Андрей Юрьевич Боголюбский | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва) | |||||||
| |||||||
Предшественник | Юрий Долгорукий | ||||||
Преемник | Ярополк Ростиславич | ||||||
Рождение | ок. 1111 Ростов Великий | ||||||
Смерть | 29 июня 1174(1174-06-29) Боголюбово | ||||||
Место погребения | Успенский собор (Владимир) Владимир (город) | ||||||
Род | Юрьевичи | ||||||
Отец | Юрий Долгорукий | ||||||
Мать | дочь Аепы | ||||||
Супруга | Улита Степановна Кучко | ||||||
Дети |
ru.wikipedia.org
Правление Андрея Боголюбского
/ / Правление Андрея Боголюбского
Характеристика правления Андрея Боголюбского
Историки не могут утвердительно сказать дату рождения Андрея Боголюбского. Впервые о нём упоминают русские летописи в связи с враждой его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем. Некоторые исследователи утверждают, что будущий князь Андрей родился в 1111 году (есть версия, что в 1113 году). О его детстве известно немного. Получив хорошее воспитание и образование, он уделял много времени изучению христианства. Детальные сведения о его жизни появляются только после достижения Андреем совершеннолетия. Именно тогда молодой князь по приказу отца начинает княжить в разных городах.
В 1149 году по настоянию отца отправляется на княжение в Вышгород, но уже спустя год его переводят в города Пинск, Пересопницу и Туров, где он пребывает около года. К 1151 году Долгорукий вновь возвращает сына в суздальскую землю, где тот княжит до 1155 года и снова отправляется в Вышгород.
Несмотря на отцовскую волю (Долгорукий хотел видеть сына именно князем в Вышгороде), князь Андрей возвращается во Владимир, куда привозит с собой икону Богородицы, которую позже начали называть иконой Владимирской Богоматери.
В 1157 году после кончины Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принимает на себя титул отца, но при этом решает остаться во Владимире, не переезжая в Киев. Историки считают, что именно данный поступок князя явился первым шагом к децентрализации власти. Также в том же году его избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.
В 1162 году опираясь на помощь своей дружины, Андрей Боголюбский изгоняет из своих княжеств всех родственников, тем самым становясь единым правителем этих земель. За время своего правления князь расширил свою власть, подчинив и завоевав многие окрестные земли на северо-востоке Руси. В 1169 Боголюбский совершает нападение на Киев, результатом которого был полностью разорённый город.
Андрей Боголюбский был убит боярами в 1174 году тридцатого июня в городе Боголюбовка, который он же и основал. Историки считают, что на организацию заговора против князя повлияла его политика и растущий среди населения авторитет, что было не на руку боярам.
В 1702 году князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых именно за свою внутреннюю политику, основанную на христианской вере. Кроме того, князь возводил соборы и церкви по всей территории своего государства.
Видео-лекция по теме: Правление князя Андрея Боголюбского
Интересные материалы:
student-hist.ru
Андрей Боголюбский 1111 — 1174: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России
Князь Андрей Боголюбский – один из видных политических деятелей Древней Руси. Именно Андрей Боголюбский переместил политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который позднее стал новой столицей.
Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.
О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.
В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.
В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.
Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.
К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.
Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.
histrf.ru
Андрей Боголюбский — биография и правление
Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.
В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.
Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.
Биография Андрея Боголюбского
Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.
В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.
По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.
Правление Андрея Боголюбского
Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.
После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.
Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.
В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.
В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.
В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.
Реконструкция замка Андрея БоголюбскогоАндрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.
Взятие Киева (1169)
После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.
Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.
Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.
Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.
Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.
В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.
Поход на Новгород (1170)
Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.
Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.
Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана БилибинаРяд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.
Осада Вышгорода (1173)
Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.
Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.
Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.
Андрей Боголюбский реконструкция ГерасимоваМстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.
Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.
Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.
Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.
Походы в Волжскую Булгарию
В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.
Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.
И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.
Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, БоголюбовоЛичная жизнь
В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.
Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.
Смерть и канонизация
Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.
Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.
Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.
Убиение Андрея БоголюбскогоПодумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.
Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.
Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Правление Андрея Боголюбского
Удобная навигация по статье:
Князь Андрей Боголюбский. Годы правления. Основные события.
Великий князь Андрей Боголюбский приходился сыном основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. Известно, что ещё при жизни отец отдал ему город Вышгород для княжения. После упоминаний об этом периоде жизни князя практически нет. Исследователи смогли выяснить, что некоторое время Андрей правил в Вышгороде, а затем самовольно покинул его, отправившись во Владимир. Историки подтверждают этот факт, утверждая, что в Вышгороде князь вынужден был княжить не по своему желанию, а по приказу отца, который желал таким образом обезопасить своего преемника для последующей передачи ему власти после своей кончины.
Согласно легенде, по дороге во Владимир княжеский конь остановился в селе Боголюбово и никто не мог сдвинуть его с места. Сам же Андрей посчитал это божьим явлением и хорошим знаком, приказав возвести на этом самом месте церковь Богородицы и дворец. Благодаря этому поступку князь вошёл в историю как Андрей Боголюбский.
Начало правления Андрея Боголюбского
По своей воле впервые Андрей Боголюбский стал княжить в Ростово-Суздальском княжестве, которое вскоре по его инициативе стало называться Владимиро-Суздальское княжество. Судя по информации, дошедшей до нас из летописных текстов, Андрей был типичным правителем периода феодальной раздробленности, который всеми силами пытался возвысить собственное княжество, подчинив своей воле остальные уделы и соседние княжества.
В начале правления в Ростово-Суздальском княжество было два основных города – Суздаль и Ростов, в которых воля князя считалась второстепенной в сравнении со словом, высказанным боярами. Именно поэтому молодой князь решает начать своё движение по политической лестнице с города Владимир с возвышением которого княжество и сменило название.
Характеристика личности Андрея Боголюбского
Историки отмечают, что характеризовать личность князя Боголюбского и все его задачи в период его правления, просто невозможно, не рассмотрев религиозную составляющую часть его жизни. Именно в глубокой вере черпало вдохновение желание князя Андрея сделать своё княжество единственным истинным правящим звеном на Руси. При этом, правитель попытался сформировать целое религиозное ответвление от основной ветви христианства – культ Богородицы. Стоит отметить, что данный шаг был также направлен на обособленность от Киева и Новгорода, в которых в качестве главных храмов выступали храмы в честь святой Софьи.
Такие различия в духовном мировоззрении в тот исторический период вызывали множество противоречий, что и пытался подчеркнуть князь Боголюбский, обратившийся в Константинополь с просьбой фактического раздела Ростовской и Киевской епархии, а также перенести её из Ростова во Владимир. В результате Андрей получил отрицательный ответ, разрешив, тем не менее, перенос епархии в рамках княжества в город Владимир.
Мнение современников об Андрее Боголюбском
Современники Андрея Боголюбского неоднократно отмечали его военную подготовку и то, что он был весьма искусным воином, у которого на счету было много побед и поражений. Авторы летописей того временного периода восхваляют храбрость в боях правителя, подчёркивая, что он был просто одержим возвышением Владимира, которому не давали «встать с колен» Новгород и Киев. Именно поэтому князь вынужден был пойти по пути войны.
Так, восьмого марта 1169 года князь со своим войском берёт штурмом Киев, не желая великокняжеского престола, но желая максимально разграбить город, ослабив противника, чтобы вывести его надолго из борьбы. После того как «мать городов русских» была разгромлена войском, Андрей посадил править в городе своего брата Глеба, а после его смерти в 1171 году киевский престол Боголюбский передаёт князю Роману Смоленскому.
Новая война не заставила себя ждать. Потребовав от Романа выдать для расправы бояр, которых Андрей подозревал в убийстве брата – он получил отказ. Но, в этот раз войско Боголюбского было разбито воинами Мстислава Храброго.
После решения проблемы с Киевом владимирский князь отправляется на Новгород, однако двадцать пятого февраля новгородское войско разбивает его отряды. После этого поражения князь Андрей решает взять Новгород хитростью и перекрывает в город поставки зерна. Не рассчитывая на такой стратегический ход, новгородцы были вынуждены признать Владимиро-Суздальское княжество главенствующим на территории Руси.
Согласно версии, которой придерживаются современные исследователи, правление князя Андрея Боголюбского в конце больше не вызывало одобрения у жителей не только остальных, но и его собственного княжества. Население Руси всё неохотнее шли за своим правителем и в итоге за его спиной начали осуждать свержение правителя.
Итоги правления Андрея Боголюбского
Двадцать девятого июня 1174 года князя Боголюбского убили заговорщики, большинство из которых были боярами, которые ворвались в его покои и зарубили безоружного Андрея, меч которого был заранее вынесен из комнаты его личным ключником.
Видео-лекция: правление Андрея Боголюбского
fox-calculator.ru
Андрей Боголюбский биография кратко: житие
Одним из самых умных и выдающихся князей Древней Руси является Андрей Боголюбский (Дорогобужский, Владимирский, Рязанский, Вышгородский). При жизни этот выдающийся человек получил большой чин «Благоверный и Святой правитель». Андрей – внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого. Подобно своим знаменитым предкам, он был замечательным и талантливым политиком.
Благодаря его стараниям, на реке Нерли был возведён город Боголюбый, в честь которого Андрею в народе и дали прозвище. Согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, известно, что именно его заслугой является перенос экономического и политического центра в город Владимир.
На реке Нерли был возведён город Боголюбый
Кроме того, князь был поистине верующим человеком, за что церковь причислила его к лику Святых. Его мощи и по сей день находятся в его любимом городе Владимире и хранятся в Успенском соборе. Кратко о фактах биографии Андрея Боголюбского далее.
Андрей Боголюбский: годы жизни и правления князя Андрея
Когда появился на свет князь Андрей Боголюбский, точно сказать нельзя. Его дата рождения упоминается в разных источниках. Но историки больше склоняются к 1111 году, так именно на этот период, согласно русским летописям, приходится на вражду между его отцом – князем Долгоруким и Изяславом Мстиславовичем.
Князь Андрей Боголюбский
Городом рождения великого правителя является Суздаль. О детстве и отрочестве Андрея Юрьевича Боголюбского тоже мало что известно. Однако если проследить за его методикой правления, то с уверенностью можно сказать, что он получил хорошее образование и достойное воспитание. Достаточно много в летописях рассказывается о его духовном развитии.
Городом рождения великого правителя является Суздаль
Более подробно о жизни будущего правителя повествуется после наступления его совершеннолетия, когда, по приказу отца, он начал править в различных городах Руси.
В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород. Там и началась политическая деятельность Андрея. Спустя год ему снова пришлось переезжать. На этот раз — на Запад. Там князь снова задержался всего на год. Затем он переехал во Владимир и правил там 4 года. В 1155 году его отправили обратно в Вышгород.
В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород
Вопреки желанию отца и благодаря безграничной любви к городу Владимиру, Андрей Боголюбский решил возвратиться туда и остаться навсегда. Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии – Матери Божьей. По сей день она имеет огромное значение для церкви, а православные припадают к ней, прося помощи при любых нуждах (оригинал хранится в Третьяковской галерее).
Владимир на тот момент был отстающей частью княжества, с точки зрения политики и экономики. В 1157 году умер князь Долгорукий, и престол по праву достался его сыну. Однако, согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, он не захотел покидать родной Владимир и переезжать в Киев.
Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии
Сразу же произошло перераспределение власти, которое до сих пор является предметом спора между историками. Согласно биографии Андрея Боголюбского, он изгнал из княжества всех людей, близких ему по крови, чтобы устранить претендентов на трон и стать единым правителем на Суздале-Ростовских землях.
За все годы правления князь присвоил себе множество земель и оказывал существенное влияние на север и восток Руси. В 1169 году Андрей совершил наступление на бывшую столицу Руси Киев. Город остался почти полностью разорённым.
Внутренняя и внешняя политика
Главным достижением князя является процветание в суздальских и ростовских регионах, а также расширение территории княжества. Хороший толчок к экономическому развитию дало бегство народа из столицы, которые были наслышаны о добродетелях Боголюбского Андрея и надеялись, что именно он даст им хорошую жизнь.
За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня политического воздействия на иные регионы. Город расцветал с каждым годом всё больше. А позже во Владимире и вовсе сосредоточился центр политической власти.
За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня
Кроме того, Боголюбский практически заново отстроил Владимир. За годы его княжества было возведено огромное количество сооружений, в том числе, Успенский собор, Владимирская крепость, которые на сегодняшний день являются реликвиями русского народа.
Загрузка …Святой Боголюбский Андрей также хотел привить русскому народу духовность и многое для этого сделал. Несколько раз князь просил киевскую митрополию дать религиозную самостоятельность Владимиру, на что каждый раз её члены отказывали ему. Князь также ввёл множество христианских праздников. Но это не все благодетели Андрея Боголюбского. Он славился также тем, что построил огромное количество храмов и соборов.
Князь стремился создать идеальную защиту для своих территорий от врага и всегда тяготел к независимости. Боголюбский также совершил несколько успешных походов со своим войском на Булгарию.
Смерть и канонизация
Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году. Он погиб от рук, что называется, «больших» бояр, не разделяющих его методику властвования. Убийство произошло в ночь с 28 на 29 июня.
Согласно летописям, возглавили бунт дальние родственники правителя, которые некоторое время проживали и правили на теперешних московских землях. Убили Святого и Благоверного князя Боголюбского Андрея обманом в собственной спальне. Поскольку правитель был сильным, он достаточно долго сопротивлялся. А когда изнемог, то окровавленный упал на пол.
Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году
Убийцы подумали, что он умер и вышли из покоев. Но Андрей остался жив. Ему даже удалось доползти до лестницы и спрятаться. Но окровавленный след не позволил ему скрыться. Тогда враги нанесли последний удар. Перед смертью Боголюбский обратился к Богу и сказал: «Господи, придаю душу свою в руки Твои!».
Тело князя лежало на земле до тех пор, пока люди грабили его дом. И только верный помощник Кузьмище Киянин не побоялся и отнёс тело Андрея Боголюбского в церковь, где через несколько дней после смерти бывшего правителя отпели.
Сейчас мощи Андрея Боголюбского хранятся в раке в кафедральном соборе Владимирской митрополии
Читайте также: Церковь покрова на Нерли: описание, история, фото
В 1702 году князя причислили к лику Святого и Благоверного. Гроб правителя вскрыли в 1919 году зимой. Сейчас мощи Андрея Боголюбского хранятся в раке в кафедральном соборе Владимирской митрополии (также государственный музей).
molitvy.online
Андрей Боголюбский краткая биография (1111
Андрея Боголюбского с отцом, Юрием Долгоруким, связывали сложные отношения. Долгорукий не хотел отказываться от идеи главенства Киева и упорно стремился «сесть» там. Андрей Юрьевич, напротив, весьма успешно трудился над созданием нового центра притяжения — Владимира. Но и тот, и другой — один невольно, другой вполне сознательно — определили дальнейшее развитие Руси. И произошло это именно в середине XII века.
В жизни и поступках великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского было много противоречий. Как человек своего века, он был жесток. Политическая дальновидность сочеталась в нем с хитростью и властолюбием.
Любовь к благочестию и богослужебной красоте — со стремлением угри помощи Церкви решать сиюминутные административные задачи. Но в истории он остался именно как «Боголюбский».
Кратко годы правления Андрея Боголюбского:
- князь Вышгородский (1149, 1155)
- Дорогобужский (1150—1151)
- Рязанский (1153)
- великий князь Владимирский (1157—1174).
Андрей Боголюбский, годы жизни и правление князя Андрея.
Исторические источники неспособны просветить относительно ранних лет жизни великого князя Андрея Юрьевича. Исследователи не могут даже сказать определенно, в каком году он родился. Опираясь на указание Татищева, что убит князь был в возрасте шестидесяти трех лет (в 1174 году), следует назвать годом его рождения 1111-й, однако иногда период его появления на свет определяют как «между 1120 и 1125».
Первая дата представляется более правдоподобной, ибо Андрей Боголюбский был, видимо, вторым сыном многодетного Юрия Долгорукого. В первый брак Юрий Владимирович вступил в 1107 году, взяв в жены дочь половецкого князя Аепы, и спустя четыре года на свет появился Андрей Юрьевич. Все сходится.
Место его рождения — Ростово-Суздальская Русь, здесь он получал первые впечатления жизни и именно этот глухой и лесистый край считал своей родиной. Боголюбский очень значимая и яркая личность России в истории становления государства Российского.
Юность князя Андрея Боголюбского, междоусобные войны
С молодых лет князь Андрей оказался погружен в омут междоусобных распрей, в которых принимал живейшее участие его отец. Борьба велась главным образом вокруг Киева, он несколько раз переходил из рук в руки, и Андрей Юрьевич исправно участвовал в битвах на стороне Юрия Долгорукого, проявляя несомненную храбрость. В одной из схваток, под Луцком, он чуть не погиб, из битвы его вынес конь. Благородное животное, будучи смертельно ранено, спасло своего хозяина, и тот почтил память верного друга, как умел: по-хоронил его на холме у реки Стырь.
Вместе с тем на фоне своих родственников князь Андрей Юрьевич демонстрировал исключительное миролюбие. В частности, в 1150 году именно он настаивал на примирении давних врагов и соперников за киевский престол — Юрия Владимировича и Изяслава Мстиславича. Однако мир был недолгим. Юрий Долгорукий отказался вернуть Изяславу добычу, захваченную под Переяславлем, что являлось одним из условий договора, и распря вспыхнула с новой силой.
В 1151 году Изяслав Мстиславич одержал победу над своим соперником. Победу, как казалось, окончательную. Он утвердился в Киеве, а с поверженным Юрием Долгоруким заключил договор, согласно которому тот должен был вернуться со всеми своими сыновьями в родную Суздальскую землю.
Однако Юрий Владимирович отправляться восвояси не спешил, вызвав недовольство своего сына Андрея, чувствовавшего себя в южнорусских землях неуютно и понимавшего, что здешнее население относится к Долгорукому и его семени как к захватчикам-чужакам и ни в коей мере не поддерживает их притязаний на киевский престол.
В июле 1151 года князь Юрий отправился с сыновьями на богомолье к храму Бориса и Глеба, выстроенному на реке Альте, где был в свое время убит св. князь Борис. Здесь между Юрием и Андреем произошла ссора, и Андрей, ослушавшись отца, уехал во Владимир-на-Клязьме.
Тем не менее в 1152 году он вновь принимал участие в битве на стороне Юрия Долгорукого, когда тот осадил Чернигов, замыслив покарать черниговского князя Изяслава Давыдовича, перешедшего на сторону Изяслава Мстиславича. Осада успехом не увенчалась, а князь Андрей получил под стенами Чернигова ранение.
В 1154 году многолетнее соперничество князей Изяслава и Юрия прекратилась в силу столь же естественного, сколь и неожиданного события: Изяслав Мстиславич скончался. В марте 1155 года Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, уделив Андрею Вышгород, весьма важный в стратегическом отношении (что говорит о доверии Юрия Владимировича к непокорному сыну). Видимо, Юрий Владимирович имел в виду передать Андрею со временем киевский трон, но самого Андрея Юрьевича эта перспектива не увлекала. В Киевской Руси он по-прежнему чувствовал себя стесненно, и в итоге решился на побег к родным пенатам.
Андрей Боголюбский ворует икону Божией Матери и убегает править во Владимир
Н. И. Костомаров пишет:
«У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси…
Андрею, действовавшему в этом случае против отцовской воли, нужно было освятить свои поступки в глазах народа каким-нибудь правом. До сих пор в сознании русских для князей существовало два права — происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, мимо всякого старейшинства по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы — от дружин, так что, в сущности, удерживалось еще только одно право — право быть князьями на Руси лицам из Рюрикова дома; но какому князю где княжить, — для того уже не существовало никакого другого права, кроме силы и удачи. Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии».
В Вышгороде в то время существовал женский монастырь, в котором помещалась чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Константинополя. Об этой иконе в народе ходили самые странные истории. Рассказывали, например, что, будучи поставлена к стене, икона «отступала» от нее на середину храма, как бы показывая тем самым нежелание находиться здесь. Вот эту-то икону и задумал взять с собой в Ростово-Суздальскую землю князь Андрей, желая даровать своему родному краю святыню, которая являлась бы зримым доказательством особого Божественного попечения о нем и его жителях.
Взять икону из монастыря открыто он не мог: местные жители ни за что не отдали бы ее. Таясь от них, он вынужден был действовать ночью, при помощи сообщников из монастырского клира, каковые вынесли икону из храма и — отступать им было уже некуда — вместе с князем и его семьей покинули Вышгород. Один из этих сообщников, священник Микола, впоследствии напишет повесть об убиении Андрея Боголюбского и тем останется в веках.
Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского
Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу. Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире. А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!
В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо. Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор. Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.
Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему. Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской. Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему Всеволоду Большое Гнездо), было всего два года. Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.
И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.
Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли
Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий. Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы…»). Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».
При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.
Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.
Убийство Андрея Боголюбского в ночь на 30 июня 1174 года
Со временем политика Андрея Боголюбского начала давать сбои. Авторитарный стиль его правления восстановил против него знать Ростова, Суздаля и Владимира. Не говоря уже о том, что среди князей к началу 1170-х годов у него почти не осталось союзников. Слишком часто он указывал им место. Князь лишился поддержки и своих родственников и боярства.
Составился заговор, и Андрей Юрьевич Боголюбский был жестоко убит в своем дворце. Произошло это в ночь на 30 июня 1174 года. А владимирская чернь, словно дурные дети, оставшиеся без присмотра, несколько дней кряду грабила и разоряла Владимир и Боголюбово. Лишь на пятый день народ опомнился и «с плачем великим» похоронил убитого князя у стен Успенского собора.
Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году
Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году. И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти. Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.
Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение. Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку. Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.
Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось. Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли. Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:
«Святый княже Андрее, моли Бога о нас».
Так Андрей Боголюбский стал ещё одним Святым Русским.
posmotrim.by