Правление в древней руси: Ошибка 403 — доступ запрещён

Первые русские князья — что это, определение и ответ

Правление Рюрика (862 – 879 гг.)

Рюрик был призван на Русь, согласно «Повести временных лет», в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем — в России до 1598 года.

Часть современных исследователей склонна считать, что история с Рюриком и братьями — есть не что иное, как более поздняя вставка в летопись, обусловленная причинами исключительно политическими. Другая часть дает право на существование Рюрику, но считает, что Синеус и Трувор — фигуры уж точно вымышленные. В рамках нашего исторического повествования мы позволим себе считать Рюрика реальной исторической личностью.

Летописи сообщают, что у Рюрика были дружинники Аскольд и Дир, которые в 862 году поплыли в Константинополь с амбициозными планами — ни много ни мало, а установить контроль над путем «из варяг в греки». Они буквально натыкаются на Киев и как бы между прочим устанавливают там свою власть.

Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли родственником, то ли дружинником, то ли просто близким другом Рюрика.

Правление Олега (879 – 912 гг.)

Именно Олега часто рассматривают как истинного основателя Древнерусского государства. В 879 году он, согласно летописи, стал во главе государства и должен был находиться на этом месте до того момента, пока Игорь Рюрикович не будет готов взять власть в свои руки.

В 882, как свидетельствует та же летопись, Олег отправляется в поход на Киев и успешно захватывает будущую столицу Киевской Руси. Началом образования Древнерусского государства является момент захвата Киева и переноса туда столицы нового государства. Кроме того, Олег облагает данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей.

Еще один важный политический шаг Олега ― поход на Константинополь (в русских летописях — Царьград, современное название — Стамбул). Согласно летописным источником, в 907 году Олег отправился в поход на Царьград.

Византийский император Лев VI Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Князь согласился. Главным результатом похода и первой внешнеполитической победой Руси стал торговый договор о беспошлинной торговле русских купцов в Византии.

В 911 году между Русью и Византией был заключен первый письменный договор, подтвердивший все ранее полученные привилегии русских купцов. Договор также устанавливал дружественные отношения между государствами, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег).

Правление Игоря Рюриковича (912 – 945 гг.)

После смерти Олега в 912 году Игорь стал правителем Киевской Руси.

В правление князя Игоря территория Руси впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, выторговав для Руси 5 спокойных лет. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Константинополь, который закончился бесславным поражением русского войска.

Желая взять реванш после поражения первого похода на Константинополь, князь Игорь предпринял второй поход. В 944 году огромное войско, куда вошли не только славяне, но и приглашенные (вероятно, нанятые) варяги и даже печенеги, приблизилось к Константинополю. Византийцы предложили Игорю мир и выгодные условия торговли, конфликт был исчерпан.

После этого похода князь Игорь больше не участвовал в военных походах и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. Дружина Игоря стала возмущаться.

После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее с древлян еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне перебили маленький отряд Игоря, убив также и его самого. Это произошло в 945 году. Князь Игорь был женат на Ольге и имел сына Святослава, которому формально и перешла власть.

Правление княгини Ольги (945 – 962 гг.)

О происхождении княгини Ольги ученые спорят до сих пор, однако по свидетельству летописца будущая правительница Руси была не знатного рода и происходила из-под Пскова.

После убийства князя Игоря в 945 г. Древляне решили отправить к княгине посольство с предложением стать женой их древлянского князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего, однако, послы были сброшены в вырытую яму и закопаны заживо. На этом месть Ольги за гибель мужа не закончилась.

Княгиня отправила послов к древлянскому князю, требуя прислать достойнейших мужей. Желание княгини было исполнено, не сообразившие что к чему послы прибыли к княжескому двору. В этот раз гостеприимная Ольга приказала истопить для дорогих гостей баню, где все послы были благополучно сожжены. Но и это был еще не конец истории про месть княгини за гибель любимого мужа.

Послы Ольги, отправленные в древлянскую землю, сообщили, что княгиня желает справить тризну по мужу на его могиле. После чего она станет женой древлянского князя. Древляне согласились. Ольга прибыла в древлянские земли с малой дружиной, не сильно сообразительные древляне во время тризны захмелели и были перебиты малочисленным отрядом дружинников княгини. Через год Ольга еще раз разбила древлян, а их столицу Искоростень безжалостно сожгла.

Следующим важным решением, после усмирения древлян, стало проведение Ольгой налоговой реформы: введение взамен полюдья уроков (фиксированного размера дани) и погостов (обозначенных мест для сбора дани). Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева.

Ольга продолжала активно участвовать в управлении государством и после того, как Святослав повзрослел. Молодой князь больше интересовался военными походами, а решение рутинных государственных задач он полностью передал матери.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, особенно ее дипломатические способности. Княгине удалось установить прочные отношения с Византийской империей, вряд ли это стало бы возможным без принятия княгиней христианства. В 957 году Ольга прибыла в Константинополь. По одной из существующих версий, поездка Ольги в Царьград имела целью найти невесту для сына Святослава. Однако, находясь там, княгиня приняла крещение от Императора Константина и патриарха Феофилакта, получив при крещении имя — Елена.

Святослав же до конца своих дней оставался язычником, хотя и, надо думать, благоразумная княгиня неоднократно пыталась объяснить сыну преимущества и выгоды принятия христианства. Княгиня Ольга умерла в 969 году.

Правление Святослава (962 – 972 гг.)

Князь Святослав Игоревич прославился, прежде всего, как полководец. Формально Святослав стал князем, когда ему было 3 года, после того как был убит древлянами его отец Игорь. Однако самостоятельно править князь начал только в 962 году.

Летописец дает такой словесный портрет Святослава. Это был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не отправив ему гонца с посланием: «ИДУ на ВЫ».

Первой внутригосударственной военной кампанией Святослава стало подчинение племенного союза вятичей (964), которые все еще продолжали платить дань хазарам. С 964 года князь совершает походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове — Тьмутаракань.

Также Святослав совершил два успешных похода в Болгарию. Святослав одержал безоговорочную победу над болгарским войском: в результате этого похода были захвачены в 968 году — Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).

Желая укрепить княжескую власть, еще при жизни Святослав поделил государство между своими сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу — древлянские земли, а Владимиру — Новгород.

Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Цимисхий объединился с имевшими на Святослава зуб болгарами и объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав победил объединенную византийско-болгарскую армию. Иоанн Цимисхий отправил к Святославу делегацию, которая от имени императора предлагала Святославу взять богатые дары, но в обмен на этот — уйти из Болгарии навсегда. Святослав был глубоко оскорблен подобным предложением, потому что уже считал землю, о которой шла речь, своей. Киевский князь отверг предложение византийского императора, чем спровоцировал начало новой войны с Византией и Болгарией (970 – 971 годы).

23 апреля 971 года Цимисхий подошел к Доростолу, где располагались основные силы Святослава. Произошло сражение, в результате которого русской армии пришлось отойти в крепость, после этого началась трехмесячная осада. Обе стороны несли серьезные потери. Через три месяца случилось очередное крупное сражение, которое не окончилось победой какой-либо одной стороны, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Иоанн Цимисхий принял условия Святослава. Русская армия должна была оставить Болгарию, а Византия выплачивала Руси установленную контрибуцию и подтверждала торговые отношения. Территория восточной Болгарии присоединялась к Византии, независимость сохранили только западные области.

После заключения мира с Византийской империей, Святослав принял решение вернуться домой — в Киев. Весной 972 года Святослав, подойдя к днепровским порогам, подвергся нападению печенегов. В этом бою князь был убит, а печенежский хан Куря, как свидетельствует летопись, сделал из черепа прославленного победами Святослава кубок и пил из него на пирах, желая таким способом заполучить силу, смелость и славу русского князя.

Так закончилась жизнь князя-воина. Надо сказать, что его военная деятельность была достаточно успешна – ему удалось распространить свое влияние на вятичей, обезопасить южные границы от хазарской угрозы и заключить достаточно выгодный договор с Византией в 971 году. Однако постоянное отсутствие в столице не могло не сказываться на государстве – печенеги то и дело совершали разорительные набеги на Русь в отсутствие правителя. Кроме того, решение Святослава посадить в геополитически важные города своих сыновей нельзя считать удачным, так как это в итоге привело к затяжной междоусобице.

Правление Владимира Святославича (980 – 1015 гг.)

После гибели Святослава в Киеве власть получил Ярополк. Олег, который был на год младше, был посажен править в древлянскую землю, Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, отправился править Новгородом.

Однако через несколько лет отношения между братьями безнадежно испортились, причиной тому было следующее: по приказу княжившего в древлянской земле Олега, которому было всего 13 лет, в древлянских лесах был убит во время охоты сын Свенельда, любимого воеводы старшего брата Ярополка, того самого Свенельда, который еще во времена Игоря собирал там дань. Следствием этого конфликта явился через два года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Во время этого поход Олег случайно погиб во время давки на мосту.

Первая междоусобица.

Владимир, получив весть о гибели брата, был крайне обеспокоен происходящим, стал опасаться за свою жизнь и бежал к варягам. Ярополк не растерялся и прислал в Новгород на место бежавшего брата — своего наместника. Владимир, однако ж, не мог смириться со своим положением изгоя. Он решается на рискованный шаг: нанимает отряд варягов, с которым подходит к Новгороду и изгоняет оттуда наместника Ярополка.

Опьяненный победой и не желающий останавливаться на достигнутом Владимир направляется в поход на Киев. По пути князь овладел Полоцком, убив княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жёны.

Положение Ярополка в Киеве была далеко не прочным, население относилось с недоверием к князю, который мало того, что при невыясненных обстоятельствах погубил своего меньшого брата Олега, так еще и покровительствует христианам. Кроме того, приближающийся к Киеву Владимир сумел заручиться поддержкой видных киевских дружинников и бояр, которые начали готовить заговор против Ярополка.

Ярополку так и не удалось собрать войска для сражения с братом, и ему ничего не оставалось, как укрыться за городскими стенами. Однако, предчувствуя, что в Киеве назревает против него заговор, Ярополк бежал из города, а через некоторое время по совету своих бояр сам пришел к Владимиру на переговоры. Однако, Владимир, видимо, не планировал вести диалог с братом, поэтому, как только Ярополк вошел в шатёр Владимира, тут же был заколот мечами.

В 980 году Владимир становится единственным правителем Киевской Руси, и уже с первых лет правления перед ним встала необходимость решать важные внутри- и внешнеполитические государственные задачи.

Новгород и Киев были вновь объединены, вольнолюбивые прежде древляне вели себя смирно. Однако обнаружилась новая проблема, радимичи и вятичи «отбились от рук», перестав подчиняться Киеву. Владимиру понадобилось три года, чтобы привести в подчинение непокорные племена. Владимир широко использовал практику, введенную еще его отцом: он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.

Владимир решил продолжить внешнюю политику своего отца Святослава, попробовав снова отвоевать земли по Дунаю. Князь организовал поход против Болгарии, который с военной точки зрения был довольно успешен, однако все же закрепиться на Дунае русским не удалось, пришлось заключить с Болгарией мир.

При Владимире обнаружилось новое направление внешней политики — западное. Сильный сосед в лице Польского государства появился у Руси на западе. Основателем Польского государства стал князь Мешко I, принадлежащий к династии Пястов.

Польша рассматривала Русь в качестве своего главного противника на востоке, поскольку между этими двумя государствами имелся ряд спорных земель. Владимир не стал ждать усиления Польского государства и едва вступив на престол, предприимчивый князь организовал военный поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.

Много неприятностей доставляли Руси печенеги, которые периодически совершали разрушительные набеги на русские земли, уводили в плен жителей, сжигали села, уничтожали урожай. Владимир нанес крупное поражение печенегам в 992 году, в честь победы был основан город Переяславль. Однако печенежские набеги на Русь возобновились через несколько лет.

Одним из важных преобразований в деле эффективной защиты от внешних врагов стало масштабное строительство четырех линий оборонительных крепостей на расстоянии 15-20 км вдоль левого берега Днепра. Кроме того, при Владимире была разработана система светового оповещения о приближающихся врагах. Как это работало?

На высоких холмах или специально насыпанных курганах были сооружены сигнальные башни, с верхушек которых открывался хороший обзор во все стороны на многие километры. Стоит дозорному обнаружить угрозу в виде приближающегося полчища печенегов, он тут же зажигает огонь на башне. Завидев сигнал об опасности, дозорный с соседней башни проделывает ту же операцию. И так до тех пор, пока сигнал не дойдет до Киева. Благодаря этой системе, менее чем через час киевляне были в курсе, что опасность приближается.

Причины и значение принятия христианства

С правлением Владимира связано такое значимое событие, как принятие христианства в 988 году. Однако этому событию предшествовала так называемая «языческая реформа» 980 года. Разные восточнославянские племена поклонялись разным языческим богам, что служило децентрализующим фактором. Владимир решил насильно распространить на все подвластные территории культ бога-громовержца Перуна, которому поклонялся сам князь и его дружинники. Однако это предприятие потерпело фиаско, племена не отказались от местных культов. Тогда Владимир решил пойти по другому пути и принять новую веру – христианство. У этого события были свои веские причины.

Причины принятия христианства:

Во-первых, оставаться язычниками — значило добровольно изолировать себя от остального Европейского мира.

Во-вторых, христианство с единым богом соответствовало внутренней структуре княжеской власти с единым князем.

В-третьих, христианство вводило новую мораль, что способствовало развитию общества, цементировало семью и брак.

В-четвертых, принятие христианства могло способствовать развитию культуры.

В-пятых, социальное расслоение и имущественное неравенство нуждалось в обосновании и объяснении, христианство могло это сделать.

Византия также хотела видеть своим соседом христианскую Русь для того, чтобы влиять на нее политически и сократить до минимума вероятность военных конфликтов.

В 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Причиной тому были не внезапно проснувшаяся чувственность натуры Владимира, князь понимал, что удачный династический брак с византийской принцессой будет способствовать повышению авторитета Руси в Европе и Азии, а также укрепит авторитет династии внутри страны. Византийцам в тот момент очень нужна была помощь русских дружин, поэтому они согласились на брак, поставив обязательным условием — крещение Владимира. Киевский князь ответил согласием и направил свои дружины на помощь Византии.

Однако, когда опасность миновала, византийцы сделали вид, что забыли о данном Владимиру обещании — отдать ему в жены Анну, что глубоко оскорбило гордого князя. Владимир собрал в 988 г. войско и уверенно двинулся на Херсонес (Корсунь), который был центром византийских владений на Крымском полуострове. Князь осадил город. Осада длилась несколько месяцев. Закончилось все тем, что в один день с крепостной стрелы в лагерь Владимира прилетела стрела с запиской, из которой становилось ясно, как взять город в короткие сроки: достаточно было перекрыть водопровод. Стрела была направлена от имени Анастаса, священнослужителя Херсонеса.

Трубопровод был найден и перекрыт, вскоре жители города сдались и открыли ворота. Владимир отправил в Царьград гонцов, чтобы передать императору, что если Анна не прибудет в Херсонес, то Владимир пойдет с войском прямиком на Царьград. Тогда же Владимир подтвердил свое обещание принять крещение, что и сделал, находясь в Херсонесе в ожидании невесты. Вскоре прибыли корабли с несчастной принцессой.

Только через несколько лет в 988 г. Владимир предпринял первые робкие шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это был большой вызов для русского народа, особенно на Севере, где язычество, казалось, укрепилось намертво.

Владимир решил начать с Киева: сперва были уничтожены все языческие идолы, после чего жителям было объявлено о необходимости явиться утром к реке. Там все они вошли в воду и христианские священники совершили обряд массового крещения.

Началось строительство церквей. В 996 г. в Киеве был построен каменный собор Богородицы. На содержание этого храма Владимир приказал отдавать десятую часть княжеских доходов, поэтому за церковью закрепилось название «Десятинной». К сожалению, данное архитектурное не дошло до наших дней, так как было разрушено в XIII веке во времена монголо-татарского нашествия.

Одной из особенностей христианства по византийскому образцу было то, что он разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке. Римская же церковь позволяла вести богослужение исключительно на латинском языке.

Значение принятия христианства:

1. Христианство способствовало укреплению власти князя, главный постулат христианства — любая власть дана от Бога, поэтому все подданные должны беспрекословно подчиняться князю и не противиться его решениям

2. Изменилось международное положение Руси, вырос международный авторитет — Русь перестала считаться варварским государством

3. С принятием христианства русское общество обрело духовное единство, церковь стала объединяющей силой в государстве

4. На Руси появилось каменное зодчество

5. На Руси возникла иконопись

6. На Руси появилась фресковая живопись

7. На Руси появилась письменность: первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI века.

Положительный эффект от принятия новой веры несомненен. Однако нельзя сказать, что принятая религия абсолютно успешно распространилась на Руси. Существовали волхвы и язычники, не желавшие менять веру. Они убегали на окраины страны, сохраняя свои убеждения. Кроме того, низкий уровень грамотности привел к возникновения такого явления, как двоеверие – смешение элементов христианства и язычества.

Древнерусское государство в 1054-1132 гг.

На этой странице вы узнаете:
  • Непопулярные варианты, как можно назвать своих детей, чтобы это было не заезжено  
  • Кто такой Владимир и почему он Мономах?
  • “Каждый да держит отчину свою” — что за заклинание такое и как с ним разобраться? 

Правление Ярославичей

Данный период истории Киевской Руси по праву считается одним из самых сложных.

Почему?
Все потому что примерно за полвека сменилось большое количество правителей, которых все же стоит запомнить.

Непопулярные варианты, как можно назвать своих детей, чтобы это было не заезжено  

Итак, ключевыми действующими лицами в 1054-1113 гг. у нас будут:
— Изяслав Ярославич – самый старший из рассматриваемых ребят;
— Святослав Ярославич – средний брат;
— Всеволод Ярославич – младший брат;
— Святополк Изяславич – сын старшего брата, внук Ярослава Мудрого.

Нет, ну согласитесь, имена не самые популярные.

Рассмотрите предложенную схему, чтобы точно запомнить всех правителей этого времени:

Какая последовательность правления этих ребят?

  • Триумвират Ярославичей: Изяслава, Святослава и Всеволода (1054-1073);
  • Правление Святослава Ярославича (1073-1076);
  • Правление Изяслава Ярославича (1076-1078) – на этот раз единоличное;
  • Правление Всеволода Ярославича (1078-1093);
  • Правление Святополка Изяславича (1093-1113).

Выглядит сложно, но самое приятное, что событий при этих правителей было немного.

Рассмотрим ключевые события и процессы при Ярославичах:

Издание Правды Ярославичей является важнейшим моментом правления Ярославичей, поэтому более подробно о нем вы можете почитать в статье “Русская правда. Категории населения”.

Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125) и Мстислава Великого (1125 – 1132)

Владимир Мономах был активным князем еще задолго до своего киевского княжения.

Кто такой Владимир и почему он Мономах?

Владимир Мономах – это сын Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого. Также он является внуком византийского императора из рода Мономахов, поэтому на Руси получил прозвище Мономах.

В чем это выражалось?

Например, в 1097 году по его инициативе был созван Любечский съезд, главной целью которого было остановить усобицы и раздробленность.

“Каждый да держит отчину свою” — что за заклинание такое и как с ним разобраться? 

На Любечском съезде был провозглашен принцип “Каждый да держит отчину свою”. Это усилило усобицы и ускорило раздробленность. В чем суть данного принципа? Теперь каждый князь где изначально правил, там и остается. Прекратился этот невероятный круговорот князей, где сначала ты княжишь в одном городе пять лет, потом еще лет восемь в другом и тд.  

Таким образом, каждое княжество укрепляется, развивается уже самостоятельно. Раздробленность все ближе. 

Борьба с половцами.
Также Мономах осуществлял походы на половцев, известнейшим из которых является поход в степь на Шарукань, который произошел в очень удобную дату – 1111 год.

Как Мономах стал киевским князем?
Владимир Мономах был призван на киевский престол в 1113 году после антиростовщического восстания. Придя к власти, он издал Устав, в котором прописал основные моменты относительно ростовщичества, долговых расчетов и облегчения положения низших слоев общества.

Подробнее об антиростовщическом восстании и Уставе Владимира Мономаха вы можете почитать в статье “Русская правда. Категории населения”.

Мстислав Великий

После смерти Владимира Мономаха на киевский престол взошел его сын Мстислав, который был очень слабым и неактивным князем. При нем шла постоянная борьба с половцами, усобицы и государство постепенно начало распадаться.

Мстислав Великий стал последним правителем объединенной Киевской Руси, а после его смерти уже началась эпоха раздробленности.

Подробнее об эпохе раздробленности вы можете узнать в статье “Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики”.

Фактчек
  • Период 1054-1132 гг. включает в себя множество правителей, но при этом не так много событий.
  • В годы правления Ярославичей происходит относительный упадок государства, усобицы, борьба с половцами. Но при этом законодательство продолжает развиваться – была издана Правда Ярославичей.
  • Деятельность Владимира Мономаха была направлена на укрепление государства (походы против половцев, издание Устава, созыв Любечского съезда), но процессы раздробленности нарастали.
  • Мстислав Великий стал последним полноценным киевским князем.

Термины

Триумвират – совместное правление трёх детей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода, продлившееся с 1054 по 1073 гг.

Проверь себя

Задание 1.
Расставьте правителей Киевской Руси с 1076 года в хронологическом порядке:

  1. Всеволод Ярославич;
  2. Владимир Всеволодович;
  3. Изяслав Ярославич;
  4. Святополк Изяславич.

Задание 2.
Выберите событие (процесс), которое не происходило в период правления Ярославичей:

  1. Относительный упадок Киевской Руси;
  2. Постоянная борьба с печенегами;
  3. Издание новой части сборника законов;
  4. Непрекращающиеся усобицы.

Задание 3.
В результате чего Владимир Мономах был призван на киевский престол?

  1. Восстание в Киеве;
  2. Набег половцев;
  3. Издание новой части сборника законов;
  4. Смерть предыдущего правителя.

Ответы: 1. – 3142; 2. – 2; 3. – 1.

Древняя Русь – с 7 по 13 век

Автор: waytorussia (01 февраля 2015 г.)

Tweet

Русские или русы были одним из малочисленных славянских племен, но почему-то позже это название применялось к большему количеству людей, поселившихся в районе между Балтийским, Белым, Каспийским и Черным морями.

Виктор Васнецов «Три богатыря» 1898 г. — размышления о русских богатырях конца XIX века

Русы приписывали природе сверхъестественные силы, а Боги, в которых они верили, были названы в честь солнца, воды, земли..

Была очень сильная связь с землей и природой, и ее до сих пор можно увидеть в русском языке: много слов для описания лесов, полей, неба, воды и т.д.

Первое известное восточнославянское государство возникло в 862 г. по долине р. Днепр.

Князь Рюрик скандинавского происхождения основал государство со столицей в городе Киеве, поэтому страна называлась Киевской Русью.

Другими крупными городами славян были Суздаль, Чернигов, Ростов, Владимир, Новгород.

Киевская Русь вскоре объединила большую часть восточнославянских земель.

Существуют разные версии того, как Рюрик стал князем этой области.

Но общее мнение таково, что несколько племен, населявших русскую территорию от Ладожского озера (на севере) до Новгорода, находились в постоянном противостоянии и приглашали Рюрика заключить мирный договор и управлять новообразованным государством.


Этот бесплатный независимый путеводитель по России существует благодаря комиссии, которую мы получаем, когда вы заказываете эти проверенные сторонние услуги или покупаете нашу книгу. Пожалуйста, поддержите нас!

Russian Visa

Билеты на поезда

Руководство

Hotels

RINDALALS

Страхование поездок

9003

. в 16 век.

В 869 году правитель Киевской Руси князь Владимир принял христианство как господствующую религию государства.

Русь переняла христианство от Византии и с их религией мы переняли большую часть их культуры.

Некоторые историки считают, что отсутствие личной свободы, доминирование государства и безусловная власть вождей отчасти являются результатом влияния Византии.

 

К сожалению, всего два века Киевская Русь оставалась единой.

Правящий род быстро рос, и каждый князь хотел захватить свою часть земли.

Более того, областные центры стали достаточно могущественными, чтобы претендовать на независимость от Киева.

Итак, окончательно Киевская Русь превратилась в массу независимых и агрессивных княжеств.

Самыми сильными были Владимирское княжество, Галичина и Новгородская республика.
 

Читайте также:

  • Сталинские высотки
  • Причины поехать в Россию
  • Туры в Россию

 

Комментарии, вопросы, отзывы?

Твит

 

 

 

Последние статьи:


История русского права – с древнейших времен до Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.

Автор возглавлял кафедру восточноевропейского права и русистики Лейденского университета до выхода на пенсию в 1998 г. Среди его многочисленных работ по советскому и российскому праву — Право в средневековой России (Brill, 2009).

«Рецензируемая книга является кульминацией многолетнего изучения сводов законов от эпохи Киевской Руси до 1649 г.Уложение. Это не монография с всеобъемлющей аргументацией; Цель Фельдбрюгге более описательная и историографическая. [..] В этой книге много ценной информации. Он анализирует все источники светского и церковного права за эти столетия и всесторонне охватывает социальные структуры, модели землевладения, развитие городов и судебные инстанции. Это может быть хорошим ресурсом для изучения права Киевской Руси, эпохи раздробленности и Московской Руси.» — Нэнси С. Коллманн,

Стэнфордский университет
«…[I]впечатляющая, профессиональная и глубокая… Книга представляет большую ценность для исследователей и для тех, кто делает это своим первым знакомством со средневековым русским правом. Способность автора отразить «национальный дух» русских, почувствовать и донести до международного читателя «заведомо хитрый» русский язык, а также изобразить исторические изменения, отраженные в законе, заслуживает восхищения и стоит иметь в виду в современном правовом ландшафте и мировом интеллектуальном климате». — Сергей Ю. Марочкина, Тюменский университет ; Олег Ю. Винниченко, Тюменский университет и Рачева Светлана Сергеевна, Тюменский университет

Предисловие
Список сокращений
Список карт

Часть 1: Средневековье (до 1497 г.)

1 Общее введение
 Периодизация
 Определение закона
 Организация этой работы
 Всеобщая история и история права
 Средневековый закон
 Очерк «конституционной» истории России эпохи независимых княжеств
 Государство и право в эпоху независимых княжеств

Раздел 1: Источники
2 Источники
 Концепция источников
 Хроники
 Кормчие
Мерило Праведное
Книги Законные
 Архивы
 Иностранные источники по предыстории российского права
 Публикация текстов, литературы, библиографии
3 The Treaties with Byzantium: The Zakon Russkii
 The Treaties with Byzantium
 The Treaty of 907
 The Treaty of 911
 The Treaty of 944
 The Treaty of 971

 The Zakon Russkii
4 The Русская правда или Российское право
 История изучения Русская правда
 Различные версии Russkaia Pravda
 The Division of the Russkaia Pravda into Articles
 The Short Pravda: Introduction
 The Short Pravda: The Pravda of Iaroslav
 The Sources of Iaroslav’s Pravda
 The Pravda of Iaroslav’s Sons
 The Final Compilation of the Short Pravda
5 Русская Правда : Расширенная Правда
 Расширенная Правда: Введение
 Кодикология Расширенной Правды
 Состав Расширенной Правды
 Соотношение между Краткой Правдой и Расширенной Правдой
 Статут Владимира Всеволодовича Мономаха
 Последнее Сложение Расширенной Правды
 Иностранные источники для Русская Правда ?
 Сокращенный вариант Русская Правда
6 Княжеские Уставы
 Введение
 Церковный Устав св. 0077 Завещание Всеволода Мстиславича ( Рукопизани )
Статут Свиатослав Ол’Гович из 1137
Смоленски Тексты XV в.
7 Договоры
 Общие
 Договоры: Внутрироссийские договоры
 Договоры с иностранными державами
 Избранные примеры и особые категории
 Договор 1229 годамежду Мстиславом Давыдовичем Смоленским и Рижским и Готским берегом
  Договор между «Неизвестным князем» Смоленским и Рижским и Готским берегом
  Договор 1269 года между Новгородом и Ганзейским союзом
  Новгородско-Тверские договоры
  Мирный договор 1318 между Москвой и Новгородом и Тверью
8 Городские и Губернские Уставы
 Устав Двинской земли
 Устав Псковский
 Устав Новгородский
 Закон Ярослава о мостах
 Уставы Белоозёрские
 Митрополичья Правосудие
9 Уложение ( Судебник
) Ивана III от 1497

 Убийственный закон Василия II Слепой
 Кодекс Ивана III : Введение и историография
 Нумерация статей Уложения
 Содержание Уложения
 Общие исторические предпосылки и характер Уложения
 Источники Уложения 1497 г. 7
10 Foreign Laws
 The Impact of Byzantine Law
 The Court Law for the People ( Zakon Sudnyi liudem )
 The Skra of Novgorod
 The Iasa of Chingis-Khan and Влияние монголо-татарского правления на российское право
 Правовая среда средневекового русского права
 Брюки Рюриковичей как показатель политических и культурных контактов
11 Незаконодательные (ненормативные) правовые Источники: Gramoty
 Introduction
 Sources and Historiography before 1917
 Sources and Historiography after 1917
 Classification of Documents
 Alphabetical Dictionary of Gramoty
 Documents and Collections Other Than Gramoty
Pistsóvye and razriadnye knigi
 Novgorod Берестяные грамоты
Ярлыки татарских ханов
Раздел 2: Закон
12 Подготовка сцены: территория и племена в ранней Киевской Руси
 Физический этап ранней русской истории
 Восточнославянские племена в X веке
 Многонациональное прошлое России в древности
 Возникновение и первое расширение древнерусского государства
 Династия Рюриковичей
 Социально-экономическая природа Киевской Руси: Дебаты о феодализме
 Вопрос викингов
 Дань и межплеменные отношения в ранней Киевской Руси
 Территория: Постскриптум
13 Князь в средневековой России
 Введение
 Отношения между князьями: наследство и договоры – вводные замечания
 Викингское происхождение дома Рюрика Наследство
 Великое княжеское достоинство
 Взаимоотношения между князьями: завещания и договоры
 Княжеское правление: наследство, народное согласие, монголо-татарская валидация
 Должность и функции князя
 Княжеский двор и чиновники в киевские времена
14 Княжеское правительство
 Княжеское правительство
 Расширение княжеского управления в последующие века
 Внешние связи: дипломатия и война
15 Города
 Введение
 Происхождение русских городов
 Городская управа и Вече в частности
 Внешние сношения: договоры с князьями и иностранными державами
 Городское население
 Правовые основы городского хозяйства
16 Новгород и Псков
я Великий Новгород
II Псков
III Заметка о Вятке-Хлынове
17 Западная Россия
 Историческое введение
 Право Литовского княжества и Речи Посполитой
18 Сельская Россия
 Землевладение и землевладение
 Крупное землевладение – феодализм?
Принцы в качестве землевладельцев
Бояр и другие землевладельцы
Земля, поземленные церковью и монастырями
Крестьян
Крестьянские земли
Крестьянское население в последующих веках
Труды, касающиеся земли
Местное самоуправление
19 Индивидуальные и семейство
777777 г. Физическое лицо
 Юридические классы
 Человек как член семьи
20 Человек в качестве юридического актера
Контракты
Деликты
Владение
21 Церковные и монастыри
Церковь и штат
Организация церкви
Церковные юрисдикции
Другие источники дохода церкви
Monasteries
777777777777777 годы

22 Суды и правосудие
 Введение
 Светские и церковные суды
 Процесс в Русская правда
 Процесс в Новгороде и Пскове
Доказательства
Уголовное право
Судебные сборы и связанные с ними платежи

Часть 2: Масковика (до 1649 г.)

23 Введение
Закон о Княшме Маскавика
Реформы Ивана Ивана.

IV

Раздел 1: Источники
24 Код ( Судебник ) Ивана IV of 1550
 Введение и историография
 Общая историческая справка и характер Кодекса
 The Contents of the Code of 1550
 In Conclusion
25 The Stoglav
 Legal Relevance of the Stoglav
 The Enactment of the Stoglav
 The Contents of the Stoglav
26 The Codes 1589 г. и 1606–1607 гг.
 Уложение 1589 г.: введение
 Содержание краткой и расширенной редакций
 Взаимосвязь между двумя редакциями, характером и источниками Кодекса 1589 г.
 Сводный свод 1606–1607 гг.
 Уставная книга Департамента дорог
 Уставные книги Земельного отдела
28 Постановления Земского собрания ( Земский собор )
 Постановления от 15 4 января 20 июля 1581 и 80077 Резолюция от 9 марта 1607 г.
Резолюция 30 июня 1611 г.
29 Кодекс Совета ( Sobornoe Ulozhenie ) из Aleksei Mikhailovich 1649
Исторический фон
.
 Продолжение: Новеллы или Новоуказные статьи
Раздел 2: Закон
30 Царь
 Царский Титул
 Самодержавие и публичное право
 Наследие
 Царский суд
31 Царское правительство
 Боярская дума?
 In Conclusion
 The Land Assembly ( Zemskii Sobor )
 The Administration
 Lower Officials
 Taxation
 The Army
32 Territory and Population
 The Growth of the Principality of Moscow
 Muscovy and Western Russia
33 Local Government
Кормление как основа традиционной системы
 Реформы Ивана

IV

 Упразднение Кормление
 Воеводы
34 Уголовное право и процесс
 Введение
 Уголовное право в кодексах Ивана Ивановича

III

(1497) и Иван

IV

(1550)
Губа и Земельные Уставы
 Уголовное право в Соборном Уложении ( Соборное Уложение ) от 1649
 Уголовное право и Церковь; Преступления против нравственности
 Уголовный процесс
35 Гражданское право: Лица
Правовой статус человека: мужчины и женщины
Классы юридического лета Церковные люди
 Горожане Москвы и других мест
 Купцы
 Крестьяне
 Рабство
 Иностранцы
 Юридические лица
36 Гражданское право: Собственность и обязанности помещика

077 Обязательства
37 Гражданское право: Семейное право и преемственность
Источники
Семья
Брак
Отношения между супругами
Распад брака
Родители и дети
Унаследование и преемственность
38 судов и правосудие; Гражданский процесс
 Суды в период после Судебник Ивана

III

от 1497
 Суды в Соборном Уложении ( Соборное Уложение ) царя Алексея 1649 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *