Правление константина в риме: Правление Константина Великого (306–337 гг.). История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Содержание

Правление Константина Великого (306–337 гг.). История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Правление Константина Великого (306–337 гг.)

Вскоре после отречения Диоклетиана между его наследниками разгорелась борьба за власть (306–324 гг.). В июле 306 г. в Эбораке умер 56-летний Констанций I Хлор, и его легионы провозгласили цезарем сына Констанция, 20-летнего Гая Флавия Валерия Константина (306–337 гг.). Вместо Констанция Галерий назначил августом Севера и скрепя сердце признал цезарем Константина. В конце октября 306 г. власть в Риме захватил Максенций, сын Максимиана Геркулия: сначала он объявил себя цезарем, а в следующем году – августом. Вскоре к власти вернулся и сам 66-летний Максимиан. Он заключил союз с Константином, выдал за него свою дочь и признал его августом. Так в 307 г. в империи оказалось сразу 5 августов.

Потерпев поражение в борьбе с Максенцием и Максимианом, в апреле 307 г. погиб Север. В ноябре 308 г. Галерий объявил августом Валерия Лициния, а в 309 г.  – Максимина Дазу. Вскоре столь же неуемный в своем властолюбии, сколь и вероломный Максимиан, рассорившийся с сыном и предавший зятя, потерпел полное поражение и погиб (310 г.). В мае 311 г. в Никомедии умер самый активный враг христиан Галерий. Перед смертью он издал эдикт о веротерпимости, в котором покаялся за 8-летнее преследование христиан. Преемником Галерия на Востоке стал Лициний. В 312 г. Константин во главе своей галльской армии вторгся в Италию и наголову разгромил войска Максенция в сражении у Вероны. В конце октября того же года в битве у Мульвийского моста Максенций был окончательно побежден и погиб. Константин вступил в Рим и, казнив двух сыновей Максенция, объявил всеобщую амнистию, чем снискал расположение римлян.

Летом 313 г. в борьбе с Лицинием погиб Максимин Даза. Все восточные провинции оказались под властью Лициния. В том же году Константин и Лициний издали т. н. Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором признавалось равноправие христианства со всеми остальными религиями.

Конфискованное у христианских общин имущество подлежало возврату или компенсации. Константин и Лициний поделили империю: первому достался Запад, второму – Восток. В 314 г. между ними произошел конфликт, за которым последовал передел владений: потерпевший поражение Лициний отдал Константину Балканский полуостров (за исключением Фракии). Мир продержался около 10 лет. В 324 г. между Константином и Лицинием началась война из-за спорной Фракии. В сентябре того же года Лициний потерпел полное поражение, капитулировал и спустя несколько месяцев был убит по приказу Константина. Последний стал единоличным властителем империи (324–337 гг.).

Политический курс Константина стал прямым продолжением политики Диоклетиана. В 314 г. он провел новую денежную реформу. В обращение на Западе империи (с 324 г. и на Востоке) была введена новая золотая монета – солид (чеканился из расчета 72 монеты на фунт). Кроме солида, в провинциях имели хождение разменные серебряные денарии. Нововведение дало возможность стабилизировать финансовую систему и несколько оживить рынок.

При Константине продолжался начавшийся при Диоклетиане процесс прикрепления к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Обязанности куриалов, материально ответственных за налоговые поступления с горожан, являлись пожизненными и наследственными. Ряды разорявшихся куриалов в принудительном порядке пополнялись состоятельными людьми. Членство в ремесленных коллегиях также стало наследственным. В частности, закрепощению подверглись объединения ремесленников, обслуживавших императорские мастерские. В отношении несения повинностей члены корпораций были связаны круговой порукой. Прикрепление к земле колонов получило свое юридическое оформление в конституции Константина «О беглых колонах» (332 г.), где впервые было зафиксировано принудительное возвращение беглых колонов к месту жительства. Число колонов увеличивалось за счет захваченных в плен варваров. Непосильный налоговый гнет и злоупотребления имперских чиновников вызвали к жизни такой юридический институт, как патроциний.

Крестьяне, ремесленники и куриалы добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами. Свою прежнюю земельную собственность они получали уже на правах прекарного (условного) владения. Взамен магнаты обеспечивали своим колонам защиту от притеснений властей.

Константин продолжил военную реформу Диоклетиана. Он распустил преторианские когорты (312 г.), а из состава маневренных войск выделил привилегированные дворцовые части, расквартированные в Риме и резиденциях императора. Армия пополнялась отрядами варваров, которые за свою службу получали римское гражданство, а с ним и возможность сделать карьеру в военно-бюрократических структурах Поздней империи. Постепенно военная профессия тоже стала наследственной. Время Константина (если не учитывать кровавую борьбу за власть) было относительно спокойным: при нем велись лишь незначительные пограничные войны (в частности, на Дунае).

При Константине территория империи была поделена на 4 крупных административных округа – префектуры во главе с префектами претория. Военное командование находилось в руках 4 военных магистров. Префекты претория и военные магистры назначались императором. Сохранилось прежнее административное деление на провинции и диоцезы. Громоздкая военно-бюрократическая система была основана на принципе строгой иерархии и подчинении низших управленцев высшим по рангу. Все чины верхнего эшелона административного аппарата подразделялись на 6 категорий: «благороднейшие», «сиятельные», «почтеннейшие», «светлейшие», «совершеннейшие» и «выдающиеся» (низший ранг). Их обладатели рассматривались как личные слуги императора (comites, domestici). Дворцовые должности, связанные с обслуживанием «священной особы» императора, считались высшими в империи (начальник «священного ложа», конюший, хранитель «священной одежды», начальник главной канцелярии и т. д.).

В области религиозной политики Константин проводил принципиально иной курс, нежели Диоклетиан. Он увидел в христианском вероучении и церковной организации потенциальную опору абсолютной власти императора. Будучи трезвомыслящим и прагматичным политиком, он прекрасно осознавал бесперспективность политики гонений. Сам Константин, как и его отец, изначально имел среди христиан репутацию властителя, вполне лояльного по отношению к христианству. Поэтому издание в 313 г. Медиоланского эдикта явилось вполне логичным и политически оправданным шагом (что касается его коллеги Лициния, то его отношение к христианам не отличалось последовательностью: в 320 г. он снова подверг их преследованиям). Еще раньше Константин освободил христианский клир от всех личных повинностей в пользу государства. Эдикт 315 г. гарантировал христианам свободное проведение молитвенных собраний. Христианам вернули гражданские права, отнятые у них при Диоклетиане и Галерии. Сам Константин оставался язычником (он крестился лишь накануне смерти). Тем не менее он закрыл некоторые языческие храмы, упразднил ряд жреческих должностей и конфисковал часть храмовых ценностей.

Между тем саму церковь сотрясали конфессиональные споры. Появились такие массовые ереси, как донатизм и арианство (последнее вскоре широко распространилось по империи). В интересах императора было не допустить церковного раскола, поэтому он неизменно выступал на стороне ортодоксального епископата и жестоко преследовал еретиков. Чтобы покончить с разногласиями, Константин созвал всех епископов Востока и Запада на I Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в малоазийском городе Никее. На соборе под давлением императора большинство епископов (около 300 человек) осудило арианство. Тогда же был принят первый Символ веры. Правда, спустя несколько лет Константин стал склоняться к арианству и в 337 г., находясь на смертном одре, принял крещение из рук епископа-арианина Евсевия Никомедийского. Тем не менее заслуги Константина перед церковью были настолько весомы, что после смерти императора клир почтил его именем «Великого» и канонизацией (хотя этот вероломный и жестокий деспот убил старшего сына и племянника, казнил жену и совершил множество других преступлений).

В 330 г. Константин торжественно перенес столицу империи в Константинополь (Новый Рим), стоявший на европейском берегу Боспора Фракийского на месте древнегреческого города Византия. На строительство и украшение Константинополя были израсходованы колоссальные средства. В городе, окруженном мощными укреплениями (т. н. «стена Константина»), были построены дворцы, стадион, ипподром, термы и библиотеки. Из Рима в новую столицу вывезли огромное количество статуй. Перенесение столицы на Восток имело символическое значение: произошел полный и окончательный разрыв с традициями «республиканской монархии». Отныне император больше не являлся «первым среди равных». Он был абсолютным монархом, перед которым подданные подобострастно простирались ниц, как перед каким-нибудь восточным деспотом. Диоклетиан и Константин носили диадему и роскошные, усыпанные драгоценными камнями одежды. При дворе был введен строгий церемониал с поклонами и целованием рук и ног властителя.

Последние годы жизни Константин провел на Востоке.

Он умер в мае 337 г. на 52-м году жизни в предместье Никомедии и был по традиции обожествлен. При нем завершилось оформление системы домината, которая базировалась на трех мощных опорах: реформированной армии, пронизанном стройной иерархией бюрократическом аппарате и быстро набиравшей авторитет и влияние христианской церковной организации. Потенциал, заложенный в недрах этой системы, не только продлил на несколько десятилетий существование Римской империи, но и лег в основу тысячелетней византийской государственности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Самодержавное правление Константина

Самодержавное правление Константина 1. Двадцатого декабря третьего индикта года 6454[1] остался его зять Константин единодержавным правителем.

Он сразу возвел Варду, сына Фоки, в сан магистра и как человека, в течение долгого времени не раз выказывавшего мужество в войнах,

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор. Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века

Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века После смерти Константина его три сына Константин, Констанций и Констант, приняли каждый титул августа и разделили между собой власть в империи. Вскоре между тремя правителями вспыхнула борьба, в

2.3. ПУШКИ = «ЗНАКИ КРЕСТА» В ВОЙСКЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО

2.3. ПУШКИ = «ЗНАКИ КРЕСТА» В ВОЙСКЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО ЧТО ТАКОЕ ЗНАМЕНИТЫЙ ЛАБАРУМ?Обратимся теперь снова к «древне»-римской истории. Одним из знаменитых ее событий является явление Креста императору Константину Великому перед его сражением с Максенцием. Летописи

5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО = ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО = ДМИТРИЯ ДОНСКОГО «В битве у Мильвийского моста победило христианство. Эта победа знаменовала начало новой эры в истории человечества» [26], с. 94.Старинные источники единогласно подчеркивают роль победы Константина = хана

Оформление системы домината. Правление Диоклетиана и Константина

Оформление системы домината. Правление Диоклетиана и Константина Тенденции установления деспотических режимов, наметившиеся в III веке, окончательно оформились при императоре Диоклетиане, правившем с 284 по 305 гг. Он был родом из Далмации и являлся сыном

Век Константина Великого. От второй тетрархии к единоличной власти Константина Великого

Век Константина Великого. От второй тетрархии к единоличной власти Константина Великого Как и у большинства солдатских императоров, так и у Константина Великого начало жизни покрыто мраком неизвестности. На основании целого ряда заключений можно только предполагать,

Монументальные постройки Константина Великого в Иерусалиме

Монументальные постройки Константина Великого в Иерусалиме Вслед за признанием христианства официальной государственной религией правительство Константина принялось за обширную строительную деятельность в области культовых зданий нового типа. Особенно важны

19. Елена – мать Константина Великого.

19. Елена – мать Константина Великого. 20. Речь идет о первом христианском царе Армении Трдате III (298 – 330 гг.), который, будучи язычником, жестоко расправился с прибывшими в его страну христианскими миссионерками. Отправление Рипсиме и ее подруг из империи армянские

I. Обращение к христианство Константина Великого[2]

I. Обращение к христианство Константина Великого[2]  В деле установления новых отношений между этими новыми союзниками многое зависело от личных воззрений первого христианского императора, от мотивов, которыми он руководствовался в усвоении христианства, от

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей.

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей. В чем же выразились фактически эти отношения между церковью и государством в первое царствование христианского императора? Признавало ли государство за церковью право на существование ее, как

Римская империя накануне правления императора Константина Великого

Система четверовластия, введенная Диоклитианом ( годы правления: 244 – 305 ) имела своею целью облегчить дело управления многочисленными провинциями римской империи и теснее связать во едино ее части, стремившиеся к обособлению. Четыре императора, удостаиваемые императорского достоинства через усыновление младшего старшим, должны были работать для общего блага каждый на своем месте, будучи связаны между собою единством законодательства, в области которого они могли действовать только с общего согласия.

Но время показало несостоятельность этой системы, а именно: между императорами появилось соперничество, переходившее иногда в гибельное для государства междоусобие, как это было в Италии.

Константин Великий отлично понимал, как непрочно государственное здание, построенное Диоклитианом. Его наблюдения над государственною жизнью, в связи с объявленною ему Максенцием (одним из четырех со-правителей Римской империи) войною, привели его к убеждению, что спасти государство от распада может не четверовластие, а единовластие, единодержавие. К этому он решил идти твердо и неуклонно.

Приняв вызов Максенция, он вступил на путь, который должен был в корне изменить течение политической жизни греко-римской империи.

С другой стороны, Константин Великий глубже, чем Галерий в 311 г. и чем кто бы то ни было из государственных мужей его времени, сознавал всю несправедливость правительственных мер против христианства, ясно видел религиозную несостоятельность язычества и, как человек с гениальною предусмотрительностью, возымел решительную мысль создать единую империю на основе религии христианской.

Исповедуя единобожие по примеру своего отца, он весьма близок был к христианству и легко мог стать христианином по своим религиозным убеждениям; требовалось только особое стечение обстоятельств, чтобы он вышел из состояния нерешительности. Это и случилось во время войны с Максенцием, когда Бог дивным образом явил ему Свою благодатную помощь.

Историк Евсевий со слов самого Константина Великого рассказывает, что царь пред решительной битвой с Максенцием недоумевал, какого бога призвать к себе на помощь.

Тогда пришло ему на ум, что все гонители христианства были несчастны; один Констанций, его отец, благоволивший к христианам, был счастлив. Он стал тогда размышлять о Боге христианском. И вот однажды после полудня, когда солнце уже начало склоняться к западу, Константин собственными глазами узрел сложившееся из света и лежавшее выше солнца (или над солнцем) знамение креста с надписью: «сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско.

Константин, однако же, находился в недоумении и говорил сам себе: что значило бы такое явление? Но пока он размышлял об этом, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с показанным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, показанному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин не сомневался более в том, что он должен выступить под знаменем Креста Христова. «Он сделал, что было ему приказано, и изобразил на щитах своих букву X, означающую имя Иисуса Христа. Войска его, подкрепленные сим небесным знаменем, приготовились к сражению», — пишет историк Лактанций, ( Фирмиан Луций Цецилий Лактанций родился в языческой семье в середине III в. и получил классическое образование. Долгое время Лактанций npеподавал латинскую риторику сначала в Никомедии (резиденции императора Диоклетиана — ярого гонителя христиан), а потом при дворе Констанция Хлора в Трире. Волею судеб Лактанций сделался свидетелем событий, происшедших в Римской империи начала IV в., и преследований христиан, потрясших церковь в этот период. Неоценима роль Лактанция как христианского историка, описавшего то, что он сам видел и пережил: отречение Диоклетиана, гражданскую войну и торжество в ней Константина Великого, а во всей Римской империи — торжество исторического христианства), — последнему и решительному. Оно произошло под стенами Рима, на берегу реки Тибр, у так называемого Мильвийского моста, 28 октября 312 года.

Максенций был разбит и утонул в Тибре, а войско его разсеяно. Константин торжественно вошел в Рим, где был принят с великим почетом сенатом и народом, увидевшим в победе Константина нечто поразительное, чудесное.

В честь победы в Риме была возведена Триумфальная арка, которая носит название Арка Константина.

Победитель, как бы отвечая на недоумения современников о том, какою силою он мог одолеть римское войско, велел начертать на одном из памятников в его честь такие слова: «Этим спасительным знаменем, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и, по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу прежний блеск и знаменитость»,- пишет историк Евсевий. (Евсе́вий Кесари́йский: годы жизни 263—340. Евсевий Кесарийский считается «отцом» церковной истории.)

Ставший единодержавным на западе после победы над Максенцием, и таким образом осуществивший часть своей политической программы, Константин Великий, говорящий и действующий уже как христианин, без всякого колебания и с полною решительностью приступает к выполнению своих религиозных предначертаний. Он привлекает к этому делу и правителя восточной половины империи Ликиния, за которого выдает замуж свою сестру. В городе Медиолане ( ныне Милан ) — в 313 году Константин и Ликиний и обнародовали т. н. Миланский эдикт.

Итак, к этому величайшему религиозному акту Константин Великий приведен был прежде всего и главным образом своим высоким религиозным настроением, глубоким сознанием несправедливости прежних гонений на христиан, искренним убеждением в истинности христианской веры и глубоким чувством благодарности к Богу, столь дивно явившему ему спасительное знамя креста и даровавшему победу над тираном Максенцием.

Какое же значение имеет Миланский эдикт в истории нашей христианской веры?

Этим эдиктом прежде всего полагается конец гонениям на христиан. Константин Великий был настолько озабочен прекращением гонений, что неоднократно говорит в эдикте о даруемой христианам полной свободе в отправлении своей религии, своего богослужения. После трехвековой борьбы с христианством римское правительство впервые признало за ним право на свободное существование; оно торжественно отказалось от того ложного своего взгляда, что христианская вера есть религия недозволенная — недозволенная потому, что она не принадлежит никакому в отдельности народу и, следовательно, не может быть прикреплена ни к какой местности, ни к какой территории.

Константин Великий усмотрел своим гениальным умом всю ложь такого языческого воззрения на религию и своим Миланским эдиктом наметил для греко-римского законодательства о религии иные принципы.

Он объявил, что истина на стороне христианства, которое хочет быть всемирною религией, потому что истинная религия только всемирной и может быть.

Он дает христианству свободу полную и совершенную. Он обезпечивает христианству право на безпрепятственное распространение в мире. «Мы дозволяем, — говорит он, — христианам и всякого рода людям последовать той религии, какую иметь пожелают… не взирая на все указания, изданные доселе против христиан, желаем, чтобы ты дозволил им отправление своей религии без малейшего вмешательства».

Это — величайшее благо для человечества, ибо христианство , начина с этих пор, стало свободно распространяться и в течение одного столетия совершенно изгнало из мира тьму язычества.

Эдикт 313 года не только дарует христианству свободу существования и распространения, но объявляет его религией исключительной, имеющей право на особенное внимание законодательства и правительственной власти.

Константин Великий делает в Эдикте подробные распоряжения об отнятых у христиан во время гонений владениях и имуществе: они должны быть возвращены им без всякого вознаграждения с их стороны, а «те, которые им возвратят их без получения платы, должны ожидать ее от наших (царских) щедрот». Т.о. принимая на себя расходы по восстановлению имущественных прав христиан, правительство через это объявляет веру христианскую государственною религией и таким образом производит коренное изменение в своей религиозной политике.

Правда, в Миланском эдикте есть выражения, на основании которых иной может подумать, что Константин Великий не выделяет христианство из ряда других религий, а только уравнивает его в правах с ними. Таково, например: «дозволяем каждому исповедовать то богослужение, к какому кто имеет склонность». Св. Константин Великий здесь является лишь выразителем высокого христианского начала терпимости, которую настойчиво проповедовали язычникам христианские апологеты (защитники веры) первых веков, и которую теперь торжествующее христианство, в лице Константина, применяет к побежденному язычеству.

Миланский эдикт не об уравнении религий заботится, а о возвеличении христианства: за это говорит общий дух его. Он написан человеком, несомненно, христианской веры и в каждом положении своем обличает любовь законодателя к этой вере, желание выразить ей побольше почтения.

Кроме того Константин Великий своим Миланским эдиктом объявил Церковь учреждением, имеющим право на особенное покровительство государства. Защиту интересов Церкви он возложил на себя или — вернее — на государство, которое в ближайшую очередь должно вознаградить лиц, возвративших Церкви ее имущество. Для будущего времени это имело громадное значение. Это означало, что государство хочет работать вместе с Церковью над осуществлением ее великих задач в мире, хочет помогать ей своими средствами. Это было началом того союза между Церковью и государством, который закреплен был последующею церковною деятельностью Константина Великого, и который проходит через всю дальнейшую историю христианства и христианских народов.

(Напечатано по изданию: Священник Н. Гроссу, профессор Императорской Киевской духовной Академии. 1600-летие Миланскаго эдикта св. равноапостольнаго Константина Великаго о свободе христианской веры (313-1913). — Издание Киевскаго Православнаго Религиозно-Просветительнаго Общества. — Киев: Типография Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве», 1913. — 21 с. )

Главная / Константино-Еленинский женский монастырь / Жизнь монастыря / Жития святых отцов-покровителей монастыря / Римская империя накануне правления императора Константина Великого

Древний Рим | История, правительство, религия, карты и факты

Римский Форум

Смотреть все СМИ

Дата:
753 г. до н.э. — г. ок. 500
Основные события:
Пунические войны Битва при Фарсале Битва при Заме Битва при Алезии Битва при Каннах
Ключевые люди:
Юлий Цезарь Август Марк Туллий Цицерон Помпей Великий Диоклетиан
Похожие темы:
римское право Сенат акведук цивитас jus latii
Похожие места:
Италия Римская империя древний Египет Помпеи Петра

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кто был первым королем Древнего Рима?

Согласно преданию, Ромул был первым царем Рима. Его легендарное правление было наполнено делами, ожидаемыми от основателя древнего города и сына бога войны. Таким образом, он был описан как создатель первых политических, военных и социальных институтов Рима и как ведущий войну против соседних государств. Также считалось, что Ромул какое-то время делил свою королевскую власть с сабинянином по имени Тит Татиус. Это может быть имя подлинного правителя раннего Рима, возможно, первого настоящего короля Рима; однако ничего не было известно о нем в более поздние века, и поэтому его правление было объединено с правлением Ромула.

Какие два основных социальных уклада существовали в Древнем Риме?

Двумя основными общественными порядками в Древнем Риме были патриции и плебеи. Эти двое находились в политической борьбе, продолжавшейся более 200 лет. В начале предполагалось, что патриции обладают монополией на власть, в то время как плебеи не имели ничего, кроме права голоса в собраниях. Однако считалось, что в ходе борьбы плебеи постепенно добились уступок от патрициев путем политической агитации и противостояния и в конце концов достигли с ними юридического равенства.

Какие два собрания были в Римской республике?

Двумя ассамблеями Римской республики были центуриатная ассамблея (comitia centuriata), которая носила военный характер и состояла из голосующих групп, называемых центуриями (военными единицами), и племенная ассамблея (comitia tributa), невоенная гражданская ассамблея. Племенное собрание собиралось в городе и было более демократичным по своей организации.

Что такое Пунические войны?

Серия войн между Римом и Карфагеном известна как Пунические войны. Первая Пуническая война (Первая карфагенская война) велась с 264 по 241 г. до н.э., Вторая Пуническая война (Вторая карфагенская война) велась с 218 по 201 г. до н.э., а Третья Пуническая война (Третья карфагенская война) велась с 149 г. до н.э.–146 г. до н.э.

Кто был первым римским императором?

Август, также известный как Август Цезарь, был первым римским императором после республики, которая была окончательно разрушена диктатурой Юлия Цезаря. Его автократический режим известен как принципат, потому что он был принцепсом, первым гражданином, стоявшим во главе того множества внешне возрожденных республиканских институтов, которые только и делали его автократию приемлемой. С безграничным терпением, умением и эффективностью он перестроил все аспекты римской жизни и принес прочный мир и процветание в греко-римский мир.

Древний Рим , государство с центром в городе Риме. В этой статье рассматривается период от основания города и царственный период, начавшийся в 753 г. до н. э., через события, приведшие к основанию республики в 509 г. до н. э., установлению империи в 27 г. до н. э. и окончательному затмению Западная империя в 5 веке нашей эры. Чтобы узнать о более поздних событиях Восточной империи, см. Византийская империя .

Рим должен считаться одной из самых успешных имперских держав в истории. В течение столетий Рим вырос из маленького городка на реке Тибр в центральной Италии в огромную империю, которая в конечном счете охватила Англию, всю континентальную Европу к западу от Рейна и югу от Дуная, большую часть Азии к западу от Евфрата, северную Африки и островов Средиземноморья. В отличие от греков, которые преуспели в интеллектуальной и художественной деятельности, римляне достигли величия в своих военных, политических и социальных институтах. Римское общество во времена республики руководствовалось сильным военным духом. Хотя это помогает объяснить непрекращающиеся войны, это не объясняет успеха Рима как имперской державы. В отличие от греческих городов-государств, исключавших иностранцев и подчинявших народы участию в политической жизни, Рим с самого начала включал покоренные народы в свою социальную и политическую систему. Союзники и подданные, принявшие римские обычаи, в конечном итоге получили римское гражданство. Во времена принципата (см. ниже) места в Сенате и даже на императорском престоле занимали лица из Средиземноморского царства за пределами Италии. Длительные последствия римского правления в Европе можно увидеть в географическом распространении романских языков (итальянского, французского, испанского, португальского и румынского), которые произошли от латыни, языка римлян. Западный алфавит из 26 букв и календарь из 12 месяцев и 365,25 дней — это лишь два простых примера культурного наследия, завещанного Римом западной цивилизации.

Рим от его возникновения до 264 г. до н.э.

Ранний Рим до 509 г. до н.э.

Знаете ли вы ЭТО о Римской империи?

Посмотреть все видео к этой статье

Когда Италия вышла на свет истории около 700 г. до н.э., она уже была населена разными народами разных культур и языков. Большинство аборигенов страны жили в деревнях или небольших городках, поддерживали себя сельским хозяйством или животноводством (Италия означает «Земля телят») и говорили на италийском диалекте, принадлежащем к индоевропейской семье языков. Осканский и умбрийский были близкородственными италийскими диалектами, на которых говорили жители Апеннин. Два других италийских диалекта, латинский и венетический, также были тесно связаны друг с другом, и на них говорили, соответственно, латиняне Лациума (равнина западно-центральной Италии) и жители северо-востока Италии (недалеко от современной Венеции). Япиги и мессапии населяли юго-восточное побережье. Их язык напоминал речь иллирийцев по ту сторону Адриатики. В V в. до н.э. долина реки По в северной Италии (Цизальпийская Галлия) была занята галльскими племенами, говорившими на кельтском языке и мигрировавшими через Альпы из континентальной Европы. Этруски были первым высокоцивилизованным народом Италии и единственными жителями, не говорившими на индоевропейском языке. К 700 г. до н. э. вдоль южного побережья было основано несколько греческих колоний. И греки, и финикийцы активно вели торговлю с итальянскими аборигенами.

Современный исторический анализ быстро показывает, как раннее развитие Рима происходило в мультикультурной среде и находилось под особым влиянием высших цивилизаций этрусков на севере и греков на юге. Римская религия была обязана верованиям и обычаям этрусков. Римляне заимствовали и адаптировали алфавит у этрусков, которые, в свою очередь, заимствовали и адаптировали его у греческих колоний в Италии. Высшие должностные лица Римской республики заимствовали свои знаки отличия от этрусков: курульное кресло, тога с пурпурной каймой ( toga praetexta ) и пучок стержней ( фасции ). Гладиаторские бои и военный триумф (см. ниже) были другими обычаями, заимствованными у этрусков. Рим находился в 12 милях от моря на реке Тибр, границе между Лацио и Этрурией. Поскольку это место управляло удобной переправой через реку и лежало на сухопутном пути от Апеннин к морю, оно стало местом встречи трех разных народов: латинян, этрусков и сабинян. Несмотря на латынь в речи и культуре, римское население должно было быть несколько разнообразным с самых ранних времен, и это обстоятельство может помочь объяснить открытость римского общества в исторические времена.

Исторические источники о раннем Риме

Царственный период (753–509 гг. до н. э.) и ранняя республика (509–280 гг. до н. э.) являются наиболее плохо задокументированными периодами римской истории, поскольку исторические отчеты о Риме были написаны намного позже. Греческие историки не обращали серьезного внимания на Рим до Пирровой войны (280–275 гг. до н. э.), когда Рим заканчивал завоевание Италии и сражался против греческого города Тарент на юге Италии. Первый местный историк Рима, сенатор по имени Квинт Фабий Пиктор, жил и писал еще позже, во время Второй Пунической войны (218–201 гг. до н. э.). Таким образом, историческое письмо в Риме началось только после того, как Рим завершил завоевание Италии, превратился в крупную державу древнего мира и вступил в титаническую борьбу с Карфагеном за контроль над западным Средиземноморьем. История Фабия Пиктора, которая началась с мифического троянского происхождения города и повествует о событиях до его дней, заложила форму последующих историй Рима. За последние 200 лет до н. э. 16 других римлян написали такие же всеобъемлющие повествования. Все эти работы теперь вместе называются «римской летописной традицией», потому что многие из них пытались дать год за годом (или летописный) отчет о делах Рима в республике.

Хотя ни одна из этих историй не сохранилась полностью, первые 10 книг Ливия, одного из величайших историков Рима, сохранились и охватывают дела Рима с древнейших времен до 293 г. до н.э. с 218 г. до н.э. по 167 г. до н.э.). Поскольку Ливий писал во время правления императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), его отделяло 200 лет от Фабия Пиктора, который, в свою очередь, жил намного позже многих событий, описанных в его истории. Таким образом, когда писали о раннем Риме, античные историки столкнулись с большими трудностями в установлении истины. У них был список ежегодных магистратов с начала республики (консульство fasti ), которые составили хронологическую основу их рассказов. Религиозные записи и тексты некоторых законов и договоров давали лишь краткое описание основных событий. Древние историки дополняли этот скудный фактический материал как местным, так и греческим фольклором. Следовательно, с течением времени исторические факты о раннем Риме часто страдали от патриотических или спасающих лицо интерпретаций, включающих преувеличение правды, замалчивание смущающих фактов и выдумку.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Свидетельства летописной традиции показывают, что римские истории, написанные во 2 веке до н.э., были относительно краткими резюме фактов и историй. Тем не менее, в течение I века до н. э. римские писатели находились под все большим влиянием греческой риторической подготовки, в результате чего их истории значительно расширились по объему; в них были вымышленные речи и длинные рассказы о ложных битвах и политических столкновениях, которые, однако, скорее отражают военно-политические условия и противоречия поздней республики, чем точно изображают события раннего Рима. История раннего Рима Ливия, например, представляет собой смесь некоторых фактов и большого количества вымысла. Поскольку в его работах часто бывает трудно отделить факты от вымысла, и это требует личного суждения, современные ученые расходятся во мнениях по многим аспектам ранней римской истории и будут продолжать это делать.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *