Правила жизни стародума недоросль: Жизненные принципы стародума в комедии «Недоросль»

Содержание

Характеристика Стародума в комедии “Недоросль”. Стародум (Недоросль Фонвизин)

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1782 году. В ней Фонвизин не только смеялся над госпожой Простаковой и ее родней, но и показывал крепостное право «во всей красе». Власть помещиков в то время была безгранична. И когда помещики были такими, как Простакова и Скотинин, то эта власть шла во вред всем: и помещикам, потому что они чувствовали себя вправе помыкать другими людьми, и крестьянам, с которыми обращались, как со скотом, если не хуже. Крестьяне не имели никаких прав: ни личных, ни гражданских, они платили непомерный оброк, ходили на барщину. Почти все, что они выращивали своими руками, им приходилось отдавать ненасытным помещикам, которые богатели, в то время как крестьяне голодали и умирали с голода. Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь.

У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег. Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет». У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило».
Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил. Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица.
Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству. Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине.
Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму. вот так я написала во время проверки))сестре)и она была на еге))блогадаря мне у нее по литературе 5)и экзамен здан на пять)) почитай и смотри)можешь менять))хотя я сама писала))довно читала вспомнила то что могла

Характеристика литературного героя Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): “Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, – дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и “своим критерием положить благо отечества”. Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Софья Характеристика литературного героя Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение “мудрость”. В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели. Софья – сирота.
    Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда Read More ……
  2. Стародум – дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия “Стародум” означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного Read More ……
  3. Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит Read More ……
  4. Недоросль Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан ее любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет.
    Ее муж, Read More ……
  5. Простакова Характеристика литературного героя Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак. Простакова – движущее лицо комедии. Она замышляет женить Read More ……
  6. Митрофанушка Характеристика литературного героя Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и Read More ……
  7. Скотинин Характеристика литературного героя Скотинин Тарас – дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Read More .
    …..
  8. Торжество “Недоросля” Случай “Недоросля” – особый. Комедию изучают в школе так рано, что уже к выпускным экзаменам в голове не остается ничего, кроме знаменитой фразы: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Эта сентенция вряд ли может быть прочувствована не достигшими половой Read More ……

Стародум (Недоросль Фонвизин)

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мамка Митрофана.
Правдин. Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I
Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана — за отцом.
ЯВЛЕНИЕ II
Простакова, называя Тришку “скотом” и “воровской харей”, ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает:
— Да первый портной, может быть, шил хуже и моего.
ЯВЛЕНИЕ III
Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: “При твоих глазах, мои ничего не видят”. Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

ЯВЛЕНИЕ IV
Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата”. Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит “изряднехонько”. Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына “мое утешение” и отправляет его порезвиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за ее деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него “смертная охота”. Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.
ЯВЛЕНИЕ VI
Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья — “наследница дохода с десяти тысяч”. Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж ее успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.
Недоросль
страница 2
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец “злобе жены и глупости мужа”. Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что ее судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.
ЯВЛЕНИЕ III
Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что ее у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.
ЯВЛЕНИЕ IV
Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он ее обзывает “старой хрычовкой”. Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется ее дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.
ЯВЛЕНИЕ VI
Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за “ребенка”. Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю. Недоросль
страница 3
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил “душу, честь и правила”. Стародум выносит приговор царствующему дому: “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.
ЯВЛЕНИЕ II
Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает ее, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо ее выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.
ЯВЛЕНИЕ III
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон ее понимает.
ЯВЛЕНИЕ IV
Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, “как благородная”. Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.
ЯВЛЕНИЕ V
Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т.к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец ее всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.
ЯВЛЕНИЕ VI
Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.
ЯВЛЕНИЕ VII
Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.
ЯВЛЕНИЕ IX
Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока. Недоросль
страница 4
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Софья читает книгу и ждет дядю.
ЯВЛЕНИЕ II
Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор “Телемака” не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье — это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, — это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.
ЯВЛЕНИЕ III
Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.
ЯВЛЕНИЕ IV
Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.
ЯВЛЕНИЕ V
Софья признается Стародуму в любви к Милону.

В первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» — яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» — один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

Биография и воспитание Стародума

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность , окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

Если говорить об афоризмах этого персонажа , из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом.
Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».
То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.

Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.

Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.


Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»».

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина – описание образа для сочинения по теме |

Над чем меня заставила задуматься комедия «Недоросль»

  • Автор: Д. И. Фонвизин
  • Произведение: Недоросль
  • Это сочинение списано 68 228 раз

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня.

В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы.

Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? А что у нас нет людей, которым, по словам Стародума, ни разу в голову не пришли мысли ни о предках, ни о потомках? Это люди, которые думают только о своих интересах.

В комедии сталкиваются, как и сейчас, два мира с разными потребностями, разными идеалами, стилем жизни. Конечно, старомодно выглядят герои комедии Стародум и Правдин. Но многое в их монологах относится и к нашему времени. А живы ли в нашем обществе Митрофанушки? Подумав, можно с уверенностью сказать, что они продолжают жить «недорослями». И пусть у них сейчас нет крепостных, но сколько вокруг них тех, кто готов в любой момент накормить, ублажить, услужить, защитить. Читая пьесу, многие подростки могут увидеть в ней себя. Как мои современники иногда похожи на Митрофанушку! Это и отсутствие тяги к знаниям, пренебрежение к учению, отсутствие ответственности за своё будущее. Митрофан — дворянин. А дворяне — это оплот Российской империи. Ещё А. П. Сумароков утверждал, что различие мужика и барина заключается не в происхождении, а в уме. Барин должен быть образованнее, умнее своего крестьянина. А если этого нет, то как же тогда оправдать крепостное право? Какая же польза отечеству от такого барина? Скотининым — Простаковым чуждо гражданское чувство, им даже в голову не приходит мысль быть полезными своему народу. И какая же польза родине от новых Митрофанушек? Ведь некоторые наши современники считают стыдным даже говорить о пользе отечеству. И, конечно же, они не думают о том, что бы что-то делать для своей родины.

Комедия «Недоросль» заставляет задуматься и о том, что очень важна для человека личная свобода. Как этого достичь? Прежде всего с помощью просвещения. Вот почему необходимо, чтобы каждый получил приличное воспитание. Но воспитание — это не только школьное обучение и личность учителя. Учителя — учителями, но важно и то, как своё чадо наставляет и поучает родитель. Не случайно, что проблема воспитания считается основной в пьесе.

Фонвизин в своей комедии поставил много вопросов и заставляет нас задумываться над ними и в двадцать первом веке.

Что такое истинный патриотизм? Что значит служить отечеству? Как воспитывать детей? Чем опасно невежество, особенно агрессивное? Писатель заставляет размышлять о соотношении ума и сердца, о детях и их родителях, о настоящей образованности, о том, в чём смысле жизни. Разве можем мы делать вид, что это нас не касается, что всё это дела давно минувших дней? Кто-то скажет, что время сейчас другое, люди тоже другие. Это так. Но Фонвизин предупреждает нас, живущих в XXI веке: «Задумайтесь!»

40 хороших правил жизни, которым нужно следовать сегодня

Каждый человек стремится к хорошей, значимой и полноценной жизни. Многие люди ищут одну вещь, которую они могут сделать, чтобы улучшить все. Мы ищем ответы везде — в книгах, на конференциях, в фильмах и даже в странных видео на YouTube.

Однако не существует единственно правильного ответа на вопрос, что делает жизнь хорошей. Обстоятельства у всех разные, поэтому то, что работает для вас, не обязательно будет работать для всех остальных. Но общие темы всплывают снова и снова в качестве универсально полезных советов.

Хорошие правила жизни неизменны, потому что они основаны на универсальных истинах. Они не привязаны ко времени, месту или личности. Это принципы, выдержавшие испытание временем и продолжающие работать для многих людей. Хорошие правила жизни бросают нам вызов и заставляют задуматься о том, как мы можем улучшить свою жизнь.

Существует множество философий и школ мысли о построении или проектировании осмысленной жизни. Эти хорошие правила жизни могут помочь вам достичь более здорового, счастливого и полноценного существования.

  1. Улучшайте и уважайте свое мнение о себе. Это единственная проверка, которая вам нужна, чтобы спроектировать жизнь, которую вы хотите.

  2. Всякая зависимость ведет к страданию. Вы не будете полностью свободны, если будете полностью зависеть от одного дохода, людей или технологий.

  3. Не верьте всему, что читаете. Новость предназначена для того, чтобы воспользоваться человеческими психологическими слабостями. Сомневайтесь в очевидном.

  4. Думай сам. Если решение или выбор влияет на ваше будущее, найдите последствия первого, второго и третьего порядка самостоятельно.

  5. «Величайшее счастье — знать источник несчастья». ― Федор Достоевский.

  6. Вы имеете право передумать. Если вы найдете веские доказательства, которые бросают вызов вашим базовым представлениям о жизни, используйте их для улучшения жизни.

  7. Вы несете ответственность за траекторию своей жизни — не делайте это чужой обязанностью.

  8. Потерять насыщенную жизнь — это одно из величайших препятствий на пути к счастливой жизни.

    «У счастливого человека нет времени быть занятым». Займись жизнью или займись смертью». ― Стивен Кинг
  9. Учиться нужно всю жизнь — всегда учись. Это единственный способ стать лучшей версией себя.

  10. «Весь ваш жизненный опыт находится в вашем уме. Сосредоточьтесь на своем внутреннем мире, а не на внешнем». — Дерек Сиверс

  11. Найдите кого-то, кого вам не придется менять для счастливых и полноценных отношений — вы не можете никого изменить.

  12. Создайте как можно больше источников дохода — от этого зависит ваша финансовая независимость.

  13. Учитесь у самых умных людей. Читайте биографии — в них много уроков, принципов и правил жизни.

  14. «Вы преуспели в жизни, когда все, что вы действительно хотите, это только то, что вам действительно нужно». Вернон Ховард

  15. Время — самая важная валюта жизни. Защитите его, инвестируйте и совершайте правильные действия, которые помогут вам жить лучше.

  16. Жизнь имеет смысл, если вы на нее влияете. Найдите свой собственный смысл.

  17. Вся жизнь — это продолжающийся эксперимент — идеального результата не бывает. Делайте больше того, что заставляет вас оживать.

  18. Когда вы чувствуете, что застряли, думайте вперед и назад; перепроектировать проблему. Разберите то, что вы уже сделали.

  19. Заведите несколько хороших привычек, которые помогут вам добиться прогресса. 80% ваших результатов зависят от 20% ваших привычек.

  20. «Хорошие друзья, хорошие книги и сонная совесть — вот идеальная жизнь». ― Марк Твен

  21. Стройте жизнь, а не карьеру. Если вам не нравится то, чем вы занимаетесь на работе, познайте себя и инвестируйте в микро-навыки, которые могут сделать вас незаменимым.

  22. Инвестируйте в значимый опыт, а не в вещи. Делайте воспоминания.

  23. Делайте одно дело за раз — это лучший способ инвестировать время и энергию и быстрее получать результаты.

  24. Не проводите много времени в голове — от этого зависит ясность ума. Будьте более наблюдательны; заметьте дважды.

  25. «Жизнь — это череда естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйтесь им — это только порождает печаль. Пусть реальность будет реальностью. Позвольте вещам течь естественным образом вперед так, как им нравится». Лао-Цзы

  26. Не держите в голове слишком много вещей — научитесь выкладывать свои мысли на бумагу. Это способ избавиться от беспокойства.

  27. Действие не является обязательным. Вам вообще не нужно действовать, особенно если вашему будущему «я» будет хуже.

  28. Укроти свое эго. Реакции гнева необратимы. Люди разрушают десятилетия социальных связей, потому что не могут себя контролировать.

  29. Если вы слишком стараетесь быть счастливым, вы делаете это неправильно. Берите дела на один день. «Начинай сразу жить и каждый отдельный день считай отдельной жизнью».

    — Сенека
  30. Мышление роста меняет все — живите с этим мышлением всю жизнь. «Не иди по жизни, расти по жизни». — Эрик Баттерворт

  31. Вам не нужно подтверждение или разрешение, чтобы идти на свой истинный север.

  32. Если вы хотите разбогатеть, станьте инвестором; купите собственный бизнес или купите долю в компании, которую вы понимаете и которой владеете навсегда.

  33. Играйте в долгую игру. Делайте маленькие добрые дела как можно дольше. Посвятите время работе и сочетайте хорошие действия.

  34. «Большинство людей переоценивают то, что они могут сделать за год, и недооценивают то, что они могут сделать за десять лет» — Билл Гейтс

  35. Испытайте нетрадиционное. Нарушайте свой распорядок намеренно.

  36. Освойте что-нибудь или что-нибудь, что заставит вас потерять себя. Будьте настолько хороши, чтобы они не могли игнорировать вас.

  37. Разделите почти все на две части: то, что вы можете контролировать, и то, что вы не можете контролировать.

    Не тратьте время и энергию на то, на что вы не можете повлиять.
  38. Сосредоточьтесь на всем, что происходит для вас, а не на том, что происходит с вами. Вот как вы поддерживаете благодарный ум.

  39. Чтобы добиться большего прогресса в работе, ведите два списка дел: важные и маловажные задачи. Начните свой день с того, что отметьте самые важные дела.

  40. Неведение о себе — серьезное препятствие на пути к осмысленной жизни. Копните глубже в то, что делает вас несчастным и что заставляет вас оживать. Познай себя. Чего вы действительно хотите в жизни? Используйте ответы, чтобы спроектировать жизнь, которую вы ожидаете от себя. «Если не знаешь, куда идешь, любая дорога приведет тебя туда». ― Джордж Харрисон

Первоначально эта статья была опубликована на Medium.

16 простых правил успешной и полноценной жизни

Ваша повседневная жизнь полна стресса и хаоса?

Вы изо всех сил пытаетесь найти спокойный момент в течение дня, когда вы можете поднять ноги и расслабиться? Вы торопитесь, испытываете стресс и готовы расстаться?

Почему так? Кто несет за это ответственность? Почему мы сделали это так сложно?

Решение простое: упрости себе жизнь.

Трудна часть реализации, но вот правила, которые помогут вам в этом:

1. Верьте в себя, но помните о своих ограничениях

Первый шаг к достижению всех ваших целей и Осуществление вашей мечты начинается с простого осознания того, что вы человек:

Вы не совершенны и не можете делать все в одиночку.

Всегда будьте реалистичны. Не давите на себя так сильно, чтобы вам было трудно двигаться; доверяйте себе, чтобы сделать то, что вам нужно, но также будьте готовы немного послабить себя.

Признайте ошибку. Ставьте цели и наслаждайтесь путешествием.

2. Наведите порядок и упростите

У вас есть тысячи разных вещей, требующих внимания:

Вам снова нужно убрать детскую комнату; вы должны мыть посуду и стирать; и бесконечные домашние дела ждут. Вы должны организовать свой календарь и освободить место для большего количества встреч; находите время для общения; помочь детям с домашним заданием; и сделать тысячи школьных пробежек.

Даже не начинайте делать то, что нужно сделать в офисе.

Давайте проясним одну вещь: вы ничего не добьетесь, если не обретете ясность, которая приходит от создания пространства в вашей жизни, в ваших отношениях и в вашем окружении.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Вам нужно сократить, урезать, упростить — только тогда вы избавитесь от ощущения перегруженности и спешки.

Отдайте на благотворительность все, что вы не использовали за последние 3 года. Организуйте себя

Наслаждайтесь, не присваивая, и ценя, не приобретая.

3. Используйте все в меру

Это то, чем я живу, будь то работа, общение, семейные обязательства, переедание, походы по магазинам или слишком много просмотра телевизора — это помогает во всем.

Примите философию «иметь достаточно»:

Не нужно впадать в крайности, поэтому проявляйте здравый смысл и научитесь обуздывать любое навязчивое поведение.

Тратьте меньше денег, чем зарабатываете. следи за своей диетой и меньше смотри телевизор.

4. Держите вещи в поле зрения

Я признаю, что будут времена, когда ничего не получится, и вы будете сражаться в битвах, устраняя проблемы и минимизируя ущерб в течение всего дня.

У всех бывают такие дни, и слишком легко увлечься драмой. Разберитесь с делами: это тоже пройдет.

Ваш ребенок скоро поправится, шумные соседские вечеринки закончатся, вашего коллегу-предателя переведут (мы можем надеяться, не так ли?), и будут настоящие дни, когда вы отметите все пункты в своем -список дел.

Не парься по мелочам. Имейте открытый разум. Вот почему видение перспективы является важным навыком для достижения успеха.

5. Относитесь к другим так, как

они хотят, чтобы относились к вам

У вас могут возникнуть проблемы, если вы попытаетесь относиться к другим так, вы хотите, чтобы относились к вам, вместо того, как они хотели бы, чтобы вы относились к ним.

Например, если вы не пользуетесь телефоном, вы можете не звонить своему другу, потому что предполагаете, что он чувствует то же, что и вы, а это может быть не так.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Старайтесь быть чуткими к нуждам других и время от времени делать что-то для них.

Постарайся не осуждать. Будьте щедры; старайтесь регулярно делать кому-то что-то приятное.

6. Семья на первом месте

Мой приоритет — моя семья, и я оставил работу, чтобы начать свою собственную карьеру фрилансера из-за гибкого графика работы.

Это не значит, что моя работа не важна — это просто означает, что я должен работать так, чтобы это было удобно мне и моей семье.

Насколько важно для вас проводить время с семьей? Вы следите за тем, чтобы ваша работа не мешала вам делать именно это? Какие меры вы предприняли, чтобы это произошло?

Вам не нужно переставать жить ради членов семьи, но вы будете чувствовать гораздо меньше вины, если расставите приоритеты и уделите им время.

7. Обратите внимание на момент

Перестаньте думать о том, что произошло в прошлом, и не беспокойтесь о том, что может произойти в будущем.

Живите моментом и научитесь наслаждаться каждым моментом: Как жить моментом и перестать беспокоиться

8. Позитивное мышление

Вы – это то, о чем вы думаете весь день.

Если у вас перед глазами проносятся только негативные мысли, то именно это вы и получите, поэтому постарайтесь изменить взгляд на жизнь на более позитивный.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Вы будете удивлены, увидев, что все, чего вы желали, начнет проявляться вокруг вас.

«Думаете ли вы, что сможете, или думаете, что не сможете — вы правы». ― Генри Форд

Вот как развивать позитивное мышление (пошаговое руководство).

9. Самообразование

Самые интересные люди — это те, кто интересуется жизнью и никогда не отпускает «ум новичка». Они открывают возможности для обучения и продолжают расти как в личном, так и в профессиональном плане.

Учись всю жизнь. Не нужно стареть, чтобы стать мудрым.

Читайте хорошие книги. Старайтесь узнавать что-то новое каждый день. Пройдите курсы по предметам, которые вам нравятся.

Научитесь вырабатывать привычку непрерывного обучения, чтобы стать лучше.

10. Будьте увлечены чем-то

Есть люди, которые так переполнены энергией и жизненной силой, что другие вынуждены их слушать и тянутся к ним.

Страстные домашние повара, начинающие дизайнеры интерьеров, любители шоколада для гурманов, коллекционеры антиквариата — просто попробуйте задать им вопрос об их интересе, и они будут болтать вас до ушей.

Вы хотите быть этим человеком:

Кто-то, кто полон любви к чему-то значительному.

Имейте одно значимое хобби, которое побуждает вас следовать своей страсти, и вы будете начинать каждый день с нетерпением ждать чего-то особенного.

Не знаете свою страсть? Взгляните на это: Как найти свою страсть и жить полноценной жизнью

11. Всегда размышляйте

Думаете ли вы когда-нибудь о себе в моменты одиночества?

Что делает тебя тобой? Что тебя заводит? Что надоедает тебе до смерти? О каких вещах вы мечтаете? Что вы не можете преодолеть? О чем вы сожалеете о своем прошлом?

Подумайте об этом немного, и вы поймете себя яснее и глубже. Вы будете удивлены, какое влияние на жизнь может оказать такое размышление.

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄

Рассмотрите возможность использования индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI) или другой оценки личности, чтобы развить истинное понимание себя.

12. Окружите себя поддерживающими людьми

Три вещи могут изменить вашу жизнь: друзья, книги и ваши мысли.

Выбирайте их с умом.

Избегайте скептиков и тусовщиков.

Изучите 15 различий между позитивными и негативными людьми и окружите себя позитивными людьми.

13. Изгоните слово «совершенство»

Послушайте, что вы говорите своим детям: всегда делайте все возможное и забудьте об остальном. Вот почему быть перфекционистом может быть не так уж идеально.

Вы достаточно опытны. Стремитесь к совершенству, а не к совершенству.

14. Исправьте это или смиритесь с этим, перестаньте ныть об этом

Никто не любит человека, который все время жалуется.

Если вы оглянетесь вокруг, вы увидите много людей, которые попали в плохую руку, но делают все возможное.

Не вините других в своих проблемах. Не оправдывайтесь. Не будьте слишком чувствительны. Не будь королевой драмы.

15. Помните о том, за что вы благодарны

Попробуйте это упражнение:

Всякий раз, когда вам плохо, составьте список всего, что делает вас счастливым, радостным и благодарным.

Прекрасная семья, обожающие дети, добрые друзья, здоровье, счастливый дом, работа, которая оплачивает счета, ужин-сюрприз, приготовленный любящим супругом, блог, любимые книги и сувениры, неожиданная двадцатидолларовая купюра в кармане джинсов.

Все имеет значение.

После того, как вы это сделаете, подумайте, что случилось с чувством обреченности и мрака. Невозможно не поднять настроение, вспомнив все то фантастическое, что есть в твоей жизни.

Будьте благодарны и всегда находите место для большего счастья.

Немного вдохновения для вас: 32 вещи, за которые вы должны быть благодарны

16. Вы можете иметь все, но не одновременно

Нет большей правды, чем эта:

Вы не можете иметь все одновременно . У вас всего 24 часа в сутках, и вам нужно заботиться о своих отношениях, работе и духе.

В любой день фокус сместится. В некоторые дни вашим детям приходится ходить на продлёнку, потому что у вас важная встреча, а в другие дни работа должна отойти на второй план из-за больного ребёнка с высокой температурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *