погиб в бою. Но продвижение русских в Сибирь было не остановить.
Имя Ермака увековечено в народных песнях и легендах, воспевающих его отвагу, отвагу и несравненную силу.
Камень
Несмотря на схожесть двух моделей фигуры Ермака, интерпретация изображения в «Художественной мастерской» Алексея Антонова существенно отличается от представленной ранее работы. Эта интерпретация менее метафорична; его цвета не такие яркие и нарядные.
Но мастерам удалось добиться реалистичной достоверности изображения. Мы видим мужчину в повседневной жизни, подчеркнутой простым тулупом из аушкульской яшмы и разноцветного халцедонового агата. Кольчуга из гематита и дополнительные доспехи из пирита, которые казак носит поверх нее, выглядят как настоящее оружие без лишнего блеска, только что изготовленное в оружейной мастерской. Редкий чистый бледно-розовый родонит, выбранный для рубашки, добавляет свежую нотку в «приглушенные» цвета.
В этом образе покорителя Сибири снег, сотворенный из россыпи мелких кристаллов халцедона, интерпретируется скорее как выражение конкретных погодных условий, чем как аллегория.
Джон Белл
Путешествие из Санкт-Петербурга в различные части Азии
Джон Белл был шотландским врачом. Он путешествовал по России в начале 18 века, делая подробные записи исторических свидетельств, предоставленных местными жителями.
Примерно в начале прошлого века некий донской казак по имени Ярмак Тимотеевич, вынужденный по какому-то происшествию покинуть родину и не имея средств к существованию, он с несколькими сообщниками отправился в грабить на дорогах. Вскоре он стал известным и могущественным; ибо он грабил только богатых; и по щедрости, свойственной такому характеру, щедро раздавали тем, кто был в нужде. Он никогда никого не убивал и даже не причинял вреда, если только его не принуждали к таким безобразиям в свою защиту. Это поведение так подняло его репутацию, что все бездельники в стране записались в его банду, с гордостью следуя за смелым и предприимчивым лидером. В конце концов он стал настолько беспокойным, что губернаторы южных провинций выслали войска, чтобы задержать его; но, заранее извещенный о замысле, удалился с суши и, добыв на Волге лодки, начал грабеж на этой реке.

Предприимчивость