ПОЗИТИВИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. П. Филатов
ПОЗИТИВИ́ЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный), филос. направление 19–20 вв., подчёркивающее надёжность и ценность опирающегося на опыт науч. познания по сравнению с метафизикой и иными формами духовной деятельности. Термин «П.» впервые использовал А. Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. В своём развитии П. прошёл три этапа, сохраняя при этом некоторые осн. установки, которые придают ему черты единого направления филос. мысли. Ядро П. составляют следующие положения: сциентизм – подлинное знание дают только конкретные (позитивные) науки; тезис о единстве наук – все науки, как естественные, так и социально-гуманитарные, должны использовать единые науч. методы наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирич. проверки; отрицание причинности, в природе её нет, есть лишь регулярности, с которыми события одного рода следуют за событиями другого рода; учёные в своих объяснениях не должны стремиться ответить на вопросы «почему», они должны лишь устанавливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи; наблюдения и факты как твёрдое основание знания обладают приоритетом перед теоретич. положениями, которые являются гипотетическими; жёсткая антиметафизич. установка: спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т. п. являются устаревшим и бесплодным типом мышления, от которого нужно очистить как науку, так и человеческое мышление в целом.
Родоначальником П. явился О. Конт, который в своём «Курсе позитивной философии» (1830–42) сформулировал его осн. положения. С сер. 19 в. П. стал многочисленным интернациональным движением. В Англии его сторонниками были Дж. С. Милль и У. Джевонс, логико-методологич. работы которых заложили основы философии науки. Г. Спенсер соединил позитивистский подход с эволюционным учением Ч. Дарвина, эта линия развивалась затем в работах Э. Геккеля, В. Вундта и др. Во Франции преобладал социальный П., связанный с идеями Конта о социальном прогрессе и необходимости разработки социологии как позитивной науки (Э. Ренан, И. Тэн, Э. Дюркгейм). Значит. влияние П. оказал на рус. философию и науч. мысль. Последовательным приверженцем П. был рус. учёный и философ Г. Н. Вырубов (1843–1913), ставший в 1867 соиздателем (совм. с франц. лексикографом и философом Э. Литтре, 1801–81) франц. ж. «Позитивная философия» («La philosophie positive»). В. В. Лесевич разрабатывал теорию познания, стремясь соединить П. с некоторыми идеями неокантианства. Наиболее сильным был вклад П. в рус. социологию, где его представителями были Н. К. Михайловский, Е. Де Роберти, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев и др.
В кон. 19 – нач. 20 вв. возник т. н. второй П., лидером которого был австр. физик и философ Э. Мах. В его учении, получившем назв. «эмпириокритицизм», был дан критич. анализ оснований классич. науки. Наряду с ним, видными фигурами этого этапа П. были Р. Авенариус, ученик Маха нем. философ И. Петцольд (1862–1929) и его англ. последователь К. Пирсон.
Третий этап П. отсчитывается с сер. 1920-х гг., когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность логич. П., или неопозитивизм Венского кружка (см. Аналитическая философия). Его отличит. характеристика состояла в том, что при сохранении осн. установок позитивистской философии он перенёс акцент на анализ языка науки и использование средств совр. логики для формулировки и решения филос. -методологич. проблем. В 1950-е гг. столетнее развитие П. завершилось, и он практически сошёл с филос. сцены, вытесненный разл. концепциями постпозитивизма. Однако разработанный в П. язык и методы анализа продолжают сохранять известное значение в совр. философии науки и в аналитич. философии.
Философия позитивная | это… Что такое Философия позитивная?
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире.
Содержание
|
Этапы развития позитивизма
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
1) Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт (Auguste Comte). Представители: Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart) (1806—1873), Герберт Спенсер (Herbert Spenser). (1820—1903 года).
2) Эмпириокритицизм — Представители: Эрнст Мах (1838—1916) (Ernst Mach), Рихард Авенариус (1843—1896)(Rihard Avenarius)
3) Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге (1848—1925) Gottlob Frege, Бертран Рассел 1872—1970 Bertrand Arthur William Russell , Людвиг Виттгенштейн (1889—1951) Ludwig Wittgenstein , Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4) Постпозитивизм — Представители: Карл Поппер (1902—1994) Karl Raimund Popper , Томас Кун (1922—1996) Kuhn Thomas, И.Лакатос, Пол Фейерабенд (1924—1994), Полани, Тулмин
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин). См. также философия науки.
В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Стадии человечества
- Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
- Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
- Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Идея эволюции
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.
Примечания
- ↑ Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2(47), С. 20
- ↑ Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. М., 1993, С. 34
Литература
- Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. — 416 с.
- Русский позитивизм. В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С.С, Гусев. Спб., 1995.-362 с.
Что такое наука позитива? — The Montana Institute
Наука позитива — это исследование того, как позитивные факторы влияют на культуру и опыт. Он фокусируется на том, как измерять и развивать позитив, и на протяжении десятилетий применяется в агентствах, сообществах и компаниях. Он основан на основном предположении, что позитив реален и заслуживает развития — в нас самих, в наших семьях, на наших рабочих местах и в наших сообществах (Linkenbach, 2007).
Те из нас, кто работает специалистами по охране труда и технике безопасности, иногда могут быть настолько сосредоточены на опасностях и проблемах, которые мы пытаемся уменьшить, что забываем эту основную истину. Наука Позитивного переворачивает эту ориентированную на проблему структуру и сосредотачивается на росте здоровых, позитивных, защитных факторов, которые уже существуют в наших сообществах. Когда мы начинаем смотреть на мир через эту позитивную, обнадеживающую линзу, это оказывает глубокое влияние на вопросы, которые мы задаем, данные, которые мы собираем, и то, как мы решаем вопросы здоровья и безопасности.
Науку позитива не следует путать с простым «позитивным мышлением». Это строгий процесс, который работает во всех культурах. И хотя Наука позитива основана на основном предположении, что позитив существует в каждом сообществе и культуре, она признает, что страдание, боль и вред вполне реальны. Одним из основных результатов является уменьшение страданий в наших семьях, наших сообществах и в нас самих.
Четыре основных этапа – Дух, Наука, Действие и Возвращение – составляют трансформационный процесс Науки Позитивного. Эти этапы, когда они полностью задействованы, работают вместе, чтобы создать синергетический цикл позитивной трансформации.
Spirit First
Мы застряли в двумерном подходе к нашей работе, при котором наука ведет к действию. Наука Позитивного направляет наши усилия уникальным образом, включая и интегрируя дух в этот процесс. Восстанавливаясь с духом и возрождая надежду, наша работа продолжается, руководствуясь основными ценностями, которые позволяют нам задавать разные вопросы, достигать людей с большей искренностью и действительно создавать пространство для культурной трансформации.
…Затем наука
После того, как мы определили наши основные ценности и цель, мы должны стремиться к точному пониманию окружающего мира. Наука заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы, строго отвечать на эти вопросы и искать наилучшее понимание сообществ, в которых мы работаем. Наши представления о том, что происходит как в наших сообществах, так и в наших собственных организациях, часто неточны. Эти неправильные представления заставят нас застрять в нашей работе.
…Чтобы возглавить действие
Специалисты по укреплению здоровья всегда готовы вмешаться и принять меры. Мы хотим начать улучшать здоровье наших сообществ немедленно и начать видеть результаты уже вчера. Но Действие должно быть последним. Без четкого понимания нашей цели и сообщества, в котором мы работаем, мы не можем участвовать в значимых действиях, которые способствуют как изменениям, так и преобразованиям.
…Для желаемой отдачи
Важнейшей и часто упускаемой из виду частью работы по укреплению здоровья является элемент Возврата: время отдыха, восстановления и обновления перед тем, как цикл начнется снова. Наша доминирующая культура зациклена на действии. Но размышления, требуемые «Возвращением», — это тяжелая работа. Спокойствие требует огромной энергии. Этот последний шаг цикла «Дух-Наука-Действие-Возвращение» — место смирения и подлинности. Мы установили наши намерения, использовали наши лучшие научные данные и предприняли действия, чтобы внести изменения. Мы выросли, узнали и прошли испытания, и теперь у нас есть мудрость, полученная в путешествии. И именно из-за этой аутентичности у нас есть что-то ценное, что мы можем вернуть сообществу.
Ключи к благополучию | Высшее благо
Прокрутите вверхЭто десять строительных блоков «Большого добра» для индивидуального и общественного благополучия — модели поведения, которые, согласно исследованиям, будут поддерживать ваше здоровье и счастье, а также способствовать установлению позитивных связей с другими людьми.
Альтруизм
Альтруизм — это когда мы действуем, чтобы способствовать чьему-то благополучию, даже с риском или ценой для себя. Хотя некоторые считают, что люди…
Читать далееТест на альтруизм
Вы даритель или Гринч?
пройти викторину
Трепет
Благоговение — это чувство, которое мы испытываем в присутствии чего-то огромного, бросающего вызов нашему пониманию мира, например, взгляда на миллионы…
Читать далееТест на благоговение
Могла бы твоя жизнь быть лучше?
пройти викторину
Преодоление различий
Американцы все больше разделяются по социальным и политическим признакам. Доказательства этой поляризации можно найти в наших самых сокровенных…
Читать далееТест на преодоление разногласий
Принимаете ли вы разнообразие происхождения и мнений в других?
пройти викторину
Сострадание
Сострадание буквально означает «страдать вместе». Среди исследователей эмоций это определяется как чувство, которое возникает, когда вы…
Читать далееТест на сострадательную любовь
Вы можете любить своего партнера по-настоящему, безумно, глубоко. Но любите ли вы сострадательно?
пройти викторину
Разнообразие
Для Научного центра Greater Good Science Center «разнообразие» относится как к очевидному факту человеческой жизни, а именно к тому, что существует много разных…
Читать далееТест на связь с человечеством
Насколько велик ваш круг интересов?
пройти викторину
Сочувствие
Термин «эмпатия» используется для описания широкого спектра переживаний. Исследователи эмоций обычно определяют эмпатию как способность ощущать…
Читать далееТест на эмпатию
Насколько хорошо вы чувствуете и понимаете, что чувствуют другие?
пройти викторину
прощение
Психологи обычно определяют прощение как сознательное, преднамеренное решение высвободить чувства обиды или мести по отношению к человеку…
Читать далееТест на прощение
Когда кто-то причиняет вам боль, вы чаще подставите другую щеку или отомстите?
пройти викторину
Благодарность
Роберт Эммонс, возможно, ведущий мировой научный эксперт в области благодарности, утверждает, что благодарность состоит из двух ключевых компонентов, которые он описывает…
Читать далееТест на благодарность
Действительно ли вы благодарны за хорошие вещи в своей жизни или воспринимаете их как должное?
пройти викторину
Счастье
Придумать формальное определение счастья может быть непросто.