Позитивная наука: ПОЗИТИВИЗМ • Большая российская энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. П. Филатов

ПОЗИТИВИ́ЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – по­ло­жи­тель­ный), фи­лос. на­прав­ле­ние 19–20 вв., под­чёр­ки­ваю­щее на­дёж­ность и цен­ность опи­раю­ще­го­ся на опыт на­уч. по­зна­ния по срав­не­нию с ме­та­фи­зи­кой и ины­ми фор­ма­ми ду­хов­ной дея­тель­но­сти. Тер­мин «П.» впер­вые ис­поль­зо­вал А. Сен-Си­мон для обо­зна­че­ния ме­то­да нау­ки, ко­то­рый дол­жен рас­про­стра­нить­ся и на фи­ло­со­фию. В сво­ём раз­ви­тии П. про­шёл три эта­па, со­хра­няя при этом не­ко­то­рые осн. ус­та­нов­ки, ко­то­рые при­да­ют ему чер­ты еди­но­го на­прав­ле­ния фи­лос. мыс­ли. Яд­ро П. со­став­ля­ют сле­дую­щие по­ло­же­ния: сци­ен­тизм – под­лин­ное зна­ние да­ют толь­ко кон­крет­ные (по­зи­тив­ные) нау­ки; те­зис о един­ст­ве на­ук – все нау­ки, как ес­те­ст­вен­ные, так и со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ные, долж­ны ис­поль­зо­вать еди­ные на­уч. ме­то­ды на­блю­де­ния и обоб­ще­ния дан­ных, вы­дви­же­ния ги­по­тез и их эм­пи­рич. про­вер­ки; от­ри­ца­ние при­чин­но­сти, в при­ро­де её нет, есть лишь ре­гу­ляр­но­сти, с ко­то­ры­ми со­бы­тия од­но­го ро­да сле­ду­ют за со­бы­тия­ми дру­го­го ро­да; учё­ные в сво­их объ­яс­не­ни­ях не долж­ны стре­мить­ся от­ве­тить на во­про­сы «по­че­му», они долж­ны лишь ус­та­нав­ли­вать за­ко­ны то­го, «как» ве­дут се­бя яв­ле­ния и ве­щи; на­блю­де­ния и фак­ты как твёр­дое ос­но­ва­ние зна­ния об­ла­да­ют при­ори­те­том пе­ред тео­ре­тич. по­ло­же­ния­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ги­по­те­ти­че­ски­ми; жё­ст­кая ан­ти­ме­та­фи­зич. ус­та­нов­ка: спе­ку­ля­тив­ные рас­су­ж­де­ния, объ­яс­не­ния че­рез «сущ­но­сти», «ко­неч­ные при­чи­ны» и т. п. яв­ля­ют­ся ус­та­рев­шим и бес­плод­ным ти­пом мыш­ле­ния, от ко­то­ро­го нуж­но очи­стить как нау­ку, так и че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние в це­лом.

Ро­до­на­чаль­ни­ком П. явил­ся О. Конт, ко­то­рый в сво­ём «Кур­се по­зи­тив­ной фи­ло­со­фии» (1830–42) сфор­му­ли­ро­вал его осн. по­ло­же­ния. С сер. 19 в. П. стал мно­го­чис­лен­ным ин­тер­на­цио­наль­ным дви­же­ни­ем. В Анг­лии его сто­рон­ни­ка­ми бы­ли Дж. С. Милль и У. Дже­вонс, ло­ги­ко-ме­то­до­ло­гич. ра­бо­ты ко­то­рых за­ло­жи­ли ос­но­вы фи­ло­со­фии нау­ки. Г. Спен­сер со­еди­нил по­зи­ти­ви­ст­ский под­ход с эво­лю­ци­он­ным уче­ни­ем Ч. Дар­ви­на, эта ли­ния раз­ви­ва­лась за­тем в ра­бо­тах Э. Гек­ке­ля, В. Вунд­та и др. Во Фран­ции пре­об­ла­дал со­ци­аль­ный П., свя­зан­ный с идея­ми Кон­та о со­ци­аль­ном про­грес­се и не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­бот­ки со­цио­ло­гии как по­зи­тив­ной нау­ки (Э. Ре­нан, И. Тэн, Э. Дюрк­гейм). Зна­чит. влия­ние П. ока­зал на рус. фи­ло­со­фию и на­уч. мысль. По­сле­до­ва­тель­ным при­вер­жен­цем П. был рус. учёный и фи­ло­соф Г. Н. Вы­ру­бов (1843–1913), став­ший в 1867 со­из­да­те­лем (совм. с франц. лек­си­ко­гра­фом и фи­ло­со­фом Э. Лит­тре, 1801–81) франц. ж. «По­зи­тив­ная фи­ло­со­фия» («La philosophie positive»). В. В. Ле­се­вич раз­ра­ба­ты­вал тео­рию по­зна­ния, стре­мясь со­еди­нить П. с не­ко­то­ры­ми идея­ми нео­кан­ти­ан­ст­ва. Наи­бо­лее силь­ным был вклад П. в рус. со­цио­ло­гию, где его пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли Н. К. Ми­хай­лов­ский, Е. Де Ро­бер­ти, М. М. Ко­ва­лев­ский, Н. И. Ка­ре­ев и др.

В кон. 19 – нач. 20 вв. воз­ник т. н. вто­рой П., ли­де­ром ко­то­ро­го был австр. фи­зик и фи­ло­соф Э. Мах. В его уче­нии, по­лу­чив­шем назв. «эм­пи­ри­ок­ри­ти­цизм», был дан кри­тич. ана­лиз ос­но­ваний клас­сич. нау­ки. На­ря­ду с ним, вид­ны­ми фи­гу­ра­ми это­го эта­па П. бы­ли Р. Аве­на­ри­ус, уче­ник Ма­ха нем. фи­ло­соф И. Пет­цольд (1862–1929) и его англ. по­сле­до­ва­тель К. Пир­сон.

Тре­тий этап П. от­счи­ты­ва­ет­ся с сер. 1920-х гг., ко­гда сфор­ми­ро­вал­ся и бы­ст­ро за­вое­вал ши­ро­кую по­пу­ляр­ность ло­гич. П., или нео­по­зи­ти­визм Вен­ско­го круж­ка (см. Ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия). Его от­ли­чит. ха­рак­те­ри­сти­ка со­стоя­ла в том, что при со­хра­не­нии осн. ус­та­но­вок по­зи­ти­ви­ст­ской фи­ло­со­фии он пе­ре­нёс ак­цент на ана­лиз язы­ка нау­ки и ис­поль­зо­ва­ние средств совр. ло­ги­ки для фор­му­ли­ров­ки и ре­ше­ния фи­лос. -ме­то­до­ло­гич. про­блем. В 1950-е гг. сто­лет­нее раз­ви­тие П. за­вер­ши­лось, и он прак­ти­че­ски со­шёл с фи­лос. сце­ны, вы­тес­нен­ный разл. кон­цеп­ция­ми пост­по­зи­ти­виз­ма. Од­на­ко раз­ра­бо­тан­ный в П. язык и ме­то­ды ана­ли­за про­дол­жа­ют со­хра­нять из­вест­ное зна­че­ние в совр. фи­ло­со­фии нау­ки и в ана­ли­тич. фи­ло­со­фии.

Философия позитивная | это… Что такое Философия позитивная?

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»

[1].


Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире.

Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания» [2]. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины XIX в.).

Содержание

  • 1 Этапы развития позитивизма
  • 2 Стадии человечества
  • 3 Идея эволюции
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1) Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт (Auguste Comte). Представители: Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart) (1806—1873), Герберт Спенсер (Herbert Spenser). (1820—1903 года).

2) Эмпириокритицизм — Представители: Эрнст Мах (1838—1916) (Ernst Mach), Рихард Авенариус (1843—1896)(Rihard Avenarius)

3) Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге (1848—1925) Gottlob Frege, Бертран Рассел 1872—1970 Bertrand Arthur William Russell , Людвиг Виттгенштейн (1889—1951) Ludwig Wittgenstein , Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4) Постпозитивизм — Представители: Карл Поппер (1902—1994) Karl Raimund Popper , Томас Кун (1922—1996) Kuhn Thomas, И.Лакатос, Пол Фейерабенд (1924—1994), Полани, Тулмин

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин). См. также философия науки.

В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии человечества

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.

Примечания

  1. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2(47), С. 20
  2. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. М., 1993, С. 34

Литература

  • Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. — 416 с.
  • Русский позитивизм. В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С.С, Гусев. Спб., 1995.-362 с.

Что такое наука позитива? — The Montana Institute

Наука позитива — это исследование того, как позитивные факторы влияют на культуру и опыт. Он фокусируется на том, как измерять и развивать позитив, и на протяжении десятилетий применяется в агентствах, сообществах и компаниях. Он основан на основном предположении, что позитив реален и заслуживает развития — в нас самих, в наших семьях, на наших рабочих местах и ​​в наших сообществах (Linkenbach, 2007).

Те из нас, кто работает специалистами по охране труда и технике безопасности, иногда могут быть настолько сосредоточены на опасностях и проблемах, которые мы пытаемся уменьшить, что забываем эту основную истину. Наука Позитивного переворачивает эту ориентированную на проблему структуру и сосредотачивается на росте здоровых, позитивных, защитных факторов, которые уже существуют в наших сообществах. Когда мы начинаем смотреть на мир через эту позитивную, обнадеживающую линзу, это оказывает глубокое влияние на вопросы, которые мы задаем, данные, которые мы собираем, и то, как мы решаем вопросы здоровья и безопасности.

Науку позитива не следует путать с простым «позитивным мышлением». Это строгий процесс, который работает во всех культурах. И хотя Наука позитива основана на основном предположении, что позитив существует в каждом сообществе и культуре, она признает, что страдание, боль и вред вполне реальны. Одним из основных результатов является уменьшение страданий в наших семьях, наших сообществах и в нас самих.

Четыре основных этапа – Дух, Наука, Действие и Возвращение – составляют трансформационный процесс Науки Позитивного. Эти этапы, когда они полностью задействованы, работают вместе, чтобы создать синергетический цикл позитивной трансформации.

Spirit First
Мы застряли в двумерном подходе к нашей работе, при котором наука ведет к действию. Наука Позитивного направляет наши усилия уникальным образом, включая и интегрируя дух в этот процесс. Восстанавливаясь с духом и возрождая надежду, наша работа продолжается, руководствуясь основными ценностями, которые позволяют нам задавать разные вопросы, достигать людей с большей искренностью и действительно создавать пространство для культурной трансформации.

…Затем наука
После того, как мы определили наши основные ценности и цель, мы должны стремиться к точному пониманию окружающего мира. Наука заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы, строго отвечать на эти вопросы и искать наилучшее понимание сообществ, в которых мы работаем. Наши представления о том, что происходит как в наших сообществах, так и в наших собственных организациях, часто неточны. Эти неправильные представления заставят нас застрять в нашей работе.

…Чтобы возглавить действие
Специалисты по укреплению здоровья всегда готовы вмешаться и принять меры. Мы хотим начать улучшать здоровье наших сообществ немедленно и начать видеть результаты уже вчера. Но Действие должно быть последним. Без четкого понимания нашей цели и сообщества, в котором мы работаем, мы не можем участвовать в значимых действиях, которые способствуют как изменениям, так и преобразованиям.

…Для желаемой отдачи
Важнейшей и часто упускаемой из виду частью работы по укреплению здоровья является элемент Возврата: время отдыха, восстановления и обновления перед тем, как цикл начнется снова. Наша доминирующая культура зациклена на действии. Но размышления, требуемые «Возвращением», — это тяжелая работа. Спокойствие требует огромной энергии. Этот последний шаг цикла «Дух-Наука-Действие-Возвращение» — место смирения и подлинности. Мы установили наши намерения, использовали наши лучшие научные данные и предприняли действия, чтобы внести изменения. Мы выросли, узнали и прошли испытания, и теперь у нас есть мудрость, полученная в путешествии. И именно из-за этой аутентичности у нас есть что-то ценное, что мы можем вернуть сообществу.

 

Ключи к благополучию | Высшее благо

Прокрутите вверх

Это десять строительных блоков «Большого добра» для индивидуального и общественного благополучия — модели поведения, которые, согласно исследованиям, будут поддерживать ваше здоровье и счастье, а также способствовать установлению позитивных связей с другими людьми.

Альтруизм

  • Альтруизм — это когда мы действуем, чтобы способствовать чьему-то благополучию, даже с риском или ценой для себя. Хотя некоторые считают, что люди…

    Читать далее
  • Тест на альтруизм

    Вы даритель или Гринч?

    пройти викторину

Трепет

  • Благоговение — это чувство, которое мы испытываем в присутствии чего-то огромного, бросающего вызов нашему пониманию мира, например, взгляда на миллионы…

    Читать далее
  • Тест на благоговение

    Могла бы твоя жизнь быть лучше?

    пройти викторину

Преодоление различий

  • Американцы все больше разделяются по социальным и политическим признакам. Доказательства этой поляризации можно найти в наших самых сокровенных…

    Читать далее
  • Тест на преодоление разногласий

    Принимаете ли вы разнообразие происхождения и мнений в других?

    пройти викторину

Сострадание

  • Сострадание буквально означает «страдать вместе». Среди исследователей эмоций это определяется как чувство, которое возникает, когда вы…

    Читать далее
  • Тест на сострадательную любовь

    Вы можете любить своего партнера по-настоящему, безумно, глубоко. Но любите ли вы сострадательно?

    пройти викторину

Разнообразие

  • Для Научного центра Greater Good Science Center «разнообразие» относится как к очевидному факту человеческой жизни, а именно к тому, что существует много разных…

    Читать далее
  • Тест на связь с человечеством

    Насколько велик ваш круг интересов?

    пройти викторину

Сочувствие

  • Термин «эмпатия» используется для описания широкого спектра переживаний. Исследователи эмоций обычно определяют эмпатию как способность ощущать…

    Читать далее
  • Тест на эмпатию

    Насколько хорошо вы чувствуете и понимаете, что чувствуют другие?

    пройти викторину

прощение

  • Психологи обычно определяют прощение как сознательное, преднамеренное решение высвободить чувства обиды или мести по отношению к человеку…

    Читать далее
  • Тест на прощение

    Когда кто-то причиняет вам боль, вы чаще подставите другую щеку или отомстите?

    пройти викторину

Благодарность

  • Роберт Эммонс, возможно, ведущий мировой научный эксперт в области благодарности, утверждает, что благодарность состоит из двух ключевых компонентов, которые он описывает…

    Читать далее
  • Тест на благодарность

    Действительно ли вы благодарны за хорошие вещи в своей жизни или воспринимаете их как должное?

    пройти викторину

Счастье

  • Придумать формальное определение счастья может быть непросто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *